Я в шляпе вы что не видите полная версия
Я в шляпе вы что не видите полная версия
Я НЕ ХОТЕЛА ВАС ОБИДЕТЬ, СЛУЧАЙНО ПРОСТО ПОВЕЗЛО
Поскольку времени немного, я вкратце матом объясню
БАШКА СЕГОДНЯ ОТКЛЮЧИЛАСЬ, НЕ ВСЯ, КОНЕЧНО, – ЕСТЬ МОГУ
Следить стараюсь за фигурой, чуть отвлекусь — она жуёт
ШАМАН ЗА СКВЕРНУЮ ПОГОДУ НЕДАВНО В БУБЕН ПОЛУЧИЛ
Всё вроде с виду в шоколаде, но если внюхаться — то нет
ОБИДЕТЬ ТАНЮ МОЖЕТ КАЖДЫЙ, НЕ КАЖДЫЙ МОЖЕТ УБЕЖАТЬ
МОИ НАМЕРЕНЬЯ ПРЕКРАСНЫ, ПОЙДЁМТЕ, ТУТ НЕДАЛЕКО
Я за тебя переживаю — вдруг у тебя всё хорошо
ДЕРЖИ ВОТ ЭТОТ ПОДОРОЖНИК — ЩАС ВРЕЖУ, СРАЗУ ПРИЛОЖИ
Я понимаю что вам нечем, но всё ж попробуйте понять
КАК ГОВОРИТСЯ, ВСЁ ПРОХОДИТ, НО МОЖЕТ КОЕ-ЧТО ЗАСТРЯТЬ
Кого хочу я осчастливить, тому уже спасенья нет
А ТЫ ГОТОВИТЬ-ТО УМЕЕШЬ? — Я ВКУСНО РЕЖУ КОЛБАСУ
Звони почаще – мне приятно на твой «пропущенный» смотреть
ЗАЧЕМ УЧИТЬ НАС, КАК РАБОТАТЬ, ВЫ НАУЧИТЕСЬ, КАК ПЛАТИТЬ
Характер у меня тяжёлый, всё потому, что золотой
ВЫ МНЕ ХОТЕЛИ ЖИЗНЬ ИСПОРТИТЬ? СПАСИБО, СПРАВИЛАСЬ САМА
Её сбил конь средь изб горящих, она нерусскою была
Когда все крысы убежали, корабль перестал тонуть
ДЕЛА ИДУТ ПОКА ОТЛИЧНО, ПОСКОЛЬКУ К НИМ НЕ ПРИСТУПАЛ
Работаю довольно редко, а недовольно каждый день
КОГДА НА ПЛАНЫ ДЕНЕГ НЕТУ, ОНИ СТАНОВЯТСЯ МЕЧТОЙ
Женат два раза неудачно — одна ушла, вторая – нет
ЕСТЬ ВСЁ ЖЕ РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ, РАЗ НЕ ВЫХОДИТ НА КОНТАКТ
Уж вроде ноги на исходе, а юбка всё не началась
Я ПОПРОСИЛ БЫ ВАС ОСТАТЬСЯ, НО ВЫ Ж ОСТАНЕТЕСЬ, БОЮСЬ
ОЛЕГУ НЕ ВЕЗЁТ НАСТОЛЬКО, ЧТО ДАЖЕ ЛИФТ ИДЁТ В ДЕПО
Меня запомните весёлым, а завтра я начну ремонт
ЗЕВНУ, УКРОЮСЬ С ГОЛОВОЮ, БУДИЛЬНИК ЗАВЕДУ НА МАРТ
Мы называем это жизнью, а это просто список дел
ВСЁ ТО, ЧТО НАС НЕ УБИВАЕТ, БОГАЧЕ ДЕЛАЕТ ВРАЧЕЙ
И жили счастливо и долго… он долго, счастливо она
Я НЕ ТУПЛЮ, А ЭКОНОМНО РАСХОДУЮ ПОТЕНЦИАЛ
Мне психиатр сказал: присядьте, щас успокоюсь и начнём
В НАРОД ХОДИЛИ ДЕПУТАТЫ ЛИШЬ ТОЛЬКО ПО БОЛЬШОЙ НУЖДЕ
Сержант почти поймал бандита, но тот по званью выше был
ПРИШЛА КО МНЕ СЕСТРА ТАЛАНТА, НО НЕ ДОСТАЛА ДО ЗВОНКА
Я ненавижу власть и деньги, когда они в чужих руках
ОЛЕГ ВЕСЬ ДЕНЬ КРУТИЛ БАРАНКУ, ПОТОМ НЕ ВЫДЕРЖАЛ И СЪЕЛ
Носите шляпки, дамы!
Ее любят, носят и снимают. Это чрезвычайно важное дополнение гардероба почти ушло из нашей жизни, ведь в XX век постарался стереть классовые различия, а шляпа умудрилась попасть в атрибут буржуазии.
Между тем история шляпы в Российской империи насчитывает 300 лет, и полна она невероятных событий, рассказывающих и о причудах моды и об особой роли этой части костюма. Кто только не решал судьбу шляпы в русском обществе – модистки и модницы, художники и поэты, церковь и даже цари. А все это из-за того, что среди модных и актуальных аксессуаров шляпа занимает очень высокое, главенствующее положение.
История шляп богата на события. С давних времен головной убор шляпы наделяли магическими свойствами и принимали за своего рода «двойника» головы.
К сожалению, даже археологи не могут сказать, что представлял из себя первый в мире головной убор, изобретение которого историки приписывают древнегреческим мастерам. Главным прародителем всех современных шапок, кепок и беретов уже давно принято считать «пилос» — солнцезащитный чепчик, который мужчины и женщины часто надевали на голову во время полевых работ. А что касается шляп. считается, что их прародителем стал головной убор из обыкновенной соломы, с полями и тульей.
По другой версии, прототипом современных шляпок является ни что иное, как остроугольные колпаки под названием «генины» — такие как носили на своих головах звездочёты и колдуны. Во Франции — стране, признанной законодательницей мод, подобные головные уборы появились на головах бургундских придворных дам. Причём, чем знатнее была дама, тем выше был генин на её голове. Знатнейшие из знатнейших порой даже не вписывались в стандартные двери (из-за высоты своего генина) и поэтому для них прорубали особые двери..
Во времена Средневековья головной убор мог многое рассказать о своём хозяине. Как писал знаменитый немецкий поэт XIX столетия Кристиан Гентер:
«По недоступным мне причинам во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина по шляпе лишь была видна. »
Действительно, по головному убору можно было легко определить общественное положение и статус человека. Выбор шляпы мог рассказать о принадлежности особы к великосветскому обществу, к богеме, а также о его неординарности. В средние века шляпы, богато украшенные дорогими мехами или драгоценными камнями, считались предметом роскоши.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Сюзанны Лундин (Соломенная шляпка)
Богатые женщины придавали этой детали гардероба огромное значение, ведь шляпки в то время были чем-то вроде визитной карточки. И чем шляпка оригинальней – тем лучше! У представительниц бедных классов дела со шляпками обстояли совершенно по-другому. Их беспокоила разве что функциональность шляпы и её удобство. Иногда шляпка заменяла собой зонтик. Новые шляпки бедные женщины приобретали редко, так как стоили они чрезвычайно дорого.
Чем только не украшали шляпы в те далёкие времена! Для этого использовали драгоценности, мех, ленты, перья, вышивку, кружева, пуговицы, кокарды, живые цветы. Во времена правления короля Карла Великого украшение головного убора перьями петуха или фазана считалось чуть ли не наивысшей наградой, а вот к шапкам и шляпам провинившихся каким-то образом особ, прикрепляли общипанные чучела маленьких птиц, обитавших в лесах.
И. У. Линдх. София Маргарета фон Гартман. XIX век
В эпоху Ренессанса возникла мода на шёлковые и бархатные береты, очень изящные, утончённые и элегантные. Затем, в семнадцатом столетии, их сменили треуголки и парики. А век спустя повились невысокие фетровые шляпки чёрного цвета и круглой формы, которые впоследствии стали прародителями цилиндров.
Донген Ван Кис — Женщина в черной шляпе (1908)
По словам мастеров шляпных дел, XIX столетие стало поистине золотым веком шляп, ведь в это время появилось огромное многообразие головных уборов, их форм и отдельных деталей. Малюсенькая женская шляпка под смешным названием «биби», чепчик с обилием лент и кружев, шляпка с мантоньерками, сделанная из соломы и носящая имя «гнездо шута», тюрбан, богато украшенный драгоценностями и птичьими перьями, изысканный малиновый берет – это ещё не полный список.
В. Л. Боровиковский Портрет Е. Н. Арсеньевой
Где-то в середине XIX столетия наступило пресыщение роскошью женских шляп и женщины начали активно осваивать гардероб противоположного пола. Шёлковые цилиндры, соломенные канотье, спортивные кипи и ковбойские шляпы – всё это довольно быстро пришлось по вкусу дамам.
И. Н.Крамской Неизвестная.
В следующем, двадцатом веке, роковую роль в шляпной моде сыграли опять-таки женщины! Это были Коко Шанель и Эльза Скьяпарелли. Шанель постаралась придать головным уборам для женщин лаконичную элегантность, а Скьяпарелли, вдохновлённая сюрреалистическими произведениями Сальвадора Дали, создала знаменитые шляпки-башмачки.
Популярные во все времена фетровые шляпы являются, можно сказать, национальным головным убором. Ещё древнерусские крестьяне носили так называемые «гречневики» — это такие головные уборы, которые имели треугольную форму, их валяли так же, как и валенки, из овечьей шерсти, а формовали на горшках, в которых варили гречневую кашу. Отсюда и название.
Попав под влияние европейской культуры, этот головной убор начал постепенно облагораживаться. А во время правления царицы Екатерины в деревне Клёново, расположенной рядышком с Подольском, серьёзно и основательно занялись производством фетра. Теперь его изготавливали не из грубой шерсти овец, а из пуха зайчиков и кроликов, который был гораздо мягче и нежнее. Кстати, прославленный велюровый фетр изготавливали именно из пуха, выстриженного со спинной части заячьей шкурки. А качество головного убора в те времена определяли вот таким способом: брали шляпку за борта и пробовали её на ощупь – если головной убор «выезжал» из-под пальцев – значит, качество отменное.
До тридцатых годов прошлого тысячелетия фетровые шляпы изготавливали вручную, а затем наладили промышленное производство головных уборов из фетра. Основное преимущество фетровых шляп и шапочек – это то, что они независимо от погодных условий, способны быстро восстанавливать свою первоначальную форму.
В.Серов Портрет княгини О. К.Орловой 1911
В России история шляп насчитывает уже три столетия. Одна их самых знаменитых шляпок второй половины XVIII столетия, богато украшенная колосьями и полевыми цветами, носила имя «Памела» — она была названа так в честь главной героини романа Сэмюэла Ричардсона «Памела или вознаграждённая добродетель».
Во все времена шляпа считалась таинственным аксессуаром. Когда-то она являлась неизменным атрибутом магов и ведьм, и ей приписывали магические свойства. И сейчас многие утверждают, что, надев шляпу, можно не только преобразиться внешне, но даже изменить своё самоощущение. Действительно, каждая женщина может легко почувствовать себя древнегреческой красавицей или мексиканской сеньоритой.
Илья Репин. Портрет артистки Беллы Горской.
Начало ХХ века — модерн, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен обилием кружев и лент, а завершала композицию головка — пышный бутон, в обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и живых цветов.
В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом — они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.
И.Репин Портрет М. Ф.Андреевой. 1905
1909-1911 годы. О времена, о нравы! Нет больше осиной талии, талии нет как таковой. Юбка стала прямой и умеренно узкой. Набирала силу женская эмансипация. Рушились старые каноны — мир захлестнуло танго. Поля дамских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции. В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко появляется на свет новая форма — «ток». Эта шляпка напоминает коробочку, поля у нее отсутствуют, она сидит ровно по голове и чем-то напоминает современную купальную шапочку. Триумф этой формы придется на 30-е годы.
Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.
Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все постепенно упростилось: прически утратили накладные букли, их место занял прямой или косой пробор, который заканчивался тугим узлом на затылке. Шляпки лишились своей пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные ленты и перышки.
Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности.
Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в посторонней помощи, в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение, райский цветок, а самостоятельная энергичная единица. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное — золотые, смоляные, льняные локоны и кудри. Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности — она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них.
Форма шляпки «ток» активно развивается, для стрижки «под мальчика» она идеальна. До середины30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы. Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну — правую сторону.
Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место — женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец — о ужас! — натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал — солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.
З.Серебрякова. Графиня Р.Зубова. 1938
Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки — совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями — одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».
Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому — свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам. Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора — это верх неприличия.
В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция проста, понятна и, безусловно, невероятно практична — защита от дождя, но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично, мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от шляп и повязывают голову воздушным шарфом.
Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная небрежность, то в военные годы вновь наступает «спокойный» период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.
В 50-х наступает долгожданное возрождение моды. Характерной чертой становится отсутствие гротескных, вычурных форм. Шляпка потеряла свою фантастичность, но не утратила изящества. Остался в моде любимый материал — солома, которую, используя новейшие технологии, красили во всевозможные цвета. Солома переплеталась изысканно и причудливо, а головной убор выходил лаконичным, практичным и, главное, ультрамодным.
В 60-х годах идет так называемая «переработка» стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм.
Еще в конце ХХ века, глядя на шляпы, можно было сказать, что время расцвета их миновало: нет больше роскошных шляп с перьями, хитроумные замысловатые конструкции из цветов улетели в прошлое, подхваченные ветром истории. Но пришел новый век, и интерес к шляпке постепенно возвращается. Пусть пока это взгляд в прошлое — в моде винтаж, пусть пока это шляпки из комода, но в них есть очарование и неповторимость эпохи, когда шляпка правила бал, когда из-за этой вещицы дамы проливали слезы и глотали смертельные пилюли, а кавалеры, на грани безумия, платили состояния за новый парижский шик!
Шляпа имеет и поговорку в народе. «Дело в шляпе», есть такое выражение. Это означает: всё в порядке, все удачно закончилось. Иногда объясняют происхождение этой поговорки тем, что в давние времена некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы судьи.
Без штанов – но в шляпе
Дарья Александровна Калинина Без штанов – но в шляпе
Глава 1
Как известно, все бывает хорошо в свое время. К примеру, свадебные гулянья и белое платье хороши для молодых новобрачных. Тем же, кому сильно перевалило за полувековой юбилей, вступать в брак в белых нарядах, с фатой и флердоранжем просто нелепо. Умилительно видеть молодую мать с первенцем на руках, которая души не чает в своем ребенке. И грустно наблюдать за женщиной, которая впервые обзавелась отпрыском в том возрасте, когда все поголовно принимают ее за бабушку малыша.
Но речь сейчас пойдет не об этих людях, впрочем, тоже существующих где-то в реальности. Речь пойдет о молодой паре, которая реализовала свои желания, но с заметным опозданием.
Итак, в маленьком домике на опушке леса жила пара счастливых новобрачных. То есть это все вокруг считали, что они счастливы, дескать, потому что недавно поженились. На самом деле все у них было, как у других. В меру любви, в меру себялюбия и выше всякой меры бытовых ссор и взаимных мелких упреков.
Жена всегда находила грязный носок, которым можно было ткнуть мужа. А муж не уставал повторять, что такой скверной стряпухи, наверное, нигде больше на свете не сыщешь. И тем не менее они жили и даже считали, что живут неплохо.
Новобрачными они стали лишь несколько месяцев назад, а вместе с тем прожили бок о бок уже много лет. Поэтому и кризис седьмого года семейной жизни застиг их буквально на пороге медового месяца. О том, что поездка в Египет превратилась в одну сплошную ссору, прерывающуюся лишь на подходы к шведскому столу, говорить даже не стоит. Молодые вернулись из свадебного путешествия со стойким ощущением того, что второго такого путешествия их брак уже точно не переживет.
Повседневные привычные дела и хлопоты помогли несколько приглушить отзвуки грандиозной египетской ссоры. К тому же, согласитесь, глупо разводиться, всего лишь несколько недель назад вступив в брак. Может, у кого-то и встречаются такие казусы, но только не у Ларисы с Богданом. Они были людьми разумными, служили в банке, занимали пусть и небольшие, но все-таки руководящие должности. И поэтому должны были подумать еще и о том, как отреагируют их подчиненные на известие о быстром разводе.
– Прошла бы хоть пара месяцев или лучше лет, – в тот момент откровенно признавался Богдан своим приятелям за кружкой светлого чешского в пятницу вечером и тут же обреченно добавлял: – А так…
– Говорил я тебе, не женись! – горячо заступался Серега – старый приятель Богдана и такой же старый холостяк, как еще совсем недавно Богдан. – Женишься – баба мигом тебе на шею сядет и командовать примется.
Богдан в ответ только вздыхал. Сереге хорошо говорить. Он вольный художник, чем хочет, тем и занимается. Баб у него – длинные шеренги. И все раскованные, все молодые и красивые. Длинноногие и поджарые. Серега меняет подружек одну за другой. Богдан уже со счета сбился, считая официальных любовниц. А уж таких, которые бабочки-однодневки, у Сереги и вовсе не счесть.
Но Богдану такой вариант не годится. Ведь у них в банке все строго: строгий дресс-код и еще более строгий контроль за моральным обликом сотрудников. Они с Ларой и в ЗАГС-то понеслись лишь потому, что Богдану намекнули, что если бы он состоял в законном браке, то освободившееся место руководителя отдела могло бы стать его.
– А теперь не факт, что я заполучу это кресло, – кисло гундосил он. – А с Ларкой в последнее время жить стало решительно невозможно. Она и раньше-то сладкой конфеткой никогда не была, а теперь и вовсе… Превратилась в какую-то мегеру!
– А ты ее приструни! – вступил в разговор третий их приятель – Рудольф, которого все звали просто Рудиком. – Бабу уму-разуму учить надо. Оплеух ей навешай, небось мигом притихнет.
И Рудольф стукнул кружкой по столу, от чего два его приятеля даже подпрыгнули на своих стульях.
– Я со своей только так и разговариваю, – заявил Рудольф. – Зато она у меня слово поперек пикнуть боится. Знает, мое слово в доме – закон!
Богдан с завистью покосился на приятеля и тяжело вздохнул. Нет, методика Рудольфа ему тоже категорически не подходила. Во-первых, бить жену или изменять ей – это было самому Богдану не по нутру. А во-вторых… если Лариса появится на работе с фингалом под глазом, то с мечтой о кресле руководителя отдела можно попрощаться.
Да и, положа руку на сердце, не хотелось колотить жену. К тому же Лариса посещала занятия по самообороне, а Богдан ленился. И в случае схватки еще было неизвестно, кто кому наваляет.
Рудольфу хорошо говорить, у него титул чемпиона по вольным единоборствам. И его тихая Гуля, затюканная еще строгими родителями, никогда не давала волю языку. Откровенно говоря, Богдан вообще от нее больше двух слов за раз не слышал. Обычно это была фраза: «Да, спасибо». Или «Обед на столе». За что можно навешать оплеух такой амебе?
Представив, что живет в доме с женщиной, скользящей вдоль стен бессловесной тенью, Богдан поежился. Нет, не по нему это. Если Рудольфу нравится, что все интересы его Гули сосредоточены вокруг детей и хозяйства, его воля. Но Богдану с такой женщиной было бы идти по жизни просто скучно.
– Нет, Ларка, она ничего… бывает даже ласковая. И я сам – тоже не подарок, если честно.
Друзья немедленно кинулись переубеждать Богдана. И еще полчаса он отнекивался, красный и счастливый от того, что есть на свете все-таки люди, которые ценят и любят его просто так, независимо ни от чего. Последний тост был выпит за дружбу. И Богдан не вполне уверенно, но все же двинулся к выходу из бара.
Усевшись в такси, он взглянул на часы. Тяжкий вздох вырвался из его груди. Время в теплой дружеской обстановке пронеслось незаметно. Между тем было уже начало двенадцатого, пока он доберется до дома, начнется новый день… А Лариса очень неприязненно относилась к таким вот задержкам супруга. Представив, что ждет его дома, Богдан поежился.
Но он знал, как действовать. И чтобы дать Ларисе возможность немного выпустить пар до его прибытия, заранее набрал ее номер. Богдан ожидал, что жена немедленно схватит трубку, чтобы услышать его оправдания, но до его слуха донеслись лишь короткие гудки.
Богдан перезванивал жене всю дорогу, но Лариса по-прежнему была занята разговором с кем-то другим. Неприятное чувство царапнуло Богданову душу. Он вспомнил, что за весь вечер Лариса ни разу не позвонила ему, хотя обычно она звонила ему почти каждый час, проверяя кондицию муженька. И когда считала, что Богдан уже дошел до подходящей к каким-то ее собственным эталонам кондиции, командовала:
– Милый, возвращайся! Я тебя жду.
Но сегодня она словно бы забыла про мужа! Тревога и страх заползли в душу загулявшего супруга.
– С кем же она треплется?
Со своими подругами Лариса никогда так долго не беседовала. С мамой тоже. Служебные проблемы предпочитала решать на службе. Лариса вообще была человеком рачительным. Стоимость сгорающих при разговоре по мобильному минут не позволяла ей расслабиться ни на мгновение.
Так с кем же Лариса беседовала вот уже почти час? И пока Богдан добирался на такси до своего дома, у него было достаточно времени, чтобы осмыслить все возможности. А если у его Ларисы кто-то появился? Любовник? Да нет, Лариса не из таких! Она не станет изменять мужу.
Богдан примерно представлял, как поступила бы жена в случае чего. Сначала она тактично предупредит его, что их браку пришел окончательный… Ну, понятно кто. И еще она сказала бы, что уходит к другому мужчине, а Богдан может считать себя свободным. И уж потом только, завершив один роман, отдалась бы страсти с другим мужчиной.
Но когда Лариса открыла ему дверь, Богдан облегченно вздохнул. Жена держала в руках телефонную трубку, ему она лишь рассеянно кивнула и еще более рассеянно чмокнула в щеку. Она даже не принюхалась к запаху алкоголя, который явственно исходил от мужа. И не прервала телефонного разговора, который оказался далеко не любовным:
– А еще они мне сказали, что наш дом подлежит сносу! Что все бумаги уже согласованы! Земля перешла во владение нового хозяина. И предложенная нам компенсация – это чистая любезность от застройщика. Как ты думаешь, это законно?
В последней фразе жены слышалось такое неприкрытое волнение, что Богдан невольно насторожился. Да и произнесенные ею слова заставили его вздрогнуть.
– Нас все-таки сносят?
Лариса в ответ махнула рукой, показывая, что ей сейчас решительно не до Богдана. Телефонный разговор с юристом слишком важен, чтобы отвлекаться на мелочи. Богдан все понял и смирился. Когда Лариса занималась каким-то делом, ни о чем другом она и думать не могла. Поэтому Богдан разулся, аккуратно повесил вещи в шкаф и потопал в ванную.
Когда он вышел оттуда с почищенными зубами, умытый и посвежевший, Лариса тоже была уже готова к общению.
– Ты понял, что случилось? – тревожно спросила она у мужа. – Эти гады все-таки выполнили задуманное!