гагаузы и молдаване чем отличаются
Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
Гагаузы небольшой народ, проживающий на территории Молдавии и Украины. За жесткий нрав их называют молдавскими или бессарабскими чеченцами. С нохча гагаузов роднит и то, что после развала СССР они безуспешно пытались создать собственное государство.
Православные турки
Происхождение гагаузов историками до конца не выяснено. Ряд исследователей считают их потомками средневековых кочевников – огузов, печенегов, куманов, которые откочевали из Северного Причерноморья на Балканы. По другой версии они турки-сельджуки, переселившиеся в Добруджу, где они вместе с половцами основали Огузскую державу. Есть мнения, что гагаузы – отуреченные болгары.
Генетика и лингвистика подтверждает тюркское происхождение гагаузов, которые приблизительно в Х веке пришли на Балканы и активно смешивались с местными жителями. От своих воинственных предков они унаследовали вспыльчивый характер. Как и у чеченцев, символом народа является степной волк. В переводе с огузского языка их название переводится как прямой нос или клюв.
Гагаузы считают, что соседние народы так назвали их предков за прямолинейность и решительность. Они всегда шли туда, куда смотрел их нос и не сворачивали с пути. Гагаузы православные, но вплоть до ХIХ сохраняли множество элементов язычества. Их численность оценивается в 250 тысяч человек, больше половины из которых проживает в Молдавии. 32 тысячи осели на Украине и 14 тысяч в России. Общины гагаузов есть в Турции, Греции, Румынии, Болгарии.
«Гага Ностра»
В «лихие 90-е» гагаузские группировки зарекомендовали себя как наиболее боеспособные и опасные. Как и чеченцы, гагаузы не платили дань в общак и держались обособлено от остального криминального мира. Не подчинялись они и «ворам в законе», которые предпочитали не связываться с «горячими» гагаузами. Они и сегодня отличаются дерзостью, а среди полицейских Одесской области сначала полушутливый термин «Гага Ностра» вызывает все меньше улыбок.
Основной заработок этнических группировок – воровство со складов в России, Украине, Румынии и Болгарии. При этом как налетчики славятся гагаузы из сел запада Одесской области, где сформировался свой аналог Сицилии. Промышляют они и кражами банкоматов, воровством товара на оптовых рынках, складах агрофирм, вооруженными налетами и похищениями ради выкупа.
Считается, что гагаузы контролируют знаменитый одесский рынок «7-й километр» и в 2017 году похитили со склада винницкой агрофирмы, принадлежавшей бывшему президенту Украины Петру Порошенко, удобрений на сумму 2 миллиона долларов. Решающую роль гагаузские группировки играют в криминальном мире Болгарии и Румынии.
Республика Гагаузия
Гагаузы, как и чеченцы, пытались создать собственное государство. В 1990 году Молдова выбрала курс на выход из состава СССР. Построение независимости сопровождалось националистическими лозунгами, притеснениями всего русского и попытками навязать национальным меньшинствам молдавский язык и культуру.
В Гагаузии – месте компактного проживания гагаузов на юге Молдавии начались протесты и разговоры о создании собственного государства. Для усмирения сепаратистов 25 октября 1990 года туда выдвинулось до 50 тысяч молдавских националистов-добровольцев. Руководил колонной первый премьер-министр Молдавии Мирча Друк. Автобусы с националистами сопровождали отряды молдавской милиции.
Узнав об этом, жители гагаузских сел, вооружившись арматурой, топорами и палками стали готовиться к боям. Избежать гражданской войны удалось только после прибытия советских солдат в зону конфликта. 31 октября 1990 года было объявлено о создании независимой Республики Гагаузии. Через четыре года она вошла в состав Молдовы как особое административно-территориальное объединение.
В Молдавии и сегодня не прекращаются разговоры относительно присоединения страны к Румынии. Однако согласно молдавскому законодательству в случае утраты Кишиневом своей государственности, Гагаузия имеет право на внешнее самоопределение. В феврале 2014 года гагаузы провели референдум и проголосовали за продление особого статуса.
«За 27 лет молдавской независимости гагаузы стали ближе к молдаванам, чем за всю свою историю»
В сознании типичного европейца (как, впрочем, и россиянина) Гагаузия — настоящая «терра инкогнита». Единственное, что может возникнуть в памяти далеким отголоском, — это развал СССР, парад суверенитетов, этнические конфликты конца 1980-х и начала 1990-х, столкновение между гагаузами и молдавскими властями, едва не переросшее в полноценную войну осенью 1990 года, передает geo.ru
Если судить по современным стереотипам, Гагаузия — очередной «тлеющий» конфликт на территории бывшего СССР, источник нестабильности в регионе, место противостояния Запада и Востока, Европы и России. За пугающими формулировками, однако, кроется неожиданная реальность.
Гагаузия — живописный, хотя и не до конца обустроенный край на юге Молдавии. Летом поля и виноградники напомнят бывалому туристу итальянскую Тоскану. Зимой Буджакская степь ворошит в памяти легенды и мифы о скифской равнине. Гагаузы совсем не суровы. Это спокойный, гостеприимный и предприимчивый народ, который не желает сдаваться под натиском экономических и социальных проблем, характерных для сегодняшней Молдавии.
Гагаузская автономия старается не отдаляться от страны, а интегрироваться в ее экономику. За 27 лет молдавской независимости гагаузы стали ближе к молдаванам, чем за всю предыдущую полуторавековую историю сосуществования на бессарабской земле. Разногласия подтолкнули к диалогу, осознание последствий политической изоляции заставило считаться друг с другом. Пусть не все проблемы решены — главное, удалось предотвратить «приднестровский» сценарий развития событий.
Что представляет собой сегодня Гагауз Ери — так по-гагаузски называется автономное территориальное образование, созданное на юге Молдавии в 1994 году? Это три района — Комратский, Чадыр-Лунгский и Вулканештский, — где на территории площадью 1848,46 квадратных километра живут около 130 тысяч человек, из которых 82 процента —этнические гагаузы. Важно отметить, что не все гагаузы проживают в Молдавии: после территориального передела бывшей Бессарабии по итогам Второй мировой войны около 30 тысяч их оказались в Одесской области Украины. Незначительные гагаузские диаспоры есть в Турции, Румынии и Болгарии. Около 14 тысяч гагаузов официально проживают в России.
Как и вся Молдавия, переживающая экономический кризис, Гагаузия живет преимущественно сельским хозяйством и денежными переводами от гастарбайтеров. Большинство гагаузов предпочитают отправляться на заработки в Россию. Многие не возвращаются.
Местный бизнес тяжело отвоевывает российский рынок (последствия российского эмбарго 2013 года чувствуются до сих пор).
С тем же трудом он проникает и на европейские рынки. Гагаузские виноделы — едва ли не лучшие в стране — потеряли больше всех. Но потеряли и российские ценители настоящих молдавских южных вин.
Столица автономии — город Комрат, наиболее оживленный и экономически развитый населенный пункт Гагаузии. Все контрасты Гагаузии, переплетение прошлого и настоящего можно увидеть в главном городе автономии: здесь соседствуют памятник Ленину, современные здания и дома сельского типа.
Внешне гагаузов трудно отличить от молдаван или русских — тюркские черты заметны не сразу. Другой, конечно, язык, другая манера общения — неторопливая, размеренная, испытующая. Но иногда и язык не помогает: большинство гагаузов предпочитают разговаривать на русском, которым владеют лучше, чем молдаване. Однако при приближении «чужака», которого по-восточному примечают сразу, или просто незнакомого человека могут перейти на родной язык, чтобы скрыть предмет беседы.
Гагаузы оберегают свою частную жизнь. Но если кому-то требуется их содействие или помощь, они открыты и отзывчивы. От племенного строя остались общинность, чувство единения и уважение к старшим. Особенно заметны признаки традиционного уклада жизни в селах. Часть тюркских традиций сохранилась в национальной одежде, в обустройстве домов, в ритуалах.
Но опытный этнограф без промедления отметит не тюркские, а балканские корни большинства обычаев и обрядов. Трудно отличить молдавскую свадьбу от гагаузской. И мало кто возьмется описать разницу между внешним видом молдавского села и гагаузского.
Гагауз обидится, если его назовут турком. Или спутают с болгарином. Даже если он плохо знает родной язык, он горд принадлежностью к своему народу и не считает нужным выдавать себя за другого. Гагаузы полагают, что, кроме России, у них мало друзей за границей автономии, хотя в последние годы заметна поддержка Гагаузии Евросоюзом — в частности, Румынией — и другими западными странами. Традиционно много помогают гагаузам страны тюркского мира — Турция, Туркмения. Финансируют в основном инфраструктурные проекты. С начала 1990-х Турция постоянно вливает деньги в систему образования, она один из главных инвесторов в местную экономику. Но вся эта помощь не меняет недоверчивого отношения самих гагаузов к «не своим». Принимают они всех, но не оставляют в своем сердце никого. С другой стороны, кто захочет новых друзей и новых перемен после такой истории, как у гагаузов? Тихая стабильность даже в условиях относительной изоляции предпочтительней любых перемен. Так что советская модель общественной жизни вперемежку с патриархальным укладом жизни гагаузам и ближе, и понятнее.
Вообще Гагаузия сегодня — это скорее маршрут для пытливого путешественника, нежели для праздного туриста. Пусть он не найдет тут роскошных замков и многоярусных садов, зато откроет для себя дикую красоту буджакских степей, живописность заповедников, мир интересных людей, сохранивших свою идентичность. Посетит старинные винные «подвалы», сооруженные бывшими немецкими колонистами, и попробует молдавское южное вино, во вкусе которого, как в судьбе гагаузов и их родного края, смешаны радость и печаль, легенды и повседневность, вчерашний день и сегодняшний.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Загадочные гагаузы: откуда они появились в Молдове
Кто такие гагаузы и откуда они взялись в Молдове – над этим вопросом историки бьются не одно столетие. Потомки печенегов и огузов, отуреченные христиане – как их только не называют. Догадки порождают множество стереотипов: что гагаузы ночуют в степи, ездят только на лошадях и кочуют с места на место. Но так ли это на самом деле?
В молдавские края гагаузы переселились в XVIII веке, по одной из версии, из Болгарии. Говорят, им так полюбилась буджакская степь, что они отказались кочевать дальше. Сегодня гагаузы являются одним из многочисленных народов Молдовы, живут отдельной автономией на юге страны и соблюдают традиции. А их у гагаузов много.
Например, одним из важнейших обрядов является свадьба. Основные торжества проходили в доме невесты. К замужеству ее готовили старшие женщины: наряжали, заплетали косу, складывали приданое. А вот свадебное платье шили родственники жениха. Кстати, замуж выдавали не в белом, а ярком зеленом платье. Кроме фаты голову молодой украшали геранью. Причем, цветок выращивала сама невеста, он считался символом красоты и чистоты. Нарядившись, она пускалась с гостями в пляс. Ведь чаще всего это было ее последнее вольное гуляние, которое обычно длилось три дня.
Гагаузские женщины – те еще модницы. Без бус и в поле не выходили работать. По женскому наряду можно было даже узнать судьбу: замужем ли женщина, сколько детей растит. Незамужние девушки в красивых платьях выходили на свадебный смотр. Если кавалер снимал с головы цветок, то считай, что сделал предложение. Но последнее слово всегда оставалось за родителями невесты.
В ярких нарядах буквально отражается природа буджаксой степи: голубые реки, зеленые рощи. Ткани окрашивали натуральными красителями.
«Зеленый цвет символизировал плодородие, поэтому платье у невесты было такого цвета. Это говорило о том, что будущая жена будет хорошо смотреть за своими детьми, будет их воспитывать и будет потрясающей хозяйкой», – говорит Ирина Сары, руководитель гагаузского ансамбля.
Кухня – пожалуй, единственное место, где женщина испокон веков чувствовала себя полноправной хозяйкой. Ведь в семье гагаузов строгий патриархат сохраняется до сих пор. В старину за софрой – круглым столиком – у каждого было свое место. Накормить большую семью было непростой задачей. Блюда готовила на скорую руку.
Согласно древним документам, основу гагаузского языка составляют тюркские слова. Однако существует и другая версия – что гагаузы зародились в Европе.
«Образ жизни нашего народа и облик нашего народа далек от азиатских тюркских кочевых народов и от кочевников», – считает Мария Капаклы, гид Национального гагаузского историко-этнографического музея.
Если о происхождении гагаузов еще ведутся споры, то их кочевое прошлое бесспорно. О нем красноречиво говорят предметы быта. Например, посуду делали прочную, но легкую. Деревянные ложки и тарелки спокойно помещались в походном мешке. А еще с собой всегда брали сосуд – сусак, в нем могло храниться вино или молоко. Сусак делали из особого вида тыквы, ее еще называли бутылочной. Когда плод созревал, его подвязывали таким образом, чтобы у кувшина вытягивались ручка или горлышко. Посуда получалась очень легкая, поэтому в далеких странствиях была незаменимой вещью.
В старину гагаузы содержали не только коз и овец, но и лошадей. Последние считались главным достоянием кочевника. Без коня гагауз не считался гагаузом. В XVIII веке гагаузы верхом прокладывали путь к лучшим землям. В селах и сегодня можно встретить конную упряжку. Хотя современные гагаузы давно освоили автомобили, но по-прежнему свято чтут грациозную лошадь. У гагаузов есть даже поверие: кто не ездил на лошади, тот всю жизнь ходил пешком.
Гагаузы
Гагаузы: православные тюрки
Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.
Этноним гагаузы
Сами себя гагаузы называют Gagauzlar. По одной из версий, это искажённое тюркское слово «гёк-огуз», что означает «синие» или «небесные» огузы.
Впрочем, у самих гагаузов популярна версия, согласно которой их этноним образовался от слияния слов «гага» («клюв» или «нос») и «уз» («прямой»). Дескать, сколько этот нос или клюв ни гни, он всё равно остаётся прямой. Так и гагаузы: всегда идут своим путём.
В России и Средней Азии гагаузы также часто называют себя болгарами.
Внешность гагаузов
На вид гагаузы мало отличаются от болгар, молдаван, южных украинцев, хотя иногда похожи на татар или турков. Они выраженные европеоиды, генетически имеют много общего с македонцами и сербами.
Всероссийская перепись населения 2010 года насчитала в России 13690 гагаузов, которые в основном компактно проживают в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии.
2,5 тысячи гагаузов живут в Тюменской области (в том числе1,6 тысячи – в Ханты-Мансийском автономном округе и 0,8 тысячи – в Ямало-Ненецком).
В Московской области насчитывается 1,5 тысячи гагаузов, в Москве – 1,2 тысячи.
Всего в мире живёт 250 000 гагаузов.
Исторически гагаузы живут в области Буджак на юге Молдовы, где им предоставлена автономия в виде территориального образования Гагаузия – Гагауз-Ери со столицей в городе Комрат. По переписи населения 2004 года, в Молдове насчитывалось 147,7 гагаузов, в том числе 128,6 тысячи – в Гагаузии.
На Украине насчитывается более 30 тысяч гагаузов, из них более 27 тысяч проживают в Одесской области. Гагаузы живут также в Турции, Греции, Румынии, Болгарии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии, США, Канаде и Бразилии.
Язык гагаузов
Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Он близок турецкому языку и южному диалекту крымско-татарского, но в отличие от турков гагаузы вместо звука «ğ» используют «g», что сближает гагаузский язык с тувинским.
Существуют центральный (чадырлунгско-комратский) и южный (вулканештский) диалекты гагаузского языка. Южный – более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков.
До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена гагаузская письменность на основе русской графики. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей.
Религия гагаузов
Большая часть гагаузов исповедует православие.
Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, по всей видимости, были тенгрианами – то есть, обожествляли Тенгри – небо. Некоторые языческие обряды они сохранили до XX века.
Некоторая часть гагаузов, «гаджа́лы», представляют из себя особую этнорелигиозную группу, которая исповедует ислам суннитского толка.
Болгарский историк Г. Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше – 21.
В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами, которые говорят на турецком языке. В российской тюркологии преобладает гипотеза о происхождении гагаузов от обращённых в христианство тюркоязычных кочевников южно-русских степей – булгар, печенегов, половцев, огузов и торков.
В Турции считается, что гагаузы произошли от тюрок-сельджуков, которые переселились на Балканы из Малой Азии в XIII веке. Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки – что от греков.
В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен.
По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и подчинялись Хазарскому каганату.
Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее.
В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство.
Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. В XIII веке оно называлось «Добружанское княжество» или «Узи эйялет». Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру.
В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет (с 1769 по 1854 годы) и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону.
Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан.
В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.
В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. После Второй Мировой войны гагаузские земли вошли в состав Молдавской советской социалистической республики СССР.
В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ»), и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). В её состав вошли 3 города и 27 сел.
Традиции гагаузов
Календарная обрядность гагаузов сохранила следы тюркской кочевнической традиции, а также переняла общебалканские мотивы. Например, у них есть Волчьи праздники (Джанавар Йортулары), открывающие зимний цикл обрядов (с середины ноября).
Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного.
Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа.
Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами. Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу.
В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу.
В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая – обряд вызывания дождя с Пипирудой.
В обряде «Пипируда» («бабочка») участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками.
В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением (фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе). В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха.
На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора.
На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин – например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный.
У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.
Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её.
Жилище и одежда гагаузов
Традиционное жилище гагаузов – это состоящий из трёх помещений дом («бююк», «евь») с завалинкой («приспа») и верандой на деревянных или кирпичных столбах вдоль стены, которая обращена на улицу. К дому обычно пристраивалась кухня и другие хозяйственные помещения.
Комнаты гагаузы украшали коврами с вытканными красными розами в обрамлении зелёных листьев на чёрном фоне, ткаными половиками и вышитыми полотенцами.
Гагаузские женщины носили туникообразную рубаху и безрукавное платье с широким шерстяным красным поясом, а поверх повязывали передник. На голову они повязывали плотный чёрный платок («чемьберь») поверх тонкого белого платка («мода»).
Зимой женщины надевали платье с рукавами, суконную кофту и овчинную безрукавку («жугрантлы минтанка») с кожаной аппликацией.
Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет («лифт»), чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа.
Гагаузские мужчины носили подпоясанную широким красным поясом рубаху и широкие суконные штаны. Летом – суконную шляпу, зимой – меховой колпак. Чабаны также носили меховые штаны («мешин»), безрукавку-минтанку и короткую куртку, украшенную цветной строчкой («кюрк»).
Занятия и ремёсла, кухня гагаузов
К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством. У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров.
Пища гагаузов хранит память об их прошлой кочевой жизни, если судить по тому, какими способами они обрабатывают молоко, хранят мясо творог и брынзу (в шкуре или в сосудах из тыквы – сусаках).
Они также готовят фаршированные бараниной со специями желудки («каурма»).
По праздникам на столе у гагаузов обязательно присутствует холодец («пача»), а для жертвоприношений они варят «курбан» – пшеничную кашу.
Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт – «йуурт». Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку.
Главный напиток гагаузов – красное вино.
Фольклор гагаузов
Свадебные песни гагаузов, как и у славян, печальные: в них воспевается горечь расставания невесты с родным домом.
В гагаузском фольклоре много легенд о лушницах, которые предсказывают судьбу ребёнка, и волшебных сказок, в которых живёт древний культ волка.
В народной музыке преобладает одноголосие, свойственное для музыкальной культуры тюрков.
Вокальная культура гагаузов представляет два стиля: «турку» (лирические, эпические, свадебные, сиротские песни, баллады, плачи) и «маани» (частушки).
Гагаузские танцы: «Аар ойун», «Фырли кундак», «Кадынжа». Обрядовые мелодии: «Пернеля» (пастушеская), «Гелин хавасы» (мелодия невесты), «Аламак авасы» (плач).
Народные инструменты: свирель, кауш (3-струнный смычковый наподобие болгарской гадулки), кобза, кавал, гайда, скрипка, различные идиофоны.
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6