в чем противоречие теории раскольникова
Противоречия теории Раскольникова, в чем противоречия сочинение
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — психологическое произведение, которое показывает внутреннее состояние героя, его переживания и эмоции.
Раскольников, главный герой произведения, — молодой студент, постоянно находящийся в размышлениях, он часто анализирует происходящие события. Родин живёт бедно, но хочет помогать людям, поэтому и решается на преступление — убийство старухи-процентщицы. Он считал, что, убив одну старуху, «мелкую вошь», он сможет помочь действительно нуждающимся людям. Герой хочет отомстить за униженных и оскорбленных. Раскольников наблюдал за жизнью обычных людей и был уверен, что его теория сможет спасти их.
Теория Родиона заключалась в том, что люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные люди — это простой народ, они не играют особой роли в обществе, их задача в том, чтобы воспроизводить себе подобных, то есть рабочую силу. Необыкновенные люди — это великие деятели, им позволительно совершить преступление, чтобы принести пользу обществу. Раскольников был точно уверен в правильности своей теории. Убийство старухи-процентщицы — это также своеобразная проверка места Родиона в обществе. Он хотел узнать: «Тварь я дрожащая или право имею?»
Второе противоречие его теории заключается в том, что он вроде хотел помочь людям, но в то же время ему было важно оценить себя. Раскольников возвел себя выше остальных, позволив себе совершить преступление, отнять у человека самое важное и ценное — жизнь. Сам герой сравнивает себя с Наполеоном, он рассуждает, что император погубил много человек, но это сделал его великим. Раскольников был уверен в том, что он совершил доброе дело, поэтому совершенно не раскаивался в своём поступке.
2 вариант
Раскольников главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского. Сам Родион был обычным бедным студентом, которым пытался помочь всему миру, но после понимал, что многое не в его силах.
И на фоне своего трудного финансового положения у Раскольникова возрождается в мыслях своя определенная теория, в которой он людей делит на два вида. Это обыкновенные люди и необыкновенные. По его мнению, у обыкновенных людей нет, другого выбора как жить, в режиме послушания и не нарушения закона, а необыкновенные могут, как хотят распоряжаться не только своей, но и чужой жизнью и им за это не чего не будет.
Родиону кажется, что люди, которые живут в достатке, обязательно должны быть преступниками. И это мнение является для создания его теории, которую он начинает проповедовать, пытаясь придерживаться ее и разобраться в сам себе к какой же категории людей себя отнести. Чтобы это понять ему приходится идти на преступление, о котором он сильно сожалеет. И начинает понимать Раскольников, что выдвинутая им теория не правильная и в ней присутствуют противоречия.
По своей мнимой теории Родион пытается действовать по принципу все можно и за это не чего не будет, но при этом он не теряет своей любви к людям. И к глубокому сожалению получается трагическое противоречие, что в итоги так жить не правильно и не возможно как он думает. Из-за своей теории Раскольников все более и более заходит в заблуждения, нежели чем было до создания ее. И все, понимая, он не может из-за происшедшего убийства как раньше общаться со своими родными и близкими людьми, и как прежде его уже не радует природа.
Подводя итог теории противоречия Раскольникова, можно сказать, что его очень сильно гнетет тот уровень жизни и состояние, в котором он находиться в мире. Он осознает все мотивы не состоявшейся и ложной своей теории. И на фоне этого герой терпит поражение и в этот заключается трагедия самого Родиона Раскольникова. И в финале романа главный герой понимает, что для того чтобы быть сверхчеловеком следует отказаться от всех лучших человеческих качеств как любовь и понимание к окружающим. И он не хочет быть таким плохим человеком и отказывается от своей теории, с помощью которой он только отдалился от общества людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Противоречия теории Раскольникова
Популярные сегодня темы
Портрет является одним из произведений Гоголя Николая Васильевича, в котором автор пытается противопоставить искусство, как прекрасное, с точки зрения творения и искусство с точки зрения наживы других людей
Если рассматривать практически любую духовную традицию, то практически везде используется институт ученической преемственности, то есть передачи опыта от старшего наставника к младшим ученикам.
Многие ребята при общении с родителями, когда они проверяют домашнее задание или ругают за проступки, совершенные на переменах, задумывались, как же они учились в школе
Пушкин был человеком творческим. Чтобы написать такие прекрасные произведения, нужна муза. Муза – это женщина. Как человек, в жилах которого течёт восточная кровь, поэт часто влюблялся в прекрасных женщин своей эпохи. Он посвящал им стихи.
Противоречия теории Раскольникова, в чем противоречия сочинение
Раскольников главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского. Сам Родион был обычным бедным студентом, которым пытался помочь всему миру, но после понимал, что многое не в его силах.
И на фоне своего трудного финансового положения у Раскольникова возрождается в мыслях своя определенная теория, в которой он людей делит на два вида. Это обыкновенные люди и необыкновенные. По его мнению, у обыкновенных людей нет, другого выбора как жить, в режиме послушания и не нарушения закона, а необыкновенные могут, как хотят распоряжаться не только своей, но и чужой жизнью и им за это не чего не будет.
Родиону кажется, что люди, которые живут в достатке, обязательно должны быть преступниками. И это мнение является для создания его теории, которую он начинает проповедовать, пытаясь придерживаться ее и разобраться в сам себе к какой же категории людей себя отнести. Чтобы это понять ему приходится идти на преступление, о котором он сильно сожалеет. И начинает понимать Раскольников, что выдвинутая им теория не правильная и в ней присутствуют противоречия.
По своей мнимой теории Родион пытается действовать по принципу все можно и за это не чего не будет, но при этом он не теряет своей любви к людям. И к глубокому сожалению получается трагическое противоречие, что в итоги так жить не правильно и не возможно как он думает. Из-за своей теории Раскольников все более и более заходит в заблуждения, нежели чем было до создания ее. И все, понимая, он не может из-за происшедшего убийства как раньше общаться со своими родными и близкими людьми, и как прежде его уже не радует природа.
Подводя итог теории противоречия Раскольникова, можно сказать, что его очень сильно гнетет тот уровень жизни и состояние, в котором он находиться в мире. Он осознает все мотивы не состоявшейся и ложной своей теории. И на фоне этого герой терпит поражение и в этот заключается трагедия самого Родиона Раскольникова. И в финале романа главный герой понимает, что для того чтобы быть сверхчеловеком следует отказаться от всех лучших человеческих качеств как любовь и понимание к окружающим. И он не хочет быть таким плохим человеком и отказывается от своей теории, с помощью которой он только отдалился от общества людей.
Зарождение теории
Раскольников по своей сути – добрый и отзывчивый человек. В нем замечали твердый и решительный характер, он стремится к защите обездоленных и обладает большой силой воли. Он не обделен положительными качествами, которые действительно смогли бы сделать из него великого человека. Он сострадателен и готов отдать последнее человеку, попавшему в беду. Но социальный строй, бедствование, нужда делают из него человека, который сбивается с истинного пути. Все, что видит вокруг себя Родион Романович – лишь нищета, несправедливость, отсутствие человеческих условий. Все это порождает в герое определенное изнеможение, из-за которого в голове бывшего студента, активно размышляющего о жизни, рождается страшная теория. Именно находясь в полнейшей нищете, в попытке спасти своих близких, обеспечить мать и сестру, помочь Мармеладовым и даже Лизавете, герой решается на убийство.
Деление людей
В своей теории Раскольников делит всех людей на два типа. Одни являются совершенно обыкновенными, их предназначение только в том, чтобы размножаться и плодить себе подобных. Их Раскольников называет «тварями дрожащими».
Вторые же, «необыкновенные» – люди, призванные вершить великие дела. К их числу герой причисляет Ньютона, Магомета, Наполеона (с которым сравнивает и себя). Эти люди, по мнению героя, «право имеют» даже на то, чтобы совершать преступления ради вершения великих дел и открытий. Эти люди должны уничтожать все на своем пути, чтобы достичь своей цели, которая в итоге благостно послужит всему человечеству. Раскольников искренне верит, что преступления могут быть совершены во благо. Он считает, что убийство человека из первой категории, уничтожение «воши» не является настоящим преступлением для человека, который «право имеет».
Противоречивость поступков героя
Герой хотел сдаться полиции, но не попасть в тюрьму;
Являлся человеком душевно развитым, однако принявшим бесчеловечное решение;
Совестливый, но с гордыней. (см. прилож. 6)
Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи.
Внутренний трагизм Раскольникова связан с отъединением героя от людей и с созданием бесчеловечной теории «крови по совести». В своих поступках человек свободен и независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в Родионе Романовиче одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве «перешагнуть через иные препятствия», чтобы «Наполеоном стать».
Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя.
Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию и самую передовую революционную. и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф. Ницше создал теорию “сверхчеловека”, которому все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой и суд других ему безразличен. Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности.
Да, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть у ненормального человека, но они тут же пресекаются здравым смыслом и законом. Возможно, если бы теория осталась только на бумаге, она показалась бы плодом изможденной фантазии бедного человека. Но Раскольников начал ее осуществлять! Старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», она не приносит никому пользы, она должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело одного человека – судить других. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Индивидуалистическая теория — источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного логического опровержения «идеи-чувства» Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест: как разграничить обыкновенных и необыкновенных людей; что будет, если все возомнят себя Наполеонами? Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с «реальной действительностью». Будущее нельзя арифметически прогнозировать. Мы видим, что та самая «арифметика», о которой говорил в трактире незнакомый студент, терпит полный крах.
В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. Евангельская притча о воскрешении Лазаря причудливо преломляется в судьбах Сони и Раскольникова. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни сердца другого». [ 1.33.]
LiveInternetLiveInternet
Материал из книги Волковой Л.Д. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание” в школьном изучении”. Пособие для учителя. Л., Просвещение, 1977.
Рекомендую эту книгу как учителям, так и ученикам. Выписки из неё.
Сущность жизни человека-в свободе, в своеволии человека
В чём сущность своеволия Раскольникова? За словами о благе человечества(как у Чернышевского в 4 сне-построение хрустального дворца) выступает идея наполеонизма, стоящего над человечеством)
Достоевский ставит вопрос: допустимо ли построение хрустального дворца? Допустимо ли, чтобы один человек присвоил себе правостать благодетелем?
Допустимо ли ради большинства уничтожить меньшинство?
2 Раскольников не раскаивается в преступлении, но принимает наказание за протест, который не совершил.Что-то высшее побеждает в нём. Борьба совести, протест против крови, и разума, оправдывающего кровь-в этом душевная драма. Явка с повинной доказала, что не теория неверна, а что сам не принадлежал к числу великих. И только на каторге нравственное сознание пробудилось. Совесть, натура оказались сильнее » В теории ошибочка вышла»
В чём ошибочность теории Раскольникова?
С точки зрения Лужина всё верно. Чтобы в государстве было боьше счастливых людей, нужно поднять их уровень зажиточности.А так как основой хозяйственного прогресса является личная выгода-заботься о ней.Это следствие теории Раскольникова : «сильному всё позволено». Это пародия на теорию Раскольникова. Это разрешение права на существование той вши, которая займёт командное положение.
Раскольников говорит Лужину: » А даведите до последствий что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать»
Неотразимая логика этого рассуждения и губит Раскольникова. Следоватнльно, в его рассуждениях есть какая-тоошибка.
2 аргумент Люди, подобные Раскольникову, исходят вначале из гуманизма сострадания-защита униженных.А если он берёт на себя такую миссию, значит, он считает себя необыкновенным, которому всё дозволено.Вот почему делит на две категории. И ему важно:кто он?
Достоевский против всех идей и теорий бунта.
3 аргумент.Он вытекает из разрешения крови по совести.Если герой освободится от принципов и идеалов, то естественно он превратится в Свидригайлова. Свидригайлов уже прошёл путь за справедливость.
ОТРИЦАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ-вот что роднит Свидригайлова и Раскольникова.. Свидригайлов преграждает путь Раскольникова к раскаянию(только после его смерти Раскольников идёт и признатся)
4 аргумент Натура противится (преступление претит здравому человеческому смыслу. Разумихин отвергает теорию
5 аргумент. Сам писатель против любого бунта. Достоевский отвергает революционный путь, ставит вопрос о нравственном саммоусовершенствовании-к Христу.
Одновременно Достоевский показывает и ео неизбежность. Она вытекает из состояния современного мира. ЧТО ДЕЛАТЬ? » Свобода и власть…цель Рскольникова. Вего ответе противоречие, которое подчёркивает Достоевский. Содной стороны-сломать раз и навсегда. С другой-чтобы встать НАД.
Таким образом, Достоевский понимал и показал неизбежность бунта, так как НИКОГДА НЕ СОГЛАСИЛСЯ БЫ ОСУЩЕСТВИТЬ БУНТ ПУТЁМ УБИЙСТВА.
После бунтаря Раскольникова появится положительный прекрвсный человек князь МЫШКИН, проповедывавший ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.
Нравственные законы нельзя нарушать.Любая человеческая личность священна и неприкосновенна.
«В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РАСКОЛЬНИКОВА?»
«Право имеющие»
Другие же люди – особенные, избранные. Их мало, но они способны вершить правосудие и создавать великие дела. Преступления для таких людей – нормальное дело, они на него «право имеют» и даже обязаны совершать их во имя спасения человечества. Современникам они кажутся жестокими тиранами, но потомки заносят их в историю как великих деятелей и кумиров. К их числу Раскольников относит Наполеона. К ним относит он и себя. Именно попытка доказать самому себе, что он относится к данной категории людей толкает его на убийство старухи.
Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова?
Герой психологического романа Ф.М.Достоевского решается на убийство ради проверки собственной теории. Однако после совершенного Родиона Раскольникова постигает тяжелый недуг. В происходящих с ним метаморфозах показана внутренняя противоречивость характера.
Бывший студент живет в нелегких условиях. Социальное положение и царящая вокруг несправедливость наталкивают его на мысль о создании собственной теории о делении людей на «правоимеющих» и «тварей дрожащих».
Он считает, что «необыкновенным» позволено жертвовать жизнями слабых ради общего блага. Но перед автором возникает закономерный вопрос: к какому типу людей принадлежит он сам? Ответить на это он может лишь проверив себя на практике.
Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, которую считает «вошью», недостойной вершить судьбы обращающихся к ней людей. Но теория Раскольникова изначально была обречена на провал, поскольку сущность героя противилась антигуманным мыслям. В душе студента постоянно шла борьба. Чтобы показать моральное состояние героя автор прибегает к психологизму, описывая его сны. Родиону видится эпизод из детства, когда пьяные мужики убили лошадь. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Видно, с какой болью мальчишка переживает эту сцену. Таким образом Достоевский показывает неспособность Раскольникова к жестокости.
Раскольникову предстоит долгий путь возрождения, на который наставляет его падшая девушка. В эпилоге романа мы видим лишь начало очищении души Родиона. Он чувствует любовь к Соне Мармеладовой и благодаря ей – к человечеству в целом. Постепенно проходит отчуждение, даже каторжники меняют свое отношение к молодому убийце.
Таким образом, в душе Раскольникова заложено глубокое противоречие. Он желает испытать себя, прибегнув к убийству, но вся его сущность противится греховному деянию.
Полезный материал по теме:
Крах теории
После совершения убийства теория сразу же начинает рассыпаться. Попытка обокрасть старуху, чтобы раздать деньги нуждающимся (своей семье, Мармеладовым) обернулась неудачей. Преступление совершено зря. Но не только это не дает покоя Родиону. Встретившись с такими персонажами как Лужин и Свидригайлов, Раскольников понимает, насколько схожи их идеи с его пониманием жизни. В своей теории он предполагал, что «право имеющие» могут избавить мир от таких персонажей, которые похожи на Лужина и Свидригайлова. Но размышляя об убийстве, терзаясь муками отчуждения от людей, страхом быть разоблаченным, он понимает, что именно эти ненавистные для него личности наиболее близки по духу к нему самому, к его идее. Попытка вознестись над остальными выражается одинаковыми чертами между Раскольниковым, Лужиным и Свидригайловым.
Нравственного воскрешения героя Достоевский в романе «Преступление и наказание» не показывает. Раскольников лишь находит путь к нему, идя долгой и тернистой дорогой. Но читатель видит, насколько одержим может быть человек идеей, к каким тяжелым последствиям может привести такая одержимость. Идея Раскольникова о том, что сильный имеет право на преступление над слабым оказалась провальной, жизнь и человеческие качества все же победили эту теорию, несмотря на полнейший упадок социального строя вокруг.
Данная статья поможет написать сочинение «Смысл теории Раскольнкиова», раскрыть ее основную суть и показать весь абсурд существования таких идей.
«В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РАСКОЛЬНИКОВА?»
В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — это тайна, в особенности русский человек. “Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фанатическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особой гениальности”, — говорит Свидригайлов. В словах Аркадия Ивановича заключается ключ к постижению характера Раскольникова. Сама фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа. А теперь послушаем характеристику, которую дает Родиону Романовичу Разумихин: “Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время… мнителен и ипохондрик… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера, поочередно сменяются… ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то”. Мучительная внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Родиона Романовича мучает не примитивный вопрос — убивать или не убивать, а всеохватная проблема: “Подлец ли человек, весь вообще род, то есть человеческий”. Рассказ Мар-меладова о великости Сониной жертвы, письмо матери о судьбе Дунечки, сон о Савраске — все это вливается в общий поток сознания героя. Встреча с Лизаветой, воспоминания о недавнем разговоре в трактире студента и офицера об убийстве старухи-процентщицы подводят Раскольникова к роковому для него решению.
Внимание Достоевского приковано к уяснению первопричин преступления Раскольникова. Слова “убить” и “ограбить” могут направить мысль читателя по ложному пути. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить. И совсем не потому, что живет в нищете, что “среда заела”. Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Человек у Достоевского изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере это относится и к Раскольникову. Убийство — результат свободного выбора. Однако путь к “крови по совести” довольно сложен и длителен. Преступление Раскольникова включает в себя создание арифметической теории “права на кровь”. Внутренняя трагичность и противоречивость образа заключается именно в создании этой логически почти неуязвимой теории. Сама же “великая идея” является ответом на кризисное состояние мира. Раскольников — явление отнюдь не уникальное. Схожие мысли в романе высказывают многие: студент в трактире, Свидригайлов, даже Лужин…
Основные положения своей бесчеловечной теории герой излагает в исповедях перед Соней, в разговорах с Порфирием Петровичем, а до этого, намеками — в газетной статье. Родион Романович комментирует: “…необыкновенный человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной для всего человечества) того потребует… Люди, по закону природы, разделяются, вообще, на два разряда: на низший (обыкновенных)… и собственно на людей…” Раскольников, как мы видим, обосновывает свою идею ссылкой на благо всего человечества, исчисленное арифметически. Но может ли счастье всего человечества основываться на крови, на преступлении? Впрочем, рассуждения героя, мечтающего о “свободе и власти… над всей дрожащей тварью”, не лишены и эгоизма. “Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”, — признается Раскольников. “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” — с ужасом говорит Соня.
Индивидуалистическая теория — источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного логического опровержения “идеи-чувства” Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест: как разграничить обыкновенных и необыкновенных людей; что будет, если все возомнят себя Наполеонами? Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с “реальной действительностью”. Будущее нельзя арифметически прогнозировать. Та самая “арифметика”, о которой говорил в трактире незнакомый студент, терпит полный крах. Во сне Раскольникова об убийстве старухи удары топора не достигают цели. “Он… тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная… Старушонка сидела и смеялась…” Бессилие Раскольникова, неподвластность окружающего его воле выражается сложной образной символикой. Мир далеко еще не разгадан, он и не может быть разгадан, привычные причинно-следственные связи отсутствуют. “Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окно”. “Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — он, верно, теперь загадку загадывает”. Таким образом, теория не опровергается, а как бы вытесняется из сознания и подсознания героя. Суть духовного воскресения Раскольникова заключается в обретении через страдания “живой жизни”, любви, веры в Бога. Острожный сон о моровой язве знаменует собою выход из тьмы лабиринта. Уменьшается пропасть между героем и простыми каторжанами, расширяются горизонты личности героя.
Подведем некоторые итоги. Внутренний трагизм Раскольникова связан с отъединением героя от людей и с созданием бесчеловечной теории “крови по совести”. В своих поступках человек свободен и независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в Родионе Романовиче одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве “перешагнуть через иные препятствия”, чтобы “Наполеоном стать”. В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. Евангельская притча о воскрешении Лазаря причудливо преломляется в судьбах Сони и Раскольникова. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни сердца другого”. В эпилоге писатель оставляет героев на пороге новой, неведомой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного духовного развития. В этом проявляется вера писателя-гуманиста в человека — даже в убийцу! — вера в то, что человечество главного своего слова еще не сказало. Все впереди!
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще: