вот что мне довелось наблюдать в саянских горах
Диктант «Рябина» — 10 класс Русский язык
Диктант №1
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.
2. Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы после л». Объясните написание. Запишите слова — исключения из этого правила.
3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.
Диктант №2
Осенью, когда похолодает, и река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, и на мокрой от росы траве посверкивает паутина, и в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток. Вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины: вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой, мы щедрые! Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой.
Хлынет дождь — и засверкает весь речной берег. Стекает вода с рябиновых кистей, капелька за капелькой, ягоды красные, и капли красные. Где висела одна ягода, сейчас их две, и обе живые. Чем больше дождя, тем больше ягод в лесу.
Всё, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но такое не заметить трудно. Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после долгой отлучки, увидишь всю эту красоту в удивительно чистом, завораживающем сиянии. Увидишь, как в первый раз, всё заново и радуешься за себя, что увидел. Ни наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. Вот она какая, наша рябина!
1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.
2. Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы после л». Объясните написание. Запишите слова — исключения из этого правила.
Диктанты по русскому языку 5 класс 3 четверть
Диктанты на тему «Лексика»
Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь.
Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. (117 слов)
Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.
Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.
Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.
Диктанты на тему «Имя существительное»
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (110 слов)
Гаврик спал возле лодки. Он положил под голову камень и укрыл лицо дедушкиным плащом. Гаврика охватила дрожь. На ногах не было носков, и Гаврик поджал ноги.
К утру из-за туч выглянуло солнце. По поверхности моря пошла рябь. В направлении горизонта показалась светлая полоса.
А возле дач кричат первые петухи. В такую ночь нельзя спать под крышей. Гаврик встал, умылся в море, увидел в морской пучине рыбёшек. Он прошёл сквозь заросли бурьяна к своему сараю.
Сарай находился на бугорочке. В сарае спал дедушка. Дедушка уже был в огороде. Помидоров в огороде оставалось мало. Дедушке удалось собрать штук шесть. Цыплёнок бегал у ног дедушки, клевал землю. Дедушка вошёл в сарай, достал с полки кусок хлеба и положил его рядом с помидорами. Сегодня дедушке предстояло много дел. (124 слова)
Под толстым рыхлым снегом медведи спокойно спят всю зиму. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются мохнатые медвежата. Мать осторожно держит бурых детёнышей около своей груди, кутает их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревает своим дыханием, вылизывает их шёрстку.
Но вот медведица с медвежатами выходит из берлоги. Теперь она учит малышей выкапывать вкусные корни, сладкие луковицы, клубни растений. Медвежата сгребают сухие ягоды, роются в гнилых пнях. Жирные жучки, мягкие червячки — всё идёт в пищу.
А медведица зорко смотрит по сторонам. Она готова оградить детёнышей от опасности. Если медвежатам грозит беда, медведица бросится на любого противника. (102 слова)
Диктанты на тему «Морфология»
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. (114 слов)
Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. (115 слов)
Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой?* Не удивляйтесь, но предположительно первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило. Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шел по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдет, когда девочка подрастет. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, все время спотыкается и падает. А мама ее поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!» Писателю понравилось это словцо, и он назвал им своего сказочного героя. Так появился этот «неизвестный науке зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице нашей родины. (95 слов)
Контрольные диктанты
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.
Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (98 слов)
Признаки приближения весны
Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.
Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет.
Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания. (102 слова)
Я пошёл на охоту. Попадалась разная дичь. Вечерняя заря погасла, и в воздухе начинали разливаться тени. Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. У моих ног тянулась узкая долина. Я остановился в недоумении. Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. Я вскарабкался на другую сторону и стал забирать вдоль осин. Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. Резво пролетел в вышине ястреб. Он спешил в своё гнездо. Я добрался до края леса, но дороги не было. Низкие кусты расстилались передо мной, а за ними виднелось поле. Ночь приближалась и росла. Всё вокруг было чёрным. Ночные птицы мчались у меня над головой. «Заблудился!» — подумал я. (115 слов)
Диктант с грамматическим задание по русскому языку
Диктант с грамматическим задание по русскому языку для 5 класса (1 полугодие)
Просмотр содержимого документа
«Диктант с грамматическим задание по русскому языку»
Контрольный диктант за I полугодие по русскому языку.
Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)
1. Найдите в тексте слова с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с теми корнями, у которых они имеются:
(Ответ: расположились, растут, заросли, растительностью, располагаемся, растений)
3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи во 2-м предложении 1 абзаца: Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты.
4. Найдите и выпишите слова, в корнях которых при изменении слова или при образовании новых слов происходит чередование согласных. Корни выделить:
(Ответ: возвышаются- ввысь, берегам-бережок, река-речка, приближаемся-близко, подножию-нога, наслаждением-услада, вдыхаем-дышать, цветущих-цвести, много-множество, рассказывает-расскажет).
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. (По А. Смирнову)
Грамматическое задание к диктанту:
1. Найдите во втором абзаце в 8 предложении слово с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем
(Ответ: гусеницы, скворцы)
3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи в 4-м предложении 1 абзаца.
1. Найдите во втором абзаце в 10 предложении слово с чередующимся гласным в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем
2. Найдите и выпишите слова, в корнях которых при изменении слова или при образовании новых слов происходит чередование согласных
3. Сделайте морфемный разбор самостоятельных частей речи в 5-м предложении 2 абзаца.
Конспект урока по русскому языку «Диктант «»Рябина»(5 класс)
Предмет: русский язык
Учитель: Саламова Т.М.
Тема урока: «Контрольный диктант «Рябина»
Цели урока: п роконтролировать знания учащихся по изученным разделам; проверить орфографическую зоркость, умение производить морфемный разбор.
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Дежурные раздают тетради. Оформление тетрадей.)
2.Работа по теме урока.
1.Чтение текста диктанта учителем 1 раз.
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
2. Слова для справок (на доске):
3. Запись текста под диктовку.
4. Выполнение грамматического задания.
— Обратите внимание, что задания выполняются по вариантам, задания общие для обоих вариантов, их надо записывать всем.
Задание записывается на доске:
1.Сделать морфемный разбор слов: ( I вар.) хвойный, пихтовый;
( II вар.) светлый, рябиновый.
2. Выполнить синтаксический разбор ( I вар.) 5 предложения: Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою.
( II вар.) 9 предложения: Резные листья рябины хорошо пропускают свет.
3. Физминутка (по желанию учащихся).
— Мне понравилось задание…
5. Итоги урока (самопроверка).
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах?
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах.
Там рос хвойный пихтовый лес.
Травы в пихтовом лесу совсем нет.
Только маленькие рябинки зеленеют по полянам.
Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою.
Лет через тридцать этого места было не узнать.
Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный.
Резные листья рябины хорошо пропускают свет.
В рябиннике появилось много птиц.
Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали.
Оранжевые ягоды сыпались дождем.
Много ягод попадало в почву.
Из них вырастали молодые рябины.
Рябиновый лес становился все гуще.
И тогда вновь в лесу стали расти пихты.
Сначала маленькие, потом все выше и выше.
И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
Задание 1)Найдите слова с чередованием гласных в корне.
Графически объясните выбор гласной.
2)Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы после л».
Запишите слова — исключения из этого правила.
2. Может орфограмма и, ы после ц?
Гусеницы (пишем ы и выделяем окончание ы, потому что в окончаниях существительных после ц пишется ы), скворцы (окончание ы по тому же принципу).
Служебные части речи : только (частица), по (предлог).
Помогите сделать упражнение по русскому 3 класс?
Помогите сделать упражнение по русскому 3 класс.
Задание : В какие две группы можно объединить слова?
Вот слова : рябина, рябинушка, к рябине, рябинка, у рябины, рябиновый, рябинник.
Прочитайте?
В какие две группы можно объединить слова?
Объясните свой ответ.
Рябина, рябинушка, (к) рябине, рябинка, (у) рябины, рябинновый, рябинник.
В какие две группы можно объединить слова рябина, рябинушка, к рябине, рябинка, у рябины, рябиновый, рябинник?
В какие две группы можно объединить слова рябина, рябинушка, к рябине, рябинка, у рябины, рябиновый, рябинник.
Рябину называют осенней красавицей?
Рябину называют осенней красавицей.
Рябина полезная ягода.
Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц.
А птицы истребляют вредителей лесов.
Подскажите плиз неодушевл имена сущест?
Рябина, ягода, почву, плодами, лесов.
Разобрать слова по составу рябина рябиновый рябинка рябинушка рябинник?
Разобрать слова по составу рябина рябиновый рябинка рябинушка рябинник.
В какие две группы можно объеденить слова?
В какие две группы можно объеденить слова?
В какие две группы можно объединить слова?
В какие две группы можно объединить слова?
Объясните свой ответ.
Рябина рябинушка к рябине рябинка у рябины рябиновый рябинник.
Оставьте и запишите ответы на вопросы, используя данные слова?
Оставьте и запишите ответы на вопросы, используя данные слова.
Найдите в первом предложении его основу.
1. где росла рябина?
2кто прилетел к рябине?
У школы, дрозды, стали клевать, рябины, ягоды.
Рябина росла у школы?
Рябина росла у школы.
Дрозды прилетели к рябине.
Птицы стали клевать ягоды рябины.
Выделить главные слова.
Прочитайте вопросы Составьте и запишите ответы на вопросы используя данные слова где росла рябина кто прилетел к рябине что делали птицы в школу Дрозды стали клевать рябины ягоды?
Прочитайте вопросы Составьте и запишите ответы на вопросы используя данные слова где росла рябина кто прилетел к рябине что делали птицы в школу Дрозды стали клевать рябины ягоды.
Белый снег. Бабочка летит красиво.
1003). S = v * t = 1, 5 * 82 + 0, 5 * 64 = 123 + 32 = 155.