веер бризе что это
Веера эпохи барокко
Раз пошла такая пляска )) Внесу свои пять копеек в эту роскошную тему, тем более, что веер меня очень интересует как предмет материальной культуры. Барокко век аллегорий и эмблематов, это не могло не отразиться и на искусстве росписи веера.
Аллегорические сцены на веерах 17 века
Этот веер сделан по одной из картин Луи де Булоня серии «Четырёх стихий»
в данном случае — Вода (триумф Амфитриты и Нептуна)
Сохранившиеся веера того времени представляли эти сюжеты в аллегорическом стиле или как театральные постановки. Такие веера чаще всего имеют тёмный фон, чтобы изображаемая сцена сверкала и привлекала внимание. Всё искусство барокко было направлено на то, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у зрителя, — контрасты света и цвета этому весьма способствовали.
17C Classical painted scene
Очень типичны для барокко двусторонние веера — на одной аллегорическая сцена, вторая украшена растительным орнаментом с декоративными птицами, ленточками и прочими завитушками.
это реверс, кстати, сам веер черепаховый и роспись сделана гуашью
по черепаховым пластинкам — довольно всё хрупко
Вот ещё интересный момент- новая форма барочного веера. Была заимствована с гравюры французского художника-гравёра Жака Калло ( очень люблю его гротески)
А это топографическая карта в виде веера.
Topographic Plan (Porto Ercole?) in the Shape of a Fan.Formerly attributed to Stefano della Bella (Italian, Florence 1610–1664 Florence)
НО форма вееров была в 17 веке достаточно разнообразна.На этой гравюре мы видим страусовое опахало, ведь барокко так любило пышность и объём.
Woman Holding a Fan Abraham Bosse (French, Tours 1602/1604–1676 Paris) Date: 1629
1634 Queen Christina of Sweden by Jacob Heinrich Elbfas
Как пишет Википедия, в 1660-е годы «Французская гильдия» по изготовлению опахал процветала и её статус «поставщика двора» был подтверждён самим королём.Французские правила были очень строгими — дозволялось расписывать веера лишь ограниченным количеством сюжетов. Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии, из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный орнамент..Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару.
Веера с зеркальцами посередине (такие веера не складывались, разумеется). тоже относятся к 17 веку.( не нашла)
Испанский 17 век,форма изображения и дамский костюм относят картину к королевскому двору в Мадриде. Мода до 1630, ключ к ее личности только в инициалах кулона: LVSS. Возможные авторы Bartolome Gonzales или Roderigo de Villandrando
Lady with a Fan, 1641 Rembrandt van Rijn.
Внимательное изучение ранних портретов 17 века женщин со складными веерами в руках, показывает один постоянный тип: клиновидный, приоткрытый на 35 — 45 градусов. Это предполагает азиатский прототип, так как китайские веера этого периода имели подобную форму. Европейские производители, возможно, были вдохновлены своими восточными коллегами, но не рабски копировали их. Вот пример.С очень длинной ручкой.
17th century — The Messel feather fan — English or Dutch — The Fitzwilliam museum — Cambridge
Вот ещё! Нечто интересное — французский 17 век, веер с глазами, с помощью которого дама могла смотреть нескромные пьесы. Выглядит вполне устрашающе само по себе. Надо сказать, барочная роспись особой элегантностью не отличалась, увидите ниже фрагменты «свинского» веера — убедитесь сами))
Ещё пример «неряшливой» росписи, — но при этом живописной!- мне ужасно нравится своей наивностью, рассыпанные по светлому полю цветовые пятнышки фигурок, растений, элементов пейзажа создают общий декоративный эффект, а главное, — непосредственную картину жизни! Такой местный парадиз в отдельно взятом замке.
Late 17th century or early 18th century printed fan — probably French
Что за прелесть эти барочные картинки! Французская баня! Из гринвичского музея.
К сожалению, только фрагмент — за давностью лет.
Очень мне напоминает банные сцены школы Фонтенбло, только в карикатурном виде))
В XVII веке появились веера из кружева, украшенные зеркальцем или драгоценными камнями; веера в стиле «бризе», сработанные из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, поддерживаемых вверху с помощью натянутой ленты, а внизу перстнем. Украшения становились все более фантастическими, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Все больше использовались драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи. В 1673 году Людовик XIV учредил корпорацию мастеров по изготовлению вееров, творения которых шли нарасхват у парижских кокеток. Эти салонные дамы, по словам Мольера, были просто «смешными фантазерками», скрывавшими тщательно расписанные лица за «ширмами целомудрия».
1620 Straw and feathers: » data-recalc-dims=»1″ />
Ещё один пример наивности — в разбросанных по полю веера ярких цветков, так по-детски ярко
Очень перекликается с белыми платьями Елизаветы, расшитыми гвоздиками, бархатцами и розами. И не только Елизаветы, на многих портретах английских аристократок того периода ( конец 16- начало 17 века) можно встретить эти узоры.
British School, 17th century — Portrait of a Young Girl
И этот тоже! НО это уже китайский экспорт на европейский рынок, 1680.
В первой половине 17-го века веер постепенно утратил свою исключительность, как атрибут королевской знати и аристократии и превратился в необходимый модный аксессуар в туалете любой дамы.И даже мужчины.
Мужчина с веером, изображённый на веере
Фиксированные веера тоже незаметно исчезают, — их полностью заменили складные..
Не удивляйтесь овальным и прямоугольным картинкам вместо вееров! Это тоже веера, но демонтированные по приказу Людовика XIVи XV-ого тоже, в тяжёлые для монархии времена, когда драгоценные элементы изымались из произведений искусства и дорогих аксессуаров. Веера в таких случаях разбирали и делали из них вот такие декоративные панно.
А как вам вот такой веерок? Это картинка, которая в него вставлена! 17 век
Часто в основой сюжетной сцены использовались картины известных художников, вот например «свинский» веер и очень несложно угадать его протип — Питер Брейгель, Тенирс, Остаде? Это правая сторона веера
Nos images sont protégées par le droit d’auteur (art. L112-2-9 du Code de Propriété Intellectuelle)
Nous reproduisons ici une gravure conservée à l’Université de Liège ( Burin 22,7 x 29 cm Monogrammé Legs Wittert (1903) Inventaire n° 26909), que nous remercions de son aimable aurorisation.
А ведь это подготовка к Рождеству!
Это весьма убедительная сцена деревенской жизни, а скорее всего фермы замка, на которой мы видим свинью на разных стадиях » обработки» ( от живой, зарезанной, сваренной) до превращённой в мяч ( дети надувают мяч).
Другие интересные веера 17 века
Очень необычный! такое обилие деталей интригует.
А этот полуистлевший, из Бостонского музея — роспись по пергаменту, слюда, слоновая кость и шёлковые ленты.Можно открыть в отдельном окне и рассмотреть детали.
Итальянский веер, из Метрополитена.,роспись по слоновой кости- очевидное влияние Ренессанса
И хочется остановить взгляд на шикарных отделках- бравурных,ярких, драматических формах, даже если это просто орнаментальные обрамления и «фламандские» букеты
Не умещаются растения в отведённые поля, кажется — взорвут всё своей витальной энергией! Таково барокко.
На этом всё. Если встречу что-то интересное по 17 веку, буду добавлять сюда в комментарии.
В подготовке статьи использованы материалы сайта
В реставрационном центре имени Грабаря открылась очаровательная выставка старинных вееров из собрания музея-усадьбы Останкино. На протяжении пяти лет эти хрупкие предметы ушедшего быта бережно реконструировались и изучались сотрудниками центра, чтобы наконец увидеть свет, причем некоторые из них — в первый раз в качестве музейных экспонатов.
Мировая история вееров насчитывает не одно тысячелетие, а в Европе они появились в конце XVI века, куда их привезли с Востока испанские и португальские торговые суда. Уже в следующем столетии европейские мастера выработали свои формы и сюжеты для украшения этих изящных аксессуаров, а в разных странах оформились свои художественные особенности. Например, в Италии на экранах вееров часто воспроизводились произведения станковой и монументальной живописи, во Франции были популярны галантные сцены и аллегории, а в Англии — античные сюжеты или гротески.
Начиная с XVIII столетия украшение вееров становится невероятно богатым и разнообразным, а сюжеты их росписей и область применения поистине всеобъемлющей. Художники черпают вдохновение буквально во всех сторонах жизни эпохи: исторических и культурных событиях, перипетиях придворной жизни, литературных произведениях и, конечно, веяниях моды.
Как отмечает хранитель фонда «Веера» в музее-усадьбе Останкино Ирина Ефремова, среди сюжетов, украшающих этот великолепный аксессуар, можно найти придворные празднества, знаменитые виды королевских замков, античные руины в окрестностях Рима, панорамы Везувия, реальные и стилизованные пейзажи, библейские и евангельские сцены, литературных персонажей, аллегории, символы и даже модные узоры тканей и кружева. На экранах могли быть написаны афоризмы, ноты и слова оперных арий, стихи и любовные послания.
Однако самыми излюбленными сюжетами XVIII века были пасторали и куртуазные сценки. «Птицелов», «Свидание», «Галантный пастух» — названия композиций в декоре вееров говорят сами за себя. Часто мастера брали за основу картины популярнейшего живописца эпохи барокко Франсуа Буше, прославившегося виртуозным изображением галантных сценок.
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е.
Пример такого заимствования — веер «Прелести сельской жизни», выполненный во Франции в 1770-х годах. По своей типологии это веер плие — со складным, «плиссированным» экраном и жестким остовом. Изящные резные пластины из кости и перламутра, украшенные фольгой, поддерживают хрупкий бумажный экран, на лицевой стороне которого гармонично расположены три композиции: пейзажные мотивы по бокам и группа изящных дам с кавалером, навеянная полотном Буше 1737 года «Прелести сельской жизни». Тонкий золотой цветочный орнамент изящно обрамляет всю композицию, придавая ей завершенность и легкость. Такая великолепная вещица, без сомнения, добавляла изящества жестам своей хозяйки, которая наверняка умела с ней элегантно обращаться.
Франсуа Буше. Прелести сельской жизни. 1737. Лувр, Париж.
А это искусство требовало особенных знаний и владения специальным «языком веера». С помощью определенных правил сложения веера, его положения в руке, у плеча или у лица дама могла и передать зашифрованное послание кавалеру или подруге, и подчеркнуть свои прелести и скрыть недостатки внешности. Какой поистине незаменимый предмет светского обихода! Считалось, что представить себе даму без веера так же невозможно, как и кавалера без шпаги. Недаром Мольер назвал этот аксессуар в руках аристократки «скипетром на владение миром».
В XIX столетии веера из дворцового и великосветского обихода проникают в быт других сословий. В это же время их предназначение и, как следствие, типология значительно расширяются. Появляются веера-альбомы, веера в виде книжечки для записей бальных танцев — карне де баль, веера-зонтики, веера-лорнеты, в пластины вееров монтируют монокли, тайники и маленькие зеркальца.
На выставке представлен французский веер 1850-1860-х годов с богатыми резными пластинами и экраном, выполненным в технике литографии, раскрашенной вручную. Центральная композиция «Нахождение Моисея» заимствована с оригинала Паоло Веронезе, известного в многочисленных репродукциях в печатной графике. А лицевую гарду (верхнюю пластину станка веера) украшает маленькое зеркальце, с помощью которого дама могла подать сигнал своему кавалеру или проверить, в порядке ли ее прическа.
Веер plié «Радости материнства». Италия (?), 1840-1850-е.
Стилистика вееров была подчинена моде и соответствовала настроениям эпохи. Готическое оформление и нежный семейный мотив, воспевающий тепло домашнего очага и очарование материнской любви, отличают веер «Радости материнства».
Среди уникальных экспонатов выставки — кукольный и детский веера. Надо сказать, что так же, как и в одежде и украшениях, в выборе вееров существовали определенные правила, предписывающие, например, молодым девушкам и девочкам более скромные формы и светлые пастельные цвета.
Веер plié «Carnet de bal». Англия, 1900-е.
К вееру-карне де баль прикреплен маленький карандашик, чтобы во время бала аккуратно записывать на пластинках имена кавалеров, которым обещаны танцы. А пластинки пронумерованы от 1 до 17, то есть, как заметила заместитель директора по научной работе ВХНРЦ Ольга Темерина, за вечер принято было станцевать не меньше 17 танцев.
Веер brisé в готическом стиле. Германия, 1820-е.
Разным назначениям отвечали разные формы вееров. Круглый складной веер — «кокарда» (от французского «кружок», «медальон»). «Бризе» (от французского «сломанный») — складной веер без экрана из твердых пластин, скрепленных вверху лентой. «Экран» — жесткий, не складывающийся веер на рукоятке, им дамы могли прикрывать лицо от жара камина или обмахиваться в театре, и в таком случае его называли уже театральным опахалом (согласитесь, это намного красивее, чем махать программкой).
Экран ручной «Проделки Скапена». Франция, Париж, мастерская Пети, 1780-е.
На одном из таких экранов сохранились даже следы уголька, трогательное свидетельство активной жизни вещи. Этот веер с лицевой стороны украшен гравюрой с сценкой из пьесы Мольера «Проделки Скапена» по рисунку Франсуа Буше, а с оборотной — нотами арии из оперы Андре Гретри «Непредвиденные события» 1779 года. Подпись свидетельствует о том, что веер вышел из известнейшей парижской мастерской Пети. Известно, что этот экран приобрел в Париже граф Николай Петрович Шереметев для своего театра в Останкинском дворце. А в музей он попал уже в наше время от прямого потомка первого владельца — Василия Павловича Шереметева.
На некоторых экземплярах сохранились старинные таможенные печати, это значит, что в свое время они были куплены за границей и привезены в Россию, где активно использовались нашими соотечественницами.
Веер pliant из перьев марабу. Франция, начало ХХ века.
Одна из них, Нина Собинова, супруга великого русского тенора Леонида Собинова, была хозяйкой роскошного французкого «плиан» — разновидности складного веера, украшенного перьями аиста марабу.
Веер мог быть изготовлен специально для торжественного события, например, для свадьбы или траурных церемоний.
При всем разнообразии функций, которые несли веера, некоторые из них имели исключительно декоративный характер. Редкий подписной веер внушительного размера был выполнен не для использования по своему прямому назначению, а исключительно для украшения интерьера в специальной витрине. Скромная надпись демонстрирует имя известной французской художницы Мари Дюма (1861-1931 гг.). Сюжет экрана повторяет композицию живописца Александра Луи Лелуара «Колесница ласточек». Интересно, что только в ходе реставрационных работ, проведенных сотрудниками ВХНРЦ под руководством Ларисы Викторовны Гетьман, удалось выяснить, что экран роскошного веера выполнен не из бумаги, как считалось раньше, а из пергамента.
Веер plié «Колесница Афродиты». Франция. 1880-е. Автор росписи – Мари Дюма.
Ювелирная работа мастеров-реставраторов продемонстрирована на выставке в коротких видео, а в одной из витрин выложены инструменты и веер, к которому еще не приступали специалисты. Для его реконструкции сейчас ведется краудфандинг.
Хрупкие и недолговечные аксессуары в свое время активно использовались, а впоследствии, закончив свою светскую жизнь, хранились в сложенном виде, поэтому часто это тонкое орудие женского кокетства требует кропотливой, почти хирургической работы реставраторов.
Веер plié «Прелести сельской жизни». Франция, 1770-е (до реставрации)
Фрагмент из к/ф «Хорошая женщина» (2004) по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир»:
В выставочном зале центра имени Грабаря этот ушедший мир вещей вновь ожил: кажется, что мы можем услышать элегантное шуршание перьев и постукивание резко распахиваемых костяных пластинок. Ведь за каждым раскрытым в витрине веером скрывается целая история его владелицы, каждый хранит множество подробностей и тайн, свидетелем и даже участником которых он был.
Обложка: Веер plié «Колесница Афродиты». Франция. 1880-е. Автор росписи – Мари Дюма.
История веера
Веер (из нем. Facher) — небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч.
Елизавета I Тюдор, прозванная «покровительницей вееров»:
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В них встраивались небольшие зеркала или прорезались отверстия, чтобы скрывшаяся за веером девушка могла подсматривать за кавалером, который ей симпатичен. по манере держать веер можно отличить
«…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки».
Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев – так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные.
О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у кого из них веер появился раньше. В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.
По другой версии: Адам проснулся после сотворения Евы и стал ее рассматривать, а она засмущалась, стала обмахиваться веером и разглядывать райский сад, изображая, что до Адама ей дела нет.
О существовании веера доподлинно известно с древнейших времен – изображения вееров встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их использовании упоминается в старинных текстах. Веера бывают двух типов – складные и не складные. Первыми появились не складные веера. Это, как правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга.
Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.
В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.
При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.).
Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.
Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук.
Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.
В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – «носитель веера с левой стороны». Подобные функции имел веер в Индии и Персии.
В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось флабеллум; этими веерами специальные молодые невольники – флабелеферы обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о табеллае – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи.
Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов.
Скудные сведения о светских веерах встречаются в описях имущества XIV века, а чуть позже – изображения первых вееров появляются на портретах. Первоначально веера представляли собой проволочный каркас прямоугольной формы, обтянутый шелковой тканью, и имели вид флажка.
В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни веера. XVII век – расцвет складного веера в Европе.
В Истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями и проч.
Такое опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I – из черных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом. Его «прислал в дарах Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем».
Опахала привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала.
Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве».
Веер в России только в XVIII веке становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета.
С начала XVIII века, с решительными преобразованиями при Петре I, в числе многих заимствований с Запада в обиход высших сословий прочно входит и веер. Настоящий же расцвет русского веера наступает с середины XVIII века, особенно в царствование Екатерины. Веер в это время становится неотъемлемой принадлежностью парадного и вечернего туалета дам.
На веера появляется большой спрос, и они в изрядном количестве ввозятся в Россию из разных стран Европы.
Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям. Но в их оформлении наблюдаются некоторые особенности, присущие национальным художественным вкусам того времени.
Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков, как предполагает Соам Дженинс в «Искусстве танца» (1730):
«Его триумфальная дрожь, победоносный хлопок,
Его сердитый шепот и игривое легкое постукивание.»
Так, появляется специальный веерный язык, при помощи которого прекрасный пол мог выражать свои чувства, желания, намерения, Веера нередко служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов, любовных стихов. На протяжении всего XVIII, а затем и последующих веков веер постоянно претерпевал изменения, следуя общему руслу развития художественных вкусов, стилевых течений и законам моды.
Таким образом, можно сделать вывод, что для дам веер являлся дополнением, придающим гармонию и утонченность костюму, а так же предметом для тайных знаков кавалерам.
В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», составленный «по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо». В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом «языке веера».
—
Современная девушка с веером
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов