былина и быль чем отличаются

Происхождение слова «БЫЛИНА»

Выясним про­ис­хож­де­ние сло­во «были­на», опи­ра­ясь на его зна­че­ние и семан­ти­че­скую связь со сло­ва­ми «быть» и «быль».

Чтобы понять, как воз­ник­ло это сло­во, сна­ча­ла опре­де­лим, что им обо­зна­ча­ют в рус­ском языке.

Что такое былина

Словом «были­на» назы­ва­ют один из самых ори­ги­наль­ных и само­быт­ных жан­ров рус­ско­го уст­но­го народ­но­го творчества.

Былина пред­став­ля­ет собой эпи­че­ское поэ­ти­че­ское ска­за­ние о собы­ти­ях ста­ри­ны и геро­ях, кото­рые ста­ли извест­ны бога­тыр­ской силуш­кой и подви­га­ми во сла­ву древ­ней Руси. Народ вос­пе­вал сво­их геро­ев, их само­от­вер­жен­ную борь­бу за род­ную зем­лю, без­за­вет­ную храб­рость и удаль, ясный ум, пря­мо­ту и неподкупность.

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

В поэ­ти­че­ской фор­ме в народ­ных ска­за­ни­ях повест­ву­ет­ся о дав­них собы­ти­ях и геро­ях, про­то­ти­па­ми кото­рых явля­ют­ся реаль­ные лица: князь Владимир, князь Олег («Песнь о вещем Олеге»), древ­не­рус­ские бога­ты­ри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, уда­лой купец Садко, Василий Буслаев, крестьянин-землепашец Микула Селянинович.

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

Изначально были­ны повест­во­ва­ли об исто­ри­че­ских собы­ти­ях и о зна­чи­мых собы­ти­ях из жиз­ни рус­ских кня­зей и геро­ев. С тече­ни­ем вре­ме­ни их текст обрас­тал дета­ля­ми и подроб­но­стя­ми, зача­стую вымыш­лен­ны­ми для кра­соч­но­сти повест­во­ва­ния, и ска­за­ния при­об­ре­та­ли ска­зоч­ный сюжет.

Слово «были­на» суще­ство­ва­ло не все­гда. Поэтическое ска­за­ние в наро­де издав­на назы­ва­ли сло­ва­ми «стари́на», «пес­ня». Только в 1839 году тер­мин «были­на» ввел в исполь­зо­ва­ние Иван Петрович Сахаров, извест­ный рус­ский архео­лог и фольклорист-этнограф, кото­рый издал трех­том­ный труд «Сказания рус­ско­го наро­да», став­ший в наше вре­мя биб­лио­гра­фи­че­ской редкостью.

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

Как же образовано интересующее нас слово?

Народное про­из­ве­де­ние уст­но­го твор­че­ства «были­на» повест­ву­ет о том, что уже было в про­шлом, так что ясно про­сле­жи­ва­ет­ся эти­мо­ло­ги­че­ская связь с гла­го­лом «быть». От него суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное «быль», кото­рое име­ет ана­ло­гич­ное зна­че­ние «рас­сказ, осно­ван­ный на реаль­ных собы­ти­ях, кото­рые про­ис­хо­ди­ли в про­шлом». А далее от него обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­са -ин- наиме­но­ва­ние про­из­ве­де­ния уст­но­го народ­но­го твор­че­ства. Наглядно пред­ста­вим это в виде сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной цепочки:

быть → быль → былина.

Сравним, как с помо­щью суф­фик­са -ин- обра­зо­ва­ны отвле­чен­ные име­на существительные:

Но в совре­мен­ном мор­фем­ном стро­е­нии это­го назва­ния народ­но­го эпо­са сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс уже не выделяется:

былин а — корень/окончание.

Это суще­стви­тель­ное послу­жи­ло осно­вой для обра­зо­ва­ния ряда одно­ко­рен­ных слов:

Источник

Былина

теория по литературе 📖 формы произведений

Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.

История возникновения (зарождения) былины как жанра

Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.

Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.

К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.

Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.

До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.

В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.

Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».

К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.

Характерные особенности былин

Былина имеет ряд характерных особенностей:

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

Картина В. Васнецова «Богатыри»

Особенности построения сюжета и композиции в былинах

Художественные приемы в былинах

В былинах используется множество художественных приёмов и средств:

«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация

«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».

«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».

«Добрыня Никитич в отъезде»

Циклы былин

Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).

В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.

Источник

Отличие были от былины в чем

Мне так представляется, что былины — это сказки, возможно под гусли, которые ходили по древней Руси в вольном пересказе до широкого распространения письменности.

Быль — это в основе своей правдивый, часто поучительный рассказ «на основе реальных событий»

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

«Быль» рассказывает нам о событиях, которые реально когда-то происходили.

А «былины» — это героический эрос древней Руси, героями которого были могучие богатыри. В основе их сюжета лежали героические события, во время которых лучшие из наших воинов били коварных захватчиков родной земли.

Написаны данные произведения особым стихом, который называется былинным. С одной стороны в былинах описывались реально существовавшие люди и события, которые происходили столетия назад, но с другой стороны эти истории никто не записывал, их передавали из уст в уста. И каждый рассказчик добавлял в былину что-то своё. В результате этого богатыри превратились в людей сверхъестественной силы, которые в одиночку сражались с целыми полчищами врагов.

Можно сказать, что «былина» — это приукрашенная «быль».

Сравнивая два этих понятия, мы должны придерживаться тех их лексических значений, которые приближены к литературоведческим.

Быль — это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.

Былина — это некое эпическое сказание-песнь. Преимущественно — о подвигах богатырей. Былины имеют историческую основу, отражая события 10 — 16 веков.

Как видим, быль не является в прямом смысле литературным жанром. Быль не воспевает богатырские подвиги (во всяком случае, не обязательно должна их воспевать). И быль вовсе не исторична.

На мой взгляд, разница между двумя этими жанрами — очень большая. Быль, говоря современным языком, это репортаж, газетная статья, раскрывающая суть события, последовательность действий, почти не приукрашенная и отбрасывающая авторское мнение куда-то на задний план.

Совершенно другое — былина. Это, в первую очередь, авторский рассказ. Сочиненный и приукрашенный, написанный не только для того, чтобы познакомить читателя с тем или иным событием, но и для того, чтобы передать читателю свою точку зрения. Дидактический смысл в былинах присутствует практически всегда. Кроме того, былина рассказывалась/пелась в том числе и для развлечения, поэтому сюжет приукрашивается, рихтуется, читатель исподволь подводится к определенному выводу.

Быль формально не относится к литературным жанрам — это скорее жанр устного или письменного народного творчества. Быль имеет в своей основе реальное событие, случившееся с автором истории или его близкими знакомыми. То есть быль — это обычные наши рассказы о впечатлениях от чего-либоСамые удачные были распространяются довольно широко, постепенно переходя в литературный жанр приданий или сказаний.

Былина же — это романтическое предание о подвигах богатырей или реальных исторических персонажей древности. Часто былина носит назидательный характер, учит тому как следует поступать в той или иной ситуации, в основном на патриотическом уровне. Былина — исторически сложившийся литературный жанр.

Милая Кошеч­ка [330K]

На самом деле «быль» и «былина» отличаются между собой.

Быль — это рассказ, в нем описывается, что действительно происходило в жизни. Это реальные рассказы, тема у них может быть абсолютно любая.

Былина — в былине описываются подвиги богатырей, великих людей, в былине может быть доля выдумка, да и сама былина написана более интересно и живописно, она буквально вся окутана духом патриотизма, любви к родине. Былину еще называют — песня-сказание.

Все события в были основаны на реальных прошлых событиях, то есть за основу для были берётся какое-то произошедшее событие в жизни конкретного человека или же группы людей. И быль более относится к рассказам.

А вот уже былина больше близка к сказкам, потому как автор, если основывается на реальных фактах, то многое добавляет из головы. К былинам часто употреблимо понятия как песни-сказания.

Былина повествует о подвигах богатырей (как правило), она рассказывает о различных хороших и благородных поступках, написана в какой-то степени торжественным языком.

Быль — это просто рассказ о том, что когда-то происходило, а тема рассказа может быть абсолютно любой, в том числе и обычной житейской.

Былина от Были отличается тем, что в былине рассказывается всё подробно, интересно, иногда автор что-то добавляет от себя, чтоб было ещё интереснее читать былину.

А в были всё рассказывается кратко и сухо, только самое главное.

Быль — это рассказ о том, что было на самом деле.

А былина — это что-то старое, обычно народное и эпичное (например, песни-сказания о богатырях).

То есть была была, но неизвестно когда, а былина — это старое и историческое.

Что такое былина и какие бывают былины

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.

Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.

Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.

Былина — это жанр фольклора

Былина — это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.

Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.

Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.

Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.

В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.

Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.

Какие бывают былины

В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:

Героические былины бывают двух типов:

К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».

Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.

Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.

Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.

Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.

Герои русских былин

Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.

Их король Артур — это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).

Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.

Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.

Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна — дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.

В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.

Подвиги былинных героев

Но главное в воинских песнях — не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?

Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.

Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки — и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.

Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.

Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору — по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.

Второй по популярности герой народного эпоса — Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник — Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.

У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.

Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин — татарский военачальник Тугархан.

Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.

Краткое резюме

Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.

Былины о русских богатырях — лучшее чтение для будущих защитников Отечества.

Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси

В отличие от летописей, предназначенных для узкого круга интеллектуалов и правящего класса, былины транслировали представления и ролевые модели для широкого круга людей. В связи с этим сюжеты и герои былин отражали общественные настроения и особенности социального устройства разных русских земель.

Великий Новгород — наособицу

Исследователи отмечают, что былины киевского и общерусского цикла рассказывают о героических подвигах богатырей, их отношениях друг с другом в рамках дружины и с князем. Великий Новгород был торговой республикой, где князь играл подчинённую роль, в отличие от городской купеческой прослойки, известной как «золотые пояса». Интересам горожан были ближе экономика и торговля, чем война. Поэтому в новгородских былинах практически нет героики, но много того, что можно назвать современным термином «история успеха». На это, в частности, указывает Сергей Азбелев, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Самым известным новгородским былинным персонажем является Садко — «богатый гость». Гость здесь означает купца, торговца. Происхождение Садко не вполне ясное, но он явно выходец из низших слоёв — в некоторых былинах он в начале пути вообще профессиональный гусляр. Потом с помощью ума, сметки, хитрости и толики везения Садко поднимается на вершину жизненного успеха, становясь одним из самых богатых людей Новгорода. При этом, он не делается владыкой или даже несомненным лидером. В частности, есть былина, в которой Садко бросает вызов всему Великому Новгороду в плане владения капиталом и проигрывает — город выше и больше любого горожанина и общественные интересы важнее, чем успех кого-то конкретно.

Ещё интереснее боярин Ставр Годинович — он не просто богатый человек, а занимается ростовщичеством, что в новгородских былинах совсем не порицается, скорее, наоборот. Заключение Ставра в темницу князем Владимиром можно трактовать как отражение конфликта между Киевом и Новгородом, который существовал в реальности. Причём, претензии киевского князя к новгородскому боярину носили материальную, имущественную основу.

И совершенно невозможно представить в киевских или общерусских былинах такого героя как Василий Буслаев, известного также как Василий Буслаевич. Он — безотцовщина, буян и хулиган. Но Буслаев встаёт на правильный путь, сделавшись ушкуйником — это особое воинское сословие новгородцев, защищавшее как город, так и купеческие караваны и лавки. В ушкуйники шли добры молодцы без роду-племени, младшие сыновья бояр, которым не светило стать наследниками отцовских богатств и власти. И ушкуйничество для них выступало серьёзным социальным лифтом, говоря современным языком. Сословие ушкуйников обладало престижем и влиятельностью в Новгороде.

В новгородских былинах очень точно описываются новгородские реалии XII-XV веков, в отличие от былин киевских или общерусских, где время было условное, как и враги, повергаемые богатырями.

Как отмечает исследователь Наталия Макарова, новгородские былины ближе не к героическому эпосу, а к европейским новеллам о городской жизни — фаблио. В частности, былины про персонажей второго ряда, Хотене Блудовиче, богатом госте Терентьище и других, описывают бытовые подробности сватовства, торговли, в том числе — с заграницей, принятия решения на городском вече…

Есть реальные прототипы

В общерусских былинах, кроме условного времени и врагов, сами герои не имеют исторической привязки. Владимир Красно Солнышко, Вольга, богатыри Святогор, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец — вымышленные персонажи, вобравшие черты многие реальных людей, действовавших на Руси. Исторический Илья Муромец, чья жизнь известна и даже есть идентифицированная могила, не имеет отношения к былинному Илье.

А вот первостепенные персонажи новгородских былин, Садко и Василий Буслаев, упоминаются в летописях. Правда, Садко там описан как Сатко/Сотко, но исследователи, включая Дмитрия Лихачёва, не сомневаются в том, что это — один и тот же человек, живший в Новгороде XII века, вокруг которого потом сложился корпус былинных сказаний.

Не вызывает сомнения историчность Василия Буслаева, хотя про него, в отличие от Садко, про которого написано в 25 летописях, рассказывает только один текст, но зато его обильно цитируют другие летописные источники, включая внешние по отношению к Новгороду.

Источник

Чем отличается быль от былины?

Мне так представляется, что былины — это сказки, возможно под гусли, которые ходили по древней Руси в вольном пересказе до широкого распространения письменности.

Быль — это в основе своей правдивый, часто поучительный рассказ «на основе реальных событий»

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

«Быль» рассказывает нам о событиях, которые реально когда-то происходили.

А «былины» — это героический эрос древней Руси, героями которого были могучие богатыри. В основе их сюжета лежали героические события, во время которых лучшие из наших воинов били коварных захватчиков родной земли.

Написаны данные произведения особым стихом, который называется былинным. С одной стороны в былинах описывались реально существовавшие люди и события, которые происходили столетия назад, но с другой стороны эти истории никто не записывал, их передавали из уст в уста. И каждый рассказчик добавлял в былину что-то своё. В результате этого богатыри превратились в людей сверхъестественной силы, которые в одиночку сражались с целыми полчищами врагов.

Можно сказать, что «былина» — это приукрашенная «быль».

Сравнивая два этих понятия, мы должны придерживаться тех их лексических значений, которые приближены к литературоведческим.

Быль — это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.

Былина — это некое эпическое сказание-песнь. Преимущественно — о подвигах богатырей. Былины имеют историческую основу, отражая события 10 — 16 веков.

Как видим, быль не является в прямом смысле литературным жанром. Быль не воспевает богатырские подвиги (во всяком случае, не обязательно должна их воспевать). И быль вовсе не исторична.

На мой взгляд, разница между двумя этими жанрами — очень большая. Быль, говоря современным языком, это репортаж, газетная статья, раскрывающая суть события, последовательность действий, почти не приукрашенная и отбрасывающая авторское мнение куда-то на задний план.

Совершенно другое — былина. Это, в первую очередь, авторский рассказ. Сочиненный и приукрашенный, написанный не только для того, чтобы познакомить читателя с тем или иным событием, но и для того, чтобы передать читателю свою точку зрения. Дидактический смысл в былинах присутствует практически всегда. Кроме того, былина рассказывалась/пелась в том числе и для развлечения, поэтому сюжет приукрашивается, рихтуется, читатель исподволь подводится к определенному выводу.

Быль формально не относится к литературным жанрам — это скорее жанр устного или письменного народного творчества. Быль имеет в своей основе реальное событие, случившееся с автором истории или его близкими знакомыми. То есть быль — это обычные наши рассказы о впечатлениях от чего-либоСамые удачные были распространяются довольно широко, постепенно переходя в литературный жанр приданий или сказаний.

Былина же — это романтическое предание о подвигах богатырей или реальных исторических персонажей древности. Часто былина носит назидательный характер, учит тому как следует поступать в той или иной ситуации, в основном на патриотическом уровне. Былина — исторически сложившийся литературный жанр.

Муроч­ка в полос­очку [324K]

На самом деле «быль» и «былина» отличаются между собой.

Быль — это рассказ, в нем описывается, что действительно происходило в жизни. Это реальные рассказы, тема у них может быть абсолютно любая.

Былина — в былине описываются подвиги богатырей, великих людей, в былине может быть доля выдумка, да и сама былина написана более интересно и живописно, она буквально вся окутана духом патриотизма, любви к родине. Былину еще называют — песня-сказание.

Все события в были основаны на реальных прошлых событиях, то есть за основу для были берётся какое-то произошедшее событие в жизни конкретного человека или же группы людей. И быль более относится к рассказам.

А вот уже былина больше близка к сказкам, потому как автор, если основывается на реальных фактах, то многое добавляет из головы. К былинам часто употреблимо понятия как песни-сказания.

Былина повествует о подвигах богатырей (как правило), она рассказывает о различных хороших и благородных поступках, написана в какой-то степени торжественным языком.

Быль — это просто рассказ о том, что когда-то происходило, а тема рассказа может быть абсолютно любой, в том числе и обычной житейской.

Былина от Были отличается тем, что в былине рассказывается всё подробно, интересно, иногда автор что-то добавляет от себя, чтоб было ещё интереснее читать былину.

А в были всё рассказывается кратко и сухо, только самое главное.

Быль — это рассказ о том, что было на самом деле.

А былина — это что-то старое, обычно народное и эпичное (например, песни-сказания о богатырях).

То есть была была, но неизвестно когда, а былина — это старое и историческое.

Что в былинах быль? Определение былины

Не нужно быть филологом, чтобы заметить, что слова «былина» и «быль» однокоренные. Изначально произведения устного народного творчества, которым мы даем определение «былины», назывались старинами. Нынешнее наименование они получили в XIX веке с легкой руки ученого, собирателя фольклора Сахарова, по строке из «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тЪи песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!».

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

Былины — быль?

Исследователи «Слова о полку Игореве» дают следующее определение слова «былина», встречающегося в произведении: » быль, то, что происходило в реальности». Но в былинах рассказывается о богатырях, в одиночку сражающихся с несметными полками супостатов. Явное преувеличение и сказка. Неужели человек с высшим университетским образованием, всю жизнь собиравший фольклор, издававший статьи по археологии и этнографии, мог так ошибиться, использовать настолько неправильное определение былины? Запутанная история, в которой мы попробуем разобраться.

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

Что такое былина?

Определение для школьников очень доступно это объясняет: древнерусский героический эпос, героями которого были богатыри. Сюжетная основа — героическое событие, где «наши успешно бьют проклятых захватчиков и притеснителей Руси». Написаны особым стихом, называемым былинным. Это тонический стих, в котором одинаковое число ударных слогов в строке.

Былины: определение жанра

Былины исполняли сказители, как правило, аккомпанируя себе на гуслях, пели. Былины не записывали, и авторы, их сочинившие, неизвестны. Следовательно, это эпические песни, относящиеся к устному народному творчеству. Песни эти необычны тем, что в них отсутствует рифма, зато много поэтических оборотов (параллелизмов, эпитетов, сравнений). Былины состоят из двух частей: это зачин (как правило, у каждого сказителя он был свой) и само произведение, то, что получило определение «былины». Из-за того, что былины не записывались, каждый сказитель привносил в них что-то свое, существует несколько вариантов песни по одному и тому же сюжету.

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

Историзм

Была ли реальная основа в старинных эпических песнях? Была. Не ошибся Сахаров, когда применил определение слова «былина» к старинам. Во всяком случае, могила Ильи Муромца реальна, находится в Киево-Печерской лавре. Есть конкретные упоминания о другом богатыре — Алеше Поповиче, который погиб в битве на Калке. В летописи Новгородской рассказывается о том, как еще один былинный персонаж, Ставр Годинович, обокрал двух новгородцев, за что был покаран Владимиром Мономахом. Да и описание отношений, быта, местности, где происходят действия былин, поразительно точны. Но все же не стоит забывать, что былины — не летописи, и пелись по памяти многими исполнителями. Ведь те, кто их слагал и пел, не знал определение «былины» и не подозревал, что наступит время, когда все это станет объектом для изучения. Поэтому стопроцентного историзма в них нет и не может быть.

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

Самые известные былинные герои

Следующие три самых известных богатыря, которых мы привыкли видеть на одноименной картине Васнецова: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Муромец — наиболее известный из богатырей в русском фольклоре, несмотря на то, что поведали о нем намного позже, чем о его спутниках на васнецовской картине. Из его имени понятно, что родился он в Муроме. В былинах, описывающих его жизнь, упоминается место рождения: село Карачарово. Сказители описывали его как самого сильного из трех богатырей, умудренного опытом, седобородого воина.

Добрыня Никитич — самый дипломатичный из троицы. Искуссный переговорщик. Известен как змееборец. Родиной этого былинного героя был город Рязань.

Алеша Попович — младшенький из доблестной тройки. Родился в семье священника, в городе Ростове. Хитер, любит пошутить, покуражиться над врагом. Остер на язык. Как говорится, молодо-зелено. Кстати, до сих пор личность Алеши вызывает споры у исследователей былинного творчества и у историков. Дело в том, что упоминание о смерти Поповича есть в летописи при описании битвы на реке Калке. Об этом рассказывалось выше. Но в летописные анналы он попал под именем Александр. Вот теперь ученые ломают себе головы, что первично: летопись, а потом уже былины о молодом богатыре, либо былины, а потом уж запись в летописи. Спор этот принципиален, потому что если сначала была летопись, то былины слагались о реально существовавшем воине.

Влияние былин на русскую культуру

Велико. Неоценимо. По большому счету этой подтеме можно посвятить отдельную статью.

Отражение былинного творчества мы находим в сказках А.С. Пушкина, в стихотворных балладах А.Толстого.

Кто не знает вторую симфонию Бородина, которая так и называется — «Богатырская»? Коль речь зашла о музыке, то как не вспомнить и оперу «Садко» Римского-Корсакова?

былина и быль чем отличаются. Смотреть фото былина и быль чем отличаются. Смотреть картинку былина и быль чем отличаются. Картинка про былина и быль чем отличаются. Фото былина и быль чем отличаются

Тема былинной старины и богатырей вдохновляла Васнецова, Врубеля и Билибина.

То есть можно уверенно утверждать, что былины — глубокий, неисчерпаемый источник вдохновения при создании колоритных образов русских витязей, а также при описании древних времен Руси.

Былина — определение, особенности и основные циклы народных сказаний

Отличительные черты

Большинство исследователей склоняется к тому, что первые былины появились во времена становления древнерусского государства (XI-XIII вв.). Они начинали своё существование в качестве песни, которая исполнялась под сопровождение игры на гуслях и передавалась из уст в уста. Напевы её были скучны и монотонны.

Некоторых интересует, можно ли найти в былинах какие-то исторические факты. Несомненно, эпосы отражают события, которые имели место быть, их герои реальные, они жили когда-то на нашей земле. Проще сказать, что предметом повествования было прошлое, поэтому изначально эти песни назывались старинами.

Северные певцы, например, в своих напевах описывали пейзаж Киевской Руси и её географию, отражали борьбу своего государства со степняками-кочевниками и с необычайной точностью передавали некоторые детали военного быта.

Сказатели былин не стремились к хронологической точности произошедших событий, они рассказывали лишь о важных моментах, которые находили место в песне.

Специалисты отмечают то, что сказания смогли донести имена реальных героев, существовавших в древнерусском государстве: Добрыня, Владимир Мономах, Илья Муромец, Алёша Попович, Батый и многие другие.

Народная память и рассказывание былин из уст в уста исказили расстояния между странами, названия городов, вытеснили упоминания о половцах и печенегах.

Традиция записи и собирательства легенд началась в XIX веке и закончилась в XX столетии. Последней сказительницей была Марья Дмитриевна Кривополенова. Ученые нашли ее в Онежском крае. Она рассказала несколько десятков текстов, которые нигде раньше не упоминались. Все они имели великое значение и были занесены в сборник эпосов. На этом собирательство основных циклов былин закончилось.

Авторы эпосов

Для многих ученых до сих пор остаётся загадкой, кто являлся автором былин. Большинство специалистов пришли к единому мнению, что их сочинял народ. Устный рассказ передавался из поколения в поколение, строго сохраняя все произошедшие события.

Бо́льшая часть былин была записана учеными-собирателями со слов жителей определённых местностей. Каждая из них входит в список художественных ценностей в русской литературе.

Человек, который рассказывал эпосы, назывался сказителем. Он должен был обладать специальными качествами. Короткий текст необходимо было запомнить и рассказать его, не искажая сути услышанного.

Сказителем мог быть кто угодно, человек абсолютно любой профессии. Поэтому часто в текстах упоминались сравнения, близкие рассказчику. Например, сказитель-портной мог сравнить отрубленную голову с маленькой пуговицей, отвалившейся от рубахи.

Рассвет былин и их виды

Самый ранний рассвет литературного эпоса происходил в Киеве в XI-XII вв. А после его ослабления они переместились в северные и западные части. Дошедшие до наших времён народные сказания позволяют судить только о содержании народного творчества Киевской Руси, но не о его форме.

Рассказы из уст в уста очень быстро усвоили скоморохи и внесли в них своё влияние. Например, в некоторых сценах говорится, что на пирах у Владимира присутствовали певцы-скоморохи.

Былины XVI-XVII вв. отражают быт казачества и высших кругов Московской Руси. Миру известно около ста сюжетов различных былин, а текстов насчитывается около трёх тысяч. По объективным причинам они не сложились в эпопею. Краткие сюжеты остались разрозненными по месту действию и по героям. Их также разделяют на три типа:

В первых прослеживается героическая борьба ради государственных целей. Они, в свою очередь, разделяются на две группы:

Герои сказаний

Русские былинные герои представляются как могучие и смелые защитники великой земли русской. Киевский князь Владимир Красно Солнышко собрал в своей дружине весь свет воинов (Илья из города Мурома, Добрыня из Рязани, Алёша, родившийся в Ростове, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чирило Пленкович).

Имеются предания и о новгородских героях (Василий Буслаев — силач, купец Садко). Существуют истории, в которых рассказывается о женщинах-богатырках. Так, Добрыня нашёл свою жену в битве и понял это только после того, как она закончилась. Прекрасный воин оказался дочерью Микулы Селяниновича.

С появлением этой героини происходит интересный поворот сюжета. После того как муж ее, Добрыня, уходит в поход на целых 12 лет, к Настасье приходит Алёша Попович и говорит, что видел её мужа убитым. После этих слов он делает предложение руки и сердца молодой женщине и она, не долго думая, соглашается.

Добрыня успевает вовремя вернуться и рушит планы Алёши, после чего учиняет разбор и задаёт ему трёпку. Дальнейшее их примирение устроил Илья Муромец.

Подвиги богатырей

Но главное в народных сказаниях — не любовные передряги, а ратные подвиги, читать про которые очень интересно. Каждый из героев смог чем-то прославиться и отличиться.

Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывается о расправе над коварным свистуном. Богатырь выколол ему стрелой глаза и привёз в Киев, чтобы показать разбойника народу и князю. Того мучали сомнения, настоящий ли Соловей перед ним, поэтому Илье пришлось приказать разбойнику свистеть вполсилы. После чего князь велел расправиться со свистуном и ему отрубили голову в чистом поле.

В сказании «Святогор» также упоминается Илья. Святогор, являясь старшим богатырем, хранит силу земли. Он ловит Илью Муромца, сажает его к себе в карман и носит два дня. Богатырь понимает, что Святогор сильнее его, и завоёвывает его расположение. Герои меняются крестами, обнимаются и дают друг другу клятву беречь землю русскую от врагов.

После в горах богатыри находят гроб, в который поочередно ложатся. Для Ильи он большой, а Святогору в самый раз. Муромец накрывает крышку по просьбе старшего богатыря, а открыть её обратно уже нет возможности. Тут Святогор понимает, что его пора прошла — он должен уйти, и передает свои богатырские силы Илье.

Следующим по популярности в народных сказаниях является Добрыня Никитич, а его главный враг — Змей Горыныч. В тот самый миг, когда схватка кажется проигранной, богатырь припадает к земле русской, вновь встаёт с прежними силами и побеждает коварного врага. Про Добрыню говорят, что он умный и хитрый. Именно его князь выбирает в сваты, когда едет просить руки королевны Апраски.

Следующий богатырь — Алёша Попович. Он прославился поединком с Тугариным — военачальником татарского ига. Герой убивает врага прямо у стен города Киева, вызвав его на бой из-за княжеского стола. Вражеское войско повержено. Алёша отказывается от награды.

Ученные до сих пор находят в летописях героев, которые упоминаются в былинах. Это подтверждает факт их реального существования. При чтении о подвигах непобедимых русских воинов мы вспоминаем наших предков и восхищаемся их отвагой и готовностью защищать свою землю. Былины являются источником вдохновения для композиторов, писателей, художников, кинематографистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *