былина и быль чем отличаются
Происхождение слова «БЫЛИНА»
Выясним происхождение слово «былина», опираясь на его значение и семантическую связь со словами «быть» и «быль».
Чтобы понять, как возникло это слово, сначала определим, что им обозначают в русском языке.
Что такое былина
Словом «былина» называют один из самых оригинальных и самобытных жанров русского устного народного творчества.
Былина представляет собой эпическое поэтическое сказание о событиях старины и героях, которые стали известны богатырской силушкой и подвигами во славу древней Руси. Народ воспевал своих героев, их самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль, ясный ум, прямоту и неподкупность.
В поэтической форме в народных сказаниях повествуется о давних событиях и героях, прототипами которых являются реальные лица: князь Владимир, князь Олег («Песнь о вещем Олеге»), древнерусские богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, удалой купец Садко, Василий Буслаев, крестьянин-землепашец Микула Селянинович.
Изначально былины повествовали об исторических событиях и о значимых событиях из жизни русских князей и героев. С течением времени их текст обрастал деталями и подробностями, зачастую вымышленными для красочности повествования, и сказания приобретали сказочный сюжет.
Слово «былина» существовало не всегда. Поэтическое сказание в народе издавна называли словами «стари́на», «песня». Только в 1839 году термин «былина» ввел в использование Иван Петрович Сахаров, известный русский археолог и фольклорист-этнограф, который издал трехтомный труд «Сказания русского народа», ставший в наше время библиографической редкостью.
Как же образовано интересующее нас слово?
Народное произведение устного творчества «былина» повествует о том, что уже было в прошлом, так что ясно прослеживается этимологическая связь с глаголом «быть». От него суффиксальным способом образуется существительное «быль», которое имеет аналогичное значение «рассказ, основанный на реальных событиях, которые происходили в прошлом». А далее от него образовано с помощью суффикса -ин- наименование произведения устного народного творчества. Наглядно представим это в виде словообразовательной цепочки:
быть → быль → былина.
Сравним, как с помощью суффикса -ин- образованы отвлеченные имена существительные:
Но в современном морфемном строении этого названия народного эпоса словообразовательный суффикс уже не выделяется:
былин а — корень/окончание.
Это существительное послужило основой для образования ряда однокоренных слов:
Былина
теория по литературе 📖 формы произведений
Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.
История возникновения (зарождения) былины как жанра
Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.
Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.
К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.
Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.
До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.
В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.
Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».
К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.
Характерные особенности былин
Былина имеет ряд характерных особенностей:
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Особенности построения сюжета и композиции в былинах
Художественные приемы в былинах
В былинах используется множество художественных приёмов и средств:
«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация
«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».
«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».
«Добрыня Никитич в отъезде»
Циклы былин
Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.
Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).
В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.
Отличие были от былины в чем
Мне так представляется, что былины — это сказки, возможно под гусли, которые ходили по древней Руси в вольном пересказе до широкого распространения письменности.
Быль — это в основе своей правдивый, часто поучительный рассказ «на основе реальных событий»
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
«Быль» рассказывает нам о событиях, которые реально когда-то происходили.
А «былины» — это героический эрос древней Руси, героями которого были могучие богатыри. В основе их сюжета лежали героические события, во время которых лучшие из наших воинов били коварных захватчиков родной земли.
Написаны данные произведения особым стихом, который называется былинным. С одной стороны в былинах описывались реально существовавшие люди и события, которые происходили столетия назад, но с другой стороны эти истории никто не записывал, их передавали из уст в уста. И каждый рассказчик добавлял в былину что-то своё. В результате этого богатыри превратились в людей сверхъестественной силы, которые в одиночку сражались с целыми полчищами врагов.
Можно сказать, что «былина» — это приукрашенная «быль».
Сравнивая два этих понятия, мы должны придерживаться тех их лексических значений, которые приближены к литературоведческим.
Быль — это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.
Былина — это некое эпическое сказание-песнь. Преимущественно — о подвигах богатырей. Былины имеют историческую основу, отражая события 10 — 16 веков.
Как видим, быль не является в прямом смысле литературным жанром. Быль не воспевает богатырские подвиги (во всяком случае, не обязательно должна их воспевать). И быль вовсе не исторична.
На мой взгляд, разница между двумя этими жанрами — очень большая. Быль, говоря современным языком, это репортаж, газетная статья, раскрывающая суть события, последовательность действий, почти не приукрашенная и отбрасывающая авторское мнение куда-то на задний план.
Совершенно другое — былина. Это, в первую очередь, авторский рассказ. Сочиненный и приукрашенный, написанный не только для того, чтобы познакомить читателя с тем или иным событием, но и для того, чтобы передать читателю свою точку зрения. Дидактический смысл в былинах присутствует практически всегда. Кроме того, былина рассказывалась/пелась в том числе и для развлечения, поэтому сюжет приукрашивается, рихтуется, читатель исподволь подводится к определенному выводу.
Быль формально не относится к литературным жанрам — это скорее жанр устного или письменного народного творчества. Быль имеет в своей основе реальное событие, случившееся с автором истории или его близкими знакомыми. То есть быль — это обычные наши рассказы о впечатлениях от чего-либоСамые удачные были распространяются довольно широко, постепенно переходя в литературный жанр приданий или сказаний.
Былина же — это романтическое предание о подвигах богатырей или реальных исторических персонажей древности. Часто былина носит назидательный характер, учит тому как следует поступать в той или иной ситуации, в основном на патриотическом уровне. Былина — исторически сложившийся литературный жанр.
Милая Кошечка [330K]
На самом деле «быль» и «былина» отличаются между собой.
Быль — это рассказ, в нем описывается, что действительно происходило в жизни. Это реальные рассказы, тема у них может быть абсолютно любая.
Былина — в былине описываются подвиги богатырей, великих людей, в былине может быть доля выдумка, да и сама былина написана более интересно и живописно, она буквально вся окутана духом патриотизма, любви к родине. Былину еще называют — песня-сказание.
Все события в были основаны на реальных прошлых событиях, то есть за основу для были берётся какое-то произошедшее событие в жизни конкретного человека или же группы людей. И быль более относится к рассказам.
А вот уже былина больше близка к сказкам, потому как автор, если основывается на реальных фактах, то многое добавляет из головы. К былинам часто употреблимо понятия как песни-сказания.
Былина повествует о подвигах богатырей (как правило), она рассказывает о различных хороших и благородных поступках, написана в какой-то степени торжественным языком.
Быль — это просто рассказ о том, что когда-то происходило, а тема рассказа может быть абсолютно любой, в том числе и обычной житейской.
Былина от Были отличается тем, что в былине рассказывается всё подробно, интересно, иногда автор что-то добавляет от себя, чтоб было ещё интереснее читать былину.
А в были всё рассказывается кратко и сухо, только самое главное.
Быль — это рассказ о том, что было на самом деле.
А былина — это что-то старое, обычно народное и эпичное (например, песни-сказания о богатырях).
То есть была была, но неизвестно когда, а былина — это старое и историческое.
Что такое былина и какие бывают былины
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.
Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.
Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.
Былина — это жанр фольклора
Былина — это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
Героические былины бывают двух типов:
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур — это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна — дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях — не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки — и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору — по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса — Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник — Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин — татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Краткое резюме
Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.
Былины о русских богатырях — лучшее чтение для будущих защитников Отечества.
Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси
В отличие от летописей, предназначенных для узкого круга интеллектуалов и правящего класса, былины транслировали представления и ролевые модели для широкого круга людей. В связи с этим сюжеты и герои былин отражали общественные настроения и особенности социального устройства разных русских земель.
Великий Новгород — наособицу
Исследователи отмечают, что былины киевского и общерусского цикла рассказывают о героических подвигах богатырей, их отношениях друг с другом в рамках дружины и с князем. Великий Новгород был торговой республикой, где князь играл подчинённую роль, в отличие от городской купеческой прослойки, известной как «золотые пояса». Интересам горожан были ближе экономика и торговля, чем война. Поэтому в новгородских былинах практически нет героики, но много того, что можно назвать современным термином «история успеха». На это, в частности, указывает Сергей Азбелев, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Самым известным новгородским былинным персонажем является Садко — «богатый гость». Гость здесь означает купца, торговца. Происхождение Садко не вполне ясное, но он явно выходец из низших слоёв — в некоторых былинах он в начале пути вообще профессиональный гусляр. Потом с помощью ума, сметки, хитрости и толики везения Садко поднимается на вершину жизненного успеха, становясь одним из самых богатых людей Новгорода. При этом, он не делается владыкой или даже несомненным лидером. В частности, есть былина, в которой Садко бросает вызов всему Великому Новгороду в плане владения капиталом и проигрывает — город выше и больше любого горожанина и общественные интересы важнее, чем успех кого-то конкретно.
Ещё интереснее боярин Ставр Годинович — он не просто богатый человек, а занимается ростовщичеством, что в новгородских былинах совсем не порицается, скорее, наоборот. Заключение Ставра в темницу князем Владимиром можно трактовать как отражение конфликта между Киевом и Новгородом, который существовал в реальности. Причём, претензии киевского князя к новгородскому боярину носили материальную, имущественную основу.
И совершенно невозможно представить в киевских или общерусских былинах такого героя как Василий Буслаев, известного также как Василий Буслаевич. Он — безотцовщина, буян и хулиган. Но Буслаев встаёт на правильный путь, сделавшись ушкуйником — это особое воинское сословие новгородцев, защищавшее как город, так и купеческие караваны и лавки. В ушкуйники шли добры молодцы без роду-племени, младшие сыновья бояр, которым не светило стать наследниками отцовских богатств и власти. И ушкуйничество для них выступало серьёзным социальным лифтом, говоря современным языком. Сословие ушкуйников обладало престижем и влиятельностью в Новгороде.
В новгородских былинах очень точно описываются новгородские реалии XII-XV веков, в отличие от былин киевских или общерусских, где время было условное, как и враги, повергаемые богатырями.
Как отмечает исследователь Наталия Макарова, новгородские былины ближе не к героическому эпосу, а к европейским новеллам о городской жизни — фаблио. В частности, былины про персонажей второго ряда, Хотене Блудовиче, богатом госте Терентьище и других, описывают бытовые подробности сватовства, торговли, в том числе — с заграницей, принятия решения на городском вече…
Есть реальные прототипы
В общерусских былинах, кроме условного времени и врагов, сами герои не имеют исторической привязки. Владимир Красно Солнышко, Вольга, богатыри Святогор, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец — вымышленные персонажи, вобравшие черты многие реальных людей, действовавших на Руси. Исторический Илья Муромец, чья жизнь известна и даже есть идентифицированная могила, не имеет отношения к былинному Илье.
А вот первостепенные персонажи новгородских былин, Садко и Василий Буслаев, упоминаются в летописях. Правда, Садко там описан как Сатко/Сотко, но исследователи, включая Дмитрия Лихачёва, не сомневаются в том, что это — один и тот же человек, живший в Новгороде XII века, вокруг которого потом сложился корпус былинных сказаний.
Не вызывает сомнения историчность Василия Буслаева, хотя про него, в отличие от Садко, про которого написано в 25 летописях, рассказывает только один текст, но зато его обильно цитируют другие летописные источники, включая внешние по отношению к Новгороду.
Чем отличается быль от былины?
Мне так представляется, что былины — это сказки, возможно под гусли, которые ходили по древней Руси в вольном пересказе до широкого распространения письменности.
Быль — это в основе своей правдивый, часто поучительный рассказ «на основе реальных событий»
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
«Быль» рассказывает нам о событиях, которые реально когда-то происходили.
А «былины» — это героический эрос древней Руси, героями которого были могучие богатыри. В основе их сюжета лежали героические события, во время которых лучшие из наших воинов били коварных захватчиков родной земли.
Написаны данные произведения особым стихом, который называется былинным. С одной стороны в былинах описывались реально существовавшие люди и события, которые происходили столетия назад, но с другой стороны эти истории никто не записывал, их передавали из уст в уста. И каждый рассказчик добавлял в былину что-то своё. В результате этого богатыри превратились в людей сверхъестественной силы, которые в одиночку сражались с целыми полчищами врагов.
Можно сказать, что «былина» — это приукрашенная «быль».
Сравнивая два этих понятия, мы должны придерживаться тех их лексических значений, которые приближены к литературоведческим.
Быль — это краткий (как правило, устный) рассказ, пересказ о каком-либо событии или происшествии, которое, якобы, случилось в реальности, в действительности.
Былина — это некое эпическое сказание-песнь. Преимущественно — о подвигах богатырей. Былины имеют историческую основу, отражая события 10 — 16 веков.
Как видим, быль не является в прямом смысле литературным жанром. Быль не воспевает богатырские подвиги (во всяком случае, не обязательно должна их воспевать). И быль вовсе не исторична.
На мой взгляд, разница между двумя этими жанрами — очень большая. Быль, говоря современным языком, это репортаж, газетная статья, раскрывающая суть события, последовательность действий, почти не приукрашенная и отбрасывающая авторское мнение куда-то на задний план.
Совершенно другое — былина. Это, в первую очередь, авторский рассказ. Сочиненный и приукрашенный, написанный не только для того, чтобы познакомить читателя с тем или иным событием, но и для того, чтобы передать читателю свою точку зрения. Дидактический смысл в былинах присутствует практически всегда. Кроме того, былина рассказывалась/пелась в том числе и для развлечения, поэтому сюжет приукрашивается, рихтуется, читатель исподволь подводится к определенному выводу.
Быль формально не относится к литературным жанрам — это скорее жанр устного или письменного народного творчества. Быль имеет в своей основе реальное событие, случившееся с автором истории или его близкими знакомыми. То есть быль — это обычные наши рассказы о впечатлениях от чего-либоСамые удачные были распространяются довольно широко, постепенно переходя в литературный жанр приданий или сказаний.
Былина же — это романтическое предание о подвигах богатырей или реальных исторических персонажей древности. Часто былина носит назидательный характер, учит тому как следует поступать в той или иной ситуации, в основном на патриотическом уровне. Былина — исторически сложившийся литературный жанр.
Мурочка в полосочку [324K]
На самом деле «быль» и «былина» отличаются между собой.
Быль — это рассказ, в нем описывается, что действительно происходило в жизни. Это реальные рассказы, тема у них может быть абсолютно любая.
Былина — в былине описываются подвиги богатырей, великих людей, в былине может быть доля выдумка, да и сама былина написана более интересно и живописно, она буквально вся окутана духом патриотизма, любви к родине. Былину еще называют — песня-сказание.
Все события в были основаны на реальных прошлых событиях, то есть за основу для были берётся какое-то произошедшее событие в жизни конкретного человека или же группы людей. И быль более относится к рассказам.
А вот уже былина больше близка к сказкам, потому как автор, если основывается на реальных фактах, то многое добавляет из головы. К былинам часто употреблимо понятия как песни-сказания.
Былина повествует о подвигах богатырей (как правило), она рассказывает о различных хороших и благородных поступках, написана в какой-то степени торжественным языком.
Быль — это просто рассказ о том, что когда-то происходило, а тема рассказа может быть абсолютно любой, в том числе и обычной житейской.
Былина от Были отличается тем, что в былине рассказывается всё подробно, интересно, иногда автор что-то добавляет от себя, чтоб было ещё интереснее читать былину.
А в были всё рассказывается кратко и сухо, только самое главное.
Быль — это рассказ о том, что было на самом деле.
А былина — это что-то старое, обычно народное и эпичное (например, песни-сказания о богатырях).
То есть была была, но неизвестно когда, а былина — это старое и историческое.
Что в былинах быль? Определение былины
Не нужно быть филологом, чтобы заметить, что слова «былина» и «быль» однокоренные. Изначально произведения устного народного творчества, которым мы даем определение «былины», назывались старинами. Нынешнее наименование они получили в XIX веке с легкой руки ученого, собирателя фольклора Сахарова, по строке из «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тЪи песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!».
Былины — быль?
Исследователи «Слова о полку Игореве» дают следующее определение слова «былина», встречающегося в произведении: » быль, то, что происходило в реальности». Но в былинах рассказывается о богатырях, в одиночку сражающихся с несметными полками супостатов. Явное преувеличение и сказка. Неужели человек с высшим университетским образованием, всю жизнь собиравший фольклор, издававший статьи по археологии и этнографии, мог так ошибиться, использовать настолько неправильное определение былины? Запутанная история, в которой мы попробуем разобраться.
Что такое былина?
Определение для школьников очень доступно это объясняет: древнерусский героический эпос, героями которого были богатыри. Сюжетная основа — героическое событие, где «наши успешно бьют проклятых захватчиков и притеснителей Руси». Написаны особым стихом, называемым былинным. Это тонический стих, в котором одинаковое число ударных слогов в строке.
Былины: определение жанра
Былины исполняли сказители, как правило, аккомпанируя себе на гуслях, пели. Былины не записывали, и авторы, их сочинившие, неизвестны. Следовательно, это эпические песни, относящиеся к устному народному творчеству. Песни эти необычны тем, что в них отсутствует рифма, зато много поэтических оборотов (параллелизмов, эпитетов, сравнений). Былины состоят из двух частей: это зачин (как правило, у каждого сказителя он был свой) и само произведение, то, что получило определение «былины». Из-за того, что былины не записывались, каждый сказитель привносил в них что-то свое, существует несколько вариантов песни по одному и тому же сюжету.
Историзм
Была ли реальная основа в старинных эпических песнях? Была. Не ошибся Сахаров, когда применил определение слова «былина» к старинам. Во всяком случае, могила Ильи Муромца реальна, находится в Киево-Печерской лавре. Есть конкретные упоминания о другом богатыре — Алеше Поповиче, который погиб в битве на Калке. В летописи Новгородской рассказывается о том, как еще один былинный персонаж, Ставр Годинович, обокрал двух новгородцев, за что был покаран Владимиром Мономахом. Да и описание отношений, быта, местности, где происходят действия былин, поразительно точны. Но все же не стоит забывать, что былины — не летописи, и пелись по памяти многими исполнителями. Ведь те, кто их слагал и пел, не знал определение «былины» и не подозревал, что наступит время, когда все это станет объектом для изучения. Поэтому стопроцентного историзма в них нет и не может быть.
Самые известные былинные герои
Следующие три самых известных богатыря, которых мы привыкли видеть на одноименной картине Васнецова: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Муромец — наиболее известный из богатырей в русском фольклоре, несмотря на то, что поведали о нем намного позже, чем о его спутниках на васнецовской картине. Из его имени понятно, что родился он в Муроме. В былинах, описывающих его жизнь, упоминается место рождения: село Карачарово. Сказители описывали его как самого сильного из трех богатырей, умудренного опытом, седобородого воина.
Добрыня Никитич — самый дипломатичный из троицы. Искуссный переговорщик. Известен как змееборец. Родиной этого былинного героя был город Рязань.
Алеша Попович — младшенький из доблестной тройки. Родился в семье священника, в городе Ростове. Хитер, любит пошутить, покуражиться над врагом. Остер на язык. Как говорится, молодо-зелено. Кстати, до сих пор личность Алеши вызывает споры у исследователей былинного творчества и у историков. Дело в том, что упоминание о смерти Поповича есть в летописи при описании битвы на реке Калке. Об этом рассказывалось выше. Но в летописные анналы он попал под именем Александр. Вот теперь ученые ломают себе головы, что первично: летопись, а потом уже былины о молодом богатыре, либо былины, а потом уж запись в летописи. Спор этот принципиален, потому что если сначала была летопись, то былины слагались о реально существовавшем воине.
Влияние былин на русскую культуру
Велико. Неоценимо. По большому счету этой подтеме можно посвятить отдельную статью.
Отражение былинного творчества мы находим в сказках А.С. Пушкина, в стихотворных балладах А.Толстого.
Кто не знает вторую симфонию Бородина, которая так и называется — «Богатырская»? Коль речь зашла о музыке, то как не вспомнить и оперу «Садко» Римского-Корсакова?
Тема былинной старины и богатырей вдохновляла Васнецова, Врубеля и Билибина.
То есть можно уверенно утверждать, что былины — глубокий, неисчерпаемый источник вдохновения при создании колоритных образов русских витязей, а также при описании древних времен Руси.
Былина — определение, особенности и основные циклы народных сказаний
Отличительные черты
Большинство исследователей склоняется к тому, что первые былины появились во времена становления древнерусского государства (XI-XIII вв.). Они начинали своё существование в качестве песни, которая исполнялась под сопровождение игры на гуслях и передавалась из уст в уста. Напевы её были скучны и монотонны.
Некоторых интересует, можно ли найти в былинах какие-то исторические факты. Несомненно, эпосы отражают события, которые имели место быть, их герои реальные, они жили когда-то на нашей земле. Проще сказать, что предметом повествования было прошлое, поэтому изначально эти песни назывались старинами.
Северные певцы, например, в своих напевах описывали пейзаж Киевской Руси и её географию, отражали борьбу своего государства со степняками-кочевниками и с необычайной точностью передавали некоторые детали военного быта.
Сказатели былин не стремились к хронологической точности произошедших событий, они рассказывали лишь о важных моментах, которые находили место в песне.
Специалисты отмечают то, что сказания смогли донести имена реальных героев, существовавших в древнерусском государстве: Добрыня, Владимир Мономах, Илья Муромец, Алёша Попович, Батый и многие другие.
Народная память и рассказывание былин из уст в уста исказили расстояния между странами, названия городов, вытеснили упоминания о половцах и печенегах.
Традиция записи и собирательства легенд началась в XIX веке и закончилась в XX столетии. Последней сказительницей была Марья Дмитриевна Кривополенова. Ученые нашли ее в Онежском крае. Она рассказала несколько десятков текстов, которые нигде раньше не упоминались. Все они имели великое значение и были занесены в сборник эпосов. На этом собирательство основных циклов былин закончилось.
Авторы эпосов
Для многих ученых до сих пор остаётся загадкой, кто являлся автором былин. Большинство специалистов пришли к единому мнению, что их сочинял народ. Устный рассказ передавался из поколения в поколение, строго сохраняя все произошедшие события.
Бо́льшая часть былин была записана учеными-собирателями со слов жителей определённых местностей. Каждая из них входит в список художественных ценностей в русской литературе.
Человек, который рассказывал эпосы, назывался сказителем. Он должен был обладать специальными качествами. Короткий текст необходимо было запомнить и рассказать его, не искажая сути услышанного.
Сказителем мог быть кто угодно, человек абсолютно любой профессии. Поэтому часто в текстах упоминались сравнения, близкие рассказчику. Например, сказитель-портной мог сравнить отрубленную голову с маленькой пуговицей, отвалившейся от рубахи.
Рассвет былин и их виды
Самый ранний рассвет литературного эпоса происходил в Киеве в XI-XII вв. А после его ослабления они переместились в северные и западные части. Дошедшие до наших времён народные сказания позволяют судить только о содержании народного творчества Киевской Руси, но не о его форме.
Рассказы из уст в уста очень быстро усвоили скоморохи и внесли в них своё влияние. Например, в некоторых сценах говорится, что на пирах у Владимира присутствовали певцы-скоморохи.
Былины XVI-XVII вв. отражают быт казачества и высших кругов Московской Руси. Миру известно около ста сюжетов различных былин, а текстов насчитывается около трёх тысяч. По объективным причинам они не сложились в эпопею. Краткие сюжеты остались разрозненными по месту действию и по героям. Их также разделяют на три типа:
В первых прослеживается героическая борьба ради государственных целей. Они, в свою очередь, разделяются на две группы:
Герои сказаний
Русские былинные герои представляются как могучие и смелые защитники великой земли русской. Киевский князь Владимир Красно Солнышко собрал в своей дружине весь свет воинов (Илья из города Мурома, Добрыня из Рязани, Алёша, родившийся в Ростове, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чирило Пленкович).
Имеются предания и о новгородских героях (Василий Буслаев — силач, купец Садко). Существуют истории, в которых рассказывается о женщинах-богатырках. Так, Добрыня нашёл свою жену в битве и понял это только после того, как она закончилась. Прекрасный воин оказался дочерью Микулы Селяниновича.
С появлением этой героини происходит интересный поворот сюжета. После того как муж ее, Добрыня, уходит в поход на целых 12 лет, к Настасье приходит Алёша Попович и говорит, что видел её мужа убитым. После этих слов он делает предложение руки и сердца молодой женщине и она, не долго думая, соглашается.
Добрыня успевает вовремя вернуться и рушит планы Алёши, после чего учиняет разбор и задаёт ему трёпку. Дальнейшее их примирение устроил Илья Муромец.
Подвиги богатырей
Но главное в народных сказаниях — не любовные передряги, а ратные подвиги, читать про которые очень интересно. Каждый из героев смог чем-то прославиться и отличиться.
Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывается о расправе над коварным свистуном. Богатырь выколол ему стрелой глаза и привёз в Киев, чтобы показать разбойника народу и князю. Того мучали сомнения, настоящий ли Соловей перед ним, поэтому Илье пришлось приказать разбойнику свистеть вполсилы. После чего князь велел расправиться со свистуном и ему отрубили голову в чистом поле.
В сказании «Святогор» также упоминается Илья. Святогор, являясь старшим богатырем, хранит силу земли. Он ловит Илью Муромца, сажает его к себе в карман и носит два дня. Богатырь понимает, что Святогор сильнее его, и завоёвывает его расположение. Герои меняются крестами, обнимаются и дают друг другу клятву беречь землю русскую от врагов.
После в горах богатыри находят гроб, в который поочередно ложатся. Для Ильи он большой, а Святогору в самый раз. Муромец накрывает крышку по просьбе старшего богатыря, а открыть её обратно уже нет возможности. Тут Святогор понимает, что его пора прошла — он должен уйти, и передает свои богатырские силы Илье.
Следующим по популярности в народных сказаниях является Добрыня Никитич, а его главный враг — Змей Горыныч. В тот самый миг, когда схватка кажется проигранной, богатырь припадает к земле русской, вновь встаёт с прежними силами и побеждает коварного врага. Про Добрыню говорят, что он умный и хитрый. Именно его князь выбирает в сваты, когда едет просить руки королевны Апраски.
Следующий богатырь — Алёша Попович. Он прославился поединком с Тугариным — военачальником татарского ига. Герой убивает врага прямо у стен города Киева, вызвав его на бой из-за княжеского стола. Вражеское войско повержено. Алёша отказывается от награды.
Ученные до сих пор находят в летописях героев, которые упоминаются в былинах. Это подтверждает факт их реального существования. При чтении о подвигах непобедимых русских воинов мы вспоминаем наших предков и восхищаемся их отвагой и готовностью защищать свою землю. Былины являются источником вдохновения для композиторов, писателей, художников, кинематографистов.