Я постоянно замечал что произведение искусства глубже и проникновеннее
(1 )Мы наблюдаем объекты во Вселенной почти исключительно за счёт испускае мого ими электромагнитного излучения: электромагнитные волны с лёгкостью путе шествуют в пустоте и могут пересекать невероятные расстояния между галактика ми. (2 ) свет — далеко не единственный вид электромагнитных волн. Земля также подвергается воздействию радиоволн, микроволн, рентгеновского и гамма-излучения от источников из самых разных уголков Вселенной. (З)Для изучения этих электромагнитных волн астрономы обычно используют отражающие телескопы.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Электромагнитные волны могут пересекать невероятные расстояния между галактиками, поэтому мы видим свет — далеко не единственный вид электромагнитных волн, ведь Земля также подвергается воздействию радиоволн, микроволн, рентгеновского и гамма-излучения.
2) Свет, пересекающий невероятные расстояния между галактиками, является далеко не единственным видом электромагнитных волн, который наблюдает человек, поскольку на Землю также попадают радиоволны, микроволны, рентгеновское и гамма-излучение.
3) Для изучения различных видов электромагнитных волн, включая испускаемый различными объектами во Вселепной свет, астрономы обычно используют отражающие телескопы.
4) Помимо света, позволяющего нам наблюдать объекты во Вселенной, на Землю попадают другие виды электромагнитных волн: радиоволны, микроволны, рентгеновское и гамма-излучение, для изучения которых астрономы обычно используют отражающие телескопы.
5) Мы можем видеть объекты Вселенной благодаря испускаемому ими свету, но, кроме света, Земля подвергается воздействию изучаемых астрономами с помощью отражающих телескопов таких видов электромагнитных волн, как радиоволны, микроволны, рентгеновское и гамма-излучение.
Нажмите чтобы посмотреть ответ
(1 )Мы наблюдаем объекты во Вселенной почти исключительно за счёт испускае мого ими электромагнитного излучения: электромагнитные волны с лёгкостью путе шествуют в пустоте и могут пересекать невероятные расстояния между галактика ми. (2 ) свет — далеко не единственный вид электромагнитных волн. Земля также подвергается воздействию радиоволн, микроволн, рентгеновского и гамма-излучения от источников из самых разных уголков Вселенной. (З)Для изучения этих электромагнитных волн астрономы обычно используют отражающие телескопы.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Во-первых,
Напротив,
Зато,
Но,
Несмотря на это
Нажмите чтобы посмотреть ответ
(1 )Мы наблюдаем объекты во Вселенной почти исключительно за счёт испускае мого ими электромагнитного излучения: электромагнитные волны с лёгкостью путе шествуют в пустоте и могут пересекать невероятные расстояния между галактика ми. (2 ) свет — далеко не единственный вид электромагнитных волн. Земля также подвергается воздействию радиоволн, микроволн, рентгеновского и гамма-излучения от источников из самых разных уголков Вселенной. (З)Для изучения этих электромагнитных волн астрономы обычно используют отражающие телескопы.
1) Явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чьё-нибудь внимание. О. изучения, описания. О. промысла.
2) В философии: то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.
3) В грамматике: семантическая категория со значением того, на кого(что) направлено действие или обращено состояние.
4) Предприятие, учреждение, а также всё то, что является местом какой-нибудь деятельности. Строительный о. Пусковой о. Работать на новом объекте.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Осетров Евгений Иванович
Книга «Живая древняя Русь. Книга для учащихся»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
…С Покровом на Нерли трудно расставаться. Каждый раз, покидая нерлинский холм, я думаю о новой встрече с поэмой из камня.
На вокзале, огромном и холодном, часть стены которого была полуразрушена недавней бомбежкой, на изрешеченной осколками деревянной скамье сидела женщина с ребенком. Малыш, обвив ручонкой материнскую шею, беспечно спал. Лицо женщины застыло в скорби и печали. Ее огромные глаза не замечали суеты. Она смотрела вдаль и думала о чем-то своем.
Это было в сорок первом году. На военных дорогах мне довелось видеть все, что бывает на войне. Но я никогда, наверное, не забуду одинокую женщину с ребенком на вокзале. Она и теперь представляется мне олицетворением скорби фронтовой поры. О чем она тогда горестно размышляла? О родных и близких, ушедших навсегда из родимого дома? Об испытаниях, которые были суждены ей и ее младенцу? О гибели близкого человека?
Я часто замечал, что произведение искусства глубже и проникновеннее воспринимается не само по себе, а через призму жизненных впечатлений, через сопоставление того, что хотел сказать мастер-художник, с личными переживаниями.
Воспоминания военных лет не случайно посетили меня в ту пору, когда я по шумным улицам, мостам и набережным Москвы шел в Третьяковскую галерею.
Блестит, как и века назад, над столицей золотая шапка колокольни Ивана Великого, голуби неторопливо бродят по асфальту, не обращая внимания на людскую суету, мерцает цветными отблесками храм Василия Блаженного, нескончаем поток городского транспорта…
Вырвавшись из столичной сутолоки, вы попадаете в сравнительно тихий Лаврушинский переулок. В нижних залах Третьяковской галереи вас охватывает состояние ровной задумчивости. В будничные дни, в вечерние часы, народу здесь немного. Торопливо прошла стайка школьников-экскурсантов. Пожилая женщина, опираясь на палочку, восхищенно любуется огненными красками Петрова-Водкина. Вихрастый паренек загляделся на зимние, залитые солнцем пейзажи Юона и Кустодиева.
Третьяковская галерея — бесконечный мир. Каждый в нем может найти то, что ему представляется самым важным и необходимым, отвечающим настроению. Нижний этаж галереи для меня— вечный праздник древнерусского искусства. В двух залах собраны шедевры живописи, что народ создавал столетиями: гениальная рублевская «Троица», иконы новгородского, владимирского и северного письма; аристократически утонченные работы Дионисия и трагически суровые образы Феофана Грека; иконы-исполины, украшавшие иконостасы знаменитых храмов, и миниатюрные иконки, что путники брали в дорогу.
Присядем на скамью и присмотримся к ликам — скорбным, озаренным надеждой, тревожным, умиротворенным, ликующим.
Я стою перед иконой «Владимирская Богоматерь»… Встретив ее взор, я испытываю чувство, похожее на то, какое я пережил давным-давно, в военную пору, на вокзале. Но не слишком ли далекое сравнение? Что общего между нашей современницей, испытавшей военное лихолетье, и византийской иконой, написанной много столетий назад?
Глаза матери полны чувства, которое в средние века определяли как радость святой печали. Свершится то, что должно. Грядущее неотвратимо. Дитя вырастет и примет мученический венец — пострадает за людей. Мать это знает.
В испытующем взоре есть и какая-то смутная тайна, и невыразимая словами боль, и влекущая, загадочная сила.
Игорь Грабарь, художник и искусствовед, изучавший икону «Владимирская Богоматерь», так определил свое отношение к этому произведению: «Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства — нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребенку!» Игорь Грабарь пишет, что не знает произведения ни в эпоху Возрождения, ни в более близкие нам времена равной силы, равного вдохновения и равного очарования.
Князь Юрий Всеволодович. Золотая кладовая. Суздаль.
В произведении выражено то, что близко людям всех времен и народов. Нет, совсем не случайно, глядя на скорбный лик Богоматери, вспомнил я женщину военных лет, прижимавшую к себе ребенка, которому грозили, как и всем нам, многие беды.
Приблизимся к древнему творению и останемся с ним наедине.
Сын, сидящий на правой руке, прижался округлым личиком к материнской щеке, и его детские глаза устремлены к Марии. Тонкие уста матери сомкнуты, но в уголках губ мы ощущаем горечь. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Мария придерживает левой рукой младенца, словно пытаясь робко защитить его от уготованной ему судьбы.
Ученые-реставраторы установили, что «Владимирская Богоматерь» была записана четыре раза. От константинопольского оригинала сохранилось немногое: «К древнейшей живописи XII века относятся лица матери и младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, часть охряного с золотым ассистом хитона младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки младенца, а также остатки золотого фона…»[2]
Таким образом, немногое дошло до нас в первозданном виде. Но над поновлением этой иконы всегда трудились лишь первоклассные мастера.
Можно поручиться, что если вы хоть раз внимательно вглядитесь в это древнейшее произведение искусства, то вы его никогда не забудете, станете стремиться повидать его вновь и вновь. Глаза Марии, весь ее облик так запоминаются посетителям галереи, что и спустя десятилетия при мысли о редкостной иконе они испытывают чувство благоговения перед мощью искусства.
Биография «Владимирской Богоматери» не менее удивительна, чем ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях, легендах, стихах и песнях запечатлено множество эпизодов, связанных с богородицей. Если бы она могла так же говорить, как она умеет смотреть, ее рассказы напомнили бы нам о событиях отечественной истории, и трагических, и печальных, и торжественных… Сколько жизненных драм прошло перед ее очами, сколько слез было пролито перед нею… Сколько раз в прежние века глядевшим в ее глаза людям вспоминалось мрачное библейское пророчество: «…будет скорбь великая, какой не бывало от начала мира…» Но — увы! — уста «Владимирской» плотно сомкнуты, и мы должны сами попытаться приподнять завесу над тайнами ее жизни.
Что нам известно об истории знаменитой иконы?
В рукописной «Степенной книге царского родословия», содержащей летописные известия, расположенные по генеалогии русских великих князей и царей, сказано следующее: «Повесть на сретенье (т. е. встречу. — Е. О.) чудотворного образа пречистыя владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии, его же написал богогласный евангелист Лука, самовидно зря на истинную Богородицу, при животе ея…»
Средневековая Русь считала евангелиста Луку автором иконы «Владимирская Богоматерь». В основу предания был положен апокриф, гласивший, что евангелист Лука славился своим высоким образованием, был не только книжником и врачевателем, но и искуснейшим художником. В Западной Европе, да и у нас, есть несколько первоклассных станковых произведений, приписываемых Луке. Русские изографы считали Луку своим защитником и покровителем, любили его рисовать с кистью в руке.
Как ни поэтична легенда о Луке, авторе «Владимирской Богоматери», это все же легенда. Ученые до сих пор спорят, какова была первоначальная композиция иконы, дошедшей до нас лишь во фрагментах. Но теперь никто не отрицает, что она была написана в самом начале двенадцатого века, в Константинополе, неизвестным гениальным византийским мастером.
…Перенесемся мысленно в Киев начала двенадцатого века. Город окружали малопроходимые леса да поросшие густыми высокими травами степи. Мощный оборонительный вал, построенный еще в одиннадцатом столетии, защищал стольный град от половцев и других воинственных кочевников. За городскую черту можно было попасть лишь пройдя ворота — Золотые, Львовские и Лядские. У этих ворот в одиннадцатом и двенадцатом веках происходили ожесточенные схватки с врагами, богатырские поединки на виду у людного города.
ЕГЭ. Вариант 9 с ответами. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. 2019
ЕГЭ. Вариант 9 с ответами. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. 2019
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Вариант 9 с ответами. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. 2019»
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. 2019. 15 вариантов. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Щеловые люди сегодня при знакомстве часто обмениваются визитными карточками. (2)Это удобно, потому что визитная карточка содержит необходимую информацию о деловом человеке: его имя, отчество, фамилию, должность, место работы, контактные телефоны, часто и домашний телефон, и адрес. (3) в случае, если вы вручаете визитную карточку, необязательно называть имя и отчество, можно назвать только фамилию.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Визитная карточка необходима каждому деловому человеку.
2) На визитной карточке человека указаны его имя, отчество, фамилия, должность, место работы, контактные телефоны, часто и домашний телефон, а также адрес.
3) Вручая визитную карточку, содержащую всю необходимую информацию о деловом человеке, достаточно назвать свою фамилию.
4) Обмен визитными карточками — необходимый и обязательный компонент делового общения.
5) Так как визитная карточка содержит всю необходимую информацию о деловом человеке, при её вручении достаточно назвать свою фамилию.
2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТОЧКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Небольшой прямоугольный листок плотной бумаги или картона для занесения каких-либо сведений, данных с целью учёта. Каталожная к. Учётная к.
2) Удостоверение, свидетельство в виде небольшого картонного листка с именем, фамилией, указанием служебного положения и другими сведениями о лице. Корреспондентская к.
3) Бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Продовольственная к. Промтоварная к. Получать хлеб по карточкам.
4) Фотографический снимок небольшого размера. Показать карточку своего сына. Приклеить карточку на
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
навЕрх / срЕдства / вручИт / исчерпАть / балОванный
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запипште подобранное слово.
Когда порции мороженого окончательно готовы и упакованы, они поступают в МОРОЗИЛЬНУЮ камеру, где примерно за полчаса замораживаются до температуры хранения минус 18-20 °С.
Книги по физике для школьников написаны выдающимися специалистами и одновременно ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМИ популяризаторами науки.
Восприятие человеком цвета — целиком ЛИЧНОСТНОЕ явление, и передать словами свои цветовые ощущения так же трудно, как трудно передать ощущение вкуса.
Несмотря на зной, буйно цвели в саду георгины и розы; большой урожай дали огурцы, посаженные ранней весной в ДОБРОЙ теплице.
Удивляет умение некоторых животных НАДЕТЬ своеобразный маскарадный костюм и «прикинуться» не теми, кем они являются на самом деле.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Другой альтернативой обычной фармакотерапии служит фитотерапия, то есть лечение растениями, поскольку извлечения из лекарственных растений проявляют целебные свойства.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
шесть ГЕКТАРОВ / вкусных ОЛАДЬЕВ / с ТЫСЯЧЕЙ рублей / в ОБОИХ случаях
шесть десятых ПРОЦЕНТА
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
1) Зимовка — это такой сезонный период в жизни рыб, когда резко снижается их активность, практически полностью прекращается потребление пищи, а обмен веществ в организме поддерживается за счёт накопленных жировых запасов летом.
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
2) Возможно, пауки — не самые привлекательные создания, но их творение — паутина — не может не вызывать восхищения.
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Благодаря словаря паронимов русского языка читатель сразу увидит разницу между «сторожем» — лесником и «заведующим лесным хозяйством» — лесничим, который растит лес.
Г) нарушение в построении сложного предложения
4) Сфера применения вычислительной техники, быстро расширяясь, продвигалась в сторону решения традиционных практических задач в различных областях деятельности человека.
Д) неправильное образование падежной формы существительного с предлогом
5) Изучая окружающий мир, человечеством скопиро ваны многие из конструкторских находок природы, но такой сложный процесс, как прядение паутины, воспроизвести пока не удаётся.
6) В Древней Руси деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, она упоминается в летописи «Повести временных лет», и речь в этом произведении идёт не только о деревянных, но и о серебряных ложках.
7) Хорошо известно, что цветы улучшают микроклимат, создают определённый комфорт и неповторимую обстановку, а для многих выращивание декоративных растений стало одним из видов творческого отдыха, доставляющего эстетическое наслаждение.
8) Все, кто когда-нибудь делал технические доклады (защита дипломного проекта или отчёт на научно-техническом совете), могут вспомнить, что подготовка качественного текста 15-минут-ного сообщения занимала не меньше одного-двух дней.
9) А.С. Попов сразу понял то, что его изобретение имеет практическое значение, и предложил использовать беспроводную связь для оперативной связи с кораблями в Балтийском море и Финском заливе для получения сообщений от судов, терпящих бедствие.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) инт..нсивный, к..нспектировать, препод..вание 2) к..сательная, заг..релый, распол..жение
3) разг..рающийся, сд..рать, пост..лить 4) выб..рать, прик..снуться, предпол..жить
5) дел..катес, г..ристый, р..систый
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пред..стория, без..дейный, об. ндеветь 2) пр..стать, пр..успеть, пр..подаватель
3) бе..смысленный, ра..чищать, во..пламеняться 4) пр..образ, раз..брать, пр..родина
5) батал..он, медвеж..я, в..ющийся
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сирен..вый, незатейл..вый 2) врем..чко, мелодич..ский 3) син..ватый, застр..вать
4) свеж..нький, реч..нка 5) бурла..кий, чукот..кий
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) леле..щий, (волны) пен..тся 2) (фермеры) засе..т, (флаги) ре..т 3) стел..щийся, неприка..нный
4) помн. щий, (они) удосто..т 5) незамеч..ный, невид..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Образы прошедшего по-прежнему (НЕ)СПЕША поднимались, всплывали в его душе, мешаясь и путаясь с другими представлениями.
Обломов испытывал чувство мирной радости, оттого что он с девяти до трёх, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что (НЕ)НАДО идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению.
Сирени распустились разом после сильной ночной грозы, и даже куст никогда (НЕ)ЦВЕТШЕЙ махровой сирени возле павильона зажёг маленький лиловый факел од- ной-единственной кисти.
В распахнутое окно пахнуло (НЕ)СИРЕНЬЮ, нет, а жасмином, его — напоминающим цедру — пряным запахом зрелого лета.
Помнится, я видел однажды вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела (НЕ)ПОДВИЖНО, подставив шелковистую грудь алому сиянию зари.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Эта планета по меркам Солнечной системы совершенно необычная: (НА)МНОГО ближе к звезде, чем КТО(ЛИБО) мог предположить.
Самые ласковые эпитеты и сравнения употребляются в народных песнях, сказках, загадках, припевках, когда речь заходит о льне: в среднерусских местах народные умельцы (ИЗ)ДАВНА любят изображать голубой распустившийся цветок льна на туесах и коромыслах, а ТАК(ЖЕ) вышивать его на полотенцах и занавесках.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгого времени Павел Третьяков, окружив себя (ПО)ИСТИНЕ даровитыми и знающими людьми, собирал полотна русских художников, опираясь на исключительное художественное чутьё.
(В)ОТЛИЧИЕ от других борзых, афганская борзая не такая быстрая, (ЗА)ТО крепкая и выносливая, проворная в прыжках и способная уверенно передвигаться по пересечённой местности.
В России (В)ПЕРВЫЕ сады на крышах появились в XVII веке: их устраивали над погребами, складами, зернохранилищами, и принадлежали они КОГДА(ТО) царской фамилии, высшему духовенству, а позже — купечеству.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Я постоя(1)о замечал, что произведение искусства глубже и проникнове(2)ее воспринимается не само по себе, а через призму жизне(3)ых впечатлений, через сопоставление того, что хотел сказать непревзойдё(4)ый мастер-художник, с личными переживаниями.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Неизмеримые просторы воды создают глубину красок и сложный мир отражений и различного по силе и по углам падения солнечного света.
2) И капитан и корабль и команда были как будто нарочно подобраны по черноморским портам.
3) Культурой речи называют владение нормами устного и письменного литературного языка а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
4) Заимствованные слова подчиняются орфоэпическим нормам современного русского литературного языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении.
5) Публицистический стиль входит в группу книжных функциональных стилей русского литературного языка обслуживает сферу общественно-политических отношений.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В сумерках корабль (1) занесённый снегом (2) и (3) освещённый огнём фонареп (4) казался нарадным и лёгким.
18. Расставьте все недоедающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Бог помочь (1) вам (2) друзья мои (3)
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь (4) вам (5) друзья мои (6)
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Экспериментально проверен метод (1) измерения поляризации рентгеновского излучения (2) теоретические основы (3) которого (4) разработали российские физики.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Трагична судьба одной из первых английских экспедиций в Арктику (1) и (2) хотя отважным мореплавателям не удалось пройти Северным морским путём в Китай (3) они сумели решить другую важную задачу (4) которая связана с началом морской торговли с Россией.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих.предложений.
(1)3емля эта богата и обильна, и имя её — Таймыр. (2)Пейзаж, предстающий за мутноватыми стёклами иллюминаторов, довольно однообразен. (3)Иногда машины оказывались над морем, внизу — штиль, с удалением от берега вода теряла свой серый цвет и вспыхивала синевой. (4)Временами вертолёты входили в облака и завесы тумана, тогда картинка за бортом исчезала и мы видели только ведущий вертолёт — борт 47 держался впереди и чуть левее нас. (5)В салоне заметно холодало — чувствовалось приближение настоящего Севера, пришлось утепляться. (6)К исходу четвёртого часа полёта из кабины пилотов вышел бортинженер Андрей Перминов, на его широком, добродушном лице сияла улыбка. (7) Мы прилипаем к стеклянному окошку и видим, что под нами остров, на берегу которого расположился небольшой поселок, состоящий в основном из 3-5-этажных зданий.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Городок был маленький, в мирное время, услышав его название, наверное, переспрашивали и вспо-минали: где это? (2)Не то под Москвой, не то на Волге. (3)Но сейчас, в начале декабря сорок первого года, его имя гремело, как музыка. (4)Город, отбитый у немцев! (5)К этому ещё не привыкли.
(6)Его взяли после короткого ночного боя два полка 31-й стрелковой дивизии. (7)Своим успехом они были обязаны главным образом соседям — прорвавшейся левее их километров на пятнадцать в глубину дальневосточной дивизии и танкистам Климовича. (8)Танкисты ещё вечером перерезали немцам пути отхода, вынуждая их либо драться в окружении, либо немедля отступать, бросая всё, что разом не стронешь с места. (9)Городок и его окрестности были забиты брошенными немецкими машинами — тылами моторизованной дивизии.
(10)Ожидая, пока приготовят повязку, Климович закрыл глаза. (11)Целый месяц, пока его бригаду перебрасывали с места на место, не спал больше часа подряд. (12)Да, впору было заснуть, но сон только почудился и не пришёл: слишком уж он взвинчен был происходившим; и в какую бы внешне непробиваемую броню привычки к своему военному делу ни был закован, а всё же началось наступление, и оказалось, что человеку трудно переживать не только одно горе. (13)Радость, когда она большая, тоже трудно пережить! (14)И она от тебя требует всех сил, и от неё тоже устаёшь.
(15)Конечно, эти ребята с Дальнего Востока, вчера впервые вступившие в бой и с ходу на пятнадцать километров толкнувшие немцев, разом испытали такое счастье, которому позавидует всякий военный человек, а всё же до конца понять то, что испытал Климович, они не могли. (16)Только тот, кто был унижен и оскорблён отступлениями и окружениями, только тот, кто, облив последними крохами бензина свой последний танк и оставив за собой щемящий душу прощальный чёрный столб дыма, повесив на шею автомат, неделями шёл через леса, вдоль дорог, по которым гремели на восток немецкие танки, —только тот мог до конца понять Климовича — понять всю меру жестокого наслаждения, испытываемого им с той минуты, когда он вчера на рассвете прорвал оборону немцев и пошёл крушить их тылы, и до той минуты, когда по дороге сюда, в медсанбат, он пронёсся по городу, забитому брошенными машинами, засыпанному пущенными по ветру немецкими штабными бумагами.
(17)Днём он с несколькими танками нарвался на отступавшую артиллерийскую колонну и первыми же удачными выстрелами по голове и хвосту закупорил дорогу. (18)Сначала немцы разбежались, но потом, надо отдать им должное, пришли в себя, развернули несколько орудий и под прикрытием огня даже пробовали подобраться к танкам. (19)В конце концов атаковавших немцев перестреляли, орудия разбили, грузовики зажгли, а когда потом наскоро подсчитали, оказалось, что уничтожили целый артиллерийский полк. (20)Такого на памяти Климовича не было с начала войны.
(21)Уже ночью он выскочил на немецкую автоколонну; она, светя фарами, ползла сквозь метель. (22)Шофёры разбежались по лесу, бросив машины с зажжёнными фарами и работающими моторами, а солдаты немецкой дивизии сыпались из кузовов в снег и поднимали руки. (23)Тогда, в июне, они и думать не думали, что такое когда-нибудь будет, а сейчас, в декабре, всё-таки пришлось научиться. (24)А утром он брал укреплённый узел уже далеко в глубине немецкой обороны и своими глазами видел, как из окопов поднимается и бежит, бежит перед нашими танками немецкая пехота. (25)Он сам был в этой атаке и видел бегущих фашистов и в двухстах, и в двадцати метрах перед собой; бил им в спину из пулемёта и видел их повёрнутые на бегу лица.
(26)Его память за время войны была обременена таким количеством страшных воспоминаний, что другому человеку, не пережившему всего, что он пережил, каждого из этих воспоминаний, наверно, хватило бы на целую жизнь. (27)Говорят, что такие вещи закаляют душу. (28)Это, конечно, верно. (29)Но, закаляя, они в то же время и ранят её. (30)И живёт и воюет дальше человек с душой, одновременно закалённой и израненной. (31)И это две стороны одной и той же медали, и, что бы там ни говорили, никуда от этого не денешься.
*Константин Михайлович Симонов (1915-1979) — русский советский прозаик, поэт и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент.
22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В начале декабря 1941 года двум полкам 31-й стрелковой дивизии после короткого ночного боя удалось отбить у немцев небольшой городок.
2) Танкисты под руководством Климовича на рассвете прорвали оборону немцев и крушили их тылы.
3) Климович пережил период отступления наших войск в 1941 году, вышел из окружения, не оставив врагу свой танк, и наконец пережил радость победы над врагом.
4) Ребята с Дальнего Востока, вступившие в бой, были опытными бойцами, пережившими и горечь отступлений, и радость побед.
5) Немцы атаковали стрелковый полк, орудия разбили, грузовики зажгли, немецкая пехота бежала прямо на танки.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 15 содержит рассуждение.
2) В предложениях 17-19 представлено повествование.
3) Предложения 26 и 27 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 30-31 представлено описание.
5) В предложении 32 представлено повествование.
24. Из предложений 17-19 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 18-24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26. «Художественные особенности военной прозы К.М. Симонова определяются стремлением писателя рассказать о военном времени через изображение мужества, человечности и невиданной стойкости человека на войне. Разнообразные средства выразительности помогают писателю решить поставленные творческие задачи. Так, лексическое средство языка — (А)___(«тогда» — «сейчас» в предложении 23, «возникшее» — «исчезнувшее» в предложении 33) — помогает достоверно воссоздать будни войны. Внутреннее состояние человека автор передаёт, используя приём — (Б)___(«только тот» в предложении 16, «сидело в памяти» в предложениях 33 и 35) и такие тропы, как (В___(«воспоминания не только закаляли, но и ранили душу» в предложении 32, «чувства победы» в предложении 35) и (Г)___(«с безмолвным криком» в предложении 33)».