что нужно сделать для сохранения русского языка
Проблема сохранения русского языка
сочинение по тексту ЕГЭ
Вступление
Русский язык – один из богатейших в мире. Как и любому другому, русскому языку свойственно меняться. С каждым годом в нем появляются неологизмы, новообразования в области молодежного сленга, заимствования из других языков.
Порой людям разных возрастов или живущим в разных регионах страны сложно понять друг друга. Изменения, упрощения языка происходят и на государственном уровне. Современный русский язык уже сильно отличается от языка А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.
Проблема
О проблеме сохранения русского языка размышляет С. Казначеев в своем тексте. Русский язык претерпевает значительные изменения в плане заимствований, а также в области искажения написаний. Почему общество допускает такие упрощения? К чему это может привести?
Комментарий
Автор начинает разговор с представления примеров современных афиш, которые ежедневно все мы наблюдаем на улицах наших городов. Внедрение в кириллицу латиницы видоизменяет слова и лишает их привычного смысла.
Автор задает вопрос, хорошо ли это? Обогащается ли наш язык от таких видоизменений или же, наоборот, портится? Заимствования с внедрением латиницы и других графических символов заполонили масс-медиа: заголовки газет, реклама на телевидении, вывески с названиями модных заведений – все это переполнено «сломанными» словами.
Для чего вообще нужны такие изменения? Почему к ним прибегают рекламные агенты? Скорее всего, это связано со стремлением к оригинальности, неординарности, жажде привлечь как можно больше внимания к своим названиям и заголовкам. Но оправдано ли это? По мнению автора, этот метод довольно примитивный и поверхностный.
Авторская позиция
Автор уверен, что искаженное написание слов ведет к нарушению функционирования языка, к уничтожению его норм. Автор опасается также за судьбу нашего великого алфавита, подаренного святыми Кириллом и Мефодием.
Своя позиция
Опасения С. Казначеева мне понятны. Меня тоже смущают странные надписи на афишах и в интернете. Они будто режут глаза. Становится непонятно, чего хотят этим добиться, почему так легкомысленно относятся к богатству нашего великого и могучего русского языка.
Язык уже сильно изменился со времен А.С. Пушкина, которого считают создателем современного русского языка. Какие-то изменения принесли пользу, а какие-то, на мой взгляд, просто уничтожают его. К примеру, упрощение норм русского языка на государственном уровне пугает, но в то же самое время упрощает жизнь малограмотных людей.
Аргумент №1
Как можем мы пренебрегать вековыми традициями, которые слово за словом обогащали и преумножали русскую речь, русскую письменность. Язык русской классики, которая оказала значительно влияние на развитие мировой литературы, не должен упрощаться, он может только обогащаться.
Если есть действительно необходимые для заимствования слова для обозначения каких-то новейших понятий, то почему бы их не использовать? Но при наличии русских слов, стоит ли намеренно их заменять иностранными? Думаю, нет. Вспоминаются слова великого русского критика В.Г. Белинского: «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.»
Аргумент №2
И.С. Тургенев призывает восхищаться русским языком, ценить его сокровища и несметные богатства: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Заключение
Еще в первом классе нас учили, что русский язык – самый богатый язык в мире. В нем есть множество слов для обозначения одного и того же понятия, в нем столько возможностей для передачи различных оттенков одного и того же чувства.
Имеет ли смысл еще больше расширять этот круг? Конечно, имеет, но при этом важно не забывать исконные традиции и не отказываться от них в погоне за модой и простотой, не засорять свою речь ненужными неологизмами. Другими словами, нужно думать не только о развитии русского языка, но и о сохранении его первоначальной красоты и разнообразия.
Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире»
Гюзель Юсуфова
Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире»
«Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться
к своему родному языку»
Культура народа проявляется в языке, на котором он говорит.
Сохранить родные языки такими какими они есть, это серьезная задача Дагестанского народа.
В современном мире многоязычие не ценится, а владение только преобладающим языком считается достаточным и желательным. Но нельзя забывать, что всёзависит в большей степени от нас: каждый носитель родного языка обязан понимать важность его сохранения и стараться научить ему хотя бы своих детей. Языкдолжен передаваться из поколения в поколения и тогда всякие угрозы его исчезновения испарятся: для этого надо нам самим постараться.
Мы должны беречь наш язык. Многие люди сегодня не могут и не хотят грамотно писать и говорить. Слова произносятся с ошибками. Все больше иностранных слов проникают в нашу речь. С помощью родного языка можно описать свои чувства, переживания, красоту родного края.
Родной язык нельзя заменить каким-то другим, потому что это не просто речь или письменность, а наследие наших предков. Не знать свой родной язык равносильно неуважению своих предков и предательству родного народа. Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры.
Невозможно быть по-настоящему счастливым без владения родным языком. Мы достойны уважения и признания, когда поддерживаем связь со своими корнями, с прошлым, с культурой и самобытностью нашего народа. Без понимания языка мы не способны видеть и ощущать этот мир через его уникальную призму, а значит, тем самым утратили важную способность узнавать свою «родину» и понимать всех тех, кто в ней еще живет.
Я считаю, что каждый человек должен с уважением относиться к культуре своей страны, а также к языку, который является культурной ценностью. Да, для нас родной язык – это нечто привычное. Однако не стоит забывать, что речь народа развивалась веками не для того, чтобы просто погибнуть средь безразличия.
Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка,когда в роли воспитателя и учителя выступают родители.
Считаю что нам нужно делать все что от нас зависит, что бы мы и наши дети не увидели этого!
Е. К. Ривина «Знакомство дошкольников с семьей и родословной» (Мозаика- Синтез 2009-2010г)
Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.
Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.
Фотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группы Фотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группы Хакасский язык – это бесценное богатство, дарованное нам с рождения,.
Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.
Как сохранить здоровой нервную систему Здоровая нервная система человека – это залог крепкого здоровья. Наша жизнь полна непредсказуемых моментов, которые вынуждают человека.
Консультация для воспитателей «Родной язык — «удивительный педагог» Консультация для воспитателей «Родной язык – «удивительный педагог» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию данную работу, и надеюсь.
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту «Безопасность в современном мире». Но каждой группе нужно было взять.
Сценарий праздника «Родной язык всегда останется родным» Цель: вызвать интерес детей к изучению и сохранению родного языка. Задачи: способствовать развитию у детей интереса к мокшанскому языку,.
Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день (День русского языка). Именно в этот день — 6 июня 1799 года — в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин считается основоположником современного русского литературного языка и является одним из столпов русской культуры. В Советском Союзе этот день отмечался как Пушкинский праздник поэзии. В современной России государственный статус день рождения Александра Пушкина получил в 1997 году согласно Указу президента РФ «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России». Затем в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка.
Самобытность и древность русского языка отмечал Михаил Ломоносов: «Славянский язык ни от греческого, ни от латинского, ни от какого другого не происходит; следовательно, сам собою состоит уже от самых древних времен, и многочисленные оные народы говорили славянским языком еще прежде Рождества Христова». А историк XIX столетия Егор Классен писал: «…Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков, и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним».
Наступление западной культуры, «американизация» общества, деградация языка ведёт к утрате «русскости», когда миллионы людей, русских по происхождению, становятся «этнографическим материалом», из которого можно вылепить всё что угодно. И «человека экономического», которого интересуют только материальная сторона жизни, и космополита, равнодушного к русской истории и культуре, и джихадиста, готового убивать стариков, женщин и детей ради аллаха.
Именно поэтому обращение к жизни русского языка как основе бытия нашего народа, осознанное и целенаправленное изучение русского языка и обучение ему как родному, второму родному, также распространение его в мире, непременное и первостепенное условие сохранения русской цивилизации.
Ситуация в сфере русского языка за рубежом и в самой России неутешительная. Количество носителей русского языка за рубежом сокращается. Носителя языка, в основном это люди советского поколения уходят из жизни. Их дети уже не знают русского языка, так как в большинстве постсоветских республик победил воинствующий национализм, и русский язык не в чести. Кроме того, русский язык в силу политических факторов находится под давлением со стороны местных властей (Прибалтика, Украина). Наиболее тяжелая и страшная ситуация в Малороссии-Украине, где введена целая порода русских по происхождению людей – «украинцев», которая в основном думает и говорит на русском, но считает русских врагами. Вытеснен русский язык в странах Центральной и Восточной Европы.
Однако и самой России дела обстоят не лучшим образом. В 1990-е годы система образования и воспитания оказалась под контролем либералов. Они хорошо потрудились над разрушением русской (советской) системы образования, которая была лучшей в мире. Сильно пострадал и русский язык. В России либералы пытаются через систему образования сформировать незнание русского языка в стране.
Произошёл разрыв единого образовательного пространства. В школах разные учебники русского языка. В феврале 2015 г. председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая призвала коллег проанализировать текущие стандарты образования и привлечь Министерство образования к персональной ответственности за них. Ситуация стала доходить до того, что в российских школах изучению русского языка выделяют меньше времени, чем иностранному. Яровая привела цифры: за время обучения в российской школе ребенок изучает русский язык в объеме 866 часов, а иностранные — 939 часов. Министерство образования озвучило планы ввести обязательную сдачу ЕГЭ по иностранному языку, и ввести в школьную программу еще один иностранный. Яровая вопрошает: «Граждан какой страны мы растим? Может быть, не российское государство является заказчиком образовательных программ?»
Кардинально сократились часы на базовые предметы – русский язык, литературу, математику и историю, их изучают по два часа. В советской школе на базовые предметы отводилось 4-5 часов. Большой вред нанесло введение ЕГЭ. Дети утрачивают возможность не только грамотно излагать свои мысли, но и выражать их в устной речи. Кроме того, в школы приходит новое поколение учителей, поколение «демократического выбора», а советское поколение уходит. Это ведёт к падению качества преподавания, а компьютеризация не спасает положение, а наоборот, ухудшает его.
Огромную роль в разрушении русского языка играют СМИ, особенно телевидение. Англицизмы, сленг и хамство заполонили ТВ. Русский литературный язык активно упрощают и вытесняют. В результате происходит деградация русского языка как на уровне образования, так и на бытовом уровне.
Очевидно, что для того, чтобы сохранить наше многотысячелетнее наследие – русский язык, своё русское «я», которое будет утрачено с потерей русского языка, необходима серьёзная системная программа. Необходимо восстановить лучшие, базовые начала советской программы, школы; централизованно заниматься поддержкой и развитием русского языка, через популяризацию и распространение великих русских произведений, русских книг, русских песен, русских сказок и т. д.; активно распространять русский язык за рубежом и поддерживать уже имеющиеся наработки.
«Как сохранить родной язык в современном мире»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
на лучшее эссе «Как сохранить родной
язык в современном мире»
Конкурс на лучшее эссе
«Как сохранить родной язык в современном мире»
« Как сохранить родной язык в современном мире»
Ниматулаева Патимат Абдулхапизовна
Учитель родного языка и литературы
МБОУ «Кокрекская СОШ»
Хасавюртовского района с. Кокрек
Список использованной литературы …………………………………………. 10
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть. (Р. Гамзатов)
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец. Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, а также средством выражения чувств, настроений. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры, искусства. Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить молодежь к литературе, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться. Цивилизация, выступающая за глобализацию, безжалостна. Вместо культуры она несет механизм, а живое всегда проигрывает неживому. Нужна системная государственная политика по сохранению родного языка в современном мире. У меня зреет страх, что потихонечку родной язык теряет свой статус. Мои опасения обоснованы, они касаются многочисленных языков народов Дагестана, в том числе и аварского. Ведь большинство аварцев не знают родного языка. Хотя в Республике проводится немало мероприятий, чтобы сохранить родной язык, культуру, обычаи и традиции.
Однако результат школьного языкового образования зависит и от понимания детьми и родителями важности знания родного языка. Ведь родной язык – основа развития интеллекта человека, формирования его морального облика и эмоционального самосодержания, становления творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности. Начинаю урок с чтения мудрых мыслей, их много и для меня это книга Р. Гамзатова «Мой Дагестан». Думаю, на примере героев произведений выдающегося поэта можно воспитать по-настоящему мужественного, уважительного, мудрого человека, который будет стремиться сохранить свой родной язык. Сава
Дангулов «То своеобразное, что вошло в нашу литературу с именем Расула Гамзатова, вошло вместе с Гамзатом Цадаса, но одновременно вопреки ему.
Поэзия Расула обняла и те грани жизни, которых не коснулась гневная муза Гамзата Цадасы. Хотели отец и сын или нет, но своим поэтическим трудом они дополнили друг друга. По крайней мере наши потомки будут постигать современную жизнь Дагестана, слагая Гамзата Цадаса и Расула Гамзатова».
На каждом уроке можно приводить примеры из книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан», ибо они имеют большое значение для нравственного воспитания обучающихся. Дети становятся чище, добрее. Начинают относиться к друг другу с уважением, с пониманием. В книге очень много материала для инсценировок. На примере этого произведения ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик дагестанского человека. Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и моя роль как учителя заключается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, о сохранении языка. А на уроках родного языка я очень часто провожу творческие работы: отгадывание ребусов, кроссвордов, чтение скороговорок, чтение вырезок из газет на аварском языке (рубрика «знаете ли вы», «Лъалищ нужеда»). Дети дома сами находят из газет интересные статьи о животных, об окружающем мире, о достопримечательностях и тд. Очень важно чтоб на уроке использовались игровые моменты, это уникальный способ заинтересовать ученика. Мотивируют детей к изучению языка также различные конкурсы это такие как: Викторины, «Говори на аварском», КВНы,
«Знатоки аварского языка» Что? Где? Когда? (Щиб? Киб? Кида?). И очень важно поощрять учеников грамотами, подписанными именно на родном (аварском языке). Прививать любовь к языку должны конечно и родители, чтобы они общались с детьми должным образом. Но они даже не читают сказки на родном языке. Дети остаются одни с телевизором или компьютером. Семья играет немаловажную роль в сохранении родного языка. Родители хотят всё упростить; ребёнок не хочет говорить на родном – им это не надо. На уроках родного языка и литературы я стараюсь показать бережное отношение к родному слову, потому как родное слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями дагестанского быта, понять и познать себя как представителя своего народа. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя. В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках родного языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы было все интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников. Дать понять каждому ученику, что человек смолоду должен понимать, что пришёл на эту землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и куда бы не забросила его судьба, он должен быть достойным сыном гор, почитающим традиции. Книга «Мой Дагестан» может изменить человека и его отношение к людям, ведь она о главных человеческих ценностях: доброте, честности, милосердии, уважении, любви к родному языку. «Мой Дагестан» книга- шкатулка, переполненная через край жизненной мудростью, лиризмом, любовью к своей Отчизне. По-моему, это главная книга жизни поэта-исповедь любви к Родине, природе, обычаям, традициям, взаимоотношениям людей, к сохранению родного языка. Уже сам эпиграф «Моего Дагестана» вызывает большое любопытство: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
Расул Гамзатов обладал необычайным умением подбирать эпиграф к каждому разделу так, что читатель чувствует
его прочитают тысячи дагестанских школьников, которые ещё не знают о
книге «Мой Дагестан». Это произведение может изменить человека и его отношение к людям, ведь она о главных человеческих ценностях: доброте, честности, милосердии, уважении, любви к родному языку.
Для сохранения родного языка проводится достаточно много: это и флэш-мобы, и конкурсы: «Второе дыхание родным языкам», «Язык предков», «Лучший учитель родного языка», это и конференции, и семинары, и олимпиады и многое другое. Каждое лето ассоциация учителей аварского языка, во главе с Баху Шамиловной, проводит слёт. На слёт приезжают тысячи людей, которые неравнодушны к родному языку. Фонд Родные Языки России проводит очень многое. Я думаю, такие мероприятия очень актуальны для сохранения родного языка. Я предложила бы проводить ещё следующие мероприятия:
1. В школах проводить живые уроки (классные часы) родного языка.
2. Устраивать этнические концерты, месячники, фестивали, организовывать выезды молодых исполнителей на фестиваль.
3. Проводить мастер-классы по народному творчеству.
4. Конференции в области этнографии, археологии, истории, культуры, творчества классиков дагестанской прозы, поэзии. Могут быть и такие темы: «Особенности промысла народов Дагестана», «Сохранение уклада жизни и языка», «Семейные ценности и воспитание подрастающего поколения», «Свадебные традиции», «История национального костюма».
5. Возродить «институт бабушек», все народное творчество раньше передавалось из уст в уста, грамоты никто не знал. Уверена, что есть еще бабушки-сказительницы, чья память хранит жемчужины народного творчества. К сбору этноматериала привлекать волонтеров.
6. Создавать больше музеев под открытым небом.
7. Пропагандировать народные промыслы.
8.Коллективное чтение произведений литературных классиков на телевидении, в образовательных учреждениях, библиотеках, во Дворцах культуры.
9.На уровне правительства создать Программу посещения школьниками Национального музея и театра.
10. Создавать театральные студии, любительские спектакли по произведениям классиков дагестанской литературы в школах, других образовательных учреждениях, Дворцах культуры.
11. Использовать Интернет-ресурсы: Олимпиады, викторины, клубы знатоков…
12. Сделать привлекательным Дагестан для отечественного и международного туризма.
13. Знакомство с современными писателями, поэтами через библиотеки, через Интернет-сообщества, через Центры культуры, через живое общение с писателями, через факультативы, элективные курсы, через подписку на газеты, журналы.
Для современного человека, живущего в Республике Дагестан, главной целью должно стать знание сохранение богатства родного языка. И красной нитью в нашем сознании должны звучать слова Р. Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть», С. Я. Маршака: «Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись» [Маршак, 1971 С.157].
Еще Ушинский Н.Д. отмечал, что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложение и взаимодействие, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Значит, интеллект и мышление ребенка, прежде всего, должны развиваться на родном языке. [Ушинский,1988. С.122]. Кроме того, Н.Д. Ушинский выдвинул идею о методической последовательности в обучении языку. Он высказывался против обучения иностранному языку раньше, чем ребенок окрепнет в своем родном
языковом сознании. В родном языке воплощено все родное в психологии человека. Все психологические механизмы развиваются средствами родного языка. По словам Л.В. Щербы, назначение родного языка следует
рассматривать шире, чем его усвоение, а именно: как основу, как фундамент, на котором закладывается и обучение русскому и иностранному языкам [Щерба,1974. С. 88]. У каждой эпохи имеются определенные ценности, нормы жизни, которые заложены в содержании слова, словосочетания, предложения, текста. Этнос создал язык для общения и познания мира, мира идей, на основе языка возникла и развивается его культура, в которой воплощены смысл жизни народа, его мировоззрение, его назначение в созвездии мировой цивилизации. Из сказанного выше следует вывод о том, что родной язык мы должны беречь, сохранить его для подрастающего поколения.
И мы призываем всех и каждого любить и хранить родной язык. Кто если не мы может предотвратить исчезновение нашего родного языка. Давайте, учить правильно излагать свои мысли на родном языке, красиво говорить и думать. Думаю, вместе мы справимся.