выносить святых что значит
Выносить святых что значит
иконы – изображения божеств и святых – в старину народ называл «святыми», «боженьками», считая, что они видят и слышат все вокруг происходящее. У старообрядцев, например, «божницы», то есть собрание висящих на стене икон, нередко задергивались специальной занавеской, открываемой только во время молитвы, дабы не оскорбить «образы» «видом мирских дел».Поэтому сами слова «хоть святых выноси» стали характеризовать все непристойное, безобразное и предельно грубое.Что же касается нестарообрядцев, то они не были так щепетильны. Совершая торговые сделки (норовя при этом непременно надуть покупателя), купцы, как правило, призывали в свидетели «святых»; не стесняясь их видом, били смертным боем жен и детей. И прикрывали иконы или выносили их в другое помещение лишь тогда, когда начиналось что-то из ряда вон выходящее (разгульная пирушка, скандал с руганью и дракой и т.д.).
Эти слова «хоть святых выноси» характеризуют все непристойное, безобразное и предельно грубое.Что же касается нестарообрядцев, то они не были так щепетильны. Совершая торговые сделки (норовя при этом непременно надуть покупателя), купцы, как правило, призывали в свидетели «святых»; не стесняясь их видом, били смертным боем жен и детей. И прикрывали иконы или выносили их в другое помещение лишь тогда, когда начиналось что-то из ряда вон выходящее (разгульная пирушка, скандал с руганью и дракой и т.д.).
Суть поговорки «хоть святых выноси» в убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или от присутствия при неприличных событиях. Выносить святых или хотя бы задергивать икону в углу особой занавеской, как это было принято у старообрядцев, – такие меры принимались, чтобы святые не видели творимых людьми безобразий: пьянства, драк, домашних дрязг.
Суть поговорки «хоть святых выноси» в убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или от присутствия при неприличных событиях. Выносить святых или хотя бы задергивать икону в углу особой занавеской, как это было принято у старообрядцев, – такие меры принимались, чтобы святые не видели творимых людьми безобразий: пьянства, драк, домашних дрязг.
«Во хмелю Мирон бывал буен. Дело известное: трезвый ребенка не обидит, а напьется — святых вон выноси » (Бунин. Веселый двор). Ну, беря во внимание русский менталитет, где-то так.
хоть святых выноси
Смотреть что такое «хоть святых выноси» в других словарях:
хоть святых выноси — ужасно, ужас что творится, хоть святых вон выноси Словарь русских синонимов. хоть святых выноси нареч, кол во синонимов: 4 • невыносимо (55) • … Словарь синонимов
Хоть святых выноси — Прост. Экспрес. Невозможно, невыносимо, стыдно терпеть что либо. Баба… скверная, ядовитая, сатаной глядит. Толстая, красная, визгливая… Как начнёт на кого кричать, как поднимет визг, так хоть святых выноси (Чехов. Женское счастье). Во хмелю Мирон … Фразеологический словарь русского литературного языка
Хоть святых выноси — Хоть святыхъ выноси (иноск.) о изъ рукъ вонъ невозможномъ оскорбительномъ для нравственнаго чувства и мѣста (гдѣ висятъ иконы). Ср. Что за охота писать, коли таланту Богъ не далъ только людей смѣшить, Иной и умный (кажется) человѣкъ, а какъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Хоть святых выноси — Разг. Неодобр. О чём л. нестерпимом, невыносимом. ЗС 1996, 347; БТС, 176; ДП, 205; ФСРЯ, 416; ФМ 2002, 422; СРНГ 28, 99; АОС 8, 35; СПП 2001, 69; Мокиенко 1990, 129 … Большой словарь русских поговорок
хоть святых выноси — О чём л. ужасном, невыносимом для зрения или слуха … Словарь многих выражений
хоть святых вон выноси — нареч, кол во синонимов: 4 • невыносимо (55) • ужас что творится (6) • ужасно (78) … Словарь синонимов
Хоть святых вон выноси — Прост. Экспрес. Невозможно, невыносимо, стыдно терпеть что либо. Баба… скверная, ядовитая, сатаной глядит. Толстая, красная, визгливая… Как начнёт на кого кричать, как поднимет визг, так хоть святых выноси (Чехов. Женское счастье). Во хмелю Мирон … Фразеологический словарь русского литературного языка
ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ — Святые это иконы в древнерусском обиходе (ср. святцы). Слово святые в значении образа, иконы встречается еще в языке Пушкина. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»: Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице;… … История слов
ужасно — чрезвычайно, до безумия, до смерти, до чрезвычайности, до ужаса, шибко, бесконечно, пугающе, адски, зверски, чума, очень, плохо, весьма, безнадежно, беспредельно, крайне, невообразимо, чудовищно, невероятно, оченно, безмерно, дьявольски, трагично … Словарь синонимов
невыносимо — См … Словарь синонимов
ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ
ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ
Святые — это иконы в древнерусском обиходе (ср. святцы). Слово святые в значении `образа, иконы’ встречается еще в языке Пушкина. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
У Льва Толстого в народных рассказах («Солдаткино житье»): [Бабушка] «обмыла мальчика, надела чистую рубашечку, по дпоясала и положила под святые». Смысловая структура слова святые ясна. Оно до сих пор употребительно в языке народной словесности и в областных говорах.
На этом фоне легко объясняется фразеологизм хоть святых (вон) неси (выноси, уноси) и т. п. В академическом словаре применение этого выражения характеризуется слишком широко: «о чем-либо непристойном, безобразном» (БАС, 13, с. 469).
В словаре Даля под словом святой есть такое сообщение: Такой содом, что хоть святых вон неси, `образа, иконы‘. Наменял святых (cл. Даля 1909, 4, с. 94). Здесь указывается общий смысл фразеологического оборота и намечается общий экспрессивный контекст его употребления.
Синтаксические контексты применения этого фразеологизма в общем одноти пны:
«Уж какую он в последнее время ахинею городил, так хоть святых вон понеси» (Салтыков. Невинные рассказы, 12, 9); «Во хмелю Мирон бывал буен. Дело известное: трезвый ребенка не обидит, а напьется — святых вон выноси» (Бунин. Веселый двор).
О поговорке хоть святых вон уноси как выражении почтения к иконам писал С. В. Максимов: «. во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех. (. ) Зато говорят также и надвое ”хоть святых вон выноси“: про тех, которые врут не в меру, ”и святых выноси и сам уходи“, и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного ”поднялся содом“: пусть св. иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома» (Максимов, Крыл. слова, с. 443—444). Все это очень широко и неопределенно, хотя и не противоречит смысловому существу поговорки. Суть ее в древнем культовом убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или присутствия при неприличных событиях.
Для понимания той бытовой древнерусской основы, на кот орой сложилась древнерусская поговорка «хоть святых вон выноси» характерны такие замечания голландского дворянина, приезжавшего в 1675 г. в Москву в свите посольства К. фон-Кленка: «Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы» (Русск. старина, 1893, декабрь, с. 537).
В «”Путешествии по России“ голландца Стрюйса» сообщается: «Москвитянин от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки, ни снисходительности: он прин осит все в жертву своему удовольствию и стремится только утолять грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он убежден, что за этот грех должно наказывать женщин; поэтому он, прежде чем лечь с посторонней женщиной, вместо своей жены, снимает крест, который на себе носит, и не совершает греха в комнате, в которой висят образа. Если же не может скрыться (от икон), не находя более удобного места, то не будет совершать (греха), пока не завесит их. Русский уверен, что эта предосторожность избавляет его от небесной кары, и ее достаточно, чтобы избегнуть наказания за блуд, прелюбодейство и нечто худшее» (Русск. архив, 1880, кн. 1, с. 48).
Конечно, эти характеристики и описания русского быта XVI — XVII вв. со стороны иностранцев-путешественников одност оронни и содержат много отрицательных преувеличений. Но для исторической оценки происхождения выражения хоть святых вон выноси (уноси, неси и т. п.) они дают важный материал.
Опубликовано вместе со статьями «Зодчий», «Поползновение», «Стих нашел», «Отпетый» под общим названием «Историко-этимологические заметки» в сб. «Этимология. 1968» (М., 1971). В архиве есть рукопись на 6 листках небольшого формата (текст написан в разное время). Сохранилась также машинописная копия заметки с авторской правкой. Здесь публикуется по оттиску, уточненному по машинописи, с восстановлением изъятых в публикации 1971 г. трех последних абзацев; в публикуемый текст внесен также ряд необходимых поправок и уточнений. — М. Л.
Хоть святых выноси
Смотреть что такое «Хоть святых выноси» в других словарях:
хоть святых выноси — ужасно, ужас что творится, хоть святых вон выноси Словарь русских синонимов. хоть святых выноси нареч, кол во синонимов: 4 • невыносимо (55) • … Словарь синонимов
хоть святых выноси — (иноск.) о из рук вон невозможном, оскорбительном для нравственного чувства (и места, где висят иконы) Ср. Что за охота писать, коли таланту Бог не дал, только людей смешить. Иной и умный (кажется) человек, а как возьмется за перо хоть святых вон … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Хоть святых выноси — Прост. Экспрес. Невозможно, невыносимо, стыдно терпеть что либо. Баба… скверная, ядовитая, сатаной глядит. Толстая, красная, визгливая… Как начнёт на кого кричать, как поднимет визг, так хоть святых выноси (Чехов. Женское счастье). Во хмелю Мирон … Фразеологический словарь русского литературного языка
Хоть святых выноси — Разг. Неодобр. О чём л. нестерпимом, невыносимом. ЗС 1996, 347; БТС, 176; ДП, 205; ФСРЯ, 416; ФМ 2002, 422; СРНГ 28, 99; АОС 8, 35; СПП 2001, 69; Мокиенко 1990, 129 … Большой словарь русских поговорок
хоть святых выноси — О чём л. ужасном, невыносимом для зрения или слуха … Словарь многих выражений
хоть святых вон выноси — нареч, кол во синонимов: 4 • невыносимо (55) • ужас что творится (6) • ужасно (78) … Словарь синонимов
Хоть святых вон выноси — Прост. Экспрес. Невозможно, невыносимо, стыдно терпеть что либо. Баба… скверная, ядовитая, сатаной глядит. Толстая, красная, визгливая… Как начнёт на кого кричать, как поднимет визг, так хоть святых выноси (Чехов. Женское счастье). Во хмелю Мирон … Фразеологический словарь русского литературного языка
ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ — Святые это иконы в древнерусском обиходе (ср. святцы). Слово святые в значении образа, иконы встречается еще в языке Пушкина. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»: Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице;… … История слов
ужасно — чрезвычайно, до безумия, до смерти, до чрезвычайности, до ужаса, шибко, бесконечно, пугающе, адски, зверски, чума, очень, плохо, весьма, безнадежно, беспредельно, крайне, невообразимо, чудовищно, невероятно, оченно, безмерно, дьявольски, трагично … Словарь синонимов
невыносимо — См … Словарь синонимов
«ХОТЬ СВЯТЫХ ВЫНОСИ!»
Простые вопросы
Приблизительное время чтения: 4 мин.
«Хоть святых выноси!»
Должны ли у верующего человека
в каждой комнате висеть иконы?
Фото Ксении Наумовой
Дорогая Валерия, в прежние времена на Руси была в ходу поговорка: «Хоть святых выноси!». Так говорили, если в помещении, где находились святые иконы, кто-либо начинал вести себя безобразно. Но вовсе не о том шла речь, чтобы вынести из комнаты иконы, а уж после этого спокойно продолжить в ней какие-то греховные дела. Слова «хоть святых выноси» были горькой констатацией того, что в присутствии Божием грех отвратителен вдвойне. Сегодня эта поговорка почти забыта, но — увы! — совсем не потому, что люди перестали грешить. Напротив, грех стал настолько привычным, что «выносить святых» при его совершении никому и в голову не придет.
Иметь иконы в каждой комнате — дело хорошее. Вопрос лишь в том, какую жизнь мы ведем под этими образами? Что делаем, говорим, думаем? Ведь главное назначение иконы — обращать ум человека к Богу. В повседневной суете мы часто забываем, что Бог всегда рядом с нами и видит все наши дела, слышит все наши слова, знает все наши мысли. А висящая на стене комнаты икона Спасителя помогает вспомнить о том, что мы постоянно живем в Его присутствии. Иногда человеку бывает достаточно одного лишь мимолетного взгляда на святой образ, чтобы остановиться, умерить свой гнев и раздражение, прекратить уже начавшуюся ссору, не произнести злых и обидных слов, которые уже вертелись на языке. Но если и перед иконой мы готовы ссориться и ругаться с близкими, обманывать, обижать друг друга, тогда эти иконы окажутся лишь поводом к еще большему нашему осуждению в очах Божиих.
Протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужская область
Как правильно понимать слова Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну»?
Речь здесь, конечно же, идет не о «благочестивом членовредительстве». Слова «правый глаз» являются в данном случае образным выражением, которое имеет тот же смысл, что и наше русское «…береги как зеницу ока», то есть обозначает что-то очень дорогое и близкое человеку. Вот как объясняет это святитель Иоанн Златоуст:
«…Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе — правом, но — об обоих. Потому что, если кто соблазняется правым глазом, тот, без сомнения, соблазняется и левым. Итак, почему Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке? Потому, чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Итак, если ты кого-нибудь любишь так, что полагаешься на него, как на правый глаз, и признаешь его столь полезным, что считаешь его за правую руку свою, если он развращает твою душу, то и такого человека отсеки от себя».
В чем смысл почитания святых в православной Церкви?
Мученик на арене цирка. Федор Бронников, 1869
В числе святых Церковь почитает не только мучеников, но также и преподобных (подвижников веры монашеского образа жизни), святителей (епископов, достигших святости попечением о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов) и другие чины святых. Но смысл этого почитания всегда один и тот же: верность Небесному Отечеству, верность словам Христа, верность заповедям Евангелия, которые стали для святых главным содержанием и смыслом их жизни. Таким образом, почитание святых неразрывно связано с почитанием Бога, просиявшего в Своих верных служителях. Вот как пишет об этом преподобный Иоанн Дамаскин: «…Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга». n