черный кафтан в османской империи что означает
Закон, которого ужасно боялась Хюррем-султан
Для поддержания порядка и безопасной смены власти в Османской империи был придуман закон Фатиха, чтобы каждый новый падишах не сталкивался с восстаниями, бунтами и заговорщиками, и братья не боролись друг с другом за власть.
История закона Фатиха
Когда Османская империя была только образована, в своде законов не существовало правил престолонаследия и правил того, кто из всех наследников будет главным претендентом на трон. Тогда считалось, что все шехзаде имели равное право стать правителями, и только Бог (или судьба) решали, кто из них будет падишахом.
Все наследники были достойны трона. С юношества их учили, как управлять своей территорией, как воевать и как принимать верные решения. Однако все понимали, что если один брат сядет на трон, то другие захотят заполучить его место. В результате в государстве начнется смута, которая приведет к разрухе в империи.
Применение закона
Закон Фатиха вступил в силу в 15 веке. Самым печально известным в этом отношении стал Мехмед III, погубивший 19 своих братьев и беременных наложниц своего отца. Позднее этот же султан отменил обычай для шехзаде управлять санджаками, опять-таки опасаясь возможных бунтов и смещения себя с престола.
Отказ от закона
Первый серьезный шаг к отмене закона сделала Ахмед I, сын того самого Мехмеда III. Ахмед, когда стал султаном, пощадил своего младшего брата. Историки объясняли этот поступок тем, что у молодого падишаха еще не было собственных наследников. Только вот даже после рождения сыновей Ахмед не изменил своего решения. Однако он сделал еще более страшную вещь. Придумал для Мустафы новый «дом», так называемый «кафес» или «золотую клетку». С тех пор несколько столетий все младшие шехзаде вынуждены были жить в этих «клетках» (закрытых павильонах, оторванными от любого общества, своих родителей, братьев и сестер, за исключением небольшого количества слуг).
А еще, вышел закон, который регулировал престолонаследие. Престол занимал самый старший член османской династии. Необязательно сын правителя, султаном мог стать и его брат.
Фактически закон Фатиха существовал вплоть до 1922 года.
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вся султанская мода от трусов Роксоланы до тюрбана Сулеймана
Османский двор был огромной сложной структурой, содержать которую без бюрократии было невозможно. Благодаря составленным тогда документам, теперь можно изучать и крупнейшие события в истории государства, и бытовые мелочи. Об одежде султанов и султан рассказывает автор книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан» Александра Шутко.
Важный источник информации по теме — описания гардероба правителей, сделанные султанскими евнухами накануне путешествий и походов. Венценосные османы были завоевателями, поэтому могли по несколько месяцев и даже лет не возвращаться во дворец. Одежды с собой брали много, она была дорогой, и список помогал ничего не потерять в дороге.
Население Османской империи. Название происходит от имени основателя турецкой династии, правившей Османской империей все время ее существования (1299–1922)
Красивее мамки
Отец Сулеймана, Селим I Грозный, все время правления провел в военных походах и был довольно скромен в быту. По преданию, однажды встретив своего пышно одетого наследника, он пошутил: «Сын мой! Ты оставил мать без одежды».
Традиционная верхняя одежда. По крою похожа на халат
Великолепный и еще великолепнее
Достигнув вершины власти, Сулейман стал по нескольку раз в год отправлять послов в Московию за мехом. Яркие, дорогие одежды он носил до самой смерти. Ученый Кутбеддин аль-Мекки после личной встречи рассказал, что видел на 64-летнем правителе зеленый кафтан. В конце концов, именно из-за любви к моде и искусству европейцы назвали султана «Великолепным».
Манеры отца перенял его сын от Роксоланы. Кафтаны Селима II были сшиты из синего, желтого, красного, белого шелка, украшены цветочными и геометрическими узорами, и подбиты мехом. Он имел более изящный вкус, чем отец, экспериментировал не только с цветом, но и с формой.
Превзойти предков из 16 века в 17-м смог Мурад IV. На портретах видно, как сильно он любил сочетать кричащие цвета: изумрудный, ярко-красный, синий, сиреневый и золотой.
Сохранился список одежды Мурада IV, взятой в поход 1638 года на захваченный персами Багдад. 1600 километров от Стамбула османская армия прошла за 197 дней, 40 дней длилась осада, потом ждала дорога домой.
Неудивительно, что за султаном везли 110 кафтанов: разной длины, с длинным и коротким рукавом, летние из атласа и шелка, зимние хлопчатобумажные с меховой подкладкой.
Трусов было 112: короткие, длинные, узкие, широкие, с золотыми пуговицами и вышивкой, из атласа и бархата сиреневого, фиолетового, пурпурного, красного, голубого, черного, оливкового цветов.
Золотое белье Роксоланы
Описания 17 века рассказывают, что скрывали под верхней одеждой женщины гарема.
Так, мать Мехмеда IV, Хатидже Турхан как исподнее надевала шерстяные шаровары с вышитым поясом. Таких шаровар у украинки было 30 и еще 22 шелковые ночные рубашки. Шелк для белья привозили из Дамаска, шерсть — из Лондона, а шили ее греческие мастера.
Невестка Хатидже, гречанка Гюльнуш, любила белье с богатым декором. В ее гардеробе насчитали 40 шелковых шароваров с цветочными узорами, кружевом, золотым и серебряным шитьем.
Когда-то неправильный цвет одежды вас могли причислить к слугам дьявола и сжечь. Свою способность выжить проверьте в тесте «Сможете ли вы ответить за средневековый шмот?»
К сожалению, пожар в Старом дворце уничтожил документы гарема 16 века вместе со сведениями об одежде Роксоланы. Но османская мода не менялась до 19 века, и по реальным образцам женской одежды можно сделать приблизительную реконструкцию.
Вероятно, бельем для Роксоланы тоже служили шаровары. Сверху она надевала длинную шелковую рубашку энтари, потом платье елек с узорами, вышитыми золотом. Немного ниже талии, почти на бедрах, носила кушак — широкий ремень, украшенный драгоценными металлами, рубинами и изумрудами.
После брака с Сулейманом украинка стала носить пурпурные и фиолетовые одежды. Эти цвета в Риме были символом статуса, а в Византии их могли надевать только члены императорской семьи. Очень дорогое удовольствие, но зарплата Хюррем-Роксоланы позволяла такие траты.
Выходя из гарема, женщины обычно прикрывали себя широким плащом с большим капюшоном — ферадже, а на торжественные события надевали кафтаны, похожие на султанские. У валиде Хатидже Турхан было 111 расшитых кафтанов с мехом и золотыми пуговицами, в которых она прятала противоядие.
Статус матери султана
Тюрбан всему голова
До 19 века султаны носили тюрбаны, в которых длинный отрезок белого шелка или муслина наматывался на красный колпак.
В 15 веке доминировала цилиндрическая модель мюджевезе. В начале 16 века ее вытеснил большой высокий селими, названный в честь Селима I. Его сын Сулейман Великолепный ввел моду на юсуфи — тюрбан с широким верхом и с четко очерченными наслоениями ткани.
К тюрбану крепили драгоценные эгреты из перьев цапли или павлина. Количество перьев жестко регламентировалось. Султан носил три. Если на тюрбане было два, значит одно перо он передал великому визирю, который возглавил османское войско в походе.
На предположительно прижизненном портрете 1550 года Матео Пагани изобразил Роксолану в хотозе. Высокий головной убор среднеазиатского происхождения предназначался для больших праздников и знаменательных событий, вроде свадьбы или обрезания сына султана. В остальные дни носили тюрбаны.
25 своих тюрбанов украинка Хатидже Турхан декорировала макраме, добавляя украшения с алмазами и жемчугом. Они не сохранились, в отличие от 12-сантиметрового золотого эгрета в виде факела, который положили в гробницу Хюррем-Роксоланы.
Дипломатические украшения
В своей страсти к земным богатствам элита исламской империи не отличалась от аристократии христианской Европы. Кроме денежной стоимости, драгоценности имели символическое статусное значение. Как иллюстрация — международные скандалы, которые умела создать вокруг украшений албанка Сафие, жена Мурада III и мать Мехмеда ІІІ.
Как-то для своих эгретов она заказала в Венеции «перья» из муранского стекла. Это было произведение искусства. Желая быть их единственной владелицей в Стамбуле, Сафие выдвинула ультиматум послу Морозини: «С последними судами, прибывшими из Венеции, к нам были привезены эгреты, которые здесь в диковинку. Мы их все купили, чтобы они не попали в руки других людей. Вы напишете палате лордов Венеции, чтобы они запретили изделия, которые напоминают эгрет, и сюда их больше не завозили. Иначе возмущение, которое я переживаю, положит конец нашей дружбе, и я буду против наших переговоров… »
Позже валиде спровоцировала напряженность в отношениях с Англией. Королеве Елизавете I должны были прислать в подарок истефан — золотую персидскую диадему с рубинами. Но украшение, якобы украденное служанкой, исчезло где-то на пути между Сафие и английским послом в Стамбуле. Пришлось срочно искать и покупать для королевы похожее.
История становится еще более удивительной, если знать, что Елизавета получила в посылке из Османской империи две диадемы. Служанка, передавая от Сафие второе украшение, вернула и первый истефан.
Османская империя и её мода. Как на самом деле одевались султанши
Османская империя, а точнее её прекрасная женская половина, в сериале Великолепный век показана нам в р оскошных платьях в пол, с шикарными украшениями переливающимися блеском красивых камней, и с идеальными укладками длинных волос. И менно так мы начали представлять настоящих султанш, только потому, что такими мы их увидели фильме. И все просто влюбились в сериал благодаря всему этому великолепию!
Красивые женщины и мужчины в безупречных нарядах заставили многих зрителей думать, что именно так одевалась вся османская империя при султане Сулеймане. Но на самом деле это всё хитрые уловки создателей сериала, чтобы завоевать максимальную любовь зрителей. Стоит отметить, что в Великолепном веке много неточностей не из-за того, что над ним работали глупые люди. Всё потому что им нужна была красивая картинка и захватывающий сюжет. Именно поэтому в сериале так много выдуманных моментов. Это особенно отразилось на нарядах девушек в гареме.
Османская империя и её настоящая мода
Османская империя в своей моде не имела столь откровенных нарядов. На самом деле султанши и наложницы падишаха выглядели совершенно по-другому. В эпоху султана Сулеймана девушки в гареме не носили облегающих платьев с разрезами, не было у них таких глубоких декольте и прозрачных юбок. В те времена мужские и женские наряды существенно почти ни чем не отличались. В основе их одежды была простая широкая однотонная (обычно белая) рубашка и шаровары. А сверху надевался кафтан.
«Игра престолов» в Османской империи. Закон Фатиха
Кадр из сериала «Мехмед: Завоеватель мира»
Седьмой османский султан Мехмед II, как известно, вошёл в историю под прозвищем Фатих – Завоеватель.
Именно во время его правления в 1453 году пал Константинополь, а территория османского государства за 30 лет (с 1451 по 1481 гг.) увеличилась почти в 2,5 раза – с 900 тысяч до 2 миллионов 214 тысяч квадратных километров. Отчаявшись организовать против Мехмеда II новый Крестовый поход, папа римский Пий II организовал на этого султана несколько покушений (некоторые исследователи насчитывают до 15 попыток). Поскольку Мехмед II умер довольно рано – в возрасте 49 лет, порой высказываются предположения о его отравлении, однако никаких подтверждений этой версии до сих пор не найдено.
Но, помимо военных успехов, Мехмед прославился также изданием свода светских законов Канун-наме.
Во втором разделе Канун-наме, среди прочих, имеется знаменитый «Закон Фатиха», оказавший огромное влияние на ход истории Османской империи и судьбу очень многих сыновей турецких султанов. Его позднее неофициальное название – «закон братоубийства».
Закон Фатиха
«Лишних» принцев, разумеется, убивали «без пролития крови» – душили шёлковым шнурком.
Это правило было столь шокирующим, что ряд историков считали его клеветой, придуманной европейцами. Сам факт убийств османскими султанами братьев при восшествии на престол не отрицался: сомневались в том, что такие братоубийства были закреплены на законодательном уровне. Поскольку на протяжении долгого времени единственный доступный исследователям полный экземпляр Канун-наме хранился в Вене, высказывались предположения о его фальсификации в пропагандистских целях. Однако именно турецкие историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан нашли и опубликовали новые списки Канун-наме с «законом Фатиха», включённым во второй раздел, и пришли к однозначному выводу о его достоверности.
Вероятно, вас удивит, что старшинство претендента и происхождение его от той или иной жены или даже наложницы в османском государстве не имели значения: власть должна была перейти к тому из братьев, кому «помогает судьба». Сулейман I Кануни писал своему мятежному сыну Баязиду:
По традиции, сыновья султана назначались правителями различных провинций империи, называемых санджаками (мать шехзаде отправлялась вместе с ним, чтобы управлять его гаремом и распоряжаться слугами). Принцам категорически запрещалось покидать свои санджаки. Всё менялось после смерти султана: его преемником становился тот из братьев, кому после смерти отца удавалось первым добраться из своего санджака в Константинополь, завладеть казной и провести церемонию интронизации «Джюлюс», приняв присягу от чиновников, улемов и войск. Сторонники претендентов в Константинополе, естественно, пытались помогать своим кандидатам: перехватывались гонцы, направленные к другим братьям, закрывались ворота города, перекрывались дороги, порой восставали янычары, гибли великие визири. В общем, в периоды междуцарствий в Османской империи часто бывало очень «интересно». Самой ближней к столице провинцией была Маниса – именно за назначение в этот санджак жестоко соперничали между собой сыновья всех султанов.
Позже Маниса стала неофициальной столицей наследников престола.
В 2019 году в Манисе даже был открыт «Парк принцев» (Şehzadeler Park), в котором можно увидеть статуи османских царевичей и уменьшенные копии исторических зданий города:
Но и пребывание шехзаде в Манисе, как мы увидим позже, не гарантировало восхождения на престол: из 16 принцев, управлявших (самостоятельно или формально) этим санджаком султанами стали лишь 8.
Закон Фатиха систематически применялся до 1603 года: за это время по соображениям Nizam-I Alem были убиты 37 принцев. Но и после 1603 года османские правители иногда вспоминали об этом законе – вплоть до 1808 года.
Борьба за власть сыновей Мехмеда Фатиха
Между тем, сам Мехмед II имел трёх сыновей от разных жен. Один из них – Мустафа, умер в 1474 году в возрасте 23 лет ещё при жизни Мехмеда. После смерти отца в 1481 году в борьбу за престол Османской империи вступили шехзаде Баязид II (родился в 1448 г.) и его младший брат Джем (или Зизим, родился в 1459 г.).
Баязид знал арабский и персидский языки, сочинял стихи, увлекался каллиграфией, играл на сазе и даже пробовал сочинять музыку (сохранились ноты восьми его произведений). Однако Мехмед II, вероятно, благоволил именно Джему, поскольку выделенный этому сыну санджак был ближе к столице. И великий визирь Караманлы Мехмед-паша тоже против воцарения Джема не возражал, так как известие о смерти Мехмеда II его сыновьям он отправил одновременно. Джем должен был прибыть в Константинополь первым, но направленного к нему гонца задержали по приказу бейлербея Анатолии Синана-паши. Поэтому о смерти султана Джем узнал на 4 дня позже брата.
Баязида поддержали и столичные янычары, которые, восстав, убили великого визиря. Баязид отблагодарил их, увеличив им содержание с 2 до 4 акче в день.
Узнав о том, что Баязид уже вступил в Константинополь, Джем понял, что в ближайшее время к нему явятся палачи с шёлковым шнурком. Отступать ему было некуда, и потому он захватил старую столицу империи – Бурсу, объявил себя султаном и стал чеканить деньги от своего имени. Таким образом, закон Фатиха «дал осечку» при первой же попытке его применения.
Джем предложил Баязиду разделить государство на две части, что нового султана категорически не устроило. Сила была на его стороне: в скоротечной военной кампании уже через 18 дней Джем потерпел поражение и бежал в Каир.
Между тем, разочарованный масштабами помощи, оказанной ему мамелюками, Джем по приглашению гроссмейстера ордена рыцарей-госпитальеров Пьера д’Обюссона прибыл на остров Родос.
Обюссон был человеком, известным всей Европе: это он в 1480 году возглавил героическую оборону Родоса от огромного османского флота, после которой госпитальеры получили гордое прозвище «Родосские львы».
Но Обюссон был не только воином, но также тонким и беспринципным дипломатом. Заполучив соперника Баязида, он вступил в переговоры с султаном Баязидом, обещая, что Джем никогда не вернётся в Константинополь. За эту услугу он просил сущую «мелочь» – ежегодную «субсидию» в размере 45 тысяч дукатов, сумму, сравнимую с годовым доходом ордена Иоаннитов. Мнение и чувства самого Джема Обюссона интересовали в последнюю очередь. Баязид попытался было организовать отравление брата, но добился лишь того, что обеспокоенные госпитальеры перевели его в один из своих замков во Франции. Баязиду всё же пришлось согласиться на выплату «субсидий», правда, цену удалось сбить: 40 тысяч вместо 45. После этого к игре с Джемом подключился римский папа Иннокентий VIII, который пытался организовать Крестовый поход против османов, и карманный претендент на престол ему казался нелишним.
С другой стороны, султан Египта предлагал Обюссону за Джема 100 тысяч. А Баязид II предложил французскому королю Карлу VIII помощь в войне с Египтом – в обмен на Джема, разумеется (напомним, что шехзаде в то время находился на территории Франции).
Победу в этой борьбе одержал папа Иннокентий VIII, который в качестве компенсации возвёл Обюссона в сан кардинала. Весной 1489 года Джем был привезён в Рим, где условия его содержания значительно улучшились, но он по-прежнему оставался пленником, пусть и очень ценным. Иннокентий официально заявил, что Джем остаётся верным исламу, и признал его законным правителем Османской империи. Оценивший этот ход Баязид после очередных неудачных попыток устранения брата вынужден был теперь «субсидировать» уже римского папу, да ещё и периодически отправлять ему различные христианские реликвии, оказавшиеся в его распоряжении.
В 1492 году новым папой был избран Александр VI (Борджиа), который принимал турецкие деньги так же охотно, как и его предшественник. Баязид же заверял его в своих письмах:
Потом султан решил повысить ставки и предложил 300 тысяч дукатов в случае, если душа Джема «сменит эту юдоль скорби на лучший мир». Так соблазнял он Александра:
Баязид II оказался очень неплохим правителем. У власти он находился более 30 лет, принимал личное участие в 5 походах, одержал победу в четырёхлетней войне против Венеции, во время которой в морском сражении при Сапиенце впервые были использованы корабельные пушки. В историю он вошёл и благодаря двум благородным поступкам. По его приказу турецкие корабли под командованием адмирала Кемаля Реиса эвакуировали из Андалусии часть евреев-сефардов, изгоняемых «католическими королями» Изабеллой и Фердинандом: они были расселены в Стамбуле, Эдирне, Салониках, Измире, Манисе, Бурсе, Гелиболе, Амасье и в некоторых других городах. Баязид II также оказал большую помощь населению Константинополя после катастрофического землетрясения сентября 1509 года (в историю оно вошло под названием «Малый конец света»). В результате он даже заслужил прозвище «Вали» – «Святой» или «Друг Аллаха», но конец жизни его был печален.
Селим I против отца и братьев
У Баязида II было восемь сыновей, но до зрелого возраста дожили лишь трое из них: Ахмед, Селим и Коркут. Знавший о законе Фатиха Селим сильно подозревал отца в симпатиях к Ахмеду. Поэтому он решил действовать, не дожидаясь смерти султана: двинул на Константинополь армию своего санджака, центром которого был Семендир (сейчас – Смедерево, Сербия). В августе 1511 года он потерпел поражение и вынужден был бежать в Крым, где бейлербеем Кафы был его сын Сулейман – будущий султан, которого турки назовут Кануни (Законодатель), а европейцы – Великолепным.
На этой карте вы можете увидеть османские владения в Крыму:
Здесь Селиму удалось заручиться также и поддержкой хана Менгли I Гирая, на дочери которого он был женат.
А султан-победитель теперь не доверял и Ахмеду, которому он запретил появляться в Константинополе. Между тем, Селим и Менгли-Гирей сложа руки не сидели: вдоль берега Чёрного моря их армия дошла до Адрианополя, а в столице в это время сторонники этого шехзаде взбунтовали янычар. В этих обстоятельствах Баязид II предпочёл отказаться от престола, уступив его Селиму. Уже через 43 дня после отречения, 25 апреля 1512 года, бывший султан неожиданно умер по дороге в родной город Дидимотика. Высказываются вполне обоснованные подозрения, что он был отравлен по приказу Селима, который на престоле пока ещё чувствовал себя неуверенно и опасался возвращения популярного в народе правителя в Константинополь.
Ахмед не признал младшего брата султаном. Он сохранил часть владений в Анатолии и не собирался сдаваться палачам Селима.
24 апреля 1513 года у Енишехера близ Бурсы состоялось сражение, в котором армия Ахмеда была разбита.
Ахмед был захвачен в плен и казнён. Вслед за ним шёлковым шнурком был задушен и признавший Селима султаном Коркут.
Селим I правил всего 8 лет, но за это время успел увеличить территорию доставшегося ему государства примерно на 70 процентов. В это время османы захватили Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Венеция платила ему дань за остров Кипр. Именно во время правления Селима I на османскую службу перешёл знаменитый корсар Хайр-ад-Дин Барбаросса (о котором было рассказано в статье Исламские пираты Средиземного моря).
Тогда же была построена Стамбульская верфь. Османская империя при Селиме I получила контроль над двумя важнейшими торговыми путями – Великим шёлковым и Дорогой специй. А сам Селим в 1517 году получил ключи от священных городов Мекки и Медины и звание «Правителя двух святынь», но скромно попросил называть себя их «Служителем». Говорили даже, что он носил «рабскую» серьгу в левом ухе в знак того, что он «тоже раб, но раб Всевышнего Аллаха».
Умер этот султан в сентябре 1522 года, наиболее вероятной причиной его смерти считают сибирскую язву.
В следующей статье мы продолжим рассказ о законе Фатиха и его жертвах.