вы указываете что мне делать а я
Редактирование и модерация
Команда Яндекс.Кью работает над тем, чтобы пользователи получали полезные ответы на интересующие их вопросы. Мы уверены, что все вопросы важны, но не все точно сформулированы, написаны без ошибок или отнесены к правильным темам. Для этого мы добавили возможность редактировать вопросы и ответы силами наших редакторов и модераторов. Редакторы могут изменить текст вопроса, чтобы он стал точнее и понятнее, но не могут изменять смысл вопроса.
Вопросы
Ответы
Комментарии
Комментарий может быть заблокирован:
Я не согласен с модерацией
Если вы не согласны с тем, как был отредактирован ваш вопрос или ответ, напишите нам.
Если вы хотите написать через форму обратной связи, выберите пункт из списка. Мы ответим вам на почту.
Спасибо за внимательное отношение к сервису Яндекс.Кью. Пожалуйста, подробно опишите, что именно происходит не так. Если вы столкнулись с некорректным отображением элементов страницы или при загрузке страницы выдается сообщение об ошибке, прикрепите к вашему сообщению скриншот. Мы сделаем все возможное, чтобы исправить проблему.
Профиль Яндекс.Кью — это часть единого аккаунта на Яндексе. Удалить только его, не удаляя весь аккаунт, не получится, но профиль Кью можно заблокировать. Суть блокировки:
профиль не смогут увидеть другие пользователи, в том числе через поиск;
весь ваш контент (вопросы, ответы, комментарии, любая другая активность) будет скрыт.
Пожалуйста, подробно опишите, что бы вы хотели улучшить в работе Яндекс.Кью. Мы постараемся учесть ваше мнение при дальнейшем развитии сервиса.
Если вы хотите сообщить о вопросах и ответах, которые нарушают правила сервиса, воспользуйтесь специальным сервисом на Кью.
Почему людям не нравится, когда им указывают, что делать
Что вызывает все эти негативные реакции, когда другие пытаются изменить наше поведение? Этот вопрос имеет особую актуальность для родителей подростков, а также взрослых в специфичных условиях, как, например, эпидемии коронавируса, когда наблюдалось непонимание и сопротивление некоторым руководящим принципам в отношении карантина и ношения масок.
Ответ варьируется от человека к человеку, но есть некоторые общие тенденции.
Людям нужна автономия
Необходимость быть хозяином своих собственных действий встроена в человека. И поэтому мы раздражаемся от чувства, что кто-то еще контролирует нас. Мы начинаем отстаивать свою автономию, как только можем. Уже малыши настаивают на том, чтобы «сделать самим» что-то, даже когда это расстраивает их родителей. Еще один период бунта ожидает родителей в подростковом возрасте. Но затем, с возрастом, кажется, возможность бунта не исчезает, она становится одним из вариантов развития событий.
Наша потребность в чувстве свободы растет вместе с нами. Это действительно начинается в подростковом возрасте, когда подростки переходят во взрослую жизнь. И не зря. Автономия является одной из основных психологических потребностей человека. Рост автономности связывают с такими эффектами психологической помощи как уменьшение депрессии и тревоги. Так что, когда человеку говорят, что он должен сделать, он чувствует протест на уровне своей природы.
У людей возникает чувство собственного бессилия
Отказ от своей автономии напоминает передачу власти кому-то другому. Быть менее могущественным, чем другой человек, не очень приятно. Позиция «внизу» часто ощущается как место слабых и ожидается, что мы не сможем удовлетворить все свои потребности.
Власть также означает контроль, и когда человеку говорят, что делать, он чувствует, что передал контроль кому-то другому. Сопротивление чужим запросам или командам может быть способом вернуть себе силу, даже если это означает действовать против наших собственных интересов (например, отказ от пристегивания ремня безопасности).
Мы чувствуем себя детьми
Многие из нас, когда нам говорят, что делать, как бы возвращаются в детство, когда наши родители и учителя говорили нам, что делать. Вероятно, мы с нетерпением ждали, когда вырастем и сможем сами управлять соей жизнью. И, к сожалению, это ощущение себя ребенком иногда заставляет нас реагировать по-детски, например, закатывать истерику, но уже во взрослом исполнении или отказываться от данных обещаний или использовать физические способы разрешения конфликтов.
Ожидание критики
Когда кто-то говорит нам, что делать он просит или требует либо прекратить то, что мы делаем, либо сделать то, чего мы не делали. Естественно, создается впечатление, что нас критикуют, что никому не нравится. Это ранит наше Эго, которое всегда хочет быть правым.
Мы не знаем чем это закончится
Мы также можем бояться постепенного отката к худшему. То есть сначала нам говорят сделать что-то одно, что ухудшает наше предыдущее состояние. Затем нам выдвигают еще одно требование или настойчивую «просьбу». Возникает опасение, а что дальше? Мы можем беспокоиться о том, что наши права и свободы будут нарушены. Часто эти страхи основаны не на том, что нас на самом деле просят, а на опасении того, к чему это может привести.
Ценность индивидуальности
Наконец, многие из нас гордятся своей индивидуальностью. Люди хотят верить в то, что принимают собственные решения, им нравится выделяться из толпы. В следовании сторонним приказам кроется опасение отказа от существенной части соей личности. Этот фактор особенно заметен в обществах, поддерживающих западные ценности, придающих большое значение индивидуальности человека.
Как с этим справиться
Среди способов реагирования в ситуациях, когда говорят, что делать, можно выделить разные, как конструктивные, так и деструктивные варианты. Следующие принципы могут быть полезны для конструктивного ответа:
Вспомните, например, то чувство в желудке, когда ваш супруг говорит что-то, что действительно вас раздражает. Или стремление разнести посты в соцсетях, поддерживающие вашего конкурента. Или родство, которое вы испытываете к фанатам любимой спортивной команды, и отвращение, которое вы испытываете к фанатам-соперникам. Или свою решимость сделать выговор водителю, который несправедливо сигналил вам.
Когда мы начинаем понимать, как работает Эго, и становимся способными отслеживать те трактовки событий, которые оно нам предлагает – то есть альтернативы, которые оправдывают наше негодование или оправдывают нашу ненависть – мы можем действовать по-прежнему, но это будет уже по реальным причинам, а не как автоматический жест Эго.
Мы, вероятно, никогда не захотим, чтобы нам указывали, что делать пока сами не просим совета. Скорее всего, мы будем продолжать чувствовать себя бессильным и критикуемым ребенком в ситуациях навязанного решения. Но мы можем позволить этим ощущениям существовать наряду с нашей готовностью придерживаться мудрых решений. И не потому что кто-то сказал сделать именно так, но потому что это решение служит вам во благо.
Стараюсь всем помогать, а мной начинают пользоваться. Что я делаю не так?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читательницы:
Здравствуйте! Всю жизнь меня мучает вопрос: «Стоит ли помогать другим?» Казалось бы, конечно. Помогай всем — и тебе вернется добром. Только в жизни все иначе. В молодости я была добрым и открытым человеком — старалась всем и каждому помогать. И мною все пользовались. В трудные моменты мне тоже хотелось помощи и поддержки, но их не было. Однажды я спросила у матери: «Почему брат и его семья не помогают мне, как я им столько раз помогала?» И услышала в ответ: «Не смеши». А что здесь смешного?
В конце концов я просто закрылась. С родственниками много лет не общаюсь: даже когда незадолго до смерти матери мне нужна была помощь и я к ним обращалась, они под разными предлогами отказали. Но у меня уже пенсионный возраст, и я чувствую себя одинокой. Я хочу это исправить. Но, вспоминая молодость, очень боюсь «наступить на те же грабли».
На вопрос отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:
Дорогая Галина, ваше желание естественно. Помогать другим — это и значит быть христианином и пытаться приблизиться к Богу. Этот благой порыв нельзя подвергать сомнению, хотя всегда есть риск разочароваться. Причина — в нашей поврежденной человеческой природе. Но обо всем по порядку.
Господь создал человека для сорадования — чтобы он пребывал в любви, благости и милости Божией. Вот что для нас естественно. Но в мир пришел грех и перевернул все с ног на голову: зло стало неотъемлемой частью нашей жизни. А зло — это отсутствия добра. С тех пор человеку легче даются злые дела, а добродетель кажется неподъемным грузом.
И все-таки надо помнить, что мы сами, выбирая между добром и злом, делаем выбор, и этот выбор чаще всего рационалистический, и как правило, в пользу греха. И тогда происходит наложение благого порыва помогать на наши несовершенства. Мы начинаем думать: раз я сделал доброе дело (которое, может, и доброе-то только в наших глазах), то и люди вокруг должны отвечать мне тем же. Да, действительно, в Священном Писании сказано: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, и что посеешь, то и пожнешь. Но это вовсе не значит, что между людьми должны установиться рыночные отношения по обмену добрыми делами.
Творить добро должно быть так же естественно, как есть и пить. Не нужно воспринимать его как геройство. Но сегодня настало время милосердия, которое измеряется не силой любви к людям, а степенью готовности пожертвовать своим комфортом: «Я помогу, но ровно настолько, насколько мне удобно. А ты, ближний, принимай мое добро с почестями, иначе я больше помогать не буду». Но если вы «напрягаетесь» ради того, чтобы получить что-то взамен от Бога, себя или окружающих, это превращается в рутинную работу, в которой и речи нет о стремлении к спасению.
Слово Божие не подлежит сомнению: действительно, что вы посеете, то и пожнёте. Но не факт, что добро вернется к вам от того человека, которому вы это доброе дело сделали. Зачастую мы просто не замечаем того добра, которое творится ради нас: нам уступили место в метро, с нами поздоровались, нам улыбнулись, нас вежливо обслужили — мы все это воспринимаем как должное. Мы привыкли очень высоко ценить свои добрые дела и недооценивать дела других. Подали сто рублей нищему и ждем, что Бог откроет нам счет в банке. А ведь наши добрые дела должны нас менять, возвращать в естественно-райское состояние. Вот о чем мы должны думать, а не о том, чего недодали нам другие.
«Мне мой ближний не помог, а должен был» — эта ложная установка очень популярна. А нам никто ничего не должен. Если нужна конкретная помощь, составьте список, вывесьте объявление в Интернете и спросите: «Кто может помочь?» Я уверен, что добрые люди откликнутся на ваш призыв. Но не надо ждать, что люди самостоятельно догадаются о вашей нужде.
Так как правильно, с какими мыслями помогать ближнему? Это хорошо сформулировал псалмопевец Давид: не нам, Господи… но имени Твоему дай славу (Пс 113:9). Это значит: адресуйте все свои добрые поступки Богу.
Человека, который искренне помогает людям, невозможно «использовать». Он не имеет противоречий между реальными чувствами, намерениями и проявлениями этих чувств, то есть делами в отношении к другому человеку. Если вы будете помогать искренне, то внешние обстоятельства, какими бы они ни были, не будут страшны — не будут смущением или помехой.
Чего не скажешь о том, кто что-то о себе возомнил и начинает творить «добро» от тщеславия и гордыни. Тщеславие — это не только любование собой перед зеркалом. Это и когда вы стоите перед зеркалом и ругаете, унижаете, не любите себя. И потом проще же сказать: «Я бедный, несчастный, я всем помогаю, и все мной пользуются», чем: «Я всем помогаю, поэтому я самый лучший из людей». Можно даже стать зависимым от собственной слабости, от пренебрежения к себе, может понравиться быть жертвой. Такая помощь ближним порождает лишь сомнения и боль, и уж никак не может быть естественной.
Так что, если родственники на вас наседают, а вы не можете сказать «нет», это еще не значит, что вы добрый и хороший человек. Это вполне может означать, что вы подспудно хотите быть пупом земли, вокруг которого крутится общество, восторгаясь вашими «добрыми» делами. Вот только спастись этими делами нельзя. Делами вообще нельзя спастись. Делами можно засвидетельствовать свое состояние — или дьявольское, или райское, Божественное.
9 очевидных признаков того, что тебя используют, и как это прекратить
Здоровые отношения с окружающими людьми строятся по принципу «отдал-взял». Но к сожалению, далеко не каждый готов его придерживаться. Некоторые люди привыкли воспринимать все добрые поступки как должное и манипулировать близкими. Ты можешь стать жертвой их манипуляций, сам того не замечая.
1. С тобой общаются, только когда ты полезен
Если твоё общение с человеком состоит из постоянных просьб о помощи с его стороны, то это веский повод задуматься, не используют ли тебя. Понятно, что в любых отношениях люди то и дело обмениваются знаниями, опытом, советами и стараются оказать посильную поддержку друг другу.
Но тут важно обратить внимание на то, как часто у вас происходят диалоги или встречи без повода, и есть ли они вообще. Если любое сообщение от человека начинается со слов «Можешь помочь?», если он видится с тобой исключительно перед тем, как о чём-то попросить тебя, если в остальное время он не выходит с тобой на связь – бросай такого знакомого, друга, родственника. Хватит позволять другим людям использовать тебя.
2. У тебя пытаются вызвать чувство вины
Тебе наверняка знакома такая ситуация: человек просит тебя о чём-то, а когда ты отказываешься, начинает давить на жалость и вызывать у тебя чувство вины. Он может напоминать тебе о твоём долге, утверждать, что кроме тебя ему никто не сможет помочь, делать отсылку к другим похожим ситуациям, повысить градус эмоций.
Конечно, большинство людей сдадутся после таких манипуляций, согласятся на всё, о чём их просят, и к тому же поспешат извиниться, что только на руку просителю. Если ты замечаешь, что человек регулярно пытается вызвать у тебя чувство вины, скорее всего, тебя используют, причём делают это весьма изощрённо.
3. От тебя только требуют, ничего не отдавая взамен
Есть такие люди, которые считают, что им все должны. Дети должны их обеспечивать, на работе должны дать повышение, родственники должны пожертвовать своим комфортом и приютить их в своей квартире, соседи должны бесплатно помочь с ремонтом и так далее.
Такие люди не умеют просить, они могут только требовать, причём нередко в грубой форме. Кроме того, они ничего не готовы отдавать взамен – когда их просят об ответной услуге, они оперативно сливаются, находят себе важные дела, жалуются на состояние здоровья или наигранно сожалеют о том, что не обладают нужным уровнем знаний и опыта в каком-либо вопросе.
Если человек, который постоянно просит у тебя об одолжении, никогда не приходит тебе на помощь, игнорирует твои намёки и придумывает отговорки всякий раз, когда у вас что-то запланировано, то подумай получше, стоит ли держаться за такого ненадёжного знакомого. Хватит тратить свои силы и время на человека, который это не ценит и который не готов отвечать тебе добром на добро.
4. Тебе никогда не говорят спасибо
Ты стараешься для человека, всегда приходишь ему на помощь, решаешь его проблемы, оказываешь необходимую поддержку и даже не получаешь банальной благодарности в виде «Спасибо». Всё выглядит так, будто ты не делаешь ничего необычного и просто выполняешь свои обязанности. Тебя и твои усилия воспринимают как должное, но при этом, если человек снизойдёт и сделает хотя бы что-то хорошее для тебя, он будет требовать от тебя кучу благодарностей, признания и красивых слов. Не стоит оставаться рядом с теми, кто обесценивает всё, что ты для них делаешь.
5. Ты должен делать то, что хочет другой человек
Если в твоих отношениях с родственником, другом или девушкой твоё мнение никогда не учитывается или упорно игнорируется, отвергается с использованием кучи сомнительных аргументов, то велика вероятность, что тебя просто используют. Совместные планы внезапно отменяются в последний момент, с тобой проводят время только тогда, когда никаких других дел больше нет, вы выходите из дома тогда, когда он этого хочет, и делаете то, что он хочет. При этом именно ты обязан подстраивать под него свободное время и отодвигать свои желания на задний план.
6. С тобой обращаются по-доброму только тогда, когда от тебя что-то нужно
Над тобой постоянно шутят, насмехаются, тебя игнорируют, и так происходит ровно до того момента, пока от тебя что-то не будет нужно. В таком случае человек сразу же меняется до неузнаваемости, становится вежливым и обходительным, извиняется за своё поведение и даёт тебе надежду на то, что отныне всё будет по-другому. Стоит отказаться от иллюзий и признаться самому себе в том, что с тобой так хорошо общаются исключительно потому, что ты можешь быть полезен. И как только ты выполнишь то, что от тебя требуют, всё вернётся на круги своя.
7. Тебе навязывают ярлыки
Если другой человек постоянно пытается навязать тебе своё видение мира, привить определённые нормы, делит всё на «правильное» и «неправильное», будь осторожен – обычно так поступают те, кто хочет сделать тебя более удобным для общения. Привив тебе установки, человек получает над тобой власть, понимает, как можно тобой манипулировать. Самое печальное – такую манипуляцию крайне сложно распознать, и ты рискуешь быть в неведении долгие годы, искренне считая, что при принятии решений руководствуешься только своими принципами.
8. На тебя постоянно морально давят
Если в отношениях с кем-либо: неважно, родственник это, друг или твоя девушка, у тебя возникает ощущение, что тебя постоянно пытаются воспитывать, на тебя давят, тебя ругают, оправдывая свои действия заботой и пожеланием лучшей жизни, то тебе пора задуматься о том, что это ненормально. Скорее всего, человек просто выстраивает свой авторитет, пытаясь использовать тебя и показать тебе, кто главный в ваших отношениях. Разумеется, если он займёт лидирующие позиции, ему будет проще контролировать тебя и твои действия.
9. В твою сторону отпускают слишком много комплиментов и похвалы
Понятное дело: каждому человеку приятно слышать комплименты в свой адрес. От этого ты мгновенно добреешь, проникаешься к человеку доверием и в целом начинаешь относиться к нему более внимательно и снисходительно. Но когда комплиментов и похвалы слишком много, это может свидетельствовать о том, что от нас чего-то хотят. К примеру, твой коллега может восхищаться твоим мастерством и профессионализмом, а после попросить тебя помочь ему с проектом. Ты вряд ли откажешь тому, кто доставил тебе так много положительных эмоций, и возьмёшь его ответственность на себя.
Как не дать себя использовать
Ты можешь обезопасить себя от манипуляций со стороны окружающих людей, следуя всего трём основным советам.
1. Учись говорить «нет»
Умение отказывать, причём делать это уверенно, без оправданий и извинений, позволяет чётко дать понять манипулятору, что ему не стоит пытаться давить на жалость, взывать к чувству долга или тратить своё и твоё время на бессмысленную похвалу и комплименты. Если ты научишься говорить «нет», ты никогда не позволишь окружающим использовать себя.
2. Проси об ответной услуге
Когда человек постоянно просит тебя о помощи, ничего не предлагая взамен, проси его об ответной услуге. Большинство людей, услышав об этом, сразу же испарятся. Человек, который привык использовать тебя, будет не готов становиться твоим должником. Такие люди ищут односторонней помощи, веря, что им необязательно отплачивать тем же.
3. Не позволяй кому-либо влиять на твои решения
Принимай все важные решения в одиночку, не советуясь с родными, близкими, коллегами и знакомыми. Не позволяй им давить на тебя, подвергать сомнению твои знания и опыт, критиковать тебя, оправдывая это заботой и любовью. Пусть окружающие тебя люди уважают твои решения и не пытаются им препятствовать.
11 самых популярных отговорок учеников, не выучивших домашнее задание
Большая часть успеха в учебе — самостоятельная работа ученика дома, но многие ученики домашнее задание не делают и при проверке начинают выкручиваться. Детям их собственное выступление кажется актерской игрой высшего класса, но опытные педагоги слышали эти истории не раз. Мы привели ТОП-11 отговорок учеников.
Отговорка №1. Вы нам не задавали
Отговорка про «не задавали» хорошо работает для родителей, но в школе — не всегда. Хотя класс может поддержать такого ученика и хором заявить, что, мол, да, не задавали. Правда, «спалить» ситуацию может какой-нибудь «ботаник», отлично подготовивший урок и желающий получить оценку за труды своя. Вывести класс на чистую воду просто: посмотреть в дневниках или тетрадях, записано ли задание, и заглянуть в тетрадь прилежных учеников: если ничего не задавали, то почему же Саша/Маша/Катя сделали это задание? Совсем мало шансов учеников в школах с электронным журналом, в котором фиксируются все домашние задания.
Отговорка №2. Меня не было/я не знал мне не сказали
Это уже классика. Многие ученики искренне надеются, что это сработает. Они винят одноклассников за то, что те не сказали, не позвонили. Если ситуация повторяется часто, возможно дети правда не делятся информацией о домашнем задании из вредности. Но в любом случае нужно понимать, что ответственность узнавать задание у самого пропустившего, а не у его одноклассников.
Из м/ф «Антошка», 1969 г.
Отговорка №3. Забыл (потерял) дневник
Тоже популярная отговорка. Некоторые еще и начинают упоминать других педагогов, что они, мол, на уроке забрали дневник, и вот из-за них ученик и не сделал работу. Есть дети, которые рассказывают о том, что дневник похож на тот, который был в прошлом году, случайно выкинули и т.д. Кстати, часто дети вообще не записывают задание в дневник, так что его наличие не сильно спасает их. Рекомендуем при обсуждении д/з проверять, записали ли ученики задание в дневнике или в тетради. Несколько уроков жесткой проверки записи домашнего задания с выниманием дневников из сумок, и потом этот этап урока будет проходить быстрее и эффективнее.
Отговорка №4. Сделал, но забыл тетрадь дома
И тут они делают очень грустное лицо, чуть ли не слезы на лице. Им ведь очень обидно, они все-все сделали, но вот тетради в рюкзаке нет. Бывает, у детей одинаковые тетради и говорят, что не ту тетрадь взяли. Но в ситуации, когда домашнее задание было устным, у таких учеников начинается паника.
Отговорка №5. Отключили свет, а я как раз собирался начать
Действительно, во всем всегда виноваты форс-мажорные обстоятельства. Свет действительно могли выключать, но на несколько минут, максимум 30, но в темноте у детей родилась идея и вовсе не делать задание, а отговорка уже готова.
Отговорка №6. Я вообще не понял задание
Дети любят говорить, что пытались, но у них не вышло. Или вопрос не поняли, или задание учителя не поняли. Ответственные дети в такой ситуации делают другое задание, подходят и извиняются, но показывают, что они пытались. А вот если ребенок и не хотел делать, то, скорее всего непонимание задание связано именно с отсутствием мотивации. Мы рекомендуем при объяснении домашнего задания не просто написать на доске номер параграфа и упражнений, а действительно обсудить задание, открыть его, посмотреть, задать наводящие вопросы и убедиться, что дети его поняли. Ну а если хотят выехать на «старался, но так и не получилось», пусть предоставят записи, черновики их «стараний». Не всегда желательно такого ученика вызывать к доске разбирать непонятное задание, потому что это может отбить вообще желание быть откровенным и говорить о своей неудаче. Но если ученик хочет, то отчего бы и не прорешать/обсудить вместе эти упражнения на переменке или в начале урока.
Отговорка №7. Вчера плохо себя чувствовал, да и сегодня тоже
Болезнь часто вносит корректировку в наши планы. Но у некоторых детей самочувствие ухудшается в ситуации, когда нужно интенсивно учиться: контрольная, сложная домашняя работа. И вот тут на помощь приходит классическая отговорка: «я болел». В этом случае нужно просить хотя бы записки от родителей с просьбой не спрашивать ученика в этот день из-за плохого самочувствия.
Отговорка №8. Меня родители забрали к бабушке (на дачу), а я не взял тетрадь (книгу)
Дети используют этот вариант в понедельник, ведь выходные — лучший способ поехать отдыхать. Возвращается семья в воскресенье, но желания учиться у детей нет. Вот и используют отговорку в виде реально существовавшего события. Кстати, дети и сами начинают верить в то, что это действительно причина не выучить урок. Советы: учите детей не откладывать выполнение домашней работы на выходные, ведь можно некоторые уроки сделать в середине недели. Не стоит давать объемные домашние задания на выходные, ведь ученики и так учатся по 5-6 дней в неделю и, как и взрослые, нуждаются в отдыхе и общении с семьей, с друзьями. Ну а если ученики регулярно говорят о том, что они не смогли сделать уроки, потому что родители их куда-то забрали, увезли и т.д., то стоит поднять вопрос с родителями, почему они нарушают препятствуют получению качественного образования их детьми, а значит, нарушают родительские обязанности. Такую семью (вполне благополучную, отдыхающую на курортах каждый уик-енд) можно поставить и на профсовет, конечно, после того, как все «нормальные» способы общения и педпросвещения не помогли.
Отговорка №9. У меня кружок (тренировки) и поздно заканчиваются занятия
Особенно это касается взрослых детей, они ходят на творческие, спортивные секции, плюс подготовка к экзаменам, а еще и хочется погулять, почитать и прочее. Вот и жалуются на отсутствие времени. «Жертвой» этой ситуации, естественно, будет домашнее задание. В сложных случаях нужен серьезный разговор с родителями, которые создают непосильную нагрузку для своих детей, не соответствующую их физическим возможностям. Такие дети страдают от нервозов, не высыпаются, у них слабый иммунитет и вообще целый «букет» проблем. С отдельными родителями нужно работать на профсовете, поднимать вопросы о ненадлежащем выполнении своих обязанностей.
Отговорка №10. Младший брат (собака) порвала
Эту отговорку чаще используют дети 10-14 лет. Проверить очень просто — узнать у классного руководителя или прийти на родительское собрание. Еще одна отговорка из этой же серии: разлил кофе/чай на тетрадь с выполненным заданием, приносить ее не стал. Учителям нужно знать: у ребенка-школьника должно быть собственное пространство в квартире, стол, ящик, принадлежности, которыми пользуется только он. Если такое пространство для ребенка не обеспечено, нужна серьезная работа с родителями — ребенок лишен элементарных бытовых удобств, что серьезно влияет и на успеваемость, и на здоровье ребенка.
Отговорка №11. У меня электронная книга/Интернет не работали
Пока эта отговорка не столь популярна, но в ближайшие годы, с введением электронных учебников, электронных дневников и всего остального электронного ребенок, у кого сломался девайс или пропало подключение к интернету, окажется отрезанным и от занятий, и от уроков и от прочего. Что делать в этих ситуациях? Учить детей и родителей сотрудничать с другими семьями и предоставлять альтернативные возможности проходить обучение.
Что же в итоге?
Услышав от ребенка оправдание о причинах невыполненной работы, не следует сразу же делать вывод, что ребенок врет. Учитель должен прочувствовать ситуацию, задать несколько вопросов и только потом делать выводы. В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, а ругая детей за то, в чем они не виноваты, мы может отбить у них желание учиться.
У каждого из нас могут быть причины, почему мы не выучили свой «урок»: не приготовили ужин, раньше легли спать, не столь интенсивно работали в офисе и т.д., так давайте и нашим детям-ученикам будем давать возможность ошибаться и быть иногда неготовыми к уроку. Мы рекомендуем в начале года объявить свои правила, как нужно поступать ученику, если не выучен урок, и давать несколько таких возможностей в год: 2-3 сгораемые попытки прийти неподготовленным по неуважительной причине без каких-либо санкций и нотаций.
Учителям следует обращать внимание: если один и тот же ученик регулярно приходит с невыученными уроками, нужно обращаться к родителям и фиксировать такие обращения под протокол. В отдельных случаях нужно организовывать обследование жилищно-бытовых условий семьи, профсоветы и иные способы воздействия.
Ну а если все ученики постоянно не готовы к уроку, то стоит проанализировать свою методику преподавания и построение отношений с учениками.
Читайте также:
А какие отговорки придумывают ваши ученики? Пишите в комментариях.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.