воздушная яма что это такое
Кто расставил воздушные ямы и чем они грозят самолету
Все мы слышали загадочное слово “турбулентность”, связанное с авиаперелетом. Это сложное явление в народе называют болтанкой или воздушными ямами. Для того чтобы понять насколько они опасны, нужно знать как они образуются и какие против них существуют меры.
На образование турбулентности влияет перепад атмосферного давления, столкновение воздушных масс разной температура, направление ветра и другие факторы, которые создают нестабильность плотности воздуха.
При перегрузках на доли секунд кажется, что самолет будто падает, но тут же возвращается, – такое колебание дает ощущение тряски. В эти минуты пассажиры испытывают особое чувство тревоги и не зря.
Самым опасными и ответственными маневрами пилоты считают взлет и посадку.
Именно с набором высоты или при снижении болтанка усиливается, так как у земли потоки восходящего воздуха создают особую нестабильность атмосферы, которая наблюдается также при прохождении облаков. Такие участки называют “зонами турбулентности”.
Грозовые облака в отличие от обычных представляют серьезную опасность, но в грозу самолет не летит.
Чтобы избежать травм, перед взлетом пассажиров просят убрать ручную кладь в специальные отсеки и пристегнуться.
Когда самолет набрал высоту, где тряски нет и разрешается ходить по салону, иногда может случиться, так называемая, “турбулентность ясного неба”.
Она непредсказуема, поэтому экипаж не успевает предупредить пассажиров занять свои места. Такая внезапная тряска опасна тем, что может привести к серьезным травмам и ранениям пассажиров и членов экипажа.
Турбулентность бывает искусственной, но это не значит, что кто-то по злому умыслу расставил в небе воздушные ямы. Самолет, рассекая воздушные массы, оставляет за собой вихревой след.
Он представляет опасность для других летательных объектов, особенного маломерных. Именно поэтому в аэропортах самолеты взлетают с некоторым интервалом, позволяющим ему рассеяться.
Кстати, большие самолеты более устойчивы к турбулентности по причине своей инертности.
В любом случае воздушные судна имеют гибкое крыло и другие приспособления, для удержания своего стабильного положения при полете.
Сама турбулентность, практически, никогда не приводит к катастрофе. Современные технологии уже предлагают способы предупреждения турбулентности ясного неба.
Поэтому летайте спокойно. Выполняйте все указания капитана корабля. До начала взлета уберите ручную кладь и травмоопасные предметы. Не отстегивайте ремни раньше времени.
Знание о турбулентности вам поможет преодолеть страх, а чувство тревоги во время тряски помогает успокоить глубокое размеренное дыхание. Кроме того, можно чем-нибудь отвлечься.
Психологи утверждают, что когда вы попытаетесь написать что-нибудь той рукой, которой вы обычно не пишите, то активизируется противоположное полушарие, которое помогает воспринимать действительность иначе.
Что такое воздушная яма? Полет на самолете
Многие люди боятся летать самолетами. Психологи утверждают, что существует даже такое понятие, как «аэрофобия». Пациенты с таким диагнозом испытывают настоящий ужас от одной только мысли о том, чтобы подняться в воздух. Самые сильные негативные эмоции вызывают попадания в воздушные ямы и турбулентность. Подобные моменты неприятны даже для тех, кто не испытывает страха перед полетами. Однако пилоты утверждают, что на самом деле это вполне обычное природное явление, которое можно объяснить научным языком, и никакой беды оно пассажирам авиалайнера не принесет. Сегодня мы решили рассказать вам, что такое на самом деле воздушная яма, и стоит ли ее бояться.
Объяснение термина
Обычному человеку довольно сложно понять, что же на самом деле представляет собой воздушная яма. Каждый понимает, что в небе не существует шоссе и дорожное покрытие, а, следовательно, не может быть никаких ям. К примеру, когда речь идет об управлении автомобилем любому абсолютно ясно, что на дороге может возникнуть препятствие либо яма, которую опытный водитель сможет обрулить. А вот как быть, если вы попали в воздушную яму? Можно ли ее миновать? И насколько она опасна? На все эти вопросы мы ответим в следующих разделах статьи. Но давайте разбираться в этой непростой теме постепенно.
Ученые уже давно выяснили, что воздушные потоки неоднородны. Они имеют разную направленность, температуру и даже плотность. Все это сказывается на авиалайнерах, следующих по определенным маршрутам. В случае когда самолет встречает на пути потоки более низкой температуры, создается полная иллюзия кратковременного падения. Тогда мы обычно говорим, что судно провалилось в воздушную яму. Однако на самом деле это всего лишь иллюзия, которую легко объяснить с помощью современной науки.
Нисходящие и восходящие потоки
Чтобы понять, как образуются воздушные ямы, необходимо получить полное представление о движении воздушных потоков. Согласно законам физики, нагретый воздух всегда поднимается вверх, а охлажденный опускается вниз. Теплые потоки называют восходящими, они всегда стремятся ввысь. А холодный воздух принято считать нисходящим, и он подобно воронке тянет вниз все, что попадается ему на пути.
Именно из-за движения этих потоков образуются столь нелюбимые пассажирами воздушные ямы при полете. Они заставляют путешественников испытать очень неприятные ощущения, которые многие долго не могут забыть.
Принцип образования воздушных ям
Несмотря на то что современная авиастроительная промышленность уже давно оснастила свои новые лайнеры обилием технологических новинок, призванных сделать полет комфортным и безопасным, до сих пор никому не удалось избавить пассажиров от неприятных ощущений, вызванных нисходящими воздушными массами. Итак, самолет попал в воздушную яму. Что происходит с ним в этот момент?
Даже во время полета в хороших погодных условиях авиалайнер может натолкнуться на поток холодного воздуха. Так как он является нисходящим, то начинает существенно тормозить скорость подъема самолета. Примечательно, что по прямой он идет с прежними показателями, однако немного теряет высоту. Обычно это длится всего лишь несколько мгновений.
Затем авиалайнер встречается с восходящим потоком, который начинает выталкивать его вверх. Это позволяет воздушному судну набрать прежнюю высоту и продолжить полет в штатном режиме.
Ощущения пассажиров
Тем, кто никогда не попадал в воздушные ямы довольно сложно понять, что чувствуют пассажиры самолетов. Обычно люди жалуются на то, что они испытывают спазмы в желудке, подступающую к горлу тошноту и даже, длящуюся доли секунд, невесомость. Все это сопровождается иллюзией падения, которая воспринимается максимально реалистично. Совокупность ощущений приводит к неконтролируемому страху, именно он в дальнейшем не позволяет большинству людей спокойно переносить перелеты и вызывает аэрофобию.
Стоит ли паниковать?
К сожалению, ни один самый высокопрофессиональный пилот не сможет миновать воздушную яму. Ее невозможно облететь и даже марка и класс самолета не смогут уберечь пассажиров от неприятных впечатлений.
Пилоты утверждают, что в момент попадания в нисходящий поток самолет на время теряет управление. Но паниковать из-за этого не стоит, подобная ситуация длится не более нескольких секунд и кроме неприятных ощущений ничем не грозит путешественникам.
Однако необходимо знать, что в воздушной яме авиалайнер испытывает серьезное давление. В этот момент самолет попадает в «болтанку» или турбулентность, которая, в свою очередь, добавляет испуганным пассажирам неприятных ощущений.
Кратко о турбулентности
Данное явление доставляет путешественникам массу неудобств, но на самом деле оно не опасно и не может привести к крушению авиалайнера. Считается, что нагрузки на самолет во время турбулентности ничуть не выше чем на автомобиль, который движется по неровной дороге.
Зона турбулентности образуется тогда, когда встречаются воздушные потоки с разной скоростью. В этот момент образуются вихревые волны, которые вызывают «болтанку». Примечательно, что на некоторых маршрутах турбулентность возникает регулярно. Например, во время полетов над горами самолет всегда трясет. Подобные зоны бывают довольно продолжительными, и «болтанка» может длиться от нескольких минут до получаса.
Причины турбулентности
О самой распространенной причине возникновения «болтанки» мы уже рассказали, но, помимо этого, вызвать ее могут и другие факторы. К примеру, пролетевший впереди воздушный лайнер часто способствует образованию завихрений, а они, в свою очередь, формируют зону турбулентности.
Недалеко от поверхности земли воздух прогревается неравномерно, поэтому и создаются вихревые потоки, которые становятся причиной турбулентности.
Примечательно, что пилоты сравнивают полеты в облаках движению по шоссе с ямами и ухабами. Поэтому в облачную погоду пассажиры чаще всего испытывают все «прелести» перелета в трясущемся самолете.
Опасности турбулентности
Большинство пассажиров на полном серьезе считают, что турбулентность может нарушить герметичность салона и привести к крушению. Но на самом деле это самое безопасное явление из всех возможных. История авиаперевозок не знает случая, когда попадание в «болтанку» привело бы к фатальным последствиям.
Авиаконструкторы всегда закладывают в корпус самолета определенный запас прочности, который вполне спокойно выдержит и турбулентность, и грозу. Конечно, подобное явление вызывает у пассажиров тревогу, неприятные эмоции и даже панику. Но на самом деле необходимо просто спокойно переждать этот момент, не поддаваясь собственному страху.
Как вести себя во время полета: несколько простых правил
Если вы очень боитесь летать, а мысли о воздушных ямах и турбулентности вызывают у вас чувство ужаса, то постарайтесь соблюдать ряд простых правил, которые существенно облегчат ваше состояние:
Надеемся, что после прочтения нашей статьи ваш страх перед перелетами станет менее острым, а ваше следующее воздушное путешествие пройдет легко и приятно.
Что такое зона турбулентности: всё про ямы в воздухе
1. Самолет опирается на воздух, как корабль на воду. Как и в море, в небе есть невидимые течения: горизонтальные (ветер) и вертикальные — восходящие и нисходящие потоки. Их невозможно увидеть, но пилоты умеют предсказывать попадание в них по окружающей обстановке.
2. Когда ветер дует в сторону пологого склона горы, образуется динамический восходящий поток. На входе в него пассажиры почувствуют легкий толчок снизу, самолет незаметно наберет высоту.
3. Выйдя из динамического потока, самолет «провалится» — это и есть «воздушная яма». На границе воздушных потоков образуются завихрения воздуха — турбулентность. Здесь будет небольшая тряска.
4. Огибая гребень горы, движущийся воздух закручивается. На склоне горы будет наблюдаться ложный ветер, дующий «в обратную сторону». Он очень опасен для легких самолетов и парапланов.
5. Там, где ветер встречается с наземными объектами (зданиями и даже деревьями), всегда турбулентно. Для больших самолетов это незаметно.
6. Солнечные лучи проходят сквозь прозрачный воздух, практически не нагревая его, зато земля и асфальт в ясный день раскаляются, как сковородка. Воздух постепенно нагревается от земной тверди, поэтому на высоте становится все холоднее и холоднее.
7. Горячий воздух от земли поднимается вверх «пузырями». Поэтому в жаркий день при посадке всегда трясет.
8. «Пузыри» имеют свойство стекаться к какому-нибудь выдающемуся объекту, будь то стог сена или диспетчерская вышка. На этом месте образуется мощный термический восходящий поток, скорость которого может достигать десятков километров в час. Над такими потоками формируются облака, так что под каждым облаком может тряхнуть — с поправкой на ветер.
9. Термические потоки обрамляются нисходящими потоками охлажденного воздуха, часто довольно быстрыми. Между восходящим и нисходящим потоком — сильная турбулентность.
Всё, что вы хотели знать о турбулентности: рассказывает пилот
Алина Архипова
Очень многие пассажиры пугаются, когда самолёт в воздухе начинает трясти, то есть когда по тем или иным причинам появляется «болтанка» или турбулентность, если по-научному.
Турбулентность — это естественное явление в авиации, точно также, как качка в море, как тряска автомобиля на неровной или ухабистой дороге.
Если в море вы можете видеть волны, на дорогах — заплатки или ямы, то в небе часто этого ничего не видно, но на самом деле оно тоже совсем не однородно.
Что происходит в небе?
В воздухе постоянно происходит много различных процессов — движутся разные воздушные потоки и струйные течения, скорость которых иногда может достигать до 300 км/час, а то и больше. Образуются зоны разного атмосферного давления. Одни воздушные массы сменяются другими, возникают метеорологические фронты — от холодного, тёплого до смешанного.
Каждый день в атмосфере изменяется температура и давление. Обычно с ростом высоты и то, и другое должно уменьшаться, но бывает и наоборот. Сила и направление ветра тоже постоянно варьируются. Иногда можно видеть, как облака на разных высотах движутся в противоположные стороны.
Всё это в целом делает атмосферу либо стабильной, либо нестабильной, создавая условия для появления разных погодных явлений, в том числе и турбулентности.
Иногда пилоты заведомо могут знать о возможной турбулентности на своём маршруте из метеорологических карт и сводок погоды, которые они проверяют перед каждым полётом. А если в полёте появилась турбулентность там, где в картах она не была отмечена, то пилоты сообщают об этом диспетчеру, и он в свою очередь предупреждает потом другие борты, входящие в данный сектор.
Причины «болтанки»
1) Красивые пушистые облака, кучевые (cumulus) и особенно кучевые-дождевые (cumulunimbus CB) являются турбулентными за счёт восходящих и нисходящих потоков, образующихся в них. Во время гроз воздух переполнен грозовыми облаками CB.
Но не все облака турбулентны. В отличие от пушистых красивых облаков, внутри и рядом с которыми может «болтать», низкие слоистые сплошные облака обычно спокойные.
2) Но тряска не всегда рождается из-за одних только облаков. Есть ещё турбулентность ясного неба (clear air turbulence — CAT), когда в воздухе нет ни единого облачка, солнечно и красиво, а атмосфера нестабильная, и самолёт неожиданно начинает трясти.
3) Также турбулентность часто возникает в горной местности, и чем ближе к горам, тем сильнее.
4) Ещё есть термические потоки (восходящие потоки) в тёплое время года, образующиеся от нагрева поверхности земли. Поэтому тёплой весной и летом даже при хорошей ясной погоде самолёт на посадке может прилично «болтать» именно из-за них, особенно при пролёте разной поверхности (так как она по-разному прогревается). Например, когда лесистая местность сменяется полем или долиной, или при пролёте береговой линии с моря на сушу.
5) Есть искусственная турбулентность – это если самолёт попадёт случайно в спутную струю впереди летящего или взлетающего самолёта. Это достаточно опасно. Именно поэтому диспетчеры должны обеспечить, а лётчики соблюдать определённую дистанцию — интервал между бортами самолётов как при взлётах/посадках, так и на других этапах полёта.
Хотя случайности всё равно иногда бывают, например, по причине ветра, когда тот задерживает спутную струю пролетающего самолёта или сносит её прямо на идущий самолёт следом. В таких случаях самолёт может сильно мотнуть из стороны в сторону вплоть до самопроизвольного отключения автоматики, и среагировать надо очень быстро.
У меня было так несколько раз, ощущения не из приятных. Но чтобы пилоты были подготовлены к таким неожиданностям и знали, как действовать, подобные ситуации прорабатываются обязательно на тренажёрах.
6) А ещё, например, наш Boeing может трясти, когда мы летим с выпущенными спойлерами (интерцепторами), если срочно надо снизиться или быстро погасить скорость. Спойлеры — это пластины на верхней поверхности крыла, поднимающиеся вертикально вверх при выпуске.
То есть в полёте очень много естественных причин тряски самолёта.
Насколько опасна турбулентность?
В авиации турбулентность делят по интенсивности на три категории:
Но сразу скажу, что мы делаем всё, чтобы самолёт никогда не оказывался в зоне с сильной турбулентностью. Просто так сильная турбулентность сама по себе не бывает. В большинстве случаев она появляется в зоне действия гроз и большого скопления грозовых облаков. А это возможно предвидеть, изучив метеокарты и отследив по радару. Пилоты всегда обходят подобные зоны, если возможно. А если невозможно, то уходят на запасные аэродромы. Причём есть ограничения, на каком удалении безопасно обходить опасные сектора, как сбоку, так и по высоте.
Почему не нужно бояться турбулентности и воздушных ям
Что для вас самое неприятное в полете: взлет, посадка или турбулентность? А некоторые — ¼ всех пассажиров авиалайнеров, вообще боятся летать. Эта фобия называется аэрофобия.
Но, у одних боязнь связана с самой высотой и отсутствием твердой почвы под ногами, а другие дрожат при первых признаках турбулентности. И по этим причинам готовы по несколько дней трястись в поездах и автомобилях, отправляясь на отдых.
Да, состояние, когда тебя «бултыхает» из стороны в сторону и при этом еще потряхивает, как в шейкере лед, вряд ли вообще кому-то нравится (хотя, есть же такие горки в парках развлечений).
Если вы из числа «боягузов», в этой статье Travellizy пояснит, стоит или нет бояться и как спастись от неприятных последствий «воздушных горок в самолете». Когда вы трясетесь по разбитой и ухабистой дороге, вы боитесь? Неприятно, да. Но глобальной катастрофой это не грозит.
Что такое турбулентность?
Это сильное покачивание самолёта в воздухе, которое возникает при полёте из-за определенных видов облаков. Беспорядочные потоки воздуха, та самая «болтанка», может возникать, потому что воздушные потоки часто меняют свое направление и это может быть связано с некоторыми факторами:
При попадании в воздушную яму самолет резко опускается на несколько метров вниз. В этот момент пассажиры могут испытать на себе свободный полет, в точности, как космонавты. Только длится это совсем недолго, обычно не превышает секунды. Ощущение попадания самолета в воздушную яму можно сравнить с тем, что при ходьбе делая очередной шаг, вы не заметили, что поверхность земли оказалась ниже.Это происходит из-за разности плотности и скорости воздушных потоков. Самолет, пролетая границу между быстрым и медленным потоком, рискует попасть в воздушную яму.
Турбулентность – это не страшно?
Главный миф: турбулентность опасна, очень просто развенчать одним предложением. Со времени начала воздушных перевозок от явления турбулентности не произошло ни одной катастрофы со смертельными исходами. Современные самолеты спроектированы так, чтобы выдерживать подобные нагрузки. ⠀
Сильная турбулентность иногда бывает в верхних шарах атмосферы, что может привести к ощутимой тряске в самолёте. Поэтому пилоты во время турбулентности включают табло «пристегнуть ремни» и просят пассажиров занять свои места. ⠀
Если турбулентность сильная, советуем не паниковать и выполнять все предписания Командира воздушного судна и бортпроводников. Ситуация, конечно, неприятная, но бояться ее не стоит.
Полностью избежать турбулентности не получится, это факт. Но знания об этом явлении успокоят и добавят вам смелости в полете.
Факты про турбулентность
Пересечение горных хребтов всегда вызывает бурные колебания воздушных масс. Возможно, вы и не догадывались, что явление турбулентности возникает не только в воздухе. Она касается всех газов и жидкостей.
Видели, как птицы парят в облаках? Это они ловят крыльями поток, как серфингисты волну и устраивают «покатушки» в небе. Можно маневрировать вверх-вниз или ускоряться и замедляться.
А рыбы, следуя простым законам физики, легко добавляют себе скорости, лихо маневрируя хвостом и плавниками между морскими завихрениями.
Сколько авиакатастроф случилось из-за турбулентности?
За 120 лет истории авиации не было ни одной авиакатастрофы, причиной которой бы была турбулентность. Однако 30% людей, страдающих аэрофобией, считают её основной причиной крушений.
Турбулентность может появиться ниоткуда
Предсказать появление качки в небе не всегда реально возможно. Существует такой термин, как «турбулентность ясного неба». На относительно небольшой высоте, в 5-8 километров такие потоки невозможно засечь радарами.
Вот и бывают случаи: вдруг начало трясти в самолете. Тут вся надежда на мастерство пилота. Основное время в полете самолетом управляет автопилот. В случае сильной турбулентности, любой опытный летчик выведет лайнер из этой области, взяв управление на себя.
Безопасность полета
Что вызывает турбулентность? Все большее влияние на перепады давления и температуры в воздухе оказывает глобальное потепление климата. А его, к сожалению, очень трудно как-то контролировать и сдерживать.
Пилоты имеют доступ к последним метеорологическим данным о местонахождении и силе ближайших районов турбулентности. Траектории полета сверяются и прокладываются, по возможности, вне таких зон.
Пересечение горных хребтов всегда вызывает бурные колебания воздушных масс. И при пересечении границы океан – суша или наоборот.
Если ваш маршрут пролегает над такими районами, то избежать качки не получится.
Как снизить колебания и тряску в воздухе
Пилоты уменьшают скорость движения самолета, и более плавный проход опасной зоны позволяет сгладить неприятные ощущения «болтания».
Полет — неестественное состояние человека, поэтому незначительный страх перед ним нормален. В этом случае на будущего пассажира может благотворно повлиять изучение данных о том, что самолет — это один из самых безопасных способов перемещения.
Как сохранять спокойствие во время турбулентности
Марк Аврелий говорил: “Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним”. В этом случае золотое правило жизни точно работает. От вашего волнения и переживаний турбулентность никак не пропадет. Поэтому помечтайте о скором отпуске и отвлекитесь, а пилоты знают свою работу. Приятного Вам полëта!