водяной клин на дороге что делать пдд
Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться
Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.
Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.
Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.
Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.
Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.
Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.
Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.
Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.
Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.
Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.
Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.
Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.
Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».
Лови клин
Аквапланирование — штука неприятная и очень коварная. Если на скользкой дороге коэффициент сцепления с дорогой снижается примерно до 0,2, то при аквапланировании машина вообще не соприкасается с дорогой колёсами, и коэффициент сцепления с дорогой становится равным нулю.
Если говорить более простым языком, то при аквапланировании водяной клин, который образуется перед колесом, приподнимает автомобиль над дорогой. В этой ситуации, так как у машины нет вообще никакого сцепления колес с дорогой, бесполезно тормозить или поворачивать руль.
Более того, эти действия могут только все усугубить, так как процентах в восьмидесяти они приводят к неуправляемому заносу и никакие электронные системы не могут ничего сделать, так как машина не едет и даже не скользит, а, по сути, плывет.
Аквапланирование никогда не идет долго, обычно оно длится пару секунд, а потом машина теряет скорость и машина все-таки находит сцепление с дорогой под своим собственным весом. Но даже за эти мгновения и секунды может произойти много всего неприятного: автомобиль может закрутить, выкинуть в отбойник или на встречку.
Всё, что нужно и можно делать при аквапланировании — это вцепиться в руль, держать его прямо и плавно убрать ногу с педали газа, чтобы машины естественным образом сбросила скорость.
Вообще аквапланирование лучше предупредить, чем потом искать выход из положения. Всегда нужно помнить о том, что риск аквапланирования увеличивается с набором скорости. Почти никогда аквапланирование не возникает на скорости до 80 км/ч (если шины нормальные), поэтому просто соблюдайте ПДД и снижайте скорость в дождь.
Также учитывайте состояние своих покрышек. Если они лысые, то аквапланирование может быть и на 30 км/ч. В общем помните о том, что чем меньше протектора у вас осталось, тем меньше воды могут отводить шины из пятна контакта и тем выше риск (и ниже скорость) возникновения аквапланирования.
Стоит также сказать, что наиболее опасными дорогами с точки зрения аквапланирования — это ровные дороги. На плохих дорогах образуются лужи, вода куда-то стекает, скапливается в выбоинах, на хороших же дорогах вода на асфальте распределяется ровным слоем.
С виду кажется, что дорога лишь слегка мокрая, а на самом деле может быть слой воды в несколько миллиметров и этого уже достаточно, чтобы вода подняла машину.
Хуже ровных дорог только дороги с колеей от колес большегрузных фур. Вода скапливается в этих выемках асфальта и получается своего рода узкие и длинные бассейны. Воды там может быть несколько сантиметров и длится аквапланирование в колее может гораздо дольше.
Аквапланирование («водяной клин»)
Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины — то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя.
Дождь продолжается и усиливается. Коварная пленка окончательно смыта с асфальта потоками воды, и скорость движения теперь можно увеличить.
А насколько ее можно увеличить? Есть ли некий предел?
Предел есть, сейчас Вы это поймете. Только сразу хочу предупредить. Лишь немногие из тех водителей, кто испытал этот предел на практике, смог избежать аварии.
Известно ли Вам красивое слово аквапланирование, и что оно означает?
Полагаю, большинство из вас этого не знает. А знать должен каждый!
Итак, небесная твердь окончательно разверзлась, и потоки воды хлынули на дорогу. Из-под колес машины, мчащейся по залитой водой дороге, во все стороны летят брызги, в том числе и на тротуар. А может быть, все намного сложнее? И нерадивый водитель, обрызгавший пешехода, вскоре будет наказан?
Давайте чуть подробнее разберемся с тем, куда и почему летят брызги воды.
Колеса автомобиля, разрезая образовавшуюся на дороге толщу воды, разбрызгивают ее вправо и влево, назад и вперед (рис. 72), а также вверх, о чем чуть позже.
Рис. 72. Колесо на мокрой дороге: а) вид спереди; б) вид сбоку
Направо и налево – это понятно, это мы рассекаем воду. Брызги назад – это тоже известно, недаром на машине устанавливаются «брызговики».
А что там за бугорок перед колесом с брызгами вперед (рис. 72 б)?
Это водяной валик, который колесо постоянно гонит перед собой. К сожалению, этот валик всегда и везде имеет место быть. Без дождя – это воздушный валик, на песке – песочный, зимой – снежный и т.п. Мы толкаем его вперед, а он, естественно, сопротивляется.
Кстати, о зиме и прочем бездорожье. При движении не по асфальту валик снега, песка или грунта перед колесом машины приобретает весьма осязаемое состояние. Силы сопротивления движению колес автомобиля значительно возрастают, и если ослабить давление на этот валик, то он запросто остановит машину. А дальше Вам предстоит мучительный процесс возобновления движения автомобиля. валик сопротивляется, колеса буксуют, пассажиры, упираясь в багажник, толкают машину, падают и ругаются. Знакомая картина для тех, кто отваживался ранней весной съездить на «дальнюю» дачу.
Как Вы считаете, можно ли в условиях бездорожья доехать до дачи в хорошем настроении и в чистой одежде?
Конечно, можно! Для этого надо подъехать к труднопроходимому участку дороги поближе, выйти из машины, оценить состояние и протяженность бездорожья, а также наметить оптимальную траекторию движения. Затем следует отъехать назад на то расстояние, которое позволит Вам до въезда на труднопроходимый участок набрать определенную скорость. Разогнавшись до запланированной Вами скорости, включив соответствующую этой скорости передачу и направив машину по намеченной траектории, можно въезжать на этот участок.
При движении непосредственно по бездорожью – скорость, передачу и направление движения менять нельзя! Проехать этот участок надо «на одном дыхании»!
Если Вы измените постоянное и равномерное давление на валики, которые гонят перед собой колеса, то эти валики и пониженный коэффициент сцепления колес с «дорогой» обязательно остановят Вашу машину. Это может произойти:
– при резком нажатии на педаль газа (ведущие колеса начнут пробуксовывать, тяга на них значительно уменьшится);
– при переключении передачи (в момент переключения передачи тяга на ведущих колесах отсутствует, запас инерции движения быстро иссякает);
– при значительном угле поворота руля (задние колеса поедут по целине, сопротивление их качению резко увеличится).
А что будет дальше, Вы знаете – машина стоит, колеса буксуют, пассажиры, упираясь в багажник, толкают, и. настроение на выходные дни испорчено.
При движении по заснеженной дороге и прочему бездорожью не рекомендуется менять скорость, передачу и траекторию движения.
Теперь вернемся обратно к водяному валику. Колеса толкают валик перед собой, а он брызжет во все стороны и сопротивляется. Но сопротивляется он лишь до определенного момента, а затем. происходит неожиданное.
Если Вы не помните свои ощущения от неудачного прыжка в речку или в бассейн плашмя животом, то наберите ванну воды и хлопните по «водной глади» ладонью. Только хлопайте не очень сильно, а то потом неудобно будет крутить руль и переключать передачи без одной руки.
Думаю, Вы уже начали догадываться, о чем намекает автор. Да, обычная вода, которая «как сквозь сито. » и тому подобное, может оказаться очень твердой!
На определенной скорости движения, при определенной толщине воды на проезжей части – колеса автомобиля легко заезжают на водяной валик, который становится почти «деревянным клином» (рис. 73)!
Рис. 73. Колесо плывет
Дальше совсем неприятно. Машина превращается в лодку, которая плывет по «воле волн»! Направление «плавания» зависит от того, куда в момент «всплытия» были направлены силы инерции движения, куда подул сильный ветер, а также, куда на данном участке дорога имеет уклон – к правой или левой обочине! При этом машина никак не реагирует на желание водителя двигаться по проезжей части дороги! Например, дорога идет направо, а машина может продолжить «плавание» прямо!
«Ну, это уж совсем сказки?!» – скажет испуганный «новичок». А водитель «со стажем» наверняка сможет припомнить вышеописанную ситуацию в своей практике.
Хочется немного Вас успокоить. Стопроцентное явление аквапланирования («водяного клина») наступает лишь при стечении нескольких печальных обстоятельств одновременно:
Понятно, что не каждый день удается набрать полный ассортимент из предложенного. Однако нередко водители ощущают полную или частичную потерю управляемости автомобиля и при менее «благоприятных» условиях для «плавания». Поэтому не советую успокаивать себя мыслью, что такое бывает раз в жизни.
«Новичкам», лишь недавно начавшим самостоятельные поездки, во время сильного дождя имеет смысл останавливаться и пережидать, пока потоки воды не схлынут с проезжей части. Более зрелым «новичкам», которые наездили «аж тыщу» километров, такого уже не присоветуешь, они такой совет проигнорируют. Поэтому остается только пожелать им поддерживать разумную скорость движения и не забывать о том, что «водяной клин» существует!
А что делать, если Вы, не послушав совета, все-таки умудрились заехать на «водяной клин»?
Во-первых, как и в любой другой сложной ситуации, не стоит поддаваться панике.
А, во-вторых, надо попробовать снизить скорость движения. Тогда автомобиль своей массой продавит слой воды, и колеса опустятся на асфальт.
Ни в коем случае нельзя пытаться уменьшить скорость движения с помощью тормозной системы! Наверняка одно из колес машины будет ближе к асфальту, чем остальные. Если это колесо начнет активно «цепляться» за асфальт, в то время как три оставшихся колеса будут еще «плыть», то занос Вам гарантирован, а опрокидывание весьма вероятно.
Единственный безопасный вариант снижения скорости в таких условиях – это плавное торможение двигателем!
А теперь честно. Не ждите от «торможения двигателем» в условиях «плавания» заметных результатов! Ведь коэффициент сцепления колес с водой практически равен нулю!
Применяя «торможение двигателем», мы лишь помогаем работать законам аэродинамики. Поскольку машина в буквальном смысле плывет по воде, то скорость «плавания» может снизиться только тогда, когда ее погасит лобовое сопротивление воздуха. Лишь тогда автомобиль сможет продавить слой воды и «встать» на все четыре колеса.
Теперь насчет работы рулевым колесом. К сожалению, во время «водной прогулки» машина абсолютно не слушается руля. Если за снег или за песок еще можно кое-как зацепиться, то за воду зацепиться не получается! При аквапланировании вода проявляет все свои качества одновременно – она и жесткая, и мягкая, и очень скользкая. Поэтому положение передних колес практически не влияет на направление «плавания» вплоть до его окончания.
Кстати, к окончанию «плавания» надо готовиться. Ведь когда машина наконец-то опустится на асфальт, направится она туда, куда в этот момент у нее будут повернуты передние колеса!
Давайте сделаем некоторые конкретные выводы.
Тема 26.6. Боковой ветер, глубокий снег, водная преграда, туман, гололёд, усталость и прочие «дорожные прелести».
Инженеры так сделали переднюю подвеску, что при движении передние колёса сами занимают прямое положение под действием веса автомобиля.
На прямолинейном участке дороги водителю и делать-то особенно ничего не надо – достаточно просто держаться за руль.
Но вот на обочине предупреждающий знак! – через 150- 300 метров начнётся открытый участок дороги, и там часто дует сильный боковой ветер.
Теперь водителю не до релакса. Теперь надо подготовиться к возможному сносу автомобиля с заданного курса сильными порывами бокового ветра.
То есть скорость-то надо точно снизить, но и за руль надо взяться покрепче – сейчас автомобиль сам держать прямолинейный курс не сможет, сейчас водителю надо будет удерживать автомобиль на своей полосе движения.
А если дело происходит зимой, когда покрытие и само по себе скользкое, тогда на таком участке дороги все перечисленные выше меры особенно актуальны.
В месте выезда из лесистого участка, где установлен знак «Боковой ветер», Вам следует:
1. Уменьшить скорость и быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного курса.
2. Не изменяя скорости, сместиться ближе к центру дороги.
3. Не изменяя скорости, сместиться ближе к обочине.
При движении по какому участку дороги действие сильного бокового ветра наиболее опасно?
1. По закрытому деревьями.
2. При выезде с закрытого участка на открытый.
Вообще, дорожные условия порой меняются очень быстро.
Представьте, что будет, если водитель на секунду отвлёкся и не заметил, как правые колёса оказались на обочине.
И на беду обочина неукреплённая (то есть грунт или песок), да ещё и влажная.
Сейчас задача водителя – не спровоцировать занос автомобиля.
А условия для заноса просто идеальные – достаточно только нажать на тормоз или резко вывернуть руль влево, а всё остальное за водителя сделает сила инерции, которая обязательно появляется при любом торможении (а при резком повороте рулевого колеса ещё и добавляется центробежная сила).
Во-первых, крепко держать рулевое колесо (оно сейчас будет вырываться из рук, стремясь само повернуться вправо), и по очень-очень плавной дуге возвращаем машину на проезжую часть. На тормоз не давим, а на газ давим так, чтобы двигаться и без замедления, и без ускорения.
После этого рекомендуется перекреститься и больше такого не допускать.
В случае, когда правые колёса автомобиля наезжают на неукреплённую влажную обочину, рекомендуется:
1. Затормозить и полностью остановиться.
2. Затормозить и плавно направить автомобиль в левую сторону.
3. Не прибегая к торможению, плавно вернуть автомобиль на проезжую часть.
Или ещё вот такая ситуация.
Ни на какую обочину вы не съезжали, двигались строго по проезжей части, и тут внезапно перед вами участок разбитой и скользкой дороги.
Тормозить бессмысленно – остановиться всё равно не успеем. А если въедем на скользкий участок с зажатыми тормозами, занос автомобиля гарантирован со всеми вытекающими последствиями, вплоть до «перевёртыша».
Сейчас главное, чтобы на автомобиль не действовали никакие вредные силы.
А навредить нам сейчас могут всё те же силы: сила инерции (если будем тормозить) и центробежная сила (если будем крутить руль).
Двигаясь в прямом направлении, Вы внезапно попали на небольшой участок скользкой дороги. Что следует предпринять?
1. Плавно затормозить.
2. Повернуть руль, чтобы съехать с этого участка дороги.
3. Не менять траектории и скорости движения.
А иногда водитель сам забирается в такие дебри, что ни пройти, не проехать.
Песок это сминаемая поверхность, и здесь наката никакого не будет, здесь сопротивление перекатыванию колес резко возрастает.
Те же проблемы возникают и при движении по рыхлому снегу. Понятно, что никакая пятая или четвёртая и даже третья передача тут неуместны.
Вторая – вот наша передача в таких условиях!
Пусть медленно, зато двигателю хватает запаса крутящего момента, и он справляется с возросшей нагрузкой.
Останавливаться нежелательно – после остановки не тронетесь. Придётся отъезжать назад (строго по колее!) и оттуда начинать движение.
Ну, а крутые повороты надо вообще исключить, в таких условиях любые повороты – только по плавной дуге.
Двигаться по глубокому снегу на грунтовой дороге следует:
1. Изменяя скорость движения и передачу в зависимости от состояния дороги.
2. На заранее выбранной пониженной передаче без резких поворотов и остановок.
3. На заранее выбранной повышенной передаче без резких поворотов и остановок.
И ещё одно важное наблюдение!
Едва ли не половину своей автомобильной жизни вы будете ездить по мокрой дороге.
И в этом нет ничего страшного. Не смотря на то, что коэффициент сцепления колес с мокрым асфальтом чуть ли не вдвое меньше, чем с сухим, этого вполне достаточно для безопасного движения.
Но вот когда дождь только начинает накрапывать, дорога может стать по-настоящему коварной!
Первые капли дождя действуют как миксер, взбивая накопившуюся на дороге пыль и грязь, и дорога на короткое время как бы покрывается тонкой скользкой плёнкой.
Потом, когда пойдёт сильный дождь, всё это смоется. Но пока дождь только накрапывает, надо уменьшить скорость и быть особенно осторожным!
Если во время движения по сухой дороге с асфальтобетонным покрытием начал моросить дождь, водителю следует:
1. Уменьшить скорость и быть особенно осторожным.
2. Не изменяя скорости, продолжить движение.
3. Увеличить скорость и попытаться проехать как можно большее расстояние, пока не начался сильный дождь.
Дождь прошёл, на дорогах образовались лужи, и нас, водителей, это ко многому обязывает.
Во-первых, не забывайте завет, оставленный нам классиками:
«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли».
А, во-вторых, лужа таит в себе опасность и для водителя. Если в глубокую лужу въехать со скоростью 90 км/час, то вода попросту не успевает «убежать» от колеса. В результате под колёсами образуется так называемый водяной клин, шины теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым. Такое явление ещё называют аквапланированием.
При аквапланировании машина не реагирует ни на руль, ни на тормоз!
Но это только до тех пор, пока скорость не снизится, а колеса продавят воду!
Поэтому, если уж случилось страшное, и автомобиль поплыл, не следует вращать рулевое колесо и давить на педаль тормоза. Когда скорость упадет, и контакт с дорогой восстановится, повёрнутые колёса обязательно вызовут бросок автомобиля в сторону. А если при этом ещё и заблокировать колёса, давя на педаль тормоза, то занос автомобиля гарантирован.
По мере падения скорости контакт с дорогой будет восстанавливаться, а вместе с ним восстановится и управляемость автомобиля.
И тут важно, чтобы колёса не скользили, а принудительно катились по дороге.
Поэтому выключать передачу (выжимать сцепление) ни в коем случае нельзя.
Остаётся одно – тормозить двигателем, уменьшая нажатие на педаль акселератора.
В случае потери сцепления колёс с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:
1. Увеличить скорость.
2. Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза.
3. Снизить скорость, применяя торможение двигателем.
Если лужа большая и глубокая, преодолевать её надо осторожно и на малой скорости.
Если лужа большая и глубокая, преодолевать её надо осторожно и на малой скорости.
Но одного этого недостаточно. В глубокой луже тормозные механизмы обязательно нахватаются воды.
А если тормозные колодки хорошенько смочить, их замечательные фрикционные свойства исчезают.
Водитель нажимает на педаль тормоза, колодки исправно прижимаются к дискам, но торможения не происходит – намокшие колодки трутся по дискам, не оказывая никакого сопротивления!
Что делать? Ждать пока они высохнут?
Если на дворе лето, можно, конечно, и подождать, только ждать придётся долго. А если зима, тогда колодки обледенеют, и куда ехать с такими тормозами?
Поэтому правильнее всего просушить тормоза на ходу, соблюдая все меры безопасности, а именно:
Занимаем крайнее правое положение на проезжей части, включаем «аварийку» и, двигаясь на первой передаче, периодически жмём на педаль тормоза.
От трения колодки и диски нагреются, вода испарится, и торможение восстановится.
Что следует предпринять для быстрого восстановления эффективность тормозов транспортного средства после проезда через водную преграду?
1. Резко нажать на педаль тормоза, после чего продолжить движение.
2. Продолжить движение и просушить тормозные колодки многократными непродолжительными нажатиями на педаль тормоза.
3. Продолжить движение с малой скоростью без притормаживания.
И ещё авторы Билетов интересуются,
знаете ли вы, как правильно пользоваться внешними световыми приборами в сложных дорожных условиях.
При сильном тумане или снегопаде дальний свет фар неэффективен. Световой луч длиною 100 метров попросту не достигает полотна дороги, полностью пропадая в стометровой толще тумана (или густого снегопада).
С места водителя это выглядит примерно вот так. Водитель не видит дороги, а видит только туман (или падающий снег).
Ближний свет фар бьёт на 45-50 метров, и сквозь 50-метровую стену тумана (снега) кое-что пробьется, то есть часть светового луча всё-таки достигнет полотна дороги. А если ещё добавить противотуманные фары, то видимость дороги станет вполне сносной. Плоский и широкий луч света, исходящий из противотуманок, хорошо освещает дорогу в непосредственной близости от автомобиля.
С места водителя это будет выглядеть примерно вот так.
При движении ночью в густом тумане или плотном снегопаде наилучшую видимость обеспечивают противотуманные фары совместно с ближним светом фар.
Ну и конечно, скорость надо выбирать такую, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.
При движении ночью во время сильной метели наилучшую видимость дороги обеспечит включение:
1. Только противотуманных фар.
2. Противотуманных фар совместно с ближним светом фар.
3. Противотуманных фар совместно с дальним светом фар.
И ещё один момент, о котором надо всегда помнить водителям!
В тёмное время суток, приближаясь к вершине подъёма, всегда необходимо переключаться
на ближний свет фар!
Если этого не сделать, то уже за 100 метров до вершины подъёма дорогу вы видеть не будете – луч светит в небо, не касаясь полотна дороги. Это, во-первых.
А, во-вторых, встретившись на вершине подъёма, водители одновременно ослепят друг друга (если заблаговременно не переключатся на ближний свет).
При приближении к вершине подъёма в тёмное время суток водителю следует:
1. Не переключать дальний свет фар на ближний.
2. Переключить дальний свет фар на ближний только при появлении встречного транспортного средства.
3. Всегда переключать дальний свет фар на ближний.
И под занавес ещё несколько задачек про всякую всячину.
Установленный факт употребления водителем вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей:
1. 0,10 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
2. 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
3. 0,25 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИЦА, КОТОРОЕ
УПРАВЛЯЕТ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ.
Пункт 8. Факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
Как влияет алкоголь на время реакции водителя?
1. Время реакции уменьшается.
2. Алкоголь на время реакции не влияет.
3. Время реакции увеличивается.
Комментарий к задаче
Изредка некоторые ученики умудряются сделать ошибку и на этот простейший вопрос. Происходит это в том случае, если человек путает реакцию со временем реакции. Конечно же, у пьяного реакция замедленная, и, соответственно, время реакции увеличивается.
В каком случае водителю необходимо оценивать обстановку сзади?
1. Перед началом или возобновлением движения.
2. Перед торможением.
3. Перед осуществлением манёвра (перестроения или изменения направления движения).
4. Во всех перечисленных случаях.
Комментарий к задаче
Как вы понимает, по большому счёту, обстановку сзади надо оценивать вообще всегда. Опытные водители даже в совершенно безоблачной ситуации бросают взор на зеркало заднего вида в среднем каждые 20 – 30 секунд.
Как влияет длительный разгон транспортного средства с включённой первой передачей на расход топлива?
1. Расход топлива увеличивается.
2. Расход топлива не изменяется.
3. Расход топлива уменьшается.
Комментарий к задаче
Чем характерен длительный разгон на первой передаче? Двигатель ревёт, обороты бешенные, система питания вытягивает из бензобака прорву топлива, а скорость автомобиля невелика. В этом случае каждый километр пробега будет обходиться очень дорого. Первая передача – самая неэкономичная, она нужно только для того, чтобы тронуть автомобиль с места. А затем переходите на вторую, третью, четвёртую и т. д.
При каком стиле вождения будет обеспечен наименьший расход топлива?
1. При резком ускорении и плавном замедлении.
2. При плавном ускорении и резком замедлении.
3. При плавном ускорении и плавном замедлении.
Комментарий к задаче
Каждый водитель понимает, что резкий разгон – это значит педаль акселератора в пол! Соответственно, и расход топлива максимальный. И если уж вас волнует экономичность, то разгоняться надо плавно, это позволит вам реже отмечаться на АЗС.
Ну, хорошо, за резкое ускорение надо платить. Но почему и тормозить дешевле плавно?
Да, это так. С помощью торможения тоже можно сэкономить топливо. Дело в том, что на современных автомобилях при движении накатом на включенной передаче с отпущенной педалью газа полностью прекращается подача топлива в двигатель (включается так называемый режим принудительного холостого хода). При этом вращение коленчатого вала поддерживается колесами, и расход топлива в данный момент равен нулю.
Получается, что чем больший путь перед остановкой автомобиль пройдет в режиме торможения (с включенной передачей), тем движение экономичнее. То есть наиболее экономичным способом торможения является раннее торможение с максимально плавным замедлением и максимальным тормозным путем.
Тут же отметим, что при движении накатом с разъединенной трансмиссией (на нейтральной передаче или с выжатым сцеплением) двигатель работает на холостых оборотах, и хоть немного, но всё же потребляет топливо.
Как влияет утомлённое состояние водителя на его внимание и реакцию?
1. Внимание ослабляется, время реакции уменьшается.
2. Внимание ослабляется, время реакции увеличивается.
3. Внимание и время реакции не изменяются.
Комментарий к задаче
Уставший или больной водитель так же опасен, как и пьяный. И по той же причине – внимание ослабляется, время реакции увеличивается.
Все вы сегодня много работаете, а ещё и учитесь. И преподавателю ПДД в вечерней группе приходится прилагать немало усилий и мастерства, чтобы держать вас в тонусе. И только единожды вашу сонливость, вялость и ослабление внимания удаётся использовать во благо учебного процесса.
Заканчивая разговор об основах безопасности, преподаватель вполне может сказать: «Посмотрите на своих соседей, и вы увидите типичные признаки наступившего утомления водителя».
Авторское право распространяется на весь контент настоящего учебного пособия, включая дизайн и логотип «Автошкола дома». Авторское право, естественно, не распространяется на цитаты из Правил, цитаты из Кодекса об Административных Правонарушениях, а также на рисунки и текст из сборника «Экзаменационные тематические задачи» и сборника «Экзаменационные билеты» (авторы – Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др.). Во всех необходимых случаях в тексте настоящего учебного пособия имеются ссылки на первоисточник.
Что касается изображений, то значительная часть из них была построена на основе фото и рисунков, взятых из Интернета, и мы ни в коей мере не претендуем на авторство этих заимствованных картинок. Нам в данном случае принадлежит только лишь идея их использования или авторское право на новую законченную композицию (коллаж), собранную из фрагментов чужих изображений.
Запрещается использование данного контента в коммерческих целях без согласования с автором, а также любые действия, в результате которых у читателей данного учебного пособия может сложиться впечатление, что представленные материалы не имеют отношения к домену автошколадома.рф.