в чем заключаются ключевые качества дополнительного образования
Обеспечение качества дополнительного образования в условиях современного образования
Статья « Обеспечение качества дополнительного образования в условиях современного образования »
Дополнительное образование – это образование, которое позволяет детям и подросткам приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Именно полноценное качественное дополнительное образование может решить эту проблему.
В современных условиях педагогический коллектив ЦРТДЮ «Заря» стремится найти собственные подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности. В нашем понимании качество дополнительного образования – это степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, деятельность каждого педагога в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Данные аспекты нашли свое отражение в Программе мониторинга качества образования МБУ ДО «ДДТ».
Показателями качества образовательного процесса согласно Программе мониторинга являются:
Уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса качеством дополнительного образования.
Успешность детей (уровень достижений обучающихся в конкурсах, конференциях, выставках).
Уровень сохранности контингента обучающихся.
Уровень соответствия полученных результатов целям дополнительных образовательных программ.
Социализация обучающихся в обществе.
Обеспечить удовлетворение изменяющихся потребностей детей, выявлять и в дальнейшем развивать талант и одаренность воспитанников в совместном творчестве помогают комфортные условия, созданные в Доме детского творчества. Ежегодно проводится изучение социального заказа на образовательные услуги, которое показывает, что услуги, предлагаемые Домом детского творчества, востребованы. Это объясняется: возможностью удовлетворения познавательных, творческих и физических потребностей; доступностью образовательных услуг; возможностью самореализации и самоутверждения.
По результатам мониторинговых исследований удовлетворенность качеством дополнительного образования в Доме детского творчества в составила 97%. Это высокий результат, который говорит о высоком рейтинге нашего учреждения на уровне городского сообщества.
Проанализировав пути развития нашего образовательного учреждения, педагогический коллектив определил миссию Дома детского творчества: «Через сотворчество к успеху» и главную идею всей деятельности: «Помочь ребенку стать успешным».
Ведение педагогами дополнительного образования индивидуальных карт развития обучающихся позволяет увидеть, насколько сформированы у них такие психологические характеристики, как мотивация, самооценка, коммуникабельность, творческая активность и как приоритетный показатель – достижения обучающихся.
Одной из задач Дома детского творчества является сохранение контингента обучающихся путем удовлетворения изменяющихся потребностей обучающихся и их родителей. Сохранность контингента на протяжении пяти лет остается более 90%.
Мониторинг качества образовательного процесса в творческих объединениях на протяжении нескольких лет показывает, что во всех объединениях обучающиеся успешно осваивают программный материал. Уровень выполнения дополнительных общеобразовательных программ составляет 99,2 %.
О положительных результатах качественного обучения, воспитания и развития говорит и тот факт, что выпускники Дома детского творчества профессионально самоопределяются и успешно получают профессию по профилю. Так, например два вновь прибывших педагога – выпускники ДДТ, ежегодно выпускники объединений ДДТ поступают в Вузы по профилю деятельности, выпускники городского совета старшеклассников продолжают активную деятельность в студенческих советах Вузов, работают тьюторами на областных профильных сменах.
Чтобы достичь данных результатов коллектив руководствуется ценностными ориентирами: принимая ребенка таким, какой он есть, раскрывать его возможности, творческий потенциал, позволяя выбрать путь развития сообразно своим задаткам, интересам, склонностям, интеллекту, состоянию здоровья.
Модель оценки качества дополнительного образования
«Модель оценки качества дополнительного образования »
Российская система дополнительного образования детей – одна из наиболее развитых в мире. Потенциал дополнительного образования заключается в его широких возможностях относительно: консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности и национальных конфликтов, приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства, как утверждает В. А. Корытов [В. А. Корытов, 2008] и др.
В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития образовательных учреждений, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерии эффективности деятельности образовательного учреждения.
Считается, что качество образования складывается из двухосновных характеристик: соответствия результатов требованиям и качества самого процесса образования [О. В. Караваева, 2010]. Качество образования включает четыре составляющих: качество образования как системы, качество образования как процесса, качество образования как ценности, качество образования как результата [Г. А. Шапоренкова, 2009]. Важно понимать, что качественное образование обеспечивается не столько государством, сколько совместной и творческой работой всех основных сторон образовательного процесса [В. Аванесов].
В подпункте 1 пункта 6 статьи 28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе «обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся».
Таким образом, согласно ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» (ст. 28, п.3, пп. 13) . То есть вместо слов «система внутреннего мониторинга» используется «внутренняя система оценки качества образования» (ВСОКО).
Под внутренней системой оценки качества образования в общеобразовательной организации (далее – ОО) понимается деятельность по информационному обеспечению управления учреждением, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и результатов.
При создании модели системы оценки качества образования, мы, прежде всего, определились с понятием качество образования. Под качеством образования мы понимаем интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и ожиданиям общества в целом.
Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования, принятие эффективных управленческих решений.
Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Компетентность (1) — это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Компетентность проявляется в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность, так же как и компетенция, включает в себя когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Проявление компетентности оценивается на основе сформированной у выпускника школы совокупности умений (отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях.
Компетентность (2) – качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера. Компетентность не сводима к обобщенному способу действия и не может быть сформирована как навык или умение: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность. Компетентность представлена в культуре в виде прецедентов, т.е. реальных персонализированных образцов компетентного действия.
Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту деятельности.
С технологической точки зрения качество образования мы рассматриваем как совокупность следующих подсистем:
качество научно-методической поддержки образовательного процесса;
уровень профессионального роста учителя и качество преподавания;
качество индивидуальных достижений учащихся;
качество системы мониторинга качества образования;
качество управления образовательным процессом.
Оценивание качества образования предполагает наличие критерия или стандарта, с которым сравнивается объект оценивания для определения его относительной ценности. Стандарт – это степень или уровень требований, уровень совершенства или уровень достижений. Критерии оценки – это некоторый измеритель, определяющий ту или иную выраженность параметров, при этом они должны обладать следующими свойствами: надежности (точность измерения), валидности (позволяет выявить, действительно ли измеряется то, что необходимо измерить, а также являются ли критерии конкретными и корректными, (т.е. отображают ли они точно цель оценки и соответствуют ей), объективности.
При создании модели оценки качества образования мы опирались на следующие принципы :
Критерии и показатели качества образовательного процесса в дополнительном образовании
Турыгина С.В.
зам. директора по учебнометодической работе,
МАОУ ДОД «Дом детского творчества», г. Камышлов, Свердловская обл.
На сегодняшний день проблема качества образования является одной из приоритетных государственных и общественных проблем.
Дополнительное образование наравне с другими видами образования подчиняется всем закономерностям образовательного процесса и нацелено на достижение качественного результата, за который несет ответственность в соответствии с п.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ.
Взаимосвязь образовательного процесса и его качества в учреждениях дополнительного образования целесообразно рассматривать через соотношение понятий «дополнительное образование» и «качество образования».
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2 пункт 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ).
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ст. 75 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ).
Особенности дополнительного образования детей фундаментально представлены в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» и характеризуются нижеперечисленными тезисами.
Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.
В сравнении с институтами основного образования система дополнительного образования детей потенциально обладает следующими преимуществами:
Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.
В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования детей в отличие от основного образования, где доминирует адаптация, освоение заданных культурных образцов в виде определенных знаний, умений и навыков.
Рассмотрим понятие «качество образования».
Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям (Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001).В самом общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий. Теряя качество, объект становится чем-то другим. Существовать – это и значит обладать качеством [4].
К тому же, качество – это:
В последнее время сфера образования представлена как сфера специфических услуг, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры. Соответственно, к качеству образования можно подходить как к качеству услуги.
Еще один подход позволяет рассматривать качество образования не только как результат, но и как процесс, обладающий сложной динамикой развития, обусловленной как изменениями деятельности образовательных учреждений и самой личности, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.
Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике и теории образования, при этом единства в его трактовке до сих пор нет.
В своих научных работах В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов подразумевают под образовательным процессом «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач».
И.П. Подласый определяет образовательный процесс как «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых».
У В.А. Ясвина образовательный процесс рассматривается, как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении».
По мнению Б.Т. Лихачёва, образовательный процесс – «целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя».
Таким образом, в широком толковании понятие «образовательный процесс» представляет собой совокупность всех условий, средств, методов, используемых в образовательном процессе, направленных на решение глобальной задачи – образование; в узком смысле – сосредоточение содержания, средств, методов, форм организации обучения на каком-то отдельном субъекте (субъектах) для получения конкретного результата.
Исходя из данного определения, критериями качества образовательного процесса являются:
Показателями данных критериев выступают:
Анализ различных определений образовательного процесса позволил установить, что субъектами образовательного процесса являются две взаимосвязанные стороны – тот, кто образовывает (воспитатель, педагог), и тот, кого образовывают (воспитуемый, обучающийся, ребенок). При этом образовательный процесс эффективен лишь при условии взаимодействия и того, кто воздействует, и того, на которого он направлен.
В ряде исследований указывается, что образовательный процесс имеет структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов.
В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов:
Наряду с этим, ученые предлагают обогатить структуру образовательного процесса другими компонентами.
Г.А. Ковалёв в качестве компонентов образовательного процесса выделяет физическое окружение, человеческий фактор и программу обучения.
Образовательный процесс как система отличается таким свойством, как целостность. Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег).
Основополагающим условием эффективного образовательного процесса в учреждении дополнительного образования можно считать коллективную жизнедеятельность. На основе анализа различных подходов (Г.В. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, Д. Дьюи, К.Н. Вентцель, С.Т. Щацкий, М.В. Воропаев, М.Г. Казакина, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, А.А. Остапенко) данное явление мы будем трактовать, как совокупность процессов функционирования детско-взрослого коллектива, в ходе которого происходит удовлетворение потребностей индивидов, групп и всего воспитательного сообщества за счет внутри коллективного взаимодействия и взаимодействия с окружающей средой.
Качество образовательного процесса определяется совокупностью показателей и критериев оценивания.
Показатели (оцениваемые параметры) – это те требования, которые предъявляются к качеству образовательного процесса.
Критериями (мерилом) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия требованиям.
Рассмотрим в качестве примера показатели и критерии качества образовательного процесса, принятые педагогическим коллективом Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» Камышловского городского округа.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: состояние нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в учреждении.
Показатели:
Учебное обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса учебной документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.
Показатели:
2. Критерий: состояние учебного плана и общеобразовательных программ педагогов дополнительного образования.
Показатели:
Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.
Показатели:
Информационное обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: обеспечение образовательного процесса современными информационными образовательными технологиями.
Показатели:
Кадровое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: наличие кадров, их квалификация, соответствие функциональным обязанностям.
Показатели:
2. Критерий: сотрудничество педагогов учреждения дополнительного образования, ориентация на совместные достижения.
Показатели: отношение педагогов к сотрудничеству, к успехам и неудачам коллег; наличие традиции обсуждения занятий, мероприятий; обмен опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами педагогов.
Финансовое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: подушевое финансирование расходов с целью реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дополнительного образования.
Показатели:
2. Критерий: система оплаты труда сотрудников.
Показатели:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: наличие учебных аудиторий, приспособленных к занятиям в соответствии с целями и технологиями образовательного процесса.
Показатели:
Психологическое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: стиль отношений в коллективе.
Показатели:
2. Критерий: совместная деятельность вне образовательной деятельности.
Результаты образовательного процесса
Достижения и успешность обучающихся
1. Критерий: уровень усвоения обучающимися программного материала.
Показатели:
2. Критерий: положительная мотивация учения, познавательная самостоятельность обучающихся.
Показатели:
3. Критерий: ценности, преобладающие в детских коллективах, ответственность за учебу и поведение, состояние здоровья, отношения детей в объединении, их поведение вне учреждения дополнительного образования.
Показатели:
Достижения и успешность педагогов
1. Критерий: качество предоставления образовательных услуг педагогами.
Показатели:
Предлагаемые критерии и показатели качества образовательного процесса помогут выявить руководителям и методистам сильные и слабые стороны образовательного процесса в учреждении, своевременно принять управленческие решения по обеспечению его качества. Данная стратегия будет способствовать повышению качества образовательного процесса в дополнительном образовании, удовлетворению потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности, государства.
Литература
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001.
4. Ахлибинский, Б. В. Теория качества в науке и практике: методологический анализ / Б.В. Ахлибинский, Н.И. Храленко. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. – 200 с.
Оценка качества дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей: основные задачи и пути реализации
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как должен производить оценку и решать, являются ли услуги учреждения дополнительного образования качественными?
Попытаемся ответить на этот вопрос. Понимание разнообразных значений качества является обязательным условием для его оценивания. Важно ясно представлять себе, кем дается оценка качества: производителем или потребителем. Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают.
Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый – это соответствие стандартам, его называют качеством с точки зрения производителя; второй – соответствие запросам потребителя, и в первую очередь обучающимся. Здесь качество образования – усвоенные им знания и умение использовать их – характеризует способность и возможность обучающегося удовлетворить свои потребности.
Таким образом, при решении проблемы оценки качества, мы имеем дело с установлением соответствия характеристик “продукции”, т.е. образовательных услуг требованиям потребителя, т.е. детей, их родителей, общественности.
Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие: изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ; разработку эффективного применения образовательных стандартов; оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств; оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания; оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания; создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы и др.
Решение вопросов оценки качества дополнительного образования в ЦДОД осуществляется в соответствии с процессом стратегического планирования. Этапы планирования можно представить следующим образом:
1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление, круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.
2 этап – проективный: обозначение замысла, пpoектиpoвaниe идеального облика – создание образовательной программы.
3 этап – целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.
4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.
Коротко проанализируем эти вопросы и сделаем попытку сформулировать ответы на них. Итак, зачем оценивать? для планирования работы и оценки деятельности учреждения и его сотрудников, для аттестации педагогов, для оценки результатов отдельных детских объединений и обучающихся.
Ответы на вопрос “кто и как оценивает?” сводятся к следующим вариантам: самооценка, оценка администрации и представителей вышестоящих органов; выводы аттестационной комиссии, оценка потребителями (дети, родители и общественность).
К вопросу “что оценивать?” мы посредством анализа образовательного процесса выделили, на наш взгляд, то, что, требует особого внимания – объекты, их деятельность и результаты, а именно: деятельность элементов ЦДОД (структурных подразделений, педагогов); деятельность обучающихся; результаты работы ЦДОД; результаты педагогов; достигнутые результаты обучающихся.
Рассмотрение четвёртого вопроса приводит к широкому кругу аспектов оценивания, среди которых выделяются оценки по: временным этапам (месяц, четверть, год); охвату детей; массовым мероприятиям (соревнования, конкурсы, олимпиады, выставки и т.п.); первенству в этих мероприятиях (лауреаты, чемпионы, призёры, рекордсмены и т.п.); научно-методическому обеспечению; психолого-педагогическому обеспечению; материально-техническому обеспечению; профориентации; квалификации педагогов
Ни для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать по сути инновационным процессом, т.к. в результате рождается модифицированная или абсолютно новая модель, программа.
Решение вопросов оценки качества дополнительного образования в ЦДОД осуществляется в соответствии с процессом стратегического планирования. Этапы планирования можно представить следующим образом:
1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление, круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.
2 этап – проективный: обозначение замысла, пpoектиpoвaниe идеального облика – создание образовательной программы.
3 этап- целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.
4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.
Наиболее оптимальным в образовательной системе ЦДОД представляется подход, учитывающий в комплексе достижения учащихся в учебной, личностной и социальной сферах. Среди методик диагностики достижений учащихся преобладают экспертные формы оценивания.
Основная трудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности – отсутствие надежного инструмента их измерения. Многие разработки анализируют различные аспекты проблемы, а не проблему в целом, где в качестве объекта анализа должна быть поставлена целостная система оценивания совокупности достижений в процессе обучения.
В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа, утвержденная педагогическим советом ЦДОД, которая содержит в себе критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному предмету.
К интересному решению проблемы оценки качества обучения по образовательной программе “Стиль” пришла педагог дополнительного образования Савченко А.В. /см. приложение №1 и приложение №2/
Наиболее оптимальным в образовательной системе ЦДОД “Радуга” представляется подход, учитывающий в комплексе достижения учащихся в учебной, личностной и социальной сферах. Среди методик диагностики достижений учащихся в УДО преобладают экспертные формы оценивания.
Основная трудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности – отсутствие надежного инструмента их измерения.
Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так и об итоговых, в сфере дополнительного образования можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические. Каждый из параметров может стать приоритетным в том или ином детском коллективе, в зависимости от его специфики.
Рассмотрим основные параметры учебных достижений обучающихся “Стиль” в сфере дополнительного образования:
1. Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета.
Критериями данного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий.
Отследить уровень усвоения детьми содержания образовательной программы можно по следующим показателям: усвоение; умение выполнить работу по образцу; умение анализировать; участие детей в обучении; количество учащихся, в полной степени освоивших программу; качество детских творческих “продуктов”; стабильность практических достижений обучающихся.
2.Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу.
Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, участия детей в образовательном процессе и характер мотивов ухода ребенка из коллектива. Показателями устойчивости интереса детей к предмету, деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость коллектива и количество групп на начало года; положительные мотивы посещения занятий; осознание детьми социальной значимости и нужности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике; наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.
1. Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции ребенка в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей; адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.
2. Нравственное развитие учащихся (ориентация детей на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и детьми, между членами детского коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе; в характере ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом, в культуре поведения учащихся.
3. Приобщенность учащихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным). Следующие два параметра характеризуют как личностные достижения учащихся, так и учебные (скорее их можно назвать учебно-личностными достижениями).
4. Уровень творческой активности детей. При анализе степени проявления творческих способностей детей в учебной и внеучебной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень. Показатели степени творческой активности детей: наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей; настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием; боязнь ошибки при выражении собственного мнения, точки зрения; наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения; наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий; активность детей в учебном процессе и других видах деятельности; приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.
Надо отметить, что уровень творческой активности нельзя в полной мере отождествлять с качеством творческих достижений учащихся, т.к. в данном случае прежде всего речь идет о выявлении позиции, отношения, желания ребенка участвовать в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.
5. Уровень практической реализации творческих достижений учащихся.
Критерии этого параметра – степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности, по количеству детей, имеющих творческие достижения; удовлетво-ренность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.
Показатели творческих достижений учащихся: существование системы педагогической работы по демонстрации практических и творческих достижений учащихся; точность и грамотность исполнения изделий, упражнений, творческих заданий, выявленные при соотнесении исполнения с существующими нормами, правилами в данном предмете; творческие традиции коллектива; имеющиеся награды, звания, гранты учащихся; участие (систематичность участия) в различных творческих встречах, соревнованиях и пр.
Диагностика личностных достижений учащихся – наиболее трудный аспект педагогической деятельности.
Критериями данного параметра являются создание условий для формирования адекватной “Я-концепции”; социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства.
Показатели реализации педагогом социальных функций: адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей; действия педагога, направленные на профессиональное определение учащихся; адаптация выпускников к рыночным условиям; аналитические материалы педагога, фиксирующие и отслеживающие судьбы выпускников; действия педагога по охране прав ребенка и социальной защите: участие в разрешении затруднительных для детей ситуаций; поиск специалистов, способных оказать помощь учащимся; материальная поддержка детей: организация производственной деятельности, присуждение стипендий и пр.; выдача сертификатов и др. документов об образовании как объективная оценка и социальная поддержка выпускника.
При решении задач по созданию критериальной базы оценки качества образовательных услуг мы, прежде всего, определили следующие критерии:
1. Упорядоченность деятельности ЦДОД: соответствие содержания, объёма и характера образовательной деятельности возможностям и условиям учреждения, способностям детей, грамотность в организации совместной творческой деятельности детей и взрослых, умение комбинировать ранее известные способы в новой ситуации, умение генерировать идеи (наличие проблемных творческих групп “Проектная деятельность”, “Противопожарная безопасность), умение проявлять независимость суждений, умение довести начатое до конца.
2. Наличие и степень развитости творческой инициативы детей и взрослых в организации жизнедеятельности в Центре.
3. Наличие сложившегося единого коллектива, живущего по своим выработанным законам, правилам, традициям.
4. Интегрированность психолого-педагогических воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные организационные формы (клубы “Истоки”, “Ориентир”, детско-взрослые объединения по интересам “Мир цветов”, “Мастерская подарка” тематические программы и пр.).
Результатом использования этих критериев станет становление педагогической системы, полезной ребёнку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объёму восприятия и усвоения необходимого материала.
В оценке качества деятельности и результатов деятельности Центра сложились следующие позиции оценивания:
1) по ребёнку – показатели личности ученика, а также сумма показателей его обученности по конкретной программе и воспитанности; изменение его направленности, мотивов, ценностных ориентаций, жизненной позиции; успешность его социализации, освоение социальных ролей, профессиональная сориентированность);
2) по педагогу – профессионализм коллектива в целом и каждого конкретного педагога (рост его профессионализма, педагогического мастерства, изменение позиции в воспитательном процессе и организации деятельности учреждения); творческий, научно-исследовательский, методический потенциал, общечеловеческая культура, такт, сдержанность, внимательность, заботливость).
3) по родителям – изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации процесса обучения в ЦДОД, становлении коллектива);
Для отслеживания результативности деятельности педагогов в ЦДОД используются такие формы отслеживания результативности деятельности педагогов, как:
1) выполнение тестовых заданий по усвоению теоретических знаний в области педагогики и психологии;
2) по применению их в практике – периодическая диагностика состояния личности и коллектива, изучение удовлетворенности профессиональной деятельностью и психологического климата в коллективе;
3) изучение развития у педагогов исследовательских качеств на основе знания детской физиологии и психологии (например, изучение изменения уровня личностной тревожности в детском объединении; изучение развития коммуникативных качеств подростков и т. д.);
4) анализ результатов и достижений обучающихся, которые являются объективными показателями повышения профессионального мастерства педагога;
5) участие педагога в конкурсах, смотрах мастерства, в обмене опытом, в семинарах, их организации и т.д. (например, конкурсы “Сердце отдаю детям”, “Мастер воспитания”; мастер-классы по организации обучения декоративно-прикладному творчеству детей дошкольного и младшего школьного возраста; семинары для руководителей кружков, клубов, секций, организованных на базе учреждений образования и культуры и т.д.)
В результате поиска в ЦДОД сложилась система контроля уровня знаний, умений и навыков (ЗУН) детей. Три её основные элемента представляют последовательность периодических оценок:
1) определение начального уровня ЗУНов учащихся (сентябрь);
2) промежуточный контроль (ноябрь, январь);
3) итоговый контроль (май).
В современной педагогической практике выделяют две основные группы диагностических средств: использующие для определения качественных показателей достижений учащихся количественные методы; основанные на методах экспертной оценки.
К первой группе относятся, прежде всего, тесты учебных и личностных достижений.
Экспертные формы диагностики достижений обучающихся представляют собой оценку достижений детей экспертом (педагогом) на основе тех критериев, которые сложились в данной сфере профессиональной деятельности, и теми методами, которые педагог считает необходимыми использовать.
Формы организации контроля и оценки качества дополнительного образования, используемые педагогами ЦДОД “Радуга”: занятие контроля знаний; смотр знаний, умений и навыков; собеседование; реферат; зачет; экзамен; творческий отчет; олимпиада; конкурс творческих работ; выставка.
Процедура управления качеством образования в ЦДОД включает: обеспечение проектирования качества образования; образовательный мониторинг; анализ собранной информации; подготовку и принятие управленческого решения.
Рассмотрим подробнее каждую процедуру.
1. Обеспечение проектирования качества образования, т.е. определение образовательных стандартов. Основные объекты стандартизации – содержание образования, его структура, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются за эталон при оценке качества образования. Следовательно, управление качеством образования – это приведение системы к стандарту.
2. Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Так как учреждение дополнительного образования не располагает ресурсами, позволяющими отследить качество выполнения всех образовательных стандартов, необходимо определить приоритетные объекты мониторинга. Ими должны стать наиболее важные, системообразующие компоненты образовательного процесса.
3. Анализ собранной информации, цель которого – из разрозненных, различного рода данных составить общую целостную картину процесса, выявить приоритетные проблемы качества образования, обусловившие их.
Проблемы качества образования заключаются в степени расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его стандартами и образовательными потребностями. Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются: наличие некоторого набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение; уровень освоения детьми выбранных ими образовательных программ; уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения.
В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений учащихся.
Гарантия качества или управление качеством образования означает поэтапное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в ЦДОД.
Учреждения дополнительного образования несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения и при этом структура образовательного учреждения позволяет им это делать. При рассмотрении качества решающее значение остается за потребителем.