вираж на дороге что это
Виражи (назначение, уклон виража). Проектирование отгона виража
На кривых в плане, минимальные радиусы которых меньше значений приведенных в ТКП 45-3.03-19-2006 (таблице 6), следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражом).
Вираж— односкатный поперечный профиль проезжей части.
Вираж следует располагать на участке кривой ограниченной точками с радиусами кривизны, при которых уклон виража в соответствии с таблицей 7 следует принимать равным уклону проезжей части на прямой.
Вираж должен ограничиваться участком круговой кривой, если значение его поперечного уклона соответствует уклону проезжей части на прямой, а также в случаях, если длина переходной кривой недостаточна для плавного перехода к двускатному профилю (при реконструкции).
Уклон внешней обочины в пределах участка с виражом следует принимать равным уклону виража, уклон внутренней обочины – равным уклону на прилегающем прямом участке.
Переход от двускатного поперечного профиля к односкатному (отгон виража) следует, как правило, выполнять в пределах переходной кривой. При отсутствии или недостаточной длине переходной кривой (при реконструкции) отгон виража допускается осуществлять на прилегающем прямом участке.
На закруглении трассы с переходными кривыми проектируют два отгона виража. Первый отгон виража размещается на переходной кривой, следующей от начала закругления, а второй – от конца. Методика проектирования отгона виража зависит от величины радиуса круговой кривой и уклона виража iв.
Возможны два случая:
Рис. 2.2. Схема размещения отгонов виража на закруглении с переходной кривой в случае iв = in : 1 – первый отгон виража; 2 – второй отгон виража.
Первый случай. Уклон виража iв = iп. Радиусы горизонтальных кривых трассы не менее 800 м на дорогах II-IV категорий. Уширение проезжей части не производится. Отгон виража принимается минимальной длины исходя из допускаемого дополнительного уклона iд внешней кромки проезжей части
где в – ширина двухполосной проезжей части дорог II – V категорий;
in – поперечный уклон проезжей части;
iд – дополнительный уклон внешней кромки проезжей части, равный 5‰ для дорог I – IV категорий и 10‰ для дороги V категории;
Пикетное положение начала первого отгона виража (НО1) равно
где НЗ – пикетное положение начала закругления;
Пикетное положение начала второго отгона виража НО2
где КЗ – пикетное положение конца закругления.
До начала отгона на протяжении 10м поперечный уклон внешней обочины уменьшается до поперечного уклона проезжей части.
Рис. 2.3 Схема размещения отгонов виража на закруглении с переходной кривой в случае, если iв > in : 1 – первый участок первого отгона виража; 2 – второй участок первого отгона виража; 3 – первый участок второго отгона виража; 4 – второй участок второго отгона виража.
Первый и второй отгоны состоят из двух участков (рис. 2.3). На первом участке происходит переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному с уклоном in . На втором участке полученный односкатный профиль проезжей части путем вращения вокруг ее оси доводится до уклона iв , соответствующего радиусу круговой кривой. Второй участок заканчивается в конце переходной кривой.
В пределах участков кривых в плане с радиусом кривизны 500 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части за счет обочины. Величину уширения следует принимать по таблице 8. Уширение следует производить с внутренней стороны закругления; ширина обочины при этом должна быть не менее 1,5 м для дорог I-а, I-б, I-в и II категорий и не менее 1 м – для дорог остальных категорий. Отгон уширения следует выполнять на участках длиной 20 м, прилегающих к точке закругления с радиусом кривизны 500 м.
На отгоне виража вычисляют относительные отметки кромок проезжей части, кромок укрепительных полос, бровок обочины, принимая отметки оси проездей части равной нулю. Эти отметки вычисляют в начале и конце участка, а также на плюсовых точках, кратных 10м.
Зная проектные отметки (отметки оси проезжей части), вычисляют проектные отметки кромок и бровок на каждом поперечнике, прибавляя к проектным отметкам величину относительных отметок.
Рис. 2.4. Линии поперечного профиля дорожного полотна
Расчет отгона виража, определение поперечных уклонов, превышений, построение графика зависимости превышений
Страницы работы
Содержание работы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
РАСЧЕТ ОТГОНА ВИРАЖА
Тема 1.5 Безопасность движения автомобиля на кривых малых радиусов
Цель: Получить умения и навыки о порядке расчета отгона виража, определения поперечных уклонов,
превышений, построению графика зависимости превышений.
Краткие сведенья из теории
В большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия возникают на тех участках автомобильных дорог, на которых достаточно резко изменяются режимы движения. Довольно быстро меняются практически все показатели режима движения на сопряжениях прямолинейных и криволинейных участках дорог — на виражах. Обычно к виражам относят участок кривой с односкатным поперечным профилем и отгон виража — участок перехода от двускатного профиля к односкатному. Отгон виража необходим не только при сопряжении прямой и кривой, но и при сопряжении двух кривых разных радиусов, если уклоны виражей. на этих кривых не совпадают.
Если на участке с односкатным поперечным профилем режим движения достаточно стабилен, то именно на отгоне виража довольно быстро изменяются, во-первых, конструкция проезжей части и, во-вторых, режим движения и несогласованность этих изменений — одна из причин ДТП.
Анализ типовых схем отгона виража и типовых проектов показывает, что они не всегда безопасны для движения с высокими расчетными скоростями. Конструктивная опасность существующих типовых проектов виражей обусловлена значительными по протяжению участками, на которых не обеспечен поверхностный водоотвод. Это участки отгона виража, на которых поперечный уклон покрытия дороги близок к нулю
Состоит из трех основных элементов:
Ø поперечного уклона;
Отгон виража начинается за 10м до начала закругления. Выполняется пропорционально на всем протяжении переходной кривой. Основные расчетные формулы
— дополнительный уклон;
;
; ;
Порядок выполнения работы
1. По расчетным данным практической работы выписать исходные данные для расчета отгона виража. Принять для расчета по вариантам закругления:
Ø Нечетные варианты – закругление №1; Четные варианты – закругление №2;
2. Принять уклон виража и определить дополнительный уклон для заданного закругления.
3. Определить длину участка перехода к односкатному профилю.
4. Определить уклоны для двух участков – «х» и «L-x».
5. Определить превышения для контрольных точек поперечного профиля дороги.
6. Заполнить таблицу данных и построить график превышений по данным расчетов.
7. Привести схему отгона виража с указанием уклонов на схеме.
Пример расчета отгона виража
Категория дороги – IV; Радиус кривой R=700м; Длина переходной кривой L=90 м;
Ширина проезжей части b=6м; Ширина обочины c=2м; Уширение проезжей части Db=0,4м; минимальная ширина обочины 1,0м.
Расчет отгона виража
1 определение дополнительного уклона
, (1)
где L – длина переходной кривой, м.
%о
2 определяется длина участка «х»
, (2)
м
3. Поперечный уклон внешней половины закругления на участке «х» определяется по формуле:
, (3)
где l –длина участка, равного сечению переходной кривой, м.
%о; %о;
%о; %о;
%о.
4 Поперечный уклон внешней половины закругления на участке «L-х» определяется по формуле:
, (4)
%о; %о;
%о; %о;
%о.
5 Определяется уширение проезжей части Db по формуле , (5)
; ; ;
; ; ;
; ; .
6 Расчет превышений
Расчет превышения оси дороги над бровкой земполотна
Виражи на автомобильных дорогах
2.1.3.1. Элементы виража
Односкатный профиль сохраняется на всем протяжении круговой кривой. Переход от односкатного профиля к нормальному, двухскатному, так называемый отгон виража, делается на переходных кривых или на прямых участках, примыкающих к закруглению.
На кривых малых радиусов вираж имеет дополнительное уширение проезжей части, отвод которого осуществляется также в пределах переходной кривой.
Общая схема виража показана на рис. 196. Основными элементами виража являются:
1) уклон виража, т. е. величина односкатного поперечного уклона дорожного полотна;
2) длина отгона виража;
4) величина уширения проезжей части.
Отгон виража представляет собой плавный переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному, при этом главное изменение претерпевает наружная часть дорожного полотна.
Если уклон виража равен поперечному уклону проезжей части, то переход от двухскатного профиля к односкатному осуществляется путем вращения наружной половины полотна около оси дороги. Внутренняя часть полотна остается без изменения.
При уклоне виража, превышающем уклон нормального профиля, на отгоне происходит постепенное вращение всего дорожного полотна около внутренней кромки проезжей части, профильные высоты которой не меняются.
В пределах круговой кривой односкатное дорожное полотно представляет собой коническую поверхность.
Длина отгона виража L может быть подсчитана по формуле:
(1)
При устройстве отгона виража в пределах переходных кривых длина последних должна быть не менее величины, подсчитанной по формуле (1).
На виражах с радиусом кривых 700 м и меньше производят уширение проезжей части, величина которого приведена в табл. 20.
В пределах круговой кривой виража проезжая часть уширяется на полную величину, на переходных кривых отгона уширение постепенно уменьшается. При этом внутренняя кромка полного уширения разбивается по кривой радиуса
(2)
где R- радиус кривой по оси дороги,
— полная величина уширения.
Разбивка кромки отвода уширения производится по плавной многоцентровой (коробковой) кривой.
2.1.3.2. Разбивка виража
(3)
i0— поперечный уклон обочины,
Поперечный профиль имеет вид АОА1.
В конце отгона виража (в начале круговой кривой) дорожное полотно будет иметь односкатный уклон А’0’А1‘ (рис. 198, б).
При этом если вращение дорожного полотна осуществляется вокруг его внутренней кромки, то превышение характерных точек поперечного профиля относительно начального сечения без учета продольного уклона дороги будет:
(4)
— для внешней кромки проезжей части полотна:
(5)
— для внешней бровки дорожного полотна:
(6)
— для внутренней бровки:
(7)
где — уширение проезжей части дороги,
(8)
Решение задачи: расчет отметок точек на поперечнике с учетом
Для решения задачи используются следующие уклоны:
i1 – поперечный уклон проезжей части;
i2 – продольный уклон проезжей части;
i3 – поперечный уклон виража;
i0 – поперечный уклон обочины.
Решение задачи выполняется в следующей последовательности.
1) Отметки характерных точек на начальном поперечнике:
-отметка оси дороги на начальном поперечнике:
2) С учетом продольного уклона трассы на отгоне виража и длины отгона виража можно вычислить отметку кромки дороги в конце отгона виража (в поперечном направлении отметка не изменяется, т.к. вращение выполняют вокруг ее оси):
От полученной отметки Нкр.к вычисляют остальные отметки характерных точек.
3) Вычисляют отметки характерных точек на конечном поперечнике с учетом уширения проезжей части:
-отметка оси дороги на конечном поперечнике:
-отметка внешней кромки дороги на конечном поперечнике:
— отметка внешней бровки на конечном поперечнике:
— отметка внутренней бровки на конечном поперечнике:
Отметки характерных точек на промежуточных поперечниках определяется путем интерполирования.
При разбивке отгонов виража на смежных кривых, направленных в разные стороны, между ними необходимо иметь прямую вставку такой длины, чтобы в ее пределах можно было разместить встречные отгоны виража с поперечными уклонами противоположного направления (обычно 50-100 м).
На смежных кривых, направленных в одну сторону, но имеющих различные радиусы кривых и неодинаковые элементы виража, минимальная прямая вставка между ними должна быть такой длины, чтобы в ее пределах можно было вписать плавный переход одного виража к другому.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Вираж на дороге что это
Расчет и разбивка виража
На кривых с радиусами менее 3000 м на дорогах I категории и 2000 м для дорог II-IV категорий предусматривают устройство виражей (односкатный поперечный профиль на кривых).
При составлении курсового проекта уклон виража следует определять по формуле
где v – расчетная скорость, км/ч;
μ – коэффициент центробежной силы, который принимается равным 0.1 для дорог I и II категорий и 0.15 – для дорог III и ниже категорий.
Уклон виража, вычисленный по этой формуле, должен быть не более, чем уклон виража, рекомендуемый СНиП для данного радиуса.
В том случае, если уклон виража по расчету окажется меньше поперечного уклона проезжей части двухскатного профиля или отрицательным, вираж можно не устраивать. Однако в целях повышения безопасности движения, учитывая психологическое воздействие виража на водителя, целесообразно вираж устроить с уклоном, равным уклону двухскатного профиля или рекомендованным СНиП для данного радиуса.
Постепенный переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному осуществляется на участке, называемом отгоном виража, совмещаемом с переходной кривой.
Длина отгона виража должна быть проверена по формуле
где b – ширина проезжей части;
iв – уклон виража;
iдоп – дополнительный к продольному уклону дороги уклон внешней кромки проезжей части на участке отгона виража. По СНиП не должен превышать для дорог I и II категорий 5 ‰, для других категорий – 10 ‰.
Если по этой формуле длина виража получается больше длины переходной кривой, то должна быть увеличена длина последней.
Если вычисленная длина отгона виража окажется меньше длины переходной кривой, то ее длина принимается равной длине переходной кривой.
При проектировании клотоидной трассы длина отгона виража принимается равной длине клотоиды. Участок виража имеет место только при наличии круговой вставки.
В зависимости от того, уклон виража равен или больше уклона проезжей части двухскатного профиля, разбивка отгона виража производится различными способами.
Если уклон виража равен уклону двухскатного профиля, то производится вращение плоскости внешней полосы проезжей части и обочины вокруг оси дороги до придания внешней полосе проезжей части и обочине6 уклона внутренней полосы проезжей части и обочины.
Если уклон виража больше уклона двухскатного поперечного профиля, то производится вращение внешней полосы проезжей части вокруг оси дороги до придания внешней полосе уклона, равного уклону внутренней полосы, а затем вращение плоскости всей проезжей части производится вокруг внутренней кромки до придания проезжей части и обочинам требуемого уклона виража.
Выполнение разбивки виража следует производить в такой последовательности:
а) вычерчивают план дорожного полотна на участке, начиная примерно за 20 м до начала переходной кривой (отгона виража) и кончая у центра круговой кривой. Масштаб чертежа следует принимать – продольный 1:1000 или 1:2000 и поперечный соответственно 1:200 или 1:400;
б) за 10 м до начала отгона на плане вычерчивают двухскатный поперечный профиль дороги с указанием поперечных уклонов проезжей части и обочин;
в) в начале отгона вычерчивают на плане поперечный профиль дороги с уклонами обочин, приведенными к уклонам проезжей части;
г) на этом поперечном профиле (начало отгона) принимают за нуль отметку оси дороги или внутренней кромки проезжей части и высчитывают по отношению к ней отметки других точек;
д) при уклоне виража, равном углу двухскатного профиля, длина отгона делится на несколько равных протяжением 10-20 м участков (чем короче участки, тем точнее разбивка) и на концах этих участков высчитывают отметки внешней бровки земляного полотна и внешней кромки по отношению к точке принятой за нуль. Отметки оси, внутренней кромки проезжей части и внутренней бровки земляного полотна остаются постоянными, так как происходит вращение только внешней полосы проезжей части и внешней обочины;
е) при уклоне виража более уклона двухскатного профиля вначале находят длину участка на отгоне, на протяжении которого уклон внешней полосы проезжей части и внешней обочины приводят к уклону внутренней полосы проезжей части. Чтобы определить длину этого участка, следует определить фактический дополнительный уклон внешней кромки проезжей части, который получается в результате расположения отгона виража на переходной кривой,
где b – ширина проезжей части;
l – полная длина отгона виража.
Тогда длина участка отгона l1, на протяжении которого уклон виража будет равен уклону двухскатного поперечного профиля, определяется по следующей формуле:
где iп – уклон проезжей части двухскатного поперечного профиля.
На протяжении этого участка разбивка производится, как и в первом случае, когда уклон виража равен уклону двухскатного поперечного профиля.
После этого на остальном протяжении отгона производится вращение плоскостей всей проезжей части вокруг внутренней кромки проезжей части до придания требуемого уклона.
При разбивке отгона виража с уклоном, более уклона двухскатного профиля, лучше принимать отметку внутренней кромки проезжей части равной нулю, так как эта точка остается постоянной на всем протяжении отгона виража.
Понравился материал? Добавьте на него ссылку в социальных сервисах: