в чем смысл аскезы
Аскеза и ахимса — золотая середина
Кто различает: что заслуживает — не заслуживает внимания, следует — не следует делать,
надо – не надо остерегаться, что есть рабство — свобода, — кто различает это,
тот имеет развитое сознание и пребывает в саттве.
П режде всего, в любом деле необходимо начинать с себя: хочешь сделать мир лучше — начни развиваться; хочешь любви — излучай любовь; хочешь счастья — стань им. На первый взгляд это может показаться эгоистичным подходом. Однако, именно ощущение себя как частичку всего сущего и является ключом к пониманию окружающего мира. Когда человек отдаёт себе отчёт в том, что он ответственен за себя, за свои поступки перед целым миром, он и живёт более осмысленно. Другими словами, причиняя боль себе, заставляешь страдать других. Но в тоже время, совершенствуя себя, улучшаешь и мир вокруг. На мой взгляд, требовать от других то, чего сам не выполняешь, во-первых, не справедливо, во-вторых, говорит о непонимании человеком собственного требования. Например, сколько бы родители не говорили своим детям о вреде курения, если они сами курят, ребёнок с очень большой вероятностью последует их примеру.
С самого детства каждому известно, что для получения желаемого необходимо от чего-то отказаться или прикладывать особые усилия. Такие выражения как «За всё надо платить», «Просто так ничего не бывает» и самое популярное «Красота требует жертв» ежедневно сопровождают нас. Иначе говоря, на протяжении всей своей жизни человек совершает аскезы.
Аскеза — это добровольное самоограничение, воздержание от привычного образа жизни и мысли, то есть усилия, прикладываемые как на физическом, так и на ментальном уровнях, для достижения определённых целей. Именно в целях, в намерениях и кроется истинная суть Аскезы. Результаты аскезы должны быть направлены на достижения духовных неэгоистичных целей. Даже если изначально такая практика совершается для укрепления собственного здоровья, то, в конечном счёте, это поможет дольше и лучше служить на благо всех живых существ.
Аскеза — это своего рода осознанное самопожертвование. Одним из критериев осознанности является соблюдение принципа ахимсы (ненасилие, неприченение вреда). Данный принцип приведён как первая заповедь Ямы — одной из восьми ступеней Йога-сутр Патанджали. Яма — это пять заповедей, вследствие соблюдения которых йог (да и любой человек) сможет преодолеть свои пороки. Сюда входят:
В этой статье особое внимание уделено именно принципу Ахимсы, потому как довольно часто практик пренебрегает этим правилом по отношению к себе. Когда мы говорим об ахимсе в рамках аскетизма, мы говорим о том, что важно не переусердствовать, выполняя те или иные практики. Нужно максимально объективно оценивать свои возможности, учитывать уровень развития своего тела и ума в настоящий момент, быть внимательным, прислушиваться к себе, искать золотую середину. Иными словами, в каждом действии должно присутствовать здравомыслие.
Можно рассмотреть вышесказанное на примере выполнения асан. Практику необходимо понимать разницу между дискомфортом и болью. Претерпевая дискомфорт, он продвигается вперёд, в то время как боль, может повлечь травму, и откинуть практика на несколько шагов назад. Невозможно извлечь огонь из сырых дров, их для начала следует высушить. Здесь — то же самое, тело должно быть подготовлено для следующего этапа.
Как гласит легенда, когда Будда находился в поисках избавления от страданий, он очень долгое время пребывал в медитации, воздерживаясь от еды и воды, и в определённый момент его тело стало настолько истощено, что ему трудно было передвигаться. И тогда он осознал, что полное отречение от всего — это неверный путь. И в своей первой проповеди Будда наставлял учеников избегать двух крайностей: крайности, соединённой со страстями, и крайности, соединённой с самоистязанием.
На мой взгляд, для того, чтобы определить золотую середину между аскезой и ахимсой, во-первых, нужно понимать, что первостепенно аскеза направлена на благо всех живых существ, то есть никто, в том числе и практик, не должен пострадать в результате её исполнения. И, во-вторых, не нужно торопиться выполнять сложные варианты, необходимо объективно оценивать собственные возможности и силы.
В завершение очень хочется привести слова из восемнадцатой беседы Арджуны и Кришны, именуемой «Освобождение путём отречения», Бхагават-Гиты.
18:5. Жертвенность, благотворительность и акты самообуздания не должны быть оставлены, а должны исполняться. Они очищают разумного.
18:6. Но и эти действия должны совершаться без привязанности к самой деятельности и без мысли о награде, о Партха!
18:7. Воистину, не следует отказываться от предписанных действий! Такой отказ, исходящий от заблуждения, считается тамастичным!
18:8. Тот, кто отрекается от действия из страха физических страданий, говоря «больно!», совершая таким образом раджастичное отречение, — тот не получает плодов такого отречения.
18:9. Тот, кто исполняет необходимое действие, говоря: «оно должно быть совершено!»,
отказываясь в то же время от привязанности к самому действию и от корысти, — тот, о Арджуна, совершает саттвичное отречение.
18:10. Отрешённый, исполненный гармонии и чистоты, разумный и свободный от сомнений — не имеет ненависти к неприятному действию и не имеет привязанности к приятному.
18:11. Воистину, не может воплощённый отказаться от действия полностью! Только тот, кто отказывается от личной выгоды, — тот действительно отказывается!
Давайте благоразумно подходить к совершению аскез. Не стоит впадать в крайности, идя на поводу у эгоизма, невежества и страсти. Только так мы сможем действовать на благо всех живых существ.
Аскеза – это сознательно и добровольно совершаемый акт по усмирению своей плоти и устранению моральной нечистоты. Под определение данного понятия подходят любые ограничения, помогающие человеку избавиться от всего, что ему мешает развиваться как духовной личности, с одной оговоркой – принятые неудобства не должны восприниматься как мученичества или кара за прегрешения.
Что такое аскеза
В истории развития любой культуры можно найти яркие примеры подвижничества, изменившие представление людей об истинных ценностях. Настоящие аскеты, искренне верящие в то, что телесные и моральные воздержания приближают их к божественной сути, всегда имели много последователей, однако всеобщее признание не изменяло их образа жизни.
Итак, что такое аскеза? В определении этого понятия заложена суть добровольного договора человека с самим собой о том, что отныне его жизнь будет подчинена другим идеалам. Никакие внешние условия, в том числе и поклонение окружающих, не могли изменить силу этого договора.
Вхождение в аскезу («тапасью» на санскрите) ознаменовывалось дачей обетов, налагающих на будущее существование подвижника ряд ограничений, связанных с получением удовольствий. Наиболее ярые адепты духовной практики не довольствовались частичным усмирением своей плоти и стремились полностью поработить ее, систематически умерщвляя голодом, побоями и сложными условиями жизни.
В современном мире разновидностями аскетизма можно считать: стремление к минимализму, отказ от секса, жесткие диеты, веганство и др.
Ценность аскезы для человека
Что такое аскеза в жизни просветленного? Шрила Прабхупада, известный религиозный деятель из Индии, расценивал самоотвержение как неотъемлемую часть истинного развития человека. Он и его последователи были уверены, что иначе как через следование по пути аскезы никто из людей не смог бы заслужить почета, уважения и других благ, являющихся на самом деле плодами суровых ограничений.
По мнению индийского мудреца, тапасьи, наложенные определенные рамки даже на 1-2 сферы жизни индивида, могут кардинально изменить его судьбу и привести к значительным улучшениям качества его существования. К ним относились:
Значение правильных ограничений
Основная проблема обмена, о котором было сказано выше, заключается в человеческом сознании, не желающем принимать факт своей бездуховности. Индивидууму хочется думать, что поступать неправильно его вынуждает сама жизнь, и никак нельзя иначе, в силу несовершенства мира. На самом деле все три существующих самоограничения не вступают в противоречие с природой человека и не требуют от него больших жертв.
В чем заключается суть аскезы в каждой из благостей? Давайте рассмотрим более детально.
По уверениям продвинутых духовных практиков, принося в жертву разумному самоочищению пороки, свойственные ложным ценностям, человек открывает себя для благ не только нынешней, но и будущей жизни.
Телесные аскезы
Физиологические епитимии не просто так открывают список видов аскез, ведь телесные потребности – это то, что человек приучен ублажать в первую очередь. Тапасьи тела включают в себя семь категорических запретов, ни один из которых нельзя игнорировать:
Первым шагом для совершения аскезы тела должно стать глубокое познание себя, своих биологических ритмов и истинных потребностей. Человек по своей природе склонен к самообману, и то, что мешает ему больше всего, как правило, является для него источником самых ярких впечатлений.
Аскеза речи
В былые времена соблюдение речевой аскезы начиналось для человека с обета молчания. Во время вынужденной немоты подвижник заново открывал для себя ценность визуального и осязательного мира, учился слушать и анализировать информацию. В наши дни исключить из средств коммуникаций человека речевую форму изъяснения означает то же, что временно отстранить индивида от общества, сделать его непригодным для функционального существования.
Совершать аскезы можно и без крайних мер, похожих на самоистязание в социальной сфере. Достаточно следовать основам тапасьи, проговаривающей принципы праведной речи:
Невоздержанность высказываний, крикливость, обильная жестикуляция во время речи – все это отнимает у человека самое важное, его энергию. Научившись сдерживать эти элементы общения, субъект получит доступ к управлению своими мыслями, что является самой значимой частью совокупности всех трех аскез.
Аскезы ума
Контролировать течение мыслей очень сложно, поэтому аскезы ума принято накладывать на себя тогда, когда уже пройдена предварительная подготовка соблюдением телесных и речевых ограничений. Человек 80% своего времени проводит в размышлениях о прошлом или мечтах о будущем. Он строит свою действительность, основываясь на старых предпочтениях, которые сложились в его сознании в формулу «хорошо», и избегает процессов, которые запомнились как «плохо». Отклонение от заданной схемы вызывает у него негативные эмоции и желание вернуться в зону комфорта.
Суть соблюдения аскезы ума – преодоление рамок, воздвигнутых в сознании, снятие установок из прошлого и ограничение тяги к пустому фантазированию. Аспекты практики данной тапасьи:
Обязательно во время соблюдения обетов, направленных на корректировку мыслей, подвижнику предписывались чтение мантр и медитация.
Мирской аскетизм
Мирская аскеза – есть суть взаимодействия истинного христианина с окружающим миром. Подчиняясь вынужденным обстоятельствам, продиктованным современными условиями жизни, верующий не отклоняется от соблюдения всех необходимых ограничений, требуемых для сохранения его духа в чистоте, кротости и смирении.
Существуют две модели подачи аскетического подвижничества, принятые в христианстве:
Несмотря на то что первая модель понимания мирского аскетизма больше подходит под библейские нормы, подведенные под истории жития христианских мучеников, в этом варианте подвижничества гораздо больше шансов уйти от истинных целей в пользу демонстрации.
Подробнее о принципах аскетизма
Принципы аскезы следует понимать буквально и в широком смысле. Так, если речь идет о ненасилии, значит, исключить из своего поведения следует любые акты подавления и унижения, оказываемых на других. Чем скорее человек осознает, что зависимость от чужих страданий делает его самого заложником негативного восприятия мира, тем скорее он избавится от этого капкана и сможет зажить своей собственной жизнью.
Почитание памяти предков, уважение к старшему поколению имеет глубокий смысл. Этот критерий несет в себе 100-процентную возвратность – как человек относился к родителям и могилам своих дедов, такого отношения ему следует ожидать к себе от своих детей и внуков.
Мужские аскезы
Аскезы для мужчин способствуют формированию физической выносливости и крепости духа. Представителям сильного пола необходимо время от времени устраивать себе «спартанские» паузы, во время которых будут практиковаться ранние утренние вставания до рассвета, холодные обливания и активные силовые упражнения.
Мужчинам полезно 2-3 раза в год держать строгий бескровный пост, во время которого следует воздерживать себя не только от грубой пищи, но и от секса, а также любых развлечений. Если основная деятельность мужчины не связана с физической активностью, то ему рекомендуется компенсировать недостачу подвижности ежедневной силовой гимнастикой.
Женская аскеза
Аскезы для женщины всегда подразумевали ее жертвенность в пользу семьи, готовность терпеть лишения с благодарной молитвой, непременно с радостью. Только от настроения и характера жены зависело, какая энергетика будет преобладать дома. Поэтому женская тапасья обязательно сопровождалась специальными ритуалами, должными очистить ауру жилища от негативных вибраций, а также усилить связь между членами семейства.
Особым чтимым днем для соблюдения обрядов аскезы считалась суббота. С самого утра женщина надевала темное платье из грубого полотна и ходила в нем до вечера. Готовилось в этот день особенно обильно и вкусно, но сама хозяйка не съедала ни крошки, только прислуживала за столом и выполняла другую черную работу, вкладывая в процесс все чувство любви, на которое была способна.
Перед отходом ко сну, по завершении субботней тапасьи, женщина уединялась и говорила: «Плоды моей аскезы отдаю во благо семьи». Это являлось обязательным завершением ритуала, после которого, как считалось, энергетическое поле жилища полностью обновлялось.
Аскетизм в философии
Родиной основных принципов аскетизма считается Древняя Греция, а первыми пропагандистами нового направления отрицания материальных благ называют представителей школы киников. Самым известным адептом минимализма, прославившимся тем, что он отвергал даже примитивные удобства существования, является кинический мудрец Диоген Синопский.
Аскетизм как философское течение с соответствующими пояснениями сформировался в Римской империи. Учение широко распространялось такими видными деятелями науки, как Сенека и Эпиктет. Ими же была выведена формула абсолютного идеального состояния человека:
Считается, что последнюю точку в рассуждениях по теме, что есть жизнь в борьбе за телесные блага и в чем состоит сила аскез, поставил последний значимый представитель учения стоицизма, император Марк Аврелий.
Заключение
Часто аскезу пытаются практиковать, задавшись конкретной целью, например, разбогатеть или заслужить уважение окружающих. Однако данная методика следования по духовному пути работает иначе или вовсе не работает, если подступать к ней с корыстными целями. Ни одна их техник введения аскезы в жизнь человека не подразумевает мгновенный результат, поэтому любое лицемерие рано или поздно раскрывается либо просто надоедает мнимому адепту.
При вступлении в практику не следует рассказывать всем о новом увлечении, поскольку это противоречит самой идее аскезы – самоотречению, скромности и чистоте помыслов. Чем меньше людей узнает об исполнении обетов, тем меньше ненужного внимания будет отвлекать подвижника от серии сложных упражнений.
Что такое аскеза? Узнайте о силе и пользе аскез!
Что такое аскеза? Вы когда-нибудь слышали, что это такое? Возможно, само понятие вам знакомо, но думали ли вы о том, что они могут быть полезны и являются источником нашей внутренней силы. Но не столько сами аскезы, сколько наша способность их выполнять вопреки самому себе.
Итак, что такое аскеза?
Аскеза — это сознательное причинение себе дискомфорта. Это то, что делать не хочется, делать в общем-то не обязательно, но вы все равно это делаете. Это не имеет ничего общего с мазохизмом, потому что имеет свою цель. Вы не мучаете себя от нечего делать, просто так, ради удовольствия либо ради самого процесса либо еще зачем-то. Вы это делаете для того,чтобы сделать свою жизнь лучше. Как? Это второй вопрос и об этом дальше.
А сейчас важно, что аскеза — это добровольное принуждение себя делать то, что не хочется ради своего роста, как личности, ради накопления внутренней энергии, ради духовного развития и самосовершенствования.
Какие самые простые аскезы приходят в голову?
К аскезам можно отнести, например, молитву.
Можете ли вы заставить себя молиться каждый день, если вы верующий человек? Легко ли это? Или же домашние дела, заботы, «постоянная занятость» и «загруженность» не дают вам это сделать. Вы слишком сильно устаете, занимаясь более важными делами.
Я по себе знаю, насколько это непросто. Я поставил себе цель: молиться каждый день, без исключения. Желательно, два раза в день, утром и вечером. Но, если не два, то не менее одного раза, либо утром, либо вечером. Казалось бы, что может быть проще. Один сеанс молитвы занимает минут 10. То есть необходимо выделить 10 минут в день. Все. Казалось бы.
Это аскеза, несомненно. Не хочется, лень, но все равно иду, делаю, заставляю ради самого себя, ради своего роста как души, ради роста осознания себя как души.
Что еще, какие еще примеры аскез?
Рано лечь спать и рано встать.
Да? Попробуйте. Поставьте будильник на час раньше обычного.
Во-сколько вы встаете? Например в 7:30. Вместо 7:30 вставайте в 6:30. Сколько вы так выдержите? Раз, два? Хорошо если раз сможете заставить себя. Это уже большое дело. Нет, ну вечером нам кажется, что мы, конечно, с легкостью подорвемся хоть в пять утра, сядем медитировать, займемся йогой, отправимся на утреннюю пробежку, выпьем чашечку пуэра и пойдем на работу либо займемся другими делами, которые запланировали. Да, вечером мы способны на все. Но вот утром мы придумаем себе тысячи оправданий, почему не сегодня.
И это нормально. Это человеческая природа. Мы живем для того чтобы сопротивляться. Только благодаря этому мы растем и становимся лучше.
Отказаться от поедание ненужной, лишней пищи, пост.
Приходя домой после работы, открываем холодильник и … понеслась! Кто может вас остановить? Кроме вас, никто. Утром можно наобещать себе всего, чего угодно. Но когда к вечеру приходишь уставший домой, кажется, что съешь слона.
И съедаешь слона, когда хватит лишь 1/10 части.
Все остальное лишнее. Организм подвергается колоссальной нагрузке, но нам до этого нет никакого дела. Чтобы остановить этот процесс, нужно иметь сильную волю и четкую и ясную мотивацию. Это тоже аскеза. Думаю, понятно, что такое аскеза. Самые простые примеры я привел.
Примеры аскез можно приводить очень долго.
Например, взять за правило, каждое утро вставать — и под холодный душ!
И так каждый день. Это же издевательство над самим собой, воскликнете вы. Да, это так.
Но это не бессмысленное издевательство над собой, в этом кроется великий смысл.
К аскезам можно также отнести различные обеты и обещания, данные самому себе. Когда вы запрещаете себе что-то делать или наоборот (как с душем) заставляете себя делать то, чего не хочется. Ежедневные занятия йогой, пранаямой, медитацией — это все, чего делать не хочется, для чего необходимо себя заставлять. Узнайте, как научиться быть спокойным и какая поза для медитации является правильной.
Сложно делать даже то, что нравится. Казалось бы, что может быть приятнее заниматься тем, что очень нравится. Но на самом деле для этого нужны титанические усилия и невероятная самодисциплина. Просто большинство наших «важных дел» вообще являются не делами, а выражением самой тривиальной лени.
Смотреть телевизор, есть, сидеть в Интернете, играть в видео игры, читать газеты, постоянно ходить по магазинам, болтать по телефону. Это не важные дела — это нежелание делать что-то важное. Это лень. Эти занятия не требуют никаких усилий воли и ума. Это бесцельное времяпрепровождение.
И мы этим занимаемся почти все свое время!
Для чего нужны аскезы?
Разобравшись с тем, что такое аскеза, мы подошли к тому, чтобы понять, в чем смысл аскезы, зачем создавать себе дискомфорт, причинять неудобства, в некотором роде страдания (аскезы могут причинять и сильные страдания и боли, я описал лишь самые простые).
Если вы будете регулярно подвергать себя испытаниям, то ваша воля будет становиться сильнее. Со временем это начнет выражаться в росте уверенности в себе, стрессоустойчивости, жизненные проблемы будут преодолеваться легче.
Вы учитесь таким образом преодолевать трудности, привыкаете к тому, что вы обязательно их преодолеете. Тем самым вы создаете образ победителя в своем сознании.
Аскезы накапливают вашу внутреннюю силу, которая помогает преодолевать препятствия, дает силы жить, зажигает внутренний огонь. Вы начинаете ощущать себя сильнее.
Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.
Что такое внутренняя сила?
Внутренняя сила — это та сила, без которой вы не способны сделать в этой жизни что-то стоящее. Вы не сможете творить, генерировать идеи. Эта сила наполняет вас энергией, способной двигать вперед к мечтам.
Вы достигнете их только имея огонь внутри себя. Иначе это невозможно. Иначе это просто топтание на месте. Это апатия, это лень, это незнание, что делать дальше, как жить, куда двигаться, в каком направлении идти.
Внутренняя сила дает ясность и уверенность. Вы наполняетесь радостью и желанием жить, вам хочется двигаться, хочется создавать, хочется как-то реализовать себя.
Благодаря аскезам вы генерируете и накапливаете этот внутренний огонь. Возможно, вы даже не знали о его существовании, потому что всю жизнь потакали своим желаниям и потребностям, которые бесконечны.
Например, когда человек закаляется, то делает тверже психику, постится — сжигает будущие неблагоприятные события, то есть очищается от плохой кармы. (Существует ли реинкарнация?) При удерживании положения тела с ровной спиной укрепляет свой ум. Об этом говорят учителя йоги и гласит Аюрведа.
А теперь вообразите, что вы купили в дом овцу, и она теперь живет вместе со всеми в однокомнатной квартире. Теперь ваша жизнь превращается в мучение, когда каждый день по дому ходит овца, мешает всем, тянет грязь с улицы, линяет, ест, пьет …ет, что там еще делает овца. Не жизнь, а кромешный ад. Вы не выдерживаете и продаете ее.
И как же прекрасна жизнь впятером в одной квартире, когда в ней нет овцы!
В какой-то степени этот пример можно сопоставить с аскезой. Вот эта жизнь с овечкой и есть аскеза. А жизнь без нее — эта ваша повседневная жизнь. Благодаря овце жизнь наполнилась радостью и счастьем, что было невозможно осознать без нее.
Аскезы помогают почувствовать радость жизни.
Согласно учению Аюрведы, аскезы сжигают плохую карму, тем самым вы побеждаете свою судьбу. Ни больше ни меньше.
Конечно, причинять себе боль нелегко. Допустим, ежедневный бег километра хотя бы по три.
Это тяжело? — Не очень.
Вот, что пишет Харуки Мурками — известный писатель, профессионально занимается марафонским бегом, триатлоном, бегал на сферхмарафонские дистанции.
«Конечно, это нелегко, а иногда даже физически больно. Больно настолько, что временами мне хотелось послать все к чертовой бабушке. Но в этом виде спорта боль – своего рода необходимое предварительное условие. Если бы ее не было, кто бы вообще стал заниматься триатлоном и марафоном, отнимающими столько сил и времени?
Именно благодаря боли, благодаря стремлению ее превозмочь у нас есть возможность – пусть не в полной мере, но хотя бы частично – почувствовать, что мы живем, что мы есть.»
Аскезы не забирают энергию, а наполняют ею.
Когда вечером, сильно уставший, приходишь домой, быстро находишь себе оправдание ничего не делать — поэтому идешь отдохнуть, прилечь, почитать новости, посмотреть видео. И совесть спокойна, ведь я же устал, сил уже нет ни на что, тем более на практики йоги, на пранаяму, на медитацию. Как бы сам перед собой оправдался и нормально.
Как же заставить себя что-то делать, когда сил и так нет?
Но на самом деле все происходит совсем наоборот. Когда вы волевым решением заставляете себя заняться практикой, то после выполнения, в вас как будто вливают новую порцию энергии. Вы словно прорываете барьер, ломаете стену, из которой через образовавшиеся дыры сочиться жизненная сила.
Но стоит поддаться апатии, лени и усталости. Пойти положить себе двойную порцию еды, сесть за компьютер и так ничего не делать до сна (якобы отдыхать). То ложиться спать вы будете подавленным и обессиленным, хотя отдыхали вы как раз для противоположного результата.
Чтобы что-то получить, нужно для начала что-то затратить. Аскезы заряжают вас жизнью.
Воля — это мышца, которую можно качать с помощью аскез — целенаправленного причинения страданий самому себе.
7 признаков недостатка воли:
Если что-то из этого присутствует у вас — задумайтесь, куда вы идете и идете ли вы вообще куда-нибудь. Или жизнь ваша стоит на месте.
Как говорил Будда: «Победи себя и выиграешь тысячи битв»
Я желаю нам успехов!
Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте
Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!
Рекомендую! Практики по саморазвитию
Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей