вингсьют пилотирование что это
Полеты в Вингсьюте (костюме крыле): обучение, опасность, экипировка
Вингсьют — это название специального костюма, который используется для занятий экстремальным воздушным спортом. Название «вингсьют» происходит от английского слова wingsuit, что буквально переводится как «костюм-крыло».
Уникальная конструкция этого костюма позволяет совершать планирующие полеты с различной высоты. Крылья костюма замедляют скорость свободного падения, обеспечивая подъемную силу.
Поток воздуха, наполняющий перепонки, дает возможность парить и даже набирать высоту. За определенное сходство вингсьют называют костюмом белки-летяги.
История вингсьюта
История вингсьюта началась с трагического случая, когда Франц Райхельт придумал прообраз костюма-крыла и совершил в нем полет с Эйфелевой башни. Он обманул охранников, пообещав что проведет свой эксперимент на манекене, но прыгнул сам и разбился.
После этого многие парашютисты пробовали приспособить крыло, чтобы преодолевать большие горизонтальные расстояния в свободном падении. Но большинство опытов заканчивались неудачей и гибелью экспериментаторов. В итоге федерация парашютного спорта США ввела запрет на испытания костюмов-крыльев до 80-х годов.
В 90-х парашютист Патрик де Гайардон придумал собственный костюм. Его конструкцию отличалась тем, что предусматривала три двухслойных крыла, которые наполнялись встречным потоком воздуха. Создаваемая при этом подъемная сила позволяла долгое время стабильно парить в воздухе и управлять полетом.
В 2015 году вингсьют-пилотирование и вингсьют-акробатика были признаны Международной авиационной федерацией как виды спорта. А в 2017 году они были внесены во Всероссийский спортивный реестр.
Сегодня в разных странах проводятся соревнования на дальность и длительность полетов, выполнение акробатических элементов, а также сборку формаций, рекордных по количеству участвующих спортсменов.
Типы полетов в wingsuit
При помощи вингсьюта люди, занимающиеся экстремальным воздушным спортом, совершают самые разные виды прыжков.
Индивидуальные прыжки с самолета с последующим свободным полетом.
Выброска пилота в вингсьюте происходит в 3,5-4,5 километрах над землей. Спортсмен свободно планирует при помощи костюма-крыла несколько минут, а затем открывает парашют и приземляется.
Прыжки в вингсьюте с природных возвышенностей и сооружений, находящихся сравнительно невысоко.
Костюм-крыло позволяет в 4,5 раза уменьшить скорость свободного падения, что делает планирование в костюме плавным и захватывающим зрелищем. При этом спортсмен при «правильном» ветре может иметь горизонтальную скорость до 250 км/ч.
Полеты, выполняемые с естественных природных возвышенностей, близко над землей.
Эта разновидность вингсьют-планирования называется «близким полетом», так как траектория парения спортсмена происходит в опасной близости от земли. Человек в костюме пролетает до 5 километров, планируя между скалами и расщелинами, а затем открывает парашют и садится на равнину.
Прыжки группы спортсменов, образующих «стаю». В ходе планирования спортсмены могут выполнять групповые акробатические номера, которые называются «формация».
Выброска парашютистов происходит на высоте около 4 километров. Затем вингсьютеры примерно пять минут свободно планируют вблизи друг друга. На высоте полутора километров они разлетаются в стороны, чтобы открыть парашют и приземлиться.
Обычно группа состоит не больше, чем из 12 спортсменов, чтобы не допустить столкновений друг с другом. Самый большой групповой прыжок в вингсьютах состоялся в США в 2012 году. В показательном полете участвовало 100 парашютистов.
Высоковысотные прыжки с самолета. Прыжок выполняется на высоте больше 4,5 километров.
При выброске с такой высоты вингсьют позволяет свободно парить на протяжении 15 минут. Дополнительной сложностью является низкая температура, порывистый ветер и разряженный воздух. Спортсмены используют дополнительную экипировку и кислородные системы.
К настоящему моменту рекордным по высоте считается прыжок вингсьютера с 11,2 километра.
Вингсьют-акробатика включает в себя различные акробатические элементы, которые спортсмен выполняет во время свободного полета.
Акробатические прыжки выполняются двумя парашютистами, которые делают элементы, и видеооператора, фиксирующего выступление. На соревнованиях по вингсьют-акробатике оцениваются не только стиль, сложность и мастерство выполнения элементов, но и работа оператора.
Взлет и посадка
Существует два основных варианта совершения прыжков в вингсьюте.
Так как вингсьют — это одно из ответвлений парашютного спорта, то и приземление происходит практически так же. После свободного планирования спортсмен должен открыть парашют и совершить приземление.
Перед приземлением необходимо подготовиться: на высоте около 150 метров развернуться к ветру, полусогнуть и соединить ноги. При приземлении нужно коснуться поверхности двумя ногами. После этого спортсмену требуется погасить купол, взявшись за нижние стропы и притянув их к себе.
Планирование в вингсьюте
Наиболее интересная и сложная часть вингсьют-пилотирования — это свободное планирование. За счет конструкции костюма-крыла скорость падения парашютиста сильно замедляется и он получает возможность совершать управляемое планирование. Именно из-за ощущения парения в воздухе наподобие птицы спортсмены идут на риск, занимаясь этим экстремальным видом.
Планирование в вингсьюте требует специальной подготовки, отличной координации и владения телом, знания техники полета и опыта прыжков. Именно поэтому к вингсьют-пилотированию допускаются самые опытные спортсмены, совершившие не меньше двух сотен прыжков с обыкновенным парашютом.
Скорость полета в вингсьюте
Костюм-крыло помогает значительно уменьшить ускорение вертикального падения, одновременно с этим увеличивая скорость горизонтального полета. Таким образом, при прыжке пилот не падает вниз с увеличивающейся скоростью, а планирует вперед наподобие белки-летяги или птицы.
Вертикальная скорость при этом уменьшается с 200-250 км/ч до 40-100 км/ч. А горизонтальная скорость возрастает с 0 до 150-250 км/ч и зависит от костюма и других условий полета.
Элементы вингсьют-акробатики
Помимо свободного полета в костюме-крыле, вингсьютеры умеют выполнять различные акробатические элементы. Самыми распространенными элементами этой дисциплины являются: бочка: сальто, облет, перестроение, полет на спине, захваты и другие маневры.
Костюм-крыло и другая экипировка
Вингсьют нередко называют «костюм-крыло» или «белка-летяга». Дело в том, что этот костюм оснащен «крыльями» или «перепонками», которые придают ему выдающиеся летные характеристики и позволяют совершать планирующие полеты.
Существуют различные модели вингсьютов, отличающиеся размерами, формой и назначением. Как правило, спортсмены пробуют несколько вариантов, а затем выбирают наиболее удобный и подходящий для себя. Вингсьютеры редко меняют костюмы, так как привыкают к особенностям и возможностям своего вингсьюта.
Кроме самого комбинезона с крыльями спортсмен использует специальную обувь, перчатки и защитный шлем, высотометр и парашют.
Виды вингсьюта
Сегодня есть три основных вида вингсьюта:
Тканевый костюм имеет три крыла: два располагаются между руками и телом и еще одно между ног. Крылья с нервюрами наполняются набегающим потоком воздуха и обеспечивают подъемную силу. Внутри конструкции создается давление, придающее крылу нужную жесткость.
Все вингсьюты имеют механизм экстренного отсоединения, чтобы спортсмен мог при необходимости выбрать свободный полет. Крыло, находящееся между ног, часто делается разъемным, что облегчает приземление на парашюте.
Для полетов в вингсьюте спортсмен должен очень хорошо управлять своим телом, понимать аэродинамические особенности своего костюма и знать технику полета.
Цена вингсьюта
Стоимость вингсьютов варьируется от 400 до 3000 долларов. Самые простые модели для начинающих спортсменов можно приобрести за 400-500 долларов. Вингсьюты для более продвинутых парашютистов обойдутся в 700-1800 долларов. Профессиональные костюмы для полетов со скал могут стоить порядка 3000 долларов и больше.
Требования для полета в вингсьюте
Прыжки в костюме-крыле — это очень сложный и достаточно опасный вид экстремального спорта. Чтобы получить доступ к таким прыжкам, парашютист должен соответствовать целому ряду требований:
Обучение полетам в вингсьюте
Даже опытным парашютистам требуется прохождение специального обучение для полетов в вингсьюте. Обучение проводится в парашютных школах. Существуют различные программы подготовки для совершения полетов разного уровня сложности.
Для доступа к обучению спортсмену необходимо вступить в парашютный клуб, получить разрешение на прыжки, купить или взять напрокат вингсьют, пройти медосмотр и оформить медполис.
Для лучшего владения телом и контроля при вингсьют-пилотировании необходимо освоить курс групповых прыжков, а также практиковать групповую акробатику и прыжки во фрифлае.
Подготовка маршрута для полета
Для совершения полетов в вингсьюте необходима очень хорошая подготовка. Спортсмен должен не только превосходно управлять своим телом, но и понимать аэродинамические основы вингсьют-пилотирования.
Особой подготовки требуют Proximity прыжки, которые проходят в непосредственной близости от земли. Чтобы прыгать с гор, скал или сооружений, спортсмену необходимо предварительно очень хорошо изучить рельеф местности и составить маршрут полета. Подготовка должна учитывать рельеф местности, скорость ветра, характеристики костюма и множество других нюансов.
Где можно прыгнуть в вингсьюте?
Спортсмены, имеющие опыт в парашютном спорте, могут пройти необходимое обучение и совершить свой первый полет в вингсьюте в аэроклубе. Такие парашютные клубы есть в Подмосковье и других регионах России.
Более продвинутые вингсьютеры с большим опытом могут совершать полеты не в аэроклубах с самолета, а Proximity или BASE прыжки — со скал, гор, искусственных сооружений. Для этого спортсмены собираются группами и организуют выезды. Выполнять такие полеты в одиночку без соответствующей организации и подготовки очень опасно.
Смертность при полетах в вингсьюте
К сожалению, надо признать, что вингсьют-пилотирование и вингсьют-акробатика являются одними из наиболее сложных и даже опасных дисциплин парашютного спорта. Планируя заняться этими видами, необходимо учитывать все риски и знать статистику смертности вингсьюта.
При выброске в вингсьюте из самолета статистика смертности примерно такая, как и при обыкновенных парашютных прыжках. От 0,001% до 0,03% при прыжках с самолета заканчиваются смертью спортсмена. Гибнет от 1 до 30 человек из 100 тысяч прыжков. Такой разброс объясняется строгостью требований и уровнем организации и подготовки в разных странах.
При совершении Proximity и BASE прыжков опасность для пилота многократно возрастает. Самыми рискованными можно назвать полеты со скал и гор, когда пилот может разбиться о поверхность земли. От 0,1% до 0,2% прыжков в вингсьюте с возвышенности заканчиваются гибелью спортсмена. По статистике погибают от 1 до 2 вингсьютеров из 1000 прыжков.
К причинам смерти, которые грозят спортсмену при совершении обыкновенных парашютных прыжков, при BASE и Proximity полетах добавляются следующие риски: неправильно оцененный рельеф и неверно подготовленный маршрут полета, ошибка при выполнении начального прыжка, нераскрытие крыльев и другие неисправности вингсьюта, порывы ветра, нестабильность полета и т.д.
Вингпеки
Вингпек — это следующая ступень в развитии костюма с крыльями. Конструкция вингпека предполагает наличие жестких крыльев и двигателя с горючим. Благодаря такому усовершенствованию персональный летательный аппарат позволяет спортсмену совершать длительные полеты и преодолевать большие расстояния на более высокой скорости.
В настоящее время существует только две рабочие модели вингпеков: крыло Грифон производится в Германии компанией SPELCO GbR, а аппарат Jet Man делает швейцарский конструктор Ив Росси.
Мифы вингсьюта, в которые надо перестать верить
Полеты в костюме крыло (вингсьют), в настоящий момент, являются одной из самых популярных дисциплин из всех зрелищных видов активности. Все больше и больше спортсменов осваивают скайдайвинг с единственной целью – начать летать в вингсьюте и прыгать в горах, как звезды интернета.
Если это именно Ваша цель, сделайте одолжение, притормозите немного. Серьезно! В конце концов, после успешного окончания AFF необходимо сделать минимум 200 прыжков перед тем, как просто надеть вингсьют в первый раз (и это событие, которое нужно праздновать, а не ворчать о нем). Вот несколько распространенных мифов, которые будут встречаться на пути освоения вингсьюта.
Миф #1: Если хочешь хорошо летать в костюме вингсьют – тебе поможет только тречка и больше ничего!
Нет, нет и еще раз нет!
На трекинге свет клином не сошелся. Это прекрасная отдельная дисциплина. Она даст то, что может дать – первые ощущения горизонтального движения в скайдайвинге. Трекинг научит соблюдать правильное положение тела и дистанцию в больших формациях. Также это возможность научиться правильно понимать воздействие сильных верхних ветров во время свободного падения.
Опытным скайдайверам трекинг дает возможность набраться опыта, который можно использовать в вингсьют-полетах. Во время трек-формаций спортсмены приобретают навык определять и поддерживать общий горизонт фигуры, выполнять контролируемые относительные перемещения. Скайдайверы обучаются оценивать расстояние между собой, баланс близости и безопасности. Кроме того, трекинг прыжки помогут понять, как действовать при раскрытиях c доворотами.
Тем не менее, хотя тречка и необходима, эта особая и исключительная дисциплина зачастую ошибочно принимается за решающую ступень на пути к успеху в вингсьют-полетах. Даже если вы купите себе отличный и дорогой трексьют, умения в тречке не смогут предсказать успех полетов в вингсьюте. Трекинг не научит тонкостям отделения, неважно — прыгаете ли вы с самолета или с объектов. И также тречка не поможет исправить ситуацию во время потери контроля, например, плоский штопор в вингсьюте.
Миф #2: Можно обучиться полетам в вингсьюте самостоятельно.
Найдите друзей. Они помогут прогрессировать в небе.
Выполняя одиночные прыжки в вингсьюте, единственное в чем вы сможете преуспеть — это научиться жужжать как самолетный двигатель. Даже самые новомодные приборы для определения скорости и траектории не заменят совместную работу — это лучший способ понять, как летает вингсьют. Прыгайте в команде с другими пилотами и не забудьте найти хороших вингсьют-мастеров, чтобы тренироваться вместе с ними. Чем чаще, тем лучше.
Миф #3: Полеты в вингсьюте — основная суть скайдайва. Остальное — ерунда.
Будьте универсальны. Навыки в разных дисциплинах — отличные помощники.
Если не терпится надеть вингсьют, чтобы вы могли только летать и пропустить все остальные «скучные» дисциплины, стоит успокоиться и хорошо подумать. За последние десять лет скайдавинг из спорта, состоящего из нескольких подвидов, превратился в спорт с огромным количеством уникальных дисциплин. Сейчас очень просто уйти с головой в одну конкретную дисциплину, особенно, если вы накупите дорогого снаряжения специально для нее. Постарайтесь сдерживаться, оставляйте свой разум открытым. Это сделает вас более опытным.
Прыжки в RW — формациях помогут в освоении различных навыков: отделение в больших группах, подход во время свободного падения, контроль рук и ног. Фрифлай не менее важен. Он научит навыкам полетов в различных положениях тела, что возможно, спасет вам жизнь в опасной ситуации при нестабильном полете. Помимо свободного падения, обучение грамотному пилотированию под куполом в группах поможет чувствовать себя уверенно в небе (и удержит от таких плохих привычек как неконтролируемый заход на формацию).
Миф #4: Это отличный спорт, тренировки в зале не нужны.
Отложи-ка свой гамбургер и приготовься всплакнуть.
Не смотря на то, что несколько парашютных дисциплин требуют меньшей физической подготовки, чем, скажем, триатлон, вингсьют пилотирование не для тех, кто не в форме. Руки, особенно плечи, при хорошем полете сильно напрягаются. Крепкие мышцы — ключ к успеху, в том числе при переходе на вингсьюты большей площади. Сила и ловкость в теле помогут понять суть действительно хорошего полета. Больше силы — лучше реакция и точность движений. Однако, не думайте, что рост и вес напрямую связан с качеством полета. Взгляните на опытных вингсьют-пилотов: Тая Уэйс и Элен Брэнан, которые могут летать намного лучше, чем мужчины вдвое больше их.
Запомните также, чем становитесь, когда надеваете вингсьют. Вы практически являетесь летательным аппаратом. И если при этом свисает пузо, то оно будет создавать препятствие воздушному потоку. Полеты в группах будут даваться нелегко, если вес больше, чем у других участников формации. Это не значит, что среди хороших вингсьют-пилотов нет крупных людей. Они точно есть, но если хотите посвятить себя полетам в вингсьюте, то лучше оставаться в форме. Это сделает путь к мастерству пилотирования значительно легче.
Миф #5: «ПРОКСИ» — это тема!
Это слово, которого стоит избегать.
Каждый раз, когда вы употребляете слово «прокси» для описания близких к земле полетов, мастер вингсьют-пилотирования (и со-основатель брендa Squirrel wingsuits) Майк Стин исходит пятнами от злости. «Это слово — полная глупость», объясняет Майк. «Прокси» появилось, когда кто-то попытался сократить слово «proximity» (англ. «близость»), чтобы звучало круче, но получилась нелепость.»
Идиотизм вряд ли покажется комплиментом, так что последуйте совету Майка. Не зацикливайтесь на «супер невероятных полетах у земли» и примите дисциплину вингсьюта целиком. Что это значит? Живите настоящим. Если вы новичок, отложите мечты о проксимити-полетах на потом. Выполните требуемые 200 прыжков с удовольствием. Потом начинайте тренировки полетов в костюме крыло. Почувствуйте себя комфортно в вингсьюте, не торопите процесс. Если будете относиться к дисциплине с жаждой познания и уважением, то сможете наслаждаться вингсьют-полетами долгие годы.
Вингсьют: дисциплина, в которой падение является началом полета
Человек всегда мечтал летать и старательно подражал птицам, изобретая все больше приспособлений, позволяющих хотя бы ненадолго оторваться от земли. Появление некоторых из них стало причиной создания новых видов спорта, таких как, например, прыжки с парашютом, воздухоплавание или парапланеризм. В настоящее время одним из популярных воздушных видов спорта является вингсьют.
Что такое вингсьют?
Вингсьют – это специальный костюм, сконструированный таким образом, чтобы крылья, расположенные между телом спортсмена и конечностями, наполнялись воздухом и удерживали человека в воздухе. Слово «вингсьют» произошло от английского «wing» — крыло и «suit» – костюм, комбинезон. Также вингсьютом называют вид спорта, в основе которого лежит полет с использованием костюма.
Однако важно учесть, что полет чаще всего является планирующим, набирать высоту могут только профессионалы, и только при достаточно большой скорости. Также интересно, что для того чтобы вновь спуститься с небес на землю, спортсмены обычно использую парашюты, поэтому данный вид спорта считается одной из множества разновидностей парашютизма.
Обучение и пилотирование
Если сравнивать вингсьют с другими направлениями парашютизма, можно заметить, что техника полетов в данном виде воздушного спорта имеет много общего с техникой прыжков на трекинг (имеется в виду Фрифлай – направление парашютизма, для которого характерно вертикальное положение тела и высокая скорость). Отличительной же особенностью является то, что человек в вингсьюте летит не вниз, а вперед, при этом плавно снижаясь.
Теоретически начинать обучение можно, достигнув уровня в 200 и более прыжков с парашютом. Однако, по некоторым данным, ограничение на самом деле является не совсем верно понятой фразой изобретателя вингсьюта Гайардона, однажды сказавшего, что в ближайшем будущем даже тот спортсмен, который совершил всего лишь 200 прыжков, сможет летать с помощью вингсьюта.
В настоящее время существует огромное количество специальных программ по подготовке и обучению спортсменов. Подобные услуги предоставляют практически все изготовители вингсьютов («Squirrel», «Tony suits», «Phoenix fly» и др.).
Разновидности вингсьют-пилотирования
Существует несколько разновидностей вингсьют-пилотирования.
Wingsuit B.A.S.E
B.A.S.E – аббревиатура, которая состоит из слов Building (здание), Antenna (антенна), Span (перекрытие, пролет моста) и Earth (земля). Из названия понятно, что бэйсджампинг – вид парашютизма, характерной особенностью которого является то, что прыжки совершаются с неподвижных и относительно невысоких объектов. Подобные прыжки выполняют в том числе с использованием вингсьюта, что делает полет более продолжительным и позволяет спортсмену двигаться на очень высокой скорости – вплоть до 200 км/час.
Proximity, или ближний полет
Proximity – очень популярная и весьма интересная разновидность вингсьют-пилотирования. Ее суть заключается в полете вдоль склона горы или вокруг нее. Непосредственно прыжок выполняется с какого-либо природного объекта, вблизи которого впоследствии и будет проходить полет. Кстати, очень часто именно эту разновидность вингсьюта снимают на специальную камеру, прикрепленную к костюму, так как во время полета открываются поистине невероятные виды.
Формация, или групповой полет
Новички всегда прыгают так называемыми «стайками» – группами примерно по 12 человек. При выполнении такого прыжка спортсмены летят рядом, внимательно следя друг за другом и за «вожаком» – ведущим парашютистом.
Отличительной особенностью данной разновидности является очень большая высота, с которой совершаются прыжки (4,5 км и более). Важно учесть, что подобные прыжки могут выполнять исключительно профессионалы, так как очень низкая температура и разряженный воздух могут стать непреодолимыми испытаниями для спортсмена.
Что нужно, чтобы летать в вингсьюте?
Разумеется, вингсьют-пилотированием невозможно заниматься, не имея самого вингсьюта и соответствующего оборудования (его комплектация зависит от разновидности пилотирования, но базовый набор состоит из шлема, теплой обуви и перчаток, высотометра и парашютной системы). Однако, помимо этого, очень важно:
Также рекомендуется регулярно практиковаться во фрифлае (чтобы научиться полностью контролировать свое тело), и первое время совершать только групповые прыжки.
Как управлять вингсьютом?
Управлять вингсьютом можно с помощью изменения положения тела в воздухе и угла падения. Как уже было указано выше, именно по этой причине спортсмену необходимо умение полностью контролировать свое тело, для чего и рекомендуются занятия фрифлаем. Кстати, что очень важно, все вингсьюты производятся таким образом, чтобы при необходимости можно было быстро отсоединить так называемые «крылья» и перейти из состояния планирования в режим свободного полета.
Вингсьют – как приземляются?
Правила приземления при прыжках с вингсьютом идентичны правилам в любых других видах парашютного спорта:
Приземление считается одним из наиболее опасных моментов во время полета, поэтому все этапы должны выполняться очень точно и осторожно.
Правила соревнований
Вингсьют – довольно опасный вид спорта, и несоблюдение простых правил и рекомендаций может привести не только к серьезным травмам, но и к летальному исходу.
Используемые в дисциплине сокращения и определения
Весьма логично, что в вингсьют-пилотировании существует множество терминов, понятных только людям, занимающимся данным видом спорта. Ниже представлены наиболее важные и часто встречающиеся:
Разумеется, терминов и определений намного больше, но начинающим будет достаточно знать приведенные выше, чтобы понимать суть пояснений инструктора.
Упражнения
Каждый чемпионат обычно состоит из нескольких (обычно двух — четырех) попыток в каждом упражнении. Непосредственно упражнений всего три.
В данном случае пилот должен преодолеть рабочее окно с самой высокой скоростью, на которую он способен, то есть за наименьшее время.
Здесь пилот должен преодолеть наибольшую дистанцию, находясь в рабочем окне.
В этом случае фиксируется отношение дистанции, которую преодолел спортсмен, ко времени полета. Каждый спортсмен обязательно должен как минимум один раз успешно прыгнуть в каждом упражнении, в противном случае, он дисквалифицируется.
Высоты отделения и значения рабочего окна
Максимальной высотой для любых упражнений является 4 километра. Промежуток, в котором фиксируются результаты при выполнении упражнения «Скорость», находится в диапазоне от 3-х до 2-х километров над уровнем земли, а наименьшая высота отделения для полетов в данном упражнении составляет 3,5 километра.
Для упражнения «Дистанция» рабочее окно находится в промежутке от 2,5 до 1,5 километров над уровнем земли, высота отделения – не менее 3-х километров (судья может приять решение о снижении до 2,85 километра).
В упражнении «Время» рабочее окно также находится в промежутке от 2,5 до 1,5 километра, а минимальная высота отделения составляет 3 километра (главный судья также может принять решение о снижении высоты отделения до 2,85 километра).
Направление выброски и порядок отделения
Выброска всегда проводится под прямым углом к направлению ветра и слегка на удалении от места посадки против ветра. На борту самолета разрешается находиться специально обученным инспекторам по безопасности, однако им запрещается что-либо советовать спортсменам и давать команду на отделение (решение о высадке принимает сам участник соревнований, спортсмен имеет право даже отказаться от прыжка, и, если он объяснит причину главному судье, и тот признает ее весомой, участник сможет повторить попытку).
Очередность прыжков участников основывается на результатах предыдущих соревнований такого же уровня. Первым прыгает спортсмен, показавший наихудший результат, за ним – второй с конца, и так далее. Сразу же после высадки каждый участник должен развернуться к месту приземления. Если инспектор безопасности решит, что отделение было проведено с какими-либо нарушениями, участнику сделают предупреждение, а при повторении инцидента дисквалифицируют.
Схема полета
Точка отделения выбирается главным судьей. Во время полета командир летательного аппарата дает сигнал, разрешающий начало высадки. Важно: перед взлетом командир обязан провести краткий инструктаж по технике безопасности и довести до парашютистов команду или сигнал, который он будет использовать.
Спортсмены обязаны придерживаться своей траектории полета. Если участник отклонился от нее более чем на 30 градусов или даже пересек линию полета другого спортсмена, то существует несколько вариантов событий:
Спортсмены не имеют права оспаривать наказания за подобные нарушения.
Особые правила для соревнований по вингсьют-пилотированию
Минимальная высота раскрытия парашюта определяется и фиксируется главным судьей с учетом безопасного увеличения горизонтального и вертикального расширения. Если один из участников соревнований нарушает установленное ограничение, что влечет за собой определенные последствия для здоровья других спортсменов, то главный судья имеет право его дисквалифицировать и обнулить результаты прыжков.
Если такое решение принято, нарушивший правила участник не может его оспаривать. Для того чтобы обеспечить всем участникам одинаковые условия, абсолютно все прыжки по упражнениям «Скорость» и «Дистанция» выполняются в одном подъеме.
Требования к костюму и снаряжению
Все участники соревнований должны пройти процедуру взвешивания непосредственно перед началом соревнований, чтобы определить базовый вес, который впоследствии не должен меняться более чем на 2 килограмма, иначе участник будет дисквалифицирован. По этой причине всем спортсменам запрещается надевать какие-либо дополнительные приспособления. Запрещается использование абсолютно любых двигательных систем. При нарушении данного правила баллы участника за прыжок обнуляются.
Если на теле спортсмена находится какое-либо электронное устройство (и/или провода), то оно должно находиться на расстоянии не менее 3-х сантиметров от ПРП, иначе работа ПРП может быть неточной. Если ПРП все же работает с погрешностью, но причину этого установить не удается, главный судья уполномочен предоставить участнику право на перепрыжку (повторный прыжок). ПРП надевается, включается и выключается под контролем специального судьи-контролера, а после прыжка им же и изымается. После этого сведения, зафиксированные ПРП, должны быть сразу же загружены в базу данных.
Участники должны использовать исправное ПРП и аудиоустройство сигнализации. Также перед прыжком необходимо проверить на исправность вингсьют. На протяжении всех соревнований спортсмен может использовать только один костюм.
Определение победителей
Результат спортсмена рассчитывается по следующей системе: сначала считается среднее арифметическое его результатов по каждому упражнению за все туры, после чего эти три числа складываются. Конечный результат является итоговым. Лучший результат среди всех участников принимается за 100%, и на его основе показатели других участников также переводятся в проценты. На основе этих показателей и распределяются места в турнирной таблице.
Судейство и оценка результатов
За выставлением оценок обязательно наблюдают как минимум трое судей. Они контролируют процесс, чтобы исключить возможность несправедливых или ошибочно выставленных оценок.
Во время прыжков спортсменов контролирует судья-наблюдатель, который обязан фиксировать любые нарушения и нестандартные ситуации и сообщать о них главному судье.
Смертность при вингсьют-полетах
Профессионалы делят все риски при занятиях вингсьютом на две категории – опасность при выбросе из летательного аппарата и опасность при Wingsuit B.A.S.E. или Proximity прыжках.
При выбросе из летательного аппарата существуют следующие риски:
По описанным выше причинам несчастными случаями заканчивается только 30 прыжков из 100000.
Для Wingsuit B.A.S.E. или Proximity прыжков кроме описанных выше рисков характерны следующие:
Наиболее опасными считаются прыжки с гор или скал, с ними связано около 30% от общего числа несчастных случаев при Wingsuit B.A.S.E. и Proximity прыжках. Летальным исходом заканчивается 1 прыжок из 1000.
Федерации
В мире существует довольно много организаций, специализирующихся на вингсьют-пилотировании и парашютном спорте в общем. Ниже указаны наиболее крупные и значимые:
Данная организация занимается распространением различных видов парашютного спорта в РФ и организовывает практически все соревнования и чемпионаты всероссийского и регионального уровня.
Несмотря на то что данное объединение в основном специализируется на авиации и космонавтике, оно также занимается организацией множества международных соревнований и чемпионатов по различным видам парашютного спорта, включая вингсьют-пилотирование.
История вингсьюта
История данного вида спорта началась с весьма трагического события, случившегося 4 февраля 1912 года в Париже. Французский портной Франц Райхельт создал нечто, отдаленно напоминавшее современный костюм для вингсьют-пилотирования. Его изобретение содержало в себе элементы парашюта, а куски ткани, располагавшиеся около рук, задумывались как крылья.
Райхельт собирался лично протестировать свое творение, спрыгнув с Эйфелевой башни, однако поначалу охранники не пропустили его, опасаясь трагедии. Тогда мужчина солгал, что эксперимент будет проводиться с использованием манекена, после чего спокойно прошел наверх. К сожалению, костюм оказался недоработанным, и испытатель погиб.
С этого момента подобные эксперименты проводились регулярно, и практически каждый заканчивался смертью или тяжелыми травмами, поэтому было принято решение запретить проведение испытаний вингсьютов.
Ближе к концу 90-х годов ХХ столетия французским изобретателем Патриком де Гайардоном был создан костюм, намного более приближенный к современному. В нем было три крыла (ранее крепили лишь два), каждое из которых было двухслойным, что благоприятно влияло на создание подъемной силы. В 2015 году вингсьют-пилотирование и акробатика были наконец официально признаны видами воздушного спорта Международной авиационной федерацией, а в 2017 году были включены во Всероссийский реестр видов спорта.
Полезная литература
Вингсьют-пилотирование – относительно молодая разновидность парашютного спорта, поэтому соответствующей литературы немного. Ниже приведены наиболее интересные книги, которые будут полезны любителям крылатого спорта.
Учебно-методическое пособие, которое, несомненно, заинтересует как новичков в парашютном спорте, так и профессиональных парашютистов. Книга рассказывает о людях, заложивших основы парашютизма, тех, кто первыми преодолевал свой страх, и, несмотря на риски, двигался вперед. Кроме того, издание содержит множество советов от профессиональных парашютистов, которые пригодятся начинающим.
Данное пособие представляет собой сборник информации о вингсьют-пилотировании, собранной с разных интернет-ресурсов, в том числе и со всем известного сайта Wikipedia. Издание очень удобно тем, что сведения собраны с разнообразных интернет-ресурсов, поэтому данный вид спорта можно изучить всесторонне. Кроме того, книга подойдет всем желающим ознакомиться с вингсьютом на начальном уровне и будет незаменимой при подготовке различных рефератов и статей.
Очень интересная книга, представляющая собой биографию Любы Берлин – советской парашютистки – собранную из ее дневников и заметок. Эта девушка была одним из идолов советского парашютизма, с нее брали пример, на нее равнялись и хотели быть похожими. В записках изложена история о том, как хрупкая и скромная девушка смело прыгала с огромной высоты, овладев самой сложной техникой – прыжком с длительной задержкой раскрытия.
Парадокс вингсьют пилотирования заключается в том, что оно представляет собой спорт, в котором прыжок не означает падение, а становится началом полета. Разумеется, тренировки и соревнования по вингсьюту всегда сопряжены с определенными рисками (это же касается и всех остальных разновидностей парашютного спорта), но многие считают, что непередаваемое ощущение полета, невероятные виды, открывающиеся с высоты, и адреналин, бурлящий в крови, определенно стоят того, чтобы рискнуть. Занятия вингсьют-пилотированием воспитывают в спортсменах смелость, учат сохранять спокойствие и контроль над разумом и телом в любых ситуациях, и, конечно, благотворно влияют на физические данные.