что нужно иметь в офисе при коронавирусе
Коронавирус: 10 советов, как сделать офис безопасным
В условиях пандемии, в сезон гриппа и ОРВИ безопасность офиса – задача номер один для руководителя. Мы расскажем о правилах гигиенической безопасности рабочих мест.
Составляя эти советы, мы полагались на рекомендации Роспотребнадзора и ВОЗ, а также попросили совета у специалиста — Артема Семенцова, коммерческого директора ООО «АС-ТРЕЙД», официального представителя завода Научно-производственной фирмы «ГЕНИКС» — крупнейшего российского производителя чистящих средств ТМ «Ника».
Артем Семенцов
Привить коллектив от гриппа
Сейчас самое время! Лучше это делать до конца октября. Вакцина от гриппа не защитит от коронавируса, однако врачи говорят, что прививка поможет перенести грипп легче, и рекомендуют прививаться каждый год всем взрослым и детям старше шести месяцев.
Разделяйте людей
Роспотребнадзор рекомендует разделять рабочие потоки и максимально разобщать сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, постараться организовать работу в несколько смен. Это сбережет значительную часть коллектива, если кто-то заболеет.
Важно измерять сотрудникам температуру бесконтактным термометром на входе и в течение рабочего дня.
Мойте руки
Это одна из самых доступных, простых и в то же время эффективных мер в борьбе с различными заболеваниями – от пищевого отравления до ОРВИ.
Однако исследования показывают, что многие моют руки неправильно. На это есть рекомендации санитарных врачей:
Купите кожные антисептики
Помимо мытья рук важно обрабатывать кожу антисептиками, ведь мы ежедневно контактируем с огромным количеством предметов! По рекомендации Роспотребнадзора, при входе в офис нужно обеспечить работникам возможность обработки рук кожными антисептиками.
К выбору антисептика нужно подходить со всей серьезностью. Сейчас на рынке присутствует огромное количество средств для обработки рук, которые не являются профессиональными дезинфицирующими средствами! Кожные антисептики должны давать не просто «антимикробный», а именно противовирусный эффект.
Наводите в офисе чистоту
Этому пункту нужно уделить максимальное внимание.
– В офисе нужно постоянно проводить влажную уборку, — советует Артем Семенцов. — В больницах, к примеру, есть текущая и генеральная уборка. Текущая — периодическая, когда уборщик «проходит» полы поверхности, стены, все контактные поверхности. Генеральная — в конце рабочего дня, более тщательная.
Что обрабатывать. Все горизонтальные поверхности и стены, все контактные поверхности в офисе. Особое внимание уделяем дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, оргтехники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетные комнаты, комнаты и оборудование для занятий спортом ). Санитарные врачи советуют делать это каждые два часа.
А как быть с мягкой мебелью? Ее можно обрабатывать кожными антисептиками — они имеют в своей инструкции режим экспресс-дезинфекции. Что это значит? Они действуют мгновенно: нужно лишь нанести средство на поверхность и затем протереть ее сухой тряпкой.
Проветривайте офис! Роспотребнадзор рекомендует делать это каждые два часа. По возможности в офис хорошо закупить бактерицидные лампы или рециркуляторы.
Закажите профессиональные средства для дезинфекции
Во время пандемии коронавируса для уборки офиса нам пригодятся одобренные Роспотребнадзором профессиональные дезсредства, которые имеют противовирусный режим дезинфекции — так называемую вирулицидную активность.
– Для полов и стен лучше использовать концентрированные дезсредства. Они практичнее: получается хороший экономичный и действенный выход рабочего раствора с одного литра концентрата. Для примера, у нас в линейке средств «Ника» есть средства, выход которых получается до 4000-10000 литров с 1 литра рабочего раствора.
– Инструкция по применению — это не просто надпись на упаковке, а отдельный полноценный документ, являющийся обязательным для любого дезсредства. Такие инструкции разрабатываются в федеральных НИИ Минздрава или Роспотребнадзора (на них должна присутствовать печать от производителя и от института). Именно в инструкции к средству можно найти информацию о том, где и как может применяться средство, от чего оно защищает ваш офис. Если средство концентрированное, то в инструкции указаны нормы расхода, как изготовить рабочий раствор, время экспозиции на поверхности
Состав и действующие вещества. Еще в начале пандемии мы отовсюду слышали, что дезсредства должны иметь в составе только спирт в концентрации не менее 60-70%. Но только ли спиртовые средства помогают?
– В своем письме от 23 января 2020 года Роспотребназдор опубликовал исчерпывающий перечень действующих веществ, пригодных для борьбы с коронавирусом, — говорит Артем Семенцов. — Там не только спирты, а еще четвертичные аммониевые соединения, гуанидины, хлорактивные и кислородактивные вещества и многое другое. Также у нас есть письмо НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора от 2015 года о том, что продукция фирмы «Геникс» эффективна от коронавирусов (в то время как раз свирепствовала атипичная пневмония, синдром MERS, который также вызывают коронавирусы).
Для примера: наш популярный антисептик «Ника-Антисептик Аквамусс» имеет противовирусную активность, но в его составе нет спирта. Именно поэтому он пользуется популярностью в детских учреждениях и заведениях общепита. Доступная цена, негорючесть и отсутствие запаха спирта — его безусловные плюсы.
Если спирт, то в какой концентрации? По словам Артема Семенцова, у профессиональных дезсредств разный химический состав и содержание спирта разное: от 15% до 70%. Но если в составе спирта меньше, это не значит, что средство менее эффективно.
– Состав сбалансирован. Там, где содержание спирта меньше, есть другие активные вещества из рекомендованного Роспотребназдзором списка. Они действуют в совокупности, что только повышает эффективность дезсредства. Именно это отличает профессиональные средства от парфюмерно-косметической продукции, которая сейчас продается на каждом углу.
Повесьте в офисе напоминалки!
О мытье рук, о социальной дистанции, о кожных антисептиках и масках. Это работает. При этом вы лучше знаете свой коллектив и можете покреативить с информированием работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены: режиме регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета.
Фото doeco.ru.
Индивидуальная посуда
Пора приносить в офис личную чашки, тарелки и ложки. А еще лучше купить для сотрудников одноразовую посуду: многоразовую Роспотребнадзор советует обрабатывать в специализированных моечных машинах при 65°C в течение 90 минут.
Если в офисе нет столовой или кухни, санитарные врачи советуют запретить работникам обедать на рабочих местах и выделить для приема пищи специальную комнату.
Памятка для работодателя в эпидемию коронавируса
4,86 (Проголосовало: 15)
Коронавирус из абстрактной проблемы быстро превратился в повседневную реальность для российского общества. По официальным данным сейчас в Российской Федерации зарегистрировано 438 случаев заражения и подтвержден один летальный исход. Однако медицинская система не была полностью готова к массовому распространению заболевания, поэтому тестовых систем, обеспечивающих возможность выявить присутствие вируса, сейчас не хватает. Поэтому не исключено, что в действительности количество случаев инфицирования намного превышает официальные цифры – особенно принимая в расчет темпы его распространения в мире.
Уже сейчас в стране отменено много массовых мероприятий. Учебные организации переходят на удаленный режим обучения, и многие компании следуют их примеру. Однако во многих ситуациях дистанционный режим работы имеет достаточно заметные ограничения – например, он почти невозможен для длинного ряда профессий и специальностей. К ним принадлежат направления, связанные с производством, взаимодействием с людьми и другими должностными обязанностями. В таких условиях задача работодателя – в максимальной степени обеспечить безопасность своих сотрудников всеми возможными способами. Между прочим, такая обязанность четко указана в положениях статьи 212 Трудового кодекса РФ – хотя, конечно, при составлении этого документа законодатели вряд ли имели в виду пандемию коронавируса.
Рекомендации Роспотребнадзора
Одна из основных проблем, с которыми сталкивается руководство организаций в этих сложных обстоятельствах – это недостаток информации о том, как можно сократить вероятность распространения вируса среди сотрудников, которые вынуждены ежедневно контактировать с другими членами коллектива, клиентами и партнерами. Для решения этой проблемы государство применило важные меры на федеральном уровне, подключив к этой задаче профильное ведомство. Речь идет о Роспотребнадзоре: одной из его основных задач становится работа, нацеленная на нормализацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, а значит, сейчас он должен стать основным государственным органом, который должен взять в свои руки координацию действий всех типов организаций.
Во исполнение этой обязанности 10 марта ведомство опубликовало официальное письмо за номером 02/3853-2020-27. В этом разъяснительном документе определены основные направления профилактики распространения коронавирусной инфекции, причем повышенное внимание в этом вопросе уделено проблеме профилактики среди членов рабочих коллективов. В письме подчеркивается, что приведенные рекомендации подлежат доведению до сведения руководителей организаций всех форм собственности, то есть распространяются как на государственные предприятия, так и на производственные компании, магазины и другие коммерческие фирмы.
Требования к работодателям
В связи с негативной санитарно-эпидемиологической обстановкой Роспотребнадзор рекомендует работодателям организовать следующие меры по пресечению распространения вирусов в рабочих помещениях:
В дополнение к этим мерам работодателям важно уделить серьезное внимание потенциальным контактам сотрудников с носителями вируса. Если работник недавно был в отпуске, необходимо выяснить, находился ли он в этот период с визитом в странах с неблагополучной эпидемиологической обстановкой. Сотрудники, вернувшиеся из таких государств, должны находиться в режиме изоляции на период, равный 14 дням.
Рекомендуемые ограничения в рамках рабочей деятельности
В дополнение к перечисленным рекомендациям в памятке работодателю по коронавирусу Роспотребнадзор подчеркивает необходимость введения ряда ограничений в рамках повседневной работы. Только совместная реализация обоих типов мер может стать действенным способом профилактики распространения вирусной инфекции на предприятиях. В число таких ограничений входят:
Действия, рекомендованные Роспотребнадзором в памятке для работодателя по коронавирусу, касаются ограничения контактов работников с потенциальными носителями инфекции, в том числе в государствах, где вероятность такого контакта особенно высока.
Организация питания сотрудников
Особое внимание в разъяснительном документе, опубликованном государственным ведомством, уделяется вопросу организации питания сотрудников на рабочем месте. Это обусловлено тем, что в рамках обеденного перерыва работники чаще всего контактируют между собой, что потенциально может становиться источником распространения вирусной инфекции. Наилучшим вариантом в госоргане считают организацию на предприятии столовой, обеспечивающей работников централизованным питанием: в этой ситуации проще организовать эффективную санитарную обработку применяемой посуды, которая становится способом передачи вируса.
Если в компании организована собственная столовая, самый безопасный способ ее работы в сложившейся ситуации – с использованием одноразовой посуды: в этом случае риск передачи вируса в процессе ее применения по назначению полностью исключен. Если такой возможности нет, важно организовать мытье посуды после применения в посудомоечной машине при повышенной температуре, составляющей не менее 65 градусов Цельсия, причем процедура мытья должна длиться не менее 90 минут: в этом случае вирус погибнет при обработке. При отсутствии посудомоечной машины ручная мойка должна выполняться при той же температуре с использованием действенных средств дезинфекции.
Если же в компании нет столовой, и работники питаются едой, которую принесли с собой из дома или купили в магазине, делать это нужно в специально отведенном месте. Компании, в которых до сих пор не существовало таких помещений, должны найти возможность выделить для этих целей комнату, в которой есть раковина с холодной и горячей водой – чтобы работники могли помыть руки сразу перед началом еды, а также руки и посуду – после завершения обеда. При этом раковина должна проходить ежедневную уборку с помощью активных дезинфицирующих средств, причем хорошо, если они также имеют противовирусные свойства. Обедать в других условиях, например, прямо на рабочем месте, запрещается, поскольку в этой ситуации не гарантируется необходимая санитарная безопасность сотрудников.
Взаимодействие с государственными органами
Невзирая на то, что Роспотребнадзор возлагает на работодателей серьезную ответственность за реализацию мер, нацеленных на нормализацию эпидемиологической обстановки в стране, основной объем работ в этой области все же выполняют государственные органы. В частности, ведомство обязано следить за тем, чтобы максимально эффективно противодействовать активным контактам граждан, ставших носителями инфекции. Работодателям же вменяется в обязанность обеспечение содействия госорганам в рамках этой работы.
Заказать расчет стоимости
Если обнаружено, что сотрудник предприятия стал носителем коронавирусной инфекции, сотрудники Роспотребнадзора имеют право запросить у работодателя информацию обо всех известных ему контактах этого работника с другими специалистами организации либо третьими лицами – например, клиентами организации или ее партнерами. В этой ситуации работодатель должен по возможности оперативно предоставить уполномоченным специалистам ведомства соответствующую информацию, чтобы обеспечить своевременное принятие ими необходимых мер по изоляции заболевших и предоставлению им требуемой медицинской помощи. Кроме этого, в такой ситуации работодатель должен своими силами провести качественную санитарную обработку помещения, где работал заболевший сотрудник.
COVID-19 & санитарные требования для работы в офисе 2020
В связи с поэтапной отменой «коронавирусных» ограничений компании постепенно возвращаются к «офисной» жизни, выходя из домашней «дистанционки». С учетом требований Роспотребнадзора, указов меров и губернаторов это уже далеко не та привычная жизнь. Работодателям теперь приходится предпринимать меры для защиты работников от COVID-19. Ситуация осложняется отсутствием единого документа с конкретными универсальными требованиями.
Давайте на примере Москвы разберемся, что обязан сделать работодатель в целях соблюдения санитарных требований в офисе, чтобы защитить работников и избежать штрафов и приостановки деятельности?
Чем руководствоваться?
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) вводятся в действие постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ. В «коронавирусный» период также были утверждены соответствующие санитарные правила, в которых указаны основные рекомендации, направленные на защиту от COVID-19 (СанПин 3.1.3597-20, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 No 15).
Обычно разъяснения по применению новых норм и правил дает Роспотребнадзор, который контролирует их выполнение. Коронавирусных разъяснений данного ведомства весьма много и чтобы понять, какие именно «антиковидные» меры являются обязательными для работодателя, нужно обратиться к региональным нормативно-правовым актам.
Поскольку именно регионы (губернатор, территориальный орган Роспотребнадзора) самостоятельно определяют эти меры (например, введение социальной дистанции 1,5-2 метра, масочного и дезинфекционного режима, использование мер социального разобщения и пр.)(п.4.1.СанПиН 3.1.3597-20).
В Москве обязательные для работодателей меры определены Указами Мера Москвы (например, от 07.05.2020 No 55-УМ, от 05.03.2020 No 12-УМ).
Что нужно сделать работодателю?
Анализы на COVID-19
Необходимо исследовать не менее 10 % работников на наличие коронавируса. Причем с 01.06.2020 такую проверку придется организовывать каждые 15 календарных дней (п. 2.5 приложения No 7 к Указу мэра Москвы от 07.05.2020 No 55-УМ — далее Указ No 55-УМ, п.2.5 приложения 6 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 No 12-УМ — далее Указ No 12-УМ).
Также с 01.06.2020 работодатель обязан обеспечить взятие крови у работников для проведения лабораторного исследования методом иммуноферментного анализа (ИФА) на наличие коронавирусной инфекции и иммунитета к ней (п.2.6 Указа No 55-УМ, п.2.6 Указа No 12-УМ).
Для проведения исследований работников придется заключить договор с медицинской организацией и согласовать день, когда можно пройти тестирование. Также можно пригласить медработника в офис компании. Полный перечень лабораторий, проводящих тестирование на коронавирус опубликован на официальном сайте Роспотребнадзора.
Если работник успел самостоятельно сдать анализы, документальным подтверждением данного факта будут кассовый чек, договор с медорганизацией и бланк с результатом анализа.
Не забудьте оформить приказ об обязательном проведении тестирования (лабораторных исследований), с которым надо ознакомить работников.
Работникам направляйте уведомления о прохождении CОVID-исследований с указанием даты, времени и места, если анализы будут брать не на территории вашей компании.
Для подтверждения факта тестирования (лабораторного исследования) работников важно вести журнал (график), в котором следует фиксировать, кто прошел исследование, когда и каковы результаты.
При выявлении у работника коронавируса — работодателю придется предоставить в Роспотребнадзор списки сотрудников, с кем контактировал инфицированный, и отправить «контактеров» на карантин.
Измерение температуры
Работника с симптомами коронавируса требуется немедленно отстранить от работы и изолировать от коллег. Поэтому важно каждые 4 часа измерять температуру всех работников.
Первое измерение нужно организовать при допуске на рабочее место, территорию работодателя (п. 4.7 Письма Роспотребнадзора от 20.04.2020 No 02/7376-2020-24, п.2.3 Указа No 55-УМ, п.2.3 Указа No 12-УМ). Т.е. при 8-часовом рабочем дне нужно измерять температуру трижды (например, в 9, 13 и 17 часов).
Если при измерении температуры используется контактный термометр — его надо дезинфицировать после каждого применения (рекомендации Роспотребнадзора от 01.06.2020 No МР 3.1/2.3.5.0191-20). Лучше приобрести бесконтактные термометры.
Температура тела — это информация о состоянии здоровья, относящаяся к специальной категории персональных данных. Однако, температуру измеряют для определения возможности выполнения трудовой функции, поэтому согласия работника на это не требуется (ст.88 ТК РФ).
Чтобы с термометрией в компании не было проблем не забудьте оформить следующие документы:
— приказ о назначении ответственного лица за измерение температуры,
— журнал регистрации измерения температуры,
— акт с фиксацией повышенной температуры у работника и приказ об его отстранении от работы.
Масочно-перчаточный режим
Работники в офисе должны находиться в полной «антиковидной омуниции», т.е. в масках/распираторах и в перчатках (п.2.2 Указа No 55-УМ, п.1.4 Указа No 12-УМ).
Обеспечить средствами индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания (маски, респираторы) и перчатками должен работодатель.
Рекомендуется иметь запас масок и перчаток на 5 дней по количеству сотрудников в зависимости от продолжительности их рабочего дня (п.2.11 письма Роспотребнадзора от 07.04.2020 No 02/6338-2020-15).
Работники должны использовать маски на работе постоянно, кроме случаев, когда они находятся одни в обособленном помещении.
Перчатки нужно использовать при посещении мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также для физического контакта с предметами, которые используют несколько человек: дверные ручки, поручни, иные подобные предметы.
Следует оформить документы, подтверждающие закупку СИЗ и журнал их выдачи, а также приказ об использовании СИЗ (не забудьте про отметки об ознакомлении с приказом работников).
Проветривание и дезинфекция
Роспотребнадзор указывает на целесообразность следующих мероприятий (письмо Роспотребнадзора от 07.04.2020 No 02/6338-2020-15):
Дезинфицировать помещения нужно ежедневно, а контактные поверхности каждые 2-4 часа (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 No 02/7495-2020-32).
Работодатель должен обеспечить не менее 5-дневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников. Причем, целесообразно использовать только те средства, у которых есть свидетельство о госрегистрации. Иначе Роспотребнадзор может указать в качестве нарушения использование дезсредств, создающих угрозу жизни и здоровью (например, Постановление районного суда Кемеровской области от 08.04.2020 года No 42/2020).
Требования к дезсредствам содержатся в письмах Роспотребнадзора от 23.01.2020 No 02/770-2020-32 и от 21.04.2020 No 02/7495-2020-32.
Список сертифицированных дезинфицирующих средств указан в письме Роспотребнадзора от 03.04.2020 No 02/5950-2020-32.
Не забывайте вести журнал с графиком проветривания, дезинфекции и уборки для контроля и документального подтверждения проведения таких мероприятий в случае проверки Роспотребнадзора.
Чтобы все четко выполнялось и заполнялось — издайте приказ, в котором определите ответственного за уборку, дезинфекцию помещений и наличие необходимого запаса средств для уборки.
Социальная дистанция
Дистанция между столами работников должна быть не менее 1,5 м. Кроме того, надо сделать разметку для соблюдения дистанции в местах общего доступа (п. 2.7 Указа No 55-УМ). При невозможности обеспечения соблюдения социального дистанцирования между рабочими местами — установите разделительные перегородки (п.2.7 Указа 12-УМ).
Поскольку требований к перегородкам нет — допустимо использование перегородок любого вида, из любого материала при условии, что они ограждают зону лица работника и снижают риск передачи возможной инфекции воздушно-капельным путем при общении.
С целью соблюдения «социальной дистанции» Роспотребнадзор рекомендует оставлять в одном помещении (п.4.5 Письма Роспотребнадзора от 20.04.2020 No 02/7376-2020-24):
Также Роспотребнадзор советует обеспечить соблюдение расстояния между работниками не менее 1,5 м в местах скопления людей.
Для нанесения специальной разметки для дистанции можно использовать цветной скотч или обозначить ее другими доступными способами (постановление Таганского районного суда Москвы от 06.05.2020 по делу No 05-0609/2020).
Информирование работников
Роспотребнадзор указал на необходимость проведение информирования работников о важности соблюдения мер профилактики, правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками в течение всего рабочего дня (п.3.1 письма Роспотребнадзора от 07.04.2020 No 02/6338-2020-15).
Не забудьте оформить журнал инструктажа работников по профилактике коронавирусной инфекции. В журнале укажите дату инструктажа, ФИО и подписи лиц, проводивших «ковидинформацию» и инструктируемых.
Для инструктажа и «украшения» офисных помещений весьма удобно использовать готовые информационные материалы с сайта Роспотребнадзора и из других официальных источников (например, сайты ВОЗ, территориальных органов Роспотребнадзора).
Если работник заболел.
Первоочередные меры работодателя:
Соблюдайте вышеуказанные меры безопасности для защиты своих работников и во избежание административной ответственности, предусматривающей для компаний штрафы до 1 млн. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (ст. 20.6.1 КоАП РФ). И не забывайте все документировать и фиксировать — это может очень пригодится при проверке Роспотребнадзора.