вероубеждение в исламе что это
Вероубеждение и его составные части
Слово «Иман» в переводе с арабского языка означает «вера». Иман – это полное принятие всего того, с чем пришел Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), вера во все то, что он говорил и передал народу от Всевышнего Аллаха. Верить – значит, признавать сердцем и подтверждать языком истинность всего, что относится к религии, т.е. искреннее произнесение формулы Единобожия – шахады, поэтому те, кто полностью не принимают сердцем и не произносят языком формулу шахады, не имеют имана.
Вера (иман) мусульманина имеет шесть арканов (столпов). Слово «аркан» является формой множественного числа слова «рукн», означающего в переводе с арабского «столп» и трактующегося как «необходимая, обязательная составная часть целого, без которой целое теряет свою сущность».
Многие религиозные ритуалы имеют свои арканы. Если пропустить хоть один рукн того или иного ритуала, то весь ритуал считается недействительным.
Итак, арканами имана являются:
1. Вера в Аллаха – одного и единственного Бога, достойного поклонения, Создателя всего сущего.
2. Вера в Его ангелов – безгрешных рабов Аллаха, невидимых для наших глаз.
3. Вера в Его Книги, которых Всевышний ниспослал через архангела Джибриля Своим посланникам, чтобы они довели их до людей.
4. Вера в Его посланников и пророков – избранных рабов Аллаха, наставляющих народ на истинный путь, путь поклонения только одному единственному Богу – Аллаху.
5. Вера в Судный день, когда все люди предстанут пред Всевышним, чтобы отчитаться за свои совершенные деяния.
6. Вера в предопределение судьбы – в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.
Если мусульманин не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера считается недействительной.
Признание всех указанных арканов имана на арабском языке выражается следующей молитвой, называемой «Аманту»:
آَمَنْتُ بِاللَّهِ وَمَلَآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآَخِرِ وَبِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ مِنَ اللَّهِ تَعَالَى
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Основы Ислама
Исламское вероубеждение
Ислам – это следование велениям Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение) и оставление запрещённого. Основа исламского вероубеждения зиждется на двух вещах:
1. Наличие убеждения в обязательности пяти вещей, в которых нет сомнений:
– соблюдение поста в месяце Рамазан;
– совершение хаджа, если есть возможность.
2. Наличие убеждения в запретностиь пяти вещей, которые не были дозволены ни в одной религии:
– убийство мусульманина без права (немусульманина мирного тоже убивать нельзя);
– притеснение в имуществе;
– употребление опьяняющих веществ.
Необходима вера и в остальные обязательные и запретные вещи.
Мусульманин также должен верить в скрытные вещи, о которых рассказал праведный Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): воскресение людей, предоставление возможности возмездия ущемлённым, воздание поклоняющимся рабам по Милости Аллаха и т. д.
А также необходимо один раз с твёрдым убеждением произнести шахаду вне намаза, воздать хвалу, то есть проговорить «Альхамдуллиллях», прочитать салават на Пророка (мир ему и благословение) и прочитать истиазу (прошение защиты у Аллаха): «Аузубилляхи минашшайтани рраджим». Это всё произнести по одному разу является обязательным, рекомендуется с намерением исполнить обязательное. Шахаду дозволено произнести с пониманием её смысла на любом языке, пусть хоть даже не на арабском. Если прочитать шахаду, не зная хотя бы общий её смысл, то этого недостаточно и вера у такого человека не принимается.
Что касается чтения салавата на Пророка (мир ему и благословение), имам Дамирия в книге «ан-Наджму аль-Вахаж, 194/1» пишет, что у учёных есть несколько следующих мнений:
– обязательно читать салават в каждом намазе;
– после принятия Ислама обязательно прочитать один раз;
– обязательно произнести салават при каждом упоминании Пророка (мир ему и благословение);
– обязательно читать салават в каждом маджлисе (собрании);
– обязательно в начале и в конце мольбы.
Важные аспекты:
Если мусульманин оставит деяния, выполнение которых требует Шариат, из-за страсти или из-за лени нафса, – например, как ложь, от которой никому вреда нет, – это является малым грехом. А если он оставит намаз или отложит от своего времени, или совершит раньше времени, нарушит пост в месяц Рамазан, и это всё без шариатской причины, то это является большим грехом.
Если мусульманин оставит деяния из-за легкомысленного отношения к Шариату, или же издевается – как, например, если один другому скажет: «Постриги ногти – это Сунна», а тот, проявив неуважение, с насмешкой, ответит: «А что это такое, чтобы было Сунной?» – то он впадает в неверие.
Если запретное деяние мусульманин будет выполнять таким образом, что из его действий понимается, что он считает это дозволенным, то это признак его неистинной веры, при этом он также впадает в неверие.
Такие поступки ввергают мусульманина в неверие для окружающих в применении шариатских решений по отношению к нему, если даже люди заметят просто признак, а стопроцентной известности о таком его отношении к шариатским деяниям не будет. А для Аллаха он будет неверующим при стопроцентной известности.
Если человек претворяет в жизнь шариатские деяния без истиной веры в сердце, а с целью сбережения себя и своего имущества или для получения материальной выгоды из установленных в Исламе финансовых материальных систем – такой как закят, добыча с битвы и т. д., то это лицемерие – наихудший вид куфра (неверия).
Да убережёт нас Аллах от этого! Амин!
Статья составлена по книге «Шархуль Мафруз»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Основы вероубеждения мусульманина
Во имя Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и милосердного лишь к уверовавшим – на том.
Хвала Аллаху, обязавшему людей изучать истинную акиду (вероубеждение) и повелевшему им придерживаться убедительных доводов. Благословение и приветствие нашему Пророку (мир ему и благословени), наставляющему на истинный путь, и его чистой семье, и его благочестивым сподвижникам, которые последовали за истиной.
Воистину, эта наука (акида) – наиважнейшая из всех наук Шариата по единогласному мнению всех учёных, потому что она связана с верой, с вероубеждением и основами Ислама, и исследует она неоспоримые истины Вселенной. И это (истины) – существование Творца и функции (назначение) сотворённого. В связи с этим многие учёные назвали эту науку «наука основ религии», ещё её называют ильм ат-таухид, ильм аль-калям, ильм аль-акида, аль-фикх аль-акбар, аль-иман.
Определение науки основ религии
Эту науку (акида) называют наукой основ религии. Ас-Суюти дал ей следующее определение: «Это наука, исследующая то, в чём необходимо быть убеждённым. Учёные её назвали наукой основ религии, потому что она исследует основы Ислама и его важные положения и первые цели, крайности (пределы), она – это вера, а остальные постановления религии – это ответвления, и они основаны на ней.
Необходимо указать на то, что темы науки основ религии ограничиваются темами, что пришли в Священном Коране и достоверной, бесспорной (надёжной) Сунне. Поистине, с течением времени увеличились только методы (формы) её изложения, уговаривания (уверения), призыва, концентрации, защиты, дискуссий. Ограничиваются темы науки вероубеждения составными частями веры в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, в Судный день, в решение и предопределение Аллаха и во всё то, что связано с этим или ответвляется от вышеизложенного, из того, что пришло в изложениях Шариата, но вместе с ограничением.
Предисловие науки
Воистину, у любой науки есть десять основ: граница, тема, плод, достоинство, отношение, сочинитель, название, откуда она берётся, решение Всевышнего насчёт неё, предмет обсуждения. Некоторые люди довольствуются изучением только части из них. Но тот, кто изучил все эти десять основ, тот овладел благородством.
Её граница – то есть определение науки таухид – в арабском языке: знать, что определённая вещь одна (едина). В Шариате: это поклонение Единому Богу вместе с убеждением, что Он Един, признавая Его сущность, качества (сифаты) и действия.
Это наука, посредством которой устанавливают религиозные убеждения из её достоверных доводов.
Её тема: сущность Всевышнего, пречист Он, с той стороны, что вменяется людям в обязанность (аль-ваджиб) по отношению к нему, что невозможно (аль-мустахиль) и что возможно (аль-джаиз). Также сущность посланников, ещё самият (т. е. то, что пришло про День Суда…) по отношению к убеждению (т. е. то, во что необходимо верить).
Её плод: познание Всевышнего Аллаха категоричными доводами и успех вечным счастьем.
Её достоинство – воистину это лучшая из всех наук, потому что она связана с сущностью Всевышнего Аллаха, сущностью Его посланников и того, что следует за ними.
Её отношение: воистину это основа всех наук, а всё, что помимо неё, является ответвлением.
Её сочинитель: Абу аль-Хасан аль-Ашари и его последователи, также Абу Мансур аль-Матуриди и его последователи.
Её название: наука ат-таухид, ещё её называют наука аль-калям.
Откуда она берётся: из доводов разума и доводов, пришедших в Коране и Сунне.
Решение, установленное Всевышним насчёт неё: индивидуальная обязанность (фард аль-айн), возложенная на каждого разумного, умственно полноценного и совершеннолетнего мусульманина, будь он мужчиной или женщиной.
Предмет обсуждения: вопросы, касающиеся обязательных, возможных и невозможных вещей.
Предисловие
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и Милосердного лишь к уверовавшим – на том. Благословение и приветствие лучшему из рабов, нашему господину Мухаммаду и его семье и сподвижникам, обладателям великолепия и благоразумия.
Мухаммад бин аль-Фадили аш-Шафии, называвший себя рабом, который нуждается в милости своего Великого Господа, писал: «Один из наших братьев попросил меня составить небольшую книгу о единобожии (таухид). И я ответил на его просьбу, следуя стопам великого учёного шейха ас-Сануси в установлении доводов, но всё-таки я привёл доводы сразу же (т. е. к доказываемой вещи) и добавил разъяснение, так как знаю несовершенство учащегося, который попросил меня написать книгу. Хвала Аллаху, получилась эта книга полезной для умелого донесения до людей того, что в ней. Я её назвал «Достаточное людям из того, что вменяется им в обязанность из науки единобожия». У Всевышнего Аллаха я прошу, чтобы она принесла пользу людям. Он мне достаточен и Он – прекрасный Покровитель.
Знай, что каждому мусульманину вменяется в обязанность знать пятьдесят убеждений (догм, воззрений), и для каждого убеждения необходимо знать общий или подробный (детальный) довод. Некоторые учёные сказали: «Является условием, чтобы человек знал подробный довод». Но всё-таки большинство учёных сошлись на том, что достаточен общий довод для каждого убеждения из этих пятидесяти.
Вот пример для подробного довода. Если спросят: «Что является доводом на существование Всевышнего?» – нужно ответить: «Довод на существование Всевышнего – творения». И скажет ему спрашивающий: «Творения указывают на существование Всевышнего Аллаха со стороны возможности существования или со стороны возникновения после отсутствия?» Необходимо правильно ответить задающему вопрос. А что касается его возражения: «Эти творения только», и не знает он, являются ли доводом со стороны возможности существования или возникновения после отсутствия. Вот этот довод называют общим, и он достаточен обычным людям, по мнению большинства учёных.
Что же касается следования без довода (таклид), это когда человек знает все пятьдесят убеждений, но вместе с тем не знает общих или подробных доводов для них. Насчёт такого человека между учёными существуют разногласия.
Некоторые сказали, что недостаточно следование без довода, и следующий таким образом (т. е. без довода) является неверным (кяфиром). Этого мнения придерживаются Ибн аль-Араби и ас-Сануси, который в книге «Шарх аль-Кубра» сказал, что недостаточно просто следование без доводов. Но всё-таки некоторые учёные передали, что ас-Сануси позже отказался от своих слов и сказал, что достаточно следование без доводов. Однако мы нашли в его книгах только утверждение, в котором говорится о недостаточности…».
По материалам книги Кифаят аль-Авам
составленной шейхом Мухаммадом аль-Фадилиаш-Шафии
Истинное вероубеждение. Что приводит к этому?
Что заставило Всевышнего потребовать от нас поклонения Ему? Что побудило Его возложить на нас исполнение обрядов, вероубеждения? Не мог ли Он оставить своих рабов свободными от всякого бремени, ведущими такой образ жизни, который им захотелось бы вести, обустроить в своей жизни такой порядок, который они бы возжелали? И некоторые в этом бесконечном беспорядке вопросов, которые приходят им в голову, возвращаются к одному из них, который их терзает и не даёт покоя: для чего Аллах ﷻ держит меня под бременем повелений и обязательств всю жизнь? Что уменьшилось бы у Него или что увеличилось, если бы я не совершал всего этого?!
Поистине, Всевышний Аллах сотворил по Своей безупречной и совершенной Воле это бытие со всеми его составляющими творениями, подразделяющимися на виды и роды. И совершенная мудрость Воли Аллаха ﷻ востребовала, чтобы из этих творений стало избранным лишь одно (и это творение – человек), и чтобы оно возвысилось над остальными в качестве управляющей и созидающей силы, а остальные – как то, что подчинено ему, подвластно его распорядку и служит ему силой. То есть человек как индивид и единица творений был определён в качестве созидающей силы на этом свете, в чьих руках – распорядок. И на это намекает аят Корана (смысл): «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они спросили: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он ответил: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете»» (сура «Аль-Бакара», аят 30). И то же самое изрекается в другом аяте (смысл): «Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней» (сура «Худ», аят 61).
И все это привело к общей необходимости, чтобы человек был наделён определёнными способностями и качествами, которые помогали бы ему на этой стезе и делали бы его совершенным существом по его сути, способным исполнять то, для чего он был избран, в отличие от других творений.
И Аллах ﷻ наделил его такими качествами, как разум, интеллект и тем, что исходит из них – способностью изобретать что-то новое, целеустремленностью. А также – сначала самоутверждением себя как личности, затем, в результате развития, как эго, которое не признаёт никого, кроме себя. Вложил в него стремление к власти, авторитету, величию. И к этому, как завершающий этап всего, добавил способность желать эти качества и то, что побуждает его ко всему этому. А если Аллах ﷻ избрал человека управляющей и созидающей силой этого мира, то исполнить эту функцию он сможет, лишь обладая этими качествами.
И все эти вышеперечисленные качества по сути являются теми, которые присущи лишь Всевышнему, но – в совершенном качестве, такие как Знание, Сила, Могущество, Владение, Правление, Принуждение. Все они даны для того, чтобы, будучи присущими человеку, приводили его к признанию им Творца, способного и на более совершенное. Также их наличие ломает хребет эго человека и даёт ему понимание, что из всего, что в нём есть, то, что указывает на божественность, есть лишь одно имя, которое характеризует его по отношению к другим творениям, ниже него уровнем по развитости интеллекта. При этом есть вероятность того, что человек будет использовать эти способности не в том направлении, которое ему указано, что приведёт его к притеснению более слабых, чем он, а тех, кто сильнее его, он осмелится уничтожить.
Мы осознали, что эти качества, насколько восхваляемы, настолько же опасны, и поняли, что это могущество в руках человека имеет силу. И, следовательно, для того чтобы держать их в узде и направлять, необходима другая сила, способная на это, которая отводила бы желания человека от плохого и заставляла бы его использовать свои способности только в нужном русле. И невольно возникает вопрос: что же заставляет человека мыслить и действовать в правильном направлении – устанавливая мир и созидая спокойствие и порядок на земле?
И человек осознаёт всё это, поразмыслив, и уверует в это твёрдой верой и убеждением, которое основано на логике. В итоге вероубеждение ставит тех, кто возгордился и возвысился над другими, на должный уровень, не нарушающий общую гармонию, а тех, кто слаб, возвышает, не нарушая их права.
На это указывают слова Корана (смысл): «Фараон возгордился на земле и разделил её жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие. Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками, даровать им власть на земле и показать Фараону, Хаману и их воинам то, чего они остерегались» (сура «Аль-Касас», аяты 4-6).
Таким образом, человек нуждается в исповедовании истинной религии, признающей лишь одного Творца, требующей выполнения обязанностей, выражающих его рабство в безусловной форме, – начиная с младенчества до смертного одра. Человек должен признать, что Аллах ﷻ не нуждается в его исповедовании и соблюдении того, что Он велит, всё совсем наоборот: мы сами постоянно нуждаемся в этом, дабы стать счастливыми на этом свете и на том.
Саид Рамазан Бути. «Кубрал якиният»
Что такое акыда- вероубеждение?
Исламское вероучение — это свод вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными понятиями.
Слово «акыда» является производным от глагола акада, что в арабском языке несет смысл связывания чего-либо одного с чем-либо другим. Слово акоид представляет собой форму так называемого ломанного множественного числа этого слова. Следовательно, исламское вероучение — это свод вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными понятиями.
В целом, для убежденности в чем-либо, веры во что-либо, объект убеждения следует знать так хорошо, чтобы не оставалось никакого сомнения. Для этого, прежде всего, следует осмыслить его, воспринять его. Затем же, это чувственное постижение и восприятие должно преобразоваться научное просвещение. Позже, спустя время, по мере утверждения других доказательств, то самое наше знание об объекте убеждения подтверждается, и ввиду этого наша вера, наше представление относительно этого объекта еще больше укрепляется. После того как вера в это знание прочно обоснуется в нашем сознании, это знание станет воздействовать на наш разум и совершаемые нами действия.
Когда же определенное знание, превратившись в нашу мысль, наше мнение, достигнет такого уровня, что сможет направлять наши эмоции, и сможет управлять нашими действиями, вот тогда это знание обернется вероубеждением. Следовательно, вероубеждение — акийда — может быть основано только на знании.
Определение исламского вероучения — акоид
Ученые давали различные определения исламскому вероучению. Приведем некоторые примеры:
Ахмад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ал-Валали ал-Микнаси, автор книги «Фалсафатут тавхид ав ашрафул макосид», привел следующее определение:
«Это знание, которое формирует религиозные убеждения на основе верных, крайне достоверных доказательств».
Автор книги «Мавакиф» Абдуррахман Ахмад Абдулгаффар ал-Ийджи говорит следующее:
«Это знание, которое способно обосновать религиозные убеждения путем приведения фактов и опровержения сомнений».
Имам Газзали в своей известной книге «Ихйау улумид дин» сказал следующее:
«Акоид — это знание, посредством которого постигаются единобожие, сущность и качества (сифаты) Всевышнего Аллаха».
Аш-Шариф ал-Джурджани в своих комментариях к «ал-Мавакиф» сказал:
«Калáм — это такая наука, в которой на основе исламских законов обсуждаются сущность и качества Всевышнего Аллаха, а также, состояния таких вероятностей, как начинание и возвращение».
Мухаммад Абдуху в своей книге «Рисалатут Тавхид» говорит следующее:
«Акоид есть такое учение, в котором рассматриваются положения о существовании Аллаха, о том, какие сифаты должны (ваджиб) утвердиться в отношении Него, о том, что должно (ваджиб) отрицаться относительно Него, о пророках, о том, какими они обязаны (ваджиб) быть, какие определения можно относить к ним, и какие определения запрещено относить к ним».
Самым легким, всеобъемлющим и универсальным определением является определение выдающегося ученого Али Кари, которое приводится в части дополнения к написанному им комментарию к «Фикхул Акбар»:
«Это такая наука, в которой рассматривается то, во что следует веровать».
Мы же говорим, что все определения дополняют друг друга, и еще остаются некоторые не оговоренные отдельные моменты.
Цель науки акоид
Предмет науки акоид
Что касается темы науки акоид —это явления, в которых следует быть убежденным в силу необходимости, при естественном обнаружении или в процессе поисков доказательств и истины. В науке акоид ведутся суждения по всем этим вопросам, что не является секретом для многих.
Илмут Тавхид
Помимо того, что Тавхид — это одно из божественных качеств (тавхид — «единственность»), это понятие также собирательно обозначает все другие качества, и излагает все, что достойно Всевышнего Аллаха, и все то, что не присуще кому-либо другому, помимо сущности Всевышнего Аллаха. Тавхид является девизом исламской нации. Ислам прославился и обрел привилегированность среди других религий именно посредством тавхида.
Такое название используется в отношении необходимых (востребованных) вероубеждений потому, что вопрос единственности (вахданият) Всевышнего Аллаха является самым известным и самым почетным среди суждений в этой области.
Широкое распространение это название получило в десятом веке хиджры. К примеру, шейх Мухаммад Абдух написал книгу «Рисалатут Тавхид» («Трактат о тавхиде»). Известный муфассир ал-Касими написал книгу «Далаилут Тавхид» («Доказательства тавхида»).
Илмул Акоид
Это название возникло в четвертом веке хиджры, чуть позднее предыдущих названий. Потребность в данном названии возникла после смешения вероучения с философскими учениями, особенно после смешения переданных (наклий) и рациональных (аклий) учений, с тем, чтобы отделить истинное чистое вероучение праведных предшественников (салафус салихин) от вероучения последующих поколений, в котором уже просматривалась смесь философии и рациональных толкований.