что нужно чтобы быть маркетологом
Как стать маркетологом с нуля
Как с нуля стать маркетологом? Потерять миллион!
Сейчас объясню подробнее.
Если вы хотите стать маркетологом, вы уже маркетолог. Почти. Дело за малым: образование и опыт.
Это два пути, которые не исключают друг друга, но открывают совсем разные двери.
1. Первый путь – высшее образование. В вузе вы получаете базовые знания и учитесь нетворку. Это отличный фундамент (только если дело не касается курсов от инфоцыган).
Дело в том, что бесконечно возникающие курсы и мастер-классы от самопровозглашенных гениев маркетинга помогают вам разве что потратить кругленькую сумму, а могут и навредить в работе. Например, кейс со «взломом системы»: мол, чтобы сэкономить на НДС, нужно просто прикрутить другой регион, например, Беларусь. На деле вас просто заблокируют или оштрафуют. Это микропример расхожих лайфхаков, которые воспринимаются как гениальная, неизвестная ранее информация, передающаяся, как письма счастья в школе. Попадаться на эти ловушки не стоит. Выбирайте хороший вуз или сразу переходите к пункту 2, что даже важнее.
2. Второй путь – практика, и это самое ценное и интересное. Вы можете получить образование, и у вас будет диплом маркетолога.
Но как стать маркетологом, который не вредит, а помогает организациям, – это уже вопрос практики, которая всегда будет превалировать над знаниями. Это как в учебе на хирурга или летчика: вы должны «отпрактиковать», «налетатать» и «пооперировать» сколько-то часов.
В маркетинге вы должны перепробовать разные кейсы, поэкспериментировать, а самое главное – спустить рекламные бюджеты. Именно потерянный рекламный бюджет учит вас не допускать ошибок. Только неуспешные кейсы вас чему-то учат, если у вас что-то прекрасно получилось с точки зрения обучения, вы все сделали правильно, но не взяли себе жирный кусок опыта.
Маркетинг — это больше не про верные решения, а про обходы ловушек.
Сколько надо, мягко говоря, «потратить»? Примерно после миллиона слитого бюджета у вас сформируется какое-то понимание в диджитале. Если мы говорим про офлайн-маркетинг – около пяти слитых миллионов.
Вы никогда не забудете эти цифры, улетевшие в форточку, и всегда будете в мыслях возвращаться к ним, садясь за очередную смету. Однако опыта у вас будет с каждым разом все больше, и понимание, как сделать из минного поля «лакшери резорт» придет само.
Удачи и больше практики: practice makes perfect!
Ниже подборка бесплатных курсов, которые погрузят вас в основы интернет-маркетинга, его базовый инструментарий. Сервисы позволяют получить новые навыки и сертификаты, подтверждающие вашу компетенцию в продуктах.
1. Google Навыки (курс + сертификация) – вводный курс в интернет-маркетинг.
2. Skillshop With Google – специализации по инструментам Google.
3. Яндекс школа (курсы + сертификация) – сочетайте разные форматы обучения: онлайн-курсы, статьи, вебинары, кейсы и конференции или выберите эксперта по обучению.
4. Facebook Blueprint (курсы + сертификация) – полный курс по управлению бизнес-инструментами в инфраструктуре продуктов FB.
5. Target.My.com. Онлайн-курсы (уроки + сертификация) – вводные базовые знания по таргетированной рекламе в экосистеме mail.ru.
6. Образовательные курсы VK – простым языком о возможностях площадки.
7. OWOX Academy (курс + сертификация) – откройте для себя мир маркетинг-аналитики и начните уже нормально работать с данными в моделях атрибуции.
8. MindBox (курсы + сертификация) – если вы еще не в курсе, как работают триггерные персональные коммуникации, умные товарные ленты и как автоматизировать рассылки, то вам очень нужен этот курс.
9. CallTouch личный сертификат (документация + сертификация) – вам очень нужно знать, как работает коллтрекинг и делается речевая аналитика.
10. Figma уроки – мастхэв-инструмент для прототипирования, верстки и подачи визуального контента.
11. Wikium тренажеры для мозга – зарядка для ваших когнитивных функций и просто хороший инструмент отвлечься от текущей операционки.
Дальше вам нужно понимание: в какую область двигаться; стать широким специалистом и подниматься на руководящие должности, либо горизонтальное развитие в узкую специализацию.
Для руководителя с компетенциями в интернет-маркетинге нужно несколько скиллов:
Это все нужно для оценки текущего состояния конкретного бизнеса.
Это если совсем широкими мазками. Идеально все-таки иметь представление, как работает применяемый инструментарий в том или ином канале привлечения/обработки/удержания/продажи/послепродажного обслуживания.
И главное – не бояться делать ошибки на стадии планирования и реализации. Если вы контролируете то, чем занимаетесь, то все можно оперативно исправить. Удачи!
Как основатель нескольких стартапов не понаслышке знаю о важности маркетинга. Хороший маркетолог на вес золота – найти такого сложно, а от него очень сильно зависит успешность продукта. Выскажу свое мнение по поводу того, как стать востребованным маркетологом.
Небольшое наблюдение: в нашу компанию нанимались стажерами-маркетологами как студенты и выпускники топовых вузов, так и самоучки. Самоучки, или люди, которые не изучали маркетинг как основную специальность, справляются намного эффективнее. Так что я не считаю, что 4 года в условном ВШЭ сделают из тебя конкурентоспособного специалиста, и справиться можно без вышки.
Как мне видится становление маркетологом с нуля:
1. Обучиться базовым скиллам: письменная грамотность, минимальное владение фотошопом, уверенное владение экселем и все в этом духе. Это можно изучить бесплатно, материала на эту тему полно в свободном доступе. На что стоит сделать акцент – умение писать хорошие тексты, так как в маркетинге ОЧЕНЬ много текстов: сделать пресс-релиз, написать письмо, оформить пост и даже сторис. Рекомендую читать профильную литературу на эту тему. «Пиши, сокращай», к примеру. И учиться у лучших: подписаться на блоги и телеграмм-каналы крутых маркетологов и с разборами интересных кейсов.
Про крутых маркетологов могу поделиться своим мнением. В первую очередь хочется упомянуть Говарда Шульца, сам проходил его онлайн-курс, остался доволен: много полезных знаний и прям основ-основ. Из русскоговорящих могу отметить Романа Виаса и Александра Постановича. Оба очень активно ведут соцсети, их тоже бывает полезно почитать.
2. Курсы. Возможно, звучит избито, но курсы действительно могут быть полезны. Особенно если в курсе много практики. Если есть финансовая возможность, не вижу смысла пренебрегать курсами. Главное, конечно, искать качественные курсы, а не принимать участие в инфоцыганских интенсивах.
Насчет того, как отличить инфоцыганские курсы от нормальных: боюсь, только по отзывам и рекомендациям авторитетов, хотя бы тех, о которых я рассказал выше. Отзывы на специальных сайтах достаточно легко накрутить, так что я бы опирался на мнение экспертов в этой области. К счастью, они довольно часто рассказывают, что думают о тех или иных курсах.
3. Стажировки. Компании постоянно ищут стажеров в маркетинговый отдел, потому что в этой сфере, несмотря на ее мнимую популярность, просто чудовищная нехватка кадров. Идите стажироваться, даже если не очень уверены в своих знаниях: компании тратят много времени, чтобы объяснить всё практически с нуля. Чтобы попасть на стажировки, чаще всего нужно написать мотивационное письмо или выполнить творческое задание. Для подготовки к этим испытаниям могу только посоветовать книги: «Основы маркетинга», Филип Котлер и «Маркетинговые войны» Джек Траут, Эл Райс.
4. Практика. Ничто не поможет лучше, чем попытаться что-то сделать «своими руками». Разобраться в настройках таргетинга, развивая свой блог или паблик, узнать, какой контент лучше заходит на примере собственных сторис. Помню, в новостях был случай, когда несколько парней креативно вели аккаунт булочной в Питере, а булочная об этом даже не знала – они вели его неофициально. Продажи булочной росли, про парней узнали, и их тут же завалили предложениями о работе креативные агентства. При том, что ни у кого не было маркетингового образования – это то, о чем я говорил в начале. Я бы и сам с удовольствием взял к себе в компанию сотрудника с таким бэкграундом.
Вот такая вот вышла подборка советов, надеюсь, будет полезно.
Давайте попробуем с позиции «что бы я сделал, если бы решил стать маркетологом в 18 лет».
В 18 лет очень тяжело понять, кем ты хочешь стать в будущем, поэтому очень часто студенты ошибаются с выбором направления обучения в университетах. Мой случай не исключение. Я закончил бакалавриат по направлению «инженер-программист», но если бы в 18 лет знал, что захочу стать интернет-маркетологом, то совершенно точно пошел бы получать высшее образование в другой вуз и на профильную специальность. Сейчас я общаюсь со многими начинающими и матерыми интернет-маркетологами и могу сказать, что и тем, и тем часто не хватает маркетинговой базы – фундамента, который как раз закладывают в соответствующих вузах.
Далее, после обучения в университете и в идеале прохождения стажировки, я бы устроился в агентство, которое специализируется на интернет-маркетинге. Во многих из них при трудоустройстве проводятся свои программы обучения для новичков, которые помогают и адаптироваться, и на практике разобраться с рынком услуг, которые мне предстояло бы оказывать на моей новой работе. К тому же опыт работы в агентстве позволил бы мне поработать с разными проектами и сферами бизнеса, что важно с точки зрения расширения профессионального кругозора и получения разностороннего опыта для любого специалиста.
Из общения с коллегами знаю, что мало кто из сотрудников агентств продолжает работать на своем месте больше 3 лет, поэтому через 3-4 года я бы отправился в «свободное плавание», освоив все необходимые для этого навыки.
Ну а тут уже 2 варианта: либо оказывать услуги своими руками, либо создавать собственную команду и применять весь положительный опыт работы в агентстве на себе. В моем случае они реализуются поэтапно, не мешая друг другу.
Свой путь я начала с поступления на вечернее отделение социологического факультета МГУ для возможности совмещения учебы и работы. Мой выбор остановился на этой специальности, потому что мне нравятся гуманитарные и социально-экономические направления.
После первой сессии я составила открытое резюме (доступное для просмотра всем зарегистрированным на портале работодателям), еще не до конца понимая, кем и где я хочу работать. Профессия маркетолога сама нашла меня – я была приглашена на собеседование в системный интегратор INTACT. Из-за отсутствия опыта работы меня взяли по программе стажировки – одной из многих, которые часто проводит компания. Ко мне был приставлен наставник, мой непосредственный руководитель, который до сих пор направляет и курирует меня, даже спустя 2,5 года работы. В период стажировки я проходила активное обучение маркетингу, его направлениям, брендингу, и другие вводные обучения, в том числе по тайм-менеджменту. Я освоилась за короткий период времени и достаточно быстро стала получать более крупные и важные задачи и проекты.
В профессии маркетолога, лично для меня, есть много преимуществ: во-первых, маркетолог находится в непосредственной близости от начальства, а также держит связь со всеми департаментами компании, во-вторых, большое количество самых разнообразных задач. Например, я, помимо задач из традиционного маркетинга (таких, как сувенирная продукция, презентации, брендинг) занимаюсь также организацией клиентских мероприятий.
Если говорить о том, какой путь должен пройти человек, чтобы прийти в профессию маркетолога, то я бы, безусловно, отметила важность какого-либо образования. Это может быть высшее образование по таким специальностям, как социология, маркетинг или реклама, либо различные курсы, которые дадут больше прикладного опыта и помогут найти то направление, которое тебе интереснее.
Несмотря на то что, по моему опыту, большая часть знаний и навыков приобретается на рабочем месте, в профессии маркетолога необходима эрудиция, здоровый перфекционизм, широкий кругозор и умение общаться с разными типами людей. Для маркетолога очень важно уметь коммуницировать, аналитически мыслить, возможно, в чем-то быть излишне скрупулезным и ответственным.
Людям, которые хотят с нуля стать маркетологами, я бы посоветовала пробовать, расширять свой кругозор и не бояться получить «неправильный» или «ненужный» опыт, поскольку такого не бывает. При составлении резюме нужно не бояться указывать свои самые, на первый взгляд, небольшие достижения, как, например, умение писать тексты или активное участие в общественной жизни.
Работаю интернет-маркетологом чуть больше года. До этого работала с документами, училась в вузе на бизнес-аналитика и мечтала уйти в IT.
У меня был блог, и я уже много начитала материала об интернет-маркетинге. Документы тогда совсем надоели. У компании, где я работала, был сайт, на тот момент убитый лендинг, потом что-то вроде сайта-галереи. Собралась с духом и вызвалась заняться его продвижением. И дико втянулась. Полностью вела сайт, решала, какие продукты будем продвигать, анализировала конкурентов и рынок.
Попросила оплатить мне полугодовое обучение в онлайн-школе по интернет-маркетингу. Целыми днями читала книги, статьи, смотрела множество видео-уроков, выступлений спикеров. Ходила на тематические конференции и выставки. Вкладывала все свое время в развитие.
В какой-то момент поняла, что достигла потолка. Тогда начала искать новую работу. Нашла компанию-разработчика ПО. Как и мечтала, работаю в IT-компании. В трудовой книжке гордо красуется «маркетолог».
На моем примере могу сказать, что если хотите стать интернет-маркетологом с нуля, то начните с самообразования и той компании, где уже работаете. Предложите помощь по сайту для начала или полное ведение, как это сделала я. Не стоит полагаться исключительно на онлайн-школы, они не панацея. Все свои главные знания я приобрела с помощью самообразования и на практике, методом тестирования гипотез и тыканья на все кнопки.
Я бы не хотела миновать никакие этапы своего пути к маркетингу, поскольку они привели меня туда, куда я хотела попасть. Было сложно, страшно, хотелось все бросить много раз из-за неуверенности в своих силах и знаниях. Но всё получилось, и это круто!
Подведем итоги
1. Мнения практиков о необходимости высшего образования для старта в профессии маркетолога разделились примерно 50/50. Одни уверены, что фундаментальная вузовская база нужна, другие считают, что и без нее вполне можно справиться с работой, и даже может лучше получиться. Так что, если вы привыкли подходить к делу основательно, то можете поступать в вуз, чтобы изучать классику маркетинга, а потом уже набираться практического опыта.
2. Другой путь – самостоятельное изучение основ маркетинга и его инструментария. Это можно сделать, подписавшись на каналы и блоги известных маркетологов, и воспользоваться онлайн-курсами «Яндекса», Google, ВК, Facebook, Figma. Если есть возможность заплатить за учебу, не стоит пренебрегать курсами известных агентств и компаний.
3. Дальше, если уже есть хотя бы минимальное представление о том, что и как надо делать, – стажировка. Многие компании набирают новичков, не имеющих никакого опыта, и растят маркетологов буквально с нуля.
4. Креативный вариант начала карьеры маркетолога: раскрутить какой-либо продукт (свой аккаунт, канал кофейни на соседней улице, сайт компании, в которой работаете совсем не на позиции маркетолога) и использовать результаты уже для своего продвижения в бизнесе.
И еще один важный вывод. Если решили с нуля стать маркетологом, не бойтесь делать ошибки: большие и маленькие провалы – это тоже опыт, и очень ценный, потому что вы точно будете знать, как не надо делать, а это уже много.
Как сделать карьеру в digital: первый год жизни интернет-маркетолога
Интернет-маркетинг манит хорошими зарплатами и драйвом, рынок развивается, спрос на хороших специалистов растет. Кроме того, искусственный интеллект и нейросети в ближайшем будущем не планируют отбирать у человечества эту профессию. Другими словами, не работа — мечта. Одна проблема: новичку сложно прорваться в digital даже несмотря на обилие курсов и материалов. Работодатели не готовы наслаждаться ошибками новоиспеченного диджитальщика и терять в деньгах.
Рассказываем, как пережить первый год в онлайн-маркетинге и не сломаться.
Путь интернет-маркетолога по мнению экспертов в интернете выглядит следующим образом:
1) Получите высшее образование по маркетингу, научитесь делать SWOT-анализ и работать с матрицей BCG
2) 5 лет оптимизируйте сайты, станьте гуру контекста, выучите PHP, HTML и JavaScript, научитесь писать не хуже Максима Ильяхова, получите сертификат на знание Яндекс.Метрики
3) Поздравляем! Вы — интернет-маркетолог!
План амбициозный, но увы, бестолковый. Он оставляет больше вопросов, чем ответов: с чего начать, как выбрать специализацию и где практиковать навыки?
Чтобы помочь новичкам выжить в безжалостном мире digital, мы с Елизаветой Целютиной, интернет-маркетологом бизнес-школы IHSBM, составили «маршрут развития». Начиная стажером, Лиза прошла диджитал-интенсив по ирландской программе DMI и «без отрыва от производства» тут же тестировала новые знания в своей компании. Надеемся, этот опыт поможет джуниорам за короткий срок пройти путь с нуля до перспективного специалиста по онлайн-маркетингу.
Шаг 1. Обучение
Не слушайте старообрядцев, которые рекомендуют начинать с классического маркетинга: в одно ухо влетит, в другое вылетит. В первый год никто вам не доверит составлять SWOT-анализ и выводить новый продукт на рынок. Вернитесь к этому чуть позже.
Если выбирать самый короткий путь в профессию, лучше все-таки разориться на хороший курс по digital-маркетингу (IHSBM, Нетология, Digital October). Лучшие инвестиции — инвестиции в себя, не жадничайте на знаниях, это ваш карьерный фундамент.
Специализация — дискуссионный вопрос. По нашим наблюдениям, быстрее растут те диджитальщики, которые выбрали путь «всего по чуть-чуть». Поэтому если у вас нет твердого убеждения всю жизнь посвятить только контекстной рекламе, лучше выбрать «обзорный курс», в котором изучаются все аспекты интернет-маркетинга. Кроме того, только попробовав каждый инструмент digital-маркетинга, сможете понять, к чему лежит душа — SMM, планирование кампаний или SEO-хардкор.
Что касается бесплатного контента, доступного в интернете. Он поможет, если у вас уже есть в голове база и система. Для комплексной самостоятельной подготовки с нуля бесплатные вебинары-семинары, блоги и книги не подходят, но могут еще больше запутать и разочаровать.
Зато во время обучения стоит подписаться на проверенные источники: специализированные СМИ (Cossa, vc.ru, Seonews), блоги известных агентств (Texterra, Ingate, i-Media, Adventum, IT-agency). Задача — нарастить вокабуляр. Вас должны перестать пугать бесконечные CPC, CTR, ARPU и LTV. Отдельное внимание уделяйте изучению кейсов. Чтобы проникнуться целями и задачами интернет-маркетинга, читайте и впитывайте, как компания N с помощью рассылок повысила продажи на 15%, а стартап X с помощью социальных сетей привлек 1000 лидов.
Шаг 2. Идем практиковаться!
Итак, у вас голова трещит от новых знаний, а на стенке висит сертификат. Пришло время практики. Составляем резюме на должность ассистента. Лайфхак: лучше делать не одно универсальное, а каждое затачивать под конкретную вакансию. Да, это дольше, чем бездумно жать на кнопку «Откликнуться», но и выхлоп больше.
Если нет цели попасть в консервативную компанию с сотрудниками в галстуках, можно составить резюме в неформальном виде. Добавив щепотку творчества и оригинальности, не забудьте про свой серьезный подход к делу. В этой сфере ценится креативность, особенно для SMM и email-маркетинга, которую вы таким способом и продемонстрируете. Никому не хочется пичкать потребителя сухими и монотонными постами. Возможно, так вы избавите себя от тестового задания.
Есть мнение, что лучше и быстрее можно стартовать в агентстве, однако мы не будем так категоричны. Самое главное и неожиданное — на собеседовании вы должны задать очень много вопросов! Не смотрите пока на соцпакеты, корпоративные плюшки и даже зарплату. Выиграв бесплатные завтраки и оклад на 10 тысяч больше сейчас, вы рискуете целый год проверять договоры с подрядчиками или делать бесконечные ресайзы баннеров. Интернет-маркетинг у каждого разный.
Так как нам нужен быстрый старт в digital-маркетинге, ищите компании с разноплановыми проектами. Выбрав должность ассистента по SEO или помощника по контекстной рекламе, вы будете долгое время выполнять механическую работу, решая однотипные задачи. Да, вы быстро вырастете в одной сфере. Однако потом вам будет трудно получить работу с более широким кругом обязанностей. Как минимум по зарплате вы не сможете сильно вырасти.
Итак, вот список вопросов, который можете смело брать на собеседование, чтобы приятно удивить рекрутера.
1) Отдел маркетинга или команда проекта
Узнайте, как можно больше об отделе интернет-маркетинга, уточните, какие задачи решаются штатными силами, какие — аутсорсом. Что получается сейчас хорошо, а где провалы или проблемы, попробуйте уточнить их причины. Может, до вас уже три человека сгорели на этих участках еще на испытательном сроке, и вы следующая жертва, просто потому что компания сама не знает, чего хочет?
2) Бизнес-процессы и ИТ-составляющая
Интересные маркетинговые задачи требуют системного подхода и грамотного управления проектами. У команды должны быть инструменты для обсуждения и планирования работы. Используют ли Trello, Меgaplan, Worksection, Basecamp? А как насчет Scrum и Agile? Современный маркетинг не работает без ИТ-решений: нагло выясняйте, какую CRM используют в компании, какой сервис для рассылок, настроена ли Яндекс.Метрика и на каком движке сделан сайт. Чем шире применяемый инструментарий, тем интереснее и продуктивнее будет работа.
3) Бюджет на маркетинг или средний бюджет проекта
Все просто: он должен быть. Да, на рынке есть мастера по партизанскому маркетингу, но начинать лучше в проектах, где есть маркетинговые бюджеты, иначе массу эффективных приемов привлечения аудитории вы так и не распробуете. Новичку надо «понюхать» проекты хотя бы с небольшими бюджетами, чтобы почувствовать возможности онлайн-маркетинга.
«С деньгами любой дурак сможет» — эта присказка скорее про PR, потому что в маркетинге работает другой подход: каждый вложенный рубль должен принести 10 рублей прибыли.
4) Как растут и обучаются сотрудники?
В компании внедрена система наставничества — сразу два жирных плюса в её пользу. Если нет, спросите у HR-менеджера, часто ли сотрудников отправляют на обучение, принято ли ездить на профильные конференции? В таких компаниях вы будете расти в два раза быстрее, да и веселее, пожалуй.
5) Какие планы на ближайшее будущее у компании в интернете?
Если она довольна своей контекстной рекламой и почтовыми рассылками, и ничего больше не планирует, значит, вы будете работать роботом. А как же ваша мечта сделать мир лучше? На рынке полно компаний, которые только сейчас открывают для себя новые соцсети, мессенджеры, чат-боты, блоги, видео-стриминг, с помощью которых делают свои продукты и обслуживание по-настоящему увлекательными и полезными. Вот, где нужно реализовываться!
Не сдавайтесь и не снижайте планку, если на первых собеседованиях вы встретили полнейшее недоумение.
Значит, у компании нет ресурсов на реализацию интересных и качественных проектов, хорошего опыта вы здесь не получите. Работа просто на стаж в digital — смертный приговор для карьеры.
Осторожнее относитесь к фармацевтической, алкогольной и табачной отрасли — здесь работают очень специализированные инструменты. Избегайте сложных b2b-компаний: тут тоже специфический маркетинг, традиционные онлайн-инструменты работают пока плохо. Не ставьте крест на этих сферах насовсем — нет, просто с наработанным опытом там будет проще.
Идеально: ИТ-компании и e-commerce, digital-агентства полного цикла, услуги (трэвел, ивенты, развлечения, недвижимость, фитнес).
Шаг 3. Практика и специализация
Итак, вы ассистент отдела маркетинга или junior digital specialist. Если вам выделили наставника — поздравляем, это счастливый билет. Но увы, в российских компаниях такая практика еще большая редкость.
В остальных случаях, старайтесь держать под контролем ваше развитие в компании. Это не так трудно, как кажется — рассказывайте, какими задачами вам интересно заниматься, проявляйте инициативу, задавайте вопросы коллегам.
Если есть возможность, сразу начинайте с социальных сетей. Изучите, как устроены аккаунты компании, какой контент там публикуется, какие вопросы задают подписчики. Проследите, в какой форме общались с подписчиками: было ли это «Хай, котики» или же «Здравствуйте, уважаемые подписчики»? Параллельно погружайтесь в бизнес, тщательно промониторьте конкурентов. При должной сноровке у вас на это уйдет 1-2 недели.
Далее подключайтесь или просите присоединиться к e-mail маркетингу. Изучив прежний опыт, предложите написать текст рассылки, освойте сервис, поверстайте в нем тестовые письма. Особое внимание уделите теме письма — текст рассылки может быть бесконечно хорош, но какой в этом толк, если тема не сработала, и Open Rate низкий. На это уйдет еще неделя.
Теперь подступайте к контексту. Посмотрите, как настроены текущие рекламные кампании. Изучите, какие установлены таргетинги по времени и географии, как выставляются ставки, какие используются минус-слова. Нашли ошибку? Не стесняйтесь предлагать свои рекомендации. Попросите потренироваться в составлении семантического ядра для новой услуги или акции. На изучение аккаунтов Директа и AdWords заложите неделю.
Пошла тяжелая артиллерия: теперь можно залезть в SEO. Посмотрите, что на вашем сайте из контента работает на благо выдачи, как устроена навигация, есть ли блог, по каким ключевым словам продвигается ваш сайт, какие пункты из внешней оптимизации выполнены. И опять не спускаем глаз с конкурентов. Недели должно хватить.
И вот только сейчас пришло время аналитики. Изучите, что и как настроено в личном кабинете, какие выставлены цели, какие цифры собираются. Проштудируйте отчеты, загляните в вебвизор. Аналитика — один из самых жизненно важных разделов онлайн-маркетинга. С ее помощью вы узнаете, какая часть рекламного бюджета тратится впустую, а что приносит максимальный эффект.
К концу испытательного срока у вас должно быть четкое представление об эффективности каналов, стоимости лидов, системе распределения бюджета. Кроме того, вы должны знать ваших конкурентов и ЦА почти в лицо!
За следующие полгода вам надо научиться оптимизировать маркетинговый бюджет, анализируя стоимость одного клика, лида или покупки по всем каналам. Так вы сможете на каждый вложенный рубль генерировать не 10 рублей прибыли, а 20 или даже 30. Такие успехи руководство не оставляет без внимания и поощряет премиями.
Вот еще 5 советов, чтобы хорошо себя зарекомендовать в компании
• На самой начальной стадии с особой осторожностью беритесь за задачи на креатив и планирование (идеи для рассылок, посты для социальных сетей, темы объявлений). Чтобы не изобретать велосипед, всегда выясняйте, что уже было сделано, и главное, что из этого получилось, а что — нет.
• На первых порах вам может показаться, что в компании все устроено не так идеально, как рассказывали на курсах. Не спешите критиковать или опрометчиво советовать, как надо делать. Первые два месяца работы — не время для радикальных предложений. Запишите свои наблюдения и вернитесь к ним спустя некоторое время. И помните, что любой спорный вопрос можно решить с помощью А/В-тестирования.
• Составляйте чек-листы и проверяйте свои действия — новички часто по невнимательности забывают поставить какую-нибудь галочку. А одна такая галочка, например, по геотаргетингу в контекстной рекламе, может очень серьёзно сказаться на качестве трафика.
• Научитесь грамотно и интересно писать! Вам необязательно выдавать креативные слоганы, достойные каннских львов, но писать хорошие тексты для блога, рассылок, социальных сетей вы должны! При этом не забывайте, что для каждой компании нужна своя стилистика.
• Учитесь, учитесь и еще раз учитесь! Digital — это развитие нон-стоп: новинки, лайфхаки и тренды. За этим нужно следить и успевать оперативно внедрять, пока вас не опередили конкуренты. Составьте план по обучению — вот теперь пришло время для блогов, книг, вебинаров.
Где-то через 9-12 месяцев упорного труда, начинайте думать о своих KPI. Зарплата хорошего маркетолога складывается из оклада и бонуса, который высчитывается по ключевым показателям. Чаще всего это новые лиды-заявки. Учитесь работать на результат — это здорово мотивирует, не даст вам заскучать и затормозить в развитии. Да и фраза: «Я получил большее за меньшую цену» для работодателя лучше любой вашей «корочки».
Если год в компании прошел, а вы до сих пор занимаетесь только мониторингом СМИ, ответами на комментарии клиентов в соцсетях, размещением новостей на сайте и бумажками — это повод серьезно задуматься. Кажется, что вы занимаетесь фигней? Меняйте компанию. Подумайте о специализации. Может, за время работы у вас появился фаворит — тогда стоит отдать ему предпочтение и посвятить год-два оттачиванию навыка в какой-то одной сфере, например, SMM или видео-блогинг. Подтяните теорию, подбейте резюме цифрами — и снова в бой!