верно ли что периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением

Система мониторинга в соответствии с ФГТ

верно ли что периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением. Смотреть фото верно ли что периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением. Смотреть картинку верно ли что периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением. Картинка про верно ли что периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением. Фото верно ли что периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением Светлана Торопова
Система мониторинга в соответствии с ФГТ

В настоящее время общество и государство предъявляют к образованию принципиально новые требования и 10.03.2010 г. вступил в силу приказ № 655 от 23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть включает в себя:

• организацию пребывания детей в ДОУ;

• содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей;

• содержание коррекционной работы;

• планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценка);

• и систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Для всех сторон жизни социума огромное значение имеют те способности и качества личности, которые закладываются образованием, в том числе дошкольном. В связи с этим актуальными становятся вопросы о системе мониторинга за результатами образовательной деятельности.

Понятие “мониторинг” не имеет однозначного толкования, а изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности человека.

В рекомендациях Минобразования РФ (от 11 июня 1998 г. № 33) дано определение: “Мониторинг – постоянное наблюдение за нормированной деятельностью объектов инспектирования; сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования”.

В инструментарий педагогического мониторинга включается:

• система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта;

• сбор необходимой информации через: опросы (анкетный, выборочный, прессовый, репрезентативный, социометрический, экспертный и т. д.); анализ (документов, компонентов; последовательный, причинный, системный, структурно-функциональный и т. д.); наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т. д.) и другие методы исследования;

• формирование «банка данных», куда поступает получаемая информация;

• специальные (компьютерные) программы, помогающие в сборе и обработке данных (к сожалению, пока в силу остаточного принципа финансирования образование не в состоянии технически оснастить мониторинговые исследования в полном объеме).

Рассмотрим мониторинг (психолого-педагогический) как метод оценки итоговых и промежуточных результатов освоения Программы.

Планируемые результаты освоения Программы представляются по интегративным личностным качествам воспитанников.

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на: итоговые и промежуточные.

Промежуточная оценка (два раза в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей; т. е. результаты мониторинга.

Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

В соответствии с ФГТ: “Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ним, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Рассмотрим систему мониторинга образовательного процесса в программе “От рождения до школы”

К программе “От рождения до школы” вышло пособие “Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. Тетрадь для мониторинга детского развития” (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.

До конца 2012 года планируется выпуск тетрадей для мониторинга детского развития для всех групп детского сада, начиная со второй младшей группы, а также компьютерная программа на CD-диске, которая позволит проводить анализ динамики развития ребенка, а также сравнивать интегративные показатели по группе и по детскому саду в целом.

В представленной системе мониторинга отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.

В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки (оценки, основанной на мнении человека, проводящего с ребенком много времени (педагог ДОУ, родители, о том или ином его качестве). М-д наблюдения.

Тестовый подход не учитывает особенностей социального окружения детей и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны.

В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.

Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, мед. работники и др., то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны и родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Мониторинг проводится педагогом ДОУ. К заполнению разделов, в которых требуется оценка состояния здоровья дошкольника, привлекается мед. работник. В случае необходимости мониторинг может быть дополнен результатами обследования психологом и другими специалистами.

Оценка детского развития осуществляется в три этапа. Итоги отражаются в тетради, которая заполняется на каждого ребенка группы детского сада.

Все характеристики детского развития объединены в девять разделов. Каждый из них характеризует одно из интегративных качеств детского развития, определенного Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

На первом этапе оцениваются все показатели развития по каждому интегративному качеству. Для этого заполняются соответствующие таблицы, представленные в тетради. Каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 3 баллов.

На втором этапе суммируются полученные ребенком баллы по каждому разделу. На основании суммы баллов определяется итоговое значение, характеризующее развитие соответствующего интегративного качества (от 1 до 5 баллов). На основании итоговых значений заполняется сводная таблица результатов мониторинга и строится диаграмма развития интегративных качеств.

На третьем этапе проводится качественный анализ развития ребенка, основная задача которого — определение проблемных моментов детского развития.

Подводя итоги мониторинга, педагог заполняет сводную таблицу результатов и строит диаграмму развития интегративных качеств.

Диаграмма развития интегративных качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развития ребенка. Для этого он отмечает в диаграмме количество набранных дошкольником баллов по каждому интегративному качеству и соединяет показатели линией.

На диаграмме проведена горизонтальная пунктирная линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству располагается ниже этой линии, то необходимо провести дополнительную оценку развития данного качества другими специалистами. (Если результат по одному или нескольким интегративным качествам ниже 2 баллов, то требуется корректирующая работа педагога. Если результат ниже 1 балла, то требуется внимание специалиста.)

Если будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества.

Источник

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 г. Москва «Об осуществлении мониторинга системы образования»

В соответствии с частью 5 статьи 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила осуществления мониторинга системы образования;
перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.

2. Реализация полномочий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 19.08.2013, N 33, ст. 4378.

Правила осуществления мониторинга системы образования

2. Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662.

Мониторинг образовательных организаций, подведомственных Правительству Российской Федерации, осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Мониторинг федеральных государственных организаций проводится федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при проведении мониторинга в пределах своей компетенции осуществляют сбор, обработку и анализ информации, установленной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

По решению органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с привлечением иных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами.

Порядок проведения мониторинга федеральных государственных организаций устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций.

Итоговые отчеты о результатах мониторинга федеральных государственных организаций размещению в сети «Интернет» не подлежат.

9. Органы местного самоуправления ежегодно, не позднее 25 октября года, следующего за отчетным, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации итоговые отчеты.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, иные федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также образовательные организации, подведомственные Правительству Российской Федерации, ежегодно, не позднее 25 ноября года, следующего за отчетным, представляют в Министерство образования и науки Российской Федерации итоговые отчеты, за исключением итоговых отчетов в отношении федеральных государственных организаций.

10. Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно, не позднее 25 декабря года, следующего за отчетным, представляет в Правительство Российской Федерации отчет о результатах мониторинга, содержащий результаты анализа состояния и перспектив развития образования, подготовленный на основании итоговых отчетов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных государственных органов, имеющих в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения информационной открытости отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее 1 месяца со дня его представления в Правительство Российской Федерации.

Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу

I. Общее образование

1. Сведения о развитии дошкольного образования:

а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;
д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

2. Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования:

а) уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
д) условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
и) финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях.

II. Профессиональное образование

3. Сведения о развитии среднего профессионального образования:

а) уровень доступности среднего профессионального образования и численность населения, получающего среднее профессиональное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам среднего профессионального образования;
в) кадровое обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в части реализации образовательных программ среднего профессионального образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;
д) условия получения среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;
ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в части обеспечения реализации образовательных программ среднего профессионального образования;
и) структура профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (в том числе характеристика филиалов);
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ среднего профессионального образования.

4. Сведения о развитии высшего образования:

а) уровень доступности высшего образования и численность населения, получающего высшее образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам высшего образования;
в) кадровое обеспечение образовательных организаций высшего образования и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ высшего образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение образовательных организаций высшего образования и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ высшего образования;
д) условия получения высшего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы высшего образования;
ж) финансово-экономическая деятельность образовательных организаций высшего образования в части обеспечения реализации образовательных программ высшего образования;
з) структура образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования (в том числе характеристика филиалов);
и) научная и творческая деятельность образовательных организаций высшего образования, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, связанная с реализацией образовательных программ высшего образования;
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ высшего образования.

III. Дополнительное образование

5. Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых:

а) численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;
г) материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;
д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
е) финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ;
ж) структура организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе характеристика филиалов);
з) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;
и) учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей.

6. Сведения о развитии дополнительного профессионального образования:

а) численность населения, обучающегося по дополнительным профессиональным программам;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ;
г) материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ;
д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
е) условия освоения дополнительных профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
ж) научная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, связанная с реализацией дополнительных профессиональных программ;
з) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ;
и) профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования.

IV. Профессиональное обучение

7. Сведения о развитии профессионального обучения:

а) численность населения, обучающегося по программам профессионального обучения;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по основным программам профессионального обучения;
в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных программ профессионального обучения;
г) материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных программ профессионального обучения;
д) условия профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
е) трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации основных программ профессионального обучения;
и) сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе.

V. Дополнительная информация о системе образования

8. Сведения об интеграции образования и науки, а также образования и сферы труда:

а) интеграция образования и науки;
б) участие организаций различных отраслей экономики в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности.

9. Сведения об интеграции российского образования с мировым образовательным пространством.

10. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования:

а) оценка деятельности системы образования гражданами;
б) результаты участия обучающихся лиц в российских и международных тестированиях знаний, конкурсах и олимпиадах, а также в иных аналогичных мероприятиях;
в) развитие механизмов государственно-частного управления в системе образования;
г) развитие региональных систем оценки качества образования.

11. Сведения о создании условий социализации и самореализации молодежи (в том числе лиц, обучающихся по уровням и видам образования):

а) социально-демографические характеристики и социальная интеграция;
б) ценностные ориентации молодежи и ее участие в общественных достижениях;
в) образование и занятость молодежи;
г) деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию условий социализации и самореализации молодежи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *