великое повечерие это такое что
КРУГ БОГОСЛУЖЕНИИ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ И ИХ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ
В дни Святой Четыредесятницы совершаются следующие богослужения: великое повечерие, утреня, часы с чином изобразительных, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия святого Иоанна Златоуста и Литургия святого Василия Великого.
Великое повечерие, совершаемое обычно отдельно от утрени, служится вечером в те дни Святой Четыредесятницы, в которые не было полной Литургии, а именно: вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великой Четыредесятницы за исключением вечера пятницы 5 седмицы (суббота Акафиста); другими словами, великое повечерие совершается в те дни, которые следуют за днем поста, а не за праздником.
Утреня во время Великого Поста имеет свои особенности: с одной стороны, в обычные, седмичные дни Великого Поста (с понедельника по пятницу включительно), с другой – в субботы и воскресенья Великого Поста.
Великопостные часы совершаются:
В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого Поста.
В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. В субботы же и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого Поста (кроме субботы), а именно:
В среду и пятницу всех седмиц Великого Поста (с 1 по 6 включительно).
В четверг 5 седмицы (когда на утрене бывает чтение Великого канона), исключая случай, когда на этот день приходится Благовещение, – тогда Литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник (день чтения Великого канона).
В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если на эти дни не приходится Благовещение).
В дни памяти святых с полиелеем: 24 февраля/9 марта – Обретение главы Иоанна Крестителя, 9/22 марта – Сорок мучеников Севастийских и в храмовый день, случившиеся в период от 2 до 6 седмицы Великого Поста.
Литургия святого Иоанна Златоуста совершается в субботы от 1 до 6 седмицы Великого Поста, в Неделю Ваий и на Благовещение.
Литургия святого Василия Великого служится в первые пять воскресений Великого Поста и два раза на Страстной седмице – в Великий Четверг и в Великую Субботу (даже если на эти дни придется Благовещение).
В Киево-Печерской Лавре, согласно Студийскому Уставу, Литургия Преждеосвященных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого Поста, за исключением первой седмицы.
ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ
СОСТАВ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Великое повечерие состоит из трех частей.
По своему составу первая часть Великого повечерия приспособлена ко времени отхода ко сну. Святая Церковь, рассматривая сон как подобие смерти, просит Господа даровать сон мирен и безмятежен отходящим ко сну (псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90). После псалмов чтение вечерних молитв прерывается пением стихов из пророчества Исайи: «С нами Бог», в которых выражается торжественная уверенность в близости к нам Божественной помощи. В тропаре «День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер, прошу, с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя» Церковь воссылает благодарение Богу за истекший день и просит Господа о даровании безгрешного вечера и ночи. Выразив затем свою веру в чтении Символа веры, Церковь испрашивает молитвенного посредничества у всех святых ходатаев перед Богом, особенно у Божией Матери: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных». Затем бывает чтение особых тропарей (по дню) и читается Богородичен. «Господи, помилуй» (40). «Честнейшую Херувим». Заканчивается первая часть молитвой святого Василия Великого, в которой кратко перечисляются моления, содержащиеся в первой части.
Вторая часть великого повечерия по своему составу – покаянная. Начинается она призывом к молитве и поклонению Христу Богу: «Приидите, поклонимся». Далее, псалмами 50, 101 и молитвой царя Манассии Святая Церковь призывает верующих к полному исповеданию своей греховности и живому осознанию гибельности пребывания во грехе. Осознание своей греховности и моление о помиловании содержится в произносимых (после Трисвятого и «Отче наш») покаянных тропарях: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Вторая часть заканчивается молитвой «Владыко Боже, Отче Вседержителю», в которой кратко повторяется содержание молитв второй части.
Третья часть великого повечерия состоит из славословий и хвалений Богу и святым угодникам Божиим и называется хвалебной. Начинается она также с «Приидите, поклонимся», далее – псалмы 69 и 142, являющиеся как бы переходом от службы покаянной к службе более торжественной. Непосредственно за псалмами следует чтение великого славословия. После канона и «Достойно есть», Трисвятого по «Отче наш» хор поет: «Господи сил, с нами буди» (на 6 глас) со стихами. Затем читается «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время», «Честнейшую Херувим». И молитва святого Ефрема Сирина.
После Трисвятого по «Отче наш» – «Господи, помилуй» (12), «Нескверная, неблазная», «И даждь нам, Владыко» и прочее. Затем творится отпуст.
Устав великого повечерия во Святую Четыредесятницу излагается в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе, гл. 49 («Последование 1 седмицы» под 25 марта ), а также в храмовых главах.
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
1 часть. Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный» по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Приидите, поклонимся» и псалом 69 «Боже, в помощь мою вонми».
Псалом 69 читается здесь только в первые четыре дня первой седмицы Великого Поста, и после него читается канон святого Андрея Критского, разделенный на четыре части, читаемые соответственно в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы. Псалом этот читается также в начале третьей части Великого повечерия, а здесь, в начале, после «Приидите, поклонимся» читаются только 6 псалмов (читаются всегда).
Псалмы 4,6,12,24,30 и 90. «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (3). «Господи, помилуй» (3). Хор: «С нами Бог, разумейте язы́цы » («громко и со сладкопением») со стихами и припевом: «Яко с нами Бог» (в Киево-Печерской Лавре «С нами Бог» читалось). Чтец: «День прешед, благодарю Тя, Господи», «Верую». Священник (перед царскими вратами): «Пресвятая Владычице Богородице» (с поклонами). Хор повторяет тропари. Чтец: Трисвятое по «Отче наш»; тропари – в понедельник и среду: «Просвети очи мои» и прочее, во вторник и четверг: «Невидимых враг моих» и прочее.
Субботнее великое повечерие (совершается в пятницу вечером) имеет свои особые тропари.
На повечерии в пятницу вечером 1 седмицы читается тропарь мученика «Велия веры исправления». «Слава, и ныне»: «Вся паче смысла».
На повечерии в пятницу 2, 3 и 4 седмиц – тропари «Апостоли, мученицы и пророцы», «Слава»: «Помяни, Господи»; «И ныне»: «Мати Святая».
Накануне субботы 6 седмицы на повечерии – тропарь праздника «Общее воскресение».
Накануне Благовещения на великом повечерии читается свой тропарь праздника.
Накануне Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта), Сорока мучеников Севастийских(9/22 марта), храмового святого на повечерии читается тропарь праздника, «Слава, и ныне», Богородичен воскресный по гласу тропаря.
После чтения тропарей – «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую Херувим» и далее по порядку, включая молитву святого Василия Великого «Господи, избавлен нас».
2 часть. Чтец: «Приидите, поклонимся». Псалмы 50, 101 и молитва Манассии. Трисвятое по «Отче наш». Хор: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» (6 глас), «Слава»: «Господи, помилуй нас», «И ныне»: «Милосердия двери отверзи нам».
Накануне Благовещения и храмового праздника на великом повечерии вместо этих тропарей читается кондак праздника.
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим» и молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю».
3 часть. Чтец: «Приидите, поклонимся». Псалмы 69 и 142. (Псалом 69 в первые четыре дня первой седмицы Великого Поста читается в ином месте – в начале Великого повечерия).
Великое славословие (читается). Далее – канон Богородице и святому Минеи (если нет канона святого Андрея Критского).
После 3 песни канона – кондак и седален из Минеи, а после 6 песни – седален и Богородичен из Октоиха.
В пятницу вечером на великом повечерии поется канон покойный из Октоиха настоящего гласа. В канун субботы 1 седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу.
После канона поется «Достойно есть», а затем, после Трисвятого и «Отче наш», хор поет «Господи сил, с нами буди» со стихами.
В субботние великие повечерия вместо «Господи сил, с нами буди» читаются:
На первой седмице кондак великомученику Феодору Тирону.
На 2, 3 и 4 седмицах кондак «Со святыми упокой».
На 6 седмице кондак из Триоди святому Лазарю.
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время», «Честнейшую Херувим». После возгласа «Боже, ущедри ны» – молитва святого Ефрема Сирина. Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Нескверная, неблазная», «И даждь нам, Владыко», «Преславная Приснодево», «Упование мое, Отец». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Священник: «Владыко многомилостиве». В это время все молящиеся преклоняются до земли. Во вторник и четверг сырной седмицы и во все пятницы Великого Поста здесь бывает малый отпуст.
Священник: «Благословите, отцы святии» и ектению: «Помолимся о Великом господине и отце нашем», и в конце: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (3). Священник: «Молитвами святых отец наших». Хор: «Аминь».
ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В первой части великого повечерия 69 псалом читается в начале повечерия только тогда, когда читается канон святого Андрея Критского (первые 4 дня первой седмицы).
В конце первой части, после первого Трисвятого дневные тропари на повечериях под субботы, в канун Благовещения, полиелейных и храмовых праздников заменяются особыми тропарями воспоминаемого святого.
Во 2 части, после Трисвятого тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» накануне Благовещения и храмового праздника заменяются кондаками праздника.
В третьей части, после великого славословия поется канон в зависимости от дня седмицы (в субботу канон покойный), за исключением дней чтения Великого канона.
В той же третьей части после канона (после Трисвятого), в субботние великие повечерия вместо «Господи сил, с нами буди» читается кондак дня (воспоминаемого святого или «Со святыми упокой»).
ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОЙ УТРЕНИ
Начало великопостной утрени, до шестопсалмия включительно, такое же, как и у вседневной утрени.
Стихословие каждой из трех кафизм и 50 псалма начинается пением «Господи, помилуй» (3), «Слава». Ектений перед седальнами между кафизмами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников).
После 50 псалма священник читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя»; после возгласа «Милостию и щедротами» – пение канонов.
Каноны поются в соединении с песнями Священного Писания «Господеви поем». Порядок стихословия изложен в Ирмологии в главе «Указ, како глаголати песни и каноны во святую и великую Четыредесятницу». Канонов полагается три: святого из Минеи – полный и два трипеснца из Триоди: кир Иосифа и кир Феодора (Студитов). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель.
Трипеснцы содержат следующие песни:
В понедельник – 1, 8 и 9 песни;
во вторник – 2, 8 и 9;
в четверг – 4, 8 и 9;
в пятницу – 5, 8 и 9;
в субботу – 6, 7, 8 и 9 песни (четверопеснец).
Главные особенности пения канонов утрени следующие.
Песни, в которых имеется чтение трипеснцев Триоди (например, в понедельник – 1 песнь, во вторник – 2 песнь), обычно впереди себя имеют чтение (по Уставу – пение) нескольких стихов из Священного Писания (помещены в Ирмологии). Например, в понедельник со слов «Господеви поим», во вторник – «Вонми небо» и т.д. Исключением является 9 песнь, начинающаяся ирмосом Минеи. Эти стихи и тропари канонов читаются двумя чтецами или поются на глас – тот, на который следует петь канон из Минеи. Вместо обычных припевов к тропарям канонов читаются также стихи из Священного Писания.
После песней, в которых есть трипеснцы, поется катавасия – ирмос 2 трипеснца. Следующая же песнь начинается обычно пением ирмоса Минеи (если в данной песни нет трипеснцев) или попеременным чтением стихов из Священного Писания и тропарей канона Минеи, без пения в начале ирмоса, как это бывает на 3 и 6 песни в понедельник, вторник, среду (только в 6 песни), четверг и пятницу.
После 3 и 6 песней, когда в них не бывает трипеснца, катавасией бывают ирмосы этих песней из Минеи, которые в начале песни не поются, а переносятся в конец на катавасию (песнь же начинается чтением тропарей и стихов к ним из Священного Писания).
Особенность пения 2 песни (во вторник) состоит в том, что, после чтения (в начале) стихов из Священного Писания, поется ирмос 1 трипеснца, после которого читаются тропари трипеснцев с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». В конце первого трипеснца – «Пресвятая Богородице, спаси нас». В конце второго: на «Слава» – троичен, на «И ныне» – Богородичен. На катавасию – ирмос 2 трипеснца.
После канонов поется «Достойно есть», малая ектения, затем – светилен троичен гласа (напечатан в Ирмологии, Следованной Псалтири – в последовании утрени, в Типиконе, гл. 58, в конце 1 части Октоиха и в конце Триоди Постной).
Первый тропарь светильна имеет, подобно троичному тропарю, особое окончание – по дню. После светильна – на хвалитех стихиры и далее прочее последование вседневной утрени до «Благо есть».
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ
На каждом часе, по прочтении трех обычных псалмов, стихословится рядовая кафизма с обычными «Славами».
Не полагается кафизмы во все понедельники и пятницы – на 1 часе и во все пятницы – на 9 часе. Кроме того, не бывает кафизм в Великий Понедельник, Вторник и Среду на 1 и 9 часах.
На каждом часе троекратно поется тропарь часа с тремя земными поклонами.
На 1 часе: «Заутра услыши глас мой» (глас 6).
На 3 часе: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа» (глас 6).
На 6 часе: «Иже в шестый день же и час» (глас 2).
На 6 часе полагается чтение паремии из Книги пророка Исайи. Перед паремией и после нее поется прокимен.
В конце каждого часа произносится молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами.
Суббота | Неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утреня | 16, 17 | 2, 3, 17 | 4, 5, 6 | 10, 11, 12 | 19, 20, 1 | 6, 7, 8 | 13, 14, 15 |
1-й час | – | – | – | 13 | 2 | 9 | – |
3-й, 6-й и 9-й часы | – | – | 7, 8, 9 | 14, 15, 16 | 3, 4, 5 | 10, 11, 12 | 19, 20 |
Вечерня | 1 | – | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
Вечерня совершается днем во все седмичные дни, кроме субботы, после часов. Вечерня, указанная в графе «Суббота», служится вечером под воскресенье.
КАФИЗМЫ, ЧИТАЕМЫЕ В 5 СЕДМИЦУ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ
Виды богослужения в данный день | Суббота | Неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Утреня | 16. 17 | 2,3, 17 | 4. 5, 6 | 11, 12, 13 | 20. 1.2 | 8 | 13. 14. 15 |
1-й час | – | – | – | 14 | 3 | – | |
3-й, 6-й и 9-й часы | – | – | 7,8,9 | 15, 16, 18 | 4, 5, 6 | 9. 10, 11 | 19, 20 (на 9-м часе – нет). |
Вечерня | 1 | – | 10 | 19 | 7 | 12 | 18 |
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ
Великопостные часы совершаются: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).
1 час читается в конце утрени, сразу после молитвы святого Ефрема Сирина. Чтец: «Приидите, поклонимся» (3). Обычные псалмы: 5, 89,100. Затем чтец читает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа «(3), «Господи, помилуй» (3). «Слава», затем читается рядовая кафизма. В середине кафизмы бывает обычное пение «Славы». По прочтении 3 «Славы» кафизмы чтец заканчивает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3). Священник произносит тропарь (великопостного) часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Хор повторяет тропарь. Священник – первый стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Хор поет тропарь. Священник – второй стих: «Яко к Тебе помолюся, Господи». Хор поет тропарь.
На праздник Благовещения, храмовый праздник и праздник великого святого тропарь часа оставляется, чтец читает только тропарь праздника. В сыропустные среду и пятницу – тропарь часа читается, а не поется.
Священник: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец: «И ныне. Что Тя наречем, о, Благодатная». Хор: «Стопы моя направи по словеси Твоему» и прочие тропари.
В праздник Благовещения, храмовый праздник и праздник великому святому (а также в сыропустные среду и пятницу) тропарь «Стопы моя» читается, а не поется.
На Крестопоклонной седмице в понедельник и среду после «Что Тя наречем» на середине храма перед Крестом совершается поклонение Кресту. Священник после крестообразного каждения аналоя с Крестом вместо «Стопы моя направи» поет «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Затем, даже если в эти дни случится Благовещение или храмовый праздник, поются стихиры на поклонение Кресту: «Приидите, вернии».
Чтец: Трисвятое по «Отче наш», Богородичен дневной (см. Часослов), «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время», «Честнейшую Херувим».
В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на всех часах по Трисвятом и «Отче наш» читается кондак Кресту.
Священник: «Боже, ущедри ны» (чтец: «Аминь») и молитву святого Ефрема Сирина. Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12). Священник: «Христе, Свете Истинный». Хор: «Взбранной Воеводе». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее. Отпуст великий. 3, 6 и 9 часы.
Служба 3 часа имеет полное (обычное) начало, то есть после возгласа священника чтец читает: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и прочее.
Часы 6 и 9 начинаются с «Приидите, поклонимся». Затем на каждом часе следует чтение 3 обычных псалмов:
на 6 часе – 53, 54, 90.
на 9 часе – 83, 84, 85.
И бывает стихословие кафизмы (кафизма стихословится так же, как и на 1 часе). На девятом часе во все пятницы Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы кафизмы не положены. После стихословия кафизмы поется тропарь часа (великопостный) со стихами:
Тропарь 3 часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся». Стих 1: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Стих 2: «Не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
Тропарь 6 часа: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвожден в рай дерзновенный адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Стих 1: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего». Стих 2: «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя»
В среду и пяток сырные эти тропари не поются, а читаются. В праздники Благовещения, храмовый и великого святого читается тропарь праздника (великопостный тропарь часа оставляется). После произнесения священником: «Слава», чтец: «И ныне»: Богородичен часа.
В Великие Понедельник, Вторник и Среду после Богородична часа на часах – чтение Евангелия.
На 6 часе после Богородична: «Яко не имамы дерзновения» произносится тропарь пророчества, затем поется прокимен. Священник: «Вонмем». Чтец: «Глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя» (или другой прокимен, указанный наряду в Триоди). Слово «прокимен» чтец не произносит. Хор поет прокимен. Священник: «Премудрость». И читается паремия из Книги пророка Исайи. Затем поется второй прокимен, после чего (на 6 часе) чтец читает: «Скоро да предварят ны». Трисвятое по «Отче наш», тропари дня по Часослову и далее, как на первом часе, только отпуста после 3 и 6 часов не бывает. Перед молитвой святого Ефрема Сирина возглас на всех часах: «Боже, ущедри ны».
На 9 часе молитва святого Ефрема Сирина читается только один раз с 3 великими поклонами, на других часах и изобразительных: поклонов великих – 4, малых – 12. В праздники на часах – только по 3 великих поклона.
На 3, 6 и 9 часах после молитвы святого Ефрема Сирина читается молитва часа.
ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
Непосредственно за 9 часом совершается последование изобразительных (завеса царских врат открывается). Хор: «Во Царствии Твоем», с припевом «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (псалмы «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали душе моя» – не поются).
В среду и пятницу сырной седмицы, на праздники Благовещения, храмовый и великого святого, а также в Великий Четверг и Субботу – «Блаженны» не поются, а читаются; поклонов не бывает.
Чтец: «Лик небесный поет Тя» («Слава, и ныне», указанные перед тем, не читаются). «Верую», «Ослаби, остави», «Отче наш». Кондак дневной, «Слава: Со святыми упокой». «И ныне: Богородичен» (в праздники же здесь – только один кондак праздника), «Господи, помилуй (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Боже, ущедри ны» и молитва святого Ефрема Сирина (в праздники полиелейные, Благовещения, храмовые – совершаются только 3 великих поклона).
В дни, когда не служится Литургия Преждеосвященных Даров, после молитвы святого Ефрема Сирина сразу же начинается вечерня с чтения «Приидите, поклонимся».
Таким образом, вседневная вечерня в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы не имеет начального возгласа. Если же Литургия Преждеосвященных Даров в такой день служится, то изобразительны заканчиваются полным отпустом. В этом случае, после молитвы святого Ефрема Сирина читаются Трисвятое по „Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице».
Священник: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» (до «Честнейшую Херувим»). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3). «Благослови». Священник творит малый отпуст.
Далее следует начало Литургии Преждеосвященных Даров.
См. об этом: Розанов Н. Богослужебный Устав. М., 1902. Ч. II, гл. 31.
Эти окончания напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, гл. 58, Октоихе и Следованной Псалтири в последовании утрени.
См. подробное указание чтения канонов на великопостной утрени: Н. Розанов Богослужебный Устав, а также в Богослужебных указаниях. Изд. Московской Патриархии за 1950 и 1951 гг.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
О православном богослужении
Повечерие
Повечерие бывает двух видов: малое и великое.
Великое повечерие
Великое повечерие служится в седмичные дни Великого поста, а также в составе всенощной праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Состоит Великое повечерие из трех частей.
После чтения шести псалмов поется песнопение «С нами Бог, разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем чтец возглашает стихи из книги пророка Исайи, после каждого из которых поется припев «Яко с нами Бог». И в завершение опять повторяется полностью «С нами Бог. «
Затем поются тропари в честь Пресвятой Троицы: «День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, славословлю Тя, Владыко, вечер прошу с нощию безсоблазнство подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, песнословлю Тя, Святые, вечер прошу с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя» и «Безплотное естество херувимское немолчными песньми Тя славословят. «
Читается Символ веры.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», славословие Пресвятой Богородице «Честнейшую Херувим. «, «Молитвами святых отец наших. » и молитва, в которой кратко излагаются моления, содержавшиеся в первой части повечерия: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни, избави нас от всякия вещи, во тьме преходящия. «
Затем поются покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас. » На повечерии, которое бывает на бдении под праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения или на храмовые праздники, случившиеся в седмичные дни Великого поста, здесь поется кондак праздника.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим. «, «Молитвами святых отец наших. » и молитва, завершающая вторую часть повечерия, в которой мы просим помилования и спасения: «Владыко Боже Отче Вседержителю. «
Третья часть более торжественная, она главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го(в первые четыре дня Великго поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие.
Если Великое повечерие совершается в составе всенощного бдения, то после Великого славословия следует лития и далее последование не отличается от вечерни в составе всенощной.
Если повечерие служится не на бдении, то после этого поется канон (исключение составляют первые четыре дня Великого поста, когда Великий покаянный канон читается сразу после 69-го псалма в начале повечерия, поскольку этот канон настраивает душу к покаянию). Обычно читается один или два канона, иногда еще прибавляются стихиры.
Затем поется «Достойно есть» и читается Трисвятое.
Затем сорок раз произносится молитва «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время и на всякий час. «, в которой мы просим освящения и избавления от всякого искушения, «Честнейшую Херувим. «, «Молитвами святых отец наших. «
В седмичные дни Великого поста, кроме пятницы, здесь полагается молитва прп.Ефрема Сирина с поклонами и затем читается Трисвятое.
Далее читаются завершающие молитвы. Ко Пресвятой Богородице: «Нескверная «Нескверная, неблазная, нетленная. «, в которой мы просим заступничества Матери Божией в час исхода из этой жизни и дабы Пречистая Богородица избавила нас от осуждения на Страшном Суде. И молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души. «. Затем краткие молитвы: «Преславная Приснодево. «, «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе». И отпуст.
В седмичные дни Великого поста (кроме пятницы) отпуст повечерия содержит коленопреклоненную молитву: «Владыко многомилостиве. «
Малое повечерие
Код для блогов / сайтов |