в чем заключаются главные достоинства занятий лыжами
20 причин встать на лыжи этой зимой
Беговые лыжи вновь переживают всплеск популярности, во многом благодаря беговому буму. Зимой спортсмены-любители задумываются, как разнообразить тренировки, и выбирают ходьбу на лыжах – ведь этот вид активности сочетает все преимущества кардиотренировок.
Пользу ходьбы на лыжах сложно описать в двух словах, поэтому мы посвятили ей большую статью, чтобы у вас не осталось шансов не выйти на улицу и не покататься!
Ходьба, езда, бег или катание на лыжах – как правильно
Прежде чем перечислять плюсы лыжных занятий, определимся с терминологией. В народе можно услышать и о лыжной ходьбе, и о катании на лыжах, а продвинутые лыжники заявляют, что они «бегают» на лыжах. Так как же всё-таки правильно?
Словари об этом ничего не говорят, поэтому смеем предположить, что «езда на лыжах» и «катание на лыжах» употребляются в любых ситуациях как синонимы, а вот «ходьба» и «бег» различны по скорости передвижения.
Так, если лыжник движется со скоростью пешехода, следует употребить сочетание «ходьба на лыжах». А если его скорость ближе к скорости бегущего человека или выше, однозначно этот человек «бегает на лыжах».
Преимущества ходьбы на лыжах
Одно из больших различий между беговыми лыжами и другими видами спорта на выносливость, такими как бег и езда на велосипеде, заключается в том, что в лыжах не игнорируется верхняя часть тела. Таким образом, лыжный спорт позволяет гармонично развивать свой организм.
Ещё одно преимущество лыж – для новичка не нужно никакой экипировки. Для пробежек придётся потратиться на кроссовки, а осваивать лыжи можно, взяв их за небольшую плату в прокате. Если с прокатом повезло, и там предлагают актуальные модели лыж, ботинок и палок, заодно получится протестировать разные виды экипировки перед покупкой.
Зимой горные лыжи и сноуборд выглядят более привлекательными, чем ходьба на лыжах. Но как вам такие факты, особенно если у вас имеется тяга к сладкому: обычный лыжник за час может потенциально сжигать в два раза больше калорий, чем горнолыжник. Ну и, конечно, активный отдых с ходьбой на лыжах куда дешевле отдыха на горнолыжной трассе.
Если мы вас ещё не убедили прокатиться на лыжах, вот большой список причин, почему это непременно стоит сделать.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
20 причин встать на лыжи
1. Тренировка сердечно-сосудистой системы
Катание на беговых лыжах – отличная кардиотренировка для тех, кто устал от бега или ищет, как активно проводить время зимой. Большинство обычных людей, не фанатов спорта, зимой менее активны, чем в тёплое время года, так что лыжная прогулка даст необходимую нагрузку, улучшит кровообращение и укрепит здоровье и выносливость сердца.
2. Тренировка мышц всего тела
Бег на лыжах – это не только кардио, но и в какой-то мере силовая подготовка, поскольку активное катание на лыжах задействует мышцы всего тела. Отталкивание лыжными палками прорабатывает плечи и трицепсы, а также активизирует мышцы кора и укрепляет спину. Эти группы мышц без специальных занятий в тренажёрном зале зачастую очень слабы у бегунов и велосипедистов.
Чтобы увеличить нагрузку, не ленитесь отталкиваться на длинных плавных спусках, где порой так соблазнительно катиться без каких-либо движений.
3. Отсутствие ударной нагрузки
Ходьба на лыжах – занятие с небольшим уровнем воздействия на опорно-двигательный аппарат. Это делает её отличным упражнением для поддержания здоровья с низким риском травм.
Для бегунов такое преимущество лыж означает сохранение необходимой активности в случае получения травмы. За счёт того, что катание на лыжах классическим стилем во многом похоже на обычный бег, травмированный бегун не много потеряет в физической форме.
Помимо низкого воздействия на суставы, в лыжах также не перенапрягаются какие-то определённые мышцы, ведь нагрузка равномерно распределяется по всему телу.
4. Активное сжигание калорий
Лыжная подготовка задействует большое количество мышц – это не только требует много энергии в ходе занятия, но и ускоряет метаболизм по мере роста мышц.
5. Времяпрепровождение на улице
Зимой время, проведённое на свежем воздухе, резко сокращается, а с ним и получение витамина D. Благодаря лыжам, мы не только выбираемся на природу в парк или лес, где дышим свежим воздухом, но и проводим время на солнце, получая важный для организма витамин.
Витамин D способствует улучшению настроения, укрепляет кости и зубы, помогает иммунитету.
6. Положительное влияние на мозг
Отдых на природе может творить чудеса с психическим здоровьем. Физические упражнения на свежем воздухе улучшают настроение и в этом одерживают безусловную победу над тренировками в зале.
Эндорфины – химические вещества, подобные морфину, – вырабатываются гипофизом и гипоталамусом во время продолжительной лыжной прогулки. Именно они вызывают эйфорию и чувство благополучия и счастья.
7. Социализация
Катание на лыжах – отличное занятие для всей семьи. Чтобы научиться передвигаться на лыжах, потребуется не так много времени, и, к тому же, падения здесь не так болезненны, как это бывает при освоении катания на велосипеде. Пройтись на лыжах по простой трассе под силу даже самому преданному фанату сериалов Netflix.
8. Короткие всплески интенсивности
Большинство лыжных трасс проложены по рельефной местности, включающей крутые и плавные подъёмы. Если при обычном беге малотренированный человек соблазнится перейти на шаг, то во время лыжной прогулки пульс при подъёме на холм будет выше по сравнению с обычной ходьбой.
Тренеры говорят, что нескольких коротких всплесков высокой интенсивности во время физической активности может привести к гораздо более эффективной тренировке сердечно-сосудистой системы без вреда для эндокринной системы.
9. Тренировка баланса
Катание на лыжах, в особенности свободным стилем, требует баланса и координации движений. Таким образом, тренируя коньковый стиль передвижения, вы одновременно тренируете свою способность чувствовать положение различных частей тела и усилия, прилагаемые для их перемещения.
Это ещё называется проприоцепцией. Проприоцепция ослабевает с возрастом, поэтому чем больше вы проводите проприоцептивных тренировок, тем медленнее она будет ухудшаться.
10. Тепло даже в мороз
Пешая прогулка, велопоездка, сноуборд и горные лыжи очень требовательны к температуре на улице. В этих видах активности легко замёрзнуть в очень морозный день, а вот для бега на лыжах такой температурной преграды не существует.
Поскольку катание на беговых лыжах требует значительного количества энергии, вам точно не будет холодно, скорее всего, вы даже будете благодарны за морозный воздух.
11. Здоровые привычки
Бег на лыжах затягивает. Как и другие виды физической активности на природе, этот вид спорта вызывает сильное привыкание, но в хорошем смысле. Вслед за желанием чаще кататься вы обнаружите за собой более крепкий сон, увеличившееся потребление жидкости и нежелание проводить вечер пятницы в баре.
12. Более высокий уровень физической подготовки
Лыжники часто могут составить конкуренцию бегунам и велосипедистам на их стартах. Скорее всего, это связано с тем, что этот вид активности заставляет работать всё тело. Существует очень мало тренировок или упражнений, которые предлагают такой уровень эффективной работы.
13. Улучшение спортивных результатов
Бег на лыжах – отличное кросс-тренировочное занятие, которое поможет улучшить вашу выносливость и силу. Бегунам подойдёт классический стиль передвижения, а велосипедистам – свободный. Кросс-тренинг позволяет телу и разуму восстановиться после долгого и тяжёлого блока тренировок и гонок, предотвращая при этом значительное снижение общей физической формы.
Кроме того, если только бегать или ездить на велосипеде, это приведёт к дисбалансу тела, что в долгосрочной перспективе может спровоцировать травмы.
14. Низкая травмоопасность
Во время катания на горных лыжах, сноуборде и велосипеде развивается такая скорость, что при падении можно не только испугаться, но и переломаться. На беговых лыжах этот риск сведен к минимуму, потому что:
15. Улучшение остроты зрения
Катание на беговых лыжах улучшает способность переключать внимание в условиях яркого и слабого освещения, благодаря движению по заснеженной трассе. Такая постоянная адаптация глаз тренирует сетчатку.
16. Возрастная доступность
Беговые лыжи – это вид активного отдыха на свежем воздухе, которым могут заниматься люди любого возраста. Учитывая низкое воздействие на суставы, а также минимизированный риск получить травму, ходьба на лыжах подходит для людей пожилого возраста.
Независимо от того, выберет ли лыжник более расслабленный или более интенсивный подход к катанию, он всё равно получит все преимущества для здоровья.
17. Лыжные старты
У лыжного спорта богатая история, и окунуться в неё можно, отправившись на какой-нибудь лыжный марафон. По массовости лыжные марафоны совсем не уступают беговым, но вот по красоте, пожалуй, даже выигрывают, ведь трассы проходят среди гор, по замёрзшим рекам и по бескрайним полям.
18. Никаких очередей
Это преимущество беговых лыж перед горными. Когда на выходные и праздники люди приезжают отдыхать на горнолыжный курорт, они сталкиваются с огромными очередями на подъёмник, тратя своё драгоценное время. И так подъём за подъёмом, десятки раз за день.
Если вы выберете отдых на беговых лыжах, вам придется максимум один раз недолго постоять в очереди в прокате. Если же у вас свои лыжи, просто наденьте их и вперёд.
19. Длительная безопасная нагрузка
На лыжах можно кататься, если хватит выносливости, весь день. Длительные пробежки сильно нагружают опорно-двигательный аппарат, а долгие велопоездки заставляют ёрзать в седле. Тем, кто хочет прокачать выносливость, подготовиться к весеннему марафону, лыжные тренировки могут стать альтернативой «лонгранам».
Так как на лыжах ударная нагрузка незначительна, вы сможете кататься и быть активным дольше, чем если бы вы отправились на беговую тренировку. Потенциальные выгоды от этого существенны с физиологической точки зрения. Длительные лыжные занятия заставят ваше тело переключиться на жировой метаболизм.
Со временем организм научится эффективно использовать жир в качестве топлива, когда углеводы на исходе.
20. Любовь к зимним дням
Немногие из нас любят зиму с её холодом и отсутствием красок, но стоит только встать на лыжи, как вы увидите этот сезон совсем другими глазами и даже расстроитесь, услышав весеннюю капель. Поэтому если вас охватила тоска от долгих зимних месяцев, вставайте на лыжи!
Может ли ходьба на лыжах причинить вред
К сожалению, беговые лыжи не лишены недостатков. В частности, в нашей стране бывает сложно и долго добраться до лыжных трасс. Но есть ли в лыжах угроза для нашего здоровья? Перечисляя преимущества, мы отмечали, что ходьба на лыжах включает в работу всё тело. Это может быть сложно для новичков или пожилых людей, ведь здесь нужна и выносливость, и сила, и техника.
Будьте терпеливы и постепенны. Аккуратные тренировки никогда и никому не вредили. Мы рекомендуем контролировать частоту сердечных сокращений во время катания. Это позволит измерить уровень физической нагрузки и убедиться, что вы не слишком сильно нагружаете сердечно-сосудистую систему.
Поскольку беговые лыжи – это хорошая тренировка для всей мышечной системы, это также может привести к болям при отсутствии физической подготовки.
Из самых простых полезных упражнений мы можем выделить обычную планку, которая укрепляет мышечный корсет. Однако результатов в одночасье не добиться, поэтому лучше заняться укреплением до начала лыжного сезона. Планка не требует временных затрат. Просто делайте её ежедневно, постепенно увеличивая время или подходы.
Таким образом, катание на лыжах – отличная кардиотренировка, которая поможет гармонично развить тело и безопасно укрепить здоровье.
К теме №5: «Методика обучения способам передвижения на лыжах»
1. Перечислите условные фазы (этапы обучения) формирования двигательного навыка:
а) четыре фазы: образование, становление, развитие и закрепление навыка;
б) три фазы: образование, закрепление и совершенствование навыка;
в) две фазы: становление и развитие навыка;
2. Перечислите основные методы обучения:
а) контрольный, переменный, соревновательный;
б) равномерный, повторный, интервальный;
в) словесный, наглядный, практический;
г) игровой и круговой.
3. Укажите основной наглядный метод обучения:
а) плакаты с рисунками, схемами, таблицами;
б) видеозаписи и кинограммы;
г) лекции, указания и оценки.
4. Укажите последовательность применения методических приемов при обучении новому упражнению:
а) опробование – показ – объяснение – исправление ошибок;
б) исправление ошибок – показ – опробование – объяснение;
в) объяснение – показ – опробование – исправление ошибок;
г) объяснение – исправление ошибок – опробование.
5. Перечислите ведущие принципы обучения:
а) равномерный, переменный, игровой;
б) повторный, интервальный, круговой;
в) сознательности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации;
г) словесные, наглядные, практические.
6. Раскройте принцип систематичности в обучении:
а) регулярность занятий только в зимний период;
б) стабильная регулярность и соблюдение основных методических правил от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному;
в) чередование регулярности занятий и длительных перерывов;
г) постепенное повышение сложности решаемых задач по овладению техникой.
7. Выделите этап обучения, на котором целесообразно использовать учебную площадку:
а) первый – образование навыка;
б) второй – закрепление навыка;
в) третий – совершенствование навыка;
г) четвертый – становление навыка.
8. Каким способам передвижения обучают на учебной площадке:
а) классическим и коньковым ходам;
б) повороту «плугом» и способам торможении;
в) стойкам спусков и преодолению неровностей;
г) способам подъемов и поворотов.
9. Выделите способы передвижения, которыми овладевают на учебном склоне:
а) коньковыми и классическими лыжными ходами;
б) стойками спусков, способами подъемов, поворотов, торможений, преодоления неровностей;
в) переходами с одного лыжного хода на другой;
г) способами поворотов на месте.
10. На каком этапе обучения используют учебную лыжню?
а) на первом – образование навыка;
б) на втором – закрепление навыка;
в) на третьем – совершенствование навыка;
г) на четвертом – становление навыка.
11. Укажите рекомендуемую длину учебной лыжни:
12. Из каких частей состоит урок (УТЗ)?
а) основной и заключительной;
б) подготовительной, основной и заключительной;
в) подготовительной и заключительной;
г) вводной, разминочной и заключительной.
13. Охарактеризуйте основное назначение подготовительной части УТЗ:
а) организация занимающихся, подготовка инвентаря, учет количества присутствующих, сообщение задач урока, подготовка организма – разминка и подготовка мест занятий;
б) организация занимающихся, сообщение теоретического материала;
в) смазка лыж и подбор одежды, соответствующей погодным условиям;
г) подведение итогов занятия, задание на дом.
14. Каково назначение основной части УТЗ?
а) решение главных задач УТЗ;
б) подготовка организма к решению основных задач УТЗ;
в) организация занимающихся, подготовка лыжного инвентаря и мест занятий;
г) организованное завершение урока.
15. Раскройте назначение заключительной части УТЗ:
а) снижение нагрузки, организованное завершение урока, включая возвращение на лыжную базу, учет количества занимающихся, подведение итогов занятия, задание на дом;
б) организация и проведение зачетных испытаний по пройденному на УТЗ материалу;
в) решение основных задач УТЗ по теоретической подготовке занимающихся;
г) смазка лыж и подбор одежды, соответствующей погодным условиям.
16. Назовите основное (первое) подготовительное упражнение для ощущения сцепления лыж со снегом, овладевая перекрестной (разноименной) координацией движений рук и ног:
а) поворот на месте;
б) спуск по бугристому склону;
17. Назовите основу техники лыжных ходов:
в) отталкивание руками;
18. Выделите основную техническую ошибку в работе ног при обучении навыков попеременному двухшажному классическому ходу:
а) чрезмерное поднимание ноги вверх после окончания толчка;
б) двухопорное скольжение;
в) незавершенный толчок ногой;
г) излишнее колебание туловища в сторону при отталкивании рукой.
19. Из каких элементов состоит одновременный бесшажный ход?
а) из скольжения на двух лыжах с попеременным отталкиванием палками;
б) из одновременного отталкивания палками и скольжения на двух лыжах;
в) из одновременного отталкивания палками и одного скользящего шага;
г) из одновременного отталкивания палками и двух скользящих шагов.
20. Что является основой при реализации принципов постепенности, последовательности и систематичности в обучении и тренировке?
а) наличие у занимающихся качественного инвентаря;
в) учет физической и технической подготовленности каждого занимающегося;
г) наличие у занимающихся качественной одежды.
Рекомендуемая литература
1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М.: Академии, 2000.
3. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника: учебная книга / Т.И. Раменская. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 228 с.
4. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
Для проверки результатов самоконтроля используется приложение № 1
к теме №6: «Организация процесса обучения в различных звеньях образовательной системы»
1. В чем заключаются главные достоинства занятий лыжами?
а) в наивысшем по сравнению с другими средствами оздоровительном эффекте в сочетании с доступностью овладения движениями для людей любого возраста и уровня подготовленности;
б) в низкой финансовой стоимости занятий;
в) в высокой эмоциональности занятий;
г) в высокой популярности.
2. Какие факторы обеспечивают целительное воздействие живой природы на человека при занятиях лыжами?
а) проведение занятий в экологически более чистой лесопарковой городской или загородной лесной местности на свежем, морозном, естественно очищенном воздухе;
б) высокая скорость преодоления подъемов различной крутизны;
в) широкие, размашистые движения при использовании лыжных ходов;
г) частые, короткие шаги на лыжах.
3. Назовите минимальный возраст начала занятий на лыжах:
4. Назовите оптимальные погодные условия для лыжных занятий с детьми:
а) безветренная погода с температурой минус 15 0 С;
б) слабый ветер с температурой плюс 3 0 С;
в) безветренная погода с температурой около минус 5 0 С;
г) безветренная погода с температурой минус 20 0 С.
5. Назовите основной способ передвижения начинающего юного лыжника:
б) спуск с горы без палок;
в) подъем в гору с помощью палок;
6. В какой период обучения в школьные программы включена лыжная подготовка?
а) с 1-го по 11-й класс;
б) с 1-го по 4-й класс;
в) с 5-го по 8-й класс;
г) с 9-го по 11-й класс.
7. Перечислите наиболее эффективные формы организации школьных занятий по лыжной подготовке:
а) длительные лыжные походы – прогулки;
б) соревнования различной направленности;
в) подвижные игры, игровые упражнения/ задания на лыжах;
г) лыжные праздники.
8. Охарактеризуйте преимущества игровых форм организации школьных уроков по лыжной подготовке:
а) повышают эмоциональность и заинтересованность школьников, увеличивают их двигательную активность и моторную плотность урока, тормозят нарастания утомления;
б) целенаправленно развивают выносливость;
в) позволяют разнообразить способы передвижения;
г) целенаправленно развивают ловкость.
9. Какой объем нагрузки рекомендован для учеников 1-го класса?
10. Укажите рекомендованную длину дистанции для девушек 11-го класса:
11. Какую дистанцию рекомендуют проходить юношам 11-го класса:
12. Выделите главную задачу внеклассной и внешкольной работы с использованием лыж:
а) снижение травматизма при занятиях на лыжах;
б) пропаганда здорового образа жизни, приобщение возможно большего числа учащихся к занятиям и увлеченности лыжами;
в) подготовка сильнейших лыжников класса/ школы к соревнованиям;
г) подготовка к самостоятельной жизни.
13. Перечислите существующие формы занятий по лыжной подготовке студентов вузов:
а) факультативные и самостоятельные;
б) обязательные и дополнительные;
в) обязательные, факультативные, дополнительные и самостоятельные;
г) внеклассные и внешкольные.
14. Охарактеризуйте продолжительность и функциональную напряженность одного занятия на лыжах оздоровительной направленности:
а) не менее 2 ч с ЧСС = 140-160 уд/ мин;
б) 15-20 мин с ЧСС = 100-110 уд/мин;
в) 45-60 мин с ЧСС = 120-140 уд/мин;
г) не менее 30 мин с ЧСС = 180-200 уд/мин.
15. Какое минимальное количество занятий в неделю необходимо для достижения оздоровительного эффекта?
Рекомендуемая литература
1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академии, 2000.
2. Сергеев Г.А. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Лыжный спорт: учебник / Г.А. Сергеев, Е.В. Мурашко, Г.В. Сергеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
3. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 класс: методическое пособие / В.В. осинцев. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 267 с.
Для проверки результатов самоконтроля используется приложение № 1
III. Зачетные требования
1. Знать теоретический материал в соответствии с программой дисциплине, сдать текущие зачеты по пройденным темам.
2. Владеть техникой способов передвижения на лыжах.
3. Выполнить требования по учебной практике:
— уметь подавать строевые команды и управлять группой;
— провести урок по лыжной подготовке и его педагогический анализ;
— принять участие в судействе учебных соревнований (выполнить одну из судейских обязанностей).
4. Выполнить зачетный норматив по лыжным гонкам свободным стилем (нормативы ГТО на золотой знак):
— Мужчины 5 км – 23 мин 30 сек;
— Женщины 3 км – 18 мин 00 сек.
5. Выполнить контрольные задания:
— составить классификацию способов передвижения на лыжах;
— оформить документацию для проведения соревнований: положение, смету, заявку на участие в соревнованиях, техническую заявку, техническую заявку на командный спринт, техническую заявку на эстафету, стартовый протокол, итоговый протокол (итоговые результаты), отчет;
«Оздоровительное и воспитательное значение лыжных занятий»
«Оздоровительное и воспитательное значение лыжных занятий»
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.
Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем. Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм.
Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины.
Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей.
Формируя двигательные навыки тех или иных движений, нельзя ограничиваться развитием только количественных и качественных их сторон, не влияя при этом на воспитание ребенка в целом. К сожалению, воспитательная работа в процессе обучения детей ходьбе на лыжах зачастую остается без внимания педагога.
Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т. п.
Ходьба на лыжах с учетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии. Умелая организация и последовательность проведения процесса обучения ходьбы на лыжах помогает ребенку сравнительно легко овладеть этим видом физических упражнений, обеспечивает необходимую психологическую подготовку ребенка к преодолению возникающих затруднений.
Для детей школьного возраста естественно стремление к конкретной и увлекательной деятельности, к достижению определенных, конкретных целей. Такой деятельностью могут быть не только лыжные занятия, но и прогулки на лыжах в лес.
Лыжные прогулки требуют от учителя организации большой подготовительной работы с детьми: проведение беседы о том, как подготовить лыжи, каким должен быть костюм.
В этих беседах составляется и обсуждается план прогулки, ее маршрут и уточняются правила поведения детей на лыжной прогулке. В результате у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности, развивается сознательное отношение к требованиям взрослого, проявляется большая чуткость и заботливость по отношению друг к другу. Ребенок легко помогает своему товарищу закрепить лыжи, подсказывает наиболее рациональный способ преодоления препятствий (обход канав, склонов и т. п.). Совместные радостные переживания в процессе прогулок объединяют и сближают детей.
Большую роль в овладении двигательным навыком передвижения на лыжах играет эмоциональное состояние ребенка. Эмоции оказывают положительное влияние на все его поведение. Сам процесс физических упражнений, проходящих в природных условиях, доставляет ребенку наслаждение. Каждая лыжная прогулка является источником радости.
Зимний лес полон очарований, приятных неожиданностей и совершенно незнаком детям. Иногда этот величественный зимний пейзаж даже пугает детей. Они не видели раньше ничего подобного.
Лыжные прогулки в лес, парк, способствуют возникновению чувства любви к окружающему, будят мысль и желание узнать что-то новое, интересное о своем крае.
Детям 1-4 классов можно рассказать о происхождении лыж, о лучших советских лыжниках, о различных лыжных соревнованиях и т. д. Эти сведения вызовут еще больший интерес у детей к лыжным занятиям.
Если не обращать должного внимания на поведение ребенка при выполнении физических упражнений, указывали В. В. Гориневский, Г. А. Калашников, то страх и нерешительность нередко перерождаются в стойкое чувство робости, становятся чертой характера.
В процессе двигательной деятельности ребенок постоянно встречается с необходимостью преодоления тех или иных трудностей. Поэтому одна из основных задач физического воспитания в детском саду и заключается в том, чтобы помочь ребенку сознательно преодолеть чувство страха в различных упражнениях, подчинить страх своей воле, помочь мобилизовать знания и умения, проявив волю при выполнении задания.
Чувство страха и неуверенность в себе возникают у ребенка чаще всего в новой ситуации, при выполнении новых упражнений, а не в привычных условиях деятельности. Чтобы решить поставленную задачу, ребенок должен выбрать правильный и быстрый путь или способ действия, преодолевая страх.
Неоднократные наблюдения за детьми позволили выделить у них три типа поведения:
Почему же у детей возникает чувство страха и можно ли его предупредить? Это объясняется двумя причинами: отсутствием волевого усилия и недостатком умений и навыков.
Нередко страх у детей возникает в тех случаях, когда учитель нарушает требования методики, когда он не соблюдает принципа последовательности в обучении, когда им не продумана система обучения. Легкие задания не вызывают у ребенка волевого усилия, а трудные задания вызывают неуверенность в свои силы. Система обучения должна строго придерживаться принципа последовательности, постоянно подводя ребенка к выполнению более сложных заданий.
Нередко взрослые допускают серьезные ошибки: запугивают детей разговорами об опасностях спуска или просто запрещают спуск со склонов. В таких случаях ребенок заявляет: «Мама запретила мне скатываться, ушибиться можно». Боязнь болевых ощущений (и особенно, если они уже имели место в жизни ребенка) также является причиной страха у детей. Иногда страх может возникнуть в результате отрицательного примера других ребят. Увидев товарища, который нерешительно переступает по краю склона, девочка говорит: «Я тоже боюсь».
И, наконец, следует отметить, что при физическом утомлении значительно большее количество детей испытывает страх при спуске, отказывается от выполнения задания.
Зная причины появления страха, можно выделить наиболее эффективные пути его предупреждения. Страх исчезает с приобретением умений сознательно регулировать свою деятельность, с формированием правильного двигательного навыка, умения управлять своим телом. При этом дети говорят: «Я сам себе сказал, что надо научиться не бояться», «Когда думаешь, что страшно, никогда не съедешь с горки, я думаю, что не боюсь, и съезжаю», «Мне ни капельки не страшно, научился и не боюсь совсем».
У всех детей отмечается сильное желание во что бы то ни стало преодолеть трудности спусков и подъемов. Особенно ярко это проявляется в детских высказываниях: «Я очень хочу быстро и красиво спускаться с гор, я еще и с трамплина буду прыгать», «Мне никак не научиться на горку подниматься, а спускаться немножко страшно, но я все равно научусь».
Мотивы детских высказываний самые разнообразные (хочу научиться, хочу быть чемпионом, хочу быть смелым и бесстрашным, потому что это интересно, и т. п.). Желания, мотивы действия заставляют ребенка, приложить волевое усилие.
В значительной степени чувство страха у ребенка снижается одним только присутствием взрослого, к которому ребенок испытывает доверие, симпатию. Он стремится быть похожим на любимого человека и подражает его действиям.
Эффективность овладения движением в значительной степени зависит от умения детей самостоятельно оценивать технику передвижения, анализировать свои неудачи. Примером этому служит анализ и оценка движений учителя. Он нередко завышает оценку, чтобы дети почувствовали уверенность в себе. Так, на лыжной прогулке все ребята сразу же устремились на склон оврага, где они с удовольствием спускались, поднимались и снова спускались. Одна из девочек к склону не подошла. Учитель все время наблюдал за ней, но не предлагал спускаться с высокого склона. Девочка самостоятельно нашла маленький бугорок и спустилась. Учитель тут же обращает внимание детей: «Наша Нина сегодня смело спустилась с горки, правда, пока еще маленькой, но ведь все мы начинали с этого. Нина правильно присела, выставила руки вперед, чтобы не упасть, оттолкнулась и съехала. Скоро Нина будет вместе с нами спускаться». Радость от удачно выполненного движения, похвала воспитателя укрепили у ребенка уверенность, желание добиться успеха. На следующем занятии девочка уже самостоятельно начала спуск.
Воспитывая волю ребенка, особенно важно, чтобы педагог верил в его силы. Впервые удачно выполненный спуск вызывает у детей чувство удовлетворения.
Помогая детям спуститься, учитель сначала поддерживает их. Дети меньше боятся. Однако опасность этого метода в том, что ребенок может привыкнуть к постоянной поддержке при спуске как к дополнительной опоре, а это создает у него неправильное представление о характере движения.
Необходимо всемерно упражнять волю ребенка. Для этого надо постепенно и последовательно подводить его к осознанному анализу причин неудач, падения, стараясь воспитать уверенность в себе. Осознание своей безопасности, желание овладеть движением помогает преодолеть страх. С этой целью используются разнообразные методические приемы: анализ характера движений и причин неудач, одобрение педагога, пример детей, своевременное исправление замеченной ошибки, показ фильмов, чтение рассказов о бесстрашных спусках взрослых с высоких гор и т. п. Правильно сформированный двигательный навык ходьбы на лыжах способствует полному исчезновению страха у детей.
Оценка и самооценка в процессе формирования двигательных навыков имеет большое значение, так как в этом раскрываются возможности осознания детьми своих движений. Ребенок должен проявить способность к наблюдению и анализу, что в дальнейшем активизирует его умственную деятельность. Положительное эмоциональное отношение детей к движениям, заинтересованность, удовлетворение от достигнутых результатов повышают детскую наблюдательность, возбуждают интерес к анализу движений.
Процесс анализа, оценки движения должен начинаться у детей с создания точного и ясного представления о движении. Поэтому воспитателю вначале необходимо правильно и красиво показать детям выполнение движения в целом, сопровождая его доступными для детей пояснениями, стараясь вычленить наиболее существенные компоненты движения. Умение анализировать движение и оценивать его приходит не сразу.
Оценка детьми пяти лет все еще носит ярко выраженный эмоциональный характер. Дети обычно бывают довольны своими результатами, и, увлеченные движением, часто не замечают ошибок.
Дети старшего школьного возраста иногда чрезмерно требовательны к анализу движений своих товарищей. Свою же технику передвижения оценивают более благожелательно: «Я не знал, что у меня нет скольжения, да думал, что об этом говорить не надо».
Интересна и последовательность детских суждений: дети старшего дошкольного возраста стремятся сначала оценить результат движения, а затем анализируют процесс передвижения.
Наблюдения показывают, что в школьном возрасте у детей может возникнуть переоценка своих сил и возможностей, а в связи с этим возникает противоречие между личной и общественной оценкой, что в дальнейшем приводит к конфликтам. Неумение подвергнуть анализу качество своего движения и движения товарища может воспитать у ребенка излишнюю самоуверенность, привычку к неоправданному первенству.
Если учитель обращает внимание на поведение детей во время ходьбы на лыжах, своевременно помогает советом, замечаниями, как исправить ошибки в движении, то дети будут более требовательны к себе, они не будут стремиться к необоснованному первенству. Осознанный анализ движений и появление оценочных суждений у детей в большой мере зависит от объективной педагогической оценки, которая дает пример анализа, помогает вычленить характерные качества движения.