в чем заключались функции земств на местах
Земская реформа 1864 года
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.
1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.
Предпосылки реформы
В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.
Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.
В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:
Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.
Суть реформы
1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.
Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.
Курия | Получали избирательные права |
---|---|
Земледельческая | При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей. |
Крестьянская | На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно. |
Городская | Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах). |
Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.
Земское самоуправление
Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.
Волостное (местное) самоуправление
Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.
Функции земств
Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:
Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.
Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).
Реализация реформы
Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:
Земская реформа, Судебная реформа
«ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ» 1870 ГОДА
В связи с отменой крепостного права возник вопрос о новой организации местного управления. После освобождения крестьян возникла необходимость создать новые бессословные органы местного управления.
1 января 1864 года Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Это были выборные органы губернского и уездного самоуправления, состоящие из представителей всех сословий.
По положению 1864 года земские учреждения были введены в 33 губерниях Российской империи. Они состояли из распорядительных и исполнительных органов управления. Распорядительными органами являлись выборные уездные и губернские земские собрания, депутаты которых назывались «гласные». Выборы в уездные земства проводились по трем куриям (группам избирателей): 1) землевладельческой, 2) городских избирателей, 3) выборных от крестьянских обществ. Если в первых двух куриях выборы были прямыми, то в крестьянской трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков выбирал гласных в уездное земское собрание.
Уездное земское собрание заседало под председательством местного предводителя дворянства и избирало из своей среды в качестве исполнительного органа уездную земскую управу (с председателем во главе, который затем утверждался губернатором) и «губернских земских гласных», составлявших губернское земское собрание, заседавшее под председательством губернского предводителя дворянства. Последнее избирало губернскую земскую управу, председатель которой подлежал утверждению министром внутренних дел.
«Гласные» земских собраний собирались на ежегодные сессии, которые проходили открыто, и на них мог присутствовать каждый желающий. Никакого вознаграждения за свою деятельность они не получали, в отличие от членов земских управ, которые действовали постоянно и получали годовое жалование.
Земства были лишены каких-либо политических прав, их деятельность ограничивалась лишь хозяйственными вопросами: устройства и содержания школ, больниц, строительства дорог, попечение о развитии местной торговли и промышленности. На их содержании находились земские врачи, учителя, ветеринары, агрономы и другие служащие, составлявшие так называемое «третье сословие» земств. Эти органы сыграли огромную роль в решении местных нужд. На первый план их деятельности выдвинулись заботы о народном образовании и организации медицинской помощи. Земский врач стал символом неутомимого и самоотверженного служения простому народу.
Избирательным правом обладали мужчины с 25-летнего возраста, также разделенные на три курии по величине уплачиваемых в городскую казну налогов. Каждая курия избирала в городскую думу одинаковое количество «гласных». Нетрудно догадаться, что при такой системе голос небольшой группы богатых налогоплательщиков равнялся голосу нескольких сот средних и нескольких тысяч мелких. Компетенция органов самоуправления в городах полностью соответствовала компетенции земских учреждений.
Несмотря на ограниченность этих преобразований, они явились большим шагом вперед, поскольку заменили собой прежнюю сословную систему управления новыми принципами, основанными на нормах буржуазного права.
«РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ»
Позволим себе некоторую фантазию: во Всероссийском земстве помещики, буржуазия, даже в некоторой степени крестьянство, разночинцы обрели бы положительный и отрицательный политический опыт, заложили бы основы (пусть не формально, а фактически) будущих политических партий.
Иван Аксаков предлагал, «чтобы дворянству было позволено торжественно перед лицом всей России совершить великий акт уничтожения себя как сословия».
Разумеется, эти идеи не прошли. Впрочем, как и чисто дворянские претензии на усиление своего политического влияния,
ФУНКЦИИ ЗЕМСТВ, ПРОПИСАННЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ 1864 Г.
I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.
IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.
X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.
XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.
XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.
XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.
XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.
ГОНИТЕЛИ ЗЕМСТВА И АННИБАЛЫ ЛИБЕРАЛИЗМА
«Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска….
Итак, земство с самого начала было осуждено на то, чтобы стать пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством. Земства не имели своих исполнительных органов, они должны были действовать через полицию, земства не были связаны друг с другом, земства были сразу поставлены под контроль администрации. И, сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его: всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески стеснять его».
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА
Реформировалась и судебная организация. Вводились мировой и коронный суды. «Мировые судьи», избиравшиеся уездными земскими собраниями и утверждавшиеся Сенатом, рассматривали мелкие гражданские иски на сумму до 500 рублей. Следующей инстанцией мирового суда были съезды мировых судей, избиравшие из своей среды председателя. На нем можно было обжаловать решение мирового судьи.
Окружные суды и судебные палаты учреждались для более важных уголовных и гражданских дел. В заседаниях окружных судов и судебных палат могли принимать участие 12 присяжных заседателей, выбираемых по жребию из «местных обывателей всех сословий» и записанных в специальные списки. Они устанавливали виновность или невиновность обвиняемого, а меру наказания определял судья. Такое решение окружного суда считалось, как правило, окончательным. Судебная инстанция являлась апелляционной инстанцией, если окружной суд вынес приговор без участия присяжных заседателей.
Сенат, как высшая инстанция, имел право кассации (пересмотра или отмены приговора) судебных решений в случае нарушения законного порядка ведения судопроизводства или обнаружения новых обстоятельств уголовного или гражданского дела. Члены Сената, председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором. Все назначаемые члены судебных заседаний пользовались важным правом несменяемости, т. е. не могли быть уволены, кроме как по собственному желанию.
Действие новых судебных уставов распространялось на 44 российские губернии. Окончательно реорганизация судебного управления была завершена лишь к 1896 году.
Судебная реформа явилась одной из наиболее последовательных и удачных политических преобразований того периода. Новые суды вскоре приобрели большую популярность у населения, а участие в процессах красноречивых адвокатов привлекало на них процессы массу посторонней публики. Смущенный либерализмом новых судов, в 1872 году Александр II изъял из их ведения дела о государственных политических преступлениях (чему, кстати, немало способствовала террористическая деятельность «народников»), которые передавались в «особые присутствия» Сената или судебных палат.
РЫЦАРИ ЖИВОГО СЛОВА
Н.А. Троицкий. Царизм под судом прогрессивной общественности. М., 1979
Земская реформа Александра 2 значение, итоги, плюсы и минусы
Земская реформа Александра II (1864 год) была важным и последовательным шагом после отмены крепостного права.
Этот манифест даровал личную свободу крестьянам, а также право владеть имуществом.
Но реформа 1861 года имела некоторые недостатки, суть которых состояла в неудовлетворенности крестьян необходимостью выплаты денег за землю, провоцировавшей круговую поруку.
Кратко о земской реформе 1864 года
Кратко сущность реформы заключалась в том, что в 1864 г. было принято Положение о земских учреждениях, которое предполагало появление земств, органов местного самоуправления.
Разработчик реформы Н. А. Милютин, затем П. А. Валуев. При этом подготовка началась еще в 1861 г.
Краткий конспект по теме «Земская реформа Александра II» в виде таблицы.
Предпосылки и причины проведения
Основанием для проведения земской реформы Александра II стала отмена крепостного права. Первоочередная задача заключалась в организации управления хозяйственными делами в соответствии с изменившейся социально-экономической ситуацией в стране.
Важно было организовать управление социально значимыми объектами (школы, больницы), а также оказать помощь и содействие крестьянам в малоурожайные и неурожайные годы, погорельцам.
Разработка нового принципа управления на местах было необходимым также по той причине, что требовалось урегулировать отношения между крестьянами, не имевшими местного самоуправления, и их бывшими владельцами – помещиками, ими управлявшими. Россия с этой необходимостью столкнулась впервые.
Александр Второй понимал, что реформирование общества в интересах крестьянства необходимо провести так, чтобы вместе с тем не оттолкнуть от себя дворянство. Реформа как раз была выражением этого компромисса.
История создания и содержание
Согласно земской реформе, все население, вне зависимости от сословия, в границах каждого уезда, которое владело каким-либо имуществом недвижимым или землей, получало право участвовать в управлении хозяйством.
Эту привилегию получало и крестьянское сельское общество, но не напрямую, а через гласных. Губернские и уездные собрания проводились с участием последних с периодичностью 1 или 2 раза за 12 месяцев.
Вопросы меньшего масштаба решались через такой орган как губернская земская управа и уездная. Управы подчинялись собраниям.
Срок работы земства – три года, затем назначались перевыборы. Автор реформы вводил принципы куриальности (три курии – крестьянство, купечество, дворянство).
Земства занимались следующими вопросами:
Принципы: выборность, всесословность, финансовая независимость.
Поскольку плодотворное функционирование земств требовало финансовых вливаний, то органы земского самоуправления имели возможность собирать налоги – земские сборы.
Реализация земской реформы
Земская реформа проводилась постепенно, поскольку достаточно сложно было спрогнозировать последствия радикальных изменений.
Впервые реформа была проведена в Самарской губернии – через год после подписания положения.
Система предполагала постепенное введение, поэтому к началу 1866 г. земское самоуправление действовало в 18 губерниях. А через 15 лет активное формирование принципов местного управления шло уже в 33 губерниях.
Но проект не ставил целью повсеместное распространение земств, поэтому земская реформа не была введена в ряде губерний. Это обусловлено тем, что в этих районах или не было помещиков, или было казачье самоуправление.
Земская реформа Александра II – плюсы и минусы
Основное значение земской реформы – появление местного самоуправления. В целом земства стали важным инструментом в просветительской работе интеллигенции либеральной и революционной.
В качестве итога отметим положительные и отрицательные стороны земской реформы.
Плюсы:
Минусы неповсеместное и крайне длительное проведение земской реформы не дало быстрых результатов.
Положительные итоги оказали плодотворное воздействие на снижение социальной напряженности в обществе, привели к улучшению экономической ситуации. Но с 1866 г. была введена система коррекционных мер.
Земская реформа александра 2 кратко
Земская реформа Александра II 1864 года (кратко)
В соответствии с «Положением о земских учреждениях» от 1 января 1864 года на местах были созданы земства – «демократии малых пространств». Так окрестил новые органы местного самоуправления поклонник этой формы организации власти Александр Солженицын.
Действенность земской реформы доказана временем и потому заслуживает внимания.
Причины нововведения
Главным поводом для реорганизации самоуправления стало упразднение крепостного права (1861). Появление земств решило бы сразу две проблемы: введение свободных крестьян в политическую систему (право участвовать в решении вопросов на местах) и умасливание обиженных дворян, потерявших власть над крестьянами.
Интересно, что путь избирателя-дворянина и избирателя крестьянина отличался: первым достаточно было заплатить 6 тысяч рублей, чтобы из курии землевладельцев и городских избирателей беспрепятственно попасть в губернское земское собрание.
Вторые проходили четыре этапа прежде, чем достигали этого уровня: выборные крестьянские общества, сельские сходы, волостные сходы, уездный съезд выборщиков.
Показателен и тот факт, что губернаторы, которые по закону обязаны были учитывать мнение земства, в действительности могли его проигнорировать.
Миссия земств
В функционал земства входило регулирование вопросов хозяйственного значения:
Выборы в земства осуществлялись каждые три года по трём куриям: дворянство, купечество, крестьянство, но фактическое влияние оставалось за представителями высшего сословия. Принципами работы земств были всесословность, выборность, отделение от административной власти, финансовая самостоятельность (обеспечивалась налогами, в основном крестьянскими).
Ход реформы
Основная работа во время ежегодной земской сессии (начиная с 1864 года) выполнялась губернской управой. Контроль над её деятельностью осуществляли губернатор и министерство внутренних дел.
Существование земств склоняло общество к либерализму и вызывало оппозиционные настроения. С 1866 правительство решается на ряд коррекционных законов для ограничения их власти:
Период с 1866 по 1869 – это фактически меры со знаком «минус».
Значение реформы
Упущения на этапе реализации реформы всё же не умаляют её значения. В стране появился первый институт самоуправления, позволивший не знавшим прав и выбора крестьянам освоиться в гражданской сфере. Кроме того, были предприняты шаги для развития давно наболевших вопросов в области сельского хозяйства, медицины и образования.
Земская реформа Александра 2 — значение, итоги, плюсы и минусы
1001student.ru > История > Земская реформа Александра 2 — значение, итоги, плюсы и минусы
Земская реформа Александра II (1864 год) была важным и последовательным шагом после отмены крепостного права.
Этот манифест даровал личную свободу крестьянам, а также право владеть имуществом.
Но реформа 1861 года имела некоторые недостатки, суть которых состояла в неудовлетворенности крестьян необходимостью выплаты денег за землю, провоцировавшей круговую поруку.
Кратко о земской реформе 1864 года
Кратко сущность реформы заключалась в том, что в 1864 г. было принято Положение о земских учреждениях, которое предполагало появление земств, органов местного самоуправления.
Разработчик реформы Н. А. Милютин, затем П. А. Валуев. При этом подготовка началась еще в 1861 г.
Краткий конспект по теме «Земская реформа Александра II» в виде таблицы.
Предпосылки и причины проведения
Основанием для проведения земской реформы Александра II стала отмена крепостного права. Первоочередная задача заключалась в организации управления хозяйственными делами в соответствии с изменившейся социально-экономической ситуацией в стране.
Важно было организовать управление социально значимыми объектами (школы, больницы), а также оказать помощь и содействие крестьянам в малоурожайные и неурожайные годы, погорельцам.
Разработка нового принципа управления на местах было необходимым также по той причине, что требовалось урегулировать отношения между крестьянами, не имевшими местного самоуправления, и их бывшими владельцами – помещиками, ими управлявшими. Россия с этой необходимостью столкнулась впервые.
Александр Второй понимал, что реформирование общества в интересах крестьянства необходимо провести так, чтобы вместе с тем не оттолкнуть от себя дворянство. Реформа как раз была выражением этого компромисса.
История создания и содержание
Согласно земской реформе, все население, вне зависимости от сословия, в границах каждого уезда, которое владело каким-либо имуществом недвижимым или землей, получало право участвовать в управлении хозяйством.
Эту привилегию получало и крестьянское сельское общество, но не напрямую, а через гласных. Губернские и уездные собрания проводились с участием последних с периодичностью 1 или 2 раза за 12 месяцев.
Вопросы меньшего масштаба решались через такой орган как губернская земская управа и уездная. Управы подчинялись собраниям.
Срок работы земства – три года, затем назначались перевыборы. Автор реформы вводил принципы куриальности (три курии – крестьянство, купечество, дворянство).
Земства занимались следующими вопросами:
Принципы: выборность, всесословность, финансовая независимость.
Поскольку плодотворное функционирование земств требовало финансовых вливаний, то органы земского самоуправления имели возможность собирать налоги – земские сборы.
Реализация земской реформы
Земская реформа проводилась постепенно, поскольку достаточно сложно было спрогнозировать последствия радикальных изменений.
Впервые реформа была проведена в Самарской губернии – через год после подписания положения.
Система предполагала постепенное введение, поэтому к началу 1866 г. земское самоуправление действовало в 18 губерниях. А через 15 лет активное формирование принципов местного управления шло уже в 33 губерниях.
Но проект не ставил целью повсеместное распространение земств, поэтому земская реформа не была введена в ряде губерний. Это обусловлено тем, что в этих районах или не было помещиков, или было казачье самоуправление.
Земская реформа Александра II – плюсы и минусы
Основное значение земской реформы – появление местного самоуправления. В целом земства стали важным инструментом в просветительской работе интеллигенции либеральной и революционной.
В качестве итога отметим положительные и отрицательные стороны земской реформы.
Плюсы:
Минусы — неповсеместное и крайне длительное проведение земской реформы не дало быстрых результатов.
Положительные итоги оказали плодотворное воздействие на снижение социальной напряженности в обществе, привели к улучшению экономической ситуации. Но с 1866 г. была введена система коррекционных мер.
Земская реформа Александра II и её значение для Российской империи
Почему правительство почти сразу после создания земств стало бороться с ними? Каков реальный вклад земств в развитие России? Читайте в этой статье.
Отмена крепостного права в 1861 году потребовала неотложной реформы системы местного управления.
Новым этапом развития местного самоуправления стали земства. В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временные правила для них. А 1 января 1864 г.
император Александр II издал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», где было объявлено об их создании.
Первоначально земская реформа затрагивала только 33 губернии.
Под действия «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» не попадали прибалтийские, польско-литовские губернии, Архангельская, Астраханская, Юрьевская, Могилевская, а также области Бессарабская и Войска Донского. К 1911 году земства существовали в 43 губерниях. Земские учреждения разделялись, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.
Функции земств, прописанные в Положении 1864 г
А вот функции губернских земств: Как видим, функции земства исключительно хозяйственные. Структура выборов в земства была следующей:
Основной земский орган – уездное земское собрание формировали три курии – землевладельцев, городских жителей и крестьян.
Устроители земской реформы не решились открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее избирательное право.
Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три курии, в каждой из которых, как отмечала комиссия, “преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий”. Избирательная система должна комбинировать сословное начало с началом имущественного ценза.
Кроме того, куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях.
Курия уездных землевладельцев состояла в основном из дворян-помещиков. Право голоса на съезде уездных землевладельцев получали обладатели земельного ценза, ценза недвижимости или определенного годового оборота капитала.
Земельный ценз устанавливался отдельно для каждой губернии в зависимости от состояния помещичьего землевладения. Например, во Владимирской губернии он составлял 250 десятин, в Вологодской – 250-800 десятин, в Московской – 200 десятин.
Ценз недвижимости и годовой оборот капитала устанавливались размером в 15 и 6 тысяч соответственно. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных.
В курию городских обывателей входили городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год, а также «лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей»[1].
В сельской курии не был установлен имущественный ценз.
Однако в ней была была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, назначали своих выборщиков и посылали их на собрание, которое избирало земских гласных (в уездное земское собрание).
При этом надо отметить, что из данных трёх курий только крестьянский съезд носил чисто сословный характер, что лишало возможности участия в нем лиц, не входящих в состав сельского общества, прежде всего сельской интеллигенции.
Результаты выборов гласных в губернские и уездные земские собрания по 29 губерниям на 1865—67 были таковы: в губернские — помещиков-дворян — 74,2%, купцов — 10,9%, крестьян (в основном кулаков, сельских старост) — 10,6%, прочих — 4,3%; в уездные — помещиков-дворян — 41,7%, духовенства — 6,5%, купцов — 10,4%, крестьян — 38,4%, прочих — 3%. Результаты выборов гласных в уездные Земство по 34 губерниям на 1883—85 почти не изменились в отношении дворян и крестьян, но заметно увеличилось количество гласных от разночинных и буржуазии[1].
Уездное земское собрание избиралось на три года. Его председателем был уездный предводитель дворянства. Губернское земское собрание состояло из гласных (т.е. выборных лиц), выбираемых уездными земскими собраниями.
Срок его полномочий также составлял три года.
Из числа избирателей были исключены лица моложе 25 лет, лица, находящиеся под уголовным следствием или судом, лица, опороченные по суду или общественному приговору а также иностранцы, не присягнувшие на подданство России.
Земское собрание собиралось только раз в год на 10 дней, а губернское собрание – раз в год на 20 дней. Постоянным действующим земским органом власти была уездная земская управа, которая составлялась из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием. При этом допускалось увеличение числа членов управы до 6 человек. Начальник Управы утверждался губернатором.
Губернская Земская Управа состояла из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием. Председатель Губернской Управы утверждался в должности Министром Внутренних Дел.
Некоторые решения, принимаемые Земским собранием, требовали утверждения у министра внутренних дел. В частности, это были решения по вопросам дорожного строительства, открытии ярмарок сроком более четырнадцати дней и о сборах за проезд по земским путям сообщения.
Власть против земств
Несмотря на то, что земствам были поручены исключительно хозяйственные функции, они не избежали политизации, что было вызвано тем, что они становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции.
Это приводило к тому, что политические заявления земств неизбежно находили свое отражение в составленных и выпущенных земствами в свет делопроизводственных документах.
Неизбежно последовал рост административного нажима и ограничение гласности в деятельности земств.
Вот что пишет в своей статье «Земская и городская Россия (Прошлое и будущее)», опубликованной в 1915 году, Андрей Шингарев (А. Шингарев — земский врач с 1895 по 1907 г. в Воронежской губернии, с 1895 года вплоть до 1901 — губернский гласный Тамбовского земского собрания, с 1905 г. — член Конституционно-демократической партии (партии кадетов))[2]:
Следствием нового закона стало то, что уже в 1867 г. земские учреждения Санкт-Петербургской губернии были на время закрыты, т.к. Петербургское губернское земское собрание заявило о необходимости участия земства в законодательных работах.
Конечно, характер и периодичность применения губернаторами на практике своих возможностей по цензуре земских документов в немалой степени зависели как от их личных качеств и убеждений, так и от поведения земских лидеров. До нас дошли мемуары председателя новгородской губернской земской управы Н. Н. Фирсова.
«В начале 70-х гг. XIX в. управой был составлен доклад «О народном продовольствии» и направлен губернатору Э. В. Лерхе. В докладе, между прочим, отмечалось, что 1868 г. в губернии «ознаменовался голодом». Эта фраза пришлась не по вкусу Э. В.
Впрочем, уже 8 октября 1867 г. вышло некоторое послабление в этом вопросе — циркуляр Министерства внутренних дел отменил право губернаторов на цензуру тех отчетов управ, полные тексты которых предусматривалось распространять только среди земских гласных.
Притеснялись земства и на экономическом фронте. Так как среди первых земских деятелей преобладали представители земледелия, а не промышленности, то для пополнения земских бюджетов они попробовали эксплуатировать в значительной мере промышленность и торговлю.
Так, в некоторых местах земские управы облагали гильдейские свидетельства в 2.5 раза высшими сборами, нежели сборы, взимаемые с них казной. В других местах они начинают так сильно облагать лесопромышленников, что те даже сокращали свою деятельность. В результате в январе 1866 г.
был издан циркуляр, ограничивающий право обложения земствами сплавных лесов.
Сильному налоговому давлению подверглась и промышленность – налогами стали облагаться не только доходы промышленников, но и недвижимость.
Министерство финансов, во главе которого стоял тогда граф Михаил Христофорович Рейтерн, всячески старавшийся поощрять и оберегать крупную промышленность, увидело в таких стремлениях земств угрозу всем своим планам, не говоря уж о прямом подрыве возможности обложения этих же заведений и промышленного капитала со стороны казны. 21 ноября 1866 г.
по инициативе Рейтерна был издан закон, в котором было установлено, что земства могут облагать налогами только недвижимую собственность фабрик и заводов, причём по ставкам не выше, чем налог на другую недвижимость в данном районе.
Данный закон сразу поставил земства в финансовом отношении в чрезвычайно трудное положение, и вызывало крайнее их раздражение. Земства увидели в этом один из симптомов враждебного отношения к своим задачам и деятельности со стороны правительства.
Однако, вряд ли в данном случае это справедливо, так как граф Рейтерн не был реакционным министром, а, напротив, являлся сторонником земского самоуправления.
Данные ограничения были введены им из-за того, что он опасался, что иначе налоговое давление со стороны земств на промышленность подорвёт возможность выполнения его общегосударственных финансовых планов.
Ещё одно стеснение земской деятельности последовало в 1869 г. — положением Комитета министров от 19 сентября 1869 г. земства были лишены права бесплатной пересылки корреспонденции.
Если взять совокупный доход земств за 1868 г., который составляет 14 млн. 570 тыс. руб., и исключить отсюда доходы земств от разных своих капиталов, то получится, что все оставшиеся сборы, составляющие прямые (окладные) подати в земстве, составляли 12 млн. 840 тыс. руб. Из них около 9 млн. 700 тыс. руб.
или 75% ложилось на землю, остальные сборы распределялись: в виде налогов на недвижимые имущества в городах — 3.4%, в виде сборов с торговых и промышленных помещений, фабрик и заводов — 8.3% и сбора с торгово-промышленных документов — 12,7%. Те 9 млн. 700 тыс., которые падали на землю, распределялись так: с 75 млн. десятин помещичьей, казенной и удельной земли было взято 4 млн.
800 тыс. руб. и с 70 млн. десятин крестьянской земли почти столько же[12].
То есть в итоге основные доходы земств стали поступать от налогов на землю, чему земские управы изначально противились.
Реформа городского самоуправления 1870 г
16 июня 1870 г. Александром Вторым было утверждено новое Городовое положение, регулировавшее вопросы управления городским хозяйством.
Согласно положению, распорядительные функции предоставлялись городской думе, управа же сделалась исполнительным органом, действующим в рамках, отведенных ей думой.
Распределение занятий и порядок действий управы и подчиненных ей органов устанавливались инструкцией, издаваемой думой. Члены управы избирались думой и не нуждались в утверждений администрацией.
Избирательное право предоставлялось всем городским жителям в возрасте от 25 лет, имевшим русское подданство и хоть какую-то недвижимость в пределах города, или же кто уплачивал в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового, на мелочной торг (лицензию на право мелкой торговли) и т.п. Эти люди могли избирать и быть избранными в городскую Думу.
Все лица, имевшие право участия в выборах, вносились в списки в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них сборов в доход города; затем производилось деление на три разряда.
К первому причислялись те горожане из показанных в начале списка, которые уплачивали вместе треть общей суммы сборов со всех избирателей; ко второму — следующие за ними по списку, уплачивавшие также треть сборов; к третьему — все остальные.
Каждый разряд составлял особое избирательное собрание под председательством городского головы и выбирал треть гласных в городскую думу. Первый разряд обычно насчитывал лишь десятки (если не единицы) избирателей, принадлежавших к наиболее крупным домовладельцам или торговцам, а третий – тысячи, т.е. основную массу городского населения.
Так, в начале 70-х годов в Петербурге разница в представительстве первого и третьего разрядов составляла 65 раз (!). [5]. Несмотря на это, каждый из разрядов посылал в Думу одинаковое количество представителей.
У Думы были достаточно широкие полномочия. Постановлением думы члены городской управы могли быть устранены от должности и преданы суду.
Городской голова также избирался думой, но утверждался в должности губернатором или министром внутренних дел (в зависимости от ранга города). Городской голова, как правило, занимал руководящее место не только в управе, но и являлся также председателем думы.
Большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думой окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. Утверждению губернской администрацией или в некоторых случаях Министерством внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления.
Земская и прочие реформы Александра II
Александр II в кругу семьи
Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразование всех сторон общественной и государственной жизни. 1864 г. стал годом рождения земств – органов местного самоуправления. Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий.
Уездные земства, в свою очередь, посылали депутатов в губернское земское собрание. Депутаты земств получили название гласных. Возглавляли эти собрания предводителя дворянских собраний – органов самоуправления дворянства.
Исполнительными органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями.
Сфера компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности.
Проект земской реформы разрабатывался комиссией, возглавляемой сначала Н. А. Милютиным, а затем П. А. Валуевым. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное и сословное начала. Система выборов обеспечила значительное преобладание в земствах помещиков.
Деятельность земских собрания и управ контролировалась только губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.
Земские учреждения ведали лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц, «попечением» о развитии местной торговли и промышленности и т.д.
Земская реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.
К н. 1860-х число городов в России увеличилось. Многие из них по числу жителей и характеру хозяйства не соответствовали понятию «город». Подавляющее число городов имело население менее 5 тыс. жителей.
Наряду с этим было много населённых пунктов с развитой промышленностью и торговлей, но причислялись они к разряду сёл. Складывалась парадоксальная ситуация. Не считаться с процессами глубоких социальных перемен, происходящими в городской жизни, правительство не могло.
До 1870-х основным законодательным документом, регулирующим городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 21 апреля 1785 Екатерины II. Для подготовки реформы городского управления было образовано по городам 509 комиссий. Они должны были выработать предложения по реформе управления.
Все комиссии высказались за всесословное городское общественное самоуправление. Новое положение было утверждено 16 июня 1870.
Городская реформа имела цель поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Реформа заменяла прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами становились городские думы, а исполнительными – избранные думами городские управы.
Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались «гласными». Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица, достигшие 25-ти лет и владевшие недвижимой собственностью, владельцы промышленных и торговых предприятий, купцы.
В компетенции городского управления было внешнее благоустройство города, торговля, промышленность, здравоохранение, образование.
Под военными реформами 1860 – 1870-х годов понимается преобразования вооруженных сил России под руководством военного министра Д. А. Милютина. Они были составной часть буржуазных реформ России 60 – 70-х гг. XIX в. и имели целью создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России.
Поражение России в Крымской войне и вызвало необходимость военных реформ. Реформы в армии проводились на протяжении 15 лет. Были окончательно упразднены военные поселения, продолжительность службы сократилась до 10 лет, уменьшилась численность армии (с 1,1 млн. человек в 1864 до 700 тыс. в 1867), реорганизовывались казачьи войска.
Военно-судебная реформа 1865 отменила порочную систему телесных наказаний. 1 января 1874 вводилась всеобщая воинская повинность, сменившая рекрутские наборы. В армии была введена система льгот в зависимости от образования, что в свою очередь должно было его стимулировать.
Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества. Принято считать, что реформы начинаются под воздействием народных движений и общественного мнения. Отрицать это невозможно, но, в свою очередь, перемены порождают новую волну народных выступлений и общественного брожения.
Так это и произошло в ходе реформ 1860-1870-х. После отмены крепостного права поднялась невиданная волна крестьянских выступлений. В январе 1861- февраль 1861 до объявления реформы было 15 выступлений, в марте 1861 их уже было 449, в апреле 1861 — 472, а всего за 1861 год — 1889.
В России начало развиваться революционное народническое движение. В дворянско-помещичьих кругах складывались либерально-конституционные группировки. Вместе с тем росла реакционная оппозиция. На протяжении двух десятилетий после отмены крепостного права в общественном движении России отмечались периоды подъёма и спада. К к.
1870-х своего апогея достигла террористическая деятельность народников. Александр II с разных сторон испытывал жёсткую критику и политическое давление. Одни утверждали, что волна общественного возбуждения связана с незавершённостью реформ, их недостаточной радикальностью.
Другие, наоборот, заявляли, что всё происходит от реформ и успокоение общества может быть достигнуто только путём возврата к старым порядкам.
Эти реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями второй половины XIX в., мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.