в чем заключается специфика профессиональной деятельности учителя иностранного языка
Особенности профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка
Проблемы для обсуждения:
· Профессиональные качества учителя иностранного языка.
· Условия и пути формирования профессиональных качеств учителя иностранного языка.
· Функции речи учителя иностранного языка. Требования к речи учителя иностранного языка.
Профессиональные качества учителя иностранного языка.
Профессиональные качества учителя иностранного языка можно подразделить на три группы. Первая – это знание преподаваемого языка (практическое и теоретическое) и культуры народа – носителя данного языка. Вторую группу составляют методические знания и умения учителя, третью – педагогические. Рассмотрим каждую группу качеств в отдельности и проследим их взаимосвязи.
Предметные качества. Практическое владение языком – основа предметных качеств. Оно предполагает умения выражать мысли в устной и письменной форме, читать с полным пониманием художественную и публицистическую литературу в подлиннике, понимать произнесенную в нормальном темпе речь на слух. Требуется владеть правильным произношением, интонацией, иметь достаточно широкий запас слов и выражений, владеть нормами грамматики. Все это обеспечивает коммуникативную компетенцию преподавателя. Ему также надлежит различать стили речи, чтобы не пользоваться на уроке сленгом или книжным языком. Учителю необходимо иметь знания в области общего языкознания, теории преподаваемого языка (фонетика, лексикология, грамматика, элементы истории языка) и теории родного языка учащихся.
К предметным качествам относятся и знания культуры страны преподаваемого языка (или стран) – географии, истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, фольклора, обычаев. Желательно иметь сведения о культурных и иных связях страны преподаваемого языка с родной страной учащихся. Все это – основа социокультурной компетенции учителя.
Методические качества. Учитель должен настолько разбираться в вопросах методики обучения иностранному языку, чтобы быть в состоянии понять и оценить методическую концепцию учебника, по которому ему приходится преподавать (или уметь выбрать из нескольких учебников наиболее подходящий для своих условий). Главное – уяснить себе цели обучения иностранному языку в средней школе, понять их видоизменения по ступеням обучения.
Методические качества тесно связаны с предметными. Практическое владение языком позволит, при соблюдении методических норм, успешно обучать детей устной речи, чтению, аудированию, письму, правильно подбирать аудиоматериалы и книги для чтения. Знание теории иностранного и родного языков позволит прогнозировать затруднения учащихся, подобрать им нужные упражнения. Использование страноведческих знаний поможет обеспечить социокультурный аспект обучения, разбудить и поддержать интерес учащихся к изучаемому языку, к чужой стране, ее народу.
От наличия методических знаний зависит умение учителя целесообразно спланировать цепочку уроков (и каждый входящий в нее урок), учитывая ступень обучения, содержание материала, предоставленного учебником, подготовленность учащихся данной группы, их интересы и склонности. Замечательно, если по возможности на каждом уроке учащимся предлагается что-то новое, интересное: будь то новая ситуация или игра, занимательный факт из истории слова, поговорка, присказка. Но это возможно лишь при наличии широких предметных и методических познаний учителя.
Методические и предметные качества требуются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Учитель должен уметь организовать кружок (клуб, вечер) иностранного языка, подобрать нужные для этого материалы.
Педагогические качества. Ни предметные, ни методические знания и умения не обеспечат успеха в работе, если не сформированы отношения учителя к учащимся, к своей деятельности, к самому себе. Сформированность таких отношений проявляется в педагогических качествах. Они включают знание возрастной психологии, умение дифференцированно подойти к учащимся, найти сильные и слабые стороны каждого ученика и помочь ему в преодолении трудностей изучения иностранного языка и взаимоотношений с другими ребятами. Индивидуальный подход и педагогический такт особенно важны при оценке успехов учащихся и их усилий в овладении языком. Не следует злоупотреблять «двойками», иногда отметку можно и не поставить. Большее значение, чем отметка, должна для ученика иметь оценка учителя, его порицание, поощрение, указание.
Важной составляющей процесса обучения является общение учителя с учащимися. Особенно этот значимо на уроках иностранного языка, так как здесь обучают коммуникативной деятельности. Надо стремиться к тому, чтобы атмосфера в классе была непринужденной, такой, которая вызывает желание высказаться. Помимо методических средств (создание адекватных ситуаций, организации работы в парах) этому в немалой степени способствует контактность самого учителя, его уважение к личности каждого ученика, понимание его трудностей, помощь, вовлекающая всех в посильную деятельность. Необходимо также поощрять и наиболее способных учащихся, давать им возможность проявить себя.
Педагогическая группа качеств включает и любовь к детям, заинтересованность в развитии личности каждого из них, умение укрепить в детях чувство собственного достоинства. Учитель должен обладать и способностью к творческой деятельности. Без этого невозможно разработать и осуществить замысел цепочки уроков, учитывающей разнообразные условия, найти новые приемы обучения иностранному языку.
Педагогические качества помогают учителю правильно организовать процесс обучения, они необходимы и для завоевания авторитета у учащихся. Без уважения со стороны учащихся никакое воспитательное воздействие на них невозможно, немыслимо и полноценное общение. На уважении к учителю зиждется и хорошая дисциплина на уроках. А уважают учителя за знание предмета, за умение обучать и добиваться успехов у учащихся, за справедливость в оценках. Старшеклассники ценят того учителя, в котором видят профессионала, человека, обладающего собственным достоинством, личность.
Условия и пути формирования профессиональных качеств учителя иностранного языка.
Для приобретения необходимых качеств важны многие условия, и процесс этот во многом индивидуален. Главное – установка учителя на самообразование и самовоспитание, желание овладеть своей профессией. Второе условие – это способность к самоанализу и самооценке. Имеет значение и атмосфера в школе – отношения с коллегами, возможность побывать на уроках других учителей, а также наличие поблизости образовательных учреждений – института усовершенствования учителей, методического кабинета.
Любое достойное увлечение, даже и не связанное с профессией (спорт, животные, цветы, вышивание, коллекционирование) привлекает детей, вызывает их интерес к учителю как к человеку, личности. Совершенствование качеств личности – трудное дело. Здесь нужны способности к самовоспитанию, воля, настойчивость, умение отойти от шаблона. Не надо бояться нового, не надо бояться сделать ошибку, поскольку все поправимо, если есть установка на самоанализ и самосовершенствование. Залог успеха в том, чтобы хоть в чем-то продвинуться к педагогическому мастерству и почувствовать себя способным к самообучению и самовоспитанию.
Функции речи учителя иностранного языка. Требования к речи учителя иностранного языка.
Речь учителя по любому предмету выполняет важную и ответственную функцию в учебно-воспитательном процессе, и, естественно, к ней предъявляются высокие требования. Она должна быть грамотна, лаконична, выразительна, убедительна, т.е. слово учителя должно быть веским. На уроке иностранного языка слово учителя выполняет еще одну важную функцию – оно является средством обучения, так как это слово представляет образец для подражания, является опорой, которая может быть использована в речи, стимулом, побуждающим речь учащихся.
Учитель является условным «носителем» английского (немецкого, французского) языка, и поэтому ему нужно к своей речи относится с особой ответственностью. Речь учителя иностранного языка должна быть:
— аутентичной, т.е. именно так в данной ситуации сказал бы носитель языка;
— нормативной и свободной от диалектизмов, коллоквиализмов и сленга;
— выразительной, с акцентированием интонационных средств, делающих речь более ясной и понятной, с умеренным использованием жестов, мимики, других средств выразительности;
— адаптивной, т.е. соответствующей возможностям понимания ее учащимися, с планомерным расширением этих возможностей. Это требование относится не только к языковым средствам, которые определяют речь учителя, но и к темпу речи;
— ёмкой и лаконичной. Ёмкость и лаконичность относятся к весьма существенным требованиям к речевому поведению учителя. Учителю следует строго придерживаться правила: говорить только тогда, когда не говорить нельзя. В противном случае нарушается баланс на уроке в говорении, если учитель слишком много говорит сам.
Речевое поведение учителя тесно связано с неречевым, поскольку не только речь учителя, но и всё его существо в целом реализуется в речи. Е.И. Пассов возлагает на учителя роли «сценариста», «режиссера» и «актёра». Прогнозируя содержание урока, учителю необходимо выделить коммуникативную кульминацию в нем. Он должен предусмотреть подходы к этому главному моменту урока. Для решения задач, связанных с обучением говорению на иностранном языке, важно наметить ситуации, т.е. «мизансцены». Подобрать к ним соответствующие формы коллективной работы, распределить роли. Заботой учителя-«сценариста» является, поэтому, отбор упражнений, материала, ситуаций, стимулирующих развитие учащихся на уроке иностранного языка.
Учитель-«режиссер» должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Ему необходимо создать атмосферу урока иностранного языка, тот психологический климат, который необходим для осуществления общения.
На уроке учащиеся должны чувствовать себя комфортно. Чтобы втянуть учащихся в учебно-коммункативный процесс, с первых минут урока учитель-«режиссер» предусматривает речевую зарядку, где он выступает как актер. Речевая зарядка призвана задать нужный тон уроку. От ее проведения, от того, как она продумана и проведена учителем, многое зависит. Речевая зарядка строится на усвоенном ранее материале, который используется в беседе на тему, касающуюся только партнеров общения, т.е. учителя и учащихся на сегодняшний день.
Ведя урок иностранного языка, учителю не следует допускать монотонности. Важно вести урок в разных регистрах. Подготовительную работу – на более «низком», а над собственной речью – на «верхнем» регистре, создавая психологические и коммуникативные вершины урока. Именно в этот момент учащиеся должны понять, что они поднялись на новую ступеньку, что задачи, поставленные в начале урока, успешно решаются.
1.Изучите специальную литературу и выпишите способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке иностранного языка. Определите положительные и негативные стороны каждого способа.
2. В чем, на Ваш взгляд, заключается специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку? Вспомните и проанализируйте свой опыт изучения иностранного языка и взаимодействия с учителем на уроке и во внеурочное время.
Литература
7. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И., Карлайл С.О. Silent reading in class.
8 Цетлин В.С. Какими профессиональными качествами должен обладать
Профессиональная деятельность учителя иностранного языка. Базовые параметры оценки профессиональной компетенции учителя иностранного языка.
Профессиональная деятельность учителя иностранного языка. Базовые параметры оценки профессиональной компетенции учителя иностранного языка
Липская Екатерина Андреевна
МБОУ СШ № 31 г.Сургут
Успешная реализация целей обучения ИЯ в современном их понимании в полной мере зависит от уровня профессиональной подготовки учителя/преподавателя ИЯ.
Учитель должен обладать профессиональной компетенцией, т.е. способностью эффективно осуществлять свою преподавательскую деятельность. Показателем сформированности данной компетенции является профессиональное мастерство учителя.
Учитель/преподаватель должен обладать профессиональными знаниями:
— системы языка и основных лингвистических и лингводидактических категорий, а также культуры страны изучаемого языка, ее истории и современных проблем развития, в том числе современных проблем зарубежных сверстников учащихся, с которыми ему приходится работать;
— основных положений общеобразовательной концепции на определенном этапе развития общества государственной общеобразовательной политики, в том числе и по ИЯ;
психологии личности ученика в каждую конкретную «эпоху» ее развития, закономерностей усвоения ИЯ в учебных условиях;
основных требований, предъявляемых обществом и наукой к учителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам;
основных закономерностей обучения ИЯ, а также содержания и специфики всех составляющих процесса обучения: целей, содержания, методов, средств обучения с точки зрения их исторического развития и современного состояния.
Профессионально значимые умения можно условно подразделить на четыре группы:
1. Умение познавать особенности личности обучаемого, которое формируется и развивается на основе процесса самопознания.
2. Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе.
3. Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов.
4. Умения анализировать результаты организованного на уроке/занятии иноязычного общения.
На уроке и после его окончания учитель анализирует свою деятельность и деятельность учащихся и, исходя из результатов этого анализа, вносит соответствующие коррективы в цели и содержание обучения.
Владение учителем названными выше знаниями и умениями, составляющими его профессиональную компетенцию, дает основание полагать, что он сможет реализовать современную образовательную политику в области обучения ИЯ.
Содержание деятельности учителя иностранного языка и место информационных технологий в ней
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в педагогической деятельности учителя иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задачей учителя является и то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Для этого учитель иностранного языка в своей педагогической деятельности может использовать современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет-ресурсов, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей, интересов.
Одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс, и является использование компьютерных информационных технологий в педагогической деятельности учителя иностранного языка. Таким образом, компьютер – это наиболее подходящий помощник учителю в обучении иностранному языку, целью которого является интерактивное общение. Особенно успешно система обучения иностранному языку развивается в последнее время в связи с появлением CD-ROMов (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет. Эти разработки превратили обучение иностранному языку в живой, творческий и естественный процесс. Изобретение синтезатора речи и использование интерактивного видео привели к созданию прекрасных реалистических программ, предлагающих учащемуся огромное количество сюжетов, которые не только стимулируют интерес, но и представляют большую педагогическую ценность.
Использование компьютерного обучения в педагогической деятельности учителя иностранного языка несет в себе огромный мотивационный потенциал, т.к. красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет на них свои умения: азарт соревнования заставляет его добиваться лучших результатов. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора – машины.
Компьютер является бесспорным помощником для преподавателя в разработке урока английского языка. На него переносятся те виды работы, которые вызывают наибольшие сложности при изучении иностранного языка. Так, например, учителям, преподающим на начальном этапе, хорошо известно, как много времени требуется для освоения трансформации повествовательных предложений в вопросительные и отрицательные. Одна из причин, затрудняющая усвоение грамматического материала на этом этапе, заключается в том, чтобы у детей 7-8 лет еще не развито абстрактное мышление. Использование учителем в своей педагогической деятельности конкретных визуальных элементов способствует снятию таких сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал.
Обучение иностранному языку с помощью компьютера имеет много преимуществ. Объединим их в несколько групп. Прежде всего, это достоинства с психологической точки зрения. Помимо повышения мотивационного потенциала ученика, компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.
Кроме того, использование учителем компьютера на уроках иностранного языка дает возможность учитывать индивидуальные особенности учеников, организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучению говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается в методических достоинствах информационных технологий в деятельности учителя. Уже около 15 лет преподаватели начали применять способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или в лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы учащегося ходе выполнения упражнения.
Что касается обучения устной речи, в этом случае учитель может воспользоваться мультимедиа. Это значительно расширит возможности компьютера. В частности использование CD-ROMов позволяет хранить и использовать намного больше информации, чем раньше, так что теперь компьютер может воспроизводить запись отдельных слов, фраз и целых текстов. Звуковые карты даже позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка или увидеть на мониторе диаграмму своей записи.
Как уже было сказано выше, компьютер является помощником для учителя иностранного языка в своей педагогической деятельности, а так же положительно влияет на мотивацию к изучению языка у школьников (обучающихся).
В монографии И.Е. Шкабара рассмотрены предложенные уровни в их логической последовательности при определении содержания деятельности учителя иностранного языка. Главной целью деятельности учителя иностранного языка, согласно специфике личностно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку, названо обучение учащихся основам иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и образование личности школьника. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками максимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное общение в определенных учебными стандартами пределах. Объектом обучения при этом выступает речевая деятельность. Ученик в рамках личностно-деятельностного подхода рассматривается как активно действующий целенаправленный субъект.
В зависимости от цели и объекта целостной деятельности учителя иностранного языка можно выделить семь видов деятельности: проектировочная, адаптационная, организационная, коммуникативная, мотивационная, контролирующая, исследовательская.
Следующий уровень обобщения деятельности учителя иностранного языка – задача. Под задачей деятельности мы рассматриваем определение, данное В.С. Безруковой, согласно которому “задача – это та часть цели, для которой созрели условия и которая достижима на первых (очередных) этапах деятельности”.
Изучение научно-педагогической литературы дало возможность показать, что информационные технологии могут быть гибко включены в решение всех задач деятельности учителя иностранного языка, а именно образовательная, воспитательная и развивающая.
Действительно решая образовательные задачи, учитель может использовать на уроках компьютерные обучающие программы (мультимедиа) для:
1) презентации, автоматизации, комплексного подкрепления и совершенствования усваемого материала (лексических единиц, грамматических и фонетических явлений);
2) организации работы по развитию речевых умений (чтения, монологической и диалогической речи);
3) организации контроля понимания (выученного, прочитанного и прослушанного), текстовый контроль.
Решая развивающие задачи учителю необходимо:
1) сформировать у учащихся приемов применения знаний в новых условиях;
2) Создание посильных и интересных для учащихся ситуаций общения;
3) Создание необходимого функционального состояния учащихся с помощью специальных средств (мультимедийных программ и т.д.).
Таким образом, учитель формирует наряду с языковыми умениями и навыками, приемы работы с компьютером.
Академик А.П. Ершов предложил следующую классификацию видов применения компьютеров, что очень хорошо сочетается с задачами деятельности учителя иностранного языка:
1. Учебное – использование компьютера как средства обучения на материале конкретного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа “тренажер”, “опросник”, программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.
2. Орудийное – компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Благодаря своей универсальности текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.
3. Профессиональное и профориентационное – применение компьютера для углубленного изучения иностранного языка и профессиональной ориентации в разного рода профессиях.
4. Дефектологическое – компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств (например, специальных клавиатур, анализаторов и синтезаторов речи, устройства печати шрифта Брайля), а также соответствующего программного обеспечения.
5. Досуговое – все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (проведение самостоятельной исследовательской работы, увлечения и развлечения, ведение личного архива и т.п.).
6. Учительское – применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного материала, а также различные виды учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т.д.).
7. Организационное – использование компьютера для управления школой.
8. Педвузовское – все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированы на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет.