в чем смысл молитв
Молитва
Моли́тва – обращение человека к Богу или к Его святым (Богородице, ангелам, душам праведников) как к нашим ходатаям перед Богом, с целью покаяния, хвалы, испрашивания милостей или благодарения.
Преподобный Силуан Афонский говорил, что лишь с помощью молитвы можно достигнуть исполнения заповедей Божиих, так как «человек сам бессилен их исполнить».
В основе христианства лежит не просто сумма знаний, но живой опыт общения с Богом. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Не умеющий или нежелающий молиться человек в каком-то смысле атеист. Бог, конечно, есть, но не для него; ведь у него нет с Ним никакой связи… Верующий человек – это человек молящийся!
Молитвой мы не Бога приближаем к Себе, а себя к Богу. Бог всегда рядом. Священномученик Дионисий Ареопагит использовал для иллюстрации этого такой образ: как бы находясь в корабле, схватившись за канаты, прикрепленные к скале и протянутые нам, чтобы мы причалили, мы бы притягивали к себе не скалу, а самих себя и корабль – к скале.
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, это духовная пища, необходимая душе как воздух телу. Молитвы не вычитывают, а творят или совершают.
Виды молитвы
Молитвы просительные, – когда просим у Бога помощи. Покаянные, когда сделав худое дело, просим прощения. Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога.
Один старец говорил, что один раз произнесённое «Слава Тебе, Боже» стоит десяти «Господи, помилуй».
Ступени молитвы
Различают три ступени в качестве молитвы — устную, ума и сердечную, между которыми есть, конечно, много промежуточных положений.
Первая ступень — молитва устная, когда христианин, говоря слова молитвы, не может еще справиться с рассеянностью мысли.
Вторая ступень — когда разум обладает уже способностью к сосредоточенности и вполне улавливает смысл произносимых молитвословий. Умная молитва не обязательно произносится про себя.
Третьей ступенью является молитва сердечная — когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем.
Молитва и жертва
Самая сильная молитва — та, которая сопряжена с личным подвигом молящегося. Есть древняя традиция сочетать сугубые молитвенные прошения с постом, пешим паломничеством, милостыней. Иначе мы просим у Бога чуда, а сами не хотим и минимальную жертву принести в подтверждение важности нашей просьбы.
Преподобный Паисий Афонский рассказывал:
Отец девочки, тяжело больной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попросил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и некоторые вещи ребенка, чтобы батюшка перекрестил их.
Старец сказал несчастному:
– Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подвигается» от жертвенной любви.
Отец девочки спросил:
– Чем же пожертвую, батюшка?
Старец сказал:
– Пожертвуй какую-нибудь одну свою страсть.
Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил:
– Нет у меня никакой страсти.
Тогда старец спросил:
– Сигареты куришь?
– Да, – ответил отец девочки.
– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сделает её здоровой, – потребовал старец.
Тот немедленно бросил курить. Девочка начала постепенно поправляться и совершенно выздоровела, что подтвердили и врачи.
Отец, однако, забывшись, нарушил свое обещание Богу и опять начал курить. Одновременно же у дочери его опять начал обнаруживаться рак, и девочка снова пришла в предыдущее тяжелое состояние. И тогда отец её опять пришел к старцу.
Но старец с твёрдостью сказал ему:
– Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём.
Почему Бог не всегда исполняет наши молитвы или медлит с их исполнением?
• Потому, что часто люди живут без Бога, не исполняют Его заповедей и взывают к Нему лишь с потребительской установкой. Такую установку можно назвать «молитвенным взяточничеством». В Священном Писании читаем: «и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним» ( 1Ин.3:22 ).
По словам одного богослова «мы слишком часто говорим о Его молчании, но слишком редко о нашей глухоте».
• Потому, что мы немилосердны. По словам свт. Иоанна Златоуста «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?».
• Потому, что ещё не пришло время. Мы же не обладаем всеведением, как Бог, который абсолютно точно всегда знает что и когда нам требуется для спасения.
• Потому, что хотим получить без труда. Иногда молящиеся бывают как дети, но не в смысле искренности, к которой призывал Христос, а в требовании получить просимое немедленно и без труда. Есть поговорка: Молись так, как будто всё зависит только от Бога; действуй так, как будто всё зависит только от тебя. Господь ждёт, когда и мы приложим собственные усилия для достижения просимого. Он готов помочь нам, дать Свою благодать, а мы просим сделать за нас.
Преподобный Авва Дорофей: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени».
• Потому, что решаем за Бога каким образом Он должен ответить на нашу просьбу. Мы считаем, что молитва должна исполниться определённым образом, но Бог всегда знает как лучше её исполнить, ведь мы можем ошибаться, а Он нет. Например, просит человек внимания в молитве, Бог автоматически не лишает его помыслов, а приводит в церковную лавку к книге, которая учит нерассеянной молитве. Или мы просим о здравии тяжело больного человека, а Бог не исцелит его, но через болезнь или земную кончину приведёт к себе его близких и спасёт и больного по их молитвам.
• Чтобы даровать нам ещё больше, вознаградив за терпение ( Ин.20:29 ). Человек развивается преодолевая трудности, в духовной жизни та же закономерность. Некоторые подвижники не молили Бога об избавлении от страстей, желая больших венцов в Царствии Небесном.
• Когда мы просим того, что не полезно. То, что мы хотим, не всегда на пользу. Бог желает каждому человеку вечного спасения и блаженства, а не сиюминутного утешения.
• Длительность прошений испытывает степень желания. Недаром сказано: «Долготерпите в молитвах». Посмотрим примеры из Евангелия: расслабленный ожидал исцеления у купальни 38 лет; согбенная женщина 18 лет, кровоточивая – 12 лет.
Нередко после усердной молитвы человек думает: «Нужно ли мне это в действительности?» Молящийся дух ведь не только стучится в Небесные двери. Он еще и спускается в глубины сердца. Миновав поверхностные слои, те места, где живут привычные желания, человек сходит глубже, туда, где этих желаний может уже не оказаться. Там могут оказаться другие нужды и просьбы, более важные и не такие заметные на первый взгляд.
• В то же время можно сказать, что молитва никогда не бывает безответной. По словам прп. Иоанна Лествичника: «Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?»
Можно ли читать молитвы от женского лица?
Молитва – не мантра, не заклинание, а живое обращение к Богу, святым или бесплотным силам. Поэтому естественно женщине обращаться в молитве от собственного имени.
Как научиться молитве?
Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спросить, а как Вы учитесь?
Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, христианин прилагает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется.
Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества.
С одной стороны, молитва – это дар Божий. Но дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и благодать, укрепляющую его в молитвенном подвиге.
Не путайте молитву и молитвословие: первая от сердца, вторая устами.
Свт. Игнатий (Брянчанинов): Все препятствия встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве.
Как же Христос говорил: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:7-8 )?
Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных искренних чувств, как мантру. В Св. Писании есть пример языческой молитвы. Жрецы Ваала, собравшись на Кармил, от утра до полудне призывали имя своего идола, говоря: “Ваале, услыши нас!” ( 3Цар.18:26 ). Этот принцип использовали и фарисеи.
Цель молитвы — не сказать как можно больше слов. Цель – войти в молитвенное состояние. Это такое состояние, состояние духа, ума, при котором молитва не проявляется в каком-то выражении, а она постоянно присутствует в сердце.
Что касается продолжительных молитвенных правил, то они сложились в полном согласии со словами Спасителя: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” ( Мф.11:12 ). В молитве, кроме благодарности и славословия, могут быть и земные прошения, о чем говорит Иисус Христос: “Просите и дастся вам” ( Мф.7:7 ). При этом Господь призывает к настойчивости ( Лк.18:1-7 ), ( Лк.11:5-13 ). Следовательно 8‑ой стих говорит не о продолжительности наших молитв и настойчивости в прошениях, а о качестве ее. Подвижники веры опытно убеждались, что долгий молитвенный труд очищает и освещает душу.
Почему иногда молитвы исполняются, но не так, как нам бы хотелось?
Бог премудр и всеведущ, Он всегда предлагает человеку то, что для человека действенно и посильно. Его действие направлено в первую очередь на духовное исцеление, спасение в вечности.
Прот. Максим Козлов:
“Нужно сознавать цену молитве. Скажем, мать, просящая об избавлении от страсти наркомании своего сына, должна понимать, что это менее всего вероятно произойдет так, что завтра он проснется аки агнец, забывший о своих пристрастиях, трудолюбивый, воздержанный и любящий своих ближних. Скорее всего, прося об избавлении сына, она просит ему скорбей, болезней, тех или иных очень непростых жизненных обстоятельств, с которыми сын может столкнуться – может быть, армии, тюрьмы.
Цену молитвы нужно осознавать, но молиться, тем не менее, нужно о правильном и не бояться Бога”.
Существуют ли особо сильные молитвословия против дьявола?
Дьявол боится не текста, не определённых слов, а искренней веры. Вспомним, что сам дьявол, во время искушения в пустыне, свободно цитирует Христу 90‑й псалом который считается особенно сильным орудием против демонов.
На молитве следует остерегаться:
Нужно ли заставлять себя молиться?
Сначала нужно понуждаться к молитве; вскоре она начнет доставлять утешение, и этим утешением облегчать понуждение, ободрять к понуждению себя. Но к молитве нужно понуждение в течение всей жизни, и редкие подвижники избавились, по причине обильнейшего благодатного утешения, от понуждения себя: молитва действует убийственно на нашего ветхого человека; доколе он жив в нас, дотоле противится молитве как вкушению смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника, подучая употреблять время, назначенное для молитвы, на другие дела: или же они стараются уничтожить и осквернить ее суетною и греховною рассеянностью, принося во время совершения ее бесчисленные житейские и греховные помыслы и мечтания.
святитель Игнатий (Брянчанинов)
Неправильно говорят, что молитва легка, что молитва – радость. Нет, молитва есть подвиг. Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так! Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все же молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься сам, трудишься для Бога, Он видит этот твой труд и радуется этому твоему усилию, этой работе для Него.
свмч. Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения.
св. праведный Иоанн Кронштадский
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа.
св. Серафим Саровский
Мать всех добродетелей – молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся.
св. Нил Синайский
Да не отходит от мысли твоей убеждение, что одно возношение ума к Богу и одно смиренное коленопреклонение во славу и честь Божию несравненно более ценно, чем все сокровища мира.
св. Никодим Святогорец
Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех.
Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый.
Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрения к удовольствиям.
св. Иоанн Златоуст
Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу.
свт. Игнатий Брянчанинов
Без молитвы и чтение святоотеческих писаний, и пост, и память смертная окажутся чем-то совершенно мертвым и пустым, наподобие книг, стоящих на полке у неграмотного человека.
схиигумен Авраам (Рейдман)
Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Господом Богом и потусторонним невидимым миром.
протоиерей Валентин Свенцицкий
Молитва
Молитва – это признание Богу в любви.
Главный смысл молитвы в том, чтобы ощутить любовь к Богу как высшее счастье, ради которого можно принять боль потери и унижения любых человеческих ценностей. Молитва помогает человеку отрешиться от своего человеческого «я» и почувствовать, что наше высшее «я» – это Бог и любовь.
Молитва начинает работать тогда, когда она закреплена, подтверждена поступками.
Человек может молиться много лет, но если при этом продолжает жить по-старому и не предпринимает конкретных действий по изменению своего характера, то такая молитва бесполезна. «Вера без дел мертва», – говорится в Библии. Если человек переедает, осуждает и спешит, если он жадничает, раздражается и ревнует, то его молитва будет простым сотрясением воздуха. Если же такой человек начнет усердно молиться, устремляясь к любви и Богу, он может заболеть и умереть. Отрыв от привязанностей, в которые он сам себя погрузил, может быть слишком тяжелым.
Любовь к Богу доказывается соблюдением заповедей, преодолением своих корысти, жадности, гнева и похотливости, умением воздерживаться от наслаждений, способностью жертвовать и заботиться о ближнем, умением быть счастливым и в радости, и в несчастье.
Высшей молитвой является молитва без слов. Это непрерывное сохранение и увеличение любви в душе в любой ситуации. Но поскольку достичь такого состояния довольно сложно, периодически можно помогать себе и словами молитвы. Молиться можно, не только читая канонические молитвы, молиться можно и своими словами.
Чем меньше слов в молитве и чем больше она похожа на стихотворение, тем лучше. В стихотворении мысль переплавляется в чувство. В молитве должно происходить то же самое. Слова нужны для того, чтобы появились чувства. Появившиеся чувства должны превратиться в одно чувство любви, – и тогда слова просто мешают, они становятся не нужны.
Когда человек пытается проговаривать слова молитвы, не испытывая чувства любви и потребности единения с Богом, молитва становится бесплодной и бессмысленной. Молитва без дел мертва. Молитва без чувств тоже мертва.
К молитве нужно быть готовым. Насколько мы готовы в момент молитвы отрешиться от всего человеческого, настолько нам легче почувствовать Божественное.
Христос говорил: «Если гневаешься на брата своего, не подходи к жертвеннику». Это означает, что перед молитвой нужно простить все обиды, устранить из души любое недовольство, ощутить, что любая ситуация направлена на усиление любви к Богу.
Любое длительное недовольство окружающим миром, обществом, государством, группами людей, претензии к родителям, к любимым и близким людям, недовольство ситуацией, собой, своей судьбой – это косвенные претензии к Богу. Нельзя обращаться с молитвой к тому, кого ненавидишь.
Важно отрешиться не только от настоящего, но и от будущего. Чем больше в молитве человека просьб, тем сильнее растет его зависимость от будущего и тем больше вероятность получить в будущем большие проблемы.
Если человек добровольно не может отрешиться от привязанностей и обид, то отрыв происходит принудительно и достаточно болезненно.
Если душа начинает болеть, когда вы молитесь, значит, в этот момент душа очищается от привязанностей. Если начинает болеть тело, значит, оно освобождается от обид, ненависти, осуждения и недовольства. Чем сильнее мы утратили связь с Богом, тем больше боли и страданий нам может принести искренняя молитва.
Многие верующие, приходя в церковь, занимаются оккультизмом, даже не подозревая об этом, поскольку вместо слов молитвы, фактически, произносят заклинания. Бог для них – это средство для обретения здоровья, благополучия и светлого будущего. Во время молитвы человек чувствует, что он вторичен, а Бог – первичен. А когда человек произносит заклинание, на первом месте оказывается он сам, и слова заклинания используются им как средство для исполнения собственных желаний.
Чем корыстнее наши молитвы, чем больше мы просим денег, благополучия, исполнения желаний, здоровья, тем сильнее это откладывается в глубинах нашего подсознания. Когда мы общаемся с людьми, это формирует наши поверхностные эмоции. Когда мы обращаемся к Богу, открываются сокровенные глубины нашего подсознания, которые формируют нашу душу и души наших потомков. То есть когда мы обращаемся к Богу, мы формируем наше будущее. Чем меньше у нас бескорыстной любви к Богу, тем меньше будет любви и энергии у наших потомков. Получается, что корыстная молитва убивает нашу душу и делает несчастными наших потомков. Поэтому и существуют атеисты: чем с корыстью обращаться к Богу, – лучше ничего о Нем не знать вообще.
Слова «Да исполнится воля Твоя, Господи!», произнесенные в молитве, означают, что желания, рожденные несовершенной душой, не должны реализовываться, если это противоречит воле Всевышнего. Тогда даже неправильная просьба будет менее опасной. Чем чаще человек повторяет в молитве, что его желания, его воля, его жизнь, его человеческое «я» – вторичны, в то время как любовь к Богу, Божественная воля – первичны, тем меньше он зависит от человеческих ценностей, тем чище становится его душа и тем быстрее исполняются его желания, принося не боль, потери и мучения, а гармонию человеческого счастья.
Люди часто рассказывают о странных метаморфозах, происходивших с ними, когда они молились. Одних начинало клонить в сон, другие безудержно зевали, третьим хотелось ругаться матом, у четвертых вдруг вспыхивала похотливость. Дело в том, что когда эти люди обращались к Богу, это происходило только внешне.
В одном случае душа таких людей по привычке молилась и поклонялась сознанию, они молились не Богу, а своим представлениям о Нем, устремлялись не к Богу, а к своим идеалам. Усердная молитва рождала у них гордыню, чувство превосходства и агрессию к людям, поэтому начинали включаться защитные процессы, которые должны были приглушить сознание, унизить его, для того чтобы снизить уровень поклонения высоким чувствам.
В другом случае подобный процесс происходил тогда, когда человек в подсознании поклонялся другому человеку как Богу, не мог разделить в человеке Божественное и человеческое. Молясь Богу, он молился одновременно на свое наслаждение, которое он получает от другого человека. Вроде бы парадокс: человек молится Богу, а его ревность и похотливость при этом усиливаются. На самом деле, все закономерно.
Мало кто понимает, насколько благотворна в нынешнее время вечерняя и утренняя молитва, особенно – утренняя. С 4 часов утра начинает усиливаться тонкая энергия, которую очень важно правильно сориентировать. Если направить ее к любви, душа станет оживать, и тогда любые блага, которые мы получим в дальнейшем, не повредят нам. Если же эта энергия начнет обслуживать инстинкты, тогда стремительно вырастет гордыня, и высшая, тонкая энергия любви перестанет поступать в душу. В результате в душе незаметно будет прорастать тенденция дьяволизма, то есть поклонения энергии в ущерб любви, что приведет к бесплодию и болезням, к распаду человеческих ценностей.
Почему благотворна вечерняя молитва? Если утром у нас усиливается инстинкт самосохранения, то есть гордыня, то в течение дня человек, стремящийся к удовольствиям, к наслаждению, усугубляет свою концентрацию на инстинкте продолжения рода. Если не отрешиться от этого, тяга к наслаждению в ущерб любви может проникнуть в подсознание. А поскольку жизненная энергия распределяется именно в подсознании, то неправильные приоритеты приводят к ее снижению, а затем, как минимум, возникают проблемы со здоровьем.
Молитва, обращенная к Богу, которая совершается перед едой, позволяет затормозить, связать негатив, присутствующий в пище. Более того, она может даже изменить состав еды, снизить ее возможный вред.
Молитва особенно эффективна в моменты потерь и страданий, если в это время человек молится о том, чтобы ему дана была любовь к Богу как высшее счастье.
Для того чтобы через молитву изменить свою душу, нужно много сил. Очень много сил уходит на общение с людьми, на еду, на контроль ситуации. Значит, периодически нужно освобождаться от всего этого, чтобы молитва дала более глубокий эффект.
Молитва лучше работает в храмах, так как энергетика храма и его служителей блокирует на какое-то время внутренние претензии к Богу, и благодаря этому молитва помогает человеку изменить себя.
Мы имеем право молиться за других людей. Главное, помнить, что человек – это в первую очередь душа и молиться нужно за его душу: чтобы он был добрым, любящим, благородным, чтобы любовь к Богу была для него на первом месте; чтобы он мог прощать, не осуждать и видеть Божественную волю во всем.
Стереотипное мышление чаще всего отождествляет человека с телом, и люди часто молятся за другого, прося для него физического здоровья и благополучия. Но чем лучше телу, тем хуже душе: в первом случае молитвой мы можем человеку помочь, во втором – навредить.
Для того чтобы очистить другого, нужно дать ему свою чистоту. Если мы за кого-то молимся, а себя в порядок еще не привели, мы можем просто взять его «грязь» на себя, а потом заболеть. Если же мы себя приведем в порядок, то поможем другому человеку, просто подумав о нем.
Рекомендуется к просмотру: