в чем суть писать с маленькой буквы
Общениецифровой этикет: пишите
с маленькой буквы
постоянство и скорость важнее мнимой вежливости и грамотности
В рубрике «Цифровой этикет» Look At Me рассуждает, как лучше вести себя в интернете. На этой неделе объясняем, почему большие буквы теряют смысл, когда вы общаетесь в мессенджерах и социальных сетях на русском языке.
В неформальном цифровом общении на русском языке большие буквы необязательны.
То, как мы пишем, не менее важно, чем то, что мы пишем. Если в интернете сообщения в верхнем регистре воспринимают враждебно (а с его ироничным использованием легко переборщить), то полный контраст, отказ от больших букв, вопросов давно не вызывает. В мессенджерах и социальных сетях, где скорость важнее всего, каждое обращение к клавише Shift отнимает время — и порой приводит к тому, что тон человека выглядит надменным. Как и точки в конце предложений, заглавные буквы — это то, от чего пользователи смело отказываются.
И понятно почему. В текстах любых жанров выше самого неформального прописные буквы — это маркер. Визуальный маркер начала предложения. Маркер вежливости при употреблении имён собственных. Грамматический маркер. Маркер выразительности. Стилистический маркер. В цифровом общении все эти вещи можно передавать другими способами — или передавать не нужно, ведь мы имеем дело не с законченным текстом, а с потоком мыслей, разделённым не столько на предложения, сколько на сообщения. А у носителей русского языка так и вовсе есть преимущество: в нём, в отличие от английского и немецкого, использование строчной или прописной буквы реже меняет часть речи и смысл слова.
Нередко предложения начинают с маленькой буквы, а имена всё равно пишут с большой, чтобы случайно не обидеть собеседника. Обижаться, впрочем, не на что, потому что в интернете все равны: написание имени с маленькой буквы в принципе не должно восприниматься как оскорбление. Куда важнее соблюдать стилистическое постоянство и давать понять, что вы всё пишете с маленькой буквы и никогда не делаете исключений. Если же вы опасаетесь, что собеседник может вас неправильно понять, то лучше вообще соблюдать все классические правила языка — использовать и точки, и прописные буквы.
В рекламной индустрии, в популярной культуре и в искусстве силу нижнего регистра уже давно осознали и постоянно используют: в слоганах, текстах и названиях, как стилистический приём и как само собой разумеющееся. В научном сообществе даже шутят: чем больше строчных букв используют в имени учёного, тем меньше у него заслуг. Дело в том, что имена соавторов исследований обычно пишут в верхнем регистре, и таких исследований за год выходит куча. Если же в честь учёного называют теорему или закон, то его имя пишут только с одной большой буквы — первой. А имена выдающихся учёных делают нарицательными, превращая их в единицы измерения, которые часто записывают со строчной буквы. Спорную значимость прописных букв ещё век назад осознали в Баухаусе, отказавшись от неё в учебных материалах.
Письмовник
Как писать ВЫ и ВАШ – с прописной или со строчной буквы?
Правописание
Общая рекомендация
Местоимения Вы и Ваш пишутся с прописной (большой) буквы как форма вежливого обращения к одному лицу. При обращении к нескольким лицам следует писать вы и ваш со строчной буквы. Написание Вы, Ваш с прописной при обращении к нескольким лицам – ошибка.
Немного истории
Исконно русским и в этом смысле традиционным является обращение к одному человеку на ты. Так говорили с близкими и чужаками, с ровесниками и со старшими, не церемонились и с начальниками: тыкали уважаемым и почитаемым.
В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» называет обращение на вы вместо ты «искаженной вежливостью»: «Ты, мест. 2-го лица ед. ч. Искаженная вежливость заменяет слово это множественным числом (то есть заменяет ты на вы), но у нас доселе простой человек говорит всякому ты, и Богу, и Государю. ». «Вместо тщеславной похвальбы сельского учителя (эманципированного), что он крестьянским мальчикам говорит вы, – продолжает Даль, – учитель лучше бы сделал, заставив их себе говорить ты; в этом было бы более смысла». И убеждает посло вицей: «Лучше по чести тыкать, чем с подвохой выкать».
Так откуда же вы в русском обращении? Обращение на вы в русском языковом обиходе появилось в XVIII веке из западноевропейских языков. Чужеземное грамматически, вы-обращение прижилось не сразу, но уже в XIX веке возмущенные реплики « Почему вы мне тыкаете», «Не извольте тыкать», присказка « Ты мне не тычь, я тебе не Иван Кузьмич» отразили, что вы-обращение стало привычным и обязательным для воспитанного человека.
В «Словаре русского речевого этикета» А. Г. Балакая (М., 2001) читаем: «Употребление вы по отношению к одному лицу высокого положения (господину, князю) встречается уже в памятниках русской письменности XI–XVI веков, что связано, вероятно, с влиянием византийской речевой традиции. Однако распространение в качестве почтительного, вежливого, обращения вы (Вы) получило в Петровскую и особенно – в послепетровскую эпоху под влиянием западноевропейского, в частности немецкого и французского, речевого этикета.
[Стародум:] Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы, тогда не знали еще заражать людей столько, чтобы всякий считал себя за многих. Д. Фонвизин, Недоросль.
В XIX веке обращение на вы стало нормативным в светской речевой учтивости, прежде всего по отношению к лицам привилегированных сословий».
Приводим рекомендации современных словарей и справочников.
Таким образом, местоимения Вы, Ваш пишутся с прописной буквы при обращении к одному лицу в текстах следующих жанров:
а) личное письмо (адресат – одно лицо);
б) официальные документы, адресованные одному лицу;
в) анкеты, рекламные листовки (текст, адресованный неконкретному лицу).
При обращении к нескольким лицам или неопределенному кругу лиц (например, при обращении к читательской аудитории газеты или журнала, при обращении к посетителям сайта, в объявлении, адресованном широкому кругу лиц, и т. п.) местоимения вы, ваш пишутся со строчной буквы: Дорогие подписчики! Напоминаем вам, что. ; На портале «Грамота.ру» опубликован новый интерактивный диктант. Проверьте вашу грамотность!
Можно предложить такое мнемоническое правило: если перед местоимением вы можно вставить обращение в форме единственного числа, то написание местоимения с большой буквы уместно: уважаемый коллега, предлагаем Вам. Но: уважаемые коллеги, предлагаем вам.
Вопросы «Справочному бюро»
Можно ли при обращении к одному человеку писать вы, ваш с маленькой буквы?
Употребление местоимения вы вместо ты при обращении к одному лицу само по себе уже представляет проявление уважительного отношения к этому лицу. Окончательное решение о написании Вы с прописной (для подчеркивания этого уважительного отношения) принимает автор текста.
Как писать местоимения вы, ваш в интервью?
Этот вопрос правилами правописания не регламентирован, однако на практике в средствах массовой информации местоимения вы, ваш в интервью пишут строчными буквами.
Какие слова писать с большой буквы при обращении к судье?
Правильно: Ваша честь (обращение к судье). См.: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2011. С. 95.
Есть ли случаи, когда с большой буквы пишется местоимение ты, твой?
С прописной буквы рекомендуется писать слова, употребляющиеся вместо слов Бог и Богородица. В церковно-религиозных текстах (молитвах, проповедях) с прописной буквы пишутся местоимения, заменяющие слова Бог, Божий: Да святится имя Твое, да будет воля Твоя. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Под ред. В. В. Лопатина. М., 2013. § 181, прим. 2.
Копирайтинг. Почему «Вы» лучше писать с маленькой буквы?
Как-то так получилось, что в современной рекламе местоимение «Вы», написанное с заглавной буквы, воспринимается как признак рекламы низкокачественной и второсортной. Тем не менее, броские «Вы» и «Ваш» всё ещё довольно часто встречаются в рекламных объявлениях. Стоит ли их использовать или лучше обратиться к прописному варианту?
Почему вообще пишут «Вы»?
При выборе «Вы» человеком движут два основных желания:
1. Обратить внимание клиента на свое предложение;
2. Сделать обращение более вежливым.
Первое – это, пожалуй, основной инстинкт каждого заказчика. Употребляя местоимения «Вы», «Ваш», «Вам», «Вас», человек стремиться подчеркнуть то, насколько его предложение выгодно для предполагаемого клиента. Некоторые считают, что это помогает убедить читателя в том, что речь идёт действительно о нём.
Что касается вежливого обращения, то, действительно, по современным правилам русского языка местоимение «Вы» в значении единственного числа должно писаться с заглавной буквы, поэтому заказчик здесь по-своему прав. Но реклама далеко не всегда следует правилам языка. Ведь, её главная цель – эффективные продажи, которые часто достигаются не без нарушения этих правил.
Как продвинуть банк в регионах?
Основная проблема — перегретый аукцион. Но если грамотно выбрать соцсеть, формат и настройки таргетинга, всё получится.
Выбор «вы» обоснован несколькими причинами.
Да, сейчас «Вы» пишется именно с заглавной, но так было далеко не всегда. Вообще, можно заметить, что «Вы» очень похоже на “ You ”, употребление местоимений практически совпадает, также как и особенности их написания. Дело в том, что «Вы» пришло к нам из западноевропейских языков в XVIII веке. До этого мы вполне обходились «ты» для единственного и «вы» для множественного числа. Так что «Вы» – явление относительно молодое и чужеродное.
Автор: С.А. Виноградов «Обед работников»
Реклама основывается на психологии. Особенности нашей ментальности таковы, что мы воспринимаем себя скорее как коллектив, чем как группу независимых индивидуальностей. Правда, сейчас влияние западной культуры весьма сильно, но сути это не меняет. Мы слишком долго отрицали личное в пользу общественного, чтобы вот так в один момент взять и перестроиться в индивидуалистское общество. «Чувство локтя» живо и сейчас.
В царское время большая часть населения, крестьяне, жили общинами. Коллективное существование было обусловлено совместным трудом, привычкой, в общем, лежало в основе русского менталитета. Потом появился Пётр Аркадьевич Столыпин со своими аграрными реформами по передаче наделов в собственность и упразднением общины. Так у менее образованной части общества начала появляться склонность к индивидуализму. А после революции 1917 года к власти пришли большевики и на многие годы отменили личное и заменили его общественным. Кстати, если посмотреть плакаты того времени, то можно заметить, что чужеродное «Вы» они заменили исконным «ты».
Понимание и продажи
Бороться с менталитетом бессмысленно. Нельзя за 20 лет искоренить то, что закладывалось веками, так что навряд ли наше сознание станет поистине западным в ближайшее время.
Заметно выделяющееся на фоне остального текста «Вы» бросается в глаза, нарушает плавность рекламного повествования и несколько агрессивно обращается к читателю. А ведь никто не хочет его спугнуть. Поэтому хорошая реклама маскирует личное обращение за спокойным, дружелюбным прописным написанием «вы».
Как правильно писать «Вы» или «вы» в деловой переписке?
Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, я решила обратиться к научной литературе по русскому языку. В справочных пособиях «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой и «Прописная или строчная?» В.В. Лопатиной говорится, что с прописной (то есть, с большой) буквы местоимение «Вы» («Ваш», «Вам» и т.д.) пишется в таких случаях:
Во всех остальных случаях используется строчное (с маленькой буквы) написание местоимения «вы»:
Интересно, что в главе о «Трёх правилах про вы» А. Лебедев также ссылается на Д.Э. Розенталя, который говорит, что «прописная буква в словах Вы, Ваш и т.д. пишется только при обращении к одному лицу (физическому или юридическому), при этом обычно в личной переписке». Примечательно и то, что сам Д.Э. Розенталь в своём письме обращается к адресату на «Вы» с большой буквы.
Для меня всё стало ещё более очевидно после прочтения правил русского языка, о которых пишут лингвисты. Кроме того, в них сказано, что решение о прописной или строчной букве принимает сам автор личного письма.
Чтобы окончательно решить вопрос о написании местоимения «вы» я решила обратиться к преподавателям русского языка Томского государственного университета — Галине Николаевне Стариковой (кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Филологического факультета ТГУ) и Инне Витальевне Тубаловой (доктор филологических наук, доцент кафедры общего славяно-русского языкознания и классической филологии Филологического факультета ТГУ). Они сошлись во мнении о том, что местоимение «Вы» употребляется как форма вежливого обращения к одному лицу в письме официального, делового характера и в официальной документации, где адресат — одно лицо, а также при титульной лексике Ваше Высочество, Ваша честь. Во всех остальных случаях употребляется местоимение «вы». Обращение на «Вы» к нескольким лицам или определённой аудитории — грубая ошибка, указывающая на полное непонимание вопроса. Кроме того, они отметили, что при обращении к одному лицу в деловой переписке норма вариативна, то есть, выбирать нужно самим.
Тем не менее, в современной деловой среде, и особенно в сфере digital и IT сложилось мнение, что обращение в обычном email на «Вы» — это дурной тон, выражающий излишний пафос. Так, в «Учебнике для менеджеров в digital» известного российского дизайнера Олега Чулакова я снова наткнулась на то же утверждение: «Местоимение «вы» пишется со строчной во всех случаях. Излишний пафос ни к чему». В редакционных стандартах журнала «Тинькофф-журнал» также коротко и ясно сказано: «Пишем «вы» и «ваш», то есть со строчной».
Одним из возможных объяснений такого написания местоимения «вы» может быть то, что сфера дизайна, digital, IT — это сферы, которые начали развиваться и находятся под большим влиянием западных стран, основной язык коммуникации которых — английский. В английском нет деления на вежливое «Вы» и «ты», там все обращаются друг к другу просто «you». «You» с большой буквы в середине предложения никогда не пишется. Именно поэтому, возможно, в среде дизайнеров и разработчиков стало распространено использование русского эквивалента английскому «you» — «ты» или «вы».
10 слов, которые ты ошибочно пишешь с заглавной буквы
У тебя был такой тупняк: сидишь и думаешь — писать слово с маленькой буквы или с большой? И вроде бы хочешь как лучше, но одновременно с этим делаешь ошибку. Читай статью про твои самые распространенные косяки и запоминай, как правильно.
1. День Рождения/день рождения
Как бы сильно ты ни уважал человека, которому адресуешь поздравление, писать оба слова нужно исключительно строчными буквами, ведь правила русского языка одинаково беспощадны ко всем.
Путаница с «днем рождения» возникает из-за того, что многие праздники действительно пишутся с заглавной буквы, как, например, Новый год (обрати внимание, заглавная буква тут только одна) или День первокурсника. Исключение из этого правила только одно — День Победы. Только этот праздник мы вправе писать с больших букв.
2. ВУЗ/вуз
Казалось бы, чем не элементарщина: аббревиатура — значит с заглавных. Но и здесь не все так просто, товарищ.
Вуз — это сложносокращенное слово, состоящее из первых букв имен нарицательных, вследствие чего и пишется оно строчными буквами. Если перестать говорить умными терминами, то все оказывается очень даже просто: все аббревиатуры, образованные от имен нарицательных (слов, определяющих название целой группы объектов, имеющих общие признаки или принадлежность к единой группе), пиши с маленькой буквы. То же самое правило будет применяться к словам «загс», «дот» и др.
Кстати, если ты решил написать название своего вуза полностью — тут тоже важно не переборщить. Заглавная буква будет только одна — та, с которой начинается наименование. Пример: Московский государственный университет культуры. Не нужно пихать большие буквы через слово.
3. Бог/бог
И нет, «бог» со строчной буквы пишут не атеисты. Да и на самом деле существует два варианта написания этого слова. Какой из них выбрать — зависит от того значения, которое ты хочешь вложить в слово, да и во все предложение в целом.
Если ты хочешь написать о Боге, вкладывая в свои слова религиозный посыл (проще говоря, рассказывая о чем-то священном), то пиши слово с заглавной буквы. Но если ты используешь это слово в обыденной жизни, то без лишних раздумий можешь писать его строчными буквами. К примеру: «Ты сегодня играл на гитаре как бог». Ах да, ну и во фразе «слава богу» бог тоже будет писаться с маленькой буквы.
4. Интернет/интернет
Интернет — тоже универсальное слово, которое может писаться в двух вариантах. А еще его можно (и нужно) склонять по падежам, о чем нередко благополучно забывают.
В общем, если «интернет» идет как первая часть сложных слов (например, «интернет-кафе»), то однозначно пиши его с маленькой буквы. В остальных случаях все сложнее: ученые до сих пор спорят, перестало слово «интернет» быть именем собственным или нет. Фишка в том, что, в случае если все же перестало, ты можешь расслабиться и писать его с маленькой буквы.
5. Вселенная/вселенная
Вселенная действительно пишется с большой буквы, но только в одном случае — когда употребляется в предложении как термин, означающий космос, весь мир, всю систему мироздания.
Во всех остальных случаях «вселенная» пишется исключительно с маленькой буквы. К примеру, когда этим словом человек стремится описать внутренний мир чего-то, всю землю, все страны или все население Земли: «Во вселенной “Властелина колец”»; «У каждого из нас своя вселенная» и др.
В общем, если слово «вселенная» в твоем предложении напрямую не связано с космосом — пиши его со строчной.
6. Родина/родина
Слово, конечно, в исключительных случаях может писаться с большой буквы, но это действительно редкость. Для этого в слово должны вкладываться высокодуховные чувства и патриотизм.
Кстати, чаще всего слово «Родина», написанное с заглавной буквы, можно встретить в поэтических произведениях или военных лозунгах 20 века. Пример: «Они сражались за Родину».
В остальных случаях пиши «родина» с маленькой буквы. Например, когда ты подразумеваешь под этим понятием определенное место или географическое положение, где ты родился и провел детство: «Краснодар — моя родина» или «Родители учили меня любить свою малую родину».
7. Пушкинский/пушкинский
А также «гоголевский», «лермонтовский», «чеховский» и другие прилагательные пишутся с маленькой буквы. Несмотря на то, что все они классики, и даже несмотря на то, что весьма уважаемые.
Правила просты: если прилагательные обозначают индивидуальную принадлежность, то пиши их с большой буквы (например, «Сережин голос» или «Мишина гитара»). Ну а если прилагательные пишутся с суффиксом «ск» — пиши их с маленькой буквы. Пример: «шекспировский стиль», «пушкинские стихотворения» и др.
Исключения есть: если такие прилагательные имеют значение посвящения (имени кого-то, памяти кого-то), то они пишутся с прописной буквы — «Нобелевская премия».
8. Ахиллесова пята
Все, вообще все фразеологизмы пишутся с маленькой буквы — так уж заведено. Даже если в составе фразеологического оборота есть прилагательное, обозначающее принадлежность. Пример: «ахиллесова пята», «каинова печать», «филькина грамота» и др.
9. Вы/вы
Если ты вежливо обращаешься к конкретному человеку — можешь писать «Вы» с большой буквы. Во всех остальных случаях — только с маленькой.
Особенно странно выглядит написание слова «вы» с заглавной буквы, когда человек обращается к нескольким людям сразу. Даже если они глубокоуважаемые, слово «вы» в данном случае обозначает множественное число, а не вежливую форму, как ты мог подумать.
10. Олимпиада/олимпиада
Полезный лайфхак: если Олимпиада сочинская — то с большой буквы; в других случаях — с маленькой.
На самом деле «Олимпиада» пишется с заглавной тогда, когда речь идет об Олимпийских играх. Если твоя олимпиада — обычное соревнование среди школьников или студентов, то пиши его со строчной буквы. Пример: «олимпиада по математике».