что нужно для создания музыки на компе
Бюджет домашней студии
Прежде чем начать, представлюсь. Я занимаюсь созданием электронной музыки уже более 10 лет, 6 из которых профессионально. Хочу поделиться опытом с читателями хабра и ответить на вопросы, которые мне так часто задают. При написании статьи подразумевалось, что вы более-менее знакомы с основными терминами и понятиями в этой области (секвенсор, VST-плагин и т.д.).
Статья будет интересна всем музыкантам, но в первую очередь тем, кто хочет писать электронную музыку. Уникальность статьи в том, что она дает ответы на вопросы, которые зачастую не раскрываются в других ресурсах интернета:
1) Какой бюджет требуется, чтобы писать электронную музыку?
2) Какое оборудование нужно приобрести в первую очередь, а какое позже?
3) Какой софт понадобится, в чем его плюсы и минусы и действительно ли правило: чем больше, тем лучше?
Начнем с того, что вам понадобится в первую очередь: студийные мониторы и аудиокарта.
Выбор студийных мониторов
Студийные мониторы — профессиональная акустика для написания музыки. Многие модели продаются поштучно, поэтому при просмотре цен на мониторы и покупке будьте внимательны. При выборе важно учесть три основных момента:
1) Цена. Покупать дорогие мониторы нет смысла. Мало того дорогая акустика не всегда оправдывает свои средства — она предназначена для использования в студиях с отличной звукоизоляцией и не менее дорогим оборудованием. Помимо этого существует разные характеристики профессионального оборудования, из-за которого его стоимость повышается. В нашем случае это не так важно — мы хотим приобрести качественный звук по сравнительно небольшой цене.
2) Размер низкочастотного динамика. В большинстве случаев он варьируется от 4 до 8 дюймов. Чем больше размер, тем лучше вы будете слышать низ и середину трека, а это основа любой электронной композиции. Идеальный размер низкочастотного динамика для комнаты — 5-6 дюймов, в то время как для студийного использования предпочтительнее низкочастотные динамики большего размера. Динамики большего размера добавляют к стоимости порядка 10-20 т.р.
3) Совместимость монитора с вашим слухом. Монитор обязательно нужно послушать, прежде чем его приобрести. Делается это очень просто — загружаете пару любимых треков на плеер, идете в магазин по продаже студийного оборудования и слушайте выбранную вами модель. Не забывайте, что качество звука также зависит от аудиокарты, поэтому лучше слушать весь комплект сразу.
Самыми дорогими и качественными являются мониторы производителей ADAM и KRK. Если у вас действительно есть большие средства, приобретайте мониторы этих производителей, но с небольшим размером низкочастотного динамика. Оптимальный вариант для бюджетного использования — мониторы M-Audio, а именно модель Studiophile SP-BX5a Deluxe. Эти мониторы обойдутся вам в районе 12 т.р. Они продаются парой.
Для более правильного отражения звука, мониторы следует располагать следующим образом (еизкочастотный динамик должен располагаться на уровне ваших ушей, не ниже):
Выбор аудиокарты
Аудиокарта должна быть внешняя — это факт. Почему?
1) Большой выбор. Сейчас выпуск внутренних звуковых карт заметно сокращается. Это связано с веком мобильности — стационарные компьютеры уходят в прошлое.
2) Мобильность. С большой вероятностью вы прийдете к тому, что начнете делать лайв-сэты и выступать в клубах. Задумайтесь об этом сейчас. Покупать потом специально карту для выступлении будет лишней тратой денег.
3) Совместимость аудиокарты с вашим слухом. Действуем аналогично п.3 при выборе студийного монитора.
Среди бюджетных моделей больше всего подойдут, опять же, карты M-Audio или Native Instruments. Несмотря на то, что аудиокарты NI предназначены для Dj, они прекрасно передают весь спектр частот и подойдут для домашнего использования не хуже, чем M-Audio. Если вы приобретете Native Instruments AUDIO 2 DJ, она обойдется вам в 4,5 т.р., M-Audio Audiophile FireWire встанет дороже — 7,5 т.р., но вы получите гораздо больший контроль над вашим звуком. Эта аудиокарта имеет больше аналоговых входов и выходов, что позволяет подключать дополнительные элементы при лайв-выступлениях или dj-сэтах. Цена карты редко зависит от качества выдаваемого ей звука, чаще от количества входов, выходов и дополнительных регуляторов громкости. Поэтому приобретая карту дешевле, чем ее более новая модель, вы можете не переживать за качество своего саунда.
Ноутбук vs. стационарный компьютер
Раньше, когда ноутбуки были чем-то из ряда вон выходящего, вопрос о выборе не стоял так остро — стационарные компьютеры больше подходили для написания музыки, потому что имели более мощный процессор и больше оперативной памяти. Теперь же ситуация абсолютно противоположная, а нагрузка частично перешла на аудиокарты. Сейчас все аудиокарты поддерживают ASIO режим с минимальной задержкой звука. Возвращаясь к вопросу мобильности при выборе аудиокарты, советую приобрести ноутбук с двуядерным или i3 процессором и 2 ГБ оперативной памяти. Размера винчестера 250-300 ГБ вполне хватит для комфортной работы. Сумма покупки: от 20-25 т.р. Тут все зависит от ваших личных потребностей и предпочтений маркам. Чем проще по характеристикам будет приобретенный вами ноутбук, тем лучше. Почему — объясняется в следующем разделе.
Выбор софта: чем меньше, тем лучше
Прежде чем начать обсуждение этого раздела, необходимо отметить один очень важный момент. Основная проблема новичков — приобрету себе новейший ноутбук, установлю много программ и VST-плагинов и мой звук будет самый лучший и узнаваемый. Следствие этой проблемы — перенасыщение рынка электронной музыки шаблонными треками и неспособность создать свой собственный оригинальный саунд. Решение проблемы — начать писать музыку не с установки большого количества пиратского софа и VST-плагинов, а выбрать один секвенсор и VST-плагин, опробовать все их функции в тестовом режиме, а потом уже потратиться, приобрести их и пользоваться без проблем на протяжении нескольких лет.
Набор, с которого я бы рекомендовал начать:
FL Studio Fruity Edition
Cakewalk z3ta+
В качестве эффектов предполагается использование родного набора FruityLoops. Стоимость пакета — 200$, т.е. 6,5 т.р.
Выбор на FL Studio пал не зря. Этот секвенсор является самым простым для понимания и в то же время одним из самых качественных продуктов на рынке. Чем же отличаются версии FL Studio? Пройдя по ссылке на официальный магазин производителя мы увидим разницу между различными версиями секвенсора — 100$. По сути действительно существенные различия только между версиями FL Studio Express Edition и FL Studio Fruity Edition. Остальные версии продукта отличаются наличием дополнительных эффектов и VST-плагинов, которые маловероятно вам когда-либо понадобятся. Изучите различные версии внимательно, посмотрите, действительно ли есть смысл переплачивать или качать полный пиратский пакет, если можно заплатить всего 200$ за легальные версии и достичь необходимого эффекта?
Итак, сумма нашего минимального набора: 12 + 4,5 + 25 + 6,5 прибл. 50 т.р. Этой суммы достаточно, чтобы добиться качественного студийного звука у себя дома. Следующей ступенью будет покупка наушников, которые являются не такой уж важной частью набора, а также MIDI-клавиатуры, которая создает удобство при работе с соло-партиями.
В следующих статьях я перейду непосредственно к процессу написания музыки. Мы будем учиться создавать качественный звук с помощью минимального стандартного набора FL Studio.
Как писать музыку на компьютере: гид для новичка
Анонс
DJSTORE
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Стационарные компьютеры и ноутбуки, которые поджидают нас в домах и на рабочих местах, можно использовать по-разному.
Для одних они стали неизбежными спутниками офисной рутины. Другие берут лэптопы в постель, чтобы провести вечер за сериалом. Третьи изо всех сил клацают по кнопкам мыши, когда выходят на арену ожесточенных игровых баталий. Четвертые совмещают все это, попутно читают новостные ресурсы, чистят почтовые ящики от спама, общаются с друзьями по видеосвязи и решают множество задач. Каждому по способностям и потребностям. Для начинающих артистов компьютер — один из кратчайших путей к музыке.
Общий обзор всего необходимого
Записать трек или целый альбом дома — давно не фантастика. И даже у перфекционистов нет поводов для беспокойств. При грамотном отношении к делу и должном уровне мастерства обычный слушатель не догадается, где и на чем созданы ваши произведения. Джентльменский набор техники и программного обеспечения для старта таков: компьютер/ноутбук, цифровая рабочая станция (DAW), аудиоинтерфейс, наушники/мониторы или и то, и другое.
Это необходимые элементы, чтобы перестать грезить о раскрытии своих нешуточных талантов, и наконец начать что-то для этого делать. Компьютер — это главный инструмент, творческий центр, и, если придется, наставник, готовый делиться знаниями. Те, кто овладел музыкальной грамотой — имеют фору, им легче ориентироваться в аранжировке, сложнее промахнуться мимо верной ноты, но никто не отменял следования интуиции, внутреннему зову, врожденному гению. История пестрит множеством великих карьер, построенных самоучками. Еще больше выпускников консерваторий, которые годами становились профессионалами высшей квалификации, а после оставались безвестными и не у дел. Это не мракобесие — знания действительно развязывают руки, но их отсутствие не должно останавливать. Можно сочинить удачный электронный трек без теории, но если у вас нет рэков аналогового оборудования, то без компьютера не обойтись.
Компьютер
Какой компьютер нужен? На начальном этапе такой вопрос игнорируется. Если вам не достался по наследству ветхий Пентиум родом из девяностых-нулевых, то сиюминутность апгрейда откладывается до лучших времен. Современные машины уверенно справляются с нагрузкой программного обеспечения для продюсеров, так называемых цифровых рабочих станций или DAW. Софт, активные плагины виртуальных инструментов и эффектов обращаются к оперативной памяти и центральному процессору. Чем больше средств используется, тем дольше компьютер обрабатывает входящую информацию.
Аудиоинтерфейс
Что точно подлежит замене — так это встроенная звуковая карта. Типовые чипы, которые интегрированы в материнские платы, годятся для воспроизведения музыки в MP3 или со стриминга, но не ее создания. Они расходуют аппаратные ресурсы, что негативно сказывается на быстродействии системы, а к чему это приводит, мы уже знаем. Внешний аудиоинтерфейс освобождает процессор и память от нагрузки, связанной с обработкой звука, его переводом из аналогового сигнала в цифровой, в биты и байты информации. Эту конвертацию производят АЦ/ЦА-преобразователи. Чем выше показатели разрядности и частоты дискретизации, тем качественнее будет звучать ваш материал. Сегодня самым популярным стандартом в индустрии считается 24 бит / 96 кГц.
Характеристика SNR (она же — S/N) определяет силу чистого сигнала относительно фонового шума. В среднем диапазон значений составляет 75-90 дБ на бюджетных картах и 100-114 дБ у профессиональных девайсов.
Другой аргумент, который развеет оставшиеся сомнения по поводу новой карты — разъемы. Изначально компьютер не располагает необходимыми входами для подключения аудиооборудования и инструментов. Внешний аудиоинтерфейс является хабом между источниками сигнала и компьютером, куда записывается звук. Для присоединения инструментов не обойтись без инструментальных входов. Для электрогитар, бас-гитар и остальных источников звука с высоким сопротивлением нужен высокоомный вход, промаркированный буквами Hi-Z. Для микрофона — XLR-разъем, а если он конденсаторный, то еще и встроенный предусилитель с фантомным питанием.
С подключением самого аудиоинтерфейса проблем не возникнет — USB поддерживают все компьютеры и ноутбуки за исключением некоторых моделей Macbook. Покупая звуковую карту, опирайтесь на инструменты, которые у вас есть, и помните о технических параметрах качественного звука.
Топ аудиоинтерфейсов для начинающих:
Студийные мониторы/наушники
Каким бы развитым ни был слух, без качественной системы мониторинга не обойдется ни один музыкант и звукоинженер. В данном контексте мониторинг — это процесс акустического контроля сигнала на всем звуковом тракте и каждом этапе продакшна. Для этой задачи необходимо обзавестись студийными мониторами и наушниками. Это взаимодополняющие средства. Не покупайте акустические системы класса Hi-FI, которые придают звуку определенный окрас и меняют исходную частотную характеристику. Слушать музыку как профессионал и как обычный человек — принципиально разные вещи. Используйте студийные мониторы с ровной амплитудно-частотной характеристикой и широким спектром частот.
Мониторы бывают разные: активные и пассивные, ближнего и дальнего поля, закрытого и открытого типа. Первый критерий обусловлен особенностью работы с сигналом, методом его усиления. Пассивные мониторы нуждаются во внешнем усилителе, активные — нет. Под близостью или дальностью поля подразумевается расстояние до точки, где картина звука раскрывается оптимально. Мониторы дальнего поля устанавливаются на большей дистанции от слушателя, требуют дополнительной акустической обработки помещения. Открытые мониторы отличаются от закрытых наличием фазоинвертора специальной конструкции, которая расширяет динамический диапазон за счет резонанса.
Закрытые мониторы выделяются более плотным басом, тогда как открытые капризнее при их размещении. Не стоит ставить монитор с портами фазоинвертора на задней стороне корпуса близ стены, это вызовет нежелательный резонанс, который исказит звук. Собирая домашнюю студию в условиях ограниченного бюджета, разумнее выбрать активные мониторы ближнего поля. Наличие фазоинвертора остается на усмотрение пользователя.
Студийные наушники помогут значительную часть работы сделать в относительной тишине для окружающих. Основное требование к ним — натуральное и чистое звучание, лишенное всяких гармонических искажений и прикрас. Из технических параметров важно учитывать частотную характеристику (диапазон частот, которые воспроизводит динамик), уровни звукового давления и гармонических искажений, а также импеданс. Наушники принято классифицировать по различным критериям, но говоря о подходящих для мониторинга, выделим два типа — закрытые и открытые. Закрытые полностью закрывают ухо, соответственно — эффективно изолируют от внешних источников шума. Открытые пропускают звук наружу и внутрь. Считается, что они решают разные задачи: первые больше подходят для записи, вторые для сведения. Музыканты и студийные инженеры используют и те, и другие. Наушники должны удобно сидеть на голове и не вызывать усталости во время продолжительных сессий.
Топ мониторов для начинающих:
MIDI-контроллеры
MIDI-контроллер — устройство, передающее команды и MIDI-сообщения в звуковой редактор на компьютере или совместимую с протоколом аппаратуру. Контролировать DAW можно и с помощью обычной клавиатуры с мышкой: проставлять ноты, перетаскивать сэмплы, изменять огибающие, фактически — вручную отрисовывать трек в рабочей области программы. На практике это крайне неудобно и может отбить всякое желание сочинять, поэтому заносим MIDI-контроллер в шорт-лист обязательных покупок.
Контроллеры бывают разных типов, самые распространенные сочетают клавиатуру с прочими органами управления, включая пэды, регуляторы и слайдеры. Они выполняют общую задачу — оптимизировать время, проводимое за написанием музыки. Если в основе ваших композиций лежат мелодические линии, а вы умеете играть на фортепиано, то в приоритете многооктавные клавишные контроллеры с чувствительностью к силе нажатия и поддержкой послекасания. Битмейкерам куда важнее сетка пэдов, чтобы набивать партии ударных и запускать сэмплы. Если ваша карьера только началась, но выход на сцену уже в скорой перспективе, берите транспорт-контроллер наподобие Novation Launchpad или Ableton Push. Многие устройства производят те же компании, которые выпускают цифровые рабочие станции. Несмотря на тесную взаимосвязь и специализацию контроллеров под конкретное ПО, большинство инструментов работает с любым софтом.
Топ MIDI-контроллеров для начинающих:
DAW — программное обеспечение и лучший друг продюсера. Список список популярных DAW выглядит так: Ableton Live, Logic Pro, Pro Tools, FL Studio, Cubase, Studio One, Reason. Вопрос «какая лучше?» — риторический. Несмотря на то, что некоторые программы больше подходят для выполнения определенных задач (Ableton Live активно используют сольные электронщики, а возможности Pro Tools полностью раскрываются в руках звукорежиссеров, работающих с большими проектами и бюджетами), все они подходят для написания аранжировок, записи, сведения и мастеринга. Жанровая градация роли не играет — написать бронебойный техно-номер или медитативный эмбиент можно как в FL Studio, так и в Cubase.
Нередко в комплект с аудиооборудованием, будь то аудиоинтерфейс или контроллер, включен полнофункциональный дистрибутив. Загрузите несколько пробных версий разных DAW и попробуйте сделать в них наброски. Важны первые впечатления. Если с ходу сориентируетесь в интерфейсе, поймете расположение программных компонентов, то и углубленное изучение не вызовет трудностей.
Обычно DAW представлены в разных версиях. Стартовые стоят дешевле и отличаются меньшим набором средств, цена флагманских достигает нескольких сотен долларов, зато пользователь получает в распоряжение полный арсенал. Не замахивайтесь сразу на максимальную комплектацию, сперва остановитесь на базовом издании. При необходимости его можно расширить — все разработчики предусматривают гибкое ценообразование для существующих пользователей, готовых перейти на следующий уровень.
Топ DAW для начинающих:
Плагины
DAW — многофункциональная рабочая среда, которая содержит обязательный инструментарий с библиотеками звуков, а также расширяется за счет дополнительных плагинов и сэмплов. Плагины преобразили устоявшиеся представления о том, как и на чем создается музыка. Безусловно, тактильные ощущения от общения с аппаратными инструментами заменить сложно, поэтому вряд ли в ближайшее время следует ожидать полного отказа компаний выпускать новое железо.
Другое дело, что не каждый начинающий артист готов позволить себе дорогое оборудование. Используя программное обеспечение, вы экономите деньги и получаете больший простор для выражения своих музыкальных амбиций. Фактически, эта технология переводит реальную аппаратуру на язык цифр. Среди плагинов — точные эмуляции культовых синтезаторов, драм-машин, фортепиано, гитар, других инструментов и эффектов прошлого, а также совершенно новые и самостоятельные виртуальные устройства, физических аналогов которым нет.
Помимо встроенных тембров, многие плагины содержат пресеты — наборы параметров, которые заданы разработчиками, чтобы упростить жизнь неопытных саунд-дизайнеров. Звук можно «выкрутить» на свой лад, загрузить новые сэмплы и создать уникальное звучание, а поддержка MIDI-контроллеров даст возможность управлять любым количеством инструментов и эффектов разного типа с одного устройства.
Ниже приведен список актуальных форматов плагинов с указанием их особенностей и DAW, которые их НЕ поддерживают:
Разница между ними заключается в тонкостях разработки, практических отличий для конечного пользователя нет. VST3, AU и AAX плагины почти всегда оптимизированы для операционных систем 64-битной разрядности. Это позволяет эффективнее расходовать вычислительную мощность компьютера и повышает стабильность плагина.
Чтобы своевременно получать информацию о платных и бесплатных плагинах, которые существуют и появляются на рынке, рекомендуем следить за англоязычными ресурсами pluginboutique.com и kvraudio.com. А в нашем новостном разделе мы регулярно рассказываем о самых интересных новинках.
Решив организовать дома небольшую студию, вы можете растеряться. Это естественное состояние, когда не знаешь, с чего начать и что выбрать. Оглядывайтесь на технические характеристики оборудования и следуйте своим пожеланиям, ведь это вы автор будущих хитов.
Компьютер для создания музыки в 2020 году. Настало время обновляться?
Содержание
Содержание
За последний год вышло немало новинок в сфере компьютерного железа: AMD выкатили новое поколение Ryzen, Intel анонсировали Rocket Lake-S с новой архитектурой, m.2 SSD завоевывают рынок, частоты оперативки перевалили за 4000 МГц, даже на рынке звуковых карт появляются штуки вроде эмуляции преампов. Те, кто использует ПК для создания музыки, а также монтажа видео, 3D-моделирования и всего, что требует мощного процессора и много быстрой памяти, наверное, уже не раз задавали себе вопрос: стоит ли обновляться?
Процессор
Самый экшен прямо сейчас происходит на рынке центральных процессоров. При работе в DAW от мощности процессора зависит:
За последние пару лет средняя производительность кремниевых мозгов серьезно выросла.
К примеру, новое поколение процессоров Ryzen 5000 обещает стать быстрее на 19 % относительно предыдущего. При монтаже видео это может сократить ожидание экспорта большой сцены минут на двадцать. В приведенных компанией сравнениях новый Ryzen 7 5800X с 8 ядрами догоняет старшего по званию Ryzen 9 3900X из предыдущего поколения.
Тем временем Интел в новом поколении Rocket Lake-S применит новую архитектуру Willow Cove, тоже с приростом производительности в 18 %. Техпроцесс 14 нм, релиз в начале 2021 года. Переход на 10 нм состоится уже в конце 2021 с релизом Alder Lake-S, причем он будет поддерживать оперативку DDR5 и PCIe 5.0.
Конечно, финальный выбор платформы все равно остается скорее вопросом вкуса, но есть и свои нюансы. Сейчас платформ на АМД становится все больше, но разработчики софта привыкли к лидерству Интел и оптимизировали свои продукты именно под них. К примеру, компания UAD выпускает популярный у звукорежиссеров пакет программ для обработки звука с хардварной PCI-e DSP платой, на которой выполняется обработка. Вот только это великолепие отказывается работать с AMD Ryzen, так что привязанным к определенному софту или железу стоит быть внимательнее.
Коротко
Жесткий диск
Библиотеки семплов в 2020 году не щадят место на жестком диске музыкантов:
До последнего времени стандартом было сочетание SSD для активно используемых библиотек и HDD для остального. Однако стриминговые сервисы избавляют от необходимости хранить терабайты музыки и видео. Плюс стали доступнее SSD, которые в три раза быстрее магнитных шпинделей. Похоже, HDD осталось недолго.
Борьбе твердотельных накопителей за место в корпусе способствуют и девайсы с интерфейсом M.2. В теории, их технические параметры способны поразить скоростями, хотя на деле не все так однозначно. Разница между M.2 и SSD при загрузке ОС и игр составляет максимум пару секунд, но в некоторых операциях, например, загрузка RAW изображений, измеряется уже десятками секунд.
Диски с портом M.2 бывают двух типов: SATA и NVMe. Первые общаются с ПК по шине SATA
и по скорости не отличаются от привычных 2,5» дисков. А вот вторые подключаются по шине PCIe с более высокой пропускной способностью, что дает некий буст в скорости. Однако
при высокой нагрузке диски с M.2 интерфейсом ощутимо греются, что не лучшим образом сказывается на их производительности.
К шине PCIe можно подключиться и через одноименный слот, как видеокарта. Твердотельные накопители с таким типом подключения не уступают по производительности устройствам M.2 NVMe, при этом не перегреваются и могут быть скормлены материнской плате без M.2 порта. Пользователи отмечают прирост скорости в несколько раз по сравнению с обычным SSD, поэтому такие штуки особенно пригодятся тем, кому часто приходится загружать большие объемы данных, будь это семплы или видео в 4К.
Нельзя не рассказать про разницу в производительности жестких дисков при подключении
по PCI Express 3.0 и 4.0. В теории более высокая пропускная способность последней должна давать внушительный прирост скорости SSD — разработчики обещают до 40 %! Однако
на практике он слабо очевиден как в играх, так и в рабочем софте. Сравнительные тесты дают в лучшем случае пару секунд выигрыша при загрузке ОС и игр относительно SATA 3 и M.2.
Коротко:
Оперативная память
Загружаемые в NI Kontakt семплы пожирают оперативную память с аппетитом гиппопотама, жующего арбуз. Рано или поздно любой мьюзикмейкер создает проект, который упирается
в возможности системы, и, прежде всего, ОЗУ. К примеру, один инструмент из вышеупомянутого оркестра Metropolis Ark занимает 100–500 Мб. А в больших проектах
c оркестровой музыкой таких инструментов может быть штук 50, да еще столько же плагинов обработки. Так что от количества оперативки зависят творческие возможности музыканта:
Частота памяти также будет важным параметром. Теоретически, от нее зависит скорость загрузки семплов в ОЗУ, поэтому чем она выше — тем она лучше. Однако когда дело доходит до реальной работы, то высокие частоты памяти не очень-то и конвертируются в реальный выигрыш времени при загрузке семплов. Например, вот показания загрузки библиотеки на 26 Гб в семплер «Контакт». Результат увеличения частоты более чем на гигагерц дает выигрыш всего в пару секунд (в видео также демонстрируется разница между разными типами SSD).
Куда важнее может быть влияние частоты памяти на скорость процессора. Особенно важна частота памяти на платформах AMD. Архитектура и FX, и Ryzen очень зависит от скорости ОЗУ, особенно в рабочих задачах. Разница в производительности ЦП с установленной памятью DDR4 2667 и 3200 на одних и тех же таймингах достигает 7-8 %.
Здесь стоит обратить внимание, поддерживает ли память профили XMP. Они позволяют выбрать подходящие для пользователя характеристики работы памяти — грубо говоря, производитель уже разогнал свою ОЗУ и забил оптимальные параметры в профили XMP. Если материнская плата и память их поддерживают, то можно разогнать ОЗУ в один клик без головной боли с вольтажом и таймингами.
Не лишним будет напомнить о двухканальном режиме памяти — он дает выигрыш в скорости памяти. Поэтому всегда лучше брать две плашки по 8 Гб, чем одну на 16, например.
Коротко:
Монитор и видеокарта
Если оставить в стороне игры, то мощная видеокарта нужна для довольно специфических профессиональных задач — обработка и рендеринг видео, моделирование в Solidworks
и Автокад, работа с 3D-моделями в Blender и подобном софте. Чаще всего для рабочей станции важнее именно связка процессора с памятью.
Куда интереснее выглядит апдейт монитора, ибо пикселей никогда не хватает для всего разнообразия плагинов и библиотек. Широкоформатные мониторы завоевывают рынок
и не только сами становятся доступнее, но и снижают цену HD-экранов — можно поставить несколько и радоваться. К тому же, даже бюджетная видеокарта с пассивным охлаждением умеет работать с несколькими мониторами.
Корпус и кулер
К апгрейду ПК можно подойти с другой стороны, занявшись разгоном текущих комплектующих вместо покупки новых. Но для этого пригодится хорошо продуваемый корпус, башенный кулер или водяное охлаждение. Крепления для кулеров часто снабжают переходниками для максимального количества сокетов, так что система охлаждения не пропадет при переходе
на свежую платформу. Хороший вариант для тех, чье железо позволяет выдавить из себя пару сотен лишних мегагерц.
Если же в домашней студии предполагается писать что-то на микрофон, а для вокальной кабинки места нет, тогда шум от ПК может пробраться на запись. И тут корпуса
со звукоизоляцией помогут избавиться от паразитных призвуков. Это актуально и для стримеров с видеоблогерами, которым приходится говорить в микрофон рядом
с компьютером.
Звуковая карта
Ряды аудиокарт в 2020 году пополнились любопытными новинками. Компания SSL выпустила аудиокарты SSL 2 и 2+, главная особенность которых — эмуляция преампов легендарных консолей SSL-серии 4000. Стандартом для профессиональных аудиоинтерфейсов стал собственный DSP-процессор и набор эффектов для него — это комбо не только снижает нагрузку на ЦП, но и звучит на уровне студийного железа. Таковы, к примеру, Apogee Symphony Desktop и Antelope Audio Zen Tour Synergy Core, представленные на выставке музыкального оборудования НАММ-2020. Там же презентовали PreSonus ioStation 24c — это звуковая карта-микшер с моторизированным фейдером, которая поможет рисовать автоматизацию в проектах на лету.
Что касается карточек для бедрум-продюсеров, то здесь лидирует Focusrite, которая выпустила уже третью ревизию своих интерфейсов Scarlett. Теперь они подключаются по USB-C, имеют еще более качественные микрофонные преампы, производитель обещает меньше шума, больше хедрума. Так же, как и в новинке от SSL, в них есть возможность эмуляции аналоговых винтажных фокусрайтовских преампов ISA. Все это есть даже в младшей Scarlett 2i2.
Сегодня грань между студийным ПК для творческой работы и ПК для игр и развлечений все тоньше. Игры весят сотни гигабайт, предпочитают SSD и зависят от ЦП не меньше, чем от видеокарты. Получается, на игровых ПК можно смело монтировать видео в 4К, а на студийных машинах, приправленных актуальной видеокартой, — шинковать монстров. Тем не менее, сборки для работы и хобби все еще имеют свою специфику, и правильно расставленные акценты помогут собрать и оптимизировать систему для максимальной производительности.