в чем состоит задача практического психолога в педагогическом консилиуме

Психолого-педагогический консилиум как форма деятельности психолога

Одним из перспективных методов психопрофилактической работы является психолого-педагогический консилиум.

Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков. Здесь следует учесть, что, к сожалению, у учителей часто складывается жесткое и однозначное мнение о том или ином ученике, и изменить это мнение очень не просто. Чтобы ученик ни сделал, все его действия и отношения воспринимаются через установку на него учителя.

Поэтому проведение консилиума, результаты работы которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки, в ходе которой школьный психолог планирует решение нескольких задач:

Важно пробудить у учителя сомнения в верности оценки ученика и в правильности своих педагогических действий. Подвести его к примерно таким вопросам и рассуждениям:

Постановка учителем перед собой подобного рода вопросов может поколебать его субъективную установку на ребенка, вызывает переосмысление и переоценку самого себя: что же это я? Ведь рядом человек, я за него ответствен, а я его не знаю… можно ли еще что-то исправить?!

Не случайно гуманистическая психология придает такое большое значение субъективному опыту человека и глубоко личностным процессам, позволяющим человеку самостоятельно продвигаться в усвоении знаний.

Учителя в силу загруженности, недостаточности профессиональной квалификации или личностного развития устраивает определенность в оценке того или иного ученика. Он его внутренне, для себя, оценил и ведет себя по отношению к школьнику соответственно этой оценке, и совесть его спокойна, он не мучается вопросом: правильно или неправильно он поступил, как это может отразиться на настроении, самочувствии ученика?

Психолог же снимает всякую оценку с ученика. Ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы, взрослые, должны его в чем-то поддержать, что-то помочь исправить. Это значительно труднее, заставляет думать и оценивать уже не ученика, а свои собственные действия и мысли по отношению к нему. И часто учитель с трудом меняет установку на ученика не только потому, что уж совсем не понимает, о чем говорит психолог (или кто-то другой), а потому, что, может быть, и бессознательно, не хочет усложнять жизнь самому себе. Поэтому здесь нужна кропотливая психологическая подготовка, чтобы помочь учителю «переступить» через самого себя.

Таким образом, психолого-педагогический консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только учащихся, но и учителей, и всего педагогического коллектива.

Источник

Психолого-педагогический консилиум

Задачи и особенности психолого-медико-педагогического консилиума. Характеристика основных функций и видов психолого-педагогического консилиума. Подготовка и необходимая документация для проведения консилиума. Задача психолога в педагогическом консилиуме.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления26.10.2013
Размер файла23,9 K

в чем состоит задача практического психолога в педагогическом консилиуме. Смотреть фото в чем состоит задача практического психолога в педагогическом консилиуме. Смотреть картинку в чем состоит задача практического психолога в педагогическом консилиуме. Картинка про в чем состоит задача практического психолога в педагогическом консилиуме. Фото в чем состоит задача практического психолога в педагогическом консилиуме

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии образования

Магистрант 1-го года обучения

Направление: «Психолого-педагогическое образование»

1. Педагогический консилиум

2. Разновидности психолого-педагогического консилиума

3. Необходимая документация для проведения консилиума

4. Участники консилиума и распределение ответственности

5. Задача психолога в педагогическом консилиуме

1. Педагогический консилиум

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна узнать его также во всех отношениях.

В настоящее время, очевидно, уже никто не будет спорить, что школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода. Кроме решения такой утилитарно-педагогической задачи, консилиум решает и другую: взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомя психолога со спецификой школьной программы и раскрывая педагогу психологические истоки успешности (или неуспешности) его учеников.

— психологическое ознакомление субъектов учебно-воспитательного процесса с особенностями развития ребенка;

— более наблюдательное и объективное наблюдение и оценка педагогами различных сторон обучения и поведения детей;

— выработка общего языка обсуждения тех или иных проблем;

— объединение усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;

— определение программы индивидуального развития ребенка;

— распределение обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;

— координирование действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.

ПМПк выполняет следующие функции:

Деятельность ПМПк руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Семейным кодексом РФи основывается на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации: ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников.

Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Прогностическая функция включает в себя регулярный анализ и оценку концепции деятельности ПМПк конкретного образовательного учреждения, используемых в работе диагностических методик, коррекционных программ сопровождения определенного ребенка и т.д. Данное направление предполагает оценку актуальности, обоснованности поставленных целей и задач, а также условий их достижения с помощью предлагаемых приемов, средств, методов.

Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии. ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формирования знаний, умений и навыков обще-социального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской, социальной и правовой помощи.

На основании данных диагностического исследования специалисты ПМПк определяют специальные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут проблемного ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, ребенку; непосредственно воздействуют на личность учащегося в ходе собеседования. Эта работа сопровождает ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.

Данная функция предполагает защиту интересов ребенка и его семьи. Реабилитация может быть: семейной, в процессе которой педагог стремится повысить глазах родителей статус ребенка, как члена семьи; школьной, в процессе которой ПМПк способствует разрушению отрицательного стереотипа ребенка, сложившегося у педагогов, а также повышению его статуса в коллективе класса.

2. Разновидности психолого-педагогического консилиума

Независимо от формы проведения консилиумов, как правило, неизменными остаются некоторые основные понятия. Так, например, по цели ПМПК можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные.

3. Необходимая документация для проведения консилиума

психологический педагогический консилиум

На этапе подготовки консилиума проводятся все необходимые обследования и делаются соответствующие записи в карте развития учащегося. До начала консилиума его участники обычно знакомятся с содержанием карты развития, с протоколами обследований и заключениями специалистов. Дату проведения консилиума рекомендуется объявлять заранее. Динамические наблюдения к плановым консилиумам могут проводиться в течение недели.

Если готовится первичный консилиум, особое внимание следует уделить сбору анамнеза. Необходимо отметить, что некоторые родители относятся с определенным недоверием к этой «процедуре» и остаются «закрытыми» не только для психолога, но даже для школьного врача. Расположив к себе родителей, объяснив им цель изучения анамнестических данных, психолог может достаточно легко решить подобную задачу. Однако не следует настаивать, если родители не считают нужным раскрывать то, что они считают своими «семейными» тайнами.

Во время проведения консилиума рекомендуется вести протокол. Специалисты высказывают свою точку зрения, и после обсуждения в протокол заносится ее краткая формулировка. Заключительными записями в протоколе консилиума являются решения и рекомендации, которые подписываются присутствующими и являются обязательными для всех специалистов, проводящих коррекционную, учебную и воспитательную работу с учащимся.

Результатом проведения консилиума должна стать разработка комплексной программы работы с учащимся, различные части которой не должны противоречить друг другу. Поэтому особенно желанно во время консилиума добиваться полного взаимопонимания между его участниками: определить проблему, выступающую на первый план в данный момент; обязательно увязать задачи обучения и коррекции; назначить сроки выполнения коррекционной программы и дату проведения следующего консилиума.

Как показывает опыт, иногда сложности могут возникнуть при подготовке педагогического представления, поэтому рекомендуется предложить учителям перечень вопросов, отражающих основные показатели учебной деятельности учащегося, например:

1. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (степень социальной зрелости учащегося; ориентация в явлениях и предметах окружающей жизни).

2. Учебные навыки (степень сформированности учебных навыков к настоящему моменту; динамика формирования знаний и навыков за какой-либо значительный период времени: с начала обучения, за четверть и т. д.; целенаправленность, умение контролировать себя; внимательность, работоспособность, активность; способность к решению задач: насколько быстро ориентируется в условиях задачи и находит решение, наличие необходимости повторений, дополнительных разъяснений и т.д.).

3. Развитие устной речи и языковые умения (звукопроизношение: правильное или нарушенное; состояние активного словаря, наличие аграмматизмов в речи).

4. Эмоционально-поведенческие особенности (реакция на успех и неудачи, наличие учебной мотивации).

5. Особенности семейного воспитания и другие сведения.

4. Участники консилиума и распределение ответственности

Источник

Выступление на семинаре»Содержание работы педагога-психолога в психолого-педагогическом консилиуме гимназии»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Содержание работы педагога-психолога в деятельности школьного психолого-педагогического консилиума (ППк)

Психолого-педагогический консилиум — это совещательный, систематически действующий орган при администрации МАОУ «Гимназия № 23».

Основная цель ППк — выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально-педагогического влияния на обучающихся.

Основные направления деятельности психолога в работе ППк:

В диагностической работе можно выделить:

¾ Скрининговую диагностику особенностей развития психических процессов и характера развития эмоционально-личностной сферы учащихся. Например, для выявления детей, испытывающих учебные трудности в течение первого года учебы в школе, можно использовать методику Семаго Н., Семаго М. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»; для выявления особенностей социального взаимодействия в классе можно использовать методику Д.Морено «Социометрия»; для определения уровня умственного развития детей 2-4 классов методику Замбацявичене «Исследование словесно – логического мышления», для 5-6 классов ГИТ, для 7-11 классов ШТУР.

¾ Динамическую диагностику в процессе обучения и коррекционно-развивающих занятий у психолога. Например, на занятиях по развитию познавательных процессов для детей с ЗПР используются корректурные пробы, таблицы Шульте, шифровки и пр. Анализ динамики выполнения позволяет делать выводы об эффективности занятий и изменениях в познавательной сфере обучающегося. Динамическая оценка проводится 1 раз в неделю.

В зависимости от целей диагностика проходит в групповой форме или в индивидуальной форме (углубленной).

Основные проблемы, решаемые в рамках углубленной диагностики:

¾ Оценка эмоционально-личностной сферы, эмоционального статуса и самоотношения. Например, методика «Автопортрет», «Рисунок семьи», методика Ковач «С DI »;

¾ Анализ межличностных конфликтов учащегося. Например, используется опросник Басса-Дарки;

¾ Определение уровня тревожности учащегося с помощью методики Филлипса «Тест школьной тревожности»;

¾ Оценка учебной мотивации учащегося (Методики диагностики типа

¾ школьной мотивации у старшеклассников Лепешовой, Лускановой Н. Г. «Оценка школьной мотивации», Марковой А.К. «Я и школьные знания»)

¾ Оценка детско-родительских отношений (проективная методика «Рисунок семьи», методика Р. Жиля «Исследование межличностных отношений», Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» М.И.Рожкова, М.А.Ковальчука).

По результатам диагностики проводится консультация с учителями (классными руководителями), родителями учащихся и учениками (старшего и среднего звена).

Задача коррекционно-развивающей работы состоит в создании условий для формирования необходимых психических процессов, самооценки, готовности к выбору профессии учащихся в 9 классе.

Формы работы могут быть разными: индивидуальные и групповые (1-2 человека с ЗПР в группе, либо смешанная группа, состоящая из детей с недостаточным развитием мышления и включением ребенка с ЗПР/УО с целью организации его социализации). Например, обучающаяся С УО Ирина Ш. была включена в такую группу в 2 классе…была помощницей мне в раздаче материалов и пр.

Консультационно-просветительское направление включает консультации родителей по проблемам воспитания, обучения, поведения проблемного ребенка. Они включают и ориентированы на решение следующих задач:

¾ Определение запросов родителей к психологу. Разъяснение родителям важности своевременной помощи ребенку;

¾ Формирование у родителей правильного отношения к психологической работе с детьми, установление сотрудничества;

¾ Определение изменений внешней жизни ребенка, его отношений с родителями в процессе коррекционной работы;

¾ Получение дополнительных сведений о развитии ребенка в семье и внешкольном окружении;

¾ Предоставление родителям данных об эффективности, проведенной с ребенком работы (динамики, результатов).

Консультирование педагогов проводится по вопросам изменения стратегии педагогической помощи и обучения, трудностей воспитания, работы с родителями.

Нередко проходят и беседы с нормотипичными учащимися и их родителями, которые задают вопросы о присутствии в классе и школе необычного ребенка. Например, учащаяся с УО Ирина Ш. …

В процессе работы в ППк гимназии у нас сформировалась ежегодная циклограмма психологического сопровождения ребенка с ОВЗ:

Сентябрь – диагностика готовности обучающихся 1 классов, изучение личных данных первоклассников в системе СГО (решения ПМПК города, заключения специалистов);

Ноябрь – заседание №1 ППк (представления классных руководителей, заключения по результатам диагностики психолога, постановка на внутренний учет ППк учащихся с трудностями в обучении в присутствии родителей), коррекционно-развивающая работа с учащимися;

Для психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ разработаны:

¾ Технологическая карта диагностики обучающихся «группы риска»,

¾ Программы коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ЗПР на разных уровнях обучения.

Все результаты диагностических процедур, бесед-консультаций, коррекционно-развивающих занятий фиксируются:

¾ в Карте психологического развития обучающегося;

¾ в Карте психолого-педагогической помощи ребенку;

¾ в Журнале учета видов работы педагога-психолога;

¾ в протоколах бесед с обучающимися и родителями.

1. psy.1sept.ru Михаил СЕМАГО. Консилиумная деятельность психолога с неуспевающими детьми.

2. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка.- М.: Генезис. 2012.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Статья «Функции педагога-психолога в работе психолого-педагогического консилиума»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Функции педагога –психолога в работе психолого-педагогического консилиума

Школьный психолого – педагогический консилиум. Взаимодействие специалистов в рамках психолого – педагогического консилиума.

Школьный психолого – педагогический консилиум – один из перспективных методов психопрофилактической работы. Известный педагог Ю.К.Бабанский отмечал, что «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учёбе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов…».

Таким образом, психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать.

В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения.

Принципы работы психолого – педагогического консилиума:

Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.

Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.

Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;

обобщает, систематизирует результаты диагностики;

формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы, предварительные рекомендации;

проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.

помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, к пониманию его интересов и склонностей;

показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений со взрослыми и сверстниками;

показать особенности его самооценки, уровня притязаний, мотивации, эмоционального настроя;

помочь учителю объективно оценить и понять интеллектуальные возможности и личностные особенности ученика;

обеспечить подход к ребёнку с оптимистической позиции относительно перспектив его дальнейшего развития;

наметить реальную программу работы с ребёнком.

1). Характеристика познавательной сферы ребёнка:

характеристика развития памяти (объём памяти, соотношение видов памяти);

особенности внимания (устойчивость, объём, распределение, произвольность);

общая характеристика нравственных, эмоциональных, интеллектуальных чувств;

особенности развития произвольности психических процессов (способность к волевому усилию, наличие осознаваемых целей, самоконтроль).

самооценка (завышенная, заниженная, адекватная);

основные черты характера;

способности (общие, специальные, музыкальные, художественные, математические, лингвистические и т.д.).

4). Особенности мотивационной сферы:

наличие и характер учебной мотивации;

5). Социальная характеристика личности:

взаимодействие со сверстниками;

взаимодействие с педагогами (или другими взрослыми);

Психологическая характеристика составляется на основе материалов личного дела учащегося, результатов углублённой психологической диагностики, наблюдения за учеником на учебных занятиях, бесед с педагогами, родителями и ребёнком. При подготовке к консилиуму психолог так же, как и педагог, останавливается только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Психолого – педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.

Данная организационная форма деятельности представляет собой существенный этап психопрофилактической работы, расширяет возможности психолога, делая его работу более конкретной, содержательной и результативной.

Профессионально грамотно подготовленный, он помогает развитию и учащихся, и учителей, и всего педагогического коллектива.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *