в чем состоит роль экономики в жизни общества
В чем состоит роль экономики в жизни общества
Код ОГЭ 3.1. Экономика, её роль в жизни общества.
Экономика как хозяйственная система представляет собой комплекс процессов, состоящих из четырёх взаимосвязанных стадий:
Выделение этих стадий достаточно условно, поскольку производство, распределение, обмен и потребление проникают друг в друга.
Примечания к схеме:
1 См. тему 3.4. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.
2 Фирма — коммерческая организация, приобретающая производственные ресурсы с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
1 Акционерное общество — предприятие или организация, уставный капитал которого разделён на определённое число акций, распределяемых между акционерами.
2 См. тему 3.5. Обмен, торговля.
3 Продукт (продукция) — результат производства (труда).
Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 3.1.
ВОПРОС: В чём проявляется значение экономики как хозяйства?
1) исследование рынка образовательных услуг
2) строительство нового магазина
3) расчёт изменения спроса на компьютеры
4) изучение спроса на стиральные порошки.
Это конспект по математике на тему «Экономика. Роль экономики в жизни общества». Выберите дальнейшие действия:
Экономическая деятельность
Экономика — ветвь науки, обеспечивающая производство материальных и нематериальных благ. Чаще всего это слово употребляется при описании системы веде́ния хозяйства в государстве ради обеспечения общества разнообразными товарами и услугами. Любое действие, которое связано с этими продуктами, является экономической деятельностью. В качестве примеров можно представить:
Каждый из процессов ставит своей целью удовлетворение личных нужд. Человек в современном социуме работает, чтобы производить определённые блага — материальные или нет — и получать оплату взамен.
Исследования и разработки в сфере науки также считаются экономической деятельностью, любые проявления которой регулируются со стороны государства.
Потребности и их развитие
Конечный итог любого производства, обмена или распределения — удовлетворение потребностей с помощью произведённых товаров или услуг. Примером таких желаний могут являться:
Ради этих потребностей человек и принимает участие в системе. Экономика в обществознании, как часть этой науки, существует для регулирования и создания потребностей, а также для организации работы общества и производства благ. Благодаря этому человек способен получать предметы, необходимые для выживания в условиях современности. То, какое значение экономика имеет для общества, заметно по фундаментальности потребностей, которые осуществляются в процессе.
Важно иметь в виду, что помимо удовлетворения базовых потребностей, человек способен порождать новые, более сложные в осуществлении, но не менее важные. Почему это происходит, объяснить можно с помощью пирамиды Маслоу. Согласно этой системе, человек задумывается о новых потребностях по мере удовлетворения старых:
Эти желания составляют основу любых стремлений человека и задают направление деятельности. Количество необходимостей может лишь увеличиваться, но никогда не сокращаться, так как при удовлетворении каждой потребности её место занимает новая. Так образуется бесконечная линия прогресса.
Общество и экономика
Когда участие в деятельности обеспечивает выживание, становится ясно, какова роль, которую играет экономика в социуме. Последствия несбалансированной организации огромны: разрушается благополучие общества — как материальное, так и моральное. Помимо низкого уровня жизни, образовывается безработица, социальное расслоение, повышается преступность.
Культурная деятельность прекращается из-за сильной зависимости от финансирования со стороны других ветвей экономики.
При грамотной деятельности образовывается стабильное и здоровое общество с высоким уровнем жизни, а потребности населения находятся выше по пирамиде Маслоу. Помимо материального благополучия, формируются моральные ценности, традиции и устои.
Экономика и ее роль в жизни общества
Всего получено оценок: 1270.
Всего получено оценок: 1270.
Человеку в процессе его жизни приходится постоянно решать насущные проблемы, связанные с удовлетворением потребностей – в еде, жилье, получении знаний, самореализации и многих других. Для этого создана экономическая система, в рамках которой люди взаимодействуют и реализуют свои потребности. Узнаем кратко о роли экономики в жизни общества.
Потребности
Человек и общество постоянно развиваются. Они постоянно нуждаются в различных вещах для удовлетворения их нужд. Все потребности принято делить на несколько групп:
Особенность человеческих потребностей состоит в том, что они не имеют предела. При удовлетворении одних, непременно возникают новые.
Примером неограниченности потребностей является сюжет сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка», в которой старуха, получив новое корыто взамен разбитого, захотела новую избу, терем и так далее.
Нельзя забывать, что ресурсы Земли, в отличие от потребностей, ограничены. Это и полезные ископаемые, и лес, и пресная вода. Поэтому важно так организовать деятельность людей, чтобы использование ресурсов одновременно и удовлетворяло потребности людей, и осуществлялось в разумных пределах. Для регуляции этого процесса служит экономика.
Участники экономических отношений:
Всем участникам приходится выбирать, какие потребности более важны, а какие можно сократить, либо отказаться.
То есть, вступая в экономические отношения, потребитель оценивает, какие он получит выгоды и какие средства придется потратить. Производителю важно создавать то, что необходимо обществу – экономические блага.
которые читают вместе с этой
Понятие блага
Под благами понимают те средства, которые помогают человеку удовлетворять его потребности. Они могут быть свободными и экономическими.
Свободные блага, как правило, имеются в природе в готовом виде. Это воздух, вода, свет и так далее. А экономические создаются в процессе преобразования ресурсов. Например, продукты питания, техника, здания, одежда.
Роль экономики
Разберемся, какова роль экономики в жизни общества.
Осознание ограниченности ресурсов и важности объединения в единую экономическую систему привели к тому, что общество, начав свой путь с обработки камня, к настоящему времени достигло высокого развития науки и техники, создания слаженной разветвленной торговой сети.
Но с бурным развитием производства товаров народного потребления все острее становится проблема разумного использования ресурсов. Пресная вода, газ, нефть, чистый воздух – уничтожение всех этих благ имеет необратимый характер, так как возобновить их человек не может.
Что мы узнали?
Изучив тему для 10 класса об экономике и ее роли в жизни общества, мы выявили, что в своей жизни человек вынужден постоянно заботиться об удовлетворении различных потребностей. Отношения, которые при этом возникают, называют экономическими. В условиях ограниченности природных и иных ресурсов, участникам экономических отношений приходится выбирать для себя наиболее важные потребности и самые значимые блага для производства. В целом роль экономики велика, так как существование такая система призвана достигать справедливого распределения ресурсов между людьми.
Экономика и ее роль в жизни общества кратко (10 класс)
Человеку в процессе его жизни приходится постоянно решать насущные проблемы, связанные с удовлетворением потребностей – в еде, жилье, получении знаний, самореализации и многих других. Для этого создана экономическая система, в рамках которой люди взаимодействуют и реализуют свои потребности. Узнаем кратко о роли экономики в жизни общества.
Потребности
Человек и общество постоянно развиваются. Они постоянно нуждаются в различных вещах для удовлетворения их нужд. Все потребности принято делить на несколько групп:
Особенность человеческих потребностей состоит в том, что они не имеют предела. При удовлетворении одних, непременно возникают новые.
Примером неограниченности потребностей является сюжет сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка», в которой старуха, получив новое корыто взамен разбитого, захотела новую избу, терем и так далее.
Нельзя забывать, что ресурсы Земли, в отличие от потребностей, ограниченны. Это и полезные ископаемые, и лес, и пресная вода. Поэтому важно так организовать деятельность людей, чтобы использование ресурсов одновременно и удовлетворяло потребности людей, и осуществлялось в разумных пределах. Для регуляции этого процесса служит экономика.
Участники экономических отношений:
Всем участникам приходится выбирать, какие потребности более важны, а какие можно сократить, либо отказаться.
То есть, вступая в экономические отношения, потребитель оценивает, какие он получит выгоды и какие средства придется потратить. Производителю важно создавать то, что необходимо обществу – экономические блага.
Понятие блага
Под благами понимают те средства, которые помогают человеку удовлетворять его потребности. Они могут быть свободными и экономическими.
Свободные блага, как правило, имеются в природе в готовом виде. Это воздух, вода, свет и так далее. А экономические создаются в процессе преобразования ресурсов. Например, продукты питания, техника, здания, одежда.
Роль экономики
Разберемся, какова роль экономики в жизни общества.
Осознание ограниченности ресурсов и важности объединения в единую экономическую систему привели к тому, что общество, начав свой путь с обработки камня, к настоящему времени достигло высокого развития науки и техники, создания слаженной разветвленной торговой сети.
Но с бурным развитием производства товаров народного потребления все острее становится проблема разумного использования ресурсов. Пресная вода, газ, нефть, чистый воздух – уничтожение всех этих благ имеет необратимый характер, так как возобновить их человек не может.
Что мы узнали?
Изучив тему для 10 класса об экономике и ее роли в жизни общества, мы выявили, что в своей жизни человек вынужден постоянно заботиться об удовлетворении различных потребностей. Отношения, которые при этом возникают, называют экономическими. В условиях ограниченности природных и иных ресурсов, участникам экономических отношений приходится выбирать для себя наиболее важные потребности и самые значимые блага для производства. В целом роль экономики велика, так как существование такая система призвана достигать справедливого распределения ресурсов между людьми.
Экономика, ее роль в жизни общества
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во‑первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во‑вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.
Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).
Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.
Экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем‑либо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) — на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).
По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).
Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками.
Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.
Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.
Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.
Производительные силы — это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.
Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.
В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.).
Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.
В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).
Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное. Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя.
Основными чертами такого хозяйства являются замкну» тость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.
Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии.
Первоначально древнегреческое слово techne обозначало искусство, мастерство, ремесло. Со временем значение этого понятия сузилось, и сегодня техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных потребностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов: периоды ее эволюционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изменялись ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями.
За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве.
Во время первой — неолитической — революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни.
Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40— 50‑е гг. XX в. научно‑технической революции.
Научно‑техническая революция представляла собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
Основные направления научно‑технической революции:
1) автоматизация и компьютеризация производства;
2) внедрение новейших информационных технологий;
3) разработка биотехнологий;
4) создание новых конструктивных материалов;
5) освоение новейших источников энергии;
6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.
Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу.
Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.
Каждая из перечисленных выше технических революций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способа производства:
Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда.
В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими.
Технологические отношения — это складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.
Другой системой отношений считаются экономические, или производственные. Основным из них является отношение собственности на средства производства.
Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика — продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.