бэдлок что это такое
Бедлоки для квадроцикла
Квадроциклисты, которые любят активную езду, довольно часто сталкиваются с разбортировкой колеса во время поездок — например, при резком столкновении с препятствием. Иногда шину приспускают ради лучшей проходимости на грязевых участках, и тогда она еще слабее держится на диске.
Избежать разбортировки поможет установка бедлоков. Бедлок — элемент колесного диска, который фиксирует шину и не дает ей соскочить. Этот аксессуар впервые использовали военные, чтобы разбортировать колеса в полевых условиях и уверенно перемещаться по грунту с заниженным давлением. Сейчас бедлоками активно пользуются владельцы внедорожников, грузовых автомобилей и квадроциклов.
Устройство
Бедлок выглядит как кольцо или пластина из алюминия или стали с резьбовыми отверстиями. Она устанавливается на колесный диск с такими же отверстиями по наружному краю.
По диаметру бедлок должен быть чуть больше, чем диск. Чтобы зафиксировать борт покрышки, нужно положить его на пластину, а сверху прижать другой. Конструкция фиксируется с помощью болтов.
Установка
Диски с бедлоками легко бортировать, сделать это можно самостоятельно. Нужно заправить в диск одну сторону покрышки, а вторую закрепить пластиной и прикрутить болтами крест-накрест. Единственная сложность — центровка, но некоторые производители выпускают самоцентрирующиеся бедлок.
Нужны ли вам бедлоки
Для спокойной езды по живописным маршрутам бедлок — не такая уж необходимая вещь. Но без них не обойтись любителям приключений, бродов, грязи и сложных препятствий.
Плюсы
Позволяют снизить давление в шинах до минимума
Бедлоки — что это такое? Где используются?
Техника для бездорожья комплектуется шинами низкого давления. Объёмные, агрессивные колёса можно увидеть на вездеходах и экспедиционных грузовиках, работающих на пересечённой местности. Чтобы машина прошла сложный участок, водители сбрасывают давление в баллонах для увеличения пятна контакта. Однако, сцепление покрышки с ободом слабеет. Довольно часто диск начинает проворачиваться в шине. А иногда, колесо саморазбортируется на ходу. Чтобы не остаться «босиком», рекомендуется эксплуатировать диски с бедлоками. Далее расскажем, что это за устройство и на какие ободья его устанавливают.
Что такое бедлок
Слово бедлок происходит от английского – Bead lock, что в буквальном переводе означает – бортовой замок. Данное устройство изобретено для дополнительного крепления боковины шины на диске. Благодаря этому, слабое колесо не разбортируется на ходу и автомобиль (вездеход) преодолеет трудный участок пути. В настоящее время в продаже есть фабричные модели дисков с бэдлоками. Но, также существуют отдельные комплекты бортовых замком, которые автовладельцы могут самостоятельно установить на диск.
На все ли дики можно устанавливать бедлоки
Бедлоки рекомендуется устанавливать на неразборные диски. Устройства фиксации шины могут быть стальными, алюминиевыми или композитными. Последние иногда прочнее металлических аналогов. Как правило, носителями выступают железные обода под резину А/Т или М/Т.
Можно использовать кованые диски, так как они являются сверхпрочными. Нельзя устанавливать Beadlock на «литьё» из-за пористой структуры металла, обеспечивающей ободьям хрупкость. Бывалые джиперы рекомендуют брать фабричные диски с бедлоками.
Узнать усиленное колесо для бездорожья достаточно просто. Как правило, с внешней стороны обода приварено широкое кольцо с 18-36 отверстиями под болты. Количество монтажных дырок зависит от размера диска. Второе кольцо уже. Оно размещается внутри шины.
После установки резины на обод, кольца притягиваются друг к другу болтами, зажимая борт шины. У большинства колёс бедлоки только с наружной стороны. Этого достаточно, чтобы прочно закрепить внедорожную покрышку на ободе. Кроме того, лишнее кольцо гарантировано увеличит вес колеса, что неизбежно повысит нагрузку на подвеску, а значит её износ.
Единственный минус фабричных дисков – высокая цена. Например, стальной усиленный диск УАЗ Off-Road Wheels (5×139.7 8xR16 d110 ET-24), стоит 10 130 руб. В то время, как цена обычного аналога чуть выше 3 тыс. руб. Если купить бедлоковый комплект Rockstomper за 6 тыс. руб., и поставить замки самостоятельно, то можно существенно сэкономить.
Преимущества и недостатки дисков с бедлокими
Усиленные ободья с фиксаторами шин необходимы для суровых ландшафтных условий. Эксплуатировать колёса с «бусинками» по городу непрактично. Разве что для брутального внешнего вида внедорожника. Поэтому стоит подходить к этому вопросу прагматично.
На какой технике используют Beadlock
Основные потребители бедлоков – это владельцы внедорожной техники, как спортивной, так и рабочей. В соревнованиях фиксаторы используются на раллийных автомобилях, а также на машинах для кольцевых гонок и дрэг-рейсинга. В РФ почитателями усиленных колёс являются джиперы. Кроме этого, очень часто ободья с Beadlock можно увидеть на экспедиционной технике геологоразведки.
Бедлок – это противоразбортировочное устройство для вездеходных колёс. Помогает прочно зафиксировать борт спущенной шины на диске для преодоления сложного участка пути. В продаже можно найти фабричные ободья с бедлоками, а также просто кольца, которые автовладельцы устанавливают самостоятельно. Фиксаторы могут быть стальными, алюминиевыми и композитными. В качестве носителей Beadlock выступают стальные и кованые диски. На «литьё» нельзя устанавливать бортовые замки, из-за пористой структуры металла.
Что такое Бэдлок (Beadlock) и его назначение
Бэдлок (beadlock) – специальный элемент имеющий форму цельного кольца либо составного, который служит для надежной фиксации шины к конструкции колеса.
В соответствии с международными правилами производства дисков с бедлоками, конструкция предусматривает крепление на 32 или 16 специальных болтов, которые жестко фиксируют боковину покрышки к борту колесного диска. Бэдлок может быть как односторонний, так и двусторонний.
Односторонний бэдлок – устанавливается на лицевой поверхности колесного диска, в данной схеме предусматривается фиксация только внешней стороны покрышки. Данный вариант идеально подходит для гражданской эксплуатации и любительских соревнований на бездорожье. Большая нагрузка при поворотах приходится именно на внешнюю сторону колеса.
Минусы одностороннего бедлока:
— увеличение веса конструкции диска;
— увеличение неподрессоренных масс;
— высокая стоимость диска.
Двусторонний бэдлок – устанавливается как на лицевой поверхности диска, так и на внутренней. Соответственно прижимается как внешняя сторона покрышки, так и внутренняя. Для гражданской эксплуатации не имеет смысла устанавливать такие колеса. Как правило, такие колеса с двусторонним бэдлоком устанавливают на специально подготовленный автомобили к профессиональным соревнованиям, предполагающие экстремальные условия и высокие перегрузки.
Минусы двустороннего бэдлока:
— увеличение веса конструкции диска;
— увеличение неподрессоренных масс;
— высокая стоимость диска.
Цельный и разборный бэдлок
Бэдлок может иметь цельную форму кольца и разборную, себестоимость разборного бэдлока гораздо меньше.
Оборудование
Не остаться босиком. Обзор бедлоков
Стравливание колес на мягких грунтах здорово повышает проходимость автомобиля. Однако при сильном снижении давления в покрышках резко возрастает опасность их самопроизвольного разбортирования. Противостоять отделению шин от дисков призваны бедлоки.
Не совсем правильно, но так сложилось, что бедлоками (to bead – нанизывать, lock – замок) называют все приспособления, призванные не дать покрышке сорваться с диска. Хотя удерживать резину от проскальзывания или сползания можно не только нанизыванием поверх нее кольца. Можно давлением воздуха, можно зажимая разборными дисками. Варианты приклеивания, прикручивания саморезами и приспособы, изготавливаемые в гаражах рассматривать пока не будем, поговорим об устройствах, выпускаемых серийно.
Таирлок (аирлок)
Таирлок представляет собой прочный синтетический чехол с камерой внутри, который надевается на диск внутри покрышки. Получается как бы низкопрофильная камерная шина, вставленная внутрь колеса. При накачивании через собственный отдельный вентиль камера таирлока раздувается, но не заполняет покрышку – этому мешает чехол – а распирается в стороны и прижимает кромки шины к диску изнутри.
О надежности этих пневмокреплений отзывы самые разные. У одних они работают годами, а у других взрываются. Немудрено. Если при рабочем давлении таирлока в 4 атмосферы спустить основную шину ниже 0.4, то все сжатия и удары пойдут на tairlock и он лопнет.
Изучив отзывы джиперов, можно говорить о том, что это вариант подходящий для тех, кому приходится ездить по серьезному бездорожью нечасто и недалеко. Для регулярных и продолжительных заездов на «блинах» нужны диски с металлическими или композитными фиксаторами.
Диски с внешним односторонним бедлоком
Специальный колесный диск с двумя кольцами: посадочным на диске и внешним съемным, которые стягиваются друг с другом болтами и как тиски зажимает край покрышки. Работает бедлок просто, но эффективно. Внутренний край шины, по окружности зажатый между кольцами никуда деться не может и скорее порвется, чем соскочит. Устанавливается покрышка так же как и на обычный диск с той лишь разницей, что внешний край не загоняется за кромку диска, а аккуратно укладывается на посадочное кольцо с отверстиями. Затем сверху ставится съемное кольцо и вставляются болты. Остается только затянуть и готово. Болтов много. В зависимости от модели от 18 до 36 штук так, что имеет смысл, покупая диск с бедлоком, подумать об инструменте.
Кстати, внешние кольца бедлочных дисков могут стать ярким пятном в неповторимом дизайне внедорожника.
Система фиксации края шины на таких дисках делается только снаружи. Что логично. При маневрах на спущенных колесах основные силы, стремящиеся сорвать покрышку, действуют именно на внешнюю сторону резины. 90% препятствий и засад на устроенных таким образом колесах преодолевается без проблем. А для оставшихся 10% особо сложных случаев и серьезных внедорожных соревнований придуманы конструкции, прижимающие края шины к диску с обеих сторон.
Разборные диски с внутренним двухсторонним бедлоком
Разборные диски изначально создавались для военных автомобилей и по природе своей предназначены для удержания практически полностью спущенных покрышек. Иногда их еще называют «Хаммеровскими», потому, что такой конструктив был впервые применен на колесах американского AMG HMMWV «Hummer». Фиксация кромок шины с обеих сторон позволяет гарантировано избежать разбортирования и проскальзывания при резких поворотах, ускорениях и торможении.
Классический разборный диск с внутренним бедлоком состоит из трех деталей. Широкой внутренней части собственно диска, узкой внешней и вставки между ними. После соединения диска воедино и стягивания «половинок» болтами оба края покрышки плотно зажимается между вставкой и ободами. Кстати, в сравнении с дисками, снабженными односторонними бедлоками двухсторонние значительно легче балансировать.
Лидером на рынке разборных дисков с двухсторонним внутренним бедлоком признана компания Hutchinson. Их продукцию используют 90% армий мира и ведущие спортивные команды. На грузовиках команд MAN, Iveco и КАМАЗ, а также на новом Peugeot DKR 2008, участвующих в ралли Dakar установлены именно Hutchinson.
Системы Run-Flat
Первый – это установка внутрь покрышки специальных разборных вставок. Проколотая, пробитая пулей или стравленная шина сжимается и плавно ложится на кольцевой бегунок, который скользит по установленной на диск направляющей. Система была изобретена и запатентована компанией Hutchinson, являющейся поставщиком Run-Flat во все ведущие армии мира и компании, занимающиеся бронированием автомобилей.
Вторая разновидность системы Ran-Flat – покрышки с максимально усиленной боковиной, которая не прогибается под весом машины даже, если внутри пусто. А раз не прогибается, то и не дает соскочить резине с диска. Правда, серьезных «злых» и больших покрышек с такой технологией пока не выпускается. Максимум, что нам удалось найти с маркировкой Run Flat, Flat Run, RunOnFlat; ROF, ZPS, RFT, ZP, SSR, RSC – это 275/40 R18
С точки зрения преодоления внедорожья у ранфлетов недостаток один – путем стравливания увеличить пятно контакта можно лишь до определенного предела. В «блин» резина не расплющится даже с вывинченным ниппелем.
Обратная сторона бедлоков
Диски с бедлоками вещь на бездорожье полезная, однако, долго кататься на них по приличным дорогам нецелесообразно. Во-первых, это лишний вес, диск с односторонним бедлоком тяжелее такого же обычного на 3-4 кг. Во-вторых, их необходимо обслуживать: подтягивать и смазывать многочисленные болты, которые имеют тенденцию откручиваться и теряться. Тайрлоки при постоянном использовании постепенно «съедают» внутреннюю сторону покрышек. Специалисты в преодолении бездорожья советуют – если у вас на все случаи жизни один автомобиль, то, по крайней мере, комплекты колес для off-road и асфальта должны быть разные.
Текст: Алексей Игнаткович
Иллюстрации: Станислав Пилькевич и сайты производителей
ОБЗОР ВНЕДОРОЖНОГО ДИСКА ORW В БЕДЛОКОМ!
Недавно наши покупатели просили нас сделать подробный обзор на внедорожный диск ORW с бедлоком. Рассказать обо всех особенностях монтажа такого диска. Мы услышали вас и подготовили подробный пошаговый обзор шиномотажа на внедорожный диск ORW с бедлоком.
Начнем с главного: зачем вообще нужен бедлок?
Основное назначение таких дисков – это предотвращать разбортирование колеса при езде на приспущенных покрышках, в условиях бездорожья. Диски с бедлоком станут вашими верными помощниками при езде по каменистой местности или в лесу, где есть много объектов, которые могут соприкасаться с внешней стороной диска (корни деревьев, валежник, пни). Ну и кроме практической стороны, в виде бонуса вы получаете очень нарядный внешний вид своих колес!
1. Распаковка диска
Вот так выглядит фирменная упаковка диска ORW. Внутри вы найдете: диск, комплект болтов для крепления, вентиль, фирменную наклейку и брошюру.
Бедлок изначально закреплен на диске. В дальнейшем, эти закрепленные болты удобно будет использовать как ориентиры при «начинении» бедлока на уже надетую покрышку.
2. Установка вентиля
Вентиль на диске ORW посажен глубоко. Это сделано для того, чтобы обезопасить его от контакта с внешними препятствиями.
3. Закрепляем диск на шиномонтажном станке
5. Надеваем покрышку на диск
Край покрышки, с фронтальной стороны должен размещаться поверх диска.
Именно вот так, а не вот так:
В этом случае бедлок будет выполнять исключительно декоративную функцию.
6. На диск с резиной прикладываем бедлок
Центруем резину на диске, так чтобы прижимная поверхность резины не выступала за габариты бедлока.
7. Закрепляем первые 4-5 болтов
После этого еще раз проверяем центровку. Очень важно ровно закрепить покрышку, потому что если появится перекос, то при закручивании может выскочить один из краев, и процесс придется начинать с начала.
8. Закручиваем остальные болты
Этот процесс проходит в несколько этапов. Основной задачей является равномерная затяжка болтов. Работа выполняется в ручную динамометрическим ключом, для того чтобы конечное усилие на всех болтах составляло 10,9 Н\м. Советуем пройти несколько кругов по всем болтам, это поможет максимально равномерно распределить нагрузку.