в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым

В чем смысл скупки мертвых душ чичиковым

в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым

Зачем Чичиков скупает «мертвые души» в поэме Гоголя?

в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым

В 11-ой главе поэмы Гоголь объясняет, зачем Чичиков скупает «мертвые души»:

«. Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу.

Современным читателям трудно понять, о чем именно говорит Чичиков. Итак, разберем, что такое ревизские сказки, опекунский совет и т.д.

Чичиков и «мертвые души»

Чичиков покупает у помещиков «мертвые души», то есть умерших крестьян, которые числятся на бумаге. Почему помещикам может быть выгодна такая странная сделка с Чичиковым? Потому что, продав Чичикову мертвых крепостных, помещики избавляются от бремени: им не нужно платить налоги за умерших крестьян. В противном случае помещики платят налоги за умерших крестьян, пока в стране не проведут очередную перепись крестьян.

1. Ревизские сказки

2. Опекунский совет

3. Крестьяне «на вывод»

Как известно, у Чичикова нет собственной земли. Но и эта проблема решалась в те времена так: помещик мог купить крестьян «на вывод», то есть с последующим переселением.

В те времена государство помогало гражданам, которые переезжали в Таврическую и Херсонскую губернии. Чтобы заселить западные губернии, государство давало земли бесплатно. Этой льготой хочет воспользоваться Чичиков. Он планирует переселить «мертвые души» в Херсонскую губернию.

Чичиков надеется скупить несколько тысяч «мертвых душ». Опекунский совет может дать ему ссуду в размере 200 рублей за душу. А значит, Чичиков может получить двести тысяч рублей, на которые он может купить настоящее имение и безбедно жить.

Это был ответ на вопрос: зачем Чичиков скупает «мертвые души» у помещиков?

Экранизация Мертвых душ





в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым

Юрий Арамович Авакян. Продолжение и окончание поэмы Мертвые души.

Источник

5 вопросов о «Мертвых душах»

Кого именно купил Чичиков? Почему он решил заселить мертвые души именно в Херсонскую губернию? Существовали ли в реальности такие аферы? Специалист по творчеству Гоголя филолог Евгения Шрага рассказывает об историческом контексте «Мертвых душ»

Среди героев поэмы чичиковское «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходя­щее в панику: и как действие незаконное, опасное и непонятное, и как фор­мула прежде невиданная, способная обозначать что угодно и без­условно таящая в себе угрозу. Чего только не стали подозревать: от похи­щения губернаторской дочки до недавно случившихся в губернии и аккурат­но замятых убийств. Что же предпола­гал сделать Чичиков и как это пред­ставлено в романе?

Кого покупает Чичиков?

«Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по реви­зии как живые», — объясняет Манилову Чичиков. Это объяснение не слишком удовлетвори­тельно ни для чичи­ковского собеседника, ни для современного читателя. Что за ревизия? Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообло­жению. В 1724 году Петр I провел реформу, заменив подворный налог подушным. За этим историческим событием стоит сюжет в духе Чичикова — о многократных попытках обмануть закон в рамках законности.

Суть подворного налога, существовав­шего в России с 1678 года, заключа­лась в том, что единицей налогообложения был двор — отдельное, огороженное крестьянское хозяйство, вне зависимости от количества людей, там живущих, и числа хозяйственных и жилых построек. На фоне непрерывно возраставших во время Северной войны Северная война за обладание прибалтий­скими землями между Швецией и коалицией североевропейских государств длилась с 1700 по 1721 год и закончилась поражением Швеции. податей многие крестьяне бросали свои хозяйства и бежали на Дон, на Урал, в Сибирь. Обнаружилось, впрочем, что сокращение числа дворов сопровождалось ростом их населенности, то есть несколько семей представлялись при переписи как один «двор» и облагались налогом соответст­вен­но. Этого можно было достигнуть разными способами: объединить несколь­ко хозяйств одним забором, подкупить переписчика, не отделять свое хозяйство от родительского.

Проведенная в 1710 году подворная перепись зафиксировала сокращение числа дворов на 20 % по сравнению с результатами предыдущей переписи 1678 года. Целью Петровской реформы было ввести более надежную единицу налогооб­ло­жения — «душу мужского пола» вне зависимости от возраста. В конце 1718 года Петр I издал указ о проведении подушной переписи, на всякий случай сразу сопроводив его ужасными угрозами: конфискация скрытых от переписи крестьян, смертная казнь для старост, ответственных за утайку, и проч. Ответственность за подачу реестров крестьян (сказок) возлагалась на их владельцев, старост, приказчиков и выборных крестьян. Угрозы не очень помогли, и, хотя в течение 1719 года сказки были присланы, вскоре обнару­жились многочисленные случаи утайки людей от переписи (всем было понятно, что считают их не к добру).

В конце 1720 года вышли указы о начале расследования случаев утайки, о конфискации имений помещиков, вообще не подавших ревизских сказок, и об аресте старост и приказчиков, виновных в утайках. С 1722 года и вплоть до 1724-го происходит проверка результатов переписи, призванная уточнить «подушное число». Эта непростая задача была поручена специальным военным ревизорам, отобранным Сенатом и лично Петром. Все это позволило увеличить число ревизских душ с 3,8 миллиона (по данным переписи 1721 года) до 5,5 миллиона. Так прошла первая ревизия податного населения. Ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии, а до того облагалась налогом вне зависимости от того, что в действи­тельности произошло с самим человеком.

Какая выгода от мертвых?

Все изложенное выше — источник неудобств для владельцев «мертвых душ» и формальное основание для их приобретения Чичиковым. Какая же от них должна быть польза? Идея Чичикова заключалась в том, чтобы заложить накупленные им ревизские души в Опекунский совет. Каким образом он соби­рался это сделать?

Почему Чичиков переселяет мертвые души в Херсонскую губернию?

Тут мы сталкиваемся с хронологичес­кими привязками, которые у Гоголя нередко противоречат друг другу, создавая тот тревожный, очень характерный эффект, когда в подробностях описанная, казалось бы очень конкретная реальность начинает расплываться перед глазами читателя, распадаться на кусочки, которые никак не удается собрать в устойчивую последователь­ную картинку. Это не единственные противоречащие друг другу хронологические зацепки. Например, прямым текстом повествователь характеризует время действия как время «вскоре после достославного изгнания французов» (и этому не противоречит обсуждение гипотезы, что Чичиков — это переодетый Наполеон), то есть речь должна бы идти о годах, по крайней мере до смерти Наполеона (1821 год). Но в поэме несколько раз упоминается жандармский офицер, а особый корпус жандармов был образован в 1827 году. При заключе­нии сделок упоминается, что «крепости были запи­саны, помече­ны, занесены в книгу и куда следует, с принятием полупроценто­вых и за припе­чатку в „Ведомостях“», а «Губернские ведомости» выходили в Рос­сии с 1838 года. Упоминание же о недавно бывшей массовой эпидемии явно отсылает к эпидемии холеры 1831 года (предыдущая эпидемия была в 1823 году в Закавказье и Астрахани, а следующая будет в 1846 году).

Существовали ли подобные аферы в реальности?

Московские цензоры, согласно письму Гоголя к Плетневу от 7 января 1842 года, опасались, что «пойдут другие брать пример и покупать мертвые души». О том, рискнул ли повторить фантасмагорическую аферу Чичикова, ничего не известно, но известно, что гоголевский текст стал толчком для выискивания прототипического сюжета для чичиковской аферы. Истории про аферы с ревизскими душами, потенциально знакомые Гоголю (или Пуш­кину как возможному дарителю фабулы), стали восприниматься как прямые источники сюжета «Мертвых душ». Хорошим примером тому служит рассказ Гиляровского про его дядю, помещика Пивинского:

«Вдруг… начали разъезжать чиновники и собирать сведения о всех, у кого есть винокурни. Пошел разговор о том, что, у кого нет пятиде­сяти душ крестьян, тот не имеет права курить вино. И поехал он [Пивинский] в Полтаву, да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых… А так как своих, да и с мертвыми, далеко до пятиде­сяти не хватало, то набрал он в бричку горилки, да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мертвых душ, записал их себе и, сделав­шись по бумагам владельцем пятидесяти душ, до самой смерти курил вино и дал этим тему Гоголю, который бывал в Федунках, да, кроме того, и вся миргородчина знала про мертвые души Пивинского».

В целом в такой читательской реакции нет ничего необычного, но в данном случае соблазн найти прямые источники сюжета (как и, например, обнаружить точную хронологию) парадоксальным образом подыгрывает гоголевской поэтике, заостряя противоречие между правдоподобием и абсурдом, на постоян­ном соединении которых она строится.

Что не так с названием?

Словосочетание «мертвые души» вызвало панику не только у героев гоголев­ской поэмы. Обсуждение гоголевского романа в Московском цензурном комитете очень напоминает обсуждение чичиковской аферы непосредственно в романе:

«…Обвинения, все без исключения, были комедия в высшей степени. Как только занимавший место президента Голохвастов услышал название „Мертвые души“, закричал голосом древнего римлянина: „Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть, автор вооружается против бессмертья“. В силу наконец мог взять в толк умный президент, что дело идет об ревижских душах. Как только взял он в толк и взяли в толк вместе с ним другие цензоры, что мертвые значит ревижские души, произошла еще бо̀льшая кутерьма».

Это сходство не слишком удивительно, поскольку подробности обсуждения в цензурном комитете известны нам из все того же письма Гоголя к Плетневу. Но это и не единственный случай, когда словосочетание «мертвые души» прочитывалось современниками как опасная несуразица. Прекрасный пример тому — письмо Михаила Петровича Погодина к Гоголю, где мы читаем сле­дующее: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, припи­санные, убылые, прибылые». Если для современного читателя гоголевская метафора давно стала привычной, то Погодину она казалась странной и неу­местной. Обратим внимание на упомянутые в этом перечне «убылые души» — как раз конвенциональное обозначение предмета чичиковской «негоции». Например, его употребляет Салтыков-Щедрин в сборнике статей «Благо­наме­ренные ре­чи»: «Десять лет сряду за убылые души плачу — очень хорошо знаю! Кого в сол­даты, кого в ратники взяли, а кто и сам собой помер — а я плати да плати!»

Источник

Сочинение: Зачем Чичиков скупал мертвые души? (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

Историческая справка

Чтобы разобраться, зачем понадобились «мертвые души» Чичикову, придется заглянуть в историю. Помещик мечтает приобрести души мужиков, которые умерли, но не попали в ревизскую сказку. Затем он предлагает их в Опекунский совет и получает деньги как за живых. Выгода на лицо. Встает проблема, зачем нужны мужики без земли. Но и здесь Чичиков находит решение: он предложит крестьян на выезд, вывод. Мертвые души перекочуют в земли, которые предлагаются под заселение. Платить за землю надо, а жителей предоставить необходимо. Современному читателю поэмы непонятны данные действия. Придется разобраться в их сути.

Содержание

Некий чиновник приезжает в маленький городок. Цель его прибытия — скупка душ, которые умерли, но по результатам переписи являются еще живыми. Постепенно ему удается приобрести чуть более 400 душ. Кто-то из владельцев продал их за копейки, чтобы избежать ненужных расходов, кто-то и вовсе отдал их даром. Из-за того, что чиновник остался в городке больше положенного, местные жители начинают понимать, зачем Чичиков скупал мертвые души. По этой причине ему приходится спешно уезжать, унося с собой необходимые документы.

Функции и задачи Опекунских советов

В 19 веке Опекунский Совет распоряжался финансовыми средствами. Он давал помещикам деньги – ссуды, но в залог необходимо было закладывать крепостных мужиков. То есть крестьяне становились имуществом, которое позволяло получить кредит. Чичиков, купивший дешево умерших крестьян, представляет, что закладывает их, как живых и получает за каждого по 200 рублей чистыми деньгами. Высчитать выгоду несложно. Во сколько раз становится дороже мертвая душа в руках афериста. Если известны условия кредитования – 6% годовых. Срок суды – 2 года.

Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

В основе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» лежит афера ее главного героя – бывшего чиновника Павла Ивановича Чичикова. Этот человек задумал и практически осуществил очень простое, но гениальное по своей сути мошенничество. Чичиков скупил у помещиков мертвые крестьянские души, чтобы заложить их как живые и получить за них деньги. В целях осуществления своей задумки Чичиков ездит по всей России. Мы видим, как он посещает помещиков, к каждому из них находит подход и в результате добивается своей цели – получает мертвые души. Кажется, все у этого героя подчинено его главной цели. Даже внешность Чичикова способствует тому, чтобы, с одной стороны, его особо не запоминали, а с другой – везде принимали за «своего»: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Этот герой сумел втереться в доверие к первым лицам города N. Все – и губернатор, и его жена, и прокурор, и почтмейстер – считали Павла Ивановича «любезнейшим и обходительнейшим» человеком, воплощением порядочности и такта. Да и все помещики, с которыми Чичиков свел знакомство в городе, с удовольствием приглашали его к себе в имение. Манилов, Коробочка, Собакевич, даже Плюшкин – со всеми Чичиков сумел найти общий язык, сумел выявить их слабые места и, воздействуя на них, добиться своего. Так, с Маниловым Чичиков — само благородство и воспитанность: «Умница, душенька! — сказал на это Чичиков. — Скажите, однако ж… — продолжал он, обратившись тут же с некоторым видом изумления к Маниловым, — в такие лета и уже такие сведения! Я должен вам сказать, что в этом ребенке будут большие способности». С Коробочкой «Чичиков, несмотря на ласковый вид, говорил, однако же, с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». С Собакевичем герой так же груб и напорист, как и его собеседник, с Плюшкиным – хитер и расчетлив. Только с Ноздревым Чичиков не смог найти общего языка. Это и немудрено – такие люди, как Ноздрев, не поддаются никакому изучению или анализу. Их отличительные черты – непредсказуемость, хаотичность, необузданная сила. В конце концов, Ноздрев, при невольной помощи Коробочки, разоблачает Чичикова в тот момент, когда тот был очень близок к цели. Герою приходится «уносить ноги» из города, на время оставив свой замысел. Но мы не сомневаемся, что он не отступится от своего «предприятия». Безусловно, типаж и характер Павла Ивановича Чичикова уникален. Хитростью, тонким знанием жизни и людей, житейской смекалкой, упорством этот герой превосходит большинство людей. Чтобы понять истоки его характера, Гоголь описывает детство своего героя, те условия, в которых он воспитывался: «Темно и скромно происхождение нашего героя». Детство Чичикова было уныло, серо и одиноко. У него не было друзей, дома Павлуша не знал тепла и ласки, а лишь одни наставления и упреки. Через некоторое время героя определили в городское училище, где он должен был существовать совершенно самостоятельно. Перед отъездом отец дал Павлу наставление: «… больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь». Кроме того, он наказал сыну не иметь друзей, а уж если с кем и водиться, то только с состоятельными людьми, которые могут в чем-то помочь. А главное, отец наказал Павлуше «беречь копейку». По его мнению, только деньги являются в жизни истинными друзьями. Эти слова Павел сделал своим жизненным кредо. Может быть, это были единственные слова, который отец сказал герою в теплой дружеской беседе. Именно поэтому еще, как мне кажется, Чичиков запомнил их на всю жизнь. И герой стал воплощать отцовский завет в жизнь. Он лебезил перед преподавателями, старался быть самым послушным и примерным учеником, пусть и в ущерб своим одноклассникам. Кроме того, Павлуша имел дело только с детьми богатых родителей. И – копил каждую копейку. Чичиков стремился заработать деньги всеми возможными способами, и у него это получилось. Далее герой продолжал идти к своей цели всеми доступными ему способами. Важно, что Чичиков считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, хотел жениться на нелюбимой девушке ради ее богатого приданого, разворовывал казенное добро и так далее. Судьба много раз разрушала планы героя, оставляла его у «разбитого корыта». Но Чичиков не сдавался. Его упорство и вера в себя вызывают невольное восхищение. И вот в голову Павлу Ивановичу приходит гениальная по своей простоте идея – обогатиться за счет мертвых душ. И он начинает осуществлять свою авантюру… Казалось бы, Чичиков — законченный мерзавец и мошенник. Но не все так просто, на мой взгляд. Для чего герой хотел накопить много денег? Его мечта – это мечта обычного человека: Павел Иванович хотел дом, семью, почет и уважение, комфорт. Он хотел всего того, чего хотят большинство людей в этом мире. Но ради достижения своей цели Чичиков был готов на все, он был готов переступить через любой моральный закон и нравственный принцип. Этого Гоголь «не мог простить» герою. Таким образом, Чичиков, благодаря складу своей натуры и принципам, выработанным в нем с детства, почти смог осуществить аферу с мертвыми душами. Несомненен большой потенциал этого героя, его мощные задатки. Жаль только, что он их направил на осуществление «неправедного» дела. Именно об этом, на мой взгляд, Гоголь печалится больше всего в отношении Чичикова.

Выгода Чичикова

Помещик приобрел неизвестное количество мертвых душ. Автор не говорит точной цифры – примерно около 400:

Классик наверняка не проводил математические расчеты. Они не столь важны. Мертвыми душами становятся те, кто ими торгует. Можно представить, как поступит Чичиков, уехав подальше от города N. В какие глубинки еще занесет помещика желание наживы? Сколько бездушных господ пойдет на сделку с Чичиковым? Остается только догадываться, но то, что Павел Иванович останется в выигрыше, безусловно.

Чичиков у Манилова

Наконец Чичиков надумал навестить знакомых помещиков и отправился за город. Сначала он поехал к Манилову. С некоторым трудом нашел он деревню Маниловку, которая оказалась не в пятнадцати, а в тридцати верстах от города. Манилов встретил нового знакомого очень радушно, они расцеловались и вошли в дом, подолгу пропуская друг друга в дверях. Манилов был, в общем-то, приятный человек, на как-то приторно-слащавый, не имел никаких особых увлечений, кроме бесплодных мечтаний, и хозяйством не занимался.

Жена его воспитывалась в пансионе, где ее научили трем главным предметам, необходимым для семейного счастья: французскому языку, фортепьяно и вязанию кошельков. Она была недурна и хорошо одевалась. Муж представил ей Павла Ивановича. Они немного побеседовали, и хозяева пригласили гостя обедать. В столовой уже ждали сыновья Маниловых Фемистоклюс семи лет отроду и шестилетний Алкид, которым учитель повязал салфетки. Гостю продемонстрировали ученость детей, учитель только один раз сделал мальчикам замечание, когда старший укусил младшего за ухо.

После обеда Чичиков объявил, что намерен поговорить с хозяином об очень важном деле, и оба отправились в кабинет. Гость завел разговор о крестьянах и предложил хозяину купить у него мертвые души, то есть тех крестьян, которые уже умерли, но по ревизии еще числятся живыми. Манилов долго не мог ничего понять, потом сомневался в законности такой купчей, но все-таки согласился из уважения к гостю. Когда же Павел Иванович заговорил о цене, хозяин оскорбился и даже взял на себя составление купчей.

Чичиков не знал, как и благодарить Манилова. Они сердечно попрощались, и Павел Иванович укатил, обещая приехать еще и привезти детям гостинцы.

«Мертвые души»: смысл произведения

С прочтения первых глав читателю кажется ясным смысл названия произведения. «Мертвые души» – это умершие крепостные, которые еще числятся по документам живыми.

Павел Иванович придумал хитрую схему обогащения: он разъезжает по всей стране с целью выкупа у помещиков документов на умерших крестьян, которые по ревизиям еще считались живыми. Помещики с радостью заключали с ним сделку, так как иначе они были вынуждены платить налоги за этих людей.

Главный герой же хотел заложить их в опекунский совет, который под заклад мог бы выдать деньги. Такая практика была распространена среди разорившихся помещиков, которые закладывали свои имения под проценты и получали возможность их выкупить, если удалось бы приумножить полученный капитал.

С каждой новой страницей, читателю становится ясно, что мертвые души здесь не только умершие крестьяне, но и сами помещики, с которыми по сюжету знакомится Чичиков. «Мертвые души» – это и городские чиновники, и даже сам Чичиков. Единственная живая душа в поэме – душа России. Русь Гоголь сравнивает с бойкой тройкой, которая, несмотря ни на что, несется вперед «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Покупка мертвых душ

Самым ярким эпизодом третьей главы, посвященной Коробочке, является покупка Чичиковым мертвых душ у героини.

Как только Коробочка узнает, что гость – «покупщик», она сразу предлагает ему купить у нее пеньку. Она жалеет, что уже продала мед, который, вероятнее всего, Чичиков у нее купил бы.

Однако главный герой предлагает ей другой вариант: выкупить у нее крестьян, которые уже умерли, и тем самым уменьшить ее затраты.

Героиня долго не может понять, как же это возможно. Она ограничена, живет далеко от города, в «порядочной глуши», где полностью посвятила себя хозяйству, поэтому не может понять, что покупка эта будет лишь на бумагах, покойников не нужно будет «откапывать из земли».

Чичиков, понимая, что ему придется долго объяснять Коробочке свой план, предлагает ей пятнадцать рублей за сделку. Героиня поняла, что «дело, точно, как будто выгодно». Тогда Коробочку начал волновать другой вопрос: как бы ей не продешивить и не потерпеть убытка, ведь она никогда раньше не занималась продажей мертвых душ и не знает их расценку. Н. В. Гоголь показывает, что она готова продать все, что может принести прибыль, даже мертвые души.

Долгие разговоры и «дубинноголовость» Коробочки начали выводить Чичикова из терпения, он даже называет героиню собакой на сене, которая сама сена не ест и другим не дает. Поэтому он решается пойти другим путем: Чичиков говорит, что хотел помимо душ купить и хозяйственные продукты. Это повлияло на дальнейший ход событий. Надеясь на то, что главный герой скупит у нее и пеньку, и крупу, сало, и перья, она соглашается продать покойников за пятнадцать ассигнаций.

Торговля с Коробочкой сильно вымотала героя, он думает про себя, что эта старуха его уморила. Чичиков чувствовал, что «весь в поту, как в реке».

Данная статья, в которой описана встреча главного героя «Мертвых душ» с помещицей Настасьей Петровной Коробочкой, поможет написать сочинение «Чичиков у Коробочки».

Источник

Зачем Чичиков скупал мертвые души? Предприниматель или аферист

6 июня 2018История, Литература

Кого именно купил Чичиков? Почему он решил заселить мертвые души именно в Херсонскую губернию? Существовали ли в реальности такие аферы? Специалист по творчеству Гоголя филолог Евгения Шрага рассказывает об историческом контексте «Мертвых душ»

Среди героев поэмы чичиковское «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходя­щее в панику: и как действие незаконное, опасное и непонятное, и как фор­мула прежде невиданная, способная обозначать что угодно и без­условно таящая в себе какую-то угрозу. Чего только не стали подозревать: от похи­щения губернаторской дочки до недавно случившихся в губернии и аккурат­но замятых убийств. Что же предпола­гал сделать Чичиков и как это пред­ставлено в романе?

Историческая справка

Чтобы разобраться, зачем понадобились «мертвые души» Чичикову, придется заглянуть в историю. Помещик мечтает приобрести души мужиков, которые умерли, но не попали в ревизскую сказку. Затем он предлагает их в Опекунский совет и получает деньги как за живых. Выгода на лицо. Встает проблема, зачем нужны мужики без земли. Но и здесь Чичиков находит решение: он предложит крестьян на выезд, вывод. Мертвые души перекочуют в земли, которые предлагаются под заселение. Платить за землю надо, а жителей предоставить необходимо. Современному читателю поэмы непонятны данные действия. Придется разобраться в их сути.

Почему Чичиков переселяет мертвые души в Херсонскую губернию?

в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым
Карта Херсонской губернии. 1821 годkraeved.od.ua
Чичиков покупает крестьян без земли, «на вывод», с намерением переселить их в другие места. Переселять их, строго говоря, некуда, собственного поместья у Чичикова нет, а оно очень нужно, потому что закладывается именно имение (количество ревизских душ определяет лишь размер ссуды). Однако в плане Чичикова и это предусмотрено: переселять мужиков он намерен в Херсонскую губернию. Эта территория под названием Новороссия вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи. Поэтому правительство всячески поощряло тех, кто был готов занять их и облагородить. Раздача земель частным владельцам начала осуществляться в Новороссии с 1764 года в соответствии с «Планом о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». Пик пришелся на 1770–90-е годы, но колонизация давалась с таким трудом, что, несмотря на огромные объемы розданных в конце XVIII века земель, на активное пере­селение государственных крестьян и поощрение притока иностранных колонистов, по данным на 1837 год, в Херсонской губернии оставалось свобод­ных казенных земель более 180 тысяч десятин, а в Таврической — более 270 тысяч Проект получения земель в Новороссии вряд ли был так прост, как он представляется Чичикову в его фантазиях. В исследовании Владимира Максимовича Кабузана, посвя­щенном заселению Новороссии, утвержда­ется, что раздача земель помещикам в этом регионе на рубеже XVIII–XIX веков прекра­щается, а со второй половины 1820-х годов прекра­щается и активный период заселения этой территории..

Тут мы сталкиваемся с хронологичес­кими привязками, которые у Гоголя нередко противоречат друг другу, создавая тот тревожный, очень характерный эффект, когда в подробностях описанная, казалось бы очень конкретная реальность начинает расплываться перед глазами читателя, распадаться на кусочки, которые никак не удается собрать в устойчивую последователь­ную картинку. Это не единственные противоречащие друг другу хронологические зацепки. Например, прямым текстом повествователь характеризует время действия как время «вскоре после достославного изгнания французов» (и этому не противоречит обсуждение гипотезы, что Чичиков — это переодетый Наполеон), то есть речь должна бы идти о 1810-х годах, по крайней мере до смерти Наполеона (1821 год). Но в поэме несколько раз упоминается жандармский офицер, а особый корпус жандармов был образован в 1827 году. При заключе­нии сделок упоминается, что «крепости были запи­саны, помече­ны, занесены в книгу и куда следует, с принятием полупроценто­вых и за припе­чатку в „Ведомостях“», а «Губернские ведомости» выходили в Рос­сии с 1838 года. Упоминание же о недавно бывшей массовой эпидемии явно отсылает к эпидемии холеры 1831 года (предыдущая эпидемия была в 1823 году в Закавказье и Астрахани, а следующая будет в 1846 году).

Функции и задачи Опекунских советов

В 19 веке Опекунский Совет распоряжался финансовыми средствами. Он давал помещикам деньги – ссуды, но в залог необходимо было закладывать крепостных мужиков. То есть крестьяне становились имуществом, которое позволяло получить кредит. Чичиков, купивший дешево умерших крестьян, представляет, что закладывает их, как живых и получает за каждого по 200 рублей чистыми деньгами. Высчитать выгоду несложно. Во сколько раз становится дороже мертвая душа в руках афериста. Если известны условия кредитования – 6% годовых. Срок суды – 2 года.

Провал

Собственно, окончание поэмы нельзя с уверенностью назвать провалом главного действующего лица, ведь, несмотря на то что все в городе узнали, зачем Чичиков скупал мертвые души, наказан он не был. Более того, город он покинул со всеми так необходимыми ему купчими на крестьян. А учитывая, что в городке ожидали нового генерал-губернатора, о его махинациях в общей суете никто и не вспомнит.

Финал произведения — тройка, несущаяся по равнине. Человек едет получить на 24 года кредит в 80 тысяч рублей — то, зачем Чичиков скупал мертвых душ.

Из этой истории в наши дни можно извлечь урок: предприниматели должны не только тщательнее выбирать контрагентов, но и внимательно следить за временем, укладываясь в отведенные заранее рамки. Банкам же стоит более углубленно изучать документы заемщиков, адекватно оценивая предмет залога — последний кризис дал понять, что слишком уж большой процент из активов, находящихся в залоге, оказались близкими родственниками гоголевским мертвым душам.

Выгода Чичикова

Помещик приобрел неизвестное количество мертвых душ. Автор не говорит точной цифры – примерно около 400:

Классик наверняка не проводил математические расчеты. Они не столь важны. Мертвыми душами становятся те, кто ими торгует. Можно представить, как поступит Чичиков, уехав подальше от города N. В какие глубинки еще занесет помещика желание наживы? Сколько бездушных господ пойдет на сделку с Чичиковым? Остается только догадываться, но то, что Павел Иванович останется в выигрыше, безусловно.

Существовали ли подобные аферы в реальности?

Московские цензоры, согласно письму Гоголя к Плетневу от 7 января 1842 года, опасались, что «пойдут другие брать пример и покупать мертвые души». О том, рискнул ли кто-нибудь повторить фантасмагорическую аферу Чичикова, ничего не известно, но известно, что гоголевский текст стал толчком для выискивания прототипического сюжета для чичиковской аферы. Истории про аферы с ревизскими душами, потенциально знакомые Гоголю (или Пуш­кину как возможному дарителю фабулы), стали восприниматься как прямые источники сюжета «Мертвых душ». Хорошим примером тому служит рассказ Гиляровского про его дядю, помещика Пивинского:

«Вдруг… начали разъезжать чиновники и собирать сведения о всех, у кого есть винокурни. Пошел разговор о том, что, у кого нет пятиде­сяти душ крестьян, тот не имеет права курить вино. И поехал он [Пивинский] в Полтаву, да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых… А так как своих, да и с мертвыми, далеко до пятиде­сяти не хватало, то набрал он в бричку горилки, да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мертвых душ, записал их себе и, сделав­шись по бумагам владельцем пятидесяти душ, до самой смерти курил вино и дал этим тему Гоголю, который бывал в Федунках, да, кроме того, и вся миргородчина знала про мертвые души Пивинского».

В целом в такой читательской реакции нет ничего необычного, но в данном случае соблазн найти прямые источники сюжета (как и, например, обнаружить точную хронологию) парадоксальным образом подыгрывает гоголевской поэтике, заостряя противоречие между правдоподобием и абсурдом, на постоян­ном соединении которых она строится.

В биографии Чичикова (глава 11) есть ряд предварительных деяний к главному подвигу жизни — скупке мертвых душ. Чичиков стремится нарастить копейку из ничего, так сказать, «из воздуха». Еще будучи школьником, Чичиков пустил в оборот полтину, оставленную ему отцом: «слепил из воску снегиря», выкрасил и выгодно продал; перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке; два месяца дрессировал мышь и тоже выгодно продал. Полтину Чичиков превратил в пять рублей и зашил в мешочек (сравните Коробочка). На службе Чичиков входит в комиссию для построения «казенного весьма капитального строения», которое не строится в течение шести лет выше фундамента. Между тем Чичиков строит дом, заводит повара, пару лошадей, накупает голландские рубашки, мыла «для сообщения гладкости коже». Уличенный в мошенничестве, Чичиков терпит фиаско, лишается денег и благополучия, однако словно возрождается из пепла, становится таможенным чиновником, получает взятку на полмиллиона от контрабандистов. Тайный донос напарника едва не доводит Чичикова до уголовного суда; лишь с помощью взяток нашему герою удается уйти от наказания.

Выгода помещиков продать мертвые души понятна, но, зачем же они Чичикову? Первая выгода лежит на поверхности. Покупая мертвых по сути, но вполне живых и работоспособных, по документам, Чичиков становится вполне зажиточным помещиком. Его сильно возросший статус практически открывает дорогу к браку с любой, самой богатой невестой, а значит, еще большему увеличению его достатка (и на этот раз вполне реального) за счет ее приданого. Но это самый простой и не самый выгодный способ обогащения. Ведь к желаемому приданому прилагалась еще и невеста, а особого желания к добровольному лишению холостяцкой свободы Чичиков ни разу на протяжении всего романа не высказывал. Другой, более выгодный, способ обогащения, и более сложен.

В начале 19 века и до самой отмены крепостного права аграрная Россия была заинтересована в том, чтобы помещичьи хозяйства не были полностью разорены, и поэтому разрешала многократно закладывать и перезакладывать помещичье имущество (землю) для получения кредита в банке. Но совершать сделки с землей лицемерная крепостная Россия разрешала только вместе с закрепленными за помещиком (то есть, за его землей) крепостными крестьянами. Следовательно, чтобы получить кредиты, Чичикову нужна была не только земля (которой у него не было), но и крепостные души. Чичиков придумал грандиозную аферу: купить мертвые души, живые по документам (то есть, умершие в период между переписями) для вывода в Херсонскую губернию, (в то время осваивалась огромная территория Новороссия), где земля раздавалась бесплатно. Кроме того, при заселении южных губерний на «прокорм» крепостных душ банки выдавали дотации, по 200 рублей за одну душу. При достаточно большом количестве крепостных душ получалась сумма довольно внушительная. Потому и скупал Чичиков за бесценок мертвые души, что, чем большее количество душ числится у него на бумаге, тем больший кредит ему бы выдали. Когда бы дело дошло до возврата кредита, Чичиков просто посоветовал бы банку забрать в качестве оплаты заложенное имущество (землю вместе с крепостными), при тогдашней цене за одного крепостного до 500 руб. И не его вина, дескать, что эти души бы к тому времени оказались мертвыми. Итак, цель Чичикова – получение стартового капитала, получение кредита под залог крепостных душ вместе с землей. Следовательно, в Опекунский совет Воспитательного дома, в котором он собирался брать кредит, нужно было предоставить свидетельство о собственности на землю (полученную в Херсонской области бесплатно) и купчие крепости на якобы живых крепостных.

Не задержись Чичиков в городе на несколько недель, и эта афера ему вполне бы удалась, оставшись незамеченной. Но местные помещики, донельзя удивленные возможностью торговать мертвыми душами, нечаянно раскрыли его гениальный план, и, не вмешайся в его судьбу Фортуна в виде смерти прокурора, сидеть бы ему в тюрьме. А так, отделавшись легким испугом, пройдоха в финале романа несется на птице-тройке по южнорусской дороге к выгодному кредиту с полным комплектом документов.

Вывод

Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства. Произведение Гоголя ошеломило, прежде всего, правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство — лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства. Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики «проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа… «Мертвые души» потрясли всю Россию».

Преступная схема

Многие школьники, читая поэму впервые, не совсем понимают, что такое мёртвые души и как на них можно было заработать. Всё дело в том, что до 1861 года дворяне имели в подчинении крепостных крестьян, которых и называли «душами». Фраза «у помещика пятьсот душ» означала, что на него работают пятьсот крестьян мужского пола: женщины в списке «душ» не учитывались. Помещик взимал с крепостных барщину, то есть продукты ручного труда (например, молоко, мясо, шерсть и т. д.) либо оброк — деньги, но и сам платил налог, и чем больше душ было у помещика, тем больший взнос полагалось делать в пользу государства.

Вот только перепись населения проходила не каждый год, и за это время энное количество крестьян умирало. Но по спискам они всё ещё считались живыми, и за них также нужно было платить. Этим и решил воспользоваться ушлый Чичиков: он предлагал помещикам деньги за крестьян, которые были уже покойниками, чтобы освободить дворян от взносов. Однако делал он это не из добрых побуждений: купленных «крестьян» он собирался заложить, как в ломбард. Для этого не требовалось приводить их куда-либо: достаточно было показать бумагу, подтверждающую факт покупки. Вот наш герой и отправился в губернский город NN на «промысел».

Почему же Чичиков не хотел зарабатывать деньги честным способом? Во многом потому, что покойный отец дал ему наставление:

Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку.

Эти слова произвели большое впечатление на мальчика, и уже в школе он подлизывался к учителям, чтобы они ставили ему хорошие оценки. Затем он поступил на таможенную службу и сколотил капитал, помогая провозить контрабанду. Однако тайное стало явным, и Чичикова уволили, а весь «заработок» пошёл на то, чтобы откупиться от судей. Возможно, чичиковская схема на таможне бы не раскрылась, если бы не ссора с сообщником. Так главный герой лишний раз убедился, что отец был прав: от товарищей одни неприятности. А раз так, то новую преступную схему он должен реализовать в одиночку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковымв чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковымв чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым
в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Смотреть картинку в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Картинка про в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым. Фото в чем смысл скупки мертвых душ чичиковым