в чем смысл противопоставления образов кутузова и наполеона
17.4. В чём состоит смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона? По роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (ЕГЭ по литературе)
«Война и мир» — роман- эпопея Льва Николаевича Толстого, наполненный образами исторических личностей. Рассмотрим, в чем состоит смысл противопоставления Кутузова и Наполеона.
Во-первых, автор противопоставляет образ Кутузова Наполеону, чтобы показать связь полководцев с народом. Михаил Илларионович добр, мудр, прост и открыт людям. В нем нет ни капли актерства: живое лицо, выразительная фигура и знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый.
Он переживает за жизнь своих солдат и пытается обойтись малыми жертвами. Наполеон же, напротив, представляет войну в виде игры, где все люди — это шахматы. Бонопарту свойственна «театральность поведения». Он все время позирует, играет роль гения. Из всего вышеперечисленного видно, насколько прост и близок к народу Кутузов, в сравнении с Наполеоном.
Во-вторых, герои-антиподы помогают увидеть истинного и ложного полководца. Наполеон считает, что он- главный творец истории. Он, словно ребенок, воображает, что правит, хотя на самом деле все идет своим ходом и герой не влияет на это. Кутузов же не позирует для истории, он понимает, что одному человеку сложно руководить сотнями тысяч человек, но герой делает все, что в его силах. Эти сцены показывают, кто действительно является полководцем, кто готов отдать жизнь за своих солдат и кто всего лишь играет роль.
Таким образом, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в том, чтобы показать настоящие и ложные чувства к своему народу, величие и ничтожность полководцев.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого
Нет истинного величия там, где нет
Простоты, добра и правды.
Образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире” – это воплощение взглядов Толстого на роль выдающейся личности в истории. Два полководца – два полюса романа. Писатель не просто противопоставляет две исторические личности – он гениально раскрывает кутузовское и наполеоновское начала в людях, убеждая, что те нормы жизни, которые воплощены в этих великих исторических деятелях, находятся в постоянном противоборстве.
Высокий нравственный облик Кутузова
Писатель возмущался историками, которые не увидели в Кутузове великого человека и восторгались Наполеоном.
По мнению Толстого, Кутузова возвышает то народное чувство, которым он всегда руководствовался в жизни. Уверенный, что Аустерлицкое сражение будет проиграно, главнокомандующий всячески старается избежать его, чтобы не погубить армию, даже осмеливается напомнить государю, что они “не на Царицыном лугу”, но к его мнению не прислушиваются… Трудно описать его отчаяние,
А через несколько часов другой полководец, Наполеон, появляется на Працекской горе, усеянной трупами. “Маленьким, ничтожным человеком” предстает он здесь перед раненым князем Андреем. Наполеон, по мнению Толстого, возомнил себя божеством, гением, который вправе вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель. Незабываема сцена переправы через Вилию польского уланского полка, когда сотни уланов, бросившись вплавь через реку, “несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека”, который даже не смотрел на то, что они делали.
Кутузов – полководец совершенно другого, противоположного типа. Его мысли и чувства направлены на спасение родины, но не любой ценой: он делает все, что возможно, для сохранения жизни солдат, которых любит, ценит, о которых заботится. Приказав оставить Москву, он был уверен, что “потеря Москвы не есть потеря России”, и жизнь подтвердила его правоту. “Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, – пишет Толстой, – лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его”.
Писатель не скрывает старости, тучности, физической слабости Кутузова. Сила его в том, что он умеет понимать “неизбежный ход событий”; понимать, что исход сражения решает не он, главнокомандующий, а солдаты, “та неуловимая сила, называемая духом войска”, которую он стремится поддерживать.
Кутузов предельно естествен, в нем нет искусственности, позерства, фальши. Он никогда не заботится о впечатлении, которое производит, и не выносит неестественности в других.
Противоположен ему Наполеон, самолюбивый властолюбец и позер, для которого “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Примечательны два эпизода: перед Бородинским сражением, когда Бонапарт актерствует перед портретом сына, и на Поклонной горе, где император Франции ожидает делегацию с ключами от Москвы, высокопарно размышляя о своем величии и славе.
Показывая двух главнокомандующих, Толстой не прибегает к прямому противопоставлению, предоставляя такую возможность читателю. Мы не всегда можем согласиться с толстовскими оценками Наполеона и его деятельности, но, без сомнения, те нравственные начала, которыми руководствуется в жизни император Франции, нам представляются бесчеловечными. Может, Толстой и несправедлив, когда пишет о Наполеоне, что “он был подобен ребенку, который, держась за веревочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит”.
Но писателю веришь, потому что очень хочется, чтобы, люди были мудры, человечны и справедливы, как Кутузов, чтобы не было в них наполеоновской самовлюбленности, его эгоцентризма и фальши.
Мне кажется, не надо спорить с Толстым о роли личности в истории – просто надо жить по законам добра и правды. Именно этому учил своих читателей Л. Н. Толстой, противопоставляя в “Войне и мире” Кутузова и Наполеона.
Related posts:
Кутузов и Наполеон. Смысл их противопоставления
Полководец Кутузов представлен олицетворением народной мысли. Его назначение на эту высокую должность, по словам Толстого, произошло
«против воли государя и по воле народа».
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
С первых страниц романа мы замечаем, что Толстой рисует его образ с любовью. Многогранность и сложность образа Кутузова, его любовь и близость к солдатам, простоту в обращении с людьми Толстой раскрывает с помощью его речи. Она изобилует чисто русской формой обращения: «голубчик», «голубушка», «дружок», — поговорками.
С солдатами он разговаривает, как с людьми своего уровня, просто и бесцеремонно. По-иному звучит речь Кутузова в его официальных отношениях со светскими кругами русских и иностранцев. Здесь преобладает официальный язык, который изобилует непонятными, ненужными словами.
Кутузов, будучи хорошим психологом, общается с людьми так, как те сами привыкли разговаривать, чтобы они лучше понимали его, чтобы сказанные им слова западали к ним в душу.
Характер полководца также проявляется в описании его внешнего вида, мимики. «Умная, добрая и вместе с тем тонко насмешливая улыбка Кутузова» раскрывает его тонкую проницательность, человечность и отеческую любовь к солдатам.
Кутузов — человек умудренный жизненным опытом. Не понимает, как и все солдаты, за что воюет в войне 1805 года. По его словам, эта война не нужна России, значит, у нее не будет благополучного конца. Но выиграть войну 1812 года — было делом чести, его долгом, ведь от ее исхода зависела судьба всего русского народа.
Примечательно, что Кутузов не осознает значимости собственной личности, а предоставив народу вести войну, оставляет за собой лишь необходимость направлять «народную психику». Он считает, что есть нечто сильнее и значимее его воли, месте в истории — неизбежный ход событий. Он умеет видеть эти события, понимать их значение.
В отдельных картинах романа образ Кутузова отличается неправдоподобностью, философичностью и верой в судьбу. Но чаще всего мы видим живого и эмоционального героя.
Именно таким мы видим Кутузова после кампании 1812 года.
— проговорил Кутузов взволнованным, дрожащим голосом. Ясно представив положение, в котором находилась Россия.
— грозит он французам.
Мы видим, как переживает Кутузов проигрыш под Аустерлицем, что говорит о его сплоченности с народом, о его душевном переживании, верности долгу и армии.
Руководствуясь своим опытом, мудростью в военных делах он выбирает для битвы именно Бородинское поле: это удобная позиция для России. Кутузов опытный стратег, понимает народ как нельзя лучше. Для него народ — главная решающая сила войны.
Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Он опытный стратег, как и Кутузов. Но на этом их сходства заканчиваются. У них разные цели, разные пути их достижения. Они совершенно разные, как в плане характеров, так и в других чертах.
Наполеон — единственный образ в эпопее, обрисованный с использованием сатирических художественных средств. Мы видим, что сатирические нотки появляются в романе только в тех местах, где всплывает образ Наполеона. Мы видим эгоистичного, честолюбивого, бездушного, самодовольного человека. Он не знает границ в самообожании, дерзости преступлений и лжи. Он может сыграть «приступ» великой нежности в любую минуту.
Мы это видим, когда он смотрит на портрет сына: даже его улыбка не сочетается с грубыми чертами лица. В нем все лживо. И это придает его образу комичности. В отличие от Кутузова, считающего себя просто человеком, но человеком не мудрым, но и не глупым, Наполеон думает, что его слова всегда преисполнены мудрости.
«Да, наше тело — машина для жизни, и только»,
Бонапарт эгоистичен и самовлюблен, по словам Толстого,
«только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, неимело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только для его воли»
Такое ощущение, что в жизни он руководствовался законом: «Пришел, увидел, победил». Все шло по плану, но Россия разрушила все его надежды на его царствование во всем мире. Вместе с крахом его гнусной мечты на завоевание России, мы видим, что терпит крушение и его личность: вначале он служил примером для романтиков, не нашедших смысл в жизни. А стал — «букашкой».
С самого начала повествования мы можем почувствовать, что образ Наполеона противен и самому Толстому. Он изображает его комически, а в момент поражения мы видим не полководца, а жалкого человечишку.
Эпитеты «круглый живот», «жирные ляжки» коротких ног Наполеона являются художественными средством сознательного занижения образа героя. Это падение подтверждается эпизодом переправы через Неман, когда он равнодушно наблюдает за тонущими польскими уланами. Потерпев поражение, он бросает свою армию и сам, как трусливый кролик, бежит прочь.
Этот человек «не мог потыкать ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде», а значит — не был истинно великим. Согласно теории Толстого: великий человек не может быть жестоким, а он еще в начале своего пути без сожаления расстрелял тысячи людей. По Толстому:
«нет величия там, где нет простоты добра и правды».
Так за что же воюют Наполеон и Кутузов?
Наполеон — за личную славу, за удовлетворение имперских амбиций и эгоистического тщеславия.
Кутузов — за освобождение Родины, за сохранение достоинства своего народа и чувства самоуважения.
Толстой ярко выраженным пренебрежением к Наполеону, указывает на неприемлемость бонапартизма. Что еще сильней выделяет важную роль Кутузова в спасении народа от захватчиков. В Кутузове воплощены народные мудрость и чувства, которые он носил в себе «во всей чистоте и силе их».
В чём нравственный и философский смысл противопоставления Наполеона и Кутузова в романе? по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)
Итак, русский полководец. Автор рисует его «простым и обыкновенным» человеком, но, несмотря на это, можно заметить ряд человеческих качеств, которые определяют любовь и уважение народа к личности главнокомандующего.
Как «отец» проявляет он доброту и сострадание к «войску» на поле боя, неважно кто ты – француз или русский, ведь «тоже и они люди». Для него жизни солдат всегда стояли выше какого-то «клочка земли», оттого при виде бессмысленных смертей у Кутузова тотчас «дрожат слёзы». Также нельзя не отметить веру в Бога как одну из характерных черт нашего военного деятеля. Вспомните, перед началом Бородинского сражения: весь генералитет, а далее пехота, ополченцы, следуя примеру главнокомандующего, «кланялись в землю» Смоленской иконе. Так, он оказывается един с обществом и является частью народного духа.
Другое дело – французский император – беспощадный и «наглый убийца» с «безумием самообожания». Поле битвы для него – не место кровопролития, не место гибели людей, а «игра». Более всего интересует этого человека собственное величие, до солдат нет никакого дела. Толстой в дополнение образа описывает Бонапарта не в самом приятном свете: «пухлая шея», «белые ручки», «толстые плечи», что говорит нам о его изнеженности и избалованности. Тем самым, между Наполеоном и другими военными устанавливается граница: я божество, поэтому всё должно склоняться передо мной, и его подчиненные оказываются предоставленными воле судьбы.
Таким образом, Толстой считает, что французы проиграли не по слабости армии, а из-за непрочных духовных связей, построенных исключительно на ложных идеалах. В то время как Россия «народностью» одержала победу.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем смысл противопоставления образов кутузова и наполеона
Итак, русский полководец. Автор рисует его «простым и обыкновенным» человеком, но, несмотря на это, можно заметить ряд человеческих качеств, которые определяют любовь и уважение народа к личности главнокомандующего.
Как «отец» проявляет он доброту и сострадание к «войску» на поле боя, неважно кто ты – француз или русский, ведь «тоже и они люди». Для него жизни солдат всегда стояли выше какого-то «клочка земли», оттого при виде бессмысленных смертей у Кутузова тотчас «дрожат слёзы». Также нельзя не отметить веру в Бога как одну из характерных черт нашего военного деятеля. Вспомните, перед началом Бородинского сражения: весь генералитет, а далее пехота, ополченцы, следуя примеру главнокомандующего, «кланялись в землю» Смоленской иконе. Так, он оказывается един с обществом и является частью народного духа.
Другое дело – французский император – беспощадный и «наглый убийца» с «безумием самообожания». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Поле битвы для него – не место кровопролития, не место гибели людей, а «игра». Более всего интересует этого человека собственное величие, до солдат нет никакого дела. Толстой в дополнение образа описывает Бонапарта не в самом приятном свете: «пухлая шея», «белые ручки», «толстые плечи», что говорит нам о его изнеженности и избалованности. Тем самым, между Наполеоном и другими военными устанавливается граница: я божество, поэтому всё должно склоняться передо мной, и его подчиненные оказываются предоставленными воле судьбы.
Таким образом, Толстой считает, что французы проиграли не по слабости армии, а из-за непрочных духовных связей, построенных исключительно на ложных идеалах. В то время как Россия «народностью» одержала победу.