в чем разница между стихом и стихотворением
Разница между стихом и стихотворением
Поэзия – особый мир, в котором даже тихое слово звучит с такой силой, что способно всколыхнуть глубины человеческой души, потрясти, заставить сопереживать лирическому герою. Поэт – творец в высшем смысле этого слова, и стихи, которые рождаются благодаря его таланту, – вершина мастерства, равного божественному началу. Стихотворение – это не просто рифмованные строчки, а процесс создания гармонии звука, поэтического образа и душевных вибраций.
Но в филологии отношение к поэтическому слову лишено эмоциональной окраски. Стихосложение – раздел литературоведения, изучающий теорию стиха и жанровые особенности стихотворных текстов. В этом плане стих и стихотворение – понятия разные, хотя и имеющие общую языковую природу.
Определение
Стих в терминологическом значении – ритмически упорядоченный фрагмент поэтической речи, составляющий одну строку стихотворного текста с регулярно чередующимися ударными и безударными слогами, от количества которых зависит стихотворный размер.
Стихотворение – небольшое поэтическое произведение, написанное стихами, структурно объединяющее ритмически организованные строфы с фиксированным на определенных слогах ударением.
Сравнение
В строгом научном определении этих понятий отсутствует поэтическая многомерность и неоднозначность. Стих, с точки зрения литературоведов, – строка стихотворного текста, организованная по определенному ритмическому образцу. Чередование ударных и безударных слогов обуславливает членение стихотворной строки на стопы. Количество слогов в стопе и фиксация ударения на одном из них определяют размер стиха. Например, к двусложным размерам относятся хорей и ямб, к трехсложным – дактиль, амфибрахий и анапест.
Стихотворение состоит их строф, каждая из которых может включать от двух до четырнадцати строк, или стихов. В некоторых случаях деления на строфы может не быть.
Стихотворением принято называть любое лирическое произведение малых поэтических жанров: элегию, сонет, канцону, хокку.
Однако в общеупотребительной речи отличия в значениях стих и стихотворение практически отсутствуют. Эти слова используются как близкие синонимы, не имеющие выраженных смысловых и стилистических ограничений в речевом использовании. Равноправными считаются формулировки: сборник стихов и сборник стихотворений; стихи Мандельштама и стихотворения Мандельштама; выучить стих и выучить стихотворение. Разумеется, что в таких вариантах словоупотребления значение слова стих как стихотворная строка вытесняется значением стихотворное произведение.
В более узком значении принято употреблять слово стих для обозначения способа стихосложения: белый стих, античный стих, пушкинский стих.
Разница между стихотворением и рассказом
Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.
Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак – в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.
Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты – строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.
Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив – один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.
Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.
При пересказе все это утрачивает значение.
Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.
Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.
Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.
Разница между поэмой и стихотворением
В мире поэзии действуют строгий порядок, которому подчинены процессы формирования стихотворных жанров, правила стихосложения, нормы стиля, закономерности ритмической организации строфы. Этот порядок предписывает деление поэтических произведений по жанровым признакам на эпические, лирические и лиро-эпические. Чтобы разобраться в тонкостях отличий стихотворения и поэмы, следует определить их жанровую принадлежность, от которой зависит и форма, и содержание, и выбор специфических средств художественной выразительности.
Стихотворение – это небольшое по объему поэтическое произведение с ритмически упорядоченным чередованием ударных и безударных слогов, которых в стихотворной строке может быть от четырех до одиннадцати. Содержание стихотворения отражает чувственное, эмоционально окрашенное восприятие окружающего мира и связано с образом лирического героя или авторским видением происходящего.
Стихотворения традиционно относят к лирическим литературным жанрам, однако многообразие стихотворных форм требует уточнения, какой именно жанровой разновидности соответствует конкретное произведение.
Элегия, пастораль, сонет обращены к внутреннему миру лирического героя, созерцательны, могут иметь глубокий философский подтекст, поэтому их принадлежность к лирическому стихотворному жанру не вызывает сомнений. Ода, баллада, сага имеют определенный сюжет, в них присутствует герой, душевные переживания которого связаны со значительными для него событиями: можно утверждать, что эти произведения относятся к лиро-эпическому жанру.
Поэма как жанр также может иметь лиро-эпическую основу. Это крупное стихотворное произведение, концептуально ориентированное на историческую достоверность содержания, с многоплановой сюжетно-повествовательной организацией и четко обозначенным конфликтом.
Основные жанровые разновидности поэмы — от героической до лирико-драматической и сатирической – имеют свою историю. В античной культуре они представляли эпическое полотно с широким охватом грандиозных исторических событий. Примером могут служить древнегреческие «Илиада» и «Одиссея».
В эпоху Возрождения поэма приобретает лирическое звучание, хотя ее основой по-прежнему остаются общезначимые темы. Это ярко отражено в «Божественной комедии» Данте.
С утверждением романтических идеалов поэма зазвучала как лирическая исповедь героя, стремящегося постичь сущность бытия и найти свое место в сложном, противоречивом мире. В творчестве Дж. Байрона, Г. Гейне, А. Пушкина, М. Лермонтова философская направленность и обобщенная символика романтических поэм становятся знаком времени.
От стихотворения поэма отличается не только широтой тематики и масштабностью изображения. Это монументальный жанр, произведения которого отличаются сложной структурой, объединяющей лирические отступления, пасторальные зарисовки, сатирическую остроту и глубину проникновения во внутренний мир героя.
Неудачный выбор слов в поэзии
Эта статья написана в продолжение статей сборника Ликбеза «Все о лексике» как размышление об особенностях лексики лирических произведений.
Все конкурсы Ликбеза и, в частности, последние тематические конкурсы с отбором «Про погоду», «Пейзаж» и «70 лет после Победы» предполагали рассмотрение ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, написанных в тех или иных поэтических жанрах.
Нет, не значит. Лексика стихотворения зависит от жанра, в котором написано произведение. Рассмотрим пример:
Все сомнительные с точки зрения литературного языка обороты речи: «Все оно и тож, как ни крути», «проси, что хошь», «Нужен прынц», «мне не в лом» и т.п. здесь ПРИНАДЛЕЖАТ НЕ АВТОРУ, А ЕГО ПЕРСОНАЖУ, хотя и не стоят в знаках прямой речи. Они создают образ персонажа ИРОНИЧЕСКОГО стихотворения, поэтому и уместны. Никому и в голову не придёт, что автор стихов малограмотен.
Совсем другие требования к языку стихов, написанных от авторского лица, для лексики произведений, поданных НА ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС ПОЭЗИИ.
В этой статье я хочу собрать типичные и наиболее часто встречающиеся ошибки употребления слов (или их записи), которые убивают поэзию и не дают права конкурсному произведению на номинацию. Перечислю слова, которые портят вид наших стихов чаще всего и больше всего. Список их не полон, но я надеюсь с вашей помощью дополнить его новыми примерами.
1. СТИХ (в значении «стихотворение»)
Дай мне, Боже, силу чувств святых,
чтоб маме вновь принёс я чистый СТИХ.
Всё на месте, всё, как надо:
Солнце, тень, в тени прохлада –
Неземная благодать.
Улыбнёшься тихо лету…
Жаль, меня с тобою НЕТУ,
Настоящему под стать.
……………………
3. НАВЕРНО (вместо «наверное»)
Слово «наверно», как вводное слово, абсолютно допустимо в русском языке, но если у автора есть время и желание поработать над своими стихами, поверьте: вариант «наверное» будет звучать в них гораздо лучше!
И сколько радости таит
Мешок на старческой фигурке.
Ещё не скоро предстоит
Работать грузчиком снегурке,
Когда и деда, и мешок,
Взвалив на плечи как обычно,
Чтоб не вводить детишек в шок,
Домой в АВТО доставит лично.
………………..
Так метет, – следов своих не видно.
Что поделать, зимняя погода.
Опустив окно в АВТО, я выдал:
«С новым годом, люди, с новым годом!»
…………………
Город снегом схвачен и окован.
Леденеют ставенки на окнах.
Вся Европа встала от такого,
А мы ПРЕМ НА ТАЧКАХ, как на лодках
5. ФОТО или ФОТКА (вместо «фотокарточка»)
В манто на ФОТО – датская принцесса.
Свежо сейчас в Мадриде королю.
В Париже льет. Но он не стоит мессы.
………………..
6. МЕЖДОМЕТИЯ УХ, ЭХ, АЖ, УЖ, ВОТ, АХ, НУ…
Задумчиво открыто окно на небосвод.
Сегодня что-то мне совсем не спится.
Чуток фантазии к пейзажу я добавлю. НУ И ВОТ,
Вновь купол небосвода закружится.
Хвостом качая и цепляя горизонт,
Плывёт по морю звёзд Медведица Большая.
И вспышки сполохов бегут на север. ВОТ
Такая ВОТ игра у звёзд. А я решаю…
………
Берёзы словно в забытьи – оторопели…
Так и не сброшена листва, НУ не успели!
………………
Беспечные и стойкие деревья
Пытаются подняться от земли.
И кажется: достанут УЖ до неба.
Иначе ведь зачем стремиться ввысь?
………………..
Совсем не рады здесь ему,
Ложится неуклюже.
НУ, как признаться самому,
Что он УЖЕ не нужен?
Весна УЖЕ несёт тепло,
Снег превратится в лужи
…………………..
Любовь-вновь-кровь
Розы-слезы-морозы-грозы
Печаль-вуаль
Вечность-бесконечность
Чудеса-небеса
И т.д.
Не употребляйте или употребляйте крайне редко и очень продуманно, ибо в современных лирических стихах всегда выглядят дешевой заплаткой ритма, следующие слова:
7. ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА вместо русских
Как вещают нам с экрана
умные мужи,
в ШОПАХ вся еда – отрава,
сокращает жизнь.
……
Картошку бросим очень осторожно,
Чтоб не забрызгать ФЭЙС свой кипятком,
Что булькает? Лавровый листик можно,
Штук пять горошин перца, а потом,
……
Ещё б немного хрена и томата,
Но грошей не хватило, СЕЛЯВИ!
.
Смирившись с ролью пилигрима,
Тебя ищу я наяву,
А сон неясно и незримо
Готовит к ТОЧКЕ РАНДЕВУ
………………..
Вот если б вы объединились,
И в новом качестве явились.
Ну, кто такую гадость съест?
Глядишь, и выжили б! THE BEST!
8. РАЗГОВОРНЫЙ СЛЕНГ
У вечного огня горячий спор-
До ссоры доведёт. ЭМОЦИЙ КУЧА!
Среди ребят не праздный разговор,
О том, чей прадед БЫЛ на фронте КРУЧЕ.
…………………..
И пока опять решают, чей ты,
зло с добром, МУХЛЮЯ на весах,
на деревьях новые ячейки
открывает матрица-весна.
………………
Чтоб поэзия взлетела,
До божественных высот,
И СТРАНА ВСЯ ОБАЛДЕЛА,
ШИРОКО РАЗИНУВ РОТ.
То был Божий промысел, Божьи Пути,
Чтоб Веру Великую в сердце найти
Мог каждый. И к этому нужно придти!
И будет она за собою вести.
И в схватке неистовой люди сошлись.
Не насмерть сошлись, а за Веру, за Жизнь!
В той схватке неистовой, в час роковой,
Над Волгой явился лик женский, Святой!
…………………………….
Дороже было всяческих наград,
С достоинством нести Святое Знамя,
Родной Страны, не посрамил солдат,
Почтим же память, дань мы отдавая!
Его минутою молчанья.
Если вспомню еще примеры, превращающие хорошо задуманную поэзию в недоработанные или «домашние» стихи, непременно добавлю ниже.
Надеюсь, что мои советы вам пригодятся.
С уважением, Алкора.
О поэзии и стихосложении
1. Не станет никогда поэтом стихоплёт.
2. Не внемля голосу тщеславия пустого,
Проверьте ваш талант и трезво и сурово.
3. Стихи, где мысли есть, но звуки ухо ранят,
Ни слушать, ни читать у нас никто не станет.
4. Когда во Франции из тьмы Парнас возник,
Царил там произвол неудержим и дик,
Цезуру обойдя, стремились слов потоки.
Поэзией звались рифмованные строки.
Не прямое ли это напоминание о том, что следует, всё-таки, стихи («рифмованные строки») и поэзию различать? И ведь всё до наивности просто и давно известно. Только всегда ли мы этим советам следуем?
Стихосложению учатся, а поэтами рождаются, потому далеко не в каждом стихотворении есть то, отчего хочется плакать, смеяться, ликовать или тосковать, то, что называется настоящей поэзией. Стихи настоящего большого поэта отличают следующие основные признаки:
-точный сжатый стих;
— богатейшая звукопись;
— ритм, точно соответствующий содержанию;
— прекрасные аллитерации;
— образность речи.
Ещё 150 лет назад М. Ю. Лермонтов писал о роли и назначении поэта и поэзии «Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается над тем, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям».
И ещё:
Великим хочешь быть, – умей сжиматься
Всё мастерство – в самоограниченье.
Михаил Юрьевич всегда стремился сам следовать этому правилу «самоограничения». Очень характерно в этом отношении его стихотворение к А.О. Смирновой.
В первоначальном варианте оно выглядело так:
В простосердечии невежды
Короче знать я вас желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Стесняем робостию детской,
Нет, не впишу я ничего
В альбоме жизни вашей светской,
Ни даже имя своего.
Моё враньё так неискусно,
Что им тревожить вас грешно.
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
Лермонтов прекрасно понимал, что стихотворение не до конца доработано, что в нём есть детали, которые следует убрать. После небольшой «чистки» получилось
прекрасное стихотворение:
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать! Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано.
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
Я сам собою жил доныне
Свободно мчалась песнь моя,
Как птица дикая в пустыне,
Как вдаль по озеру ладья.
Но уже в юности поэта одолевали сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.
Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?
Песня в течение короткого времени разлетелась по всей стране. В чём же заключался секрет огромной популярности этой явно не поэзии? Всё очень просто. Автор уловил настроение советских граждан в эпоху «оттепели» и сумел точно выразить их чувства. В слова песни он вложил огромную энергетическую силу, которая нашла отклик в сердцах миллионов людей.
Или взять, всем известное, «В лесу родилась ёлочка». В стихах нет ни красивых образов, ни великолепных сравнений и метафор. И, тем не менее, 200 миллионов человек знают слова этой немудрёной песенки, поют её. Почему? Да потому что энергетика, вложенная автором в текст этого стихотворения, оказалась близкой миллионам людей, настроение автора вошло в резонанс с настроением миллионов читателей.
О придании поэтического звучания стиху никто не сказал лучше Ахматовой:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
«Нет, я не Байрон, я другой
Ещё не ведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране. «
И ведь каждая строчка стихов великого поэта оказалась пророческой.
В своём стихотворении «Евреям» М. Цветаева пишет: