в чем различие понятий среда обитания и среда жизни
Рефераты — Тары-Бары
Готовые работы по разным предметам для техникумов и колледжей
Среда обитания и среды жизни: сходство и различия
Экология — это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.
Общепризнанным определением среды является определение Николая Павловича Наумова: СРЕДА — все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение.
Интуитивно мы понимаем под «средой» все то, что окружает организм и так или иначе на него влияет. Влияния среды на организм — и есть экологические факторы. Иными словами, среда жизни характеризуется определенным набором экологических факторов.
На Земле существует огромное разнообразие условий сред жизни, что обеспечивает разнообразие экологических ниш и их «заселение». Однако, не смотря на это разнообразие, различают четыре качественно различные среды жизни, обладающие специфическим набором экологических факторов, а следовательно — требующих и специфического набора адаптаций. Вот эти среды жизни:
наземно-воздушная (суша);
водная;
почва;
другие организмы.
Водная среда жизни. По мнению большинства авторов, изучающих возникновение жизни на Земле, эволюционно первичной средой жизни была именно водная среда. Этому положению мы находим немало косвенных подтверждений. Прежде всего, большинство организмов не способны к активной жизнедеятельности без поступления воды в организм или, по крайней мере, без сохранения определенного содержания жидкости внутри организма. Внутренняя среда организма, в которой происходят основные физиологические процессы, очевидно, по-прежнему сохраняет черты той среды, в которой происходила эволюция первых организмов. Так, содержание солей в крови человека (поддерживаемое на относительно постоянном уровне) близко к таковому в океанической воде. Свойства водной океанической среды во многом определили химико-физическую эволюцию всех форм жизни.
Наземно-воздушная среда жизни. Наземно-воздушная среда характеризуется огромным разнообразием условий существования, экологических ниш и заселяющих их организмов. Надо отметить, что организмы играют первостепенную роль в формировании условий наземно-воздушной среды жизни, и прежде всего — газового состава атмосферы. Практически весь кислород земной атмосферы имеет биогенное происхождение. Основными особенностями наземно-воздушной среды является большая амплитуда изменения экологических факторов.
Почва как среда жизни Почва является результатом деятельности живых организмов. Заселявшие наземно-воздушную среду организмы приводили к возникновению почвы как уникальной среды обитания. Почва представляет собой сложную систему, включающую твердую фазу (минеральные частицы), жидкую фазу (почвенная влага) и газообразную фазу. Соотношение этих трех фаз и определяет особенности почвы как среды жизни. Важной особенностью почвы является наличие определенного количества органического вещества.
Организм как среда обитания Живой организм может также служить средой обитания — для паразитов и симбионтов. Например, человеческий организм является средой обитания для огромного числа различных симбионтов (прежде всего, нормальной микрофлоры кишечника), а не редко — и паразитов (разнообразных плоских и круглых червей, простейших).
Среда обитания (экологическая ниша) — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Среда обитания (экологическая ниша), …
Представления о наличии взаимосвязи живых существ между собой и со средой их обитания существовали в биологии уже давно. В зоологических и ботанических работах издавна помимо описания строения животных и растений рассказывалось об условиях их существования.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутри организма. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами.
Среда обитания человека по сравнению со средой обитания других живых существ — очень сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных факторов, причем этот набор в разных местах резко различается.
У человека имеется 3 среды обитания: 1) природная; 2) социальная; 3) техногенная. Критерий качества среды обитания человека — состояние его здоровья.
В отличие от всех других существ человек имеет двойственный характер с точки зрения экологии: с одной стороны, человек является объектом различных факторов среды (солнечный свет, другие существа), с другой — человек сам является экологическим (антропогенным) фактором.
Все условия живой и неживой природы, которые окружают организм и прямо или косвенно влияют на его состояние, развитие, выживание, размножение входят в понятие среды обитания организма.
Если происхождение природных явлений не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, то мы имеем дело со средой абиотической, т.е. неживой.
В противном случае, когда силы и явления природы обязаны своим происхождением жизнедеятельности организмов, среда обитания носит название биотической — это живая среда обитания.
§ 9. Понятие о среде жизни. Водная среда жизни
1. Ключевые вопросы.
1. Дайте определение понятия «среда жизни». Чем это понятие отличается от понятия «среда обитания»? Какие среды жизни можно выделить на планете Земля?
Среда жизни — часть природы с особым комплексом факторов, для существования в которой у разных систематических групп организмов сформировались сходные адаптации. А среда обитания — это часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует в течение своей жизни.
На планете Земля можно выделить следующие среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную, живой организм.
2. До какой глубины могут быть распространены фотосинтезирующие организмы в морях и океанах? Почему?
Фотосинтезирующие организмы могут быть распространены до глубины 200 метров. Потому что на большей глубине фотосинтезирующим организмам не хватает света для фотосинтеза, поскольку свет поглощается толщей воды.
3. Назовите состав пигментов у водорослей, обитающих на разной глубине морей и океанов. Чем обусловлено различие состава?
Водоросли, обитающие в мелких пресных водоемах и на морском мелководье, в составе содержат зеленый, оранжевый и желтый пигменты. На глубине 40-100 м водоросли содержат зелёный, бурый и желтый пигменты. На глубине до 200 м у водорослей содержаться зелёный, красный и синий пигменты.
Различие состава пигментов обусловлено интенсивностью света на различных глубинах. Например, красный и синий пигменты на большой глубине улавливают даже незначительный свет. А зеленый, оранжевый и желтый пигменты улавливают только достаточно интенсивный свет, который не проникает на большие глубины.
2. Сложные вопросы.
1. Укажите источники кислорода и углекислого газа в воде. Содержание какого из газов является лимитирующим фактором и почему?
Источником кислорода являются водные растения, которые выделяют его в результате фотосинтеза. Источником углекислого газа являются водные организмы и органические остатки. Организмы вырабатывают углекислый газ при дыхании, а органические остатки — при разложении.
Лимитирующим фактором является содержание кислорода, поскольку в воде его содержание в 20-30 раз меньше, чем в воздухе. И чем глубже, тем кислорода меньше.
2. Назовите причины зимних и летних заморов рыб. Предложите план мероприятий, позволяющих их предотвращать.
Причиной зимних заморов является обледенение поверхности воды, когда появляется дифицит кислорода. Причина летних заморов заключается в высокой температуре воды, из-за чего уменьшается растворимость кислорода и увеличивается его поглощение донными отложениями. Также причиной заморов может быть повышение концентрации токсичных газов, образующихся при разложении отмерших организмов.
Для предотвращения зимних заморов нужно следить за содержанием кислорода в воде после становления льда и до его таяния. При снижении концентрации кислорода нужно обустраивать проруби и майны, проводить расчистку ледового поля от снега. Для предотвращения летнего замора следует зищищать водоём от сброса в него органических и других веществ, поглощающих кислород из воды.
Среда обитания и среда жизни: сходства и различия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области “Каменск-Уральский педагогический колледж” Среда обитания и среды жизни: сходства и различия Учебный проект Каменск-Уральский 2019
Исполнитель Говорухина Анастасия Владимировна Смёрдова Елизавета Викторовна Глухих Дарья Александровна Михеева Татьяна Евгеньевна Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании группа 16 Руководитель Вислобокова Марина Владимировна
Актуальность Данная тема мало изучена
Данная тема мало изучена. Человек, желая немного увеличить численность одного вида, может не учесть различий сред жизни, что может привести к катастрофическому увеличению численности вида или истреблению другого.
Гипотеза исследования Зная сходства и различия среды обитания и среды жизни, возможно избежать исчезновение видов
Зная сходства и различия среды обитания и среды жизни, возможно избежать исчезновение видов.
Цель исследования Изучение сходства и различия среды обитания и среды жизни
Изучение сходства и различия среды обитания и среды жизни.
Задачи учебного исследования Раскрыть понятия «среда обитания» и «среда жизни»
Задачи учебного исследования
Раскрыть понятия «среда обитания» и «среда жизни».
Выявить сходства и различия.
Разработать таблицу «Сходства и различия среды обитания и среды жизни определённого вида».
Использованные источники Климат
Содержание учебного исследования
Содержание учебного исследования
Введение
1. Понятие о среде обитания и среде жизни
2. Сходства и различия среды обитания и среды жизни
3. Таблица «Сходства и различия среды обитания и среды жизни определённого вида»
Заключение
Список использованных источников
Понятия о среде обитания и среде жизни
1. Понятия о среде обитания и среде жизни
Презентация В чем различие понятий «среда жизни», «среда обитания», «среда» и «местообитание»?
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Виктория Тарасенко, 334 гр.
В чем различие понятий «среда жизни», «среда обитания», «среда» и «местообитание»?
Описание слайда:
Среда жизни
По определению Н. П. Наумова (1963), среда – «все, что окружает организмы и прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение».
Описание слайда:
Среда обитания (экологическая ниша) —
совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Описание слайда:
Различают 4 среды жизни :
наземно-водушная (суша)
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
СРЕДА
Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов.
Описание слайда:
Местообитание
Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человека.
Местообитание – это территория или акватория, занимаемая популяцией (видом), с комплексом присущих ей экологических факторов. Местообитание вида является компонентом его экологической ниши.
Описание слайда:
Вывод:
Все эти понятия ничем не отличаются друг от друга.
Одна и та же среда может быть очень разнообразной. В жизненных средах имеются различные местообитания (биотопы). Своеобразие условий той или иной среды жизни обусловило многообразие живых организмов. При этом все среды жизни и сами постоянно претерпевают существенные изменения от жизнедеятельности организмов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация к проекту «Бургер – представитель повседневного фастфуда»
Положение о конкурсе «Операция Гриб!»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Лепка Тема: «Муравей». (в рамках проекта «Таинственный мир насекомых»).
Экологическая игра «Борьба за чистую Землю или что делать с мусором ».
Экологические мероприятия в библиотеке методика проведения
«Привлечение семьи к волонтерской деятельности»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5359900 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Среда обитания и среды жизни: сходства и различия
Глава 1. Понятие о среде обитания и среды жизни
Почва как среда жизни обладает своеобразными биологическими особенностями, поскольку тесно связана с жизнедеятельностью организмов. Почвенные организмы по степени связи со средой обитания разделяются на три основные группы:
геобионты- постоянные обитатели почвы, весь цикл их развития протекает в почве (дождевые черви);
По размерам и степени подвижности почвенные обитатели делятся на группы:
Верхние слои почвы содержат массу корней растений. В процессе роста, отмирания и разложения они разрыхляют почву, создавая определенную структуру, а вместе с тем и условия для жизни других организмов. Количество организмов в почве огромно, однако в связи со сглаженностью экологических условий все они отличаются «выравненностью группового состава», кроме того, для них характерна повторяемость в различных климатических зонах.
Глава 2. Факторы среды обитания
Все условия живой и неживой природы, которые окружают организм и прямо или косвенно влияют на его состояние, развитие, выживание, размножение входят в понятие среды обитания организма
Огромное значение среди абиотических (физических) факторов среды отводится климату. Климат определяется многими показателями, важнейшие из которых: свет, температура и влажность. Кроме того, во многих местообитаниях организмы сильно зависят от кислотности и солёности среды обитания, от влияния воздушных и водных течений, от содержания кислорода в среде и др.
В свою очередь жизнедеятельность организмов оказывает влияние на физическую среду. Организмы постоянно изменяют физическую и химическую природу веществ, отдавая в среду новые соединения и источники энергии. Так, состав морской воды и донных илов в значительной мере определяется активностью морских организмов.
Таким образом, ясно, что сообщества организмов и их среда обитания развиваются как единое целое.
Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию.
обитание животное почвенный жизнь
Глава 3. Среды жизни
.1 Водная среда жизни
По мнению большинства авторов, изучающих возникновение жизни на Земле, эволюционно первичной средой жизни была именно водная среда. Этому положению мы находим не мало косвенных подтверждений. Прежде всего, большинство организмов не способны к активной жизнедеятельности без поступления воды в организм или, по крайней мере, без сохранения определенного содержания жидкости внутри организма. Внутренняя среда организма, в которой происходят основные физиологические процессы, очевидно, по-прежнему сохраняет черты той среды, в которой происходила эволюция первых организмов.
Пожалуй, главной отличительной особенностью водной среды является ее плотность и вязкость. Плотность воды примерно в 1000 раз выше плотности воздуха. Поэтому водные организмы (особенно, активно движущиеся) сталкиваются с большой силой гидродинамического сопротивления. Эволюция многих групп водных животных по этой причине шла в направлении формирования формы тела и типов движения, снижающих лобовое сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.
Высокая плотность воды является также причиной того, что механические колебания (вибрации) хорошо распространяются в водной среде. Это имело важное значение в эволюции органов чувств, ориентации в пространстве и коммуникации между водными обитателями. В связи с высокой плотностью водной среды ее обитатели лишены обязательной связи с субстратом, которая характерна для наземных форм и связана с силами гравитации. Поэтому есть целая группа водных организмов (как растений, так и животных), существующих без обязательной связи с дном или другим субстратом, «парящих» в водной толще.
.2 Наземно-воздушная среда жизни
Основными особенностями наземно-воздушной среды является большая амплитуда изменения экологических факторов, неоднородность среды, действие сил земного тяготения, низкая плотность воздуха. Высокое содержание кислорода в атмосфере (около 21%) определяет возможность формирования высокого (энергетического) уровня обмена веществ.
Атмосферный воздух отличается низкой и изменчивой влажностью. Это обстоятельство во многом ограничивало возможности освоения наземно-воздушной среды.
Почва является результатом деятельности живых организмов. Заселявшие наземно-воздушную среду организмы приводили к возникновению почвы как уникальной среды обитания. Почва представляет собой сложную систему, включающую твердую фазу (минеральные частицы), жидкую фазу (почвенная влага) и газообразную фазу. Соотношение этих трех фаз и определяет особенности почвы как среды жизни.
Важной особенностьюпочвы является также наличие определенного количества органического вещества. Оно образуется в результате отмирания организмов и входит в состав их выделений.
.4 Организменная среда
Паразиты, питающиеся телом хозяина и обитающие на его поверхности, носят название эктопаразитов. Это блохи, вши, клещи, различные виды тлей. Паразиты, живущие во внутренних тканях, полостях и клетках хозяина, носят название эндопаразитов. Это различные вирусы, бактерии, гельминты и др.
При выходе из хозяина во внешнюю среду у паразитов развиваются защитные приспособления, позволяющие им пережить этот критический период. Яйца их покрываются многослойными оболочками, многие образуют цисты, ряд личинок нематод впадает в анабиоз.
Пути проникновения паразитов в организм хозяина многообразны.
В заключении хотел бы сказать, что среда обитания это то, что окружает организм и влияет (прямо или косвенно) на его жизнедеятельность (состояние, развитие, выживание и размножение), носит название «среда обитания». Это природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.
Если происхождение природных явлений не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, то мы имеем дело со средой абиотической, т.е. неживой.
Экология, к сожалению только ухудшается. Множество фабрик, заводов, промышленных производств, пренебрегая фильтрами, выбрасывают в атмосферу и биосферу колоссальное количество вредных частиц и реагентов.
Наша планета под угрозой. Бесчисленная вырубка лесов, слив канализационных вод в водоёмы, уменьшение запасов пресной воды, повышение(понижение) уровня морей и океанов…Этот список можно продолжать бесконечно.
Организмам тяжело приспосабливаться к постоянным переменам температуры, влажности, климата, рельефа. Исчезают многие виды, повысилась частота мутаций.
Мы должны заботиться о своей планете и об её обитателях.
Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где указан автор или источник. При полном или частичном цитировании всех материалов активная гиперссылка на Всероссийский Экологический портал (ecoportal.su) обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов новостных и других материалов, публикуемых на сайте. Сайт, для обеспечения работоспособности, использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с их использованием.
Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик, опубликованный в разделе контакты.