в чем различие глобуса и карты полушарий
Урок окружающего мира «Глобус и карта. Их сходство и отличие»
Урок окружающего мира (А.А. Вахрушев – 2 класс)
Тема урока: «Глобус и карта. Их сходство и отличие».
/Брагина Я.М., МАОУ «Гимназия № 34» г. Ульяновска/
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
Познакомить учащихся с особенностями глобуса и карты полушарий и их сходствами и отличиями.
Максимум: к концу второго класса учащиеся должны различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приёмами чтения карты. Понятие: Западное и Восточное полушария.
Минимакс: находить экватор на карте и глобусе и знать, что это такое. Понятие «экватор».
Оборудование: глобус и карта полушарий – демонстрационные и индивидуальные (в паре), развёртка глобуса, разрезанная и аккуратно снятая кожура апельсина у каждого ученика.
— развивать монологическую речь уч-ся, умение строить высказывание, отвечать на поставленный вопрос;
— развивать творческое воображение, мышление, память;
— развивать познавательные способности уч-ся;
— развивать умение адекватно оценивать свою деятельность на уроке;
— создать условия для развития у учеников ключевых компетенций: информационной, коммуникативной;
— формировать умение взаимодействовать друг с другом – работа в паре;
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый прогнозирование собственной деятельности.
/Психологическая установка на урок/
— Ребята, какое сегодня чудесное утро! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы – мне и друг другу, а теперь улыбнитесь гостям! Я желаю вам успеха.
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Помогаем мы друг дружке.
Ни минутки не теряем!
— C какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (с планом и различными картами)
— Что главное для себя запомнили?
Сходство плана и карты: (появляется на экране)
уменьшенное, обозначен масштаб;
имеют условные обозначения;
обозначены направления на стороны света.
на картах не обозначаются дома;
на картах обозначаются реки, озёра, города;
план подробнее карты.
— Посмотрите на схематичный план урока, как будет строиться наш урок?
— Прочтите тему урока: Глобус и карта.
— Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем найти ответ? Что выяснить? – после предположений детей открываю главный вопрос на доске (В чём сходство и различие глобуса и карты?)
— Что вы уже знаете о глобусе и карте? (глобус – шар, карта – плоское
изображение Земли; глобус – модель земли, на нём, как и на карте, есть меридианы, параллели и экватор, обозначены направления на стороны света: север, юг, запад, восток).
— Посмотрите, какие бывают глобусы (презентация).
(Ученица читает стихотворение «Глобус»)
Словно в руки дали
Чтоб цвели там вишни,
А потом очистила б
Чтоб жила в них рыба,
Чтоб не стало войн,
И вместе с болезнями
— А сейчас вы попробуете самостоятельно открыть новые знания. Откройте учебник на с.128-129 (карту полушарий) и поставьте перед собой глобус. Перед вами задача – сравнить глобус и карту по внешним параметрам. Что заметили? (глобус – целый, а карта состоит из двух частей, у глобуса видна ось вращения, а на карте её нет).
— Чем они похожи и в чём их отличие? Давайте, попробуем, опираясь на уже имеющиеся знания, сформулировать ответ на этот вопрос.
Сходство: по ходу ответов на экране появляются таблички.
уменьшенное изображение земной поверхности;
это изображения сверху;
глобус – объёмная фигура;
глобус изображает всю Землю, а карта может изображать и её часть;
на карте изображение искажается (а в этом знании вы убедитесь опытным путём в практической работе)
— Давайте внимательно рассмотрим горизонтальные линии на глобусе. Как они называются? Что вы можете сказать об их длине, о том, откуда они начинаются? Есть ли среди них особенные линии?
— Ребята, послушайте, как объясняет значение этого слова Василий Ливанов в сказке «Самый, самый, самый…» устами маленького львёнка:
«Знаете ли вы, что такое экватор? Он стягивает земной шар, как обруч стягивает бочку. Он всё равно, что тоненький-претоненький пояс вокруг толстого-претолстого живота. Он мокнет в солёной воде трёх великих океанов. Он прячется в болотистых лесах Южной Америки и сохнет на жарком солнце в самой середине Африки. И если кто-нибудь захочет узнать, где он начинается и где кончается, тот ничего не добьётся. У экватора нет ни начала, ни конца. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, но всё-таки он есть. Он существует с тех самых пор, как его придумали люди…»
— На какие части делит глобус экватор? (на Южное и Северное полушария)
— Закройте их руками.
— Назовите материки, которые пересекает экватор, океаны.
— А можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете?
(Нет, на самом деле таких линий нет – они воображаемые.)
— Теперь исследуйте вертикальные линии. Как они называются? – меридианы.
— Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются?
(Меридианы одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого).
— Какой материк пересекают все меридианы? Какой океан? (Антарктиду, Северный Ледовитый)
— Есть ли среди них особенные? – один из меридианов более тёмного цвета.
— Это нулевой меридиан или Гринвичский, он делит земную поверхность на две части: Западное и Восточное полушария.
— Закройте руками Западное и Восточное полушария.
— Какие материки пересекает нулевой меридиан?
— Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? – не видна, это воображаемая линия, вокруг которой вращается наша планета.
Физминутка – релаксация (под спокойную музыку).
— А сейчас вы попробуете сделать собственное «открытие» знаний. Работать будете в парах. Давайте вспомним правила работы в группе, в паре.
1. Помоги товарищу, если ему трудно.
2. Помоги так, чтобы товарищ учился сам преодолевать трудности.
3. Взялся помогать – не подведи, доведи дело до конца.
4. Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.
5. Помогая одному – думай об успехе всего коллектива!
— Рассмотрите в учебнике на с. 84-85 различные способы, с помощью которых можно глобус превратить в карту. Расскажите друг другу об этих способах, используя в качестве модели снятую кожуру апельсина.
— Можно ли получить из апельсиновых корок плоское изображение, не растягивая их? Можно ли создать карту всего земного шара без искажений?
— Так чем же ещё карта отличается от глобуса? – на ней изображение искажается сильнее.
— Оцените свою работу в Листах достижений, учитывая степень своего участия.
Давайте вспомним критерии оценки своей деятельности:
а) работа в парах по карточкам
(сначала один задаёт вопросы другому, затем наоборот, если сомневаются в ответах – можно развернуть карточку и ознакомиться с правильным ответом)
— Оцените свою работу в Листах достижений.
б) динамические пары
(ещё раз закрепляются и обобщаются полученные знания, терминология)
— Оцените свою работу, для этого посчитайте свои жетоны: если вы ответили на все вопросы и набрали 7-6 жетонов – это « + », 5-4 – « ? », меньше 4 – « — »
— Кто сможет дать ответ на главный вопрос?
— Что нового для себя открыли?
— За что можете себя похвалить?
— Как думаете, пригодятся ли вам полученные знания? Где?
VI . Домашнее задание: с.84-88, высокий уровень – с.89, задания в тетради с.27-28.
Плод – если урок для вас прошёл плодотворно и вы довольны своей работой;
Цветок – вы хорошо выполняли задания, но слегка затруднялись;
Бабочку – если вы испытывали трудности при выполнении заданий.
— Я благодарю вас за работу! Сдайте, пожалуйста, карточки и Листы достижений. Наш урок закончен.
В чем разница между глобусом и картой?
Глобус — трехмерная уменьшенная модель Земли. Он имеет такую же форму, как сама планета, ось вращения у него так же, как и у Земли, наклонена.
На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, глобус дает нам уменьшенную картину нашей планеты с минимальными искажениями.
Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус немецкого ученого и мореплавателя Мартина Бехайма, созданный им в 1492 г.
В отличие от глобуса, карта показывает расположение географических объектов на листе бумаги, причем он может быть разного размера. Конечно же, карты более удобно носить с собой и пользоваться в поездках. Однако они немного искажают очертания географических объектов. Это происходит потому, что наша Земля шарообразная и ее поверхность нельзя изобразить на плоскости, не растянув некоторые части.
Географическая карта — изображение земной поверхности, содержащее градусную сетку с условными знаками на плоскости. Это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположение на ней объектов.
Географические карты бывают различными. Например, карты, на которых изображены природные объекты (горы, моря, равнины, материки), называют физическими; карты, на которых показаны страны, их границы, столицы, — политическими. В зависимости от масштаба выделяют крупномасштабные и мелкомасштабные карты.
Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.
Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса
С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.
Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.
Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.
2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с физической и политической картами.
На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.
3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.
Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.
При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.
4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.
Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.
Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.
Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.
На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.
5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса
Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.
Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.
Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.
6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.
Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.
Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.
7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
Рассказ о географических картах для 4 класса
Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.
Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.
В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.
Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.
Проверь себя
1. Что изучает география?
География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.
2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.
3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.
Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.
Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.
4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.
Карты бывают физические и политические.
Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: география, географ.
География – наука о земной поверхности
Географ – учёный, занимающийся географией
2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса
Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.
Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.
Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.
Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.
Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.
3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.
Самая высокая гора — Эверест. Её высота 8848 метров.
Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина 1642 метра.
Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 371 тысяча квадратных километров.
Самая длинная река — Амазонка. Её длина 6900 километров.
Самый большой остров — Гренландия. Его площадь более 2 миллионов квадратных километров.
Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса
Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.
Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.
Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.
Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.
Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.
Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.
Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.
Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.
Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.
Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса
Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.
Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.
Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.
Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.
Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.
На следующем уроке
Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?
Настоящее – это то, что происходит здесь и сейчас.
Прошлое – это то, что уже случилось.
Будущее – это то, что только произойдёт.
Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.
Разница между глобусом и картой
Глобус и карта – это главные символы географической науки, напоминающие нам о заманчивых путешествиях в дальние страны. Несмотря на то, что оба указанных объекта изображают земную поверхность, между ними существует целый ряд принципиальных отличий.
Определение
Глобус – это объемная модель Земли.
Карта – это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.
Сравнение
Глобус – это самая точная модель Земли. Он появился в 1942 году благодаря немцу Мартину Бехайму, работавшему в Географическом институте. На первой модели отсутствовала половина материков и островов, существующих на Земле, но именно она стала предтечей эпохи Великих географических открытий. На современном глобусе изображены все находящиеся на планете материки и океаны. Традиционно глобусы выпускают двух видов – общегеографические и политические.
Глобус
Карта появилась в III столетии до нашей эры. Некто Эратосфен, позже названный «отцом географии», изобразил известные на то время части Европы, Азии и Африки, а также начертал на своей карте зачатки градусной сетки.
Именно гладкая поверхность глобуса подчеркивает: относительные высоты на Земле намного уступают ее горизонтальным расстояниям. Особенностью данного предмета является то, что градусная сетка, форма меридианов-параллелей, конфигурация географических объектов, их линейные и территориальные размеры соответствуют действительным, то есть изображены без искажений. Естественно, учитывается и масштаб.
Из-за того что глобус соответствует принципам равновеликости, равнопромежуточности и равноугольности, он является незаменимым прибором в космонавтике, морской и воздушной навигации.
Поскольку карта презентует земную поверхность, изображенную на плоскости, все предметы, их конфигурация, площади и расстояния на ней поддаются искажению. Поэтому, в зависимости от предназначения карты, выбирается проекция – цилиндрическая, коническая или азимутальная, которая максимально уменьшает искажения.
Все объекты на карте изображаются с помощью условных знаков: значковых, линейных, линий движения, изолиний, способом ареалов и послойного раскрашивания, что облегчает картографирование и улучшает степень восприятия информации ее потребителем.
Карты делятся по уровню уменьшения земной поверхности – крупно-, средне- и мелкомасштабные, по предназначению, по содержанию и по площади освещаемой территории.
Карты более удобны в использовании, чем глобусы.
Что такое глобус и чем он отличается от карты?
Глобусом называют трёхмерную модель Земли, Луны, любой другой планеты и даже небесной сферы. Слово «глобус» произошло от латинского globus, что означает «шар».
Глобус Земли удобен тем, что даёт общее представление о взаиморасположении океанов, морей, материков, островов, гор — всех видимых на поверхности Земли элементов. Но он не является точной моделью нашей планеты.
В результате геодезических исследований установлено, что форма Земли сложнее и неправильнее, чем просто шар, и не схожа ни с одной известной объёмной геометрической фигурой. Ей даже дали особенное название — геоид. Неправильность формы выражается прежде всего в разнице длин большой и малой полуосей Земли, которая равна примерно 22 км.
Справка. Большой полуосью называют расстояние от экватора до центра Земли (6 378 245 м), малой — от полюса до центра (6 356 863 м).
Почему тогда глобус — круглый? Дело в масштабе. Разница между полуосями в крошечной модели планеты составляет десятые доли миллиметра, потому была бы незаметна и в том случае, когда бы соблюдалась в производстве глобусов. На самом маленьком глобусе, выпущенном в России, объекты уменьшены в 83 000 000 раз!
Чем глобус отличается от карты и почему нужны обе модели, плоская и объёмная:
– глобус всегда мелкого масштаба — он показывает только большие объекты: океаны, материки, большие острова — и их сорасположение, а карта может иметь довольно крупный масштаб и давать подробное представление о местности;
– глобус не имеет искажений в расположении и площади объектов — на карте ввиду её плоской (двумерной) формы искажения неизбежны;
– чтобы измерить расстояние на глобусе, необходимо применять специальную гибкую линейку, зато все длины определяются довольно точно (в пределах погрешности масштаба);
– глобус наглядно показывает, как происходит смена дня и ночи, часовых поясов, а более сложная модель из двух глобусов — Земли и Солнца (или просто лампы) демонстрирует, как проходит смена времён года;
– карта более удобна практически, но полную картину Земли можно получить, используя глобус и карту в паре.
Из истории глобуса
Казалось бы, глобус должен возникнуть после того, как мир признал, что Земля — шар. Так и случилась, но только… в II веке до нашей эры. Тогда древнегреческий учёный Кратет Малльский создал первый глобус, опираясь на доказательства греческих учёных III века до нашей эры.
Вот когда впервые была провозглашена и доказана идея шарообразности Земли. А Эратосфен Киренский (276-194 до н.э.) смог даже рассчитать радиус нашей планеты и получил результат 6 311 км, сделав ошибку всего в 1 %!
В 1267 году в Пекине (тогда — в Ханбалыке) бухарский астроном Джамаль ад-Дин дарит хану Хубилаю астролябию и глобус.
До наших дней сохранился один из старейших европейских глобусов — «Земное яблоко», созданный в 1492 – 1494 годах в Нюрнберге немецким географом и навигатором Мартином Бехаймом. На его южном полюсе сделана надпись о дате создания и заказчике — городском совете. Основой для глобуса послужила карта, которую Бехайм купил в Португалии.
«Земное яблоко» — это шар из металла диаметром 507 мм. На нём ещё нет обеих Америк, но есть Европа, большие части Африки и Азии, хотя и в несколько искажённом виде. Глобус не имеет указаний широты и долготы, но имеет экватор, меридианы.
Первый известный современным жителям глобус с изображением Северной Америки был вырезан на страусином яйце в 1504 году, а приблизительно в 1507 году на глобусе Ленокса появилась и Южная Америка.
Петербург может гордиться тем, что там в XVIII веке появился первый глобус-планетарий — Готторпский. Создавали его в Германии, в Хестеберге в 1651 – 1664 годах, а в 1713 году епископ Кристиан Август подарил глобус-планетарий Петру Первому. Перевозили подарок морем 3 года, установили в Кунсткамере, а в 1747 году глобус горел… Осталась только дверь. В 1748 – 1752 годах его восстановили.
Это шар, диаметром превышающий 3 м, снаружи представляет собой огромный глобус со всеми привычными изображениями, а внутри на его стенках изображена карта звёздного неба. Внутрь помещаются 12 человек, глобус вращается — и люди наблюдают, как движутся светила.