в чем проявляется синтетический характер театрального искусства
Bookitut.ru
Театр — искусство синтетическое. Актер — носитель специфики театра
В самой тесной связи с коллективным началом в театральном искусстве находится другая специфическая особенность театра — его синтетическая природа. Театр — синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. К ним принадлежат литература, живопись, архитектура, музыка, вокальное искусство, искусство танца и т. д.
Но в числе этих искусств находится одно такое, которое принадлежит только театру. Это — искусство актера. Актер неотделим от театра, и театр неотделим от актера. Вот почему мы и можем сказать, что актер — носитель специфики театра.
Синтез искусств в театре — их органическое соединение в спектакле — возможен только в том случае, если каждое из этих искусств будет выполнять определенную театральную функцию. При выполнении этой театральной функции произведение любого из искусств приобретает новое для него, театральное качество. Ибо театральная живопись не то же самое, что просто живопись, театральная музыка не то же самое, что просто музыка, и т. д. Только актерское искусство театрально по своей природе. Разумеется, значение пьесы для спектакля несоизмеримо, например, со значением декорации. Декорация призвана выполнять вспомогательную роль, тогда как пьеса — это идейно-художественная первооснова будущего спектакля. И все же пьеса — не то же самое, что роман, повесть или поэма, хотя бы и написанная в форме диалога.
В чем же наиболее существенное (в интересующем нас смысле) отличие пьесы от поэмы, декорации от картины, сценической конструкции от архитектурной постройки?
Поэма, картина имеют самостоятельное значение. Поэт, живописец обращаются непосредственно к читателю или зрителю. Автор пьесы как произведения литературы тоже может обратиться к своему читателю непосредственно, но только вне театра. В театре же и драматург, и режиссер, и декоратор, и музыкант говорят со зрителем через актера или в связи с актером.
В самом деле, разве звучащее со сцены слово драматурга, которое актер не наполнил жизнью, не сделал своим словом, воспринимается как живое? Может ли формально выполненное указание режиссера или предложенная режиссером, но не пережитая актером мизансцена оказаться убедительной для зрителя? Конечно, нет.
А как обстоит дело с декоративным оформлением и музыкой?
Представьте себе, что начинается спектакль. Раскрывается занавес, и, хотя на сцене нет ни одного актера, зрительный зал бурно аплодирует великолепной декорации, созданной художником. Но вот выходят действующие лица, возникает диалог. И по мере того, как развертывается действие, внутри нас постепенно нарастает глухое раздражение против декорации, которой вы только что восхищались. Вы чувствуете, что она отвлекает от сценического действия, мешает воспринимать актерскую игру. Вы начинаете понимать, что между декорацией и актерской игрой есть какой-то внутренний конфликт: либо актеры ведут себя не так, как нужно себя вести в условиях, связанных с данной декорацией, либо декорация неправильно характеризует место действия. Одно с другим не согласуется, нет синтеза искусств, без которого нет театра.
Бывает, что публика, восторженно встретившая ту или иную декорацию в начале акта, бранит ее, когда действие кончилось. Это означает, что публика положительно оценила работу художника безотносительно к данному спектаклю, как произведение искусства живописи, но не приняла ее как театральную декорацию, как элемент спектакля. То есть декорация не выполнила своей театральной функции. Чтобы выполнить ее, декорация должна отразиться в актерской игре, в поведении действующих лиц. Если художник повесит в глубине сцены великолепный задник, изображающий море, а актеры будут вести себя так, будто они находятся в комнате, а не на морском берегу, задник останется мертвым.
Любая часть декорации, любой предмет, помещенный на сцене, но не оживленный выраженным через действие отношением к нему актера, остается мертвым и должен быть удален. Любой звук, прозвучавший по воле режиссера или музыканта, но никак не воспринятый актером и не отразившийся в его сценическом поведении, должен умолкнуть, ибо такой звук не приобрел театрального качества.
Театральное бытие всему, что находится на сцене, сообщает актер.
Все, что создается в театре в расчете на то, чтобы выявить полноту своей жизни через актера, театрально. Все, что претендует на самостоятельное значение, на самодовлеющее бытие, антитеатрально.
Полная самостоятельность произведения или расчет на актера в его интерпретации — вот признак, по которому мы отличаем пьесу от поэмы или повести, декорацию — от картины, сценическую конструкцию — от архитектурного сооружения.
Почему театральное искусство считают синтетическим?
Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.
В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий — либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену — это своего рода «перевод» с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.
Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств. Спектакль — это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.
Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, — это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным).
Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму — в лето, улицу — в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.
ТЕАТР КАК СИНТЕТИЧЕСКИЙ ВИД ИСКУССТВА
Театральное искусство
Театр — искусство синтетическое. Актер — носитель специфики театра
В самой тесной связи с коллективным началом в театральном искусстве находится другая специфическая особенность театра — его синтетическая природа. Театр — синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. К ним принадлежат литература, живопись, архитектура, музыка, вокальное искусство, искусство танца и т. д.
Но в числе этих искусств находится одно такое, которое принадлежит только театру. Это — искусство актера. Актер неотделим от театра, и театр неотделим от актера. Вот почему мы и можем сказать, что актер — носитель специфики театра.
Синтез искусств в театре — их органическое соединение в спектакле — возможен только в том случае, если каждое из этих искусств будет выполнять определенную театральную функцию. При выполнении этой театральной функции произведение любого из искусств приобретает новое для него, театральное качество. Ибо театральная живопись не то же самое, что просто живопись, театральная музыка не то же самое, что просто музыка, и т. д. Только актерское искусство театрально по своей природе. Разумеется, значение пьесы для спектакля несоизмеримо, например, со значением декорации. Декорация призвана выполнять вспомогательную роль, тогда как пьеса — это идейно-художественная первооснова будущего спектакля. И все же пьеса — не то же самое, что роман, повесть или поэма, хотя бы и написанная в форме диалога.
В чем же наиболее существенное (в интересующем нас смысле) отличие пьесы от поэмы, декорации от картины, сценической конструкции от архитектурной постройки?
В самом деле, разве звучащее со сцены слово драматурга, которое актер не наполнил жизнью, не сделал своим словом, воспринимается как живое? Может ли формально выполненное указание режиссера или предложенная режиссером, но не пережитая актером мизансцена оказаться убедительной для зрителя? Конечно, нет.
А как обстоит дело с декоративным оформлением и музыкой?
Представьте себе, что начинается спектакль. Раскрывается занавес, и, хотя на сцене нет ни одного актера, зрительный зал бурно аплодирует великолепной декорации, созданной художником. Но вот выходят действующие лица, возникает диалог. И по мере того, как развертывается действие, внутри нас постепенно нарастает глухое раздражение против декорации, которой вы только что восхищались. Вы чувствуете, что она отвлекает от сценического действия, мешает воспринимать актерскую игру. Вы начинаете понимать, что между декорацией и актерской игрой есть какой-то внутренний конфликт: либо актеры ведут себя не так, как нужно себя вести в условиях, связанных с данной декорацией, либо декорация неправильно характеризует место действия. Одно с другим не согласуется, нет синтеза искусств, без которого нет театра.
Любая часть декорации, любой предмет, помещенный на сцене, но не оживленный выраженным через действие отношением к нему актера, остается мертвым и должен быть удален. Любой звук, прозвучавший по воле режиссера или музыканта, но никак не воспринятый актером и не отразившийся в его сценическом поведении, должен умолкнуть, ибо такой звук не приобрел театрального качества.
Театральное бытие всему, что находится на сцене, сообщает актер.
Все, что создается в театре в расчете на то, чтобы выявить полноту своей жизни через актера, театрально. Все, что претендует на самостоятельное значение, на самодовлеющее бытие, антитеатрально.
Полная самостоятельность произведения или расчет на актера в его интерпретации — вот признак, по которому мы отличаем пьесу от поэмы или повести, декорацию — от картины, сценическую конструкцию — от архитектурного сооружения.
Почему театральное искусство считают синтетическим?
Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.
В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий — либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену — это своего рода «перевод» с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.
Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств. Спектакль — это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.
Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, — это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным).
Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму — в лето, улицу — в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.
ТЕАТР КАК СИНТЕТИЧЕСКИЙ ВИД ИСКУССТВА
Театральное искусство
Потому что там читают текст, но в то же время это визуализуется.
Специфика театрального искусства
Окружающая действительность, события, характеристика персонажей отражаются через систему образов. Единый обр: ный строй спектакля создается гармонией всех его элементов: драматургия, стилистическое и жанровое решение спектакля, акте ское мастерство, организация сценического действия во времени (ритм, темп, настроение, подъем и спад эмоционального напрям ния и т.п.) и пространстве (построение мизансцен, декорации и т.п.).
Основой театрального искусства является драматургия. В основе драматического представления лежит текст (пьеса), результате переноса драматургического текста на сцену литературное слово становится словом сценическим.
Происхождение театра. Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э. (год постановки трагедии афv ского поэта Феспида). В разные исторические периоды театральное искусство выполняло различные функции: магическ обрядовую, проповедническую, пропагандистскую, воспитательно-образовательную, развлекательную, гедонистическую, худой ственно-эстетическую.
Высокое художественное, воспитательное и эстетическое значение театральные представления имели в Древней Грец^ Древнем Рийе.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) искусство сцены оценивалось высоко: оно очищало нравы и поощряло добродетель. В ‘ атре нашли отражение просветительские идеи Дидро, Руссо, Лессинга. Искусство обрело реалистический характер.
ТЕАТР ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XV вв.)
В истории развития европейского театрального искусства эпохи Средневековья выделяют три периода: раннее Средневе ковье (V-XI вв.), зрелое Средневековье (XI1-XIII вв.) и позднее Средневековье (XIV-XV/XVI вв.).
Постановка осуществлялась на средства церкви и контролировалась духовными лицами. Драма продолжала существовать и в более поздние века.
Исполнение мираклей не приурочивалось к какому-либо празднику. Миракли входили в программу школьного театра л европейских духовных учреждениях (академиях, братских школах, коллегиумах), церквях в XV-XVIII вв.
В XV в. с развитием реформационного движения в Европе зарождается театр моралите. Пьесы моралите содержали n раль, нравоучение. Моралите широкое развитие получает в Англии и Франции. Моралите было освобождено от религиозных с жетов и бытовых отвлечений. Моралите обрело стилевое единство и дидактическую направленность.
В моралите актеры выступали как риторы, поясняя свое отношение к определенным явлениям.
Более всего средневековая публика любила мистерию. Время расцвета мистериального театра XIV-XV вв. Мистерия гс подствовала в европейской культуре более 200 лет.
Представления мистерий организовывались не церковью, а городским советом и властями. Авторами мистерий были уч ные-богословы. юристы, врачи. Все мистерии разделяются на три основных цикла: ветхозаветный (начинался с литургичесю драмы «Шествие пророков»); новозаветный (был связан с рождением и воскрешением Иисуса Христа); апостольский (сюжет заимствованные их житий святых).
Организация мистерий. Представления мистерий проходили на городских улицах, площадях. Мистерия начиналась появления автора, который читал пролог и объяснял публике, что предстоит ей увидеть, воздавались хвалебные речи Господу городским властям. Представление длилось целый день, а крупные мистерии исполнялись в течение нескольких дней. С XV представления мистерий становятся платными. Со временем участники мистерий становились профессиональными актерами.
Существовало три способа оформления сценических площадок мистериального театра: 1) система передвижных сценич ских площадок (наиболее распространена в Англии. Испании, Фландрии). Отдельные эпизоды мистерии показывались в фургон; или тележках, открытых со всех сторон. После показа определенного эпизода тележка переезжала на соседнюю площадь, а на место подъезжала новая с актерами, разыгрывающими следующий эпизод. И так все повторялось до тех пор, пока все тележки i проходили через одну площадь; 2) при кольцевом оформлении мистерии использовался принцип древнего амфитеатра. Для это выстраивался огромный помост, на котором сооружались обособленные друг от друга отделения. Зрители стояли вокруг помос прямо на земле. Действие могло происходить сразу в нескольких отделениях; 3) система беседок. Для этого сооружался единь помост по прямой линии, обращенный к зрителю фронтально. Сюжетные сцены выстраивались по отделениям в беседках. Колич ство площадок иногда было более 20. Иногда на беседку вывешивалась пояснительная надпись с указанием места действия.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР (XIV-XVI вв.). Своего величия западноевропейское театральное искусство достигло в эпо Возрождения. Утвердившись в Италии на рубеже XV-XVI вв., создав здесь новую драматургию и заложив основы для формиро! ния профессионального сценического искусства, театр Возрождения пережил «золотой век» в Испании, и затем достиг апогея се его развития в Англии в эпоху Шекспира. Выдающиеся поэты-гуманисты, драматурги Ренессанса открывают в своем творчест новые горизонты в литературных формах, жанрах, средствах художественной выразительности. Утверждаются новая образное сюжеты, герои. Театральное искусство приобретает светский характер.
Комедия дель арте возникла в середине XVI века.
Все маски комедии дель арте могут быть разбиты на 3 группы: