что нужно изучать архитектуру

13 советов начинающим архитекторам от выпускника Архитекторов.рф

Когда молодому архитектору открывать своё бюро? Можно ли стать миллионером в этой сфере? Где интереснее работать — в Москве или в регионах? Strelka Mag посмотрел лекцию архитектора и выпускника программы Архитекторы.рф Никиты Маликова и подготовил на её основе 13 советов для тех, кто только начинает карьеру.

Не делайте ставку на университет. Я считаю образование архитектора одним из основополагающих. Если вы получите такую специализацию, у вас будет большой выбор, куда развиваться дальше. Но если говорить об университетах, то образование архитектора в России везде одинаковое. Не думайте, что там вас научат быть богом своего дела. В вузе вы получите 5–10 процентов от того, что должны знать на самом деле.

Займитесь самообразованием. Главная фишка архитектора — это постоянное самообразование. Например, самая дорогая вещь в моей квартире — книги. За десять лет я потратил на них почти миллион рублей. Мир постоянно меняется: в университете вас учат азам, но дальше — или параллельно с учёбой — вы должны развиваться сами.

Путешествуйте. Архитектор должен много путешествовать. Было время, когда я куда-нибудь ездил каждые выходные. Я прожил так полтора года. Посетил под сотню стран мира и побывал во всех городах России с населением более 300 тысяч человек. Всю зарплату, которую я получал, я скидывал на поездки, чтобы посмотреть, как и что строится в мире.

Не идите в архитектуру ради денег. Многие идут в эту специальность, думая, что станут богатыми. Это миф. Если вы хотите стать богатыми, советую, например, открыть франшизу по продаже шаурмы. Шаурму будут есть всегда, а про архитектуру нельзя сказать того же. Вы навсегда останетесь средним классом. Да, однажды вы сможете купить себе дом, вы сможете содержать семью и жить в комфорте. Но стать миллионером, работая в архитектуре, нельзя.

Не открывайте своё бюро сразу после получения диплома. Я плохо отношусь к молодым архитекторам, которые сразу после вуза открывают своё бюро и начинают рисовать кучу каких-то концепций. Да, вы научились рисовать качественные рендеры и оформлять чертежи. Научились придумывать идею. Но без опыта, без стажировки и без работы на стройках в адских условиях молодой архитектор никогда не научится понимать, что такое узлы, что такое экономика, что такое ограничения, обременения, согласования и так далее.

И не просите большую зарплату. Сейчас есть тренд: многие после окончания вуза думают, что им сразу начнут платить солидные деньги. Мы постоянно объявляем набор архитекторов. Приходит человек: «Я только окончил вуз, вот моё портфолио, я где-то полгода стажировался, хочу получать 150 тысяч». На что мы говорим: «До свидания». Невозможно столько зарабатывать сразу после диплома.

Устройтесь в крупную компанию. Считаю оптимальным путь, когда после вуза ты устраиваешься в крупную компанию и набираешься опыта. Это минимум три-четыре года, а желательно пять.

Наберитесь терпения. Многие уходят из профессии со словами «Почему моя соседка-официантка зарабатывает больше?» Поймите, ставка профессии официанта стабильна. У начинающего архитектора она ниже. Но архитектор растёт, а официант остаётся на месте. Архитектор — это рост, который редко останавливается.

Приготовьтесь, что настоящая карьера начнётся через пять лет. В среднем через пять лет после выпуска из вуза молодой архитектор должен достигнуть звания ведущего архитектора. И это можно назвать началом его карьерного пути. Особо талантливые могут через пять лет получить статус главного архитектора проекта, если у них есть склонность к управлению и решению кризисных ситуаций.

Научитесь переносить стресс. Ещё одна причина, по которой многие уходят из профессии, — это стресс. Архитекторы должны обладать нереальной стрессоустойчивостью и харизмой, чтобы всё пережить. Они должны легко относиться к кризисам, странным и страшным ситуациям. В вашей жизни их будет много. Есть очень попсовая поговорка: проблема — это не обстоятельство, а то, что мы думаем об этом обстоятельстве. Все проблемы находятся в голове, и архитектору нужно научиться жить с ними.

Не бойтесь работать в регионах. Девелоперы в регионах в разы охотнее идут на эксперименты. Если они увидят выгоду в вашем безбашенном решении, то с радостью возьмут его в работу. В Москве это практически невозможно, за исключением единичных топовых проектов. А зарплата хорошего регионального архитектора, у которого за спиной десять лет опыта, легко приравнивается к зарплате московского.

Будьте оптимистами. Есть формула, которую мы вывели на программе Архитекторы.рф: профессионализм и оптимизм. Это то, что вы должны всегда соблюдать в жизни. Можно сказать, что это soft и hard.

Учитесь мечтать. У меня есть хороший друг, Стас Горшунов, он придумал словосочетание Pinterest-архитектура. Это значит, что мы изучаем чужие работы и бессознательно их копируем. Мы разучились мечтать, придумывать что-то невероятное. И одна из главных задач архитекторов будущего — научиться мечтать, не ограничивая себя ничем. Это сложное упражнение, но вы с этим справитесь, если начнёте поглощать работы других мечтателей. Даже научно-фантастические фильмы для начала вполне подойдут. Изучайте работы современных мечтателей или мечтателей тысячелетней давности. Знаете, как я люблю мечтать? Я надеваю наушники и иду пешком. Включаю свою музыку, а в моей голове возникают картинки, как будто что-то происходит в кино. Как будто моя мечта — это фильм, и я смотрю какой-то сценарий. Так я визуализирую свои мечты. Я думал, что я сумасшедший, но недавно познакомился с девелопером, который сказал, что мечтает точно так же. И я понял, что нас уже двое. Может быть, мы найдем ещё кого-то, кто мечтает так же.

Источник

Записки правдивого архитектора: просто о самом главном (Ч.1)

Все нижеизложенное является исключительно частным мнением автора, не имеющим отношения к какому-либо работодателю либо вендору.

«Хмм… правдивого архитектора… А что, такие бывают? – спросите вы и подумаете. — Врет, поди! Сейчас будет нам рассказывать очередную концепцию „бла-бла-бла.2.0“. Знаем, плавали, видали мы „витающих в небесах архитекторов“ и их умозрительные конструкции».
И будете правы: нормальный «пацанский» архитектор — человек очень занятой, и времени писать статьи у него, как правило, нет… Но! Бывает, что настает момент – и желание человека поделиться опытом, рассказать о своих удачах и сложностях миру настолько высоко, что и время находится, и присущий нашему брату-технарю страх публичных высказываний отступает. К тому же коллеги по цеху давно призывали меня начать подобную деятельность.

Стартовать я решила с темы несколько общего характера – ИТ-архитектуры в целом. Почему бы сразу не перейти непосредственно к деталям, которые наиболее занимают читателей технических блогов?
Ответ прост: уж больно много вопросов, трактовок и кривотолков возникают вокруг работы и задач архитекторов. И чтобы двигаться дальше, нужно выстроить некую «общую систему координат» — некую отправную точку.
За время моей работы сложилось некое «видение» происходящего, которым хотелось бы поделиться и обсудить с коллегами.

Что такое архитектура?

Итак, начнем «от печки» — попробуем дать определение этому понятию.
Не только архитекторы, но и древние философы обращали внимание на терминологию в своих беседах с досточтимыми правителями государств: что нужно изучать архитектуру. Смотреть фото что нужно изучать архитектуру. Смотреть картинку что нужно изучать архитектуру. Картинка про что нужно изучать архитектуру. Фото что нужно изучать архитектуру
«Если имя неправильно (не соответствует сущности), то слово противоречит делу, а когда слово противоречит делу, то дело не будет исполнено, а если дело не будет исполнено, то церемонии и музыка не будут процветать, а если церемонии и музыка не будут процветать, то наказания не будут правильны, а когда наказания будут извращены, то народ не будет знать, как ему вести себя. Поэтому для благородного мужа необходимо, чтобы он непременно [мог назвать правильные имена вещей с тем, чтобы] сказанное исполнить и чтобы в словах его не было ничего бесчестного (недобросовестного)»
/Конфуций «Суждения и беседы»/

что нужно изучать архитектуру. Смотреть фото что нужно изучать архитектуру. Смотреть картинку что нужно изучать архитектуру. Картинка про что нужно изучать архитектуру. Фото что нужно изучать архитектуру
И все-таки я не стану приводить все возможные, замечательные по своей полноте, оригинальности и глубоким смыслам, определения термина «архитектура». Да и нет такой задачи — дать идеальное определение (если это вообще возможно). Главное – это понять суть предмета.
А знаете… я вообще не стану приводить определение. По крайней мере, прямо сейчас. Сделаю это позже.
Даже в такой строгой науке, как математика, как говаривал мой педагог из универа, век идеальных определений давно прошел:
«Не помнишь определение из учебника – и не надо. Попробуй пойти от примеров – и таким образом выстроить понятие».

Итак, Архитектура… Да, именно подобные картинки помещаются частенько на титульный лист архитектурной ИТ-концепции и становятся символом («логотипом») архитектурных подразделений крупных компаний.
Конечно, первое, что приходит на ум – это связь с известной всем областью строительства. Архитектура зданий, сооружений, городов – сфера хорошо известная и имеющая давнюю историю.
Справедлива ли аналогия?
Безусловно! Более чем!
Известны целые исследования на эту тему – например, статья Пата Хелланда «Метрополис».

Абсолютно уместной выглядит аналогия: для того, чтобы построение ИТ-систем и комплексов завершалось успешно – нам так же, как и в строительстве, необходимо задумываться и решать этот набор архитектурных вопросов – прежде, чем бросаться «кодить» или «фигачить».
И отталкиваться при этом надо… Правильно – от назначения.

«Вижу цель – не вижу препятствий» или Что такое целевая архитектура?

Есть такая известная во всех крупных компаниях тема – “целевая архитектура”, мифическая и таинственная, почти как любовь: “Все о ней говорят, но мало кто ее видел” /Ларошфуко/
Стало быть, целевая архитектура должна ответить, прежде всего, на вопрос – зачем мы это делаем. Т.е. она обозначает цель, смысл нашей деятельности. И лишь затем мы задумываемся и решаем — каким образом мы будем этого достигать, за счет каких технологий, на каких платформах.

Прежде чем бросаться отвечать на вопрос «как» (делать, внедрять систему, платформу и т.д.) убедитесь, что ответили на вопрос «зачем».

Все просто! И если этого простого (и вроде бы очевидного, не так ли?) шага не сделать, а броситься бегом строить схемы и кодить, кодить, кодить… то есть большой шанс, что этот труд потом улетит в корзину! И в результате посетит и вас, и вашу команду, и ваших заказчиков великая печаль. Задавайте себе этот вопрос не в конце, а вначале своего “забега”.

Как задавать подобные вопросы? Когда и при каких обстоятельствах?
Сформулируем более строго: в рамках каких процессов, кто и когда ставит подобные вопросы, а также кто обязан найти на них ответы, понятные всем участникам.

Четко напрашивается, по крайней мере, один вывод: этими вопросами необходимо озадачиться до точки старта проекта. И даже до момента его инициации. “Но как же так?” – может возникнуть вопрос: “Мы же уже давно привыкли, что вся деятельность ИТ осуществляется в рамках проектов, а в случае гибких методов – в рамках спринтов”.
Вот тут начинается интересное… Послушаем, что говорят на эту тему “ведущие собаководы” ИТ-отрасли — т.е. организации, создающие и распространяющие разного рода стандарты и референсные практики.

Так, OpenGroup на этот счет выпустила недавно концепцию IT4IT. Операционная модель ИТ, которая там представлена, включает в себя набор четырех базовых «цепочек создания ценностей» (VAD). Одна из них – “Strategy to portfolio”, в рамках которого и формируется “портфель проектов”, отталкиваясь от того, что мы хотим видеть (целевое видение) и от ситуации as-is (текущая архитектура). Таким образом, через ИТ-стратегию и портфель проектов выстраивается мостик к нашей желаемой «картинке будущего».

/Самое время спросить себя о том, а как у нас в компании принято формировать «портфель проектов»? Как порождаются проекты? На каком этапе к этому процессу подключают архитекторов? Кто принимает решение о запуске проекта? /

Таким образом, правильным выглядит такой путь:
Сперва целевая архитектура… Точнее, сперва бизнес-стратегия, потом целевая архитектура, которая ее поддерживает, далее — стратегия ИТ, которая отражает переход от текущего состояния к целевой, и, наконец, в соответствие со ИТ-стратегией – формирование портфеля проектов.
Вот почему архитекторы на предприятии так упорно говорят о целевой, о необходимости соответствия проектов ее руслу, о необходимости фиксации отклонений (временных и обходных решений) и т.д. Это их прямая обязанность. Это их работа. И это их ответственность. И для них важно, чтобы разговоры об архитектуре не носили бесконечный характер, а завершались вполне определенным delivery – и определенными (зафиксированными решениями).

Часто ли так происходит?
Да нет, конечно… В нашу стройную систему вмешивается господин Хаос. Точнее люди, которые сами его создают, осознанно или неосознанно. Однако выбирать не приходится – и нам тоже надо как-то существовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах – неопределенности, несогласованности, неразберихи и т.д.
Попробуем разобраться, как все происходит, и что с этим можно сделать.

О целевой архитектуре (как и о любви) можно говорить бесконечно… И поэтому, важно зафиксировать некое видение – получить «картинку будущего». Либо несколько вариантов – несколько «картинок».
Почему важно фиксировать? Казалось бы, очевидный вопрос, но как ни странно, много копьев ломается вокруг этого.
Потому как – целевая архитектура – это наша «опора из будущего». Представьте – какой возникнет хаос в нашем портфеле проектов, если она все время будет меняться?
Кто занимается подобной проработкой и отвечает за качество результата? Конечно, ИТ-архитектор – это его зона творчества, влияния и ответственности. При этом он общается с большим количеством людей, собирает и обрабатывает множество информации, изучает существующие аналоги, что-то пробует. И наконец, предлагает некое целостное решение – архитектурную концепцию. Она и представляется на дальнейшее обсуждение и утверждение как целевая архитектура – сперва в очень общем плане – как концепция или видение.

Когда целевое видение появилось, нужно постараться сделать так, чтобы все влиятельные лица (их принято называть «стейкхолдерами») увидели в ней некую ценность для себя и пришли к согласию относительно нее. Таким образом, критерием останова этого «увлекательного занятия» по обсуждению архитектурных концепций будет сокращение замечаний от принимающих решения людей до некого допустимого минимума.
Как и в любом споре, в процессе архитектурных дебатов людей частенько захлестывают эмоции. Что нам важно? Важно с одной стороны, не упустить какого-либо ценного замечания, возможности или потребности. А с другой стороны – направить процесс в конструктивное русло. Т.е. необходимо все суждения переводить в конкретику. Иными словами, требовать обоснования – как от докладчика, представившего вариант архитектуры на рассмотрение, так и от вопрошающего. Уровень «нравится – не нравится» — не лучший способ выстроить подобный процесс, т.к. он слабо результативен.

Хорошим способом является подход, в процессе которого некое предлагаемое решение «проверяется на устойчивость» — вопросы из серии «что будет если…». Взгляд на 360 вокруг этой темы.

Для упорядочения деятельности по принятию подобных коллегиальных решений в крупных компаниях используют практику «архитектурных комитетов». К участию в них привлекаются люди, которых это в той или иной степени коснется – от бизнеса до ответственных за ИТ-инфраструктуру и сопровождение систем. И концепции проходят утверждение там. Далеко не всегда этот процесс на практике выглядит оптимально и результативно. Но других вариантов пока не придумали.

Есть примеры лучших организационных практик – о том, как выстраивать архитектурные процессы, когда и что выносить на коллегиальные обсуждения на комитетах, как подавать и обрабатывать замечания и т.д. И существуют компании, где подобные процессы воплощены в жизнь. Но даже лучшие референсные практики работать не будут, если у людей нет изначального настроя договориться, а в компании не поддерживается атмосфера взаимного уважения и доверия друг к другу.

Здесь может возникнуть вопрос, что делать, если действительно такого настроя в данный момент не прослеживается? Можно ли его поменять?
Во-первых, необходимо увидеть и осознать проблему, приостановить дискуссию непосредственно по теме встречи, т.к. когда люди «сели на эмоции» уровень аргументации, логических доводов перестает работать.
Второй шаг – постараться увидеть позитивное намерение человека, который возражает, как нам может казаться, весьма странно – например, переводит фокус внимания к другой больной для него теме, уводит в сторону и т.п. И увидеть свою собственную приверженность, если вас это, в свою очередь, начинает раздражать. Если мы вовремя «поймали момент», и страсти еще не накались, успели «нажать на паузу», осознать и мысленно сформулировать это, то нас уже сложнее будет «выцепить на эмоцию» — уже хорошо.
Третий шаг – «возвращаем» человеку его же намерение, но в позитивной формулировке. Таким образом, ему не просто сказали, что «я тебя слышу», а его реально услышали и дали обратную связь. Хорошо бы это также записать и пообещать вернуться к этому важному и острому вопросу позже. И попросить разрешения продолжить встречу.
Острота спадает, конструктивный настрой остается.
Конечно, это не так просто. Легко написать — трудно сделать. Нужен опыт и тренировка в коммуникациях и переговорах. Эта тема весьма обширна, и раскрыть ее здесь не получится, только слегка наметить и создать уверенность, что такие подходы точно есть, они рабочие, и при желании их можно найти, изучить и проработать на практике (лучше с помощью опытного наставника).

Словом, мы приходим к выводам, что архитектурная практика – это фактически часть корпоративной культуры, модель принятия решений, общий стиль существования организации и взаимодействия сотрудников внутри нее.
Иными словами, уровень управления ИТ-архитектурой и стратегией – одна из составляющих уровня зрелости компании в целом, которая показывает ее способность к устойчивости и развитию.

Замечу, что «зрелость» по отношению к компании не определяется ее размером или ее возрастом. Бывают довольно крупные компании, которые не отличаются высоким уровнем зрелости: т.е. не стремятся «понять себя» — свой бизнес, своих сотрудников, свои цели. А стратегические инициативы часто носят формальный характер.
В то время как есть стартапы, в которых люди довольно быстро приходят к выводу, что например, одного классного кодинга (если говорить про ИТ-сферу) не достаточно – необходима некая организующая и направляющая сила.
И тому есть реальный примеры. Недавно моего друга-архитектора пригласили поучаствовать в подобном проекте, в котором уже работают хорошие разработчики, работают с драйвом и интересом, на новых технологиях и т.п. И при этом говорят: «как-то странно выходит – кодим-кодим, но как-то… не понятно, к какому результату мы движемся».

Иными словами, компания может на раннем этапе прийти к достаточно высокому уровню зрелости, что повышает ее шансы быть успешной. А, кроме того, и возможно, даже более важно – повышает уровень удовольствия работать в такой компании.

Сейчас много пишут о том, что банкам грозит конкуренция с ИТ-компаниями. И руководители банков начинают спешно перестраивать практики управления под ИТ – внедряют гибкие методы, покупают ИТ-стартапы и т.д. Но это их не сделает ИТ-компаниями. Почему? Потому что не будут в банках работать люди, которые работают в google или amazon. Это не «их формат». И дело тут не в формальных методах управления разработкой и ведения проектов. Сравните подходы к условиям работы, взаимоотношениям в этих компаниях, способам ведения бизнеса и т.д. В чем разница? Это компании разной культуры, разного «способа жизни». Банк – не ИТ-компания, и никогда ей не будет. (Также как и ИТ-компания никогда не будет банком). Так почему бы банкам… не оставаться банками, исследуя и развивая свои сильные качества? (А они у них, бесспорно, есть, в т.ч. и в ИТ.) Вместо того, чтобы бросаться из крайности – в крайность: то передаем ИТ на аутсорсинг как непрофильную обеспечивающую деятельность, то готовимся к конкуренции с ИТ-компаниями.
И это имеет прямое отношение к вопросу зрелости.
Зрелая компания, какого бы размера, возраста, уровня капитала, географии она не была, к какой бы отрасли она не относилась – знает «себя», видит «свое будущее», понимает свой бизнес, слышит своих сотрудников. И стремится найти и выстроить свой путь развития, а не слепо копирует и примеряет на себя чей-то чужой…
Вспоминая сказку про «Золушку» — как бы ни хотелось выйти замуж за принца, не стоит пытаться отрезать себе пятку, пытаясь влезть в чужую хрустальную туфельку.

У каждой компании свой талант, своя тема. Осознанный подход к развитию архитектуры учитывает специфику компании, задачи, проекта, их уникальность.

Архитектурные стандарты и фреймворки

Теперь настало время обратиться к стандартам. И следуя, заветам мудрого Конфуция, дать ясные определения интересующих нас понятий, чтобы «церемония и музыка» процветали, а «сказанное» было исполнено.

По части ИТ-архитектуры существует несколько детально проработанных стандартов.
Прежде всего, это ISO/IEC 42010: 2007, где можно обнаружить следующее определение:

Архитектура — это фундаментальные концепции или свойства системы, состоящей из элементов, связей между ними и внешним окружением, а также принципы ее разработки и развития.

Почему я стала говорить об определениях в контексте фреймворков? Что означает само по себе понятие «фреймворк»?

Фреймворк определяет методологию решения задачи определенного класса. От слова «метод» — повторяемый подход, применение которого приводит к предсказуемым результатам.

В чем их ценность фреймворков? В том, что однажды найденное, быть может, случайно, удачное решение осознается и применяется далее в подобных ситуациях. При этом фреймворк не диктует решение досконально и полностью, оставляя, так называемые, «точки расширения».

Неслучайно требование «адаптивности» все чаще звучит по отношению и ИТ организации. Порой это приводит к неоправданно завышенным ожиданиям – получить возможность решения совершенно разных задач «из одной коробки». Это не всегда оправданно. Есть более эффективный путь – использовать компонентную архитектуру, не перегружая инструменты и технологии несвойственным и избыточным для них функционалом. Такой вариант гораздо прозрачнее и устойчивее в применении. Но он также требует и затрат – уже не достаточно лишь узкого знания некой одной системы – требуется объединить множество систем, интегрировать в единый ИТ-ландшафт.
И роль ИТ-архитектора, его задача – как раз помочь в этом процессе. Он не принимает решений единолично, он собирает и представляет информацию таким образом, чтобы то было понятно многим людям в компании – от бизнеса до инженеров – т.е. подготавливает почву для принятия коллегиального решения. Это не значит, что он не должен обладать технологическими знаниями – как раз наоборот – практика работы с технологиями – один из ключевых аспектов его деятельности. Но как будет показано далее, далеко не единственный.

Итак, ключевой смысл архитектуры и ключевые задачи архитекторов – это определение состава компонентов, их ответственности и взаимосвязи, отталкиваясь от конкретной прикладной задачи, которую мы решаем.
На мой взгляд, это вполне достойная миссия, требующая различных фокусов внимания и разносторонних компетенций – как технологических и системных, так и коммуникативных и организационных.

Завершая тему с определениями, приведу еще одно, от компании Oracle, которое, как мне показалось, очень хорошо отражает суть и глубину предмета:

Архитектура – метод и организующий принцип, которые согласуют функциональные задачи и стратегии бизнеса с ИТ-стратегией и планом исполнения.

Кто наш заказчик и какие у него могут быть желания, высказанные и невысказанные

Как и у любого исполнителя, решающего поставленную кем-то задачу, у архитектора есть… правильно – тот, кто ее поставил – т.е. Заказчик! Кто может быть таким заказчиком и как может выглядеть «процесс заказа архитектуры» — зависит от принятых в конкретной организации подходов по организации ИТ-процессов и может стать темой для отдельной дискуссии.
Как бы то ни было, у Заказчика есть, прежде всего, некая потребность, которую ему нужно «закрыть». И у него также могут быть свои идеи и свое «видение» на этот счет, которые ему тоже может быть интересно воплотить.

Например, работая в одном банке, я получила такой заказ – «… а также хотелось бы, чтобы архитектура хранилища была такова, чтобы хранилище исполняло как оперативную, так и аналитическую функцию… короче – нужно хранилище real time!»
Это меня немного озадачило, т.к. это довольно нетипичное и трудновыполнимое требование для систем подобного класса, но как говорится, задача поставлена – надо выполнять. В результате возникла концепция, немного отличавшаяся от первоначальной – не “real time”, а “just-in-time” (идея была заимствована от знаменитого принципа организации производства в компании «Тойота» — «точно во время»). Таким образом, изначальное требование было несколько смягчено и более реалистично с точки зрения технического воплощения, а Заказчик при этом остался удовлетворен тем, как было учтено его изначальное «видение».

Таким образом, какой бы формальной и строгой ни выглядела наша сфера деятельности, нам необходимо знать и даже «чувствовать» Заказчика, его желания и потребности, его опасения и даже некий негативный опыт. И нам нужно уметь представить концепцию решения таким образом, чтобы ему захотелось «купить» данный продукт – т.е. чтобы представленная «картинка будущего» в конце концов (быть может после ряда обсуждений и дискуссий) совпала с его ожиданиями – и ему захотелось двигаться, вкладываться в этом направлении.

Необходимо отметить еще одну, на мой взгляд, немаловажную деталь. Помимо требований, высказываемых Заказчиком в явном виде, всегда есть набор «умолчательных» требований — те, что подразумеваются, но в явном виде не говорятся.
Профессионал всегда держит в поле зрения всю свою область, он контролирует ситуацию, он знает больше и глубже об этом, чем его клиент. Иначе клиент бы к нему не обращался. И он должен всегда помнить, что он профессионал, и у него есть ответственность.
Так, вышедший недавно на экраны фильм «Эверест» очень конкретно показывает, к каким трагичным последствиям могут привести ситуации, когда профи слепо следует «хотелкам» клиента.
Здесь всплывает еще один «заезженный» термин – клиентооринтированность.
Да, безусловно, знать, понимать, уважать внутреннего клиента необходимо. Но ответственность за результат всегда несет исполнитель. И более профессионально – отказать клиенту в чем-то, даже пойти на конфликт, нежели позволить случиться событиям, последствия которых могут быть фатальными.
И снова обратимся к области строительства и ремонта, всем знакомой и наглядной. Любой уважающий себя специалист – сантехник или электрик – не станет ни под каким-бы то ни было давлением со стороны клиента реализовывать проект с нарушениями технических норм. И приведет четкие аргументы.
Так почему же в ИТ должно быть иначе? Возможно, последствия будут не так драматичны. Но если мы можем с достаточной уверенностью сказать о рисках – нужно о них сказать. Это будет честно и уважительно по отношению к своему клиенту-заказчику.

Заказчик может себе позволить жить сегодняшним днем, всевозможными «квиквинами», увлекаться то одной супер-инновацией, то другой, быть захваченным тенденциями и модными трендами, которые так умело представляют технические маркетологи на всевозможных конференциях и событиях от вендоров ИТ-индустрии.
Архитектор же, оставаясь профессионалом «с холодным носом» должен уметь смотреть на 3, 5, 10 шагов вперед. И более того – уметь переключать взгляд своего клиента в будущее. Пытаясь прийти к совместному пониманию, к совместной картине реальности, к которой хотелось бы прийти в обозримый период, которой хотелось бы следовать и вкладывать усилия по ее воплощению.

Архитектура – это про будущее…

Именно в этом контексте далее во 2й части статьи я поставлю странный вопрос: «что такое хорошая архитектура?» Впрочем, он не выглядит таким уж странным с учетом всего вышесказанного. Т.к. он акцентирует внимание на неких «скучных» вещах, которые, однако, уберегут нашу систему, нашего клиента от нежелательных сценариев дальнейшего развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *