в чем причина сурового характера и замкнутого образа жизни лесника
Тест по литературе И.С. Тургенев «Бирюк»
2. Что висело на стене в избе лесника?
3. Как звали дочь лесника?
4. Чем хотел угостить лесник барина?
5. Почему у Бирюка нет жены?
6. По какой причине мужик стал рубить дерево?
1. Тема рассказа «Бирюк»:
а) драматическая судьба лесника б) быт лесника
в) борьба между долгом и жалостью к человеку
2. Суровый характер Бирюка и его замкнутый образ жизни объясняются:
а) несправедливым отношением к нему деревенских жителей
б) его недоверчивостью, высокомерие
в) непростой судьбой
3. Бирюк серьезно относится к работе, так как:
а) хочет выбиться в люди б) он видит в этом свой долг
в) работа спасает его от горьких мыслей о своей судьбе
4. Конфликт в рассказе возникает:
а) между автором и Бирюком
б) между Бирюком и мужиком, воровавшим лес
в) между автором и мужиком
Тургенев «Бирюк». Тест
Откуда возвращался рассказчик? (с охоты)
Кто выручил рассказчика, вытащил лошадь? (лесник)
С кем жил лесник? (девочка лет 12 и ребёнок в люльке).
Кто такой бирюк? (в орловской губернии человек одинокий и угрюмый)
Как звали лесника? (Фома Кузьмич)
Как звали его дочь? (Улита)
«Он был высокого росту, плечист и сложен на славу» О ком речь? (Лесник Фома, Бирюк)
Что случилось с женой лесника? (бежала с проезжим мещанином)
За что лесник хотел наказать мужика? (за воровство – дерево срубил)
Что стало с мужиком? (Лесник его отпустил)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-803046
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Характеристика образа Бирюка из рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
В рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» главный герой — лесник по прозвищу Бирюк. Звали его Фома Кузьмич, был он крепостным, охранявшим лес своего барина. Познакомился с ним повествователь рассказа, когда в дождь возвращался с охоты.
Описание портрета Бирюка
Знакомя читателя с героем, автор пишет: «Редко мне случалось видеть такого молодца». Это был высокий, плечистый человек, хорошо сложенный, с мускулистыми руками. Его мужественное лицо имело суровое выражение. Курчавая чёрная борода закрывала лицо до половины. Небольшие карие глаза смело глядели из-под сросшихся широких бровей.
Речевая характеристика
Главный герой рассказа не словоохотлив. Голос у него громкий, звучный. Автор называет его голос «железным». В эпизоде задержания лесником мужика, который срубил дерево, Тургенев пишет: «„Куда? Стой!“ — загремел вдруг железный голос Бирюка».
Семья лесника
Жена Бирюка сбежала с прохожим мещанином, и лесник сейчас живёт в лесной избушке с двумя детьми: совсем маленьким сыном и дочерью.
Дочку Бирюка звали Улита, ей лет 12. Это бедно одетая девочка, с тоненьким голоском, робкая, с печальным личиком. Она сочувствует отцу, помогает ему по хозяйству, нянчит младенца. Детей лесника ждёт нелёгкая судьба: они тоже будут крепостными, без заботы матери младенец может погибнуть.
У Фомы Кузьмича и его детей скудная еда, он ничем, кроме хлеба, не может гостить барина-охотника, нет у него даже чаю. Рассказчик сочувствует леснику и его детям.
Описание избы
Живёт Фома с детьми в лесу. В избе Бирюка 1 комната. У охотника заныло сердце, когда он увидел бедное убранство этого жилища. В середине избы висела на шесте люлька, в ней лежал младенец. На лавке лежало ружьё. Освещалась изба лучиной, которую изредка поправляла рукой Улита, качая люльку с тяжело и часто дышащим ребёнком. Всё в избе указывало на бедность.
Отношение Бирюка к работе
Фома ответственно относится к своей работе. Он говорит охотнику, что «даром господский хлеб есть не приходится». Лесник был крепостным и обязан был сторожить лес своего барина. Он защищает его от незаконной вырубки. В лесу Бирюк чувствует себя как дома, там он не лакей и не раб, а охранник леса.
Отношение крестьян к леснику
Окрестные крестьяне относились к Бирюку с ненавистью и страхом. Он был очень ловок и силён, не давал им утащить и вязанки хвороста, ловил нарушителей, взяток за срубленные деревья не брал.
Фома служит своему делу ревностью, хотя осознаёт, что мужики пытаются украсть деревья из-за нужды. Окрестные крестьяне, не жалея его детей, несколько раз пытались сжить его со свету, но он не давался.
Черты характера
Своё прозвище Фома Кузьмич получил от людей недаром. Слово «бирюк» означает такие черты характера как угрюмость, тягу к одиночеству. У героя рассказа много положительных качеств:
Охотник был свидетелем, как лесник пожалел крестьянина, срубившего дерево. Тот сказал, что решился на это из-за того, что дети у него голодные. Бирюк отпускает пойманного мужика, потому что понял из его слов, что у него жизнь очень тяжёлая.
Вывод
В рассказе «Бирюк» И. С. Тургенев показал образ неподкупного, честного человека, мастера своего дела. Автор относится к героям рассказа с сочувствием, понимая, что в их бедах виноваты крепостное право и бедность.
Образ и характеристика Бирюка — героя рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
Внешность
Фома Кузьмич, по прозвищу Бирюк, — крепостной мужик, служащий лесником в барском лесу. Автор даёт пояснение, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого и угрюмого человека.
Это высокий, плечистый молодец, хорошо сложенный, с мускулистыми руками. Его мужественное и суровое лицо до половины закрывала чёрная курчавая борода. Карие глаза смело глядели из-под широких сросшихся бровей.
Характеристика речи
Лесник не словоохотлив. Голос у него звучный, говорит Фома отрывисто и спокойно. Когда он ловил мужика, срубившего дерево, его «железный» голос загремел, останавливая нарушителя: «Куда? Стой!»
Семья и быт
Живёт Бирюк в лесу, в небольшой избе, состоящей из одной комнаты. Убранство её такое бедное, что у его гостя, барина-охотника, заныло сердце. На стене висел изорванный тулуп, в углу лежала груда тряпок. На середине избы на длинном шесте висела люлька, в ней тяжело и часто дышал маленький сын Фомы. Люльку качала дочка лесника лет 12-ти Улита, робкая девочка с грустным личиком. Жена лесника сбежала с прохожим мещанином.
У Фомы и его детей скудная еда, он не может угостить охотника ничем, кроме хлеба, чаю у него тоже нет. Охотник сказал, что он не голоден. Он сочувствовал леснику и его детям.
Отношение Бирюка к своей службе
Фома ревностно относится к своей работе. Он говорит: «Должность свою справляю, даром господский хлеб есть не приходится». Он крепостной и обязан сторожить барский лес. Бирюк чувствует себя в лесу свободным, в нём он как дома. Он не раб, не лакей при господине, а охранник, защитник леса. В лесу Фома чувствует себя спокойно даже во время грозы.
Отношение окрестных крестьян к Бирюку
Крестьяне ненавидели лесника и боялись как огня, так как он никому из них не давал утащить и вязанки хворосту. Фома очень силён и ловок, от него нарушители не могли скрыться. Взятки за деревья он не берёт. Мужики пытались украсть деревья, чтобы прокормить свои голодающие семьи, но Бирюк не даёт им этого сделать. Уже несколько раз пытались его сжить со свету, не жалея его детей, но он не давался.
Отношение Бирюка к мужику-вору
Хоть Фома добросовестно и честно выполняет свои обязанности, но иногда не может преодолеть свою жалость к беднякам.
Пожалел он и бедного крестьянина, который срубил дерево, потому что его дети голодные. Сначала лесник напоминает ему, что сам тоже человек подневольный, что с него взыщет барин за срубленное дерево. Когда мужик с отчаянья стал ругать его да ещё угрожать, Бирюк изумился, понял, что у этого мужика очень тяжёлая жизнь, и отпустил его.
Вывод
Образ Бирюка — это образ мастера своего дела, честного и неподкупного. У этого человека много положительных черт характера:
Основная мысль рассказа «Бирюк» состоит в том, что внешне суровый человек может быть чутким к чужому несчастью.
Характеристика образа Бирюка, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Совершенствуем свою речь
Познакомьтесь с книгой «И. С. Тургенев в воспоминаниях современников». Подготовьте устный рассказ о жизни писателя, используя статью учебника и материалы биографических словарей «Русские писатели XIX века».
Иван Сергеевич вырос в селе Спасском. Там он познакомился с первым дворовым учителем, который и зажег в нем поэта. Он учился сначала в пансионе, а затем в университетах Москвы и Петербурга. Тургенев занимался переводами. Стал известным после написания “Записок охотника”. Но это произведение позже подверглось цензуре.
Иван Сергеевич был сослан в родное имение на два года. Потом Тургенев переехал за границу. Но даже несмотря на это он писал произведения только на русском языке.
Размышляем о прочитанном
Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу. Какие изобразительные приёмы использует писатель? Сопоставьте описание природы у Гоголя и Тургенева. Расскажите о результатах сравнения.
Тургенев использует следующие изобразительные приемы: эпитеты (лиловая туча), олицетворение (ракиты шевелились и трепетали), градацию (предложение, начинающееся со слов «Сильный ветер внезапно загудел в вышине…»).
Гоголь использует гораздо больше изобразительных приемов: перифразы (девственная пустыня), сравнения (в них, как в лесу; обольстительный, как морские волны; как серебро), метафоры (зелено-золотой океан, синие волны воздуха), диалектизмы (волошки, овражки), риторические восклицания (Черт вас возьми, степи, как вы хороши!), олицетворения (звезды глядели) и т.д.
Сопоставляя описания природы Гоголя и Тургенева, я пришел к выводу, что Гоголь используют гораздо больше средств художественной выразительности.
2. Какая сцена в этом маленьком рассказе может считаться самой важной? Объясните свой выбор. Подготовьте её исполнение в лицах.
Я считаю, что это диалог между лесником и мужиком. Бирюк хоть и суровый по характеру, но имеет большое и доброе сердце.
3. Как относились мужики ближних деревень к Бирюку? Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика и виновен ли мужик? Кто и когда называет героя рассказа Фомой, кто — Фомой Кузьмичом, кто — Бирюком? Как вы объясните это? Как Фома стал «бирюком»? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Почему рассказ назван «Бирюк»?
Местные жители его боялись. Мужик был виновен, так как решил воровать чужую древесину. Бирюк отпустил его, потому что пожалел. Он тоже был беден.
В рассказе Бирюком и Фомой называет героя рассказчик. По имени и отчеству к Бирюку обращается пойманный мужик, в эпизоде его поимки. Автор пишет в примечаниях, что бирюком в Орловской губернии называют человека одинокого и угрюмого. Лесного сторожа так прозвали окрестные мужики за его нелюдимость и суровость. Но эти его качества появились не просто так: его бросила жена с двумя детьми, он живет в крайней нищете и единственный способ выжить — хорошо служить своему хозяину, а значит честно ловить и наказывать воров.
Рассказ получил такое название, чтобы читатель имел представление об образе главного героя.
4. Как, по вашему мнению, автор относится к героям рассказа «Бирюк»?
Я считаю, что автор относится к своим героям с жалостью. Он не винит никого.
Совершенствуем свою речь
1. Опишите (устно) избу лесника. Мы читаем слова охотника: «Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло». Возникло ли у вас такое же чувство при чтении этого текста? Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Так ли вы представляли себе героев?
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печи. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину.
Да, я испытал такое же ощущение.
Рассматривая иллюстрации, я пришел к такому выводу, что именно так я и представлял себе героев рассказа.
2. Обратите внимание, насколько велико число синонимов к слову «сказал» у Тургенева (возразил, повторял, продолжал, заговорил, подхватил, загремел, закричал и т. д.) Подумайте, что достигается этим. Как через синонимы выражается отношение автора к сказанному и сказавшему?
Такое количество синонимов указывает на то, что большая часть рассказа состоит из диалогов. Достигается эмоциональность и динамичность повествования. Авторская оценка и отношение также выражается через подобранный синоним.
3. Подготовьте художественный пересказ текста (описание портрета Бирюка или одного дня жизни лесника — на выбор).
Творческое задание
Известны свидетельства современников писателя о том, что в решении Александра II освободить крестьян «Записки охотника» сыграли большую роль.
Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян.
Покажите на примере рассказа «Бирюк» значение подобного произведения в решении отмены крепостного права в России.
Не только это произведение, но и весь цикл “Записки охотника” рассказывает о бедной и тяжелой жизни крестьян. В своих произведениях Тургенев без прикрас рассказывал о труде и быте крестьян.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
И. С. Тургенев. «Бирюк»
1. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать особое, редкое явление природы — грозу в лесу? Какие чувства гроза заставляет пережить рассказчика, читателя и слушателя? К каким событиям подготовляет читателя и слушателя такое начало рассказа?
Актер менял интонацию, делал логические ударения. Гроза заставляет тревожиться, переживать. Такое начало готовит к неблагоприятной ситуации.
2. Какие чувства и мысли автора передаёт актёр при чтении описания избы лесника?
При чтении описания избы возникает чувство неизбежности, опустошенности. Автор показывает бедность простого народа и окунает читателя полностью в эту гнетущую атмосферу.
3. Как меняются интонации актёра, когда он переходит к описанию внешности лесника?
Интонация становится грубее.
4. Как вы думаете, почему музыка начинает звучать после восклицания рассказчика: «А, ты Бирюк?!»
Потому что дальше идет описание Бирюка и то, как о нем думают другие люди.
5. Как Бирюк разговаривает с барином? Какие черты характера лесника подчёркивает актёр, воспроизводя этот разговор?
Он говорит мало, прерывисто. Это говорит о его нелюдимом характере. Он не привык с кем-то общаться, а тем более с барином.
6. Какие черты характера Бирюка стремится донести до слушателя актёр, читая диалог лесника и крестьянина-вора?
Бирюк показан милосердным, снисходительным.
7. Как реагирует лесник на истошные обвинения и угрозы крестьянина?
Сначала он не хотел его отпускать, а потом смиловался. Бирюк говорил о том, что много еще таких. Реагировал он спокойно, зевал.
8. Какое объяснение неукоснительного исполнения лесником своего долга звучит убедительнее: «Воровать никому не след» или «Я тоже человек подневольный»? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Я считаю, что объяснение «Я тоже человек подневольный» звучит убедительнее, так как в многих произведениях Тургенева поднимается тема крепостничества, бедности и зависимости от барина и государства в целом.
Презентация урока «Образ Бирюка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
помочь осознать тему и идею рассказа И.С.Тургенева «Бирюк», проанализировать рассказ «Бирюк», помочь учащимся через пейзаж, интерьер, портрет, поступки раскрыть образ и понять характер главного героя, выявить уровень знания учащимися текста произведения
Образ Бирюка Роль пейзажа в раскрытии образа Бирюка, образы-символы в рассказе; Имя главного героя; Портрет; Отношение к Бирюку мужиков-крестьян; Отношение Бирюка к работе; Отношение самого Бирюка к мужику-вору; Интерьер избы Бирюка.
Пейзаж в рассказе «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Что такое ПЕЙЗАЖ? Какую роль он играет в произведении? С чего начинается пейзаж в рассказе «Бирюк»? 1. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. 2. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. 3. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.
Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Что такое ПОРТРЕТ? Найдите портрет лесника в рассказе «Бирюк»?
Бирюк ________ и _________ человек, но, так как он крепостной, должен подчиняться ______________ и ____________ относиться к работе и быть жестоким с крестьянами, поэтому мужики-крестьяне его _______________.
Бирюк хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, должен подчиняться барину и добросовестно относиться к работе и быть жестоким с крестьянами, поэтому мужики-крестьяне его ненавидят
Что такое ИНТЕРЬЕР? Какую роль он играет в произведении? Найдите описание интерьера в рассказе «Бирюк»? Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста.
Тема: изображение простого русского народа, крепостных крестьян, оценка их высоких духовных, внутренних и нравственных качеств, Идея: протест против крепостного права
Тема произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в) тяжёлая жизнь русских крепостных людей. 2. Жанр произведения: а) легенда; б) рассказ; в) повесть. 3. Кульминационная сцена произведения — это: а) описание избы лесника; б) рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина. 4. Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется: а) отношением к нему окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать. 5. В отношении автора к Бирюку проявляется: а) сочувствие; б) осуждение; в) безразличие. 6. При описании грозы («. ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует: а) сравнение; б) антитезу; в) олицетворение. 7. Пейзаж в рассказах Тургенева: а) только фон, на котором происходит действие; б) соотносится с душевным состоянием автора и героев; в) противопоставляется этому состоянию.
1 2 3 4 5 6 7 в б в в а в а
Итог урока Внешний вид человека иногда может быть обманчив, часто в жизни за грубым, некрасивым внешним видом может скрываться душевная красота человека, его богатый внутренний мир, то есть ЧЕЛОВЕК КРАСИВ И ПРЕКРАСЕН ВНУТРЕННИМ МИРОМ, ДУХОВНЫМИ КАЧЕСТВАМИ
Домашняя работа Сочинение «В чем истинная красота человека?»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-118839
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.