в чем опасность установления только жестких незыблемых норм
Русский язык и культура речи. Русский язык и культура речи Билецкая Анна. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 2
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Организация продвижения рекламной продукции и продукции средств массовой информации
Форма обучения: заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ _____________________ Русский язык и культура речи __________________
Билецкая А.С. | ||||
Говоря о сущности нормы, следует помнить, что норма не является законом. Закон составляет необходимость, не допускающую никаких отклонений, норма же только предписывает, как должно быть.
Задание № 1. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры
Образования слов – Словообразовательные
Объединения слов в словосочетания и предложения – Синтаксические
Написания слов – Орфографические
Постановки знаков препинания – Пунктуационные
Задание №3. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.
Например: искусство общения с людьми, кроме умения говорить, включает ещё и умение слушать собеседника.
Например: даже неправильная постановка ударения в слове, или использование слов-паразитов может дать понять о неграмотности и некультурности.
Например: культура речи невозможна без слов вежливости. Передать информацию можно и без них, но отношение передадим ими.
Задание №4. Найдите ошибки в следующих высказываниях:
1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средствá. ( орфоэпическая норма)
2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. ( синтаксическая норма)
4. В современных переводах много языковых погрешностей. ( лексическая норма)
5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. ( синтаксическая норма)
6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. ( синтаксическая норма)
7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону… ( синтаксическая норма)
Русский язык и культура речи. Русски язык и культура речи. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1
по теме семинарского занятия № 2
1. Какова основная задача культуры речи?
Задача культуры речи – контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение.
2. Что понимается под кодификацией языка?
3. Что такое языковая норма?
Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора
и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными
в конкретный исторический период.
4. Как вы определите функции языковой нормы?
Языковые нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм – функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, – это функция отражения истории языка.
5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?
6. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры?
Правила | Нормы акцентологические |
постановки ударения | фонетическая |
произношения | фонетическая |
употребления слов | лексическая |
образования слов | морфологическая |
образования грамматических форм слова | морфологическая |
объединения слов в словосочетания и предложения | лексическая |
написания слов постановки знаков препинания | синтаксическая |
7. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки?
2. Общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил;
3. Литературная традиция и авторитет источников;
4. Культурно-эстетическое восприятие или оценка языка и его фактор;
6. Возможность языкового плюрализма – существования нескольких вариантов нормы.
8. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности?
9. Найдите ошибки в следующих высказываниях:
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по теме семинарского занятия № 3
1.Какова основная задача культуры речи?
Задача культуры речи – контролировать эти нормы и прослеживать
их реальное изменение.
2.Что понимается под кодификацией языка?
3. Что такое языковая норма?
Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора
и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными
в конкретный исторический период.
4.Как вы определите функции языковой нормы?
Языковые нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм – функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, – это функция отражения истории языка.
5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?
Известный русский фонетист Р.И. Аванесов вспоминал,
что в 20-е годы он со слуха воспринимал фамилию одной из студентоккак Жиркова, позднее оказалось, что она Жаркова. Как вы объясните это?
Диалектные слова, или диалекты — это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Речь жителей называется диалектом, наречием или говором. Она состоит из общеупотребительных слов
и диалектов. Диалектные слова встречаются в художественной литературе для передачи особенностей речи жителей описываемой местности. Их можно встретить в произведениях Пушкина, Гоголя, Бунина, Некрасова и других писателей. Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называются диалектизмами.
Практикум по качествам хорошей речи
№ 1. Определите, какие качества хорошей речи нарушены. Исправьте предложения.
1. Смешением, каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?
Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. Значительная часть молодежи поселка предоставлена сама себе.
2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте.
Наш папа по происхождению одессит. Наш папа по месту рождения одессит. (Наш папа родился в Одессе).
Среди многих писем процитируем лишь одно.
(Из многих писем процитируем лишь одно).
На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его.
( На ферме есть радиоприемник, и во время отдыха доярки слушают его).
Надо выйти на этой 3 остановке и сесть с обратной стороны улицы.
(Надо выйти на этой остановке и сесть с другой стороны улицы).
Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
( Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы).
Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы.
(Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки разбитой вазы).
Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью.
(Все мы бесплатно пользуемся медицинской помощью).
Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства?
(Разве виноват был Актер в том, что потерял человеческое достоинство?)
На картине была нарисована группа людей.
(На картине была изображена группа людей).
Некрасов широко применял русское народное творчество.
(Некрасов широко использовал русское народное творчество).
В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку.
(В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в клюве оливковую веточку).
На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля.
(На занятиях технического кружка мы познакомились с устройством автомобиля).
Для удобства пользования альманах снабжен содержанием.
( Для удобства пользования альманах снабжен оглавлением).
Это постановление положит конец прогульщикам.
(Это постановление положит конец прогулам).
Игорь Иванов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит.
(Игорь Иванов, закончив службу в авиации, ведет кружок и преподает детям то, что сам горячо любит).
На выставке представлено 25 наименований продукции.
(На выставке представлены 25 наименований товаров).
У нас в столовой самообслуживание: покушал — убирайся сам.
( У нас в столовой самообслуживание: поел — убирай сам).
Из клуба выскочила чья-то фигура.
( Из клуба кто-то выскочил).
Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться.
(Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже высказаться).
На пространстве нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется.
(Н а протяжении нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется).
Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.
( Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой).
Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом.
( Многолетней традицией Аэрофлота является окружение каждого пассажира вниманием и уважением).
Далее мы коснемся этого вопроса более подробно.
( Далее мы рассмотрим этот вопрос более подробно).
В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен — Е.Зайцева, М.Ширина, С.Кобозева…
( В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь нескольких спортсменов — Е. Зайцева, М. Ширина, С. Кобозева…).
Всё стихотворение пронизано революционным уклоном.
( Всё стихотворение пронизано революционным духом).
Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу.
( Белинский и Добролюбов дали толчок русской литературе).
Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой. ( Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество предавалось праздности).
Они уже начали сдруживаться.
(Они уже начали сближаться).
Мимо строя проносят знамя.
(Вдоль строя проносят знамя).
Скоро теплоход должен был уезжать.
( Скоро теплоход должен был отплывать).
На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается увеличить норму.
( На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается перевыполнить норму).
Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. Газета призывает скорее восстановить разрушенное на центральной улице.
Притормозив коня, командир подождал Марусю.
( Придержав коня, командир подождал Марусю).
Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязненности.
( Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязнений.
В такую погоду отпросился Алеша пойти к 4 отцу, чтобы отнести ему
на поле продовольствие.
( В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы отнести ему на поле еду).
Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения
Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения, виды, признаки, состав, виды составов и категории преступлений
В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.
Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:
— общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;
— уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;
— наличие вины в форме умысла или неосторожности;
— наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.
Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.
Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.
Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:
— небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);
— средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);
— тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);
— особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).
Совокупность образующих преступление признаков является его составом.
Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:
— объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;
— объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;
— субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);
— субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.
Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.
Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.
В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).
Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.
Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).
Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.
Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания
объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные
объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный
субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)
вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность
общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)
по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные
по диспозиции: простые – сложные – альтернативные
по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие
Определение тяжести причиненного вреда здоровью
Определение тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений осуществляется в рамках судебно-медицинской экспертизы.
Понятие вреда здоровью в данном случае трактуется как нарушение целостности тканей или органов человека, нарушение функционального состояния конечностей или органов, а также вызванные нанесенными телесными повреждениями заболевания или иные патологические состояния. Судебно-медицинская экспертиза по определению тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений может быть инициирована постановлением представителей следственных органов, органов дознания или постановлением суда. Прокуратура, Министерство внутренних дел или суд могут выдать письменное поручение для проведения судебно-медицинского освидетельствования. По процедуре проведения два этих исследования практически не отличаются друг от друга. Однако, результатом экспертизы является экспертное заключение, а результатом освидетельствования – акт медицинского освидетельствования. Данный акт не имеет юридической доказательной силы, поэтому в большинстве случаев назначают экспертизу по определению тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений.
Тяжесть вреда здоровью определяется следующими характеристиками:
Для определения факта, имело ли место нанесение вреда здоровью, достаточно наличия хотя бы одной из перечисленных характеристик. Если имеется несколько признаков, тяжесть нанесенного здоровью вреда определяется по самому тяжелому из них. Опасными для жизни считаются состояния, которые могут привести к летальному исходу.
Следует отметить, что необратимое обезображение лица не является медицинским понятием, поэтому установление данной характеристики не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта.
Случаи, в которых невозможно определение тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений
В ряде случаев, по вполне объективным причинам, судебно-медицинская экспертиза по определению тяжести нанесенного вреда не может быть проведена. Это происходит в следующих ситуациях:
Степени тяжести причиненного вреда здоровью
Уголовный кодекс Российской Федерации описывает три степени тяжести причиненного вреда здоровью:
Тяжкий вред здоровью
Тяжкий вред здоровью определяется по двум признакам. Первым из них считается вред здоровью, опасный для жизни. При отсутствии первого признака тяжкий вред здоровью определяется по второму – последствия причиненного вреда.
Опасный для жизни тяжкий вред здоровью
Опасные для жизни потерпевшего повреждения принято делить на две группы. К первой группе телесных повреждений, опасных для жизни человека, относятся:
Вторая группа телесных повреждений, опасных для жизни, включает в себя повреждения, которые повлекли за собой состояния, угрожающие жизни человека. К подобным состояниям относятся:
Вред здоровью, не представляющий опасности для здоровья, но квалифицируемый как тяжкий по последствиям
Последствия, вызванные нанесенными телесными повреждениями, согласно которым нанесенный вред является тяжким:
Вред здоровью средней степени тяжести
Квалификационными характеристиками средней степени тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, являются:
Вред здоровью легкой степени тяжести
Квалификационными характеристиками легкой степени тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, являются:
Процедура определения тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений
Процедура проведения экспертизы по определению тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений осуществляется в соответствии с методическими указаниями по проведению судебно-медицинских исследований. Исследование может быть проведено исключительно по документам, но в особых случаях, а также при наличии достоверных документов, корректно и в полном объеме описывающих нанесенные потерпевшему повреждения. Чаще всего экспертиза осуществляется с осмотром и опросом потерпевшего. Исследование включает в себя следующие этапы:
Какова законодательная база по экспертизе живых лиц (потерпевших, обвиняемых, подозреваемых)?
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Статья 25 Закона описывает процедуру оформления экспертного заключения, а также необходимые для включения в него компоненты.
Статья 111 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Статья 112 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения вреда здоровью средней степени тяжести, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Статья 115 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения вреда здоровью легкой степени тяжести, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Статья 113 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки нанесения тяжкого или среднего вреда здоровью в состоянии аффекта, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Статья 114 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки нанесения тяжкого или среднего вреда здоровью в случае превышения границ необходимой самообороны или в случае превышения мер, необходимых для задержания лица, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Процедура проведения экспертизы по определению тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений подчиняется Правилам определения тяжести причиненного вреда здоровью, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года (№ 522).
На какие вопросы отвечает эксперт при определении тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений?
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.