в чем мораль курочки рябы
В чём смысл сказки Курочка Ряба?
Вопрос далеко не простой
Есть произведения, которые входят в жизнь человека с раннего детства. Яркие книжки с картинками становятся окном в мир литературы. И одно из первых мест занимает сказка «Курочка Ряба».
Самым популярным стал вариант Константина Дмитриевича Ушинского. Именно этот текст издаётся чаще всего и становится той сказкой, которую дети, едва выучив буквы, читают самостоятельно. Ушинский был выдающимся педагогом и многие тексты создавал в расчете на восприятие маленьких детей:
«Жили себе дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое – золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Вроде бы незамысловатый текст. Однако даже у совсем юных читателей могут возникнуть вопросы. Например, почему дед и баба старались разбить яйцо, а когда мышка это сделала – плачут? И почему простое яйцо лучше золотого?
Тут имеют место разные смысловые пласты. Ушинский обработал народную сказку и создал ёмкий, лаконичный, ритмичный текст. Однако глубинный смысл остался спрятанным между строк.
Сказка о курочке Рябе имеет немало вариантов. И различия порой очень существенные. В сборнике Александра Николаевича Афанасьева можно найти версию под названием «Курочка». Завязка сюжета проста. Была у старика и старушки курочка, снесла яичко «пёстро, востро, костяно, мудрено». Положили его на полку. Но тут мышка пробегала, махнула хвостом, яйцо и разбилось.
Заканчивается сказка очередной странной реакцией. «Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал».
Тут и сказке конец. Сюжет оборван. Открытый финал? А дальше могла быть продолжена череда неадекватных реакций. Однако сказано, что яйцо «мудрено».
Интересен вариант Алексея Николаевича Толстого. Начало знакомое: «Жили-были дед да баба. У них была курочка Ряба». Далее всё предсказуемо – снесла курочка яичко: «пёстро, востро, костяно, мудрено». Мышка хвостиком «вернула», и результат понятен. И началась настоящая фантасмагория. Дед и баба начали рыдать, ворота скрипеть, куры летать… Но заканчивается сказка утешением: Ряба пообещала снести другое яйцо, не простое, а золотое.
Перевёртыш привычного сюжета. Разбилось простое яйцо, а курица взамен пообещала золотое. То есть нечто более ценное.
Тайны за семью печатями
Яйцо – глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо – символ зарождения чего-то нового.
В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца – весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.
В греческой мифологии яйцо – весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная – будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.
В литературе разбивание яйца – процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.
Трактовок сказки о курочке Рябе может быть очень много. Порой – взаимоисключающих. Даже в том, что курочка – именно Ряба (бело-чёрная), тоже есть смысл. Белый цвет – день, чёрный – ночь. А тут двухцветие. Рябая курица – среднее между днём и ночью. А более глобально – между жизнью и смертью. И золотое яйцо – нечто неживое. А простое – продолжение жизни.
Золото добывают под землёй. Поэтому оно ассоциировалось со смертью. И деду с бабой пришла весть о скором уходе. Единственный выход отсрочить это – разбить яйцо. Но золото не бьётся. Сделала это мышка – посредница между земным и подземным мирами. И дед с бабой плачут – они не смогли обойти судьбу. Курочка Ряба обещает им другое яйцо – простое. То есть шанс продлить жизнь.
Но можно трактовать и в весьма бытовом ключе. Золотое яйцо – шанс улучшить жизнь. Кстати, на подобные мысли наталкивает вариант Алексея Толстого, где взамен разбитого простого Ряба обещает золотое. Но в версии Ушинского дед и баба не поняли его ценности. Им нужна яичница здесь и сейчас. Мечта сбылась. Но это слишком простое толкование.
Яйцо может быть и символом возрождения и обновления жизни. Мифологическая птица Феникс сама себя сжигала и возрождалась. По одной из версий, на месте самосожжения появлялось яйцо, из которого и появлялся на свет молодой, обновлённый Феникс, ещё более прекрасный. А песня его обладала магическими свойствами. Очень вероятно, что жар-птица из русских сказок – тоже некий вариант Феникса. Жар от самосожжения, а затем – возрождение. Это могло быть как раз через новое яйцо – очень вероятно, что золотое.
…Незамысловатая на первый взгляд сказка содержит в себе много смысла. Она подобна зерну, которое прорастает постепенно в сознании читателя, А ещё – пища для размышлений. У каждого своя цепочка ассоциаций. Вероятно, сказка ещё не до конца разгадана. И сделать это предстоит новым читателям.
********************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру»
«Курочка Ряба»: в чем мораль сказки?
Екатерина Сапежинская
«Курочка Ряба»: в чем мораль сказки?
2. Над содержанием сказки и её смыслом уже более 150 лет ломают голову, пытаясь ответить на противоречивые вопросы (не в колодце, а в роднике истина, сравнивают яйцо с Солнцем и Луной, с планетой Земля и т. д.
3. Владимир Яковлевич Пропп видел в композиции сказки вообще и сказки про курочку Рябу в частности комическую природу. Учёный говорил о ничтожности событий, стоящих в начале сказки. «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».
4. Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, румын, литовцев и латышей. В румынских и части литовских вариантов причина горя не связана с яйцом.
5. Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой.
Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом мифологического представления.
6. По Людмиле Григорьевне Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Двойственность переживания, характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки,позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.
7. Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказкао человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…».Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом».
8. Марина Евгеньевна Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений»пишет: «Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха, которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе«
О морали сказки курочка Ряба
Существует несколько версий как самой сказки, так и версий о её морали. Некоторые считают, что сказка о курочке Рябе вообще не имеет смысла. Но ведь наши предки были мудры и каждая сказка, рассказанная детям, обязательно учила чему-нибудь хорошему. Так в чём же мораль этой сказки?
Есть мнение, что сказка связана с древними мифами об устройстве мира. При этом золотое яйцо – солнце, мышка – вечер, разбитое золотое яйцо – закат, а простое яйцо – луна.
Другая теория гласит, что яйцо – это любовь, которую не смогли уберечь дед и бабка. А курочка Ряба – символ Высшего разума. Мышка – мелкая бытовая ссора. Если долго разбивать любовь, то отношения могут закончиться из-за какой-нибудь мелочи. А простое яйцо – это привычка или привязанность, которая появилась со временем. Мораль: дорожите отношениями и берегите любовь родных.
Другое мнение о морали сказки состоит в том, что золотое яйцо — это символ богатства, к которому отчаянно стремились дед и бабка. Но мышка, как символ случайности, разбила его и показала, что в нём нет ничего особенного и оно не вечно. Курочка Ряба пообещала им взамен простое яйцо — символ вечных ценностей. Отсюда мораль: чтобы быть счастливым нужны семья и любовь, а не богатства, которые сами по себе не имеют смысла.
О морали сказки «Курочка Ряба» можно рассуждать вечно, возможно для этого она и создана, чтобы побудить нас мыслить. Каждый может сам выбрать ту мораль сказки, которая ближе. А ещё лучше — спросите своего ребёнка, как он понимает эту сказку. Ведь устами младенца глаголет истина. Например, многие малыши считают, что дед и баба плачут оттого, что они не сами разбили золотое яичко.
Друзья, а вы, когда рассказываете сказки детям, говорите с ними о морали сказки? И как вы объясняете смысл сказки «Курочка Ряба»?
Скрытый смысл сказки «Курочка Ряба», подробный разбор
Всем добра! Предлагаю разобрать сказку курочка ряба. Надо заметить, что в русской традиции сказки имеют от 3-х до 7 скрытых смыслов. Более того, чем проще сказка, тем больше смыслов в ней скрыто. Для разбора предлагаю озвучивать саму сказку и разбирать ее по мере пересказа.
Жили были дед да баба, да была у них курочка ряба.
Первый смысл детский, он понятен, живут старик со старухой и имеют в хозяйстве курицу.
Второй немного скрытый смысл, но тоже вполне очевидный. Стандарт семьи мужчина и женщина, которые создали семью и имеют общее хозяйство пусть и не богатое из одной курицы.
Третий смысл еще интереснее конкретно в перечислении иерархии, вначале дед, патриарх семьи, далее баба, а уж потом животное курица. Казалось бы логично, но тут интересно другое, что курица или братья наши меньшие, конечно ниже нас, но тоже скотину и природу не надо тиранить, мы все единое целое.
Четвертый смысл дед да баба модель человечества в миниатюре, более того не мужик, да баба, а именно старики т.е. старое человечество и на этой планете не одно тысячелетие живут. Не конкретно данная пара, а человечество в целом, а они лишь его модель в миниатюре.
Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое!
Дед бил не разбил!
Баба била не разбила.
Зная первые четыре смысла сказки, а в русских народных сказках может быть скрыто до 7 смыслов и некоторые я банально могу не понимать, мы можем разобрать происходящее в сказке.
Первый уровень понятен на детском уровне, старик бил и старуха били и ничего у них не вышло.
Второй уровень куда сложнее, а зачем они его вообще били? Люди обезумили и хотели разбив золотое яйцо, что сделать позавтракать? Ну так снеси его на базар, продай и купи себе бочку черной икры. Дело в том, что яйцо в языческой Руси символ жизни, а золото металл мертвых металл смерти. Что бабуле с дедушкой снесла курочка? Да весть о скорой смерти, понятно, что они старики и кто-то из них, а то и оба скоро уйдут за кромку, вот и бьют они яйцо, борется с болезнями и пытаются не уйти за кромку.
Более того борьба бесполезна, сколько бы они не бились, итог очевиден, раз можно излечиться, два, сто раз, а итог предрешен.
Третий смысл, что яйцо еще и символ жизни на планете, мирового порядка. Кто сомневается может поинтересоваться, а надо ли носить яйца на могилы предков на Пасху у церковных служителей и получат ответ. Однако архаические знания остались! Многие несут не понимая смысла данной языческой традиции. Но получается страшная весть, что старый мир погиб или погибает. Яйцо-то золотое т.е. мертвое из него не родится цыпленок или новая жизнь, понятно чего надо его бить, а не бегать с радостными воплями собирая чемоданы на ближайший курорт у моря.
Касаемо 4 и т.д. смыслов тут от меня ускользают….
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба…
С точки зрения логики происходит некая шизофрения! Вспоминая фильм терминатор часть вторая хочется задать вопрос, какова задача? Задача у стариков была разбить яйцо, они не собирались оставлять его целым. Отсюда вопрос, когда задача выполнена почему они рыдают? Если речь о стоимости яичка, как золотого изделия, так они сами его били, но даже разбитое оно из золота и можно кучу продуктов купить. Вывод слезы у стариков по другой причине. По какой?
Дело в том, что мышка связующее звено между миром живых и миром мертвых фактически медиатор. Причем она далеко не в одной сказке будет главным героем поможет девушке в сказке Морозко и т.д.
Так почему она связующее звено? Она живет, как на земле, так и под землей!
Смысл детский понятен, мышь бежала и разбила.
Смысл второй старый мир умирает и разбивает его посланец между мирами.
Третий смысл в том, что старый мир рухнул, разбился и что теперь будет непонятно, новое всегда пугает. Как говорили мудрые люди жить в век перемен интересно, но не дай вам Бог, кто пережил 90-е легко с этим согласиться. Событий было очень много и назвать их не интересными нельзя, но жить в это время было ой как не просто.
Пятый смысл в том, что человечество не в силах само победить и некий посланец решает их проблемы и совсем непонятно, что потребует за такое решение проблем.
Шестой смысл вообще на грани теорий заговора. Некая третья практически мистическая сила вмешивается в проблему. Причем мимоходом разрушая старый мир и спешит дальше по своим делам. Получается пришел увидел, победил?
Седьмой смысл может и покруче шестого по своей теории заговора, но очень не понравится в первую очередь женщинам, особенно в период нашего матриархата. Дело в том, что мужчина — это все духовное он патриарх о чем и говорит сказка т.к. он старик! Женщина же в ответе за мир физический она мать или материя, материальна. Муж выполняет роль богов на земле в языческих смыслах. Когда происходит связь мужчины и женщины он вдыхает в нее жизнь. Если мужчина не вложит душу, то ничего не произойдет и неживая или не оплодотворенная если желаете материя просто выйдет.
Иными словами старое человечество если желаете допотопное, столкнулось с проблемой, которую не могла решить не духовными методами, не научными, не банально материальными, например запулив какие-то ядерные ракеты по супостату. Происходит вмешательство третьих сил, которые просто скажем так убежали, но не значит, что не выставят или уже не выставили счет за сои услуги, который обязателен к погашению. Ведь даже проблему решить не смогли, а эта сила ее решила походя. Хотя и разрушив весь старый мир. Потому торговаться с ней смысла нет, нет против мышки методов.
А Курочка Ряба им говорит не плачь дед не плачь баба снесу вам новое яичко не золотое, а простое.
Казалось бы наоборот надо теперь плакать. Ведь неси курочка ряба золотые яйца, да таскай баба их на базар каждое утро и хоромы каменные себе бы поставили и бабе купили шубу норковую. Можно по курортам кататься и деду купить телегу самую модную, как говорили в 90-е модную телегу шестисотую. Странное какое-то получается утешение не находите?
Первый смысл детский его озвучивать нет смысла.
Второй чуть посложнее, но довольно простой, старое человечество ценило больше именно пищу, чем материальные ценности, а следовательно пищу духовную.
Третий смысл уже пострашнее. Приходит новый мир, где жратва дороже понтов, грядет некий голод и получать регулярно пусть и скудную пищу уже хорошо.
Четвертый смысл оптимистичный деду и бабе обещают реинкарнацию т.е. новую жизнь после смерти и в этом их утешение.
Пятый смысл в том, что на смену старого умершего мира придет новый живой.
Шестой же не понравится нео-язычникам и прочим, кто считает раньше было время золотое, а сейчас плохое. Как раз на смену всего плохого и мертвого ожидается приход хорошего и живого.
Седьмой же смысл очевиден, но снова далеко не всем понравится. Кроме металла мертвых есть смысл во фразе золото, что – это нечто хорошее. Например золотой век русской поэзии, так красочно описывают. Раньше был лучший мир, а теперь простой. В простом мире все проще, тоже зло. Оно более открыто и прямолинейно и нам от него страдать. Золотой век для человечества окончен.
Казалось бы после такой новости дед с бабой должны рыдать еще больше, а они что? Они-то как раз и ничего реакция деда с бабой не написана в сказке. Иными словами старого человечества уже нет.
Хочешь узнать больше? Подписывайся на канал! Всем бобра!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Кто же не знает самую простую сказку для самых маленьких:
Кто бы мог думать, что в интернете много лет разворачиваются философские дискуссии на тему «а какой смысл заложен в сказке?». Зачем бабка и дед хотели разбить золотое яичко? Почему вдруг так расстроились, когда мышка его разбила, ведь они сами тоже хотели его разбить?
А какую логику и смысл вы видите в этой детской сказке?
Вообще-то если задуматься, то действительно в сказке должен быть смысл. Однако в интернете зачастую выдают какие-то глубоко философские мысли, которые навряд ли вкладывали в настолько детскую сказку.
«Что касается семантики композиции сюжета, то следует упомянуть В. Я. Проппа, который видел в композиции кумулятивной сказки вообще и сказки про курочку Рябу в частности комическую природу. Учёный говорил о ничтожности событий, стоящих в начале кумулятивной сказки. «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».
«По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звёздного неба) и отрицательном, разрушительном»
Интернет пользователи мне кажется тоже что-то слишком загоняются в попытках понять смысл сказки:
Posts from This Journal by “Литература” Tag
Всемирно известный американский писатель Эдгар Аллан По был достаточно противоречивой личностью. И чем старше он становился, тем противоречия,…
Кодекс Гигас остаётся крупнейшим в мире сохранившимся средневековым манускриптом, вокруг которого до сих пор витает множество тайн и легенд.…
Два писателя-современника — Достоевский и Тургенев — откровенно враждовали друг с другом на протяжении долгого времени, хотя поначалу были…