присваиваются ли инвентарные номера малоценке

Учет малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8»

присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть картинку присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Картинка про присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке

* Бухгалтерский методологический центр (Фонд «НРБУ «БМЦ») является субъектом негосударственного регулирования бухгалтерского учета в пределах компетенций, установленных статьей 24 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы». ФСБУ 5/2019 применяется начиная с отчетности за 2021 год. В приказе № 180н мы сталкиваемся с двумя интересными моментами.

Во-первых, с отменой Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н).

Во-вторых, с новой формулировкой в определении запасов: «Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев» (п. 3 ФСБУ 5/2019).

Таким образом, в 2021 году понятия спецодежды и спецоснастки в бухгалтерском учете больше нет. Теперь это или материалы, или основные средства (ОС). В этой статье рассмотрим особенности учета основных средств в 2021 году.

О поддержке ФСБУ 5/2019 в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 читайте:

Как учитывать основные средства в 2021 году

В 2021 году действуют сразу два нормативно-правовых акта по учету основных средств:

Оба документа предусматривают упрощенный учет малоценных основных средств. Но общий подход к упрощению учета за прошедшие годы серьезно изменился.

Так, в пункте 5 ПБУ 6/01 говорится, что активы, отвечающие всем признакам основных средств, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

А согласно пункту 5 ФСБУ 6/2020, организация может принять решение не применять указанный стандарт в отношении активов, отвечающих всем признакам основных средств, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены.

Первое, на что обращаем внимание, — разный порядок учета малоценных основных средств. Прежний стандарт (ПБУ 6/01) предлагает нам учитывать такие объекты в составе МПЗ. Новый ФСБУ 6/2020 — сразу отражать в расходах.

Следующий важный момент — способ определения, какие основные средства достойны инвентарного номера, а какие — нет.

Применяя ПБУ 6/01, бухгалтер устанавливает границу стоимости ОС, и все, что оказывается меньше этой границы, учитывается как МПЗ. В ПБУ 6/01 также определен максимальный размер этой границы — 40 тыс. руб. Получается, что, например, ноутбук за 39 тыс. руб. — это не основное средство, а почти точно такой же ноутбук за 41 тыс. руб. — уже основное средство.

В новом ФСБУ 6/2020 максимальная величина стоимостного лимита в виде конкретной суммы отсутствует. Помимо этого, отсутствуют указания, что лимит устанавливается за единицу актива и что лимит измеряется в денежных единицах. В то же время введено требование, что лимит устанавливается с учетом существенности.

Напомним, что понятие существенности в бухгалтерском учете не новое. Оно приведено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Причем понятие существенности неразрывно связано с требованием рациональности:

Как применять ПБУ 6/01 для малоценных ОС в 2021 году

Но что делать организациям, которые в 2021 году еще не перешли на применение ФСБУ 6/2020? Как применять ПБУ 6/01 и при этом учитывать малоценные основные средства?

Полагаем, для ответа на вопрос об учете в 2021 году малоценных ОС можно воспользоваться рекомендацией Бухгалтерского методологического центра (БМЦ) № Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 29.05.2019).

В иллюстративном Примере 1 Рекомендации № Р-100/2019-КпР предлагается следующий порядок учета основных средств:

Так, например, руководство завода может решить, что все затраты на приобретение офисной техники и компьютеров для бухгалтерии в пределах определенной суммы в год не являются существенными для бухгалтерской отчетности и могут быть списаны на расходы (даже если отдельный копировальный аппарат стоит 150 тыс. руб.).

А согласно рекомендации БМЦ № Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 11.12.2020), понятие существенности, приведенное в пункте 7.4 ПБУ 1/2008, может быть применено ко всем малоценным объектам, независимо от срока их использования. Исходя из требования рациональности организация может принять решение с 01.01.2021 относить на расходы по обычной деятельности в момент, когда были осуществлены затраты на приобретение, создание, улучшение специальных средств производства, стоимость которых по отдельности и в совокупности однородной группы является несущественной, независимо от их срока использования.

В то же время активы, удовлетворяющие критериям ОС, со сроком использования более 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией (но не более 40 000 рублей), могут отражаться в бухгалтерском учете в составе МПЗ, как и ранее, т. е. до вступления в действие ФСБУ 5/2019. Такой вывод сделал Минфин России в письме от 02.03.2021 № 07-01-09/14384.

Как классифицировать объекты с учетом понятия существенности

Получается, что с учетом понятия существенности и требования рациональности классификация материальных объектов в бухгалтерском учете может выглядеть следующим образом (п. 7.4 ПБУ 1/08, п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 5 ФСБУ 6/2020):

И тут настало время ввести понятие «Малоценное оборудование и запасы» — так мы будем называть объекты, признанные несущественными в бухгалтерском учете.

Что может попадать в эту категорию? Большинство из того, что ранее было спецодеждой и спецоснасткой, а также мебель, оргтехника, компьютеры, электроинструмент, огнетушители и пр.

Как правило, такие объекты требуют дополнительного контроля, то есть оперативного учета — кому, когда и сколько выдали (п. 8 ФСБУ 5/2019, п. 5 ПБУ 6/01, п. 5 ФСБУ 6/2020).

Как учитывать малоценное оборудование и запасы в «1С:Бухгалтерии 8»

Рассмотрим особенности учета малоценного оборудования и запасов.

До сих пор мы анализировали только требования бухгалтерского учета, где такой объект списывается на расходы при приобретении.

Но есть еще и налоговый учет по налогу на прибыль, где для признания расходов следует дождаться момента выдачи конкретного инструмента конкретному сотруднику (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). И неважно, что в бухгалтерском учете этот инструмент уже списали в расходы.

Есть еще складской учет, согласно которому инструмент до выдачи сотруднику лежит на складе вместе с другими материалами.

Так что упростить учет малоценных объектов не так-то просто. Пользователи программ 1С уже сталкивались с разным отражением операций в бухгалтерском и налоговом учете, но в данном случае речь идет не об абстрактных расходах, а о конкретном предмете, который по-прежнему лежит на складе. А складской учет по своей сути всегда единый — сумма может отличаться в бухгалтерском или налоговом учете, но количество должно быть общее.

Для обособленного учета малоценного оборудования и запасов (объектов, признанных несущественными в бухгалтерском учете) в План счетов «1С:Бухгалтерии 8» было решено добавить отдельный счет 10.21 «Малоценное оборудование и запасы» и открыть к нему субсчета:

При поступлении малоценного оборудования и запасов, учтенных на счете 10.21.1, в бухгалтерском учете их стоимость сразу же списывается на расходы, но в корреспонденции с регулирующим счетом 10.21.2. Таким образом, на основном счете 10.21.1 мы видим бухгалтерскую, налоговую стоимость и количество объектов на складе, а на счете 10.21 — обобщенную информацию по этим объектам, которая используется при составлении бухгалтерской отчетности.

При передаче малоценного оборудования и запасов в эксплуатацию или при ином выбытии субсчета 10.21.1 и 10.21.2 автоматически закрываются между собой, а остаток списывается.

Вместе с новыми счетами в программе добавлен новый вид номенклатуры Малоценное оборудование и запасы. Если в документе поступления или в авансовом отчете указать номенклатурную позицию с видом Малоценное оборудование и запасы, то вместо счета учета для такого объекта будет выбираться счет и аналитика затрат, которые будут использованы для отражения расходов в бухгалтерском учете.

Предположим, наряду с другими товарами и материалами организация приобретает три «болгарки» стоимостью 60 тыс. руб. Эта стоимость признается несущественной для целей бухгалтерского учета и отчетности, поэтому «болгарки» учитываются в качестве малоценного оборудования и запасов (рис. 1). Остальные товары и материалы учитываются, как прежде, — приходуются на счета учета материальных ценностей.

присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть картинку присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Картинка про присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке

Рис. 1. Поступление малоценных объектов

При проведении документа по малоценным объектам формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 10.21.1 Кредит 60.01

— на сумму и количество поступивших малоценных объектов без учета НДС (3 шт. стоимостью 60 тыс. руб.);

Дебет 23 (20, 25, 26) Кредит 10.21.2

— на сумму малоценных объектов, учтенных в расходах для целей бухгалтерского учета (60 тыс. руб.).

Для целей налогового учета заполняются специальные поля регистра бухгалтерии:

Сумма Дт НУ: 10.21.1 и Сумма Кт НУ: 60.01

— на налоговую стоимость поступивших малоценных объектов (60 тыс. руб.).

После приобретения малоценных объектов с ними можно работать как с обычными материалами — перемещать, комплектовать, передавать в производство. При необходимости программа сформирует все необходимые движения по регулирующему счету автоматически.

Предположим, организация передает одну «болгарку» работнику организации — Г.С. Абрамову. При проведении документа Передача материалов в эксплуатацию формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 10.21.2 Кредит 10.21.1

— на сумму и количество переданных в эксплуатацию малоценных объектов (1 шт. стоимостью 20 тыс. руб.);

— на сумму и количество переданного сотруднику инструмента, учтенного за балансом (1 шт. стоимостью 20 тыс. руб.).

Напомним, что забалансовый счет МЦ «Материальные ценности, переданные в эксплуатацию» предназначен для обобщения информации о материальных ценностях, переданных в эксплуатацию. Учет материальных ценностей на данном счете позволяет улучшить контроль сохранности таких объектов. К счету МЦ открыты субсчета:

Для целей налогового учета при передаче материалов в эксплуатацию заполняются специальные поля регистра бухгалтерии:

Сумма Дт НУ: 23 (20, 25, 26) и Сумма Кт НУ: 10.21.1

— на налоговую стоимость малоценных объектов, которая включается в расходы для целей налогообложения прибыли (20 тыс. руб.).

Как и раньше, для анализа наличия и движения материальных ценностей можно использовать стандартные отчеты программы, например Оборотно-сальдовую ведомость (ОСВ) по счетам 10.21 и МЦ.04 (рис. 2 и 3).

присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть картинку присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Картинка про присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке

Рис. 2. ОСВ по счету 10.12

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.21 показывает, что в феврале 2021 года куплено три «болгарки» за 60 тыс. руб., причем в бухгалтерском учете эта сумма списана на расходы. На конец февраля две «болгарки» стоимостью 40 тыс. руб. еще лежат на складе. ОСВ по счету МЦ.04 показывает, что одна «болгарка» стоимостью 20 тыс. руб. выдана работнику организации — Г.С. Абрамову.

присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть картинку присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Картинка про присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке

Рис. 3. ОСВ по счету МЦ.04

Поскольку порядок учета малоценных объектов в бухгалтерском и налоговом учете различается, это может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). О вариантах применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» см. статью «Варианты применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» с 2020 года».

Автоматизированный учет объектов, признанных несущественными в бухгалтерском учете, поддерживается в «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.91.

Обратите внимание, что законодательство по бухгалтерскому учету не обязывает организацию применять критерий существенности по отношению к спецодежде и другим специальным средствам производства сроком службы менее 12 месяцев. Их можно учитывать, как и ранее, на счете 10 до выдачи сотруднику. Также не обязательно применять критерий существенности к малоценным основным средствам до перехода на ФСБУ 6/2020. Отмена Методических указаний по учету специальных средств производства и внедрение в бухгалтерском учете понятия существенности позволяют бухгалтеру выстроить свой учет и классификацию объектов так, как это действительно удобно и экономически целесообразно.

От редакции. В 1С:Лектории 04.03.2021 состоялась онлайн-лекция «Учет малоценных объектов в 1С:Бухгалтерии 8» с участием экспертов 1С. Видеозапись см. на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .

Источник

Учет ОС стоимостью до 10 000 руб.

Автор: Фурагина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В консультации напомним особенности учета основных средств стоимостью до 10 000 руб.

Самое первое, на что следует обратить внимание при организации учета ОС стоимостью до 10 000 руб., это их забалансовый учет.

Согласно п. 39 СГС «Основные средства», п. 50 Инструкции № 157н первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом учете.

Если такой объект основного средства будет отражен на забалансовом счете, то контролирующие органы при проверке бюджетного учета признают это ошибкой.

Обратите внимание: На объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется.

Объектам стоимостью до 10 000 руб. включительно не присваивается инвентарный номер.

Забалансовый счет для учета объектов

Для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, предназначен забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 373 Инструкции № 157н).

Обратите внимание: Основные средства стоимостью до 10 000 руб., учитываемые на забалансовом счете, также подлежат инвентаризации.

Принятие объектов к учету

Объекты основных средств принимаются к учету на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в эксплуатацию, в условной оценке «один объект – 1 руб.», а в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.

Для оформления передачи в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 10 000 рубл. включительно за единицу утверждена ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Записи в ведомость вносятся по каждому ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3 – 12).

Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов, объектов основных средств стоимостью за единицу до 10 000 руб. включительно.

Выбытие объектов

Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения об их списании (уничтожении), производится на основании:

акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Акт применяется при оформлении приема-передачи как одного, так и нескольких объектов нефинансовых активов. Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения этого акта при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов;

акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Акт о списании подписывается членами комиссии по поступлению и выбытию активов. После принятия оформленного акта, утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) оформляет бухгалтерские записи, в которых отражаются операции по списанию объектов в разделе «Отметка бухгалтерии о списании». На основании данного акта в разд. 3 «Движение объекта основных средств» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) делается отметка о выбытии объекта.

Внутреннее перемещение объектов

Внутреннее перемещение объектов основных средств в учреждении отражается по забалансовому счету 21 на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.

В частности, накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) применяется для оформления и учета перемещения внутри учреждения объектов нефинансовых активов из одного структурного подразделения в другое, от одного лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью, другому ответственному лицу.

Накладная выписывается передающей стороной (структурным подразделением-отправителем) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получающей и передающей сторон. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у ответственного лица, передающего объект основных средств, третий – передается ответственному лицу, принимающему объект основных средств.

Передача объектов в пользование

Передача введенных (переданных) в эксплуатацию объектов основных средств в возмездное или безвозмездное пользование отражается на основании акта приема-передачи по забалансовому счету путем изменения материально ответственного лица с одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» либо на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Принятие к забалансовому учету на указанные счета объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (акта приема-передачи) по стоимости, указанной в акте.

Выбытие объектов имущества с забалансового учета осуществляется на основании акта по стоимости, по которой объекты ранее были приняты к забалансовому учету (п. 381, 383 Инструкции № 157н).

Аналитический учет

Аналитический учет по забалансовому счету 21 ведется:

в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов);

в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 374 Инструкции № 157н).

Напомним, Указаниями № 52н, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н установлено, что карточка начинает заполняться с переноса остатков на начало года. Записи в ней ведутся на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к журналам операций (ф. 0504071), в количественном и стоимостном выражении с выведением остатков на конец периода и составляются по каждому ответственному(-ым) лицу(-ам) отдельно.

Карточка формируются на бумажном носителе или в виде электронного регистра (п. 32 СГС «Концептуальные основы», п. 11, 19 Инструкции № 157н, Указания № 52н).

Бухгалтерские записи

Согласно п. 10, 33 – 41, Инструкции № 162н в бюджетном учете операции по вводу (передаче) в эксплуатацию основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно (кроме библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества) оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Наименование операции

Дебет

Кредит

Списаны с балансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб.

1 401 20 271
1 106 хх* 310
1 109 хх* 271

Приняты на забалансовый учет основные средства стоимостью до 10 000 руб.

Забалансовый счет 21

Списаны с забалансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб.

Источник

Как правильно присвоить инвентарный номер

Организация бухгалтерского учета любой компании предполагает строгий учет основных средств: средств труда, с помощью которых производятся продукция, работы или услуги. Одним из основных механизмов контроля за сохранностью и перемещением ОС является присвоение им инвентарных номеров: уникальных цифровых и символьных комбинаций, которые не изменяются на протяжении всего эксплуатационного срока ОС. При присвоении инвентарного номера пользуются определенными приемами, позволяющими закодировать в цифрах и символах всю основную информацию о каждом ОС. Помимо ОС, инвентарные номера присваиваются еще некоторым важным для функционирования компании объектам.

Инвентарный номер и особенности его применения

Инвентарный номер присваивается имущественному объекту в момент принятия его к учету. После этого тот приобретает статус инвентарного объекта – единицы БУ. Номер наносится на объект с помощью устойчивой краски, штрихкода, гравировкой, с помощью жетона, который не подлежит быстрому и незаметному удалению, другим аналогичным способом. Номер должен быть нанесен так, чтобы при проведении инвентаризации его можно было легко и без ошибок идентифицировать с данными БУ.

Основными объектами, в отношении которых таким способом организуется БУ и осуществляется контроль, являются:

Объектам стоимостью менее 3 тыс. руб. инвентарный номер не нужен.

К инвентарным номерам предъявляются обязательные требования:

Кроме того, важно при использовании инвентарных номеров в БУ руководствоваться следующей важной информацией:

Нормативная база

Четкой нормативной базы, регламентирующей шаг за шагом, как присваивать инвентарные номера, законодательство не содержит. Существует Инструкция Минфина №174н (прил. 2), содержащая общие указания по назначению инвентарных номеров. Кроме того, для МУП применяется Инструкция №157н (п. 46), где порядок такого назначения рассмотрен несколько более подробно. Руководствуясь этими документами, действующим законодательством, организация самостоятельно разрабатывает структуру инвентарных номеров и порядок их присвоения, закрепляя его в локальных нормативных актах (учетной политике и др.). Порядок присвоения номеров может регламентироваться и на ведомственном уровне, устанавливаться вышестоящей организацией.

Структура инвентарного номера

Указанная характеристика во многом зависит от внутренних потребностей компании:

Так, небольшая организация, имеющая минимальное количество подразделений, ограниченное число объектов учета, может применять простую нумерацию вида: 01, 02, 03 и т.д. Если объекты находятся на разных счетах БУ, в разных подразделениях, целесообразно включить эту информацию в инвентарный номер, например:

Получаем инвентарный номер 040302.

Допустимо и использование буквенных символов, сокращений наименований подразделений:

Внимание! Определяя структуру инвентарного номера объекта, необходимо учитывать возможность его перемещения по подразделениям компании. Информация должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечить безошибочную идентификацию объекта с данными БУ.

Процедура должна быть в обязательном порядке зафиксирована в учетной политике компании.

Типичные ошибки при присвоении инвентарных номеров

Допущенные неточности и ошибки могут не только внести хаос в процесс учета инвентарных объектов, но и привести к негативным последствиям при проведении контроля со стороны. Особенно актуально это для МУП, других государственных организаций, подведомственных организаций. Наиболее распространенные из них приведены ниже:

Источник

Инвентарные номера на малоценку

присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть картинку присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Картинка про присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Фото присваиваются ли инвентарные номера малоценкеПрактически в любой организации есть мебель, компьютеры, принтеры и прочие необходимые для работы недорогие объекты. Это имущество нужно принимать к бухгалтерскому и налоговому учету, следить за их сохранностью, оформлять первичные документы. Рассмотрим, как это правильно сделать, а также как отслеживать наличие таких объектов после их списания.

Понятие малоценного имущества

Часто компании покупают офисное оборудование и прочие объекты, которые будут использоваться более 12 месяцев. Эти объекты применяются:

— для производства продукции (оказания услуг или выполнения работ) или для управленческих нужд компании;

— долгое время (больше года).

Такие предметы компания не планирует в дальнейшем продать. Предполагается, что такое имущество способно принести компании доход (выгоду).

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» подобные объекты могут быть отнесены к основным средствам.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 если основное средство стоит не больше 40 000 р., то в бухгалтерском учете его можно учесть в составе материально-производственных запасов. Лимит организация должна закрепить в учетной политике.

Именно об этой категории активов, которые, с одной стороны, используются в организации более года, а с другой, их стоимость списывается единовременно, мы и поговорим. На практике они получили название «малоценное имущество» или «малоценка».

Отметим, что спецодежда, которая также может иметь срок полезного использования свыше 12 месяцев, относится к отдельной категории имущества со своими правилами учета, поэтому в данной статье мы ее рассматривать не будем.

Учетная политика

Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна включать следующие положения:

1. Определение стоимостного лимита, в пределах которого малоценный объект можно отнести к материально-производственным запасам, но не более 40 тыс. руб. Если этого не указать в учетной политике, лимит будет признан равным нулю, и все имущество, удовлетворяющее п. 4 ПБУ 6/01, будет учитываться как основные средства, независимо от первоначальной стоимости.

Обратите внимание, что установление лимита менее 40 тыс. руб. повлечет за собой появление разниц в бухгалтерском и налоговом учетах.

2. Способ оценки «малоценки» при ее выбытии (включая ввод в эксплуатацию). П.16 ПБУ 5/01 предполагает следующие варианты:

— по себестоимости каждой единицы;

— по средней себестоимости;

— по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО).

Малоценные основные средства – особая группа МПЗ. Их первоначальная стоимость определяется исходя из всех затрат, связанных с их покупкой, на основании первичных документов. Поэтому следует указать в учетной политике компании, как будет оцениваться малоценное имущество при его выбытии: по себестоимость единицы МПЗ, в т.ч. расходы на приобретение «малоценки».

3. Необходимо закрепить, какими первичными документами будет оформляться движение малоценного имущества: принятие к учету, ввод в эксплуатацию, выбытие, контроль за наличием. Формы данных документов также приводятся в учетной политике.

4. Для учета малоценного имущества в рабочий план счетов следует включить:

— субсчет счета 10 «Материалы», на котором будет отражаться движение малоценного имущества для целей бухгалтерского учета;

— забалансовый счет, на котором можно будет отслеживать фактическое наличие «малоценки».

Забалансовый учет

Законодательство не регламентирует порядок контроля за наличием малоценного имущества. Организация должна самостоятельно определить его и утвердить учетной политикой.

Учет малоценного имущества, отпущенного в эксплуатацию, следует вести на забалансовом счете, например, можно ввести счет 012 «Малоценное имущество». Это позволит:

— отслеживать фактическое наличие «малоценки» после ее списания с 10 счета,

— контролировать, кто из сотрудников несет ответственность за каждый конкретный объект малоценного имущества,

— при возникновении дополнительных расходов, связанных с использованием малоценного имущества, позволит подтвердить их обоснованность (приобретение бумаги для принтера, ремонт ксерокса и т.п.).

Все объекты «малоценки», отнесенные на счет 012, следует фиксировать в журнале наличия ценностей на забалансовых счетах. Таким образом, можно будет документально подтвердить, что имущество было учтено на забалансовом счете. В журнале следует указать название объекта, инвентарный номер, дату ввода в эквплуатацию, стоимость имущества, сотрудника, ответственного за сохранность, а в дальнейшем – дату выбытия объекта.

Основанием для записи малоценного объекта в журнал может быть требование-накладная или иной документ, подтверждающий ввод «малоценки» в эксплуатацию. Компания может использовать унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а, или собственные формы, закрепленные в учетной политике.

Вместо забалансового учета (или вместе с ним) на каждый объект малоценного имущества можно завести карточку учета. Готовой формы, которая содержала бы все нужные данные, нет (есть форма № М-17, но она громоздкая и не содержит граф по выбытию и перемещению объектов). Поэтому форму карточки учета разработайте самостоятельно и утвердите в приложении к учетной политике (образец такой карточки мы рассмотрим немного позже).

В дальнейшем сведения о перемещении «малоценки» из отдела в отдел или о выбытии имущества вносятся в журнал по каждому объекту исходя из данных первичных документов (накладных на отпуск материалов и пр.) того числа, когда произошло событие.

Таким образом, на каждый малоценный объект будет заведена отдельная карточка, и компания сможет отследить приход и выбытие имущества, срок использования и т.д. Также такая карточка будет служить документальным подтверждением движения малоценного имущества, которое можно предоставить налоговому инспектору в случае проверки.

>Инвентарные номера на малоценку

Бухгалтерский учет малоценного имущества

Часто компании покупают офисное оборудование и прочие объекты, которые будут использоваться более 12 месяцев. Эти объекты применяются:

#8212; для производства продукции (оказания услуг или выполнения работ) или для управленческих нужд компании;

#8212; долгое время (больше года).

Такие предметы компания не планирует в дальнейшем продать. Предполагается, что такое имущество способно принести компании доход (выгоду).

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» подобные объекты могут быть отнесены к основным средствам.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 если основное средство стоит не больше 40 000 р., то в бухгалтерском учете его можно учесть в составе материально-производственных запасов. Лимит организация должна закрепить в учетной политике.

Именно об этой категории активов, которые, с одной стороны, используются в организации более года, а с другой, их стоимость списывается единовременно, мы и поговорим. На практике они получили название «малоценное имущество» или «малоценка».

Отметим, что спецодежда, которая также может иметь срок полезного использования свыше 12 месяцев, относится к отдельной категории имущества со своими правилами учета, поэтому в данной статье мы ее рассматривать не будем.

Учетная политика

Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна включать следующие положения:

Обратите внимание, что установление лимита менее 40 тыс. руб. повлечет за собой появление разниц в бухгалтерском и налоговом учетах.

2. Способ оценки «малоценки» при ее выбытии (включая ввод в эксплуатацию). П.16 ПБУ 5/01 предполагает следующие варианты:

#8212; по себестоимости каждой единицы;

#8212; по средней себестоимости;

#8212; по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО).

3. Необходимо закрепить, какими первичными документами будет оформляться движение малоценного имущества: принятие к учету, ввод в эксплуатацию, выбытие, контроль за наличием. Формы данных документов также приводятся в учетной политике.

4. Для учета малоценного имущества в рабочий план счетов следует включить:

#8212; субсчет счета 10 «Материалы», на котором будет отражаться движение малоценного имущества для целей бухгалтерского учета;

#8212; забалансовый счет, на котором можно будет отслеживать фактическое наличие «малоценки».

Забалансовый учет

Законодательство не регламентирует порядок контроля за наличием малоценного имущества. Организация должна самостоятельно определить его и утвердить учетной политикой.

Учет малоценного имущества, отпущенного в эксплуатацию, следует вести на забалансовом счете, например, можно ввести счет 012 «Малоценное имущество». Это позволит:

#8212; отслеживать фактическое наличие «малоценки» после ее списания с 10 счета,

#8212; контролировать, кто из сотрудников несет ответственность за каждый конкретный объект малоценного имущества,

#8212; при возникновении дополнительных расходов, связанных с использованием малоценного имущества, позволит подтвердить их обоснованность (приобретение бумаги для принтера, ремонт ксерокса и т.п.).

В дальнейшем сведения о перемещении «малоценки» из отдела в отдел или о выбытии имущества вносятся в журнал по каждому объекту исходя из данных первичных документов (накладных на отпуск материалов и пр.) того числа, когда произошло событие.

Малоценное имущество

При проведении проверок правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, встречаются довольно распространенные ошибки, которые могут негативно повлиять на финансовое состояние компаний.

От малого к ценному, или об учете «малоценного» имущества.

Малоценное имущество – это активы, признаваемые в бухгалтерском учете основными средствами и отвечающие следующим признаком:

а) актив предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) актив предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного актива;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Для чего Организации необходим учет «малоценного» имущества:

1) у организации будет полная информация о наличии и движении активов, что позволит осуществлять контроль за ними и обеспечивать их сохранность (во избежание злоупотреблений, в т.ч. со стороны сотрудников);

2) обеспечение правильности и обоснованности формирования расходов организации для целей исчисления и уплаты налога на прибыль;

Разберем на примере:

— акт за услуги по ремонту компьютера ООО «Ромашка» Kyocera ТК-110. При этом, оборудование под маркой «Kyocera» в учете не отражено.

— акт на услуги по подготовке и сдаче поверке твердомера ТК-2М и ЭЛИТ-2Д 47 на основании договора с ИП Сидоров. При этом, оборудование твердомер ТК-2М и твердомер ЭЛИТ-2Д 47 в учете не отражено.

Таким образом, возникшие расходы по эксплуатации вышеперечисленного имущества, являлись не обоснованными, так как отсутствовал предмет учета понесенных расходов.

В п.2 статьи 38 НК РФ сказано, что под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание можно осуществлять в отношении имущества, отраженного в бухгалтерском учете Общества на следующих счетах:

Нематериальные активы – 04,

Основные средства — 01, 03

Запасы – 10, 41, 43 и т.п.

Денежные средства – 50, 51, 52, 53,

Расходы будущих периодов – 97,

а также в отношении имущества, отраженного на забалансовых счетах Общества.

Остановимся более подробно на отражении в учете «малоценного» имущества.

В целях обеспечения сохранности активов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован контроль за их движением (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).

В действующем законодательстве не установлен порядок осуществления контроля за движением малоценного имущества. На практике чаще всего используются два варианта отслеживания «малоценки»:

С целью снижения возможных рисков, рекомендуем вести учет «малоценного» имущества, с использованием двух способ, указанных выше.

Как присвоить инвентарный номер

Инвентарный номер: особенности

Итак, в целях обеспечения сохранности имущества фирмы, контроля его эксплуатации и состояния, объекты нумеруют. Однако присвоить инв. номер можно не каждому предмету. Обязательно нумеруются:

Что обозначает инвентарный номер

Законодателем не оговорен порядок присвоения номеров. Компании разрабатывают его самостоятельно, закрепляя в учетной политике. При этом соблюдаются условия:

Небольшие фирмы вправе использовать простую нумерацию (1,2,3 и т.д.). Крупные разрабатывают регламент составления инвентарного номера, учитывая структурность производства. В нем, например, зашифрованы коды:

На объекты-комплексы, состоящие из нескольких единиц с разными сроками полезной эксплуатации, каждой части присваивают отдельный номер. Если же в комплекс входят единые объекты с одинаковым СПИ, то весь объект числится под одним номером.

Номер выбывшего объекта обычно не присваивают вновь поступающему имуществу, выдерживая пять лет после факта выбытия.

Законом не предусмотрено объединение нескольких единиц под одним номером, но внутренний учет фирмы приемлет этот способ учета. При поступлении нескольких однотипных объектов (например, компьютеров) бухгалтер фирмы может объединить их под одним номером.

Инвентарный номер: пример присвоения

Нумеруют объекты в соответствии с кодами, применяемыми на предприятии.

Рассмотрим, как присвоить инвентарный номер мебели.

Шкаф относится к 4-й амортизационной группе «Инвентарь производственный и хозяйственный». Конечный код будет, например, таким – 23125360252, т.е.:

Малоценка это?

Очень часто для обеспечения бесперебойной работы производства предприятие приобретает офисное оборудование и подобные товары для личного использования длительное время.

Новые объекты характеризуются тем, что:

Перечисленная характеристика позволяет отнести эти объекты в соответствии с ПБУ 6/01 к основным средствам.

Но, в то же время это же положение дает возможность учитывать средства, стоимость которых не превышает 40 тыс. рублей, в составе МПЗ. Важно только закрепить верхний предел стоимости в учетной политике.

В результате малоценные объекты или малоценка – это предметы, приобретаемые компанией с целью личного использования длительное время, но при этом сразу же в полном объеме списываемые в себестоимость продукции.

Нельзя отнести к этой категории объектов только спецодежду, так как в соответствии с законодательными нормами она относится к особо учитываемому виду имущества.

Списание малоценки

Поступление установленного учетной политикой малоценного имущества приходуется как МПЗ на дополнительном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы» по фактической себестоимости.

Кредитуется проводка со счетом 60.

Далее стоимость поступивших объектов списывается в производство в полном объеме в составе издержек по основной деятельности.

Соответственно фактическая стоимость малоценки переносится в дебет затратных счетов 20, 26, 44. Для целей бухгалтерского учета списать стоимость недорого имущества, признаваемого МПЗ можно на одну дату вместе с оприходованием, независимо от факта оплаты.

В заключение количество малоценных предметов регистрируется на забалансовом счете или при помощи ведения на каждый объект унифицированной карточки.

Акт малоценки

В случае с малоценными и быстроизнашивающимися предметами, которые служат менее года, при списании применяют унифицированную форму акта МБ-8. Чаще всего такой акт выписывают в момент, когда имущество становится непригодным для дальнейшей эксплуатации в производственном процессе.

Каждая компания имеет право разработки собственного удобного для записей бланка на списание малоценных МПЗ, используя утвержденную форму в качестве образца.

Решение о списании малоценки из производства могут принимать:

Быстро изнашиваемый инвентарь отображается в акте по фактической себестоимости, с учетом всех расходов, непосредственно с ними связанных.

Реализация малоценки чаще всего проводится по этой же стоимости. В случае превышения продажной цены над фактической, сумма разницы попадает в книгу доходов.

Акт составляется в одном экземпляре, подписывается комиссией, ответственным лицом и поступает в бухгалтерию.

На основании его данных бухгалтер проводит списание этих материалов с учета.

Учетная политика представляет собой нормативный документ, регламентирующий сочетание законодательных норм и самостоятельных удобных решений организации по вопросу ведения финансового учета.

Разрабатывается главным бухгалтером, который обязан учесть все нюансы бухгалтерского и налогового учета, предназначенные для применения его сотрудниками.

Одним из значимых и обязательных разделов документа является установленные компанией правила и нормы учета и оценки движения средств, в том числе и малоценного имущества.

Учет малоценки

присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть картинку присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Картинка про присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Фото присваиваются ли инвентарные номера малоценкеВ отношении малоценки учетная политика должна содержать следующие конструктивные нормы и правила:

Для забалансового учета малоценки рекомендован счет 012 «Малоценное имущество». В результате на нем ведется количественный учет всех недорогих и списанных по стоимости предметов, которые остаются действенными в хозяйственной деятельности компании.

Использование забалансового учета МПЗ, отнесенного к категории малоценного позволяет:

Все сведения учета малоценки после списания фиксируются в специальном журнале. На листах книги отмечают наименование, инвентарный номер, даты поступления и выбытия и ответственных лиц.

Малоценка до какой суммы?

Малоценным имуществом можно считать приобретенные объекты, стоимость которых находится в промежутке до 40 тыс. рублей.

При этом предельный размер отнесения небольших предметов в бухгалтерском учете к малоценке, иными словами, к материалам, устанавливается внутренними документами предприятия, прежде всего, учетной политикой.

Любому финансовому специалисту, имеющему дело с учетом малоценных товаров важно различать:

Выгоднее установить совпадающие лимиты для удобства ведения обоих учетов. К тому же получится вывести имущество этой категории из-под имущественного налогообложения.

Как списать малоценку?

Списание малоценки проводят с соблюдением ряда рекомендаций:

Списание малоценки в строительстве

С 2002 года из бухгалтерского учета исключено понятие малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а потому перестали действовать сроки, устанавливаемые время службы многих материалов, в том числе и предназначенных для строительных организаций.

На сегодняшний день в законодательстве в качестве малоценки рассматриваются объекты ОС, приобретенные за суммы до 40 тыс. рублей.

Бухгалтерский учет строительных организаций в области списания таких объектов не регламентируется отдельными документами и ведется в соответствии с общегосударственными законодательными нормами.

При расчете фактической себестоимости малоценки, по которой впоследствии она будет списана, в обязательном порядке учитываются показатели:

Списание малоценного имущества в строительных организациях проводится в соответствии со следующей документацией:

Списание малоценных объектов ОС в строительстве рекомендуется проводить по унифицированной форме М-29, доработанной под конкретную сферу строительства.

Составляется она на каждый строительный объект в течение календарного года и отражает два раздела:

Основные средства малоценки

С 2011 года бухгалтерское законодательство пополнилось новыми нормами в отношении учета основных средств. Конкретнее, подняли размер максимальной границы стоимости объектов ОС, которые можно отнести к категории МПЗ, с 20 до 40 тыс. рублей.

Важно, чтобы порядок учета таких средств, а именно предел стоимости основных средств, относимых к материальным запасам, оговаривался в ежегодно утверждаемой учетной политике.

Если недорогие объекты признаются в составе МПЗ, то сокращается документооборот, связанный с учетом их движения.

Взамен форм ОС-1, ОС-2, ОС-4 и подобных заполняемых на каждое средство, приход и расход этих объектов проводится списком по унифицированным формам карточек и накладных.

Продажа малоценки

Продажа ОС, учитываемых на отдельном субсчете к счету 10, оформляется в соответствии с порядком продажи прочих МПЗ, не списанных в производство.

В противном случае все материалы, стоимость которых уже списана в производственные расходы, включая малоценку, продаются и регистрируются в установленном бухгалтерскими положениями порядке:

Налоговый аспект

Налоговый аспект признания основных средств малоценным имуществом, которое не подлежит амортизации и списывается на производство в полном объеме, заключается в установлении конкретного неизменяемого лимита предельного размера стоимости.

НК РФ четко ограничивает цифру предела стоимости неамортизируемых объектов в размере 40 тыс. рублей.

В налоговом учете

Максимальный лимит для целей налогового и бухгалтерского учетов находится в одном цифровом значении.

Разница заключается в том, что в учетной политике в разделе налогового учета предприятие не имеет права указать другую предельную сумму, а в соответствующем пункте порядка ведения бухгалтерского учета может писать любой лимит.

К тому же налоговые нормативы предусматриваются только с целью определения внеоборотных активов, которые сразу учитываются в себестоимости, а не посредством амортизации.

В бухгалтерском учете

Любая организация вправе сама выбирать учитывать ли установленные налоговым правом, неамортизируемые объекты в составе МПЗ или приобретать их как ОС.

Только в случае признания их основными средствами, важно отнестись внимательно к нескольким нюансам:

Невыгодным признание малоценки является для компаний, которые стремятся к высоким показателям актива в части внеоборотных средств с параллельным уменьшением издержек.

Положительная динамика этих показателей оказывает непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность. Соответственно для большинства организаций определение малоценки, даже в условиях уменьшения имущественного налогообложения, становится неприоритетным.

Если у Вас есть вопросы,
получите бесплатную консультацию прямо сейчас

Что следует считать малоценным и быстроизнашиваемым имуществом

Длительное время малоценные и быстроизнашиваемые предметы учитывались на счете 13. Но сейчас он отсутствует, хотя сами МБП никуда не пропали. Этот материальный ресурс по всем критериям следовало бы отнести к основных средствам, но его стоимость слишком мала, чтобы числиться на соответствующем ОС счете (01). Поэтому, хотя термин МБП не используется в профессиональном бухгалтерском языке, малоценка присутствует.

К ней относят текущие активы, для которых:

Для них также характерно:

Малоценное имущество зачисляется в текущие активы, а их стоимость списывается на издержки:

Хотя МБП и списываются, но продолжают отражаться в бухучете (в налоговом нет) в составе МПЗ. А на предприятии за их движением должен осуществляться постоянный контроль, чтобы обеспечить сохранность. Именно для сохранности физической малоценка даже с нулевой стоимостью учитывается в документации. И это происходит до наступления времени ее полного износа. В учетной политике следует закрепить максимальную стоимость малоценки.

МБП – это предметы, которые приобретаются предприятием, для того чтобы пользоваться ими длительное время. Но их стоимость сразу же, в полном объеме списывается на себестоимость выпускаемой продукции.

Пример №1. Организация купила шкаф для бумаг, заплатив за него 25 тыс. руб. (без НДС). Данное приобретение относится к мебели, то есть, к основным средствам. Но поскольку его стоимость меньше установленного лимита (40 тыс. руб.), стол относится к малоценке. 25 тыс. руб. списывается на расходы по управлению сразу же, при вводе в эксплуатацию.

присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть картинку присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Картинка про присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Возможные способы оценки малоценных предметов

Положениями о ведении учета предусматривается несколько вариантов оценки МПЗ. Она может проводиться по себестоимости:

Малоценка – это особенная составная материальных запасов. Первоначальная стоимость МБП содержит все затраты, которые понесло предприятие во время закупки. Это отражается в соответствующей первичной документации.

Исходя из этого, в приказе об учетной политике необходимо записать, что МБП оценивается исходя из фактической себестоимости каждой отдельной единицы. При этом следует не забыть добавить сумму расходов на ее покупку. Здесь же закрепляется перечень первичной документации. С ее помощью будет прослеживаться движение МБП от оприходования до списания.

К МБП не относится спецодежда, поскольку согласно законодательству ее следует причислить к виду имущества, который учитывается особо.

присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Смотреть картинку присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Картинка про присваиваются ли инвентарные номера малоценке. Фото присваиваются ли инвентарные номера малоценке★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как правильно приходовать и списывать малоценку?

Малоценное имущество следует приходовать на сч. 10. У него есть несколько дополнительных субсчетов, среди которых следует определить тот, который наиболее подходит для конкретного вида материалов. Читайте также статью: → “Бухгалтерский учет по счету 10: проводки, примеры. Поступление и списание материалов». Учетная проводка такова:

Далее стоимость МБП следует в полном объеме списать на производство. Она войдет в издержки по основному направлению деятельности предприятия. В зависимости от того, где используется конкретный вид малоценки, ее стоимость следует перенести в дебет сч. 20, 26, 44.

В бухучете малоценное имущество можно списать в тот же день, когда оно было оприходовано. Факт оплаты в данном случае не имеет значения. Количество малоценки следует регистрировать на забалансовом счете. Также можно на каждый отдельный объект завести унифицированную карточку.

Пример №2. Одно из направлений деятельности предприятия «Магнолия» – сдача в прокат велосипедов для взрослых. Учетной политикой предусмотрено включение в МПЗ основных средств, стоимостью до 38 тыс. руб. «Магнолия» обновила велосипедный парк, закупив пять новых образцов. Стоимость одного составила 12 тыс. руб. (1830 руб. – НДС). Общая стоимость закупки товара – 60 тыс. руб. (9 150 – НДС).

СчетаСумма, руб.Описание
ДебетКредит
106050 850 (60 000-9150)затраты на закупку отмечены
19609150входной НДС учтен
605160 000перечисление денег продавцу
68199150НДС предъявлен к вычету
201050 850списана стоимость велосипедов при передаче их в пункт проката

Забалансовый учет малоценного имущества

Для проведения забалансового учета малоценки целесообразно использовать забалансовый сч. 012. Читайте также статью: → “Забалансовые счета — как и для чего используются?». На нем можно вести учет (в количественном выражении) всего недорогого имущества, списанных предметов, которые все еще используются в хозяйствовании.

Такой способ ведения учета позволяет:

Все данные о движении малоценного имущества должны фиксироваться в специальном журнале. На его листах отмечается наименование, дата поступления и снятия с эксплуатации, инвентарный номер, лица, ответственные за сохранность имущества. Внесение МБП в строчку журнала происходит за данными:

Особенности использования счетов в бухучете МБП, амортизация и основные проводки

Наиболее правильно на предприятии в области малоценки использовать такой подход:

Когда малоценка будет использоваться в производстве более чем 12 месяцев, бухгалтер делает такие пометки:

СчетаОписание
ДебетКредит
0860Малоценка оприходована за фактом ее поступления
19 (1)60Отражение НДС
0108Малоценка передана в эксплуатацию
6819 (1)НДС зачтен
20 или 2302Начислена амортизация (можно сразу все 100% стоимости малоценки, или ее часть по первому кварталу или году)
0201Амортизационная сумма списана (но не раньше, чем объект будет полностью списан)

При использовании МБП менее года проводки таковы:

СчетаОписание
ДебетКредит
10 (10)60МБП оприходованы согласно фактам их поступления
19 (1)60НДС
20 или 2310 (11)Малоценка передается в пользование
6819НДС зачтен
10 (11)02Амортизация списана в 100% размере стоимости малоценки

Оприходование инвентаря, хозпринадлежностей производится по сч. 10 (9). Они будут числиться, пока не перейдут в эксплуатацию. Одновременно с этим данный вид малоценки списывается весь. Стоимость включается в издержки по той статье, по которой они используются. Проводки следующие:

СчетаОписание
ДебетКредит
10 (9)60Инвентарь оприходован
20, 2310 (9)Списание инвентаря

При списании МБП (сроком службы до года) на соответствующие текущие расходы, их стоимость равняется нулю. Когда же амортизация начисляется частями, МБП некоторое время будут иметь определенную остаточную стоимость.

Таким образом, в зависимости от периода эксплуатации малоценки и соответствующего метода расчета амортизации получается баланс, в активной статье которого – полная стоимость МБП, а в контрактиве – аналогичная минусовая стоимость. В результате стоимость малоценки равна нулю.

Пример №3. Кассир-деловод купил за наличные бумагу для принтера на сумму 1500 руб. В бухгалтерию сдан авансовый отчет, подкрепленный кассовым чеком. В нем значится НДС – 228,75. Бумага передана для использования. Бухгалтерские записи:

ДебетКредитСуммаОперация
60711500,00Получен авансовый отчет
10601271,25Бумага оприходована
1960228,75НДС входной к вычету принят
26 (44)101271,25Товар отправлен в работу

Особенности учета малоценки при УСНО. Отличия от ОСНО

Поскольку малоценка не входит в состав основных средств, ее можно списывать на расходы по УСНО. Но это позволено сделать только после того, как МБП запущены в работу. Списанию подлежит стоимость только тех МБП, которые действительно участвуют в процессе производства продукции.

Например, при покупке холодильника для обеспечения хранения готовой продукции, его стоимость включается в расходы при УСНО. Когда же тот куплен для бытовой комнаты, то наличие его стоимости в расходах неоправданно. В таблице зафиксированы отличия учета малоценки по ОСНО и УСНО:

Условия для МБПОСНОУСН
Ведение бухучетаНа сч. 10 плюс забалансовый учет
Время списания на издержкиСразу же при поступленииПосле запуска в эксплуатацию
Включение в расходы в зависимости от места использованияОграничения отсутствуют. На расходы списывается вся стоимость независимо от того, где малоценка используется – в производстве или в обеспечении качественных условий труда работниковОбязательное условие – непосредственное использование в процессе изготовления продукции (обоснованные расходы)

Упрощенцев законодательство не принуждает вести бухгалтерский учет. Но это не относится к ОС и нематериальным активам. Поэтому малоценка, например, канцтовары, ни на каких счетах не отражается.

Топ пять вопросов, которые задаются наиболее часто

Вопрос №1. ИП занимается сдачей в аренду площадей в административном корпусе. Они обставлены мебелью, купленной за счет ИП. Можно ли записать их в расходы и отразить в учете?

Подобные затраты можно включить в расходы. Они полностью экономически обоснованы, поскольку сдача в аренду площадей вместе с установленной на них мебелью, является источником дохода данного ИП.

Вопрос №2. Предприятие (ОСНО) ежеквартально приобретает около сотни наименований канцелярских товаров. Они сразу же раздаются сотрудникам для обеспечения их работы. Нужно ли отражать стоимость канцтоваров, в каких первичных документах?

Чтобы не было претензий от ревизоров и налоговиков следует поступить таким образом.

Вопрос №3. Как определиться с суммой малоценного имущества?

Сумма зависит от особенностей предприятия. К МБП не относятся ОС, чья стоимостью больше за 40 тыс. руб. Вот эти два фактора следует учесть и закрепить для целей бухучета (обязательно) в приказе об учетной политике.

Вопрос №4. Можно ли списать малоценное имущество в день его поступления, если оплата за него еще не отражена в учете?

Такое возможно. В бухучете малоценку можно списать тогда же, когда она поступила. Прошла на данный момент оплата или нет – не имеет значения.

Вопрос №5. ИП купило микроволновку для своих работников. Будет ли ее стоимость включена в расходы УСН?

Нет. В расходы можно включать только те из них, которые полностью обоснованы и используются в производстве. На каждом предприятии не следует недооценивать учет МБП, хотя это и недорогое имущество.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *