что обещал бог аврааму

Как нас касаются обетования, данные Богом Аврааму?

что обещал бог аврааму. Смотреть фото что обещал бог аврааму. Смотреть картинку что обещал бог аврааму. Картинка про что обещал бог аврааму. Фото что обещал бог аврааму

Устами апостола Павла Церковь напоминает нам сегодня про обетования Божии, данные Богом Аврааму: «истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (Евр. 6:14). Сразу возникает закономерный вопрос: какое дело современному человеку до обещаний, данных Богом родоначальнику еврейского народа больше трех тысяч лет назад?

Прежде всего, обратим внимание вот на что. Павел не приводит обетования Аврааму полностью, а дает лишь одну строчку, зная, что такой важный момент Писания, несомненно, хорошо известен любому еврею и нет нужды цитировать весь текст. Обетование же это взято из 22-й главы Бытия, где описывается жертвоприношение Авраама, и звучит так: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело (т. е. согласился принести Исаака в жертву Богу. – Прим. автора), и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16–18).

Большая часть обетования относится не столько к самому Аврааму, сколько к его «семени». Это слово употребляется в Библии с разными смысловыми оттенками. В данном случае оно имеет три основных значения.

Прежде всего, это израильский народ, который произошел от Авраама. Потом – христиане, согласно словам апостола: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Третье значение – указание на Мессию, долженствовавшего произойти от Авраама – на Иисуса Христа, «Сына Божьего», «Сына Авраама» (Лк. 3:38; Мф. 1:1). «Семенем» Христос именуется и в начале книги Бытия, в эпизоде суда Бога над змием: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; ОН будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3:15 – греческий текст).

«Овладеет семя твое городами врагов своих» – здесь речь идет не только о завоевании израильтянами Палестины, но и о победе Христа над адом и дьяволом. Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил (Пс. 106:16), – поет псалмопевец об этой победе.

«И благословятся в семени твоем все народы земли». «Благословятся в семени» значит «благословятся во Христе». Во Христе все люди снова получают утраченное грехопадением благоволение и благословение Отца; неуверовавшие – как возможность; уверовавшие и пребывающие в Церкви – как реальность и действие.

Итак, мы видим, что обетование, часть которого приводит Павел, прямо касается нас, христиан, людей Церкви. Более того, сам Авраам не увидел исполнения обетования до конца – оно раскрылось и исполнилось именно в Церкви Христовой. Исполнилось в нас! Поэтому Павел и напоминает христианам об этом обетовании, чтобы «твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18–19).

Апостол сравнивает надежду с якорем. Этот предмет, как всем известно, удерживает корабль непоколебимым, несмотря на движение вод. Чем глубже опускается якорь в грунт, тем устойчивее корабль. Если якорь устремляется в грунт, то куда же направляется наша надежда? Она «входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6:19–20). Что здесь имеется в виду?

В отличие от ветхозаветных первосвященников, входящих с жертвенной кровью один раз в год во «святое святых» скинии земной, Первосвященник Иисус один раз в истории мира вошел в скинию небесную и принес Свою Кровь за грехи всех людей.

Заметим, что ветхозаветный Храм (а перед ним и скиния, т. е. храм-палатка) делился на три части: святое святых, святилище и двор. Святое святых отделялось от святилища завесой. Это и есть то «внутреннейшее за завесой», о котором говорит апостол, только уже имея в виду скинию небесную, «которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:2). Иисус вошел туда «предтечею». Значит, открыл путь и для нас. Поэтому, кстати, и разорвалась завеса в Иерусалимском Храме, когда Иисус испустил дух (см. Мф. 27:51). Это было великое знамение, о котором толкователь Евфимий Зигабен говорит: «Так как внутренняя сторона завесы служила образом неба, а внешняя – образом земли, то раздрание завесы означало то, что уничтожена преграда между небом и землею, т. е. вражда между Богом и человеком, и что небо стало доступно для людей, потому что Иисус Христос, уничтожив эту преграду, возобновил нам этот доступ» (Толк. на Мф. 27).

Именно туда, в Небо, в Небесную скинию, во «внутреннейшее за завесой», и следует простираться надежде нашей, братья и сестры. Там должен бросить якорь корабль жизни нашей, со всех сторон колеблемый волнами житейских бурь. Ибо все мы странники и пришельцы на земле, «не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр. 13:14). А что за «грядущий град»? Это – «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего», не имеющий нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21:2; 21:23).

Туда, «в горняя… в горняя… к свету…», как произнес умирающий Григорий Палама, туда должны устремляться и упование, и все помышления наши. Там «отрет Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Обратим туда надежду нашу и будем веровать: она не посрамит нас, ибо обетования Божии непреложны.

Вот сколько всего находим мы в сегодняшнем апостольском чтении! И утешение, и увещание, и надежду, и ободрение, и напоминание обетований. Таково слово Божие, «богодухновенное и полезное для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (ср. 2 Тим. 3:16). Запасемся же драгоценными семенами слова Божьего в это благодатное время поста, чтобы они со временем проросли в плод духовный, который есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Сами мы да будем истинным семенем Авраама и наследниками всех обетований Божиих (ср. Гал. 3:29).

Источник

VIII. Завет Божий с Авраамом

Укрепленный верой, услышав еще однажды от Господа, что земля Ханаанская дана ему в наследие, он просил знамения, как бы залога на обладание сею землей, и знамение, сопровожденное страшным видением, обратилось в завет между Богом и Аврамом. По велению Господа рассек он трехлетних телицу, козу и овна, и положил их друг против друга; налетели на трупы хищные птицы, которых отгонял, доколе при захождении солнца погрузился в сон; тогда напал на него ужас и мрак великий, и услышалось слово Господне: «ведай, что потомки твои будут пришельцами в земле чужой, в порабощении и угнетении четыреста лет; но я произведу суд над народом, у которого будут они в порабощении, и после сего выйдут они с великим богатством; ты же отыдешь к отцам твоим в мире и погребен будешь в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззакония Амморейского еще не исполнилась.» Наконец, когда зашло солнце, был мрак и дым, как бы от печи, и светильник огненный прошел между рассеченными животными. В сей день заключил Господь завет с Аврамом, употребив обряд, свойственный при союзах человеческих, ибо прохождение между рассеченными половинами животных, знаменовало, что как сии рассеченные составляли прежде одно тело и имели одну жизнь, так обе союзные стороны обещают руководиться одним духом и составлять одно общество.

Авраму было девяносто девять лет от рождения, когда опять явился ему Господь, и сказал: «Я Бог всемогущий, ходи пред лицом моим и будь непорочен; Я поставлю завет мой между мною и тобою, и умножу тебя; отныне ты не будешь называться Аврамом, но Авраам будет имя твое, ибо тебе положил Я быть отцом многих народов, и цари из тебя изыдут; поставлю завет вечный с тобой и твоим потомством, и буду Богом твоим и твоего потомства, и дам ему в наследие вечное землю, по которой странствуешь. Ты же соблюди завет мой и племя твое, после тебя, да соблюдет из рода в род, чтобы всякий восьмидневный младенец, мужского пола, был обрезан; знамение сие да будет на теле вашем заветом вечным; необрезанный же отсечется от народа своего, ибо нарушил завет Мой.»

Наружное обрезание плоти было таинственным видом духовного обрезания сердца, от всех страстей ветхого греховного человека, и знамением будущего крещения, чрез которое совершенно возрождается обновленный человек. «Не тот Иудей, говорит Апостол Павел, который таков только наружно, и не то обрезание, которое совершается только наружно над плотью; но тот Иудей, который таков втайне, и то обрезание, которое совершается над сердцем по духу, а не по букве» ( Рим. II. 28, 29 ). Плод же обрезания есть вступление в завет с Богом и наследование его обещаний.

И Сару благословил Бог именем Сарры, т. е. госпожи множества, обещав Аврааму, что от нее собственно родится ему сын и произойдут народы и цари народов. В радостном изумлении пал Авраам на лицо свое, помышляя сам в себе: как у столетнего старца и девяностолетней жены возникнет еще племя? Довольный Измаилом, он просил только Господа, чтобы сын сей остался жив пред лицом его; но Господь, проникнув помысел Авраама, ответствовал: «воистину Сарра, жена твоя, родит сына Исаака, и с его потомством поставлю Я завет вечный; от Измаила же произойдет народ великий и двенадцать князей от него родятся, но но завет Мой с Исааком.» – Так разрешилось радостное недоумение Авраама, пораженного величием обетований и избытком благословений Божьих. В тот же день обрезал он Измаила и всех рожденных в доме своем, и всех купленных у иноплеменников, мужского пола; обрезал и сам себя, не смотря на столетний свой возраст, для исполнения заповеди Божьей, и в залог рождения Исаакова.

Опять явился Господь Аврааму, у дубравы Мамврийской, когда он сидел, во время зноя дневного, пред дверьми шатра. Здесь священный повествователь почел нужным предварить, о явлении самого Бога, ибо в сказании его представляются три мужа, которым говорил Патриарх, как одному. Некоторые Св. Отцы полагают, что один из сих таинственных мужей был Сын Божий, ибо он изрек суд над Содомом, другие же два были только Ангелы совершители суда. Но Церковь издревле приняла обыкновением представлять тайну Св. Троицы, в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму. – Патриарх возвел очи свои, и вот три мужа стоят пред ним; он устремился на встречу их, и поклонившись до земли, сказал: «Господи, если обрел я благодать пред Тобою, не пройди мимо раба Твоего. Да принесется вода, и омоются ноги ваши и вы прохладитесь под древом, а я принесу хлеба, чтобы подкрепить сердце ваше; потом же пойдете в путь ваш, ибо для сего и проходите вы близ раба своего.»

Услышана была страннолюбивая молитва Авраама, которую поставляет благим примером Апостол Павел: «ибо некоторые, пишет он, страннолюбием оказали гостеприимство Ангелам, сами не ведая того» (Евр. ХIII. 2). Патриарх поспешил в шатер свой, чтобы велеть супруге приготовить хлеб, и в стадо, чтобы заклать тельца и принести оттоль масло и молоко; он предложил их таинственным пришельцам, а сам с благоговением стоял пред ними, под сенью дуба. Тогда первый из них, спросив старца о Сарре, сказал, что в течении года опять посетит их и родится ему сын. Рассмеялась Сарра, услышав такое обещание сквозь двери шатра, ибо она и супруг её уже заматорели в годах; но Господь сердцевидец сказал Аврааму: «для чего рассмеялась Сарра? Разве может быть что либо трудное для Господа? Истинно в назначенный срок родится у нее сын»; так обличилась хотевшая, ради страха, утаить смех свой.

Небесные мужи встали и обратились к Содому. Авраам провожал их, и здесь является неизреченное милосердие Господа к Патриарху, с которым беседовал как с другом, и долготерпение Божье к грешникам, ради немногих праведных. «Утаю ли от Авраама, раба Моего, что хочу совершить?» сказал Господь, «ибо в нем благословятся все племена земные, и Я стал знать его ради того, что заповедает он сынам своим, после себя, ходить путем Господним, и творить суд и правду, дабы исполнилось над ними все, что Я сказал о нем! Умножился предо Мною вопль Содомский и Гоморрский, и грехи их весьма тяжки; низшедши узрю, довершилось ли у них то, о чем восходит до Меня вопль?» т. е. достиг ли Содом крайней степени своих беззаконий, так что долготерпение Божье сделалось безполезно и исправление невозможно. – Посещение Содома нужно было для избавления Лота, а вид нерешительный, принятый Господом, вызывал Авраама к ходатайству за Лота и внушал дерзновение грядущим праведникам предстательствовать за братий, восполняя верой своей их недостоинство.

Два Ангела уже шли к Содому; Авраам же еще стоял пред лицом Господа и приблизившись сказал: «неужели погубишь Ты праведного с нечестивыми? Может быть найдется в городе том пятьдесят праведных? Неужели не пощадишь места ради пятидесяти праведных? – Судия всей земли поступит ли неправосудно? И милосердно ответствовал Господь на дерзновенную молитву: «если найду в Содоме пятьдесят праведных, пощажу ради них место.» Умножилось дерзновение Авраама: «осмелюсь ли еще говорить с Господом моим, я, который земля и пепел? – может быть не достанет пяти праведников до полноты пятидесяти: неужели за сей недостаток истребишь весь город?» – и опять услышал милостивое слово: «не истреблю ради сорока пяти праведников». «Если же обретутся там только сорок?» продолжал молиться Патриарх, «не истреблю и ради сорока», ответствовал Господь. «Да не прогневается Господь мой, если еще скажу слово, воззвал опять и опять Авраам: что если там найдется их только тридцать? Что если двадцать? Что если десять?» и на каждый человеколюбивый вопрос, слышал столь же человеколюбивое слово: «не погублю». После сего престал Господь беседовать с Авраамом; но в Содоме, созревшем к гибели, не нашлось и десяти праведных, ради коих мог бы спастись.

Источник

Глава вторая. Второе Богоявление Аврааму. Призвание Авраама в Харране

В Харране, куда Авраам прибыл с домом отца своего, произошло второе явление Бога-Элогим Аврааму. Поскольку в книге Бытия о явлении Бога Аврааму в Уре Халдейском определенно не говорится, а слова Божии в Уре и Харране ( Деян. 7:2–4 и Быт. 12:1–3 ) совпадают, то многие толкователи и не различают эти два Богоявления. В этом втором харранском Богоявлении и происходит окончательное призвание Авраама и оставление им Месопотамии, земли идолопоклоннической, поклонившейся богам иным. Отсюда, из Харрана, Авраам исходит навстречу Земле Неведомой и своему будущему великому призванию.

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли. ( Быт. 12:1–5 )

В харранском явлении, Бог дает Аврааму повеления и великие обетования. Авраам должен совершить подвиг веры, исполнив Божии повеления, и тогда его ожидают чудные свершения Божии.

2.1. Повеление Божие Аврааму

Вступая в Завет с Авраамом, Бог ожидает от него веры и всецелого предания Себе, он должен все оставить, что может его связывать с богоотступническим идолопоклонством и ветхой жизнью во грехах, и последовать за Призывающим его.

Он должен оставить привычное и родное ради неведомого, но Божьего. Исполнение Авраамом повеления Божия есть условие исполнения Божиих обетований.

Авраам должен, с одной стороны:

– выйти из земли своей;

– уйти от родства своего;

– оставить дом отца своего.

С другой стороны, Аврааму следует:

– пойти в землю, которую он не знает, но Бог укажет ему.

2.2. Обетования Божии Аврааму

Призвав Авраама и дав ему повеления оставить все и последовать за Ним, Бог дает ему чудные обетования.

Первое обетование – от Авраама произойдет великий народ. И Я произведу от тебя великий народ.

Второе обетование – возвеличение Авраама и его имени. И благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение.

Третье обетование – Божие благословение на благословляющих Авраама и проклятие на злословящих его. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну.

Четвертое обетование – благословение всех народов через Авраама. И благословятся в тебе все племена земные.

Относительно Божия обетования Аврааму: И я произведу от тебя великий народ, Агада сохранила древнее предание: «И отчеканена была монета с изображением: на одной стороне – старика и старухи, а на другой – юноши и девушки (символ непрерывного возрождения и обновления жизни». Эта харранская монета свидетельствовала о непрерывности в веках рода и потомства Авраама.

И далее Господь говорит: И благословлю тебя. Св. Филарет отмечает, что, соответственно древнему восприятию, это означало, в первую очередь, многочадие. «Благословение в отношении к человекам в Ветхом Завете часто знаменует многочадие». И далее: «Благословение Божие, в особенности, означает не простое и естественное, но непосредственно волей и силой Божией производимое многочадие». Тем более, что в этом случае речь шла о потомстве от бесплодной жены Авраама Сарры.

Возвестив благословение потомства и возвеличение имени Авраама, Господь говорит далее о том, каково будет Его отношение и действие к тем, кто исторически прикоснется к потомству праотца: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну.

Почему Бог благословляет благословляющих Авраама и проклинает злословящих его? Ответ таков: Благословляющие Авраама и его народ – благословляют Единого Бога, Бога Авраамова и веру в Него; злословящие же Авраама и его народ – злословят Бога и правую веру. Об этом говорит св. Филарет Московский: «Благословляющие Авраама суть те, которые веруют почившему на нем благословению Божию; и потому, вера их вменяется им, подобно, как вменилась ему в праведность ( Быт. 15:6 ). Не благословляющие, или злословящие, Авраама суть неверующие: следственно, те, которые сами себя отчуждают от благословения, предлагаемого вере, и остаются, таким образом, по необходимости, под проклятием».

Авраам – друг Божий ( 2Пар. 20:7 ). И в словах Божиих о благословении благословляющих Авраама, и в проклятии злословящего его, св. отцы усматривали не только вышеотмеченный объективный смысл, но и субъективный закон дружбы.

Св. Филарет Московский находит здесь подобие клятвенного союза сильных мира сего: «И благословлю благословляющих тебя, злословящих тебя прокляну. Обыкновенный образ клятвы между сильными земли, вступающими в тесный союз, есть обещание иметь одних друзей и врагов. Такое обещание дает здесь Бог Аврааму. Он хочет быть для него не только милосердым владыкою, но и неизменным союзником».

И далее, заключив завет дружбы, Бог дает Аврааму четвертое обетование: И благословятся в тебе все племена земные. Потомство Авраама уже получило благословение в первых трех обетованиях. Теперь это благословение переносится на все народы земли. И потомки Авраама, и все народы получат в Аврааме Божие благословение. Благословение всех народов в Аврааме имеет мессианское значение и произойдет во времена Мессии. Народы, приняв веру Авраама, сделаются причастными благословений Божиих потомкам Авраама. Об этом говорил уже св. апостол Павел: Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак, верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал. 3:6–9 ). И далее, конкретно указывается на Мессию: Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою ( Гал. 3:14 ).

Следует отметить, что Тертуллиан цитирует здесь слова обетования Божия не харранского Богоявления ( Быт. 12:1–3 ), а восьмого – на г. Мориа ( Быт. 22:18 ). Там, на горе Мориа, Господь уточнил и изъяснил данное ранее в Харране Аврааму обетование.

Следует за своим учителем Тертуллианом и св. Киприан Карфагенский. Св. Киприан говорит, «что язычники предпочтительнее уверуют во Христа», чем иудеи, и обосновывает это утверждение словами харранского обетования Божия Аврааму ( Быт. 12:1–3 ).

2.3. Исход Авраама из Харрана

Получив Божии повеления и обетования, Авраам оставляет Харран и идет в неведомую ему Обетованную Землю.

В Харране Авраам приобрел довольно много людей, он не остался один. Авраам становится главою большого дома, или даже общины. Это были пастухи его стад, и даже его воины. Древнее предание отмечает при этом, что это были люди, уверовавшие в Бога Авраама, так как Авраам проповедовал в Харране идолопоклонникам о едином Боге.

Таким образом, об Авраамовой проповеди в Харране имеются свидетельства как Предания, так и текстологического анализа.

Особо отмечается бытописателем, что Авраам взял с собою Сарру, жену свою: И взял Аврам с собою Сару, жену свою ( Быт. 12:5 ).

2.4. Духовные рассуждения

Второе Богоявление Аврааму в Харране и исход Авраама послужили основанием для духовных рассуждений толкователям Писания.

Оставление плотского и чувственного, а, в конечном счете, греховного, о котором говорит прп. Максим Исповедник, происходит, как в крещении, для всякого христианина, так и в священном постриге, для, оставляющего мир, монаха.

Оставление Авраамом родной земли, отчего дома и родства – начало евангельского оставления отца и матери, братьев, сестер и прочее, и следования за Христом.

Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2, с. 50–51

Источник

Глава четвертая. Четвертое Богоявление Аврааму. Обетование Святой Земли Аврааму после разлучения его с Лотом

И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку, и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. ( Быт. 13:14–17 ).

4.1. Авраам и Лот

Странствуя по Святой Земле, Авраам стал весьма богат, и велики были его стада. Велики были и стада племянника его Лота. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова ( Быт. 13:7 ). Как разрешился этот спор? Пастухи разрешить его не могли. Не смог этого сделать и Лот. Сделал это Авраам, проявив смирение и великодушие. Имея право старшего все решить по своей воле, он миролюбиво, смиренно и великодушно предоставляет право выбора племяннику Лоту. Лот избрал прекраснейшую, цветущую, как сад Ягве, землю Содома и Гоморры в земле Иорданской. А Авраам за благородство, уступчивость и нестяжание сподобляется великой награды – нового Богоявления и обновления обетования Святой Земли, а также, обетования многочисленного потомства. Бог дал Аврааму несравненно больше того, что он уступил Лоту. Таков духовный закон.

Можно отметить разницу между Лотом и Авраамом. Лот сам возвел очи свои (ст. 10) и увидел Содомские земли. Возведя очи свои, он увидел земную красоту, не увидев нравственного растления. Аврааму Господь повелел: возведи очи свои, и Авраам не сам увидел, не сам себе присмотрел, а Господь ему показал землю, которую даровал ему и его потомству в удел – Землю Святую, Землю Обетованную.

Пока Фарра был с Авраамом, Бог не мог вывести его в Обетованную Землю. Пока Лот был с Авраамом, Бог не мог дать ему полноту Своего откровения и полноту Своих обетований. Авраам, уже оставивший в Харране дом отца своего, должен был, также, и отойти от родства своего.

Суждению о том, что вместе с Лотом Аврааму невозможно было дарование полноты обетований, Берман дает текстологическое обоснование: «Лот ушел и Господь обращается к Аврааму. Но не так, как обычно: и сказал Господь Авраму, а иначе. Всем, кто слышит Тору, ясно заключенное в этом стихе резкое противопоставление: А Господь сказал Авраму. Пока Лот был с ним, Господь не мог сказать ему то, что теперь говорит». И все это потому, рассуждает Берман, что Бог, как бы, говорит Аврааму: «Тебе, а не Лоту; твоему семени, а не семени Лота» земля и все обетования.

Так, через спор пастухов Авраама и Лота провиденциально разошлись два сродника – Авраам и Лот, чтобы обетование Божие было дано в своей полноте.

4.2. Богоявление Аврааму

4.3. Обетование Божие Аврааму

Бог обещает Аврааму и его потомству всю землю, которую тот увидел от севера до юга и от запада до востока, обещая, при этом, размножить его, как песок морской. О каком потомстве Авраама идет речь? О его потомках по плоти, народе Израильском? Или вообще о всех чадах его по вере? Блаж. Августин усматривает в самих библейских словах на этот счет некоторую неопределенность, сам же склонен принимать мнение то и другое.

Что же означает, что Святая Земля дается потомству Авраама на веки? На это можно ответить различно.

Слова навеки עלם (олам) можно рассматривать как некий риторический оборот, означающий неопределенное время. Подобным образом ветхозаветная пасха есть установление вечное ( Исх. 12:14 ). Царя Навуходоносора приветствовали халдеи: царь! вовеки живи! ( Дан. 2:4 ).

Бог обещает Аврааму: И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет ( Быт. 13:16 ).

Старость Авраама и неплодие Сарры не усомнило Авраама в действительности обетования потомства, и не только действительности, но и величии его, ведь потомство его должно стать, как песок земной, т.е. неисчислимо.

Многочисленность потомства Авраама, как прах земной, св. Филарет Московский производит от трех причин:

– долговременное существование народа еврейского, по которому он, приемлемый во всем своем продолжении, может быть многочисленнее других народов, занимавших обширные страны;

– неизвестность пребывания десяти колен Израилевых, переселенных царем ассирийским, которые, изменяясь более или менее, конечно, доселе продолжаются в одном или многих народах, известных или неизвестных;

– наконец, то, что все сущие от веры, все Христовы, суть Адамово потомство, и, по обетованию – наследники ( Гал. 3:7, 29 ).

4.4. Знамение Авраамова креста над Святой Землей

Бог отдает Аврааму и его потомству землю. Как печатью Божией, закрепляющей обладание Авраамом этой землей, над ней дважды знаменуется крест – взором и стопами праотца.

И сказал Господь Авраму: возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему. И далее: Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее: ибо Я тебе дам ее (и потомству твоему навсегда) ( Быт. 13:14–15, 17 ).

По Божию повелению, Авраам должен возвести очи свои и посмотреть к северу и югу, к востоку и западу, и тем назнаменовать взором своим крест над обетованной и передаваемой ему во владение Землей. Потом, то же самое должно произойти в действии – Авраам должен пройти эту землю в долготу от будущих Дана до Вирсавии и от Иордана до Средиземного моря, в широту, вступая во владение.

Взор Авраама, назнаменовавший крест на Святой Земле, означает пророческое предвидение тайны Креста в Израиле святыми пророками. Стопы Авраама, начертавшие крест на Земле Израиля, означают Боговоплощение и крестные страдания Бога воплотившегося.

Пройти землю – означает вступить во владение ею. Как говорит равви Берман: «Один из способов легитимизации владения землею состоит в том, что хозяин обходит ее вдоль и поперек». Авраам это сделал и верой своей уже овладел Обетованной Землей. При этом Богоявлении, Авраам вступил во владение не только землей, но и всех, дарованных ему, обетований Божиих. Буквально же – по этим местам пройдет Иисус Навин, и тогда, весь Израильский народ вступит во владение Обетованной Аврааму Землей. Вступить – значит овладеть. Это видно, например, из клятвенных слов Моисея Халеву, другу и соратнику Иисуса Навина: Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Ягве Богу моему ( Нав. 14:9 ).

Св. Иоанн Златоуст: «Восстав, сказано, пройди землю в долготу ее и в широту, яко тебе дам ю. Смотри, как (Бог) всячески хочет возбудить в праведнике живое упование. Восстав, говорит, обойди вокруг, осмотри и длину, и широту (земли), чтобы узнать тебе обширность земли, которою будешь пользоваться и, прежде еще обладания (ею), утешаться уже надеждою. Сколько ты ни обойдешь земли, (всю) ее отдам тебе, дабы ты знал, что ты уступил (племяннику) не столько, сколько теперь имеешь получить. прими обетование и узнай всю ту землю, которой ты господин и которою скоро овладеешь ты и семя твое навсегда». Авраам обрел надежду, а верою – достояние. Эту же мысль о вступлении Авраама во владение Обетованной Землей выражает св. Филарет Московский: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее; ибо Я тебе дам ее. Не назначив пределов Земли Обетованной, Бог повелевает пройти ее в долготу и широту. Сие можно разуметь так, что он повелевает Авраму проходить и обходить предлежащую ему страну по произволению, с таким уверением, что всякое место, где он поставит свою ногу, будет принадлежать к Земле Обетованной. Бог внушает чрез сие Авраму, что мера обетования есть мера веры, и, что пределы Земли Обетованной суть колико подвижны, толико обширны и даже невидимы». Примечательно, что Бог не определил границы обетования – их определит вера Авраама. Сколько пройдет – столько и получит!

А потом, Земля Авраама осенится тенью Голгофского Креста и вся соделается Господней, будучи омытой кровью Иисуса Христа. Ныне же, верующая душа христианина вступает в «землю благодати» Божией, деятельно усвояя плоды крестных страданий Спасителя, и вступает во владение дарами Духа Святого, дарами вечной жизни, дарами неба. Горе же останавливающимся за Иорданом, горе взирающим на Содом и располагающимся там!

4.5. Место четвертого Богоявления Аврааму

И сказал Бог Аврааму:

Возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри.

Где же разделились Авраам и Лот? Где произошло новое Богоявление Аврааму? Откуда взор праотца осенил крестным знамением Святую Землю? Где место сие?

На основании библейского свидетельства Быт. 13:3–4, 7 : И продолжал он (Авраам) переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале. И был спор между пастухами скота Авраамова и между пастухами скота Лотова. можно предположить, что это произошло между Вефилем и Гаем в земле Вениаминовой.

С этого места взят человек Адам, на этом месте погребен, и после долгого пути человек, в лице Авраама, вновь вернулся к нему. Отсюда должна начаться история домостроительства спасения.

4.6. Текст Кумрана

С 1947 г. среди первых семи свитков, найденных у Мертвого моря в первой кумранской пещере, обнаружена рукопись, получившая название Genesis Apocryphon (1 Q Gen. Ap.) – «Апокриф книги Бытия». В этом апокрифе содержится описание явления Бога Аврааму после его разлучения с Лотом. Приведем этот текст:

«7. А я обитал на горе Вефиль. И огорчился я тому, что отделился Лот, сын брата моего, от меня.

8. И явился мне Бог в ночном видении и сказал мне: «Поднимись на Рамат Хацар [«высота Хацар», некоторые отождествляют с самой высокой вершиной Палестины Джебель эль-Ацур в 7 км от Вефиля и ок. 80 км от Иерусалима – Г.Ф.], что слева

9. от Вефиля, места, где ты живешь, и подними глаза свои и посмотри на восток, и на запад, и на север, и на юг, и обозри всю

10. землю эту, которую Я даю тебе и семени твоему навечно». И поднялся я на следующий день на Рамат Хацар, и осмотрел землю с

11. высоты этой от реки Египетской до Ливана и Сенира, и от Великого моря до Хаурана, и всю землю Гебаля до Кадеша, и всю пустыню

12. великую, которая к востоку от Хаурана и Сенира. И Он (Бог) сказал мне: «Семени твоему Я даю всю эту землю, и они наследуют ее навечно.

13. И Я умножу семя твое, как прах земной, который никто из сынов человеческих не может исчислить, так же и семя твое не будет сочтено. Встань и иди,

14. и посмотри, какова длина ее и какова ширина ее, ибо тебе, семени твоему после тебя Я отдаю ее навечно».

16. не достиг горы Бык [г. Кармил или Ливан? – Г.Ф.], и повернул от берега Великого моря, того, которое соленое [в данном случае, речь не о Мертвом море, а о Средиземном – Г.Ф.], и пошел вдоль горы Бык к востоку по широте земли,

17. пока не достиг реки Евфрат, и продвигался вдоль Евфрата, пока не достиг Красного моря на востоке, и продолжал идти вдоль

18. Красного моря, пока не достиг залива Тростникового моря, которое вытекает из Красного моря, и пошел я к югу, пока не достиг Гихона

В дополнение к библейскому повествованию, здесь дается подробное описание обхождения (вступления во владение!) Авраамом Обетованной Земли. Примечательно, что от Рамат-Хацор, близ Вефиля, Авраам идет сначала к Нилу, и оттуда начинает, и там заканчивает свое ритуальное обхождение Обетованной Земли. Оттуда уже возвращается к себе и потом переселяется в Хеврон, расположившись у дубравы Мамре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *