что нужно знать начинающему репетитору по математике
Организационные советы начинающему репетитору математики
И сполнился год с тех пор, как на страницах своего сайта я начал писать о проблемах и методиках индивидуального преподавания. Неожиданно для меня публикации вызвали огромный интерес. Особым вниманием сайт наградили коллеги со стажем работы 30-35 лет и начинающие репетиторы. Интересное наблюдение: опытный репетитор по математике вникает в общие методики, а молодой преподаватель интересуется отдельными темами и приемами, способами поиска учеников и разными организационными проблемами. Пишут: хочу стать репетитором. Какие сущуствуют для нормы, порядки и есть ли какие-нибудь препятствия и сложности? Один репетитор математики прислал целый список вопросов, содержание которых явилось поводом написать данную статью.
Кто такой начинающий репетитор по математике?
Сегодня в Интернете живет виртуальной жизнью огромное количество анкет и сайтов. Ежедневно на каком-либо из них регистрируется какой-нибудь репетитор по математике, причем наибольшую их часть составляют преподаватели — новички, обычно студенты или выпускники технических факультетов ВУЗов. Опыта работы, а зачастую и профессиональной выучки, они не имеют, но желание «продвинуться» и всецело посвятить себя репетиторству проявляют огромное. Немудрено, ведь кажется, что для этого ничего кроме знаний и технико-математического склада ума не нужно. Однако, не все так просто и, испытав в первый же год работы всю тяжесть репетиторской доли, многие их них или полностью отказываются от затеи или начинают размышлять на тему «кто винован?» и «что делать?». Пишут письма и задают вопросы. Интересуются размещением и продвижением своего объявления, частными приемами работы, жалуются на «неподъемных» учеников, на отсутствие звонков и внимания родителей и.т.д. Этим преподавателей я могу дать несколько советов.
Организационных и оптимизационных советов в сети начинающий репетитор по математике не получит. Подобных циклов статей я еще не встречал. Некие попытки обучения преподавателей предпринимала пару лет назад компания «Ваш репетитор». Проводились стартовые тренинги для начинающих репетиторов и общие методические семинары, — но это было не совсем то, что нужно и в итоге, насколько я могу судить по отсутствию рассылок с приглашениями, эта идея заглохла.
Вопросы и проблемы, с которыми сталкивается начинающий репетитор по математике условно можно разделить на две группы: учебные (методические) и организационные. Я задумал написать по ним две отдельные статьи, ибо это принципиально разные темы.
Организационные советы репетитору по математике
Где разместить анкету?
Если вы выслали какому-либо сайту (даже крупному) информацию о себе и о своих уроках — это еще не означает, что у вас будут ученики. Анкету, скорее всего, поставят на такое место, до которого никто из родителей никогда не доберется. Даже высоко ранжированные в поиске сайты не предоставляют заказы всем поровну. Раздатчиков заказов является родительский сектор, интересы которого репетиторский сайт обязан учитывать в первую очередь. Поэтому на многих ресурсах предусмотрены специальные кнопки связи с репетиторами. Репетитор по математике получает заявку от родителей, а администратор ему передает заказ. Что делать в таком случае? Размещаться на первых страницах. Конечно, специализированные сайты редко предоставляют репетитору- студенту такие возможности, ибо большинство родителей ориентируются на преподавателей с опытом работы. Проще схватить клиента, если в первых рядах окажутся репетиторы из МГУ, репетиторы с педагогическим образованием (МПГУ), с дипломами Мехмата или МФТИ, авторы изданий и вариантов олимпиад, эксперты ЕГЭ по математике. Но есть ресурсы, предусматривающие многократную публикацию анкет. Свежие объявления встают на место более ранних, опуская их постепенно вниз. Я бы советовал студенту идти именно таким путем, обновляя свое объявление настолько часто, насколько это позволяют сделать правила размещения.
Содержание анкеты.
Находиться вверху списка — необходимое, но, говоря математическим языком, недостаточное условие. Анкета репетитора по математкие должна чем-то привлечь внимание родителей. Чем она короче и скучнее, тем меньше у вас шансов получить ученика. Любая доска объявлений «задыхается» от одинаковых перечней услуг: подготовка к ЕГЭ по математике, помощь отстающим, решение контрольных и т.д. Опишите свои занятия как можно точнее и красивее. Если они имеют какую-то уникальную особенность — постарайтесь раскрыть ее в тексте. Это непросто, ибо содержание урока во многом зависимо от ученика, но, отказавшись от подробного описания, начинающий репетитор по математике обречет свою анкету на полное забвение.
Указывать ли свое образование?
Ценится педагогическое образование или супер математическое 🙂 (МГУ, МФТИ, некоторые факультеты МГТУ) если у вас техническое или экономическое образование — лучше его не публиковать. Это даст повод родителям набрать номер вашего телефона и узнать о вас подробнее. Вдруг вы студент Мехмата, сдающий все сессии на одни пятерки 🙂 В живой беседе человека легче убедить заказать ту или иную услугу, особенно если вам удалось его к себе расположить.
Взаимоотношение репетитора с родителями.
Никогда не давите на родителей. Вы исполнитель, а они заказчики. Репетитор по математкие может только что-то советовать, например, советовать выбрать определенную периодичность занятий. Укажите на него один раз и больше не возвращаться к этому вопросу. Если мама ученика посчитает нужным добавить на неделе еще один урок, она сама это предложит. Часто для слабого ученика выбирается подготовка к ЕГЭ по математике с неблагоприятной и часто недостаточной частотой занятий. Надо быть готовым к экстремальным условиям. Сделайте ровно столько, скольо успеете. Выше головы не прыгнешь, как бы репетитор по математике не старался.
Выезд к ученику.
При выезде, обговаривайте форс-мажорные ситуации (срыва, отмены, перенос занятия) заранее. Например, что делать, если репетитор приехал к ученику, а последнего нет дома? При отсутствии четких правил разрешения конфликта — велика вероятность, что одна из сторон окажется недовольной его итогом. Замечу, что родители неохотно обсуждают такие вопросы, и не любят, когда репетитор по математике выдвигает какие-то дополнительные требования. Поэтому преподавателю нужно передать инициативу им самим. Лучше спросить «как мы поступим в случае если ….?». Пусть предложат вариант, а вы решите – соглашаться на него, или нет. Репетитор никогда не сможет повлиять на представления родителей о необходимости и величине компенсации. Если они считают нормой гонять человека впустую, значит они так воспитаны. И заниматься их воспитанием поздно. Без предварительных договоренностей требовать от них что-либо — значит потерять ученика.
О гостиприимстве родителей.
Старайтесь отказываться от предложений выпить чаю с булочкой во время занятия. Вы приезжаете работать, а не чаи гонять. Приходится много говорить, показывать объяснять.Чашки и блюдца часто мешают (бывает так, что их даже некуда поставить) и место им на кухне, а не на рабочем столе. В самый ответственный момент ученику придется ждать пока вы прожуете и уберете в сторону приборы.
Пробный урок с репетитором математики.
Отнеситесь с пониманием к просьбе родителей посидеть на первом занятии. Это обычная практика. У меня сидят целыми семьями. Мама ученика вас не знает. Поэтому ваша первоочередная задача убедить ее в своей компетенции и проффессионализме. «Репетитор по математике с паспортом на первый урок» — так иногда пишут в заявках на подбор преподавателя. Отнеситесь и к этой просьбе с пониманием. Были случаи, когда репетиторы брали деньги за несколько занятий и пропадали.
Один преподаватель пишет: после каждого урока мама ученика спрашивает у меня: «Ну как у нас дела?». Что ей отвечать?
Я сам сталкиваюсь с этим регулярно. Чаще всего родители не ждут подробного рассказа о величине пожительных сдвигов одного урока. Опишите как ученик выполнил домашнее задания и насколько активно он занимался. Этого будет достаточно.
Александр Николаевич, репетитор по математике. Москва.
600 рублей за час «разжевывания» простой математики для учеников: делюсь опытом заработка в интернете на репетиторстве и сколько выходит в месяц
Я – учитель старших классов по математике и физике. Обожаю свою работу, но уже полгода получаю копейки от и так небольшой заработной платы.
Несколько месяцев я работал на чистом энтузиазме, учителем я всё-таки пошёл из-за любви к детям. Каким же образом мне удалось увеличить свой доход, не меняя профессию?
Ответ прост – репетиторство. И в этой статье я хочу поделиться с вами своим опытом.
Это история одного из моих подписчиков, Олега М.
Какие репетиторы сейчас больше всего востребованы
Если не приспособиться к окружающей обстановке, она задавит. Поэтому сейчас важно научиться работать, интегрировать свои знания и пускать их в рост.
Это касается не только учителей и профессиональной подготовки, но и способности осваивать интернет и новые платформы для заработка.
В 2020 году в связи с ковидом вырос спрос на услуги дистанционных репетиторов.
Основные репетиторы, в которых нуждаются учащиеся – это специалисты по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, особенно сейчас, когда учителя имеют гораздо меньше возможностей хорошо подготовить ребят к экзаменам, поскольку не имеют с ними прямого контакта.
Самые популярные сдаваемые предметы на 2020 год по статистике РОСОБРНАДЗОРА
При этом сохраняется потребность в специалистах, которые смогут объяснить вступительные экзамены в ВУЗе и подготовить самих студентов к сессионной сдаче, как, например, работает мой бывший однокурсник.
Особенно такая помощь, как мне кажется, нужна студентам с физико-математическими, химико-биологическими и экономическими факультетами, ведь, например, на литературном можно прочитать, поискать и разобраться, а если студент не понимает, как решать задачу, то без помощи ему придется очень тяжко.
Но это чисто мое мнение.
Где искать учеников
Я создал профили на сайтах Profi.ru, HH.ru, Worki. Здесь чаще всего находятся профессионалы своего дела во всех сферах, в том числе и репетиторы. Потенциальные клиенты могут видеть: кто, как, каким образом и за сколько будет обучать.
Отсюда ко мне пришло примерно 20 % учеников, остальные узнали обо мне из соц. сетей и «сарафанного радио».
Не стоит забывать про социальные сети. Самое распространённое место, где ученики ищут себе репетитора – это Instagram и ВКонтакте.
Мой сын сдает историю в этом году и рассказал, что когда хочется отдохнуть от заучивания он погружается в социальные сети, где есть много профилей людей, объясняющих в веселой и понятной форме материал, что достаточно популярно.
Я начал вести инстаграм и разбирал там не только интересные моменты физики, но и конкретную систему решения задач ГИА. Я завоевал доверие многих, и в директ получил несколько предложений. Ученик видит — преподаватель способен понятно объяснять, поверьте, он будет готов платить за это. Вести странички – важно.
Также не упускаем из вида Авито и Юлу. Электронные объявления позволяют найти того, кто нужен, главное, правильно составить описание.
На своём опыте работы с объявлениями хочу отметить, что я свяжусь с тем, у кого есть фото, грамотное описание услуг и нет агрессивного посыла: «Деньги сразу», «Я не занимаюсь благотворительностью».
Хороший пример объявления на OLX с описанием своих возможностей и профессиональных достижений, можно посмотреть страницу преподавателя и сразу прицениться.
Образовательные площадки. «Высший балл», «100 urokov.ru», «7hands.com» — на мой взгляд, тоже перспективные базы для репетиторов.
Удалённая работа позволяет набирать «клиентов» в онлайн-классы из разных точек страны. Ученики и студенты готовы платить за легко объясняемый школьный материал. Но тут я еще не работал.
Как устанавливать цену за занятие
Отталкиваться нужно от того, что можно предложить ребёнку. Репетиторы начальных классов востребованы, но не все родители готовы платить по 700 рублей за один урок.
Оптимальный вариант для репетитора 1-4 классов – начать преподавать за 200-250 рублей за академический час занятий. Позже можно увеличить стоимость, если количество учеников увеличится.
Минимальная стоимость услуг репетитора на сайте «100urokov.ru варьирует от 400 р. за час и выше. Разброс цен на услуги репетиторов на Авито:
Для преподавателей биологии, физики, истории, обществознания – стоимость услуг может достигать 500 – 700 рублей, в зависимости от уровня подготовки и репетиторских возможностей.
Подготовка к экзаменам – примерно 400-600 рублей, «разжевывание» базы – до 400 рублей. Для вузовской подготовки — стоимость выше — от 1000 рублей.
Я, как учитель с большим стажем, который может гарантировать успех на экзаменах при желании подопечного учиться, чему есть доказательства, устанавливал цену 1000 р. за час – физика, 1300 – профильная математика, 800 – базовая математика.
Еще советы по обучению
Пара моментов, которыми я хотел бы поделиться. Эти советы помогли мне в своё время и будут очень полезны, если вы захотите заниматься репетиторством:
Выбор интернет-сервиса для обучения очень важен. Не нужно надеяться на качество интернета, все технические проблемы лучше заранее предугадать.
Не будет работать Skype – добро пожаловать в ZOOM, он перестал грузиться – переходим в WhatsApp.
Также отличной платформой является Discord, она удобна в использовании, и ваш старшеклассник будет приятно удивлен, поскольку эта платформа очень популярна среди подростков.
Репетиторство в период коронакризиса – стало спасением для меня, как для учителя, оставшегося без очного преподавания и премий.
Если приспособиться к возможностям дистанционного формата, то можно найти себе место в нише онлайн-образования даже после конца ковидокризиса – это немаловажный бонус в кошелёк.
Я попробовал себя в роли «онлайн-училки» и, честно признаться, мне понравилось. А вы бы хотели зарабатывать подобным образом? Может уже есть опыт? Поделитесь своими мыслями в комментариях!
Как стать репетитором
В поисках дополнительного заработка многие хотят обучать детей на частных началах, но не знают, с чего начать репетиторство. С одной стороны, это вольная, творческая занятость. У нанятого педагога нет начальства, как у школьных учителей или преподавателей в университете. Но есть клиенты, поэтому работа требует такого же серьезного отношения, как любая другая.
Успехи ученика дают возможность вольному педагогу наработать репутацию и опыт. В статье мы расскажем о нюансах деятельности, о том, где найти потенциальных клиентов, дадим советы.
Кому нужен репетитор
Как начать репетиторство? Понять, кому конкретно это нужно, кто ваши будущие ученики.
При желании можете заниматься с кем угодно. Но перед тем, как работать репетитором, реально оцените, соответствует ли ваш уровень знаний поставленным задачам и насколько вы можете преподавать — объяснить, увлечь ученика, вдохновить его на достижение успехов.
Советы начинающему репетитору
Каждый начинающий репетитор должен знать, что успехов на педагогическом поприще он сможет достичь только со временем, постепенно обучая учеников и приобретая бесценный опыт. А о важных нюансах будущей работы лучше знать заранее.
Смелее в бой
Узнать свой потенциал можно, только попробовав себя в деле. Если боитесь сразу брать посторонних учеников, потренируйтесь на младших сестрах-братьях, племянниках, соседских детях. Посмотрите, как идет дело, способны ли вы вдохновить подопечных успешно и с удовольствием заниматься.
Здесь есть важная деталь. Увлечены предметом, который преподаете? Любите детей? Хотите посвятить себя их обучению? Ответ «да» на эти вопросы — половина успеха. Ученики с удовольствием пойдут за вами, а хороших оценок помогут добиться упорство, труд, следование намеченному плану (об этом далее).
Можете подумать о том, как стать репетитором своему ребенку. Да, дети чувствуют лояльность родителей и часто этим пользуются, упрашивая подождать с уроками или дать поменьше заданий. Но вы сможете понять, ваше ли это призвание и сделать соответствующие выводы на практике, а не в теории.
Никакого волшебства
При первом разговоре объясните родителям, что нет такой волшебной палочки, по взмаху которой отстающий ученик превращается в отличника.
Четко изложите свою позицию, пусть вас услышат: успехи ученика в большой степени зависят от репетитора и способа преподавания, но на деле играют роль также другие факторы.
На собеседовании вы уже должны понять, кто ваши клиенты — адекватные люди или лица, считающие, что оплата частному педагогу гарантирует ребенку хорошие оценки и доскональное понимание предмета.
Хорошее впечатление — залог успеха
Понравьтесь своим ученикам. Вы можете не испытывать восторга от общения с ними, но они должны чувствовать себя спокойно, расслабленно рядом с вами, а в идеале — радостно, весело заниматься.
Не знаете, с чего начать репетитору? Ищите подход к каждому подопечному. Будьте доброжелательны, отзывчивы, но не позволяйте манипулировать собой. Делайте замечания, если не готовы домашние задания или ученик систематически опаздывает на занятия. Главное — найдите и удерживайте «золотую середину». Ребенок, как губка, впитывает ваше настроение, отвечая тем же. Используя этот «зеркальный эффект», быстро достигнете успехов в обучении детей.
Обратная связь должна быть постоянной
Перед тем, как заняться репетиторством, помните, что вам постоянно нужно будет общаться.
Если не отличаетесь коммуникабельностью, развивайте соответствующие навыки (в интернете есть множество курсов о том, как убрать неуверенность, развить разговорные, психологические способности, изучить язык тела).
Регулярно общайтесь с родителями ученика — лично, по телефону, в мессенджерах. Рассказывайте всё: от неудач, сделанных замечаний до успехов и заслуженных похвал. Даже если вы думаете, что обучение идет гладко, ваши клиенты могут иметь другое мнение.
Плюс к этому ребенок дома высказывает свои соображения о занятиях, по которым родители могут составить неправильную картину происходящего. Держите с клиентами постоянную связь, они должны знать, за что платят деньги.
Следуйте разработанному плану
Изучите правила составления учебных планов. Многие преподаватели выкладывают свои наработки в интернете, предоставляя всем желающим свободный доступ к материалам. На основе плана можете импровизировать, проявляя собственный педагогический талант.
Каверзные вопросы учеников — как на них отвечать
Давая уроки репетиторства, будьте готовы к каверзным вопросам учеников. Они могут задавать их непреднамеренно или, наоборот, чтобы проверить вашу эрудицию и реакцию. Если не знаете, как ответить, примените универсальный вариант — скажите, что уточните информацию по этому вопросу, а на следующем занятии поделитесь ею.
Отменяйте занятия с «тяжелыми» учениками
Если вы хотите стать репетитором, важно научиться избегать эмоционального выгорания.
Некоторые ученики очень плохо ведут себя на занятиях:
Если имеете дело с подобными проявлениями настроения, отмените занятия с этим ребенком. Лучше так, чем случайно сорваться на ученике, а потом оправдываться перед родителями (это испортит вашу репутацию).
Спокойно объясните своим клиентам, что их дитя пока не готово к индивидуальным занятиям, а вы не знаете, с чего начать репетиторство в этом случае.
Сокращайте время урока, если ребенок устает
Школьникам начальных классов трудно заниматься с нанятым преподавателем целый час. Сообразительность, внимательность к концу урока уступают место зевоте, усталости. В этом случае обязательно предложите родителям сократить время занятий.
Возможно, ваш доход от этого уменьшится, но ученик достигнет более значительных успехов, а вы получите дополнительный опыт работы репетитором и плюс в копилку своих способностей решать нестандартные вопросы. Их при ведении преподавательской деятельности возникает очень много.
Будьте готовы к постоянной корректировке расписания
Планируя расписание, чередуйте периоды активной работы и отдыха. Вы постоянно будете менять расписание занятий, подстраивая его под разных учеников. Дети могут опаздывать, пропускать уроки, не предупреждая об этом.
Заведите себе полезную привычку — напоминайте о занятиях с вечера, сделав звонок или отправив сообщение.
Что нужно, чтобы стать востребованным репетитором
Ваша задача — выявить темперамент, а в соответствии с ним выбрать манеру поведения и общения с ребенком. Можете подбодрить неуверенного ученика, дать отдохнуть либо сменить вид деятельности быстро устающему или чересчур активному подопечному.
Невозможно заранее учесть все факторы, но данные нами советы помогут вам понять, как начать репетиторство, чтобы оно приносило доход и удовольствие.
Где заявить о себе
Один из лучших вариантов — «сарафанное радио». Ваши родственники, друзья, соседи при случае расскажут своим знакомым о роде вашей деятельности. Возможно, так найдете первых клиентов.
Также используйте возможности сайта 7hands.com
Разместив у нас свое резюме, вы можете подтвердить контакты, прикрепить рекомендации и документы, пройти проверку благонадежности, что повысит уровень доверия к вам потенциальных клиентов. Укажите подробно всю информацию о себе, и в скором времени сможете начать работу репетитором.
Особенности проведения первого урока репетитором по математике
И ндивидуальное преподавание — интересное и одновременно с этим тяжелое занятие. В отличие от школы хороший репетитор по математике выбирает методику для каждому конкретного ученика в зависимости от его уровня и поставленных родителями целей. Поэтому огромное значение преобретает диагностика состояния знаний, навыков и способностей учащегося. Как правило, она выполняется репетитором на первом же уроке. О нем и поговорим.
Казалось бы, какие здесь могут возникнуть сложности? Кажется, что репетитору и делать то ничего и не нужно. Достаточно дать задание и дело в шляпе. Ученик сидит решает, а репетитор просто наблюдает за происходящим. Но на практике не все так гладно и просто.
Распространены пробные уроки и полноценные занятия. И те и другие очень сложно планировать и проводить. Почему? Дело не только в том, что репетитор не знает ни навыков будущего ученика, ни его способностей, а в том, что родители придают первому знакомству с преподавателем слишком большое значение. Поэтому часто присутствуют на первых уроках, а иногда даже вмешиваются в обсуждение математических вопросов. Один раз мама Заранее неизвестно, во что они встрянут и какие представления имеют о том, что такое хороший репетитор по математике. Некоторые родители используют начальное занятие не для проверки ученика, а для проверки преподавателя. Конечно, кому захочется доверить подготовку к ЕГЭ по математике непрофессионалу?
Меня всегда удивляло требование провести первый урок не в учебном, а в ознакомительном ключе. «Нам нужно определиться с репетитором. Мы хотим встретиться, познакомиться и просто поговорить с вами», — в такой характер будущего урока будущего урока не редко обсуждается с родителями. Или так : «Мы проведем обычное занятия и определимся, заниматься с вами или нет». Я понимаю, что многие обеспокоены качеством обучения своего ребенка и не доверяют первому попашемуся репетитору математики такую ответственную работу, как подготовка к ЕГЭ. Однако оценка, которая дается репетитору ничего кроме эмоцинального наполнения не имеет. Несколько раз слышал от родителей Вы отзанимайтесь, а мне ребенок потом скажет, полнимает он вас или нет». Если расказывать тему на первом уроке, то вполне может что-то и не понять. Это абсолютно нормально, ибо объяснение может не уложиться в систему имеющихся у ребенка навыков. Дело не в самом факте непонимания, а в том, как репетитор по математкие его снимет. Если ребенок чтото не поймет, то я это увижу и предприму на ближайших уроках определнные шаги. Поэтому оценивать репетитора по первым часам знакомства — неразумно.
Первый урок, даже если он полностью учебный, репетитор обычно тратит на то, чтобы рассмотреть ученика. У последнего цели другие. Он изучает репетитора и для оценки качества объяснений ждет, когда ему, наконец, что-то начнут рассказывать. Но перед тем, как что-либо объяснить, нужно понять каков уровень знаний. Получается замкнутый круг. Ребенок не получает от репетитора по математике того, что хотелось бы, а вместо этого попадает в условия приближенные к экзамену. Психологически это очень тяжело, ибо никому не хочется показывать свои проблемы. Слабый ребенок начинает волноваться и только усложняет репетитору по математике диагностику. Кроме этого ученик может подумать, что репетитор по математике всегда таким образом ведет свои уроки. В результате он говорит маме, что ему не понравилось и мама отказывается от дальнейших встреч. Сами того не ведая, родители пропускают хорошего репетитора только потому, что он не показал себя вовремя.
Я часто сравниваю работу репетитора с работой врача, а первый урок с анализом крови. Молодой пациент пугается и отказывается от лечения.
Часто на первом уроке преподавателя мучают вопросами о прогнозах сдачи экзаменов или перспектив повышения успеваемости, на большинство из которых невозможно ответить однозначно. Например: «Как вы считаете, сколько занятий нужно, чтобы подготовиться к ЕГЭ?» Или спросят: «Сколько баллов мы наберем на экзамене?» Недавно я услышал такое «Ваши ученики хорошо сдают ЕГЭ?» Меня всегда удручали такие вопросы. Это все равно, что спросить у продавца в магазине: «У вас все продукты свежие?» Можно подумать, что Вам ответят «не все». Так и хочется сказать: «Нет, все мои ученики заваливают ЕГЭ, и вы обязательно попадете в их число»:) Эх, ответил бы так, но боюсь что юмор не оценят. Если репетитор по математике вздумает так пошутить – это дорого ему обойдется, ибо чувством юмора педантичные, чрезмерно подозрительные и дотошные родители не обладают.
Практика показывает, что эта категория учащихся оказывается наименее обучаемой, ибо в ней все внимание направлено на репетитора, а не на себя, Репетитор, словно официант в ресторане, должен обслужить клиента быстро и качественно. Так, чтобы самим работать по минимуму, а спросить с преподавателя по максимуму. С математикой такой номер не проходит. Нужно трудиться долго и упорно.
Смешанный урок (беседа + тест) ставит перед репетитором еще большие проблемы: трудно планировать занятие. Заранее неизвестно, сколько времени потребуется, чтобы родители составили представление о репетиторе и меньше возможностей остается заполнить оставшуюся часть «занятия» каким то содержанием. Финансовая сторона тоже оказывается под вопросом, ибо полноценный урок не проводится.
При очной беседе, как правило, родители повторяют сказанное по телефону, а если репетитор по математике нанимается для подготовки к ЕГЭ, то обычно открывают обсуждение вариантов выбора учебного заведения, престижности того или иного ВУЗа и необходимого количества баллов. Причем реально оценить свои силы могут не все. Каких только запросов мне не доводилось слышать. Ребенок путается с решением обычного квадратного неравенства, а от репетитора по математике требуют не менее 75 баллов на ЕГЭ. Как тут поступить? Сказать, что это нереально – значит потерять ученика.
Гарантии репетитора по математике
Когда у репетитора спрашивают о гарантиях определенных результатов, то обычно или не понимают что такое обучение, или поднимают тему только потому, что больше не о чем поговорить. Репетитор по математике – это не мастерская по ремонту холодильников и не торговая фирма. Невозможно контролировать мышление другого человека. Никак. Можно создать оптимальные условия для его развития. Я гарантирую, что темы будут методически правильно выстроены, а объяснения понятны. Но гарантировать сдачу ЕГЭ по математике на тот или иной балл не может никто. Если Вам такое обещают, то в рекламных целях.
Как правило, я не охотно работаю с клиентами, которых интересуют гарантии. С ними очень сложно построить нормальную систему учебных отношений. Они крайне недоверчивы и чрезмерно требовательны в формальностях. В конечном итоге это сказывается и на отношении ребенка к репетитору и на желании заниматься. Помимо всего прочего, я заметил, что именно такие учащиеся намерены получить от занятий максимум, не прикладывая к этому особых умственных и физических усилий. И как правило ставят перед репетитором математики наиболее трудные и порой невыполнимые задачи.
Подозрительность родителей иногда поражает. Недавно пришел ко мне один ученик по рекомендации. Казалось бы, меня посоветовали, рассказали об уроках, ребенок поступил в МГУ. Что еще нужно? Но тем не мене на первом уроке (до тестирования. ) обсуждаются гарантии, мои результаты с последнего ЕГЭ. И не только мама, а сам школьник заявляет: «мне нужно с вами побеседовать, чтобы определиться». И начинает задавать вопросы. В таком случае я понимаю, что подготовке к ЕГЭ по математике интересует его в последнюю очередь. В школе тройка, а нужно 80 баллов. Что делать? Конечно, протестировать как можно больше репетиторов.
Даже если содержание первого уроак родители оставляют на усмотрение преподавателя, нужно понимать, что ребенок будет чувствовать определенный дискомфорт в случае проведения с ним жесткого тестирования. Что это такое? Это когда репетитор дает тест в виде контрольной работы и на протяжении всего занятия следит за каждым движением ученика и пытает его вопросами по всему курсу математики: «что такое синус угла?», «сформулируй теорему косинусов», «выпиши формулу разложения квадратного трехчлена на множители» и т. д. Безусловно, репетитор математики обязан выявить пробелы, но ребенок ждет другого и уж никак не захочет попасть на первом же уроке под пресс обстановки, близкой к экзамену.
Свои проблемы люди не охотно раскрывают перед другими. Особенно если их много. И после такого общения с репетитором ученик скажет маме, что ему не понравилось. К чему это приведет? Правильно, первый урок окажется последним. Именно поэтому я советую репетиторам математики чередовать на нем тестовые задания (разных уровней) с объяснениями. В начале дается комбинированная задача. Если она не получается, предлагаются ее элементы в отдельности. Если и с ними проблемы, то репетитор приступает к объяснению решения. По крайней мере будет понятно, на каком уровне они нужны. И репетитору польза и ребенку приятно. Особенно в начале сентября.
В заключении скажу, что договоренности с родителями по телефону вовсе не гарантируют то, что он будут выполнены. Ученик может забыть тетрадь, а родители могу неожиданно попросить провести только половину занятия. Урок иногда отменяется за полчаса до его начала. К сожалению, репетитор по математике всецело зависит от единственного ученика «в своем классе». Как тут не позавидовать школьным педагогам, у которых все и всегда проводится по плану.
Колпаков А.Н. Репетитор по математике,Москва
Каждый репетитор проводит первый урока по своему. Полноценный тест уровня математического развития ученика по начальным заданиям вариантов ЕГЭ провести не получится в силу их узкой направленности. Я никогда не решаю варинты ЕГЭ с новым учеником на первых уроках. Предпочтительнее комплексный подход. Иной раз выгоднее порешать классические задачи, потестировать память и iQ уровень, а уже на этих результатах строить стратегии занятитй. Еще важно в какой период пришел школьник к репетитору математики. Если впереди до ЕГЭ еще год и два то из всего варианта можно решать только несколько номеров. Это не есть полноценное тестирование.
Комментарий к статье на сайте
Александр Николаевич, Вы очень верно сказали о невозможности предоставления ГАРАНТИЙ сдачи ЕГЭ на определенный балл. Я лично считаю, что от таких родителей и учеников лучше сразу отказываться, поскольку они заранее перекладывают всю ответственность за результат обучения на репетитора. А львиная доля успеха на экзамене, в том числе и по математике, зависит от самого ученика. Например, в одном и том же классе у одного и того же учителя есть и отличники, и двоечники. Если бы все зависело только от преподавателя, то результат бы был у всех одинаковый 🙂 Лучше на этапе первой беседы потерять ученика, чем регулярно тратить нервы и психологическое здоровье. А на место неадекватных всегда придут люди, достойные внимания и реально оценивающие свои возможности. Успехов вам! Ваш коллега — репетитор по английскому.