что нужно для открытия кафе быстрого питания
Кафе-ларек быстрого питания: бизнес для торопливых
Современный мир диктует свои правила. Темпы жизни в мегаполисе растут с каждым годом. Чтобы не отстать от завтра, сегодня нужно бежать изо всех сил. Жесткий ритм отражается не только на работе, бизнесе, делах, но и на питании человека. У менеджеров среднего звена больше нет времени на комплексные обеды в кафе и ресторанах, а ланчи проходят параллельно с деловыми встречами. В реалиях такого времени, бизнес на фастфуде набирает глобальные обороты.
Ассортимент
Прошли те времена, когда при упоминании ларька быстрого питания мысленно представлялись масляные пирожки, жирные чебуреки и пиццы не первой свежести. На сегодняшний день, практически все рестораторы, задающие тон культуре общепита, имеют в своем подчинении фаст-фуды. Продуманная концепция таких заведений отличается современным дизайном, обученным персоналом и едой высокого качества. Перед тем, как составить бизнес-план кафе быстрого питания, необходимо определиться с направлением.
Главная идея проекта – максимально быстро и вкусно обслужить клиента. Зачастую, цена перекусов невысокая. Но это ни в коем случае не зависит от качества используемого сырья.
Низкая стоимость достигается малым количеством персонала, низкой арендной платой и высокими оборотами. Если вы хотите создать рентабельное заведение, не экономьте на продуктах.
В последние годы прогрессивное население пришло к здоровому питанию. Можно сделать ставку на это. Составить меню на основе органической здоровой пищи: салаты, мюсли, каши, безглютеновые батончики, злаковые, семена, молоко без лактозы и прочее. Минимум сахара, соли, дрожжей, жиров – максимум пользы. Такой девиз заведения. Это новомодное веяние имеет место быть и в далеком будущем.
Вторая распространенная кухня – японская. Роллы, суши, мисо-супы, салаты так полюбились постсоветскому человеку, что без них не обходится ни одно кафе и ресторан. Кроме этого, рис с рыбой – питательные сбалансированные компоненты. Кроме быстрых перекусов, такие блюда будут пользоваться популярностью.
Стандартный фаст-фуд с привычным наполнением в качестве гамбургеров, чизбургеров, салатов, картофеля фри можно видоизменить и внести поправки. Например, делать бутерброды из хорошего стейка на гриле, без вредных жиров а картофель не жарить в огромном количестве масла, а запекать в духовом шкафу.
Целевая аудитория и месторасположение
Определившись с концепцией, переходите к потенциальным клиентам. Это важный пункт бизнес-плана кафе быстрого питания. Основные посетители таких заведений:
Если вы решили идти стандартным проверенным путем, открываясь в общественных местах большого скопления людей, данные, приведенные выше, изменятся. Создавая общепит в метро, на вокзалах, переходах и остановках общественного транспорта, постоянных клиентов не ждите, зато массовый поток обеспечен.
Месторасположение зависит от ассортимента и ориентации:
Не забывайте, что ориентация на учащихся и работников будет подвержена сезонности, в то время, как остальные места проходимы в любое время года.
Помещение
К помещению под кафе быстрого питания предъявляют жесткие требования. Размеры варьируется в зависимости от ваших предпочтений и будущего формата. Несмотря на то, что точке с питанием далеко до полноценного кафе, наличие канализации, воды и электроэнергии – обязательно. Помещение должно быть с хорошей вытяжкой. Отделка стен и пола — из влагоустойчивого, поддающегося систематической влажной уборке, материала. Установите мощную систему кондиционирования.
При выборе площадки под размещение, руководствуйтесь нормативным документом Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме этого, изучите СанПиН 2.3.4.1079-01.
В них четко прописаны основные требования, которым обязано соответствовать помещение:
Система противопожарной безопасности важна не меньше, чем санитарные нормы. Электрическая проводка должна выдерживать большие нагрузки на сеть.
Реклама играет немалую роль в раскрутке. Закажите неоновые вывески, штендеры, растяжки. В день открытия можно нанять промоутера для раздачи скидочных листовок.
Регистрация бизнеса и сертификация
Перед тем, как открыть кафе быстрого питания с нуля, необходима регистрация. Здесь придется выбирать между ООО и ИП. Индивидуальное предпринимательство проще организовать, пакет документов – стандартный. В случае неудачи, ликвидация происходит быстро.
Общество с ограниченной ответственностью подойдет тем, у кого есть партнеры, и планируется крупный сетевой проект. В этом случае понадобится уставной капитал и Положение организации. Обществу проще получить кредитование в банке, появляется возможность для международного развития и сотрудничества.
После выбора организационно-правовой формы, идет постановка на налоговый учет. Коды ОКВЭД для фаст-фуда:
После этого, обратитесь в санитарно-эпидемиологическую службу и пожарную инспекцию для получения соответствующих разрешений. Представители государственных органов проводят выездную проверку, на момент которой необходимо завершить ремонт, расставить технику, чтобы помещение было полностью готово к работе.
Заключите договор с СЭС о проведении плановых мероприятий по дератизации, дезинсекции и дезинфекции заведения. Отдельно составляется договор на вывоз ТБО и утилизации люминесцентных ламп.
Если квадратные метры под точку берутся в аренду, необходим договор с арендодателем. В нем прописывается срок найма, размеры, обязательства по ремонту и техническому оснащению.
Организация общественного питания вне зависимости от объемов и направления, сертифицируется и контролируется Санэпидемстанцией согласно закону №184-ФЗ «О техническом регулировании». На все сырье и продукцию для приготовления распространяются такие же требования:
Приобретая холодильное оборудование, приспособления для термической обработки и прочую аппаратуру, проверяйте технические паспорта, соответствие ГОСТу.
Позаботьтесь о медицинских книжках и трудовых договорах для персонала.
Необходимое оборудование
Полное оснащение торговой точки – главный пункт в бизнес-плане кафе фаст-фуда. Условно, все необходимое оснащение можно разделить на клиентскую зону и место работы повара. К первому относится:
Для качественного приготовления пищи потребуется:
Список может меняться в зависимости от продукции, которая будет реализовываться. Для хранения заготовок нужно приобрести металлические и пластмассовые контейнеры с вакуумными крышками. Не забудьте о расходных материалах:
В летний период возле ларька разрешено установить столики, стулья, зонты от солнца. На улице необходима урна. Этот пункт контролируется СанПиН 2.08.02-89.
Расчет вложений и окупаемость
Как отмечают специалисты, рентабельность фаст-фудов превышает крупные заведения общественного питания в несколько раз. Но даже небольшой ларек требует определенных затрат. Стартовые вложения:
Ежемесячные траты составят:
В таком виде бизнеса нет фиксированной наценки, поэтому накрутка достигает 100%. При правильной организации, маркетинге и рекламе, за 6 месяцев можно выйти на чистый доход.
Даже если учесть сезонные колебания, фаст-фуд как бизнес — выгодное начинание. Даже если вы не хотите экспериментировать, открытие ларька шаурмы и хот-догов в хорошем месте позволит достичь успеха.
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Бузник Дмитрий
Партнер Sparta Consulting, член экспертного совета ГБУ «Малый бизнес Москвы» Практикующий юрист
Перед тем как открыть кафе и принять первого гостя, предпринимателю нужно подготовить документы на помещение — их могут проверить сотрудники МЧС, Роспотребнадзора, местной администрации, полиции и даже Росгвардии. Если нужных документов не будет, предпринимателю грозят штрафы или запрет на работу на несколько месяцев.
В статье не будем говорить про медкнижки, трудовые договоры, специальную оценку условий труда, договоры с поставщиками. Здесь только про документы на помещение, которые надо собрать до открытия.
Какие документы понадобятся
После того как предприниматель определился с помещением и подписал договор, пора изучить, какие документы нужны для открытия кафе.
Понадобятся следующие документы:
Дальше расскажем, как получить каждый из них.
Получить заключение в противопожарной службе МЧС
Зачем нужно заключение. Чтобы к бизнесу не было вопросов во время проверок, лучше получить заключение противопожарной службы заранее. Его может спросить не только сотрудник МЧС во время плановой проверки, но и сотрудник лицензирующего органа, если будете получать лицензию на алкоголь.
Как сделать. Владелец кафе подает заявление в главное управление МЧС по месту регистрации бизнеса. Советуем позвонить в управление своего региона и узнать, какие документы нужны для проверки.
Инспектор МЧС проверит в заведении пожарную сигнализацию, систему пожаротушения, вентиляцию и схему эвакуации.
Эти системы могут быть уже установлены в помещении — это нужно уточнить у собственника до того, как заключать договор аренды. Если систем нет, надо будет заказать и оплатить их установку — это могут сделать только компании с лицензией от МЧС и допуском СРО.
Проверить лицензию такой компании можно на сайте МЧС.
Проверить свидетельство о допуске СРО можно на портале НОПРИЗ.
Что учесть. Траты на установку системы пожарной безопасности можно разделить с арендодателем или полностью переложить на него, если он заинтересован дальше сдавать это помещение под кафе и рестораны. Закон не запрещает договариваться.
Информация об отходах помогает их правильно вывезти и утилизировать. В кафе вряд ли придется выбрасывать опасные для жизни отходы вроде формальдегида или солей свинца, а вот батарейки, аккумуляторы, светодиодные лампы могут быть.
Для жизни такой мусор не опасен, но он негативно влияет на окружающую среду при неправильной утилизации, поэтому государство контролирует процесс.
Проверьте, что у лаборатории есть разрешение от Министерства природных ресурсов и экологии. Разрешение можно найти на сайте компании, а проверить его подлинность — по номеру документа на сайте Росаккредитации.
Заключить договоры на вывоз, утилизацию и размещение отходов
Зачем заключать договор. Выбросить мусор из заведения в ближайший бак нельзя — за такое могут оштрафовать на сумму до 250 000 ₽ или закрыть на три месяца.
Как заключить договор. Предприниматель должен заключить договор с региональным оператором. По закону платить за вывоз отходов должен арендатор, а не арендодатель.
Перед заключением договора нужно проверить лицензию на вывоз мусора у оператора. Без лицензии можно вывозить только безопасные отходы пятого класса. Даже в небольшой кофейне остаются «опасные» отходы. Например, просроченное молоко относят к четвертому классу.
На что обратить внимание. До того как приедет оператор и заберет отходы, их нужно правильно хранить. Отходы хранят в отдельных контейнерах на дворовой территории здания — некоторые операторы предоставляют свои контейнеры и помогают их правильно установить.
Заключить договоры для соблюдения санитарных норм
Зачем заключать договор. В заведении не должно быть насекомых, грызунов, грибков, плесени, опасных бактерий. Может казаться, что достаточно хорошо мыть помещение с химией. Но даже тщательная уборка не всегда помогает.
Опасные микроорганизмы заводятся даже в визуально чистых кафе — без лабораторной экспертизы не проверить поверхности. А насекомые или грызуны могут появиться неожиданно — например, попасть из соседнего заведения или подвала.
Поэтому нужно нанимать специалистов, которые проверят и обработают кухню, туалеты, кладовые и зал для гостей перед открытием.
Как заключить. Владельцы кафе заключают два договора:
Эти услуги могут оказывать несколько компаний или одна. Главное, чтобы у них было разрешение на деятельность.
Найти разрешение можно на сайте компании, а затем его нужно проверить на подлинность и срок действия на сайте Росаккредитации.
На что обратить внимание. Один раз провести один раз экспертизу воды и обработать кафе от насекомых и грызунов недостаточно: это нужно делать регулярно. Если Роспотребнадзор найдет грызунов или опасные бактерии, оштрафуют предпринимателя, так как его обязанность — вовремя обрабатывать помещения и не допускать появления в заведении микробов и вредителей.
Получить разрешение на продажу алкоголя
Кому нужна лицензия на алкоголь. Без лицензии на алкоголь можно продавать только пиво, сидр, медовуху — для остальных напитков нужна лицензия.
Чтобы получить лицензию, нужно зарегистрировать ООО — ИП ее не дадут. Также помещение кафе должно быть от 50 м², а в радиусе 50 метров не должно быть детских садов, школ, больниц, театр.
Как получить. Лицензию выдает уполномоченный орган региона. Например, в Москве это департамент торговли и услуг.
В этом органе нужно уточнить перечень документов для оформления лицензии: список может отличаться в зависимости от региона.
После подготовки всех документов нужно подключить онлайн-кассу и зарегистрироваться в электронной системе за учетом оборота алкоголя ЕГАИС.
Только теперь пора уплачивать госпошлину 65 000 ₽ и подавать заявление в лицензирующий орган региона. Заявление можно подать на сайте лицензирующего органа, если есть электронная подпись.
Подавать заявление лучше за два месяца до открытия: региональный орган оформляет лицензию до 30 дней, но при вопросах к документам могут продлить срок до 60 дней.
После подачи заявления в кафе придет сотрудник лицензирующего органа с проверкой помещения, документов, сертификатов, подключения онлайн-кассы и ЕГАИС. Если выездная проверка пройдет успешно, лицензию оформят и выдадут в пределах 45 дней с момента подачи заявления.
Решение о выдаче можно получить лично в лицензирующем органе или по почте. Саму лицензию в бумажном виде больше не выдают — ее вносят в реестр в день принятия решения.
На что обратить внимание. При отказе в лицензии на алкоголь госпошлину 65 000 ₽ не возвращают. Поэтому многие компании оформляют лицензию вместе с юристом, чтобы не ошибиться с документами.
Если все-таки лицензирующий орган откажет в лицензии, можно попробовать обжаловать отказ.
Уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности
Зачем уведомлять. Предприниматель уведомляет Роспотребнадзор перед открытием кафе, что начинает работать. Уведомление подают после регистрации ИП или ООО, но до непосредственного начала работы. Например, если вы только зарегистрировали бизнес и начали ремонт, сразу заявление подавать не надо — лучше сделать это за пару дней до открытия точки.
Как уведомить. Нужно заполнить заявление и отправить его в двух экземплярах в Роспотребнадзор:
За один рабочий день заявление рассмотрят и вернут один экземпляр с отметкой Роспотребнадзора.
Если не подать заявление, ИП оштрафуют от 3000 до 5000 ₽, ООО — от 10 000 до 20 000 ₽.
На что обратить внимание. Сотрудники Роспотребнадзора не приезжают с проверкой на объект, чтобы одобрить заявление. Решение принимается на основе документов — важно правильно оформить заявление, и тогда разрешение выдадут.
Этот документ помогает службам безопасности эвакуировать, спасать людей в опасных ситуациях, например в случае террористического акта.
Представьте, что сотруднику полиции нужно эвакуировать посетителей кафе, но он не знает, где запасной выход или где ключи от решеток на окнах. Для этого спасательные службы города хранят у себя копии паспорта безопасности, откуда и узнают схемы помещения, контакты сотрудников и другие важные детали.
Все эти этапы предприниматель может пройти сам или обратиться в частную компанию. Например, с этим помогают охранные компании.
Что еще проверить в кафе перед открытием
Когда все документы собраны, нельзя просто открыться и сразу начать работать. Сначала надо проверить еще несколько важных нюансов — если этим пренебречь, можно получить штраф.
Уголок потребителя. На фудкорте или в ресторане должен быть уголок потребителя. Там клиент может уточнить свои права или информацию о заведении.
В заведениях часто вешают стенд с документами на стену, но это не обязательно. Документы нужно положить на видное и доступное место клиентам — например, хранить их в папке на стойке администратора кафе.
Предпринимателю нужно положить следующие документы:
На всех копиях необходимо поставить подпись владельца кафе.
За неправильное оформление уголка потребителя есть штрафы: для ИП — от 3000 до 4000 ₽, для ООО — от 30 000 до 40 000 ₽.
Музыка. В заведении нельзя включать музыку из плейлиста в соцсетях, как и проигрывать CD-диски, включать музыкальные каналы на телевизоре или ставить радио.
Арбитражный суд взыскал с предпринимателя 80 000 ₽ за музыку в кафе
Что случилось. Общероссийская общественная организация РАО подала иск в арбитражный суд на ИП Лештаеву С.С. за воспроизведение музыки в кафе «Багульник».
Решение суда. Арбитражный суд решил взыскать с ИП 80 000 ₽ в пользу РАО за воспроизведение четырех композиций, на которые у общественной организации были исключительные права.
Чтобы гости могли законно слушать музыку, заключают договор с государственным или частным посредником. От государства выдают лицензии два сообщества — ВОИС и РАО.
Есть и бесплатные способы. Предприниматель может получить заключить договор с исполнителем, например местной группой, или искать композиции с открытой лицензией creative commons.
ИП могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 ₽, ООО — от 30 000 до 40 000 ₽.
Вывеска. Вид вывески определяют власти города — например, могут ограничить высоту букв или ширину конструкции. Эти требования публикуют на сайте местной администрации, там же размещают порядок согласования макета вывески.
Обычно вывеску названия заведения не надо согласовывать. Так, в Москве вывеску с названием кафе можно не согласовывать, если она соответствует техническим требованиям, не нарушает архитектурно-художественную концепцию улиц, а здание не относят к памятникам архитектуры.
Лучше заказывать разработку макета у дизайнера, который уже делал вывески для общепита и знает требования местной администрации.
Противокоронавирусные меры. С 2020 года кафе, рестораны, столовые соблюдают правила для борьбы с коронавирусом. Роспотребнадзор меняет или уточняет правила в зависимости от ситуации. Например, с 30 октября 2021 года заведения Алтайского края должны проверять QR-коды на входе у посетителей.
Основные правила для общепита:
Советуем следить за изменениями требований Роспотребнадзора и своевременно корректировать работу заведения, чтобы не получить штраф. О самых важных новостях мы всегда сообщаем в нашем телеграм-канале.
Список документов для открытия кафе может отличаться в разных городах и для разных помещений.
Например, у Роспотребнадзора больше требований к кафе на первом этаже многоквартирного дома, чем к кафе в отдельном здании или внутри торговых центров. Советуем проходить этапы подготовки и собирать документы с профессионалами — так получится открыться за 6—8 месяцев и избежать штрафов.
Что нужно для открытия кафе быстрого питания
Жители мегаполисов и больших городов все чаще предпочитают быстро и вкусно перекусить по дороге в офис, устроить обед в парке или захватить с собой стаканчик с кофе, выходя из метро. Ежегодно спрос на точки с уличной едой растет, делая этот бизнес все привлекательнее для потенциальных предпринимателей.
Так Олег задумался о собственной точке стрит-фуда, но не знает, с чего начать. Предприниматели дали молодому человеку свои рекомендации и советы, которые могут помочь успешно запустить бизнес.
С чего начать?
Первое, что вам придется сделать – зарегистрировать свой бизнес. Для предприятий уличной еды оптимальным вариантом является индивидуальное предпринимательство. Следующим шагом станет визит в налоговый орган, где вам предстоит выбрать систему налогообложения и зарегистрировать контрольно-кассовую технику.
Что касается выбора системы налогообложения, то наиболее удобными для вас будут упрощенная или патентная системы. При патентной системе (ПСН) налог уплачивается с условного дохода, который потенциально может получить предприниматель. Ставка на потенциальный годовой доход определяется отдельным региональным законом и составляет 6%, а также предусмотрены налоговые каникулы для впервые зарегистрировавшихся ИП – в этом случае ставка 0%.
Выбирая упрощенную или патентную систему, вы освобождаетесь от уплаты ряда налогов, таких как налог на прибыль организаций (НДФЛ), НДС, налога на имущество организаций (физических лиц), за исключением отдельных объектов.
Где разместить точку?
Традиционно выделяют несколько форматов размещения: оно может быть стационарным, например, островок в торговом центре, место на фудкорте или собственный киоск, а может быть и передвижным, например, фургончик на колесах. Не забудьте зарегистрировать его в ГИБДД, поскольку он является транспортным средством. Кроме того, вам придется получить разрешение на торговлю в общественных местах, для этого необходимо обратиться в городскую администрацию.
Прежде всего стоит помнить, что стрит-фуд нацелен на тех клиентов, которые не планируют надолго задерживаться возле вашей точки, а хотят перекусить на ходу или взять еду с собой. Именно поэтому локации вблизи офисных центров, учебных заведений, популярных городских пространств, аэропортов и вокзалов считаются самыми удачными.
Владелица мобильных кофеен «Кофе с печенькой» Аделина Михайлова рекомендует:
Не забудьте определить вашу целевую аудиторию и их покупательную способность, это станет определяющим фактором при формировании ценовой политики. Если вы ориентируетесь на школьников или студентов, то помните, что их финансовая возможность гораздо ниже, чем, например, у работников офисных центров. Для тех, кто выбрал формат «стрит-фуда на колесах», рекомендую на этапе покупки фургона обратить внимание на документы. Компания, что продает переоборудованные фургоны, должна их самостоятельно перерегистрировать в ГАИ. В противном случае, Госавтоинспекция имеет право снять с учета автомобиль без внесенных в документацию изменений.
Владелец точек «кофе с собой» Voodoocoffee Юрий Прохоров рекомендует:
Не обязательно ориентироваться только на центральные городские локации, обратите внимание и на спальные районы, где еще нет такой высокой конкуренции, но зона торговли обладает потенциалом – ВУЗы, школы, гуляющие с колясками мамочки, обилие детских зон и площадок, крупные сетевые магазины в шаговой доступности, то есть центры притяжения людей. Рекомендую обязательно познакомиться с управой района. Они введут вас в курс дела и в специфику работы именно в их округе, а также помогут решить массу бюрократических вопросов.
Какие нормы СЭС существуют для фастфуда?
Помните, что точка с уличной едой должна соответствовать определенным санитарным нормам и правилам (СанПин – далее). Они отражены в СанПине к организациям общественного питания и вынесены в раздел требований к временному общепиту быстрого обслуживания.
Например, вам необходимо наладить бесперебойную доставку воды, в случае отсутствия централизованных канализации и водоснабжения, оснастить точку холодильным оборудованием, использовать только одноразовые приборы и посуду. Предусмотрите наличие емкостей для сбора мусора и его своевременный вывоз. Не забудьте уведомить Роспотребнадзор о начале вашей деятельности.
Владелец точек «кофе с собой» Voodoocoffee Юрий Прохоров рекомендует:
Заключите договор с Центром дезинфекции и перед началом работы обязательно проведите процедуру дезинсекции и дератизации, это будет гарантировать вам отсутствие неприятного соседства в виде насекомых и грызунов на точке продаж. Обязательно заключите договор на вывоз/утилизацию мусора со сторонней компанией, выбрать которую тоже может помочь управа района. Если у вас нет возможности протянуть воду к точке, то используйте бутилированную воду, а также различные насосы и помпы, которые позволят заменить реальный кран с водой без ощутимой разницы. Для канализации используйте насос, который способен выгнать отработанную воду за сотни метров от точки продажи.
Какой формат выбрать?
Сфера стрит-фуда очень разнообразна, поэтому вам необходимо выделяться среди потенциальных конкурентов. Так, вы можете запустить продажу здорового фастфуда для тех, кто считает калории, или вегетарианского – для тех, кто не ест мясо. Не стоит забывать о таких популярных форматах уличной еды, как сахарная вата, вареная кукуруза или карамельный попкорн, но, открывая такие точки, учитывайте сезонность их работы.
Владелец пиццерии PiCono Александр Потехин считает:
Для начала проанализируйте рынок конкурентов в той локации, где вы собираетесь открыть точку. Подумайте, чего не хватает вашим потенциальным клиентам: если поблизости уже есть бургерная, тогда, возможно, стоит открыть точку со свежей выпечкой и кофе навынос. Помните, что вашим конкурентным преимуществом может быть необычная подача блюда, например, цветные булочки для бургеров, использование необычных соусов и ингредиентов. На этом вы можете построить PR-кампанию вашего заведения.
Владелица мобильных кофеен «Кофе с печенькой» Аделина Михайлова советует:
На этапе старта очень важно получать обратную связь от ваших клиентов, понимать, какие позиции наиболее популярны в меню, а что лучше исключить из продаж, поэтому попробуйте первое время самостоятельно поработать за прилавком. Это позволит вам не только наладить связь с потенциальным покупателем, но и расположить его.
Владелец точек «кофе с собой» Voodoocoffee Юрий Прохоров рекомендует:
Не загружайте точку быстрыми скоропортящимися продуктами, иначе ежедневно вы будете списывать 90% из ассортимента. Сконцентрируйтесь на продуктах глубокой заморозки с длительным сроком хранения, но при этом не забывайте про правильный температурный режим. Сфокусируйтесь на своей идее/продукте и продавайте именно то, что считаете своим драйвером!
Какое нужно оборудование?
Выбор оборудования напрямую зависит от концепции вашего стрит-фуда и, как правило, не требует больших финансовых вложений. Чаще всего предприниматели покупают холодильники, печи, микроволновки, специальные блинницы, подогреваемые прилавки, гриль, кофемашины и чайники, а также специальное оборудование, необходимое этому виду бизнеса, например, машина для попкорна и сладкой ваты. Закупка такого оборудования обойдется не дороже 500 тыс. рублей.
Если у вас нет собственных финансовых средств, то можно привлечь льготные заемные средства за счет государственных программ, которые призваны поддержать малый бизнес. Так, в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Минэкономразвития РФ внесло поправки в программу кредитования малого бизнеса, и теперь для сферы розничной торговли стали доступны займы, процентная ставка по которым не превышает 8,5%. Кроме того, можно обратиться в государственные микрофинансовые организации, где можно получить займ, в том числе и на этапе стартапа, до 5 млн рублей. Ставка зависимости от категории заемщика и начинается от 3,5% годовых сроком до 36 месяцев.
Владелица мобильных кофеен «Кофе с печенькой» Аделина Михайлова советует:
Если у вас нет возможности купить новое оборудование, то возьмите его в аренду. Со всеми предложениями вы сможете ознакомиться в интернете. Это позволит вам на первоначальном этапе избежать больших трат, при этом оценить востребованность на вашу точку. Так, например, аренда кофе-машины и кофемолки в месяц составляет порядка 15 тыс. рублей.
Как выбрать поставщиков?
Еще один вопрос, который вам предстоит решить – наладить поставку готовой еды или полуфабрикатов для вашей точки. Это потребует заранее продуманной работы с поставщиками продуктов питания.
Владелица мобильных кофеен «Кофе с печенькой» Аделина Михайлова советует:
Поставщиков полуфабрикатов и готовой продукции можно найти как в интернете, так и на различных российских продовольственных выставках. При их выборе обязательно просите тестовые наборы – они есть абсолютно у всех компаний. Вам привезут небольшую коробочку с продукцией, и вы сможете оценить ее вкусовые качества. Некоторые продукты вы можете закупать самостоятельно в гипермаркетах, если объем закупок небольшой, это существенно сэкономит средства на этапе старта.
Владелец точек формата «кофе с собой» Voodoocoffee Юрий Прохоров обращает внимание:
Помните, что на всю еду у вас должны быть соответствующие бумаги от поставщика, а продукция должна быть маркирована, так как вы несете ответственность за своего потребителя и за любой продукт, который попал к нему в рот с вашей точки. Перед тем как заключить договор, проверьте надежность вашего поставщика, например, через сервис СПАРК-Интерфакс, там вы сможете увидеть и финансы предприятия, и судебные иски.