в чем заключается взаимосвязь науки и общества

В чем заключается взаимосвязь науки и общества

Подробное решение параграф § 13 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы её главные функции?

2. Каковы основные черты большой науки?

Основными чертами большой науки являются:

— универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);

— безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);

— дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).

3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.

Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.

5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?

Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.

6. Каковы основные положения этики учёных?

Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.

7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?

8. Какова роль образования в современном обществе?

Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.

В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?

В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.

2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.

Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).

3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.

Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.

Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.

Источник

Основные аспекты взаимоотношений науки и общества

Наука является теперь приоритетным направлением в деятельности государства.

Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства, специальное внимание им уделяется даже президентами государств. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2—3% всего валового национального продукта. При этом финансирование относится не только к прикладным, но и к фундаментальным исследованиям. И оно осуществляется как отдельными предприятиями, так и государством.

Наука сегодня испытывает огромное давление со стороны общества.

В наше время наука стала непосредственной производительной силой, важнейшим фактором культурного развития людей, инструментом политики. Вместе с тем, резко возросла и ее зависимость от общества.

Как говорил П.Л.Капица, наука стала богатой, но потеряла свою свободу, превратилась в рабыню.

Коммерческая выгода, интересы политиков существенно воздействуют сегодня на приоритеты в области научно-технических исследований. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Поразительным свидетельством этого является то, что около 40% ученых в настоящее время так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военным ведомствам.

Но общество влияет не только на выбор наиболее актуальных для исследования проблем. В определенных ситуациях оно посягает и на выбор методов исследования, и даже на оценку полученных результатов.

Вопрос 11
Особенности древневосточной преднауки.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме. Наука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время): в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.
Производство идей, представлений, сознания первоначально было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.
Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.
Характерные черты:
1)подчиненность практическим потребностям (измерение и счет – математика;составление календарей и обслуживание религкультов – астрология;техническое усовершенствование орудий производства и строительства – механика и т.д.)
2)рецептурность (инструментальность) «научного» знания
3)эмпирический характер происхождения научного знания и обоснования
4)кастовость и закрытость научного сообщества

Вопрос 12
Античная наука:социально-исторические условия и особенности

Образец «Начала» Евклид.
Достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки является объяснительная функция;
её основная задача – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.
Для возникновения науки в ее собственном понимании были необходимы определённые социальные условия:
достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий наукой),
наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.
Эти условия сложились к VI в. до н. э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит и др.), объяснявшие действительность через естественные начала. Это было теоретическое знание, в котором на первый план выдвигались его объективность, логическая убедительность.
Древнегреческая наука (Аристотель и др.) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры:
они ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, относящихся к миру в целом,
превратили в устойчивую традицию поиск объективных, естественных законов мироздания и
заложили основы доказательного способа изложения материала, что составило важнейшую черту науки.
Характерные черты:
1)теоретичность (источник научного знания – мышление)
2)логическая доказательность
3)независимость от практики
4)открытость критике
5)демокраизм

Источник

Отношения науки и общества

29. Определение религии. Религия – один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять поражающие воображение и вызывающие страх явления природы и космоса. В дальнейшем, в процессе становления научных знаний функция объяснения непознанного все более переходит к ним, а за религией закрепляются такие социальные функции, как консолидация общества, укрепление власти и системы управления, усиление социального контроля, обеспечение социальной защиты, социальной поддержки и психологической разгрузки.

Религию изучают различные научные дисциплины – философия, история, психология, религиоведение и др. В конфессиональном христианском религиоведении, например, существуют два подхода к оценке соотношения религии и общества. Представители разделяющего подхода исходят из принципиальных различий системы верований и социума. Для них религия изначально трансцендентна (т. е. потусторонна), несоциальна и агностична, а общество «посюсторон-не» и вполне познаваемо. Социальны лишь отдельные стороны религии – религиозные организации, учреждения, общины и т. д. Сторонники такого подхода дают и соответствующие определения религии. Например, протестантский теолог и социолог Роберт Отто (1869–1937) считал, что религия – это переживание святого, а ее предметом следует считать нумиозное, т. е. исходящие от божества волю, власть, силу, вызывающие у человека благочестивых страх и трепетивтоже время очарование и одушевление. Соединяющий подход не выстраивает между религией и обществом непроходимой разделительной черты, а его представители считают вполне нормальным изучение религии вкупе с другими социальными структурами. Например, немецкий теолог, культуролог и социолог Эрнст Трельч (1865–1923), определяя религию, одновременно ставит вопрос о влиянии на нее экономических, политических, семейных и других социальных отношений.

Социологический подход в исследовании религии делает акцент на социальных отношениях, связывающих системы верований и человеческие сообщества, на социальных функциях, выполняемых религиями в тех или иных обществах, на месте, роли и социальном статусе церкви в социуме, ее отношениях с другими социальными институтами, в первую очередь с государством.

Современный американский социолог Герхард Ленски определил религию как «систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы». Как видим, у Ленски религия понимается как один из факторов воздействия на человека наряду с другими социальными факторами. В этом же направлении мыслит другой американский ученый – Рональд Джонстаун, для которого религия – это «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным» и который связывает религию и конкретную социальную группу.

Религия

является социальным институтом, возникшим, в той или иной форме в большинстве человеческих сообществ. Она всегда оказывала заметное влияние на само течение социальной жизни в обществе. Без учета этого влияния вряд ли возможно сколь-нибудь серьезное исследование и объяснение природы, структуры, функций, развития большинства человеческих обществ, в первую очередь потому, что

Религия

формирует не только мышление, но и образ действий.

Таким образом, предметом социологии религии является доступное наблюдению поведение человека, познание с точки зрения действия последствий приверженности тому или иному вероисповеданию.

Социология религии

возникла в конце XIX – начале ХХ века. Ее основоположниками считаются западные социологи Э.Дюркгейм и М.Вебер.

Религия

, в понимании Э.Дюркгейма, есть основное средство сплочения общества, установления связи между индивидом и социальным целым. Ведущая идея Э.Дюркгейма состоит в том, что на основе изучения примитивных форм религии допустимо и возможно создать теорию высших форм религии. В данном предположении лежит эволюционный подход к истории религии.

Цель дюркгеймовской теории религии – в создании реальности объекта веры. В конечном счете, считает Дюркгейм, люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества, ибо в самой природе общества есть нечто священное. Источникрелигии – само общество. Общество поклоняется в каждую эпоху тем богам, в которых оно нуждается. Религиозные интересы являются лишь символической формой общественных и моральных интересов. Если Дюркгейм исследовал религию в ее простейших формах, т.е. на сравнительно низкой ступени развития общества, то М.Вебер главным образом исследовал мировые религии и их влияние на развитие экономики, политических систем, семьи. С его точки зрения определение религии должно исходить из анализа социального поведения людей. К религии он относил ту деятельность, в которой вырабатывается главная мысль, на основе которой какая-то социальная группа или сообщество индивидов организует свою жизнь.

Такой основополагающей мыслью Вебер считал учение Ж.Кальвина (одного из реформаторов христианства) о предопределении. Именно оно, утверждает Вебер, сыграло решающую роль в возникновении « духа капитализма». Зарождающееся новое общество остро нуждалось в мощных моральных стимулах, таких как трудолюбие, деловая честность, рациональность, самоограничение, отказ от роскоши и т.д. Вебер пытается доказать, что именно определенное толкование протестантизма создало такие мотивации, которые способствовали формированию капитализма как особого способа регуляции производственных отношений, что религиозные взгляды являются определяющим фактором экономического поведения индивидов и социальных групп, а, следовательно, и одной из причин экономического развития общества.

От анализа религиозных корней рождения капитализма Вебер переходит к анализу «процесса разволшебствования», который характеризуется тем, что религиозные мотивы человеческой деятельности как средство достижения определенных целей постепенно уступают место методам действия, ориентированным исключительно на достижение успеха, нужного результата.

31. Сущность социального поведения

1. Противоположные подходы в определении факторов развития человека: биологизаторский и социологический,

Сторонники биологизаторского подхода сводят при роду человека к животному началу, так как человек обладает теми же органами. Поведение человека обусловлено его инстинктами. Некоторые биологические концепци личности увязывали типы поведения со строением тела:. итальянский врач Чезаре Ломброзо полагал, что существует связь между физическими чертами личности и характером поведения. Он ввел понятие «криминальный тип» как результат деградации человека к более ранним стадиям эволюции;. американский психолог Уильям Шелдо вывел зависимость личностных черт от строения тела. Он выделяет три тип; личности: человек умеренной полноты (общителен, умеет ладить с людьми, следует своим желаниям); индивид с сильным и стройным телом (склонен к беспокойству, активности) личность с тонким и хрупким телом (склонна к самоанализу обладает повышенной чувствительностью и нервозностью).

Недостатком биологических теорий в объяснении при роды человека является односторонность, игнорирована культурного начала в поведении личности.

2. Социологические концепции признают несущественными биологические механизмы жизнедеятельности

марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) рассматривал личность как продукт общественных отношений, где главными являются материальные (экономические) отношения;

сторонники ролевой теории личности (Дж.Мид, М.Куь Т.Парсонс, Р.Дарендорф) считают, что личность играет различные роли применительно к конкретной ситуации.

3. Природа человека двойственна: она сочетает биологические основы жизнедеятельности и социальные начала.

Особая роль биологических механизмов в жизнедеятельности человека ярко проявляется в наследственности (человеческую природу можно улучшать путем селекции).

Френсис Гальтон ввел термин «евгеника», которым обо значил улучшение человечества путем искусственной вмешательства в процесс естественного отбора. Цель избежать передачи отрицательных свойств.

Решающее значение в развитии человека имеют социальные условия его существования, культура общества.

4. Деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру лежит

в основе человеческого бытия. Содержанием человеческой деятельности является целесообразное осмысление,

32. Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения.

Если социализация вообще представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, то политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и к формам общественной деятельности.

Существуют различные трактовки процесса социализации:

· процесс развития личного контроля;

· результат межличностного общения;

Одна из наиболее распространенных трактовок состоит в понимании социализации как процесса развитияличного контроля. Она разработана З. Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. В основе его теории ле­жит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии кон­фликта с обществом, репрессирующим его биологические (сексуаль­ные) побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов и побуждений. Однако контроль общества над природными инстинктами создает на­пряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. В связи с этим усиливается потребность личности в самоконтроле, чтобы избежать ситуаций страха и нервозности.

33. Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

1. Модель поведения человека со стороны общества.

2. Система представления человека как он должен вести себя.

3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

Динамическая модель социального контроля состоит из следующих основных элементов: а) индивид, б) социальная общность (группа, класс, общество), в) индивидуальное действие, г) социальное (групповое) действие. Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой как контролируемое и контролирующее действия. Причем речь идет именно о взаимодействии, а не однонаправленном контроле без обратной связи.

1). самооценка субъекта (как индивида, так и социальной группы);

В целостном же своем виде социальный контроль в данной социальной системе (общество; территориальная, политическая и др. общности) сам представляет собой сложно организованную, многоступенчатую, иерархизированную систему, состоящую из целого ряда компонентов.

Первым из таких компонентов является индивидуальное действие (поступок), в виде взаимодействия индивида с социальной средой (производственная, политическая, культурная либо иная деятельность).

Вторым компонентом социального контроля выступает определенная (поддерживающая, осуждающая и т.п.) реакция социального окружения на действия индивида сообразно с существующей в данном обществе шкалой оценок.

Однако сама эта шкала оценок есть лишь производное от существующей в обществе (группе) системы идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Поэтому данная система, весьма гибкая и динамичная, представляет собой третий компонент социального контроля.

Важным результатом применения социальной шкалы оценок является категоризация (то есть отнесение к определенному виду) индивидуального поступка и соответствующая его оценка (одобряющая, осуждающая и т.д.) социальным окружением. Такая категоризация выступает четвертым компонентом многосторонней системы социального контроля.

Источник

назовите формы взаимодействия между наукой и обществом

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней.

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас », согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *