что нужно для географии в 5 классе
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Суража
М.: Просвещение, 2011 и примерной программы ООО по ГЕОГРАФИИ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» в 5классе являются следующие умения:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
3.Содержание учебного предмета «География» в 5 классе
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытияСредневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. ОткрытиеАнтарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». ОсвоениеСибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представлениядревнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строенииВселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран иНептун. Плутон.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местнымпризнакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царствебеспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Рабочая программа по географии, 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5 — 9 классы. М.; Просвещение, 2016), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М; Дрофа, 2016).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М; Дрофа, 2016).
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
1.Планируемые предметные результаты освоения географии
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по срав нению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты земной группы и планеты- гиганты;
описывать уникальные особенности Земли как планеты:
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
2.Содержание учебного предмета. (География. 5класс)
Основные виды деятельности
Формы учебных занятий
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
География — наука о Земле. Физическая и социально экономическая география — два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительногеографический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.
Работа с учебником и электронным приложением
Знакомство с презентацией.
Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
Анализ текста и иллюстраций учебника
Решение ситуационных задач
Беседа. Самостоятельная работа Подведение итогов
Как люди открывали Землю (5 ч)
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Работа с картой, формирование умений правильно называть и показывать географические объекты.
Чтение ианализ карт атласа
Выполнение заданий учителя
Урок-путешествие. Рассказ учителя, работа с учебником, атласом и к/к.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, поч вы.
Диагностическая работа №1
Контрольная работа №1
Работа в тетради, составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя
Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Учёные, перевернувшие мир»
Работа с текстом и рисунками учебника.
Составление характеристики планет по плану.
Характеристика особенностей различных небесных тел
Подготовка сообщений по теме.
Выполнение заданий учителя
Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью
Коллективная работа учащихся с учебником, рабочей тетрадью
Групповая и индивидуальная работа
Фронтальная беседа, рассказ учителя. Сообщения школьников по опережающему заданию
проверка знаний. Эвристическая беседа
Виды изображений поверхности Земли (4ч)
№ 3«Ориентирование по компасу»,
№ 4. «Составление простейшего плана местности»
Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.
Ориентирование по компасу и местным предметам
Отработка знания условных знаков плана.
Ориентирование по плану и географической карте.
Самостоятельное построение простейшего плана местности.
Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью. Эвристическая беседа
Рассказ учителя, практическая деятельность учащихся
Природа Земли (10 ч)
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Ост рова.
Диагностическая работа №2
Контрольная работа №2
Анализ рисунков учебника.
Определение ключевых понятий урока.
Обозначение районов землетрясений на конт. карте
Подготовка образного рассказа и презентации о природе материков.
Обозначение на конт. карте материков и океанов Земли.
Анализ текста учебника.
Работа с учебником.
Анализ текста учебника
Выполнение тестовых заданий, работа с картами, повторение номенклатуры и основных понятий.
мини-лекция учителя. Самостоятельная работа школьников с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность школьников
Групповая и индивидуальная работа
Работа в группах по составлению географического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме:
викторина «Самое-самое на моем материке»
Эвристическая беседа. Интеллектуальные игры. Тестовый контроль
3. Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по географии 5 класс
СОДЕРЖАНИЕ
1) Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2) Содержание учебного предмета.
3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море»,
«атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности. ориентироваться в актуальной тематике региона;
Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.
2 раздел. Содержание учебного предмета «География» 5 класс Земля во Вселенной(5ч)
Луна – спутник Земли. Земля – планета Солнечной системы(1ч) Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю? Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
Актуальная тематика для региона:
Облик Земли(4ч)
Облик земного шара(1ч) Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли(1ч) Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть(1ч) Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Практическая работа №1 «Глобус как источник географической информации» Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Урок – практикум. Глобус как источник географической информации(1ч) Изображение Земли(2ч)
Способы изображения Земной поверхности(1ч) Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты(1ч) Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
История открытия и основания Земли(6ч)
Географические открытия древности. Географические открытия Средневековья(1ч) Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия(1ч) Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Исследования океана и внутренних частей материков(2ч) Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Практическая работа №2 «Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации»
Урок – практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации(1ч)
Контрольная работа за 1 полугодие(1ч) выполнение тестового задания по пройденному материалу за первое полугодие Литосфера(5ч)
Внутреннее строение Земли(1ч) Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека(1ч) Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Урок – практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов(1ч)
Рельеф и его значение для человека(1ч) Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Основные формы рельефа Земли(1ч) Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне
Гидросфера(5ч)
Мировой круговорот воды(2ч) Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части(1ч) Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера – кровеносная система Земли(1ч) Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
Контрольная работа за 3 четверть(1ч) Выполнение тестовых заданий по пройденному материалу за 3 четверть
Атмосфера(4ч)
Атмосфера Земли и ее значение для человека(1ч) Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода (1ч) Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Практическая работа №4 «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой». С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
Урок – практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой(1ч) Биосфера (2ч)
Биосфера – живая оболочка Земли(1ч) Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету?
Что такое биосфера?
Практическая работа №5 «Экскурсия в природу». Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
Урок – практикум. Экскурсия в природу(1ч) Природа и человек(2ч)
Взаимодействие человека на природу(1ч) Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Контрольная работа за год(1ч) Выполнение тестовой работы по пройденному материалу за год
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 5 КЛАСС (34 ч)
Программа по географии 5 класс пояснительная записка
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс
1 час в неделю (34 часа)
№ | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Практические работы | Дата | Корректировка |
Введение. География как наука (2ч) | |||||||
1 | Что такое география.§ 1 | Урок материала | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | География, наука, Эратосфен Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии Умение работать с текстом, выделять в нем главное Учебно-познавательный интерес к географии | Составление схемы наук о природе | 4.09 | |
2 | Методы географических исследований. §2 | Комбинированный урок | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках; Организация наблюдений за погодой | 11.09 | |
Земля и её изображение (5ч) | |||||||
3 | От плоской Земли к земному шару. §3 | Урок | Формирование представлений о форме Земли | Планета, шар, Пифагор, Аристотель Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами | 18.09 | |
4 | Форма, размеры, движения Земли. §4 | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях | Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое(орбитальное) движение Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор, Исаак Ньютон Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму | 25.09 | |
5 | Глобус и карта. §5 | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об изображениях земной поверхности | Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия Осознание многообразия видов изображения земной поверхности | Составление сравнительной характеристика разных видов изображений земной поверхности | 2.10 | |
6 | Ориентирование на местности. §6 | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами | Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним Умение работать с измерительными приборами Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | Определение основных и дополнительных румбов на компасе | 9.10 | |
7 | Урок обобщения и контроля по теме раздела | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно- измерительными материалами См. уроки 3—6 | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта. Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. Понимание роли и значения географических знаний | Решение тестовых заданий | 16.10 | |
История географических открытий (13 ч) | |||||||
8 | По следам путешественников каменного века | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми | Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на к/к географических объектов, указанных в тексте | 23.10 | |
9 | Путешественники древности. §8 | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности | Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрута путешествия финикийцев с указанием географической номенклатуры | 6.11 | |
10 | Путешествия морских народов. § 9 | Урок формирования умений и навыков’ | Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими народами | Викинги, норманны, варяги, Европа, Скандинавский полуостров, драк- кар, остров Исландия, остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | |||
11 | Первые европейцы на краю Азии. § 10 | Урок формирования умений и навыков | Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию | Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония, Книга Марко Поло «О разнообразии мира» Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай
|