что нужно для 3ds max
Каким должен быть компьютер или ноутбук для рендеринга и моделирования
Сложно представить работу в сфере 3D-дизайна без мощного компьютера, на который можно беспрепятственно установить весь необходимый софт, моделировать без подтормаживания программ и рендерить с высокой скоростью.
Это не значит, что дорога в эту сферу без дорогого гаджета закрыта: сделать первые шаги в профессии можно даже на офисном ноутбуке.
Мы собрали всю важную информацию по выбору компьютера и его комплектующих для 3D-дизайнеров, работающих в 3ds Max.
Детально рассмотрим, какие гаджеты лучше всего подходят и какие у них должны быть характеристики.
Системные требования 3ds Max для 2021 года
Процессор для 3ds Max
Для сравнения: во время непосредственно моделирования задействуется только одно ядро, поскольку действия для в выстраивания сцены происходит последовательно, по чёткому алгоритму. Поэтому их обработка происходит процессором пошагово.
В процессоре должно быть не меньше 4 ядер, особенно если речь идёт о стационарном компьютере.
Процессоры AMD Ryzen для 3ds Max
Intel занимала лидирующие позиции на рынке вплоть до 2017 года – тогда AMD выпустили линейку процессоров Ryzen и встали на один уровень со своим единственным и сильным конкурентом.
Иногда процессоры обеих фирм могут быть почти взаимозаменяемыми.
Например, один из самых бюджетных вариантов, который подойдёт новичкам – четырехъядерный AMD Ryzen 3 1300X с четырьмя потоками. В 2021 году его стоимость колеблется в пределах 7 000–8 500 руб.
Примерно за те же деньги можно купить Intel i3 8100 с похожими характеристиками.
Видеокарта для 3D-дизайна
Для работы над рендерингом лучше всего подходят дискретные видеокарты NVIDIA. В них встроена технология CUDA – специальные ядра для осуществления параллельных вычислений при помощи графических процессоров. Они имеют некоторые фишки, которые помогают в процессе рендеринга.
Стоит отдать предпочтение карте NVIDIA GeForce 1050, а если есть возможность – приобрести более новые модели (1060 или 1080).
В целом, серия GeForce более надежная и производительная. Другая линейка видеокарт от NVIDIA – Quadro – разочаровала многих пользователей.
Если системной памяти под установку программы мало, а покупать внешние жесткие диски нет возможности – посмотрите, как можно увеличить свободное место на диске:
Repetitor3d.ru
3d графика и дизайн
Системные требования для работы в 3Ds Max
Для комфортной работы в программе 3Ds max требуется подобрать компьютер правильной конфигурации. В статье мы разберём основные требования к «железу» и выясним, за какие функции программы отвечают комплектующие ПК, будь то рендеринг, работа во вьюпорте, или другие действия.
Поскольку 3D моделирование — это довольно сложный вычислительный процесс, ноутбуки редко используются для таких задач, и взамен им собираются мощные стационарные компьютеры. Это, конечно, не рендерфермы, про которые мы писали здесь, но достаточно мощные машины. Прочитав статью, вы сможете собрать ПК, основываясь на разных предпочтениях, таких как небольшой бюджет или максимальная производительность.
Требования Autodesk к компьютерным комплектующим для работы с 3Ds max 2017
На официальном сайте компании Autodesk указаны такие требования:
Такой же список рекомендуемых требований вы увидите для 3Ds max 2015 и 3Ds max 2016.
Даются такие неточные и очень расплывчатые требования, из-за того, что есть очень много вариантов компоновки разных комплектующих и от разных производителей.
Теперь мы детально рассмотрим каждый пункт требований.
Операционная система
Какая бы Windows у вас не стояла (7, 8, 8.1, 10), она обязательно должна быть 64-разрядной! Начиная с 3Ds max 2014 компания Autodesk прекратила поддержку 32-разрядных систем. Это очень важный пункт, без него 3Ds max не установится на ваш компьютер. По поводу версии Windows, советую выбрать последнюю – Windows 10. Если в первые дни выхода с ней наблюдались разного рода проблемы, то сейчас разработчики сделали множество исправлений и довели эту операционку до хорошего рабочего состояния. В сравнении с Windows 7, Windows 10 хорошо оптимизирована и гораздо быстрее выполняет различные функции.
Процессор (CPU)
Большинство склоняется к выбору процессоров компании Intel, хотя и процессоры AMD не уступают им по производительности. В программе 3Ds max на процессор ложатся задачи рендера. То есть, чем больше ядер в процессоре и чем выше частота процессора, тем быстрее у вас будет рендериться сцена. В выборе процессора важно учитывать возможность разгона и температуру работы (придётся покупать мощную систему охлаждения для особо «горячих» процессоров).
Идеально взять процессор Intel Xeon E5-2679 v4 с частотой 2.50 GHz и 10 ядрами, но следует учесть, что цена будет очень высока (2700$ и это только за процессор), так как придётся подбирать и материнскую плату под этот процессор, которая стоит ненамного дешевле.
Но для среднестатистического пользователя 3Ds max подойдёт процессор семейства Core I7 (например, Intel Core i7-6850K @ 3.60GHz за 600$), которая также имеет высокие показатели скорости работы. В случае выбора процессора AMD Ryzen 7 (например, AMD Ryzen 7 1700X за 400$) вы получите те же мощности, что и с предыдущей моделью, но на 200$ дешевле.
Можно выбрать и менее дорогие процессоры, с характеристиками послабее заявленных выше, поскольку на любом процессоре рано или поздно, но сцена всё равно отрендерится. И не важно, какой визуализатор вы использутете: VRay, Corona Renderer или Mental Ray. По ссылке можно посмотреть информативный список разных процессоров, сравнить их и выбрать подходящий.
Подводя итоги в выборе процессора, стоит учитывать такие моменты:
Видеокарта (GPU)
В 3Ds max видеокарта отвечает за скорость отображения при работе во вьюпорте. Так же можно использовать видеокарту для рендера, используя настройки V-Ray RT и видеокарту NVidia с поддержкой CUDA.
И вот опять вопрос, что же взять: NVIDIA, AMD, или Intel? Для эффективной работы большинство пользователей выбирает NVIDIA, хотя в сочетании с процессором AMD стоит взять и видеокарту того же производителя.
Первое на что стоит обратить внимание, — это количество видеопамяти и её тип. Минимум — это 1GB видеопамяти и тип — DDR5. От типа видеопамяти будет зависеть скорость работы видеокарты, а от её ёмкости – возможность делать сложные сцены в 3Ds max, с большим количеством объектов, а также влияет на возможности GPU-рендера. Так же следует обратить внимание на количество CUDA-ядер, которые влияют на скорость вычислений.
В списке рекомендаций Autodesk присутствуют такие видеокарты от NVIDIA, как GeForce GTX 980, GeForce GTX 1080, GeForce GTX TITAN, и видеокарты серии Quadro. От AMD — Radeon Pro Duo, Radeon HD 7970, Radeon R9 290x и другие.
Оперативная память (RAM)
В случае с оперативной памятью всё гораздо проще, чем с процессором или видеокартой.
Для быстрой работы 3Ds max лучше взять не минимум 4 GB, и даже не 8 GB по рекомендации Autodesk, а 16GB. Тип памяти выбираем DDR4 (на момент написания статьи в 2017 году, она будет работать быстрее других типов памяти). Чем выше частота оперативной памяти, тем быстрее она работает, но с DDR4 даже минимальные 2133 МГц будет более чем достаточно. Оперативная память работает в тандеме с процессором, потому если вы берёте мощный процессор, не пожалейте денег и на оперативную память с высокой частотой.
HDD и SSD накопители
Для операционной системы лучше поставить SSD диск, так как он быстрее работает с данными, чем HDD. В компьютере лучше иметь 2 диска. Либо 1 SSD (на 240 GB минимум) и 1 HDD с таким количеством памяти, что бы вам хватило для всех ваших файлов (1-2 терабайта). Либо 2 SSD диска, где один идёт под систему, второй, опять же, для накопления файлов.
Подводим итоги
Исходя из вышеперечисленных аргументов, можно выделить основные конфигурации ПК для эффективной работы в 3Dsmax:
Далее представлю несколько сборок ПК разных ценовых категорий (цены примерные на 2017 год):
Цена 43 400 р.
Цена 72 800 р.
Цена 154 800 р.
Конфигурация компьютера для 3ds Max
Программы для работы с графикой всегда требуют весьма производительного железа и при выборе компьютера для работы в 3ds max важно понимать какие из комплектующих наиболее важны, а где можно разумно сэкономить. Понятно, что чем мощнее, тем лучше, но мы же живем не в идеальном мире и каждый визуализатор имеет свой бюджет на покупку компьютера.
Для начала, давайте посмотрим на официальные системные требования 3ds max актуальной на данной момент версии (3ds max 2018) на сайте Autodesk. Надо отметить, требования заявлены весьма скромные:
Опытный пользователь 3ds Max от такой конфигурации только посмеется, настолько это далеко от реальности. Впрочем, системные требования 3ds Max говорят лишь о минимальной конфигурации, позволяющей собственно запустить 3д макс, а не комфортной работе со сложными сценами.
При выборе компьютера для 3ds max нужно понимать, что наибольшие требования к системе предъявляют 2 процесса: а) работа в 3ds max б) рендеринг. Соответственно, задача стоит купить компьютер, который позволит комфортно и быстро работать в максе и не ждать рендера сутками. Впрочем, работа в 3d приложениях и сам рендеринг используют ресурсы компьютера разными способами и иногда в этом есть противоречие.
Рендер в 3ds Max бывает 2 видов: 1) на основе CPU (Scanline, V-ray, Corona) 2) на основе GPU (Redshift, Octane Render). Давайте по порядку:
1. Компьютер для работы и рендера в 3ds Max и Vray, Corona
В этом случае, основной фокус должен быть на производительный процессор, т.к. для рендера используются только его ресурсы, видеокарта нужна только для нормальной работы качественного монитора, без которого визуализатору не обойтись и поддержки работы вьюпорта.
При выборе процессора, большее значение имеет количество ядер и потоков, а не количество Ггц, впрочем, чем больше потоков, тем больше будет и Ггц суммарно у системы, если уж на то пошло.
Если говорить в реалиях января 2018 года, уже стандартом стал CPU i7 7700к c 4 ядрами и 8 потоками. Конечно, поколение i9 выглядит более «вкусно»: например, i9 7900x имеет уже 10 ядер и 20 потоков, но и цена зашкаливает — от 65 000 рублей за i9 при 23 000 рублей за i7.
На этом неодназчном фоне весьма интересно выглядит развитие линейки процессоров от AMD — Ryzen. За вполне земные деньги AMD предлагает много ядер и потоков, которые опережают по показателем сравнимые по цене процессоры от Intel на внушительные 20-50%. Если рассматривать конкуренту топовым i7, то можно рассмотреть процессор Ryzen 1700X с 8 ядрами и 16 потоками за те же 23 000 рублей. Почувствуйте разницу! На тему выбора есть отдельная статья с описанием процессоров для разного бюджета.
Что касается видеокарты, то для корректной работы приложения вполне достаточно GTX 1060 или 1070. Более дорогие и мощные видеокарты не дадут никакого прироста скорости и будут пустой тратой денег в разрезе именно рендера в 3ds max.
2. Компьютер для работы и рендера в 3ds Max и Redshift, Octane
В случае, если вы работаете с GPU рендером, например Redshift или OctaneRender, то ситуация почти полностью обратная — нам нужен средней руки процессор и максимально мощная видеокарта или даже несколько. Дело в том, что GPU рендеры используют ресурсы видеокарты по максимуму, а процессор выступает просто как передадочное звено при загрузке геометрии и прочего на видеокарту.
Здесь можно ограничиться процессором i7 начального уровня или даже взять современный i5, а вот видеокарту брать GTX 1070, GTX 1080 или даже GTX 1080Ti. Сейчас наиболее популярная и эффективная связка это 2 карты GTX 1070. При вложении всего 70 000 рублей (по 35к за карту), вы получаете производительную систему, которую можно даже установить в стандартный корпус.
3. Общие моменты конфигурации компьютера для CPU и GPU рендера
Независимо от того, какой рендер вы используете, остальные комплектующие практически совпадают:
RAM — с памятью как в поговорке «кашу маслом не испортишь». Минимальным объемом памяти для графических программ сейчас принято считать 16 Gb, уровень комфорта — 32Gb, а для сцен с большим количеством полигонов лучше приобрести 64Gb. С памятью проще — можно купить минимальный объем, а потом просто доставлять планки по мере необходимости и возможности.
Блок питания — лучше брать с запасом. Уже стал стандартом 700W, если у вас пара видеокарт, лучше взять блок на 1000W или даже 1200W. В конце концов, безопасность дороже и вы сможете со спокойным сердцем оставлять компьютер рендерить отправляясь в магазин и не бояться, что рендер упадет или вообще, не дай бог, квартира сгорит.
SSD и HDD — важно взять хороший SSD с неплохим объемом и 1 или 2 жестких диска. На SSD ставим операционную систему, весь софт включая 3ds max и именно на него сохраняем текущую сцену и результаты рендера. Остальные, более медленные диски — для хранения ассетов, моделей и прочих архивных дел. SSD подбираем с разумным объемом и хорошими показателями записи и чтения данных. По сравнению с HDD, в средних и тяжелых сценах, использование SSD дает прирост скорости рендера до 50%!
Материнская плата — нужно не промахнуться и взять топовую мать с быстрой шиной и поддержкой большого объема памяти, нужного сокета процессора. Материнская плата — последнее на чем стоит экономить, лучше переплатить и взять на перспективу с возможностью апгрейда компьютера.
В отдельной статье мы описываем лучший компьютер для 3d моделирования и рендеринга на CPU в 2019 году, а здесь можно почитать про выбор компьютера для GPU рендеринга.
Все о программе 3Ds Max и 50 полезных советов и хитростей по работе в ней для начинающих
Трёхмерная графика – это не сложно, так как современное программное обеспечение позволяет получать модели высокого качества без громадных знаний в области 3D. Рассмотрим, что такое 3Ds Max, как пользоваться программой, сколько она стоит и когда нужно покупать лицензию.
Программа 3Ds Max: основная информация
3Ds Max – это программное обеспечение для 3D-моделирования, анимации и рендеринга, созданное и разработанное для игр и визуализации дизайна. Программа включена в коллекцию мультимедийных и развлекательных программных продуктов, предлагаемых Autodesk.
Оно также входит в коллекцию Autodesk по архитектуре, проектированию и строительству и является одним из инструментов в области дизайна изделий и производства.
3Ds Max используется художниками и профессионалами в области визуальных эффектов в кино- и телеиндустрии, а также разработчиками и дизайнерами игр для создания игр виртуальной реальности. Программное обеспечение очень полезно для проектирования зданий, инфраструктуры и строительства, а также для разработки продуктов и планирования производства.
Кроме того, 3DS Max помогает пользователям создавать массивные игровые миры, детализированных персонажей, настраивать окружение здания, создавать сцены, в которых много людей, имитировать физические свойства жидкостей, таких как вода, масло и лава. Кроме того, в 3ds Max есть контроллеры анимации, которые пользователи могут создавать, изменять и делиться ими.
Autodesk 3ds Max — знаменитое программное обеспечение для 3D-моделирования, анимации, визуализации и рендеринга. Это полнофункциональное решение, которое успешно применяется при разработке популярных игр, съёмке самых кассовых фильмов и успешных видеопрограмм.
Программное обеспечение также имеет функции 3D-рендеринга, такие как возможность имитации реальных настроек камеры. Кроме того, он предлагает библиотеку ресурсов, которая позволяет пользователям легко искать 3D-контент. 3Ds Max также предоставляет функции для 3D моделирования, текстурирования и эффектов. Благодаря этому, пользователи смогут создавать и анимировать геометрию различными способами, а также применять моделирование поверхностей и сеток.
Описание и особенности программы
Это кроссплатформенное приложение для разработки моделей, сцен, анимаций, материалов и всего, что связано с миром 3D. Все спецэффекты в кино, презентации новых моделей техники, одежды, авто – всё это заранее разработанные трёхмерные модели, которые потом превращаются в реальные объекты.
Профессионалы выбирают 3Ds Max по нескольким причинам, одна из которых – поддержка всех существующих скриптов и плагинов. Для мастера своего дела важнее всего неограниченный потенциал и возможности, а простота и удобство на втором месте.
Поддерживаемые устройства:
Языковая поддержка:
Подписка:
Тарифные планы и пакеты:
Бонусы:
Для постоянных клиентов предусмотрена программа лояльности и корпоративные скидки.
Функционал и возможности
3Ds Max предлагает пользователям различные способы и надежные инструменты для создания и редактирования анимаций. Они смогут создавать трехмерные компьютерные анимации и эффекты, которые можно применять к компьютерным играм, фильмам, трансляциям, медицинским иллюстрациям или судебно-медицинским презентациям.
Программное обеспечение имеет несколько контроллеров анимации, которые используются для хранения значений ключей и процедурных настроек, обрабатывая все, что пользователи анимируют с его помощью. Кроме того, 3Ds Max позволяет связывать объекты вместе. В результате чего можно формировать иерархии или цепочки, с помощью которых можно одновременно анимировать наборы объектов, упрощая процесс.
Кроме того, 3Ds Max предоставляет функции 3D-рендеринга, и одна из них – возможность предварительного просмотра. Активировав режим ActiveShade в программном обеспечении, пользователи смогут видеть эффекты при изменении освещения и материалов в сцене.
3Ds Max также имеет функцию рабочего процесса, которая позволяет пользователям конвертировать сцены, чтобы источники света, материалы и объекты внутри них могли быть изменены на те, что используются самыми передовыми технологиями рендеринга.
Благодаря этому, они смогут применять многочисленные функции рендеринга, такие как новые физические материалы и среды, а также точные настройки. Кроме того, они смогут гибко преобразовывать источники света, материалы и объекты между движками рендеринга, предоставляя возможность конвертировать только те, которые им нужны.
Подводя итоги, можно сказать, что в 3Ds Max есть диалоговый инструмент под названием Material Editor, который позволяет пользователям создавать и редактировать материалы и карты в своих сценах, применять креативные текстуры, а также имитировать преломления, отражения и другие эффекты при назначении материалов объектам.
Плюсы и минусы программы
Плюсы:
Минусы:
Всё мощное ПО сложное и громоздкое. По этой причине многие ищут упрощенные решения или делегируют разработку моделей другим. Чтобы разобраться в программе, нужно загрузить руководство на русском и открыть раздел с разбором интерфейса. Всё станет просто и понятно, благодаря пояснениям к кнопкам, функциям и назначениям. Тем более в руководстве указаны алгоритмы и трюки, которые помогу облегчить работу и сделать её менее энергоёмкой.
Как показывает практика, после освоения интерфейса и последующей его кастомизации (а именно это делают пользователи, чтобы настроить рабочую область под себя), программа перестаёт быть сложной, а работа в ней приносит удовольствие.
Сколько стоит Autodesk 3ds Max
Забегая вперед, отметим, что самый дорогой план – самый выгодный, так как отсутствует переплата за “розничную аренду ПО”. Если пользователь серьёзно занимается разработкой моделей, то истёкший срок лицензии – это самое последнее, что он хотел бы видеть в день сдачи проекта.
К тому же, некоторые акционные предложения распространяются только на пользователей с продлённым сроком подписки, поэтому не упустите свой шанс! Если сложить сумму за месячную подписку и умножить её на 12 месяцев, то выйдет дороже, чем годовая подписка.
3Ds Max предлагает пользователям три тарифных плана для предприятий. Планами можно пользоваться на основе ежемесячной, годовой или трехлетней (каждые три года) автономной подписки и рассчитывать на основе количества необходимых вам лицензий. Кроме того, 3Ds Max можно приобрести как часть отраслевых коллекций Autodesk.
Лицензия на 3Ds Max для одного пользователя:
Однопользовательская лицензия 3Ds Max (при покупке в составе коллекции Autodesk для проектирования и строительства):
Однопользовательская лицензия 3Ds Max (при покупке в составе коллекции продуктов и дизайна Autodesk):
Лицензия на 3Ds Max для одного пользователя (при покупке в составе мультимедийной и развлекательной коллекции Autodesk):
Преимущества подписки:
Есть также бесплатная пробная версия, которая позволяет почувствовать все преимущества и недостатки перед покупкой. Если пользователь создал что-либо для коммерческих целей в бесплатной версии, реализовать и получать прибыль за это он сможет только после приобретения лицензии и получении полной версии программы.
Если же пользователь загрузил ПО из стороннего источника, где оно уже было взломано или взломал его самостоятельно, продажа, коммерческое использование продуктов программы для получения прибыли будет нарушением лицензии и преследуется по закону.
Почему программа пользуется популярностью
Это одна из самых первых программ для работы с трёхмерной графикой. Можно провести аналогию между 3Ds Max и After Effects. Они обе очень “тяжёлые”, сложны для понимания, но могут производить продукты высочайшего качества.
Большинство библиотек, пресетов, плагинов, написаны именно под них, что устраняет конкуренцию моментально – даже, если пользователь захочет пересесть с 3Ds Max на другое ПО, то он останется без своих любимых инструментов.
На момент выхода у неё не было аналогов, и все, кто создавал модели “на коленке”, принялись осваивать новую среду разработки. До момента выхода первого аналога прошло достаточное количество времени, поэтому программа обросла слоем обсуждений, множеством веток на форумах, тоннами уроков и туториалов. Чтобы кто-либо из конкурентов смог её превзойти или обогнать, ему потребуется вернуться на 20 лет назад и начать разработку своего ПО.
Аналоги со схожим функционалом
Рассмотрим трёх самых главных конкурентов:
Мультимедийный интерактивный обучающий курс TeachPro Alias WaveFront Maya, состоящий из 30 полноценных видеолекций, с помощью 5000 контрольных вопросов и 2000 тестовых заданий, посредством интерактивного обучения, поможет Вам полностью разобраться во всех тонкостях и нюансах работы с данной программой.
Остальные конкуренты и аналоги являются по сути урезанными или узкоспециализированными версиями 3Ds Max, поэтому рассматривать их не будем.
В чем отличия между 3Ds Max и другими программами, и какой лучше софт использовать для архитектурной визуализации, моделирования и других сопутствующих задач в 3D, узнаете в этом видео:
Как научиться работать в 3Ds Max
Для начала нужно определиться с целью. Программа позволяет делать статичные изображения, объёмные регулируемые объекты и сцены с анимацией. Все три задачи абсолютно разные по сложности и требованиям к мастеру.
Наилучший и самый быстрый способ – загрузить готовый проект, открыть его и прощупать, как там всё устроено. В случае с вышеописанными категориями все три проекта будут кардинально отличаться.
Например, при создании статичного изображения не нужно редактировать и продумывать окружающую обстановку и задний фон (как в случае с редактируемым трёхмерным объектом). Для полноценной же сцены потребуется прописать скелетную или покадровую анимацию, кости, связи, материалы.
На данный момент в сети присутствует большое количество набросков, уроков, пошаговых руководств, которые помогут любому пользователю научиться шаг за шагом.
Полезные советы по работе в 3Ds Max для новичка
Каждое предприятие индивидуально и может нуждаться в конкретном типе программного обеспечения для графического дизайна, которое будет разработано с учетом размера их компании, типа клиентов и персонала и даже конкретной ниши, в которой они работают.
Не стоит рассчитывать на поиск идеального решения, которое будет работать для каждой компании, независимо от их опыта. Рекомендуется сначала прочитать несколько обзоров Autodesk 3Ds Max.
Вам нужен простой и понятный сервис с только основными функциями? Будете ли вы действительно использовать расширенные функциональные возможности, необходимые для профессионалов и крупных предприятий? Существуют ли какие-либо специальные инструменты, которые особенно полезны для отрасли, в которой вы работаете? Если вы зададите себе эти вопросы, вам будет гораздо легче найти надежную услугу, которая будет соответствовать вашему бюджету.
Вот 50 самых распространенных советов и рекомендаций, которые стали частью повседневной работы многих пользователей 3D Max:
Где можно скачать программу
Для того, чтобы полноценно пользоваться программой и на законных основаниях получать с неё прибыль, нужно приобрести лицензию. На официальном сайте можно загрузить пробную версию (с полными возможностями). Для разблокировки полной версии, нужно приобрести подписку и зарегистрировать программу на сайте.
Надеемся, что данная статья помогла пользователю разобраться с 3Ds Max и построить свою первую модель. Данная программа позволяет делать абсолютно всё. На данный момент есть трехмерные модели, которые не отличить от реальных фото, поэтому за 3D графикой будущее. Сегодня даже пользователь, далёкий от сферы компьютерной графики, может начать не просто создавать новые миры и персонажей, а ещё и зарабатывать на этом, ведь оплата лицензии стимулирует отбить её и покрыть затраты любыми путями.
Полезное видео
В этом видео сделан краткий обзор полезных инструментов в программе 3ds Max и даны полезные советы по работе в ней: