в соответствии с чем функционирует государственная структура институт практической психологии
О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу
деятельности службы практической психологии в системе Министерства обра
зования Российской Федерации (далее — Служба).
2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой
входят педагоги-психологи образовательных учреждений всехтипоа, образова-
тельные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педзгогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения сферы образования, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жиз
ни обучающихся, воспитанников, формированию их индивидуальности на всех
этапах непрерывного образования; развитию у обучающихся, воспитанников
творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а
также определению психологических причин нарушения личностного и социаль
ного развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами
в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образова
нии», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос
сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Рос
сийской Федерации, решениями соответствующих органов управления образо
ванием, настоящим Положением.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
5. Целями Службы являются:
содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и всех других участников образовательного процесса;
содействие в приобретении обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
оказание помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся и воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
участие совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и педагогическими коллективами образовательных учреждений а подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
7. Первичная помощьучастникам образовательного процесса в образова
тельных учреждениях всех типов оказывается п еда го го м-психологом (педагога
ми-психологами) или группой специалистов с его участием, состав которых оп
ределяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.
8. Специализированная помощьучастникам образовательного процесса,
а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов
образовательных учреждений всех типов оказывается в образовательных уч
реждениях, предназначенных для углубленной специализированной помощи де
тям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании, — образователь
ное учреждение для детей, нуждающихся в психопого-педагогической и медико-
социальной помощи (ППМС-центр) и психолого-медико-педагогическая комис
сия (ПМПК).
9. Научно-методическое обеспечениедеятельности Службы осуществля
ется научными учреждениями Министерства образования Российской Федера
ции и Российской академии образования, подразделениями высших учебных
заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления
образованием.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
Психологическое просвещение—формирование у обучающихся, воспи
танников и их родителей (законных представителей), у педагогических работни
ков и руководителей образовательных учреждений потребности в психологичес
ких знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; со
здание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обу
чающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевремен
ном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и разви
тии интеллекта.
Психологическая профилактика— предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Психологическая диагностика— углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее
потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, таки с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Психологическая коррекция— активное воздействие педагогов-психологов и педагогических работников на процесс формирования личности вдетском возрасте и сохранение ее индивидуальности. Приоритетной в данном направлении является совместная деятельность указанных специалистов с представителями смежных профессий (дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и др.) по разработке и осуществлению коррекционных программ.
Консультативная деятельность— оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.
V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
11. Деятельность Службы осуществляется органами управления образова
нием и руководителями образовательных учреждений в соответствии со своей
компетенцией.
12. Координация деятельности Службы и ответственность за ее организа
цию возлагается на соответствующее структурное подразделение Минобразо
вания России.
13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями
Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попе
чительства, органами внутренних дел и прокуратуры, представителями обще
ственности, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспита
нии иразвитии обучающихся, воспитанников.
Решение Коллегии Минобразования России
О психолого-педагогической исоциальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования
Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления специального образования Д.С.Шилова,Коллегия отмечает, что за последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Существенно обновлена нормативно-правовая база. Подготовлен и находится на рассмотрении в Федеральной Собрании — парламенте Российской Федерации проект федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Разработаны первый вариант Государственного стандарта, Концепция реформирования системы специального образования, Концепция службы специальной психологии, предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специальных кадров.
Продолжалось совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, возникли и получили распространение их инновационные модели, экспериментальные площадки, появились разнообразные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях, в том числе профессионального образования. Увеличилась подготовка психолого-педагогических кадров.
Развивалась сеть психолого-меди ко-педагогических комиссий (консультаций), диагностических и реабилитационных центров, логопедических пунктов образовательных учреждений. Получили распространение в субъектах Федерации сложившаяся в результате усилий педагогов, ученых и управленцев Санкт-Петербурга, других регионов система комплексного, динамического психолого-педагогического и меди ко-социального сопровождения индивидуального развития ребенка, а также разработанные учеными Института коррекционной педагогики РАО, Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга, ряда педагогических вузов методики раннего выявления отклонений в развитии и изучения ребенка.
Органы управления образованием, коллективы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, г. Москвы, Республики Мордовия, Красноярского и Приморского краев, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ярославской и других областей проявляют большую заботу о реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика психолого-педагогической помощи, прежде всего, заключается в ее комплексности, коррекци он но-развиваю щей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка, рекомендаций психологов и врачей. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно-эстетическому воспитанию, развитию физической культуры и спорта.
Важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке их к семейной жизни, к жизни в обществе. Особая роль при этом отводится трудовой подготовке, работе в учебных мастерских и производственных исках школ и профессиональных училищ. Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко создаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства.
Активизировалась деятельность сотрудничающих с Министерством общественных организаций инвалидов (БОИ, БОГ, ВОС), родительских ассоциаций, оказывающих действенную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья и защищающих их права <Ассоциация родителей детей с ранним аутизмом «Добро*, Ассоциация Даун-синдром и другие).
Установились тесные контакты и взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда России. Плодотворно развивается взаимовыгодное международное сотрудничество.
Вместе с тем пока не удалось обеспечить систему раннего выявления отклонений в развитии детей в целях проведения своевременной коррекции, абилитации и реабилитации. В ряде ПМПК отсутствуют психологи, не достает других квалифицированных специалистов, допускается
их перегрузка, что негативно сказывается на результатах целостного, системного изучения ребенка, индивидуального сопровождения его развития. Нередко анализ ограничивается лишь оценкой способностей к обучению, не учитываются возможности развития ребенка, его эмоционального реагирования. Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда своевременно уточняются, что нередко усложняет детям жизнь, ограничивает их развитие. Нельзя признать достаточным нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение работы комиссий. Не установлен перечень методов целостного и системного изучения детей с отклонениями в развитии, нет рекомендованного пакета диагностических средств и описания показаний к его использованию.
Сеть специальных и оздоровительных образовательных учреждений недостаточна, они размещены неравномерно, 60,4 процента детей с ограниченными возможностями вынуждены проживать в интернатах, надолго отрываясь от семьи и родных мест. Обучающиеся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ не всегда получают своевременную специальную помощь. Отдельные категории детей (с глубокой умственной отсталостью, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми множественными нарушениями) относятся к числу необучасмых, не получают развития, находясь за пределами образовательного пространства.
Материально-техническая база многих учреждений не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей, 45 процентов учреждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, строительство почти не ведется. Только 55,9 процента учреждений имеют все виды благоустройства. Из-за отсутствия финансирования в течение нескольких лет не издается федерачьный комплект учебников, за исключением издаваемых шрифтом Брайля для незрячих детей. Аналогичная ситуация с программно-методическим обеспечением. Задержка принятия федерального закона о специальном образовании серьезно сдерживает дальнейшее развитие нормативно-правовой базы и формирование механизмов его развития.
Серьезно сказывается на качестве проводимой п с ихол о го- педагоги ческой реабилитации детей дефицит профессионально подготовленных кадров. 50 процентов специальных (коррекциониых) и оздоровительных образовательных учреждений не имеют педагогов-психологов, только 10 процентов педагогов специальных (коррекционных) учреждений имеют высшее спе-циачьное образование. Увеличение подготовки специалистов в педагогических вузах сдерживается отсутствием на факультетах специальной (коррекционной) педагогики высококвалифицированных преподавателей.
Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
1. Одобрить в основном Концепцию реформирования системы специального образования и предложения но совершенствованию подго-
товки, переподготовки и повышения квалификации кадров (приложение № I, № 2).
2. Управлению специального образования (Д.С.Шилову):
2.1. До 01.03.99 доработать указанные документы с учетом состоявше
гося обсуждения на Коллегии и мнений членов Межведомственной ра
бочей группы, созданной по поручению Совета по делам инвалидов при
Президенте Российской Федерации, и представить их для обсуждения
на его очередном заседании.
2.2. Совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д. Волохо-
вой) до 15.03.99 подготовить предложения в Правительство Российской
Федерации о внесении изменений в Типовое положение о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, вос
питанников с отклонениями в развитии.
3.2. Совместно с Управлением начального профессионального обра
зования (Е.Я.Бутко) до 01.12.99 подготовить письмо в органы управле
ния образованием субъектов Российской Федерации об особенностях
реализации программ начального профессионального образования для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
3.3. Совместно с заинтересованными структурными подразделения
ми Минобразования России в октябре 1999 г. подготовить и провести
совещание ведущих ученых и специалистов в области специальной педа
гогики, коррекционной педагогики, лечебной педагогики, специальное
психологии по понятийно-терминологическим проблемам специально
го образования.
3.4. Совместно с Управлением дошкольного образования (Р.Б.Стер-
киной):
до 01.07.99 подготовить предложения о создании Федерального центра ранней диагностики и специальной помоши детям с выявленными отклонениями в развитии;
в апреле 1999 г. провести в Санкт-Петербурге Всероссийский семинар-совещание руководителей республиканских, краевых и областных психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) по проблемам раннего выявления отклонений в развитии и диагностики детей, комплексного, динамического психолого-педагогического сопровождения их индивидуального развития.
3.5. Совместно с Управлением воспитания и дополнительного обра
зования детей и молодежи (А. К. Брулновым) в целях создания условий
для детей с ограниченными возможностями в системе дополнительного
образования:
провести в июле 1999 г. в г.Самаре Всероссийский семинар-совещание «Дети с ограниченными возможностями и группы риска в системе дополнительного образования детей»;
подготовить к рассмотрению на Коллегии во втором полугодии 1999 г. вопрос «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми группы риска и ограниченными возможностями»;
предусмотреть отдельную номинацию программ для работы с детьми группы риска и ограниченными возможностями при проведении IV Всероссийского конкурса авторских программ и пособий для дополнительного образования детей в 1999-2000 гг.
3.6. Совместно с Управлением высшего профессионального образо
вания (Ю.А.Новиковым) до 01.06.99 разработать план мероприятий по
реализации предложений по совершенствованию подготовки кадров для системы специального образования.
3.7. Совместно с Управлением экономики (Г. В. Боровским) до 15.03.99 подготовить проект нового штатного расписания специального (коррек-ционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и проект письма в МинтрудРоссии о распространении на медицинских работников специальных (коррекци-онных)и оздоровительных образовательных учреждений прав, норм и льгот, установленных для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений.
4. Управлению экономики (Г.В.Боровскому) обеспечить приоритет
ное финансирование как специальных учебныхзаведений высшего про
фессионального образования, так и имеющих структурные подразделе
ния для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Предусмотреть выделение средств на проведение Всероссийского се-минара-совешания, указанного в п. 3.4 настоящего решения, в смете средств на централизованные мероприятия Минобразования России.
5. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Рос
сийской Федерации:
5.1. Определить меры по сохранению существующих и развитию сети
малокомплектных специальных (коррекционных) и оздоровительных
образовательных учреждений, приближенных к местожительству обуча
ющихся, воспитанников, школ индивидуального обучения; по созда
нию более адаптивной среды для детей с ограниченными возможностя
ми здоровья, обучающихся в специальных (коррекционных) классах
общеобразовательных школ.
5.2. Принять меры по развитию сети образовательных учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования с ус
ловиями адаптивной среды для продолжения образования выпускника
ми специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
5.3. Пересмотреть имеющиеся в специальных (коррекционных) обра
зовательных учреждениях VITI вида (для умственно отсталых детей) про
фили трудового обучения с учетомновых социально-экономических ус
ловий развития обшества и местных потребностей в кадрах;
5.4. Организовать на базе существующих специальных (коррекцион
ных) образовательных учреждений VIII вида реализацию программ про
фессиональной подготовки.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заме
стителя министра Е.Е.Чепурных.
В настоящее время 1,6 млн детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 процента от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном
(коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Из них 352,9 тысячи детей посещают группы и учреждения компенсирующего вида дошкольного образования. Причем 63,6 процента таких детей постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Из детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста 277,7 тысячи человек обучаются в 1885 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 видов (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых); 203 тысячи человек — в специальных (коррекционных) и 2,5 тысячи человек —в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 2,5 тысячи человек, нуждающихся в длительном лечении, — в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тысячи человек — на дому и в школах индивидуального обучения. Всего 38 процентов детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду.
Подростки, и молодежь с особыми образовательными потребностями имеют (пока ограниченную) возможность для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования или их структурных подразделениях как специальных, так и в форме интегрированного обучения (г. Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Красноярск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Пятигорск, Тула, Ульяновск, Челябинск и др.).
В последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации типовые положения об образовательных учреждениях специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, другие нормативно-правовые акты как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующие основы государственной политики применительно к ним в основном в соответствии с международными нормами. Более гуманными стали наименования образовательных учреждений.
Подготовлен проект Федерального закона *Об образовании лид с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», получившего высокую оценку как российских, так и зарубежных специалистов. После обсуждения в субъектах Российской Федерации закон был принят в 1996 г. обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации, но возвращен Президентом России на доработку. После этого вновь был внесен Комитетом по науке и образованию Государственной Думы в повестку дня и принят нижней палатой в первом чтении 14.05.98. В настоящее время завершена с участием специалистов Министерства доработка проекта закона, связанная с сокращением требуемых на его реализацию бюджетных средств.
Подготовлен и обсужден на Всероссийском совещании специалистов специальной (коррекционной) педагогики первый вариант Государствен-
ного стандарта общего среднего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. После устранения полученных замечаний проект подготовлен к тиражированию для направления в органы управления образованием субъектов Федерации в целях обсуждения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Разработаны Концепция реформирования системы специального образования и Концепция службы специальной психологии в образовании. Проекты направлялись для ознакомления и внесения замечаний и дополнений в органы управления образованием субъектов Федерации, публиковались в педагогической печати, обсуждались на расширенном заседании Учебно-методического совета факультетов специальной (коррекционной) педагогики педагогических вузов с участием специалистов органов управления образованием 25 субъектов Федерации и всероссийских семинарах «Проблемы специальной психологии в образовании» (23— 25.09-97; 24.12.97; 27.11.98).
Разработаны предложения по совершенствованию подготовки, перс-подготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования, по уточнению наименований специальностей.
Продолжалось совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Дополнительно к восьми видам таких учреждений открыты, как пилотные площадки, школы и группы для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, детей с глубокой умственной отсталостью, детей со сложными комбинированными и иными нарушениями развития. Появились разные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, в том числе профессионального образования (Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Московский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет, Социальный институт Уральского государственного педагогического университета, Челябинский государственный университет, Шадринский физкультурно-педаго-гический колледж (Курганская область) и другие).
Возникли и получили распространение инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений (научно-учебно-производственный комплекс вдетский сад — школа—ПУ —производственные цеха» г. Махачкалы Республики Дагестан, консультативно-педагогический нентр абилитации детей со зрительной патологией г. Санкт-Петербурга, муниципальное предприятие —специальная (кор-рекционная) школа № 19 г. Магадана, авторское специальное (коррек-ционное) образовательное учреждение интернатного типа № 24 г. Красноярска, Астраханский центр медико-педагогической и социальной реабилитации детей с церебральными параличами).
Получила развитие сеть психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) (ПМПК), осуществляющих комплексное, целостное и системное изучение ребенка, у которого выявлены родителями, врачами, психологами, учителями заметные отклонения в развитии, и определение для него путей получения образования, консультирование родителей и педагогов. Весомый вклад в разработку методов и средств современной диагностики отклоняющегося развития, абилитации и реабилитации детей вносят ученые Института коррекционной педагогики
РАО, Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Вал-ленберга, ряда педагогических вузов, научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования (Московская область).
Заметно увеличилось количество диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих вместе с комиссиями комплексное психолого-педагогическое и мели ко-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка. Система такого сопровождения сложилась в г. Санкт-Петербурге и ряде других регионов. Опыт их организации обобщен на Всероссийской научно-практической конференции (апрель 1998 г.); сборник материалов направлен в органы управления образованием субъектов Федерации.
В специальных и оздоровительных образовательных учреждениях и специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ психолого-педагогическую и медико-социальную абилитапию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют свыше 83 тысяч учителей, в том числе педагогов-психолого и, 4 тысячи медицинских работников, в том числе 2,2 тысячи врачей различных специальностей.
Специфика оказываемой детям с ограниченными возможностями специальной ПОМОЩИ, прежде всего, заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная). Такая помощь оказывается тесно взаимодействующими педагогами-психологами, логопедами, сурдо-, тифло-, олигофренопедагогами, социальными педагогами, медицинскими работниками. Специальная помощь имеет коррекцион-но-развиваюшую направленность. Все занятия проводятся в индивидуальных и групповых формах организации образовательного процесса по программам, специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и физических возможностей и рекомендаций врачей. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, художественно-эстетическом у воспитанию, развитию физической культуры и спорта.
В этих целях в образовательных учреждениях открыты свыше 5 тысяч логопедических пунктов, в которых получают логопедическую помощь более 270 тысяч детей в течение гола, логопедические кабинеты и кабинеты психологической разгрузки. Только в 1998 г. к образовательные учреждения 59 субъектов Федерации направлены аппараты индивидуального и коллективного пользования, специальное оборудование на общую сумму 3,56 млн рублей за счет средств федеральной целевой программы «Дети-инвалиды»; 6,2 млн рублей бюджетных средств израсходовано на выпуск учебной литературы шрифтом Брайля, говорящих и цифровых книг, крупношрифтовых изданий, рельефно-наглядных пособий и технических средств для незрячих и слабовидящих детей.
Детей с нарушениями зрения учат ориентироваться в малом и большом пространстве, формируют у них навыки социально-бытовой ориентировки, обучают работе на компьютерной технике с брайлевским принтером, прослушиванию говорящих книг.
В работе с детьми, имеющими нарушение слуха, получило распространение применение верботональной и билингвистической методик, позволяющих эффективно развивать остаточный слух и пользоваться как устной, так и жестовой речью.
Для исправления нарушений движения у детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей используются «костюмы космонавтов», сухие бассейны, другое специальное оборудование, методики кондуктивной педагогики. Для обучения и развития детей с нарушениями интеллекта широко применяется методика М.Монтессори, вводятся элементы игротерапии, ипотерапии и арттерапии.
В учреждениях дополнительного образования детей Республики Карелия, Вологодской, Московской, Пермской, Самарской, Тверской областей, г. Москвы созданы условия для реабилитации детей различными видами художественно-творческой, спортивно-игровой деятельности как на базе образовательных учреждений, так и на дому. В этих целях разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, направленные на различные формы их социальной адаптации, формирование необходимых навыков для жизни, включение детей в общие праздники, выставки, другие массовые действия. Возрастает роль в работе с такими детьми христианских культурно-образовательных центров.
Коллективы специалистов коррекционных и особенно оздоровительных учреждений санаторного типа (санаторно-лесные школы, школы-интернаты, детские дома для детей с туберкулезной инфекцией, сколиозом, гастроэнтерологическими, психоневрологическими и другими видами заболеваний) реализуют задачи ослабления тенденции ухудшения здоровья каждого ребенка, стабилизации характера течения основного заболевания, создания оптимальных условий для обучения и воспитания. Большинство таких учреждений стали «школами здоровья* — экспериментальными площадками по внедрению новых технологий образования и медицины, работают по индивидуальным планам, авторским программам. Во многих внедрены психофизиологические методы обследования, созданы лаборатории психофизиологии и психодиагностики, оборудованные современной компьютерной и микропроцессорной техникой, ведется раннее выявление и постоянное отслеживание (мониторинг) психофизических особенностей ребенка. Учебно-воспитательный и лечебный процессы тесно взаимосвязаны, валеологизирова-ны, проходят с многоаспектным использованием природных факторов, лечебной гимнастики и плавания. В работе по лечению и реабилитации проводится коррекция осанки, зрения; применяются лазеротерапия, ультразвук, электросон, водолечение, облучение, массаж, грязелечение, фитотерапия и т.д.
В ведении Министерства с 1949 г. с высокой эффективностью оздоровления (70—85 процентов) работает единственный Российский сана-торно-реабилитационный центр для детей-сирот, страдающих различными формами туберкулеза на 240 мест (г. Евпатория), однако и предыдущий и текущий учебный год на 3—4 месяца откладывался заезд детей из-за отсутствия финансирования.
Важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к семейной жизни, жизни в обществе. Особая роль отводится трудовой подготовке, постоянному увеличению ее профилей. Незрячие и слабовидящие дети, например, успешно осваивают макраме, ручное и машинное вязание, массаж, настройку музыкальных инструментов, художественную резьбу по дереву, работу в закрытом фунте. Дети с нарушением интеллекта
успешно работают в учебных мастерских и производственных цехах школ и профессиональных училищ.Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко создаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства, своими силами строятси для них жилые дома. Интересный опыт накоплен в г. Могоча Читинской области, где создана «крестьянская община». Все воспитанники жииут в разнополых, разновозрастных (от 2,5 лет до 2! года) семьях в отдельных коттеджах с холодильниками, телевизорами и стиральными машинами. У каждой семьи имеются теплицы, парники и огороды, крупный рогатый скот, лошади, кролики и домашние птицы. Идет обучение ведении своего домашнего хозяйства, семейной жизни.
Органы управления образованием, коллективы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, г. Москвы, Республики Мордовия, Красноярского, Приморского краев, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ярославской и других областей проявляют большую заботу о реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты Министерства совместно с учеными и методистами АПКиПРО, Института коррекционной педагогики РАО, Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, преподавателями педагогических вузов, Научно-методического центра «Развитие и коррекция* активно участвуют в работе по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений, органов управления образованием субъектоц Федерации, организуют и проводят межрегиональные, всероссийские и международные конференции, семинары и совещания по различным проблемам социально-педагогической адаптации и реабилитации воспитанников и выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Только в 1998 г. было подготовлено и проведено 20 таких мероприятий, в том числе 7 — в субъектах Федерации.
Активизировалась деятельность сотрудничающих с Министерством общественных организаций инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС), родительских ассоциаций, оказывающих действенную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья и защищающих их права (Ассоциация родителей детей с ранним аутизмом «Добро», Ассоциация Даун-синдром и другие).
Установились тесные контакты и взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда России; совместно проведенряд конференций, семинаров, совещаний. Во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Минобразования России удалось значительно увеличить подготовку психолого-педагогических кадров для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Подготовка учителей сейчас ведется по 5 специальностям (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология) на специальных факультетах и отделениях 27 педагогических вузов страны (и 1990 г. такие факультеты и отделения имели лишь 9 педвузов).
Плодотворно развивается взаимовыгодное международное сотрудничество как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, наиболее значимой является реализация в течение 6 лет совместных проектов со специалистами Фландрии (Бельгия) по трудовой подготовке, интег-
рации, раннему детскому аутизму, ППМС-центрам, ортопедагогике. В последнее время отрабатывается проект организации специального образования в Одинцовском районе Московской области.
Вместе с тем пока не удалось обеспечить систему раннего выявления детей с отклонениями в развитии в целях проведения своевременной их коррекции, абилитации и реабилитации, что ныне осложняется сокращением числа детей, охваченных дошкольным образованием.
В ряде ПМПК отсутствуют современные методики диагностики задержки и нарушений умственного и психического развития, нередки случаи использования устаревших методик для адекватного отражения всех аспектов психического состояния ребенка и возможностей его раз-иития. Анализ ограничивается лишь оценкой способностей к обучению. Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда точны и ведут к «навешиванию ярлыков» на ребенка, что осложняет ему жизнь, ограничивает его развитие. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение работы комиссий нельзя признать достаточным.
Сеть специальных и оздоровительных учреждений размещена неравномерно. Лишь 48 процентов детей с отклонениями в развитии обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях от числа нуждающихся в них. Нередко они находятся на значительном расстоянии от местожительства обучающихся, воспитанников, в других регионах, 60,4 процента таких детей вынуждены проживать в интернатах, надолго отрываясь от семьи и родных мест. Более того, у органов управления образованием, направляющих детей, нередко нет средств на оплату их содержания за пределами своего региона. Нередки случаи закрытия специальных образовательных учреждений (Приморский, Хабаровский края, Ульяновская и другие области) из-за отсутствия средств на их содержание.
Обучающиесяв специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ не всегда получают своевременную специальную по-мошь, пока не представляется возможным создание для них адаптивной среды. В целом ряде субъектов Федерации не производятся компенсирующие выплаты родителям, имеющим детей-инвалидов и осуществляющим их воспитание и обучение на дому.
До сих пор отдельные категории детей (с глубокой умственной отсталостью, в том числе синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми множественными нарушениями) относятся к числу необучае-мых, нередко содержатся в учреждениях большой наполняемости Минтруда России, не получают развития, находясь вне пределов образовательного пространства. Такое рассредоточение детей по разным ведомствам ведет к «распылению» бюджетных средств и специалистов, к нездоровой конкуренции, что в конечном итоге сказывается на детях, находящихся в трудных обстоятельствах.
Материально-техническая база многих учреждений не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей. Они не имеют возможности приобрести необходимое оборудование как индивидуального, так и коллективного пользования, заказать специальную мебель. Единственный источник пополнения — средства федеральной и региональных целевых программ «Дети-инвалиды», которые, разумеется, далеко не обеспечат всех потребностей (государственный заказчик федеральной целевойпрограммы «Дети-инвалиды» — Минтруд России). 45 процентов учреждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном
состоянии, строительство новых почти не ведется. Только 55,9 процента учреждений имеют все вилы благоустройства.
Из-за отсутствия финансирования в течение нескольких лет не издается федеральный комплект учебников, за исключением издаваемых шрифтом Брайля для незрячих детей. Подготовленные к печати в издательстве «Просвещение» рукописи учебников уже морально устарели. Аналогичная ситуация с программно-методическим обеспечением. Не разработана с учетом специфики этих учреждений нормативно-методическая база их лицензирования, аттестации и аккредитации. Серьезно сдерживается дальнейшее развитие нормативно-правовой базы специального образования из-за непринятия Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого-педагоги-теской реабилитации детей дефицит профессионально подготовленных кадров. 50 процентов специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений не имеют педагогов-психологов, только 10 процентов педагогов специальных (коррекционных) учреждений имеют высшее специальное образование. Суммарно выпуск дипломированных специалистов соста&чяет ежегодно менее трех тысяч человек. Дальнейшее увеличение подготовки специалистов в педагогических вузах сдерживается отсутствием на факультетах специальной (коррекционной) педагогики высококвалифицированных прсподавателей. Так, в педвузах Сибири и Дальнего Востока на таких факультетах лишь три доктора наук (г. Красноярск, Омск, Иркутск).
Крайне недостаточна сеть специальных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, весьма робко используется накопленный в России опыт создания адаптивных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями злоро-нья в учреждениях профессионального образования.
К сожалению, сегодня как выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, даже прошедшие хорошую социальную реабилитацию, так и выпускники учреждений профессионального образования,имеющие ограниченные возможности здоровья, зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
Начальник Управления специального образования
Предложения по совершенствованию подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров
для системы специального образования
1. Проведение аттестации образовательных структур государственных
и негосударственных учрежденийвысшего профессионального образо
вания, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение ква
лификации кадров для системы специального образования.
2. Проведение проверки правомерности открытия и качества функци
онирования аспирантуры по специальностям 13.00.03 — коррекционная
(специальная) педагогика и 19.00.10 — коррекционная специальная пси
хология.
3. Проведение анализа региональных программ «Педагогические кад
ры» совместно с органами управления образованием субъектов Россий
ской Федерации на предмет наличия разделов, касающихся подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специ
ального образования.
4. Проведение мониторинга потребности л кадрах специалистов для
системы специального образования в субъектах Российской Федерации.
5. По согласованию с ректорами вузов открытие целевого приема (на
бюджетной основе) студентов на специальности специальной педагоги
ки и специальной психологии в РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петер
бург), МПГУ (г.Москва), Иркутском педагогическом институте, Крас
ноярском педагогическом университете, Ставропольском государствен
ном университете, Мордовском педагогическом университете, Дагестан
ском педагогическом университете, Ярославском педагогическом уни
верситете, Уральском педагогическом университете.
6. По согласованию с ректорами вузов и деканами соответствующих
факультетов проведение работы по открытию межвузовских центров под
готовки и повышения квалификации по специальной педагогике и спе
циальной психологии для преподавательского корпуса педвузов на базе:
Нижегородского госпедун иве рейте та (по специальности «Специальная психология» — на базе научной школы У.В.Ульенковой);
РГПУ имени А.И.Герцена (все специальности);
МПГУ (все специальности);
Уральского госпедуниверситета (олигофренопедагогика, логопедия);
Иркутского госуниверситета (по специальности «Специальная психология»).
7. Активизация деятельности существующих межвузовских центров по
специальной педагогике (Дагестанский госпедуниверситет, Красноярс
кий госпедуниверситет) по подготовке и переподготовке кадров препо
давателей педвузов по специальнойпедагогике.
8. Открытие расширенного целевого приема в аспирантуру по специ
альностям 13.00.03 и 19.00.10 (РГПУ им. А.И.Герцена, МПГУ, МГОПУ,
Уральскийгоспедуниверситет, Иркутский госуниверситет и госпедуни
верситет, Нижегородский госпедуниверситет, Дагестанский госпедуни
верситет) — до 50 мест ежегодно.
9. Проведение аттестации и анализа деятельности педагогических учеб
ных заведений среднего профессионального образования, готовящих
кадры для системы специального образования.
Прекращение подготовки учителей-логопедов и учителей-дефекто-логов в системе среднего профессионального педагогического образования.
10. Разработка образовательно-профессиональной программы подго
товки в педагогических учебных заведениях среднего профессионально
го образования социальных педагогов и воспитателей для системы спе
циального образования, служб социально-педагогической помощи се
мье на дому по специальности «Социальная педагогика», утверждение
на межведомственном совете в установленном порядке.
11. Подготовка инструктивного письма, определяющего перечень ква
лификаций для специальности «Социальная педагогика», ориентирован
ных на систему специального образования (воспитатели для специаль
ных (коррекционных) образовательных учреждений).
12. При участии АПКиПРО разработка программы создания межре
гиональных центров повышения квалификации специалистов для систе
мы специального образования, имеющих необходимый для этих целей
кадровый потенциал.
13. Разработка программы финансирования мероприятий по совер
шенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалифика
ции кадров для системы специального образования, с учетом адресного
ицелевого характера финансирования, объединение для этих целей
средств Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Феде
рации, а также средств соответствующих федеральных целевых программ.
14. Согласование с Минтрудом России внесения в Тарификационный
реестр работников общеобразовательной школы должностей в соответ
ствии с квалификациями, обозначенными в стандартах педагогического
образования по соответствующим специальностям специальной педаго
гики и специальной психологии (вместо двух существующих «учитель-
логопед» и «учитель-дефектолог»)-
15. Введение в общеобразовательных учреждениях, имеющих специ
альные (коррекционные) классы, должностей специального педагога и
специального психолога, а также в специальных (коррекционных) об
разовательных учреждениях — должностей специального психолога и
социального педагога.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
от 16.03.99 № 637 О реализации решения Коллегии от 9 февраля 1999 г. № 3/1
В соответствии с решением Коллегии от 9 февраля 1999 г. № 3/1