что нужно чтобы стать ученым
Как стать ученым
Что нужно, чтобы стать ученым
Важно сделать первые научные шаги уже в школе. В старших классах самые лучшие из учащихся могут быть зачислены в «Малую академию наук». Это тот первый шаг, который поможет школьнику испытать себя в качестве настоящего ученого, исследователя. Результатом обучения здесь станет защита своей первой научной работы. А для победителей конкурса научных работ – возможность поступить в университет на льготных правах.
Настоящий ученый должен иметь широкий кругозор, прочесть большое количество книг. Конечно же, особенно важна литература «по теме». Однако нужно не просто прочесть многое, а как говорится «пропустить все это через себя», усвоив все тонкости изложенной информации.
Необходима также практическая работа в лабораториях (сперва школьной, затем в вузе) по выбранному направлению.
Как стать ученым физиком, химиком или математиком
Каждая из областей науки по-своему захватывающая, но зависит это от индивидуальных предпочтений и наклонностей каждого.
Как стать ученым биологом или ученым генетиком
Как стать ученым астрономом
И наконец, одна из самых загадочных отраслей науки, которая влечет нас с детства. Это астрономия. Наверное, каждый из нас, где-то в глубине души, не раз устремлялся к звездам, неизведанным мирам и планетам. Все это открывается ученому-астроному, который изучает космос.
Для начала – интерес к изучению далеких галактик. Вот, что нужно начинающему ученому-астроному.
Как стать соискателем ученой степени
Но время обучения в вузе составляет, в среднем, всего 5 лет. А что же дальше? Науке конец?
Нет. Лучшим выпускникам вуза предоставляется право поступить в аспирантуру. Результатом здесь будет получение научной степени. Но это очень серьезный путь, так сказать «наука по-взрослому». Чтобы пройти его, нужно:
Как становятся учеными-исследователями: что для этого надо делать
Обновлено: 16 Мая 2021
Как стать ученым в России
Сегодня популярность профессии ученого в Российской Федерации резко сократилась со времен Советского Союза. Это произошло из-за перехода к рыночным отношениям и, как следствие, сокращения государственного финансирования в «чистую» науку. Большинство ученых нашли себя в бизнесе и экономике, так как зарплаты в научной сфере находятся на чрезвычайно низком уровне.
Это не отменяет того факта, что ученые как никогда необходимы нашей стране. Собственная инициатива, а также участие и поддержка в научных достижениях в России дает шанс на стабильное развитие этой отрасли. Поэтому сегодня становление ученого — это в первую очередь огромное желание, мотивация и желание принести пользу миру и своей стране.
Иметь аналитический склад ума
Чтобы стать частью научного мира, несомненно, надо иметь либо предрасположенность к аналитическому складу ума, либо большое усердие и любовь к своему делу. Если же вы относитесь ко второй категории, стоит попробовать соблюдать следующие правила, которые помогут в достижении поставленной цели:
Человек, горящий идеей, хочет знать как можно больше. Любопытство и проявление интереса — это наиболее характерные качества для любого ученого. Понимание устройства мира, космоса, организма животных и человека — крайняя заинтересованность в этих вопросах и делает из человека ученого.
Здоровый скептицизм также важен на научном пути. Если вы постоянно ставите под сомнение какой бы то ни было тезис — профессия ученого для вас (или журналиста, но это уже другая история). Стремление докопаться до истины, исходя из чужих или собственных рассуждений, тоже является одним из основных качеств научного деятеля.
Ученый должен постоянно развиваться и получать новые знания ежедневно. Быть в курсе всех событий в области деятельности. Если человек не любит процесс обучения, вряд ли он сможет добиться каких-либо успехов на этом поприще. Ведь, как уже говорилось ранее, любовь к своему делу крайне важна для хорошего специалиста (и не только в научной сфере).
В информационном мире, в котором поток новостей буквально оглушает и сбивает с ног, сформировать отношение к чему-либо очень сложно. Однако, умение анализировать и фильтровать полученную информацию — одна из главных характеристик аналитического склада ума, который должен быть у любого ученого. Нужно уметь «просеять» необходимые факты и слепить из них завершенное мнение. Которое, кстати говоря, имеет право меняться по мере возникновения новых открытий.
Переосмысление собственных принципов — не только здравый, но и мудрый поступок. Не всем людям легко поступиться приоритетами во имя формирования нового мнения. Даже если очевидно, что они не правы. Поэтому готовность поменять уж сформированную точку зрения — это сильный и мудрый поступок.
Обучаться за пределами стандартной системы образования
На самом деле, если в вас есть жажда знаний и любовь к собственному делу, этот пункт точно не покажется сложным. Что же подразумевает под собой дополнительное образование?
Много читать и не только учебники по выбранной области, но и различные научные статьи, прошедшие лекции, диссертации, возможно даже художественную литературу (почему нет? Любой человек должен быть всесторонне развит).
Не только университетские. Большое количество лекторов устраивает авторские лекции на отдельных площадках и фестивалях. Чтобы поспевать за научным миров, нужно всегда держать руку на пульсе: быть подписанным в социальных сетях на людей, которые сегодня во главе научного прогресса, следить за новостями, смотреть полезные видео. Было бы неплохо подтянуть иностранные языки. Особенно английский, потому что большинство интересных и полезных лекций проводятся именно на нем.
Нам повезло жить в эпоху информационных технологий. Сегодня любую статью можно найти в два клика. Да и выбрать подходящего преподавателя или платформу для обучения не составляет труда. Причем формат такого онлайн-курса может быть тет-а-тет с преподавателем, в группе или с помощью закрытых видеороликов и заданий. Множество противоречий вызывает последний вариант. С одной стороны, удобно планировать собственное время, смотреть видео можно где и когда угодно. Но с другой, для такого формата необходимая жесткая дисциплина и уверенность в собственных силах. В любом случае, главное проверить реальные отзывы уже отучившихся людей и выбрать подходящий вариант.
Сюда можно включить все вышеперечисленные пункты. И не будет лишним добавить самостоятельное проведение экспериментов, поиск различной информации в интернете, посещение выставок, фестивалей и музеев.
Получая образование самостоятельно, не пренебрегайте знаниями компетентных людей. Принимайте здравую критику, слушайте разные точки зрения и формируйте свое мнение.
Поступить в хорошее учебное заведение
Поступление в вуз — это наиболее легкий способ достичь вершин на научном поприще. Важно ответственно подойти к выбору учебного заведения, посмотреть отзывы, состав преподавателей, будущие учебные дисциплины. Чем ответственнее вы подойдете к этому вопросу, тем легче будет протекать процесс учебы. А значит, вам гораздо легче будет себя показать по следующим пунктам:
Найти работу по образованию
Согласитесь, будет обидно, если отучитесь 4 года (а может и все 5 или 7 лет) и в итоге не пойдете работать по профессии. Даже если вы вдруг поняли, что, например, биохимия — это все-таки не ваше, стоит хотя бы попробовать поработать в лаборатории. Возможно, за годы учебного стресса у вас пропали мотивация и стремление к карьере ученого. Это может стать веской причиной для смены деятельности. Но как только вы попробуете себя в настоящей работе, которая будет приносить моральное удовлетворение и доход, велика вероятность, что мотивация снова появится.
Продолжать исследования и распространять знания
Ученый служит прежде всего на благо человечества. Написание научных статей и диссертаций, проведение исследований способствуют не только признанию вас, как ученого. Они также несут пользу всему миру.
Наработав опыт, можете стать таким же лектором, которого слушали в начале своего пути, делиться полученными знаниями с миллионами слушателей.
Если же во время учебного процесса возникли какие-то сложности с написанием контрольной, курсовой или дипломной работы, не забывайте про сервис ФениксХелп. Лучшие специалисты помогут справиться с работой любой сложности.
Как стать ученым в области компьютерных наук
Наталия Алекса
Компьютерные науки давно не только удел ученых и разработчиков, но и наша повседневная реальность. Онлайн-кинотеатры научились рекомендовать фильмы в нашем вкусе, телефоны в реальном времени улучшают качество снимков, а на YouTube можно смотреть видео в разрешении 4K. Но кто стоит за тем, чтобы все это работало? Мы попросили пятерых ученых в области компьютерных наук, лауреатов научной премии «Яндекса» имени Ильи Сегаловича, рассказать о том, чем они занимаются на работе, как выбрали свое направление в науке и что ожидает тех, кто только присматривается к этой области.
Анастасия Янина
Аспирантка МФТИ
«Мне всегда хотелось найти баланс между технической и творческой составляющей»
Я занимаюсь двумя совершенно разными задачами: разведочным поиском текстовых документов и генерацией фотореалистичных виртуальных человеческих аватаров.
Как я пришла в науку. В работе мне всегда хотелось найти некий баланс между технической и творческой составляющей. Научная деятельность дает широкий простор в этом плане: можно придумывать и тестировать идеи, при этом многие исследования попадают в продукты и видны конечному пользователю.
Я училась в МФТИ, чуть позже — в Школе анализа данных «Яндекса», на младших курсах была уверена, что буду разработчиком. Машинным обучением и исследованиями я начала заниматься на третьем курсе, когда познакомилась со своим научруком. Он предложил задачу, которая мне очень понравилась: применить тематическое моделирование для создания исследовательского поисковика. Собственно, поиском близких текстов, а также их ранжированием я занимаюсь до сих пор.
Параллельно с исследованиями я начала преподавать машинное обучение: вела лекции и семинары в МФТИ и барселонском институте Harbour.Space, позже прибавились ML-курсы для бизнеса и на Stepik и Coursera.
Что нужно сделать, чтобы стать ученым. Отличный способ прокачаться в качестве исследователя — ездить по стажировкам во время учебы в институте. Это позволяет лучше понять, как работает академия и индустрия, а также приобрести массу полезных навыков и контактов. Обязательно социализируйтесь в профессиональных кругах. Вдруг идея для статьи возникнет на научной конференции?
Лариса Маркеева
Младший научный сотрудник «Сколтеха»
«Можно прийти и сказать: „Смотри, какую штуку я сделал!“»
Я занимаюсь прикладной математикой. В рамках кандидатской диссертации получила быстрый метод численного решения дифференциальных уравнений при помощи тензорных разложений.
А теперь простым языком. Я занимаюсь проектами, связанными со сжатием нейронных сетей. Представьте, что у вас есть очень большая модель, которая никуда не поместится. Моя задача — научить модель поменьше повторять поведение большой, не теряя в качестве. В результате мы сможем выпустить, например, телефон, в котором быстро и эффективно работает маленькая модель. Такие технологии важны для снижения энергопотребления устройств, ускорения работы приложений или сокращения интернет-трафика.
Как я пришла в науку. Когда я училась в третьем классе, отец принес с работы списанный компьютер, и я стала проводить за ним много времени — разбирала и собирала заново, играла в игры. После школы я поступила в МАТИ на факультет «Информатика и вычислительная техника», но вскоре поняла, что это слишком техническая специальность. Мне хотелось быть среди тех, кто разрабатывает новые технологии, а не просто использует готовые.
Мой научный путь начался с магистратуры МФТИ, где я вела научно-исследовательскую работу. Я сразу почувствовала, что это мое — придумывать и создавать что-то новое. Помимо магистратуры, я год проучилась в ШАД и дважды съездила в Калифорнию на стажировку в Google, но поняла, что в науке мне интереснее: здесь больше свободы, чем в индустрии.
Сейчас я уже пятый год работаю в лаборатории Ивана Валерьевича Оселедца. Я искренне люблю свою работу — тут можно прийти и сказать: «Смотри, какую штуку я сделал!»
Что нужно сделать, чтобы стать ученым. На мой взгляд, важно попасть в соответствующую среду, которая поможет вам развиваться. В моем случае это родители, которые сами занимались наукой и привили мне определенный тип мышления, а позже — МФТИ, ШАД и лаборатория, где собралось много увлеченных людей.
Олег Свидченко
Старший исследователь в JetBrains Research
«Наука меня сразу затянула»
Я занимаюсь исследованиями в области обучения с подкреплением. Это алгоритмы машинного обучения, которые, в отличие от классических, работают не с наборами исходных данных, а взаимодействуют со средой, выдающей «награды» при определенных действиях.
А теперь простым языком. Если говорить совсем просто, можно провести аналогию с животными. Во время обучения их поощряют за хорошее поведение и наказывают за нежелательное. Я обучаю алгоритмы, которые следуют такому же принципу. Со временем они начинают все лучше и лучше выполнять поставленную задачу.
Как я пришел в науку. Я жил в Краснодарском крае, в городе Горячий Ключ, где никто ничего о программировании не слышал. Первые шаги в IT я делал самостоятельно: в восемь лет увлекся редактором карт в Warcraft, а позже мне помогала мама, которая постоянно занималась со мной математикой. В старших классах я стал призером Всероссийской олимпиады по информатике и поступил в петербургский НИУ ВШЭ.
К науке меня подтолкнула программа нашего бакалавриата: с первого курса нас пытались вовлечь в научную деятельность. То есть мой выбор был определен случайностью, но наука меня сразу затянула. Она дает свободу для творчества, и я получаю огромное удовольствие от процесса.
Что нужно сделать, чтобы стать ученым. Важное качество ученого — упертость. Если не получается с первого раза — это не значит, что идея плохая. Однажды у нас с командой возникла идея, как улучшить алгоритм. Мы потратили много сил и времени, но ничего особенно не вышло. Позднее, на конференции ICLR 2019, вышла статья, где раскрывалась очень похожая идея, просто ребята подошли к ней с другой стороны. Было обидно, что мы не додумались сделать так же, но, увы, истории провала в науке — классика. Важно не опускать руки, а просто двигаться дальше.
Дмитрий Ковалев
Студент Computer Science PhD в KAUST
«Наука — это спонтанное решение»
Я учусь по программе PhD в Саудовской Аравии и параллельно прохожу магистратуру в МФТИ. Наукой занимаюсь с 2018 года: разрабатываю методы оптимизации для машинного обучения.
А теперь простым языком. Моя задача заключается в том, чтобы разработать наиболее эффективные алгоритмы для решения задач оптимизации, то есть научить алгоритмы думать быстрее. Такие алгоритмы применяются, например, для обучения нейронных сетей.
Как я пришел в науку. Программированием я увлекся в детстве и обучался всему сам, по книгам. Заодно освоил HTML/CSS и даже сделал для школьного проекта сайт воображаемой пивоваренной компании.
После выпуска я поступил в МФТИ и долгое время думал, что буду разработчиком. Наука скорее спонтанное решение: однажды Физтех пригласил профессора, который взял меня в свою научную группу и пригласил на стажировку в Саудовскую Аравию. Я съездил к нему на стажировку и остался работать под его руководством.
Алексей Артемов
Научный сотрудник «Сколтеха»
«Фундаментальное качество ученого — любопытство»
Я разрабатываю софт, который решает задачи построения виртуальных моделей для реальных объектов.
А теперь простым языком. Мои друзья говорят, что я делаю роботам глаза. А я говорю, что я скорее программист, который занимается разработкой наукоемкого ПО — 3D-реконструкцией объектов, моделированием сцен и анимацией лиц. Если говорить еще проще — чтобы распечатать что-нибудь на 3D-принтере, нужна очень точная трехмерная цифровая модель. Вот я занимаюсь построением таких моделей.
Как я пришел в науку. Я всегда увлекался сложной техникой — например, в детстве любил играть в машиниста электропоезда. Позже я окончил Лицей информационных технологий, где меня научили программировать с восьмого класса. С тех пор я с компьютером не расставался.
Исследованиями я заинтересовался только на втором курсе физического факультета МГУ. Сначала это привело меня в Школу анализа данных «Яндекса», а потом — в аспирантуру. Сейчас я работаю в «Сколтехе»: меня привлекла интересная научная позиция постдока, которая прекрасно сочетается с моими устремлениями и потребностями.
Что нужно сделать, чтобы стать ученым. С одной стороны, нужно много всего, а с другой — ничего особенно и не нужно. Я бы сказал, что фундаментальное качество ученого — любопытство. Важно постоянно задавать вопросы: «Как это сделать?», «Почему это работает?», «Чего можно добиться дальше?»
Безусловно, нужна усидчивость, потому что, прежде чем что-то получится, у тебя сто раз не получится. А еще — стрессоустойчивость. Ученый — не тот, кто сидит, размышляет, и на него приземляется яблоко. Он нередко живет в стрессе — особенно активный и деятельный исследователь, который имеет отношение к государству и грантам. А без грантов никак: это возможность покупать оборудование, платить зарплаты, ездить в командировки, на конференции.
Советы молодым ученым
Советов в духе «изучайте алгоритмы и математику» не будет: без этого в компьютерных науках никуда. Вот не самые очевидные, но полезные советы, которыми поделились лауреаты научной премии имени Ильи Сегаловича:
Подтягивайте английский. Без знания языка вы будете оторваны от жизни международного сообщества и не сможете полноценно следить за его достижениями. К тому же многие крупные и интересные конференции проходят за рубежом.
Научитесь правильно читать и писать научные статьи. Например, попробуйте технику структурного чтения по инструкции, разработанной в Стэнфордском университете. Не менее важные идеи изложены в заметке «Creating a Research Space».
Общайтесь с коллегами. Сидеть в углу и пилить свой проект не получится. Расширяйте сеть контактов, общайтесь с коллегами, в том числе из других университетов и лабораторий. Посещайте конференции, активно рассказывайте о своих исследованиях на научных семинарах и участвуйте в обсуждении статей.
Участвуйте в reading clubs. Иногда их называют научными семинарами, но суть одна: это такие встречи, где люди собираются и рассказывают о том, какие научные статьи прочитали. Такие мероприятия проходят в компаниях в (например, в Школе анализа данных «Яндекса» проходит RL reading club) или в университетах.
Преподавайте. Это отличный способ не только вспомнить материал университетских курсов, но и обзавестись интересными контактами. Проводите лекции и семинары для студентов, готовьте онлайн-курсы, обучающие материалы и учебники, организовывайте летние школы и воркшопы.
Банально, но успевайте жить вне работы. Это так же важно, как ваша научная деятельность.
Что нужно чтобы стать ученым
Во-вторых, необходима вдумчивость, усидчивость, упорство в достижении целей. Сначала учебных, потом уже научных. Голова ученого постоянно занята какими-то проблемами. Мысли неотвязно преследуют ученого, как говориться, «ни сна, ни отдыха. ».
В-третьих, для будущего ученого необходим романтический склад души. Необходимо уметь мечтать, необходимо уметь переживать. Ведь вроде бы «суха теория. ». Да, результаты научной работы сухи, в них не может быть и не должно быть эмоций. Но процесс научного исследования для ученого насыщен сильнейшими эмоциями! Что-то не получается, что-то получается, но не так, как хотелось бы, в чем-то тебя не признают и т.д. и т.п. Вся жизнь ученого – это богатейшая палитра эмоций. Но если художник, композитор «выплескивают» свои эмоции на полотно, в музыкальное произведение, то эмоции ученого остаются в нем самом, внутри. И даже делиться своими эмоциями с другими коллегами у ученых не принято – делятся лишь сухими результатами. Для развития «научной романтики» весьма полезны книги о великих ученых из серии «Жизнь замечательных людей», а также художественные романы о деятельности ученых А. Кронина, С. Моэма, В. Каверина и др.
В-четвертых, необходимо с детства, с юности воспитать в себе критическое отношение ко всему на свете: почему это так как мне говорят, пишут? А почему нельзя иначе? А как еще можно объяснить это явление? А зачем мне это надо? Где я смогу это использовать? И т.д. Хотя, такие вопросы чаще всего вызывают бешенство школьных, да и вузовских педагогов, поскольку спрашивающий ученик «мешает проходить программу». Но это качество – критического отношения ко всему на свете, сомнения во всем – необходимый атрибут настоящего ученого.
В-пятых. Необходимо готовить себя и к скудным материальным возможностям. Ведь на начальных этапах зарплата младшего научного сотрудника или ассистента очень невелика. Относительный материальный достаток приходит позже. И вообще занятия наукой не приносят больших доходов. Если человек хочет жить «богато», получать, иметь много денег – ему не место в науке. Здесь есть интересный момент. Ученые в некоторой степени относятся с «завистью» к менеджерам, банкирам, чиновникам – что их доходы зачастую в десятки, сотни раз больше – наверное, и я мог бы быть таким же. Но те, в свою очередь, завидуют ученым – они кандидаты, доктора, профессора – к ним почтительное отношение со стороны окружающих. Кроме того, ученый сеет «разумное, доброе, вечное». Его книги остаются на книжных полках библиотек навечно, а результаты «деловых» людей сиюминутны, эфемерны, призрачны. Ну что же, как говорится, «каждому свое». Есть одно существенное преимущество профессии ученого. Общеизвестный факт: ученые, как правило, долго живут. Интенсивная умственная работа способствует долголетию, не дает организму стареть.
В шестых. Для ученого необходимо понимание окружающих. В первую очередь, в семье. Внешне, со стороны непосвященных людей, ученый вроде бы ничего не делает. Ну, подумаешь, сидит, читает или пишет, а то и вовсе просто сидит – думает. Разве это работа?! Когда-то давно, в молодости, один мой коллега-ровесник, талантливый молодой ученый женился на поварихе. Теща была заведующей той же столовой. И вот жена и теща изводили парня: вот мы целыми днями топчемся у горячей плиты, устаем до смерти. А ты бездельник! Сидишь целыми днями за письменным столом, ничего не делаешь, на работу редко ходишь. Парень был слабохарактерным, дело кончилось печально – суицидом.
Еще один момент. Голова ученого постоянно занята мыслями о своих научных проблемах: и днем и ночью, и на работе и на досуге, и в выходные и в отпуске. Постоянно. Известна масса анекдотов о рассеянности ученых – они имеют под собой реальную основу – ведь ученый поглощен своими проблемами и бытовые мелочи для него несущественны. А это вызывает зачастую большие сложности в семейных отношениях: муж как бы дома, рядом с женой и в то же время в мыслях «отсутствует». А для женщины, как говорится, «женское счастье – был бы милый рядом. ». Даже бытует среди ученых такая поговорка: «Сколько жен надо иметь ученому? Как минимум две: первой сказал, что пошел ко второй, второй сказал, что пошел к первой, а сам пошел в лабораторию». Те же проблемы, только в несколько ином звучании и у женщины-ученого.
Поэтому лучше, когда в семье и муж, и жена научные работники. Лично у меня так и сложилось. И очень удачно. А своему сыну я еще во времена его юности говорил: «тебе надо жениться на дочери профессора». На что он мне отвечал: «А у меня нет знакомых профессоров». Но со временем так оно и получилось.
В-седьмых. В самом начале научной деятельности научному работнику приходиться решать очень узкие частные задачи. Это неизбежный этап – учиться надо вначале на простом. И здесь необходимо терпение и самоограничение. Ведь человеку, приходящему в науку хочется сразу заниматься «глобальными» проблемами. Так, чтобы сразу «перевернуть все здание науки!». Но такого не бывает. Учиться начинают на малом. И те молодые люди, которые на смогли пойти на такое самоограничение, спустя какое-то время, разочаровавшись, уходили из науки. А таких талантливых молодых людей я на своем веку встречал немало. Лишь после защиты кандидатской диссертации исследователь начинает расширять круг своих интересов. А уже после защиты докторской может уже заниматься чем угодно (в хорошем смысле), браться за решение «глобальных проблем».
Лично у меня на заре моей научной деятельности тоже были огромные амбиции. Но, с другой стороны, я вообще не понимал, о чем люди говорят на заседаниях Ученого совета, и откровенно засыпал. А общие собрания Академии педагогических наук СССР (нас, сотрудников академических институтов обязывали на них присутствовать) вообще были мне неинтересны, и я их избегал оригинальным способом. Собрания проходили в Московском доме учителя, где зал был небольшой. Я появлялся в фойе, чтобы меня видели, дожидался, пока все места будут заняты, и спокойно уезжал в свою лабораторию: «мест не хватило».
Какими науками заниматься? Это неважно. Все науки чрезвычайно интересны и занимательны. Я, например, собирался стать физиком, а стал педагогом. И нисколько об этом не жалею. Мне довелось по жизни глубоко, на профессиональном уровне вникать в психологию, физиологию, в кибернетику, в системный анализ, в теорию управления. И все было чрезвычайно интересно. Другое дело, что, идя в науку, поступая в аспирантуру или на должность младшего научного сотрудника, ассистента, следует поинтересоваться: какие в этой организации – вузе, в НИИ традиции и условия для научного роста. Если в среднем молодой ученый защищает кандидатскую диссертацию через 3-5 лет – это нормально. Если через 10, а то и вовсе молодежь не защищается – в такую организацию идти нежелательно.
Кроме того, есть различия приоритетов индивидуальных и коллективных исследований. В математике, в общественных и гуманитарных науках исследования носят, как правило, индивидуальный характер. В физике, в технике исследования чаще всего коллективные. Ведь, к примеру, создание нового самолета, ракеты, или исследования на ускорителях, колайзерах требуют усилий сотен, тысяч ученых. В индивидуальных исследованиях есть бόльшие возможности для продвижения, научного роста. Но ученый работает чаще всего в одиночку и сам отвечает за свои результаты. В коллективных исследованиях возможности для научного роста каждого исследователя скромнее, но зато есть дружная работа в коллективе.